Общая характеристика социального сиротства в Российской Федерации и формы устройства социальных сирот. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика социального сиротства в Российской Федерации и формы устройства социальных сирот.



В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.

Ребенок, потерявший родителей - это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать - одна из сильнейших потребностей ребенка.

В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство).

Дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях. Социальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д.

Конвенция ООН о правах ребенка признает, что «ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания». Государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, с этой целью они принимают необходимые законодательные и административные меры.

Закон превращается в эффективный механизм регулирования общественных отношений только в тех случаях, когда в не используется четкий понятийный аппарат, именно это определяет, какие нормы права и каких случаях используются. Социальное сиротство является термином социологическим и не имеет адекватного закрепления в праве, что влечет существенные расхождения в оценке распространенности этого явления.

В Семейном кодексе (СК РФ) используется понятие дети, оставшиеся без попечения родителей(ст. 121), – дети, родители которых умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны недееспособными, больны, длительно отсутствуют, уклоняются от воспитания детей или защиты их прав и интересов, в том числе отказываются взять своих детей из воспитательных, лечебных или иных учреждений, а

 

также иные случаи отсутствия родительского попечения. Выявление, учет и защита прав таких детей возлагается на органы опеки и попечительства.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть разбиты на две большие группы. Первая – дети, проживающие в родной семье, однако их родители ненадлежащим образом исполняют свои обязанности. Достаточных оснований для изъятия этих детей из семьи нет, но для защиты их прав и интересов необходим контроль со стороны органов опеки. Вследствие латентности семейного неблагополучия на учете в органах опеки находится незначительная часть таких детей (результаты выборочных исследований свидетельствуют, что среди воспитанников приютов до изъятия из семьи лишь треть получали помощь со стороны социальных служб). Вторая группа – дети, проживающие вне родной семьи. В свою очередь эта группа делится на две подгруппы. В первую подгруппу входят дети, помещенные в семью (усыновленные или находящиеся под опекой), в настоящее время в семьях проживает почти ¾ всех детей, оставшихся без родительского попечения. Основной формой семейного устройства остается опека (две трети от всех помещенных в семьи детей). Во вторую подгруппу входят оставшиеся без родительского попечения дети, находящиеся в интернатных учреждениях. Именно их чаще всего называют социальными сиротами. Вряд ли к социальным сиротам можно отнести усыновленных детей или детей, находящихся под опекой, если опекун в полной мере выполняет свои обязанности.

В 2006[1] г. в России насчитывалось 734 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, что составило 2% от общего числа детей. Из этих детей под опекой находилось 374,9 тыс., проживало в семьях усыновителей 158,6 тыс., в интернатных учреждениях – 188,9 тыс. (из них 74,8 в детских домах 40,2 в школах интернатах для детей с ограниченными возможностями здоровья), в приемных семьях проживали только 11,1 тыс. детей. Таким образом большинство детей, оставшихся без родительского попечения живет в семьях, около 60% впервые выявленных детей, оставшихся без попечения родителей устраивается в семьи.

Социальное сиротство получило широкое распространение в период распада традиционной многопоколенной семьи. Совместное проживание нескольких поколений, вовлечение старших детей в воспитание младших практически исключали вероятность того, что в случае смерти родителей дети оставались без опеки родственников. В современной России рост социального сиротства обусловлен двумя причинами. Первая причина, общая для стран Запада, заключается в кризисе института семьи. Этот кризис проявляется в увеличении возраста вступления в зарегистрированный брак, росте числа разводов, значительной распространенности незарегистрированных брачных отношений, снижении рождаемости, легализации гомосексуальных браков. Вторая причина специфическая – критическое состояние российской семьи, которое обусловлено бедностью значительного числа семей, отсутствием эффективной социальной политики,

 

широким распространением алкоголизма и связанного с ним семейного насилия.

О кризисном состоянии российской семьи свидетельствует устойчивый рост числа родителей, лишенных родительских прав. За пять лет с 1999 по 2004 г. число удовлетворенных судами исков о лишении родительских прав возросло с 35 тыс. до 56 тыс., а число детей, изъятых у таких родителей, увеличилось с 46,5 тыс. до 65,2 тыс.[2] Лишение родительских прав является основной причиной социального сиротства. Так, половина выявляемых в течение года детей, оставшихся без попечения родителей, – это дети, родители которых лишены родительских прав или ограничены в родительских правах.

