Глава I . Причины социального сиротства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I . Причины социального сиротства



КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине Социальная педагогика

 

на тему Методы и способы профилактики социального сиротства
 

 

 

Выполнил студент группы
4ПСПб-02-21оп группа
направления подготовки (специальности)
44.03.02
шифр, наименование
Жирохов Иван Сергеевич
фамилия, имя, отчество

 

Руководитель
Гольцова Наталья Владимировна
фамилия, имя, отчество
 
должность

 

Дата представления работы
«___12___»____декабря_____ 2016г.
 
Заключение о допуске к защите
 
 
 
 
Оценка _______________, _______________
количество баллов
Подпись преподавателя_________________

 

Череповец

 

 

Оглавление:

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

 

ГЛАВА I. ПРИЧИНЫ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА…………………..6

 

1.1 Общая характеристика социального сиротства в Российской Федерации и формы устройства социальных сирот……………………………………...6

 

1.2 Причины социального сиротства в России……………………………18

 

Выводы по главе 1……………………………………………………………23

 

ГЛАВА II. ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА…………24

 

2.1. Программа эмпирического исследования…………………………….24

 

2.2 Методы профилактики социальных сирот…………………………….32

 

Выводы по главе 2…………………………………………………………...37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....38

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………40

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Тема настоящей курсовой «Профилактика социального сиротства». Эта тема выбрана не случайно, так как сиротство как социальное явление является актуальным, прежде всего для России. Истоки социального сиротства берут свое начало в семье. При внимательном знакомстве с семьями, в которых ребенок стал сиротой или лишился попечения родителей, выявляется общая закономерность: сиротству либо предшествовали нарушения привязанности между родителями и детьми, либо привязанность не была сформирована. Государство пытается решить проблемы сиротства, но те мероприятия, которые оно проводит, не улучшают ситуацию, а, наоборот,тормозит, что говорит о неэффективности существующих на данныймомент мер.

Вопросы социальной защиты сирот, в условиях радикальных реформ чрезвычайно актуальны, отличаются новизной и достаточной сложностью, как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Данная проблематика носит межотраслевой характер, находится на пересечении проблемных полей социологии, социальной психологии и педагогики, включая в себя вопросы социальных истоков и социального содержания феномена сиротства, социальной политики в отношении этой категории населения, устройства осиротевших детей в приемные семьи, помещения их в соответствующие учреждения, проблемы обучения, социальных выплат и льгот, обеспечения жильем и т.п.

Драматична судьба, детей, выросших в интернатах. Жизнь без семьи в условиях длительной социальной изоляции, в ограниченном, замкнутом коллективе сужает возможности формирования личности, способствует угасанию мотивации к нравственному и интеллектуальному совершенствованию. Особенно катастрофична судьба младенцев, оставшихся без Матери сразу после рождения в результате отказа от них матерей, поскольку именно в первые дни и месяцы жизни ребенку наиболее необходим постоянный эмоциональный и телесный контакт с биологической матерью. Лишаясь его, новорожденный подвергается риску искажения психического развития на всю жизнь. Оказываясь в изоляции, без матери сразу после рождения, уже к полугоду ребенок заметно отстает в развитии, а через год невосполнимо утрачивает должный потенциал эмоциональности и интеллекта.

Многие годы все, что касалось этих вопросов, тщательно скрывалось. Лишь в последние годы благодаря усилиям демократической общественности достоянием гласности стали пугающие цифры. Оказалось, что около 1% новорожденных остаются без попечения родителей уже в родильных домах вследствие отказа от них матерей. Только за один 2006г. в родильных домах Москвы осталось более 250 детей. Лишь небольшая часть отказов была

связана с тяжелым заболеванием или уродством младенца. К сожалению, вопросом о причинах

отказов матерей от своих детей никто не занимался ни теоретически, ни практически. Казался самоочевидным ответ на вопрос, почему мать бросает своего ребенка? В общественном сознании

мать? оставляющая своего ребенка без опеки, считается априорно греховной, морально разложившейся и недостойной сочувствия и помощи. Недаром стереотипы бытового сознания заставляли бывших депутатов Союзного парламента требовать создания закона, который беспощадно карал бы таких матерей. А средства массовой информации, соревнуясь в поисках «истины», всерьез обсуждали «предложения» некоторых граждан о стерилизации таких женщин, об их направлении на принудительный труд, об их публичном обозрении на работе, в школе, в институте.

Необходимость исследования причин социального сиротства продиктована обеспокоенностью детских врачей катастрофическим увеличением детей, брошенных матерями в первые дни жизни, сразу после рождения, а также озабоченностью теми драматическими последствиями для здоровья и судьбы, которое несет сверхранний отрыв ребенка от биологической матери. Проблема социального сиротства очень актуальна в наше время, т.к. с каждым днём всё больше матерей отказываются от своих детей.

Цель работы – наиболее полное изучение причины отказа матерей от своих детей и способы решения проблемы социального сиротства (профилактика социального сиротства

Объектом является: социальное сиротство.

Предметом изучения: является причины появления социального сиротства и пути его преодоления (профилактика социального сиротства).

Задачи исследования:

1. раскрыть необходимые вопросы и понятия для понимания социального сиротства в целом;

2. провести общую характеристику социального сиротства в Российской Федерации;

3. проанализировать формы устройства социальных сирот;

4. проанализировать методы профилактики социальных сирот в России и зарубежных странах;

5. привести, наиболее необходимые для России, методы преодоления социального сиротства (профилактика).

В работе использовались следующие методы исследования:

· теоретические (теоретический анализ философской, педагогической, социально-педагогической, психологической литературы);

· эмпирические (беседа, наблюдение).

Гипотеза исследования: проблемы социального сиротства зависит от активности всего общества и каждого человека в частности.

Эмпирической базой исследования:

стал социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Росток».

Курсовая работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

 

Усыновление.

Основные положения о порядке усыновления ребенка содержатся в СК РФ. Усыновителями могут быть любые лица, кроме тех, кто специально указан в законе. Ребенок может быть усыновлен как обоими супругами, так и одним из них. В последнем случае необходимо получение согласие на усыновление второго супруга. Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.

Круг лиц, которые не могут быть усыновителями, определен ст. 127 СК. Большинство из этих ограничений, например, наличие заболеваний, включенных в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996г. № 542, (туберкулез, онкологические заболевания, психические расстройства, алкоголизм, инвалидность I и II группы, исключающая трудоспособность), лишение или ограничение дееспособности одного из супругов являются безусловными. Два основания: отсутствие дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители; жилье усыновителей не отвечает санитарным и техническим правилам и нормам – не являются обязательными и могут быть оставлены судом без внимания, если это соответствует интереса ребенка. Разница в возрасте между усыновляемым ребенком и усыновителем, не состоящим в браке, должна быть не менее шестнадцати лет, однако суд при наличии уважительных причин вправе сократить разницу в возрасте. Для усыновления ребенка, достигшего возраста десяти лет, необходимо его согласие. Для усыновления детей, находящихся под опекой (попечительством), необходимо письменное согласие их опекунов (попечителей), если ребенок находится в интернатном учреждении, согласие дает руководитель учреждения. В интересах ребенка суд вправе вынести решение о его усыновлении без согласия опекуна (попечителя).

Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей, единственный родитель или оба родителя которых