Ситуация с социальным сиротством в современной России (распространенность, формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей) определяется факторами, сформировавшимися еще в советский период. Коммунистическая идеология приоритетной формой воспитания считала общественное, семья рассматривалась как отживший свое институт, не имеющий существенного значения в формировании личности ребенка. Следствием такого подхода были, во-первых, преимущественное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в интернатные учреждения и, во-вторых, отказ от активного социального вмешательства в неблагополучные семьи для вывода их из кризисного состояния. В годы Советской власти и в настоящее время государство вместо предупреждения семейного неблагополучия (социальная поддержка семей с детьми, ранняя профилактика дисфункциональных отношений в семье) основные усилия направляет на устройство детей оставшихся без попечения родителей.

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей зарубежных странах.

За рубежом преобладает использование семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Исключением из этого правила является Израиль, где около 80% детей, оставшихся без родительского попечения, помещается в малокомплектные интернатные учреждения. В свою очередь среди семейных форм преобладает патронат (так называемые фостеровские семьи). Так, в США в патронатных семьях находится более 500 тыс. детей. Однако и патронат, и усыновление имеют в зарубежных странах существенную специфику.

Основным направлением деятельности социальных служб является предупреждение социального сиротства: социальная поддержка и оказание психолого-педагогической помощи семьям группы риска, активное выявление дисфунциональных семей и вовлечение их в коррекционную работу. Патронатная семья рассматривается как форма временного устройства ребенка на период активного социального вмешательства в биологическую семью. В связи с этим после передачи ребенка в патронатную семью в максимально возможном объеме сохраняются его контакты с биологическими родителями, братьями или сестрами. В Великобритании

 

около 85% детей после пребывания в патронатной семье возвращаются в родную семью. Столь высокий возврат детей в обусловлен развитием социальных служб, занятых реабилитацией семьи, а также наличием законодательства, позволяющего активно проводить социальную работу с семьей.

Профилактика социального сиротства начинается с момента рождения ребенка. Представители социальных служб (здравоохранения или социальной защиты) посещают семьи всех новорожденных и при выявлении факторов риска социального сиротства вовлекают их в профилактическую работу (Австралия, Великобритания, Дания, Китай, ЮАР, Эстония). Широко распространены родительские тренинги, направленные на улучшение взаимоотношений в семье, формирование или совершенствование навыков воспитания ребенка (Великобритания, Германии, Новая Зеландия, Сингапур, США). Коррекционная работа по сохранению семьи может осуществляться по запросу родителей, на основании рекомендации социальных работников, а также по решению суда, выступая в качестве альтернативы привлечения к ответственности или лишения родительских прав.

Главная особенность усыновления заключается в том, что приемные родители не скрывают факта усыновления (отсутствие биологического родства). В законодательстве зарубежных стран нет такого понятия как «тайна усыновления», соответственно, нет уголовной ответственности за разглашение тайны усыновления.

Семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, появилось раньше, чем институциональные. Древнеиудейские законы устанавливали, что дети-сироты должны проживать в семьях своих родственников, которые заботились о них до совершеннолетия. Сходная практика существовала и в античном мире. В общинах первых христиан сирот и нуждающихся детей помещали в семьи состоятельных вдов.

Значительно позднее в христианской Европе заботой о бедных и бездомных стала заниматься церковь. Многие монашеские ордена создавали приюты для детей, родители которых умерли, а также для брошенных и незаконнорожденных детей. В них дети получали кров, уход, питание и обязательное религиозное воспитание. Такие приюты и богадельни были прообразом современных интернатных учреждений. Брошенных младенцев и детей раннего возраста, институциональных учреждений для воспитания которых, практически не существовало, отдавали в семьи на условиях выплаты определенного вознаграждения. Дети старшего возраста и подростки передавались в семьи ремесленников, где в качестве платы за свой труд они кров, еду, одежду, а также овладевали профессией. Широкое распространение интернатные учреждения получили лишь в ХХ веке.

Право ребенка жить и воспитываться в семье закреплено в ст. 54 СК РФ. Поэтому дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат устройству в семью и только при отсутствии такой возможности – в интернатные учреждения (ст. 123 СК РФ). Семейный кодекс выделяет три формы

 

семейного устройства детей: усыновление, опеку и приемную семью (эти три формы регламентируется в Кодексе отдельными главами).

Усыновление.

Основные положения о порядке усыновления ребенка содержатся в СК РФ. Усыновителями могут быть любые лица, кроме тех, кто специально указан в законе. Ребенок может быть усыновлен как обоими супругами, так и одним из них. В последнем случае необходимо получение согласие на усыновление второго супруга. Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.

Круг лиц, которые не могут быть усыновителями, определен ст. 127 СК. Большинство из этих ограничений, например, наличие заболеваний, включенных в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996г. № 542, (туберкулез, онкологические заболевания, психические расстройства, алкоголизм, инвалидность I и II группы, исключающая трудоспособность), лишение или ограничение дееспособности одного из супругов являются безусловными. Два основания: отсутствие дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители; жилье усыновителей не отвечает санитарным и техническим правилам и нормам – не являются обязательными и могут быть оставлены судом без внимания, если это соответствует интереса ребенка. Разница в возрасте между усыновляемым ребенком и усыновителем, не состоящим в браке, должна быть не менее шестнадцати лет, однако суд при наличии уважительных причин вправе сократить разницу в возрасте. Для усыновления ребенка, достигшего возраста десяти лет, необходимо его согласие. Для усыновления детей, находящихся под опекой (попечительством), необходимо письменное согласие их опекунов (попечителей), если ребенок находится в интернатном учреждении, согласие дает руководитель учреждения. В интересах ребенка суд вправе вынести решение о его усыновлении без согласия опекуна (попечителя).

Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей, единственный родитель или оба родителя которых: умерли; признаны судом безвестно отсутствующими или объявлены умершими; признаны судом недееспособными; лишены судом родительских прав; дали в установленном порядке согласие на усыновление; по причинам, признанным судом неуважительными, не проживают более 6 месяцев совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания; неизвестны или отказались от ребенка. Неизвестными считаются родители найденного или подкинутого ребенка. Факт обнаружения такого ребенка удостоверяется актом орган внутренних дел. Отказ от ребенка (оставление его в родильном доме или ином медицинском учреждении) удостоверяется либо актом об оставлении ребенка в лечебно-профилактическом учреждении (составляется администрацией учреждения), либо заявлением о согласии на усыновление ребенка (подписывается матерью или обоими родителями, если отец ребенка

 

известен). Минобразованием России определены стандартные формы этих документов.

Процедура усыновления детально регламентируется Правилами передачи детей на усыновление (удочерение), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275. Граждане Российской Федерации, желающие усыновить ребенка, обращаются в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями. К заявлению прилагаются следующие документы: краткая автобиография; справка с места работы с указанием должности и заработной платы либо копия декларации о доходах; копия финансового лицевого счета и выписка из домовой книги с места жительства или документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение; справка, выданная органами внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан; медицинское заключение об отсутствии заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка; копия свидетельства о браке (если лицо состоит в браке). Медицинское заключение о состоянии здоровья действительно в течение 3 месяцев, остальные справки – в течение года.

Порядок медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, утвержден Приказом Минздрава РФ от 10 сентября 1996 г. № 332. Медицинское освидетельствование проводится государственными и муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями, поскольку только они вправе выдать медицинское заключение установленного образца (форма № 164/у-96). Бланк «Медицинского заключения» выдается каждому кандидату в усыновители в органах опеки и попечительства. После проведения освидетельствования в заключении указывается только выявлены или нет заболевания, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка.

При обращении в орган опеки с просьбой об усыновлении гражданин предъявляет паспорт или иной документ, его заменяющий. Орган опеки проводит обследование условий жизни заявителя, по результатам которого и с учетом представленных документов готовит заключение о возможности быть усыновителем. Заключение должно быть подготовлено в течение 15 дней со дня подачи заявления.

При положительном заключении гражданин ставится органом опеки и попечительства на учет в качестве кандидата в усыновители, после чего ему представляется информация о проживающих в данном муниципальном образовании детях, подлежащих усыновлению. Эта информация включает сведения о состоянии здоровья ребенка; его физическом и умственном развитии; особенностях характера ребенка; этническом происхождении; причинах отсутствия родительского попечения. Орган опеки выдает направление для посещения ребенка, выбранного усыновителями. Кандидат в усыновители имеет право получить подробную информацию о выбранном ребенке и сведения о наличии у него родственников. Он может обратиться в

 

медицинское учреждение для проведения независимого медицинского освидетельствования усыновляемого ребенка. Кандидат в усыновители обязан встретиться с ребенком и установить с ним контакт; ознакомиться с документами ребенка; подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка.

Если кандидат в усыновители не смог подобрать для усыновления ребенка по месту своего жительства, он может обратиться за получением сведений о ребенке, подлежащем усыновлению, в любой другой орган опеки и попечительства, а также в региональный или федеральный банк данных о детях, подлежащих усыновлению. При обращении в региональный или федеральный банки данных на кандидата в усыновители составляется анкета, в которой также указывается информация о ребенке, которого гражданин желал бы принять на воспитание.

Решение об усыновлении ребенка принимается судом (федеральным судьей) в порядке, установленном главой 29 Гражданского процессуального кодекса. Заявление об усыновлении рассматривается в закрытом судебном заседании с обязательным участием усыновителей (усыновителя), представителя органа опеки и попечительства, прокурора и ребенка, достигшего возраста четырнадцати лет. Удовлетворив заявление об усыновлении, суд по ходатайству усыновителя может принять следующие решения: об изменении фамилии, имени и отчества ребенка; о записи усыновителей в книге записей рождений в качестве родителей усыновленного ими ребенка; об изменениях даты и (или) места рождения усыновленного ребенка. Изменение даты рождения усыновленного ребенка, как правило, принимается в отношении детей в возрасте до года. Возможность изменения фамилии, имени и отчества ребенка, сведений о месте и времени его рождения с учетом того, что ¾ российских усыновителей хотят взять в свою семью ребенка младше трех лет, позволяет скрыть факт усыновления от усыновленного ребенка.

Усыновленные дети утрачивают личные неимущественные и имущественные права и освобождаются от обязанностей по отношению к своим родителям и родственникам. Усыновители в отношении усыновленного ребенка приобретают все права родителей, вместе с этим они в полном объеме несут обязанности родителей, в том числе и обязанность содержать ребенка. Усыновленный ребенок приобретает права на имущество усыновителей, он обязан заботиться об усыновителях, если они потеряют трудоспособность. Правоотношения между усыновленным и усыновителем не прекращаются после достижения ребенком совершеннолетия.

Из всех форм семейного устройства усыновление максимально полно позволяет создать для ребенка условия воспитания в родной семье, в том числе, и бедность, характерную для значительной части российских семей. Усыновителям выплачивается такое же пособие на ребенка, как и биологическим родителям, опекунам же компенсируются расходы, связанные с содержанием ребенка. Хотя в некоторых регионах размеры

 

выплат опекунам искусственно занижаются, они все равно многократно выше детских пособий.

Опека.

Опека – наиболее распространенная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Закон предъявляет к опекунам менее строгие требования, чем к усыновителям. Так, на них не распространяются ограничения об отсутствии судимости, обеспеченности жильем и уровне доходов. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливается в целях защиты их прав и интересов, а также в целях воспитания. Указанные цели определяют права и обязанности опекунов, характер правоотношений между опекунами и подопечными. Опекун становится законным представителем ребенка, он обязан его воспитывать и вправе определять способы воспитания ребенка.

Однако права опекуна ограничены, по сравнению с правами усыновителя. Закон дает органу опеки и попечительства по месту жительства подопечных право осуществлять надзор за деятельностью опекунов и попечителей. Опекун не вполне самостоятелен при определении способов воспитания ребенка, а должен учитывать рекомендации органа опеки и попечительства. При установлении опеки или попечительства сохраняется общение между ребенком и его родителями (близкими родственниками), за исключением случаев, если такое общение противоречит интересам ребенка.

Имущественные отношения между опекуном и подопечным регулируются Гражданским кодексом. Опекун не вправе без предварительного согласия органа опеки и попечительства совершать сделки по отчуждению имущества подопечного. Доходы подопечного могут расходоваться опекуном только в интересах ребенка и после предварительного согласия органа опеки. Опекун и его близкие родственники не могут совершать сделок с подопечным, кроме дарения или передачи ему в безвозмездное пользование имущества.

Опека над несовершеннолетним прекращается без особого распоряжения при достижении подопечным 18-летенего возраста. После прекращения опеки опекун утрачивает все права и обязанности в отношении подопечного, в том числе обязанность проживать вместе с подопечным, воспитывать его, создавать условия для всестороннего развития. Отношения между опекунами и подопечными могут продолжаться и в дальнейшем, однако они не порождают прав и обязанностей, предусмотренных для опеки.

В связи с этим СК РФ закрепляет за подопечными детьми ряд прав, обеспечивающих им возможность самостоятельного проживания после прекращения опеки. К таким правам можно отнести сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, в котором ребенок проживал до назначения опеки, а также право на получение жилого помещения при отсутствии закрепленного за ним жилья. Дети, находящиеся под опекой (попечительством) сохраняют статус детей, оставшихся без попечения родителей, и право на все связанные с этим статусом льготы.

 

Опекуны и попечители выполняют свои обязанности безвозмездно, но они не несут затрат на содержание ребенка, поскольку им ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленном законами субъектов Федерации. Кроме того, за подопечным сохраняется право на получение причитающихся ему алиментов, пенсий, пособий и других социальных выплат, а не только пенсий и пособий в связи со смертью родителей, как в случае усыновления. Эти выплаты также получают опекуны и расходуют их на содержание подопечных.

Процедура назначения опеки значительно проще, чем усыновления. Опека устанавливается решением органа местного самоуправления, а не суда. Отмеченные особенности опеки (простой порядок назначения, денежные выплаты на содержание ребенка, прекращение обязанностей опекуна после совершеннолетия ребенка) определяют ее широкое распространение. Чаще всего опекунами назначаются бабушки детей, детей, оставшихся без попечения родителей. Опеку критикуют за низкую педагогическую эффективность, которая связана с пожилым возрастом опекунов, отсутствие у них необходимых навыков по воспитанию (об этом свидетельствует то обстоятельство, что они их собственные дети были лишены родительских прав). Последнее обстоятельство усугубляется тем, специальный отбор и подготовка опекунов законом не предусмотрены, возможности психолого-педагогической поддержки опекунов ограничены. Закон не обязывает органы опеки и попечительства оказывать опекуна необходимую помощь, как в случае помещения ребенка в приемную семью.

Приемная семья.

Сравнительно новой формой семейного устройства детей является приемная семья, которая образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Этот договор заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами). Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна, в то же время им выплачивается заработная плата в зависимости от количества принятых на воспитание детей и состояния их здоровья. Размер заработной платы устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Так же как опекунам приемным родителям компенсируются затраты, связанные с содержанием детей. Детально порядок создания и функционирования приемной семьи регламентируется Положением о приемной семье, утвержденном Постановлением правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829. Анализ Положения позволяет сделать вывод о том, что приемная семья ориентирован на устройство значительного числа детей. Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек. Договор о создании приемной семьи для приемных родителей, взявших на воспитание не менее 3-х детей и не имеющих необходимого жилого помещения, должен предусматривать выделение органами местного самоуправления квартиры или дома.

 

В большинстве случаев в приемную семью, как правило, берутся на воспитание 1-2 ребенка. Отчасти это связано с трудностями предоставления приемным родителям жилья. Однако такая практика больше соответствует интересам ребенка, создает наиболее удачные условия для его воспитания. Несмотря на очевидные преимущества (простота передачи ребенка, компенсация затрат на содержание ребенка, оплата труда по воспитанию ребенка, возможность получения помощи со стороны органов опеки) приемная семья не получила столь же широкого распространения как опека и попечительство. В недавнем прошлом создание приемных семей сдерживалось отсутствием в большинстве субъектов Российской Федерации регионального законодательства об оплате труда приемных родителей и социальной поддержке приемных семей. В настоящее время правовые нормативные акты, регулирующие оплату труда приемных родителей и иные вопросы, связанные с созданием и функционированием приемных семей, приняты более чем в 2/3 регионов, из них в 44 регионах в форме законов.

Примером наиболее успешного развития института приемной семьи является Самарская область, где благодаря передаче детей в приемные семьи удалось практически полностью отказаться от институциональных форм устройства. Приемные семьи начали создаваться в Самарской области в 1994 г. Широкое распространение этой формы устройства детей обусловлено следующими обстоятельствами: активной позицией региональных органов исполнительной власти; создание специализированных органов исполнительной власти (комитетов по вопросам семьи, материнства и детства при областной администрации и во всех муниципальных образованиях), занимающихся реализацией семейной политики, и передача им функций органов опеки и попечительства; создание инфраструктуры учреждений, осуществляющих социальную работу с семьей (основой этой системы стали центры социальной помощи семье и детям «Семья», созданные во всех муниципальных образованиях области; а также социально-реабилитационные центры или социальные приюты; центры социально-медицинской реабилитации детей с ограниченными возможностями; центры психолого-медико-педагогической диагностики и коррекции); многократное (в 10 раз) увеличение числа специалистов по охране детства в органах опеки и попечительства; материальная поддержка приемных родителей – за каждого взятого в семью ребенка выплачивается заработная плата.

Основной причиной, сдерживающей распространение приемных семей, является незаинтересованность региональных органов исполнительной власти, которые не создают необходимых для этого учреждений, не оказывают материальной поддержки приемным родителям.

Патронат.

Согласно ст. 123 СК РФ законами субъектов Федерации могут устанавливаться иные, помимо закрепленных в Кодексе, формы устройства детей. Такой формой устройства является патронат – передача ребенка, оставшегося без попечения родителей, в замещающую (патронатную) семью

 

на основании договора между патронатным воспитателем и органом местного самоуправления, за которым сохраняются права и обязанности законного представителя ребенка, находящегося в патронатной семье. Часть своих полномочий законного представителя ребенка орган местного самоуправления делегирует патронатным воспитателям. Обязанности по содержанию ребенка в патронатной семье и оплате труда патронатных воспитателей несет орган местного самоуправления. Органы опеки и попечительства осуществляют подбор патронатных воспитателей, их предварительную подготовку, готовят для ребенка программу реабилитации и контролируют ее реализацию в патронатной семье, оказывают патронатным родителям необходимую помощь. Из всех форм семейного устройства патронат предусматривает наибольшую степень вмешательства органов опеки в замещающую семью.

Патронат существует в трети субъектов Федерации, однако отсутствие соответствующей статистической отчетности не позволяет получить точные данные о числе детей, находящихся в патронатных семьях. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что данная форма устройства детей не получила широкого распространения, что объясняется следующими обстоятельствами. Первое, законным представителем ребенка, проживающего в патронатной семье, остается орган опеки и попечительства, что порождает сложности разграничения прав и ответственности между опекой и патронатными воспитателями. Второе, понятие «патронат», не имеет четкого юридического содержания. Наряду с патронатным воспитанием (помещением ребенка, оставшегося без попечения родителей в семью на основании договора о патронате) существует постинтернатный патронат (Московская область) и социальный патронат (Москва, Московская и Пермская области). Под постинтернатным патронатом понимается оказание социальной помощи лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет. Социальный патронат устанавливаться органом опеки и попечительства над семьей для защиты прав ребенка при неспособности родителей осуществлять надлежащим образом воспитание и содержание детей в семье. Таким образом, под патронатом находятся совершеннолетние дееспособные лица или дети, родители которых не лишены родительских прав и не ограничены в них. Это порождает неясность и противоречивость правоотношений, в которых оказываются патронатные воспитатели и лица, находящиеся под патронатом. Социальный патронат, несомненно, может стать эффективным средством предупреждения социального сиротства, однако его внедрение возможно только на основании федерального закона, поскольку он сопряжен с ограничением прав биологических родителей. Третье, для передачи детей на патронат необходимо развитие социальных служб, часто называемых уполномоченными службами, которые должны осуществлять отбор и подготовку патронатных воспитателей, оказывать им психолого-педагогическую поддержку. Наиболее успешно патронат развивается в

 

Пермской области, что связано с поддержкой этой формы устройства детей в семью региональными органами исполнительной власти. Передача с 1 января 2008 г. полномочий по опеки и попечительству с муниципального на региональный уровень создает благоприятные условия для развития патроната.

Формой устройства детей, близкой к патронату, являются семейные воспитательные группы, создаваемые в учреждениях социального обслуживания. Учреждение принимает на работу в качестве воспитателей граждан, которые берут на воспитание в свою семью детей, находящихся в учреждении на полном государственном обеспечении. Администрация учреждения является законным представителем ребенка и отвечает за его материальное обеспечение, оказание медицинской помощи, разработку и реализацию индивидуальной программы социально-психологической реабилитации. Воспитатель за свой труд получает заработную плату. Отличие семейных воспитательных групп от патроната заключается в то, что функции органа опеки и попечительства в этом случае исполняет администрация учреждения. Эта форма устройства детей поддерживается Министерством здравоохранения и социального развития[3].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 846; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.246.254 (0.037 с.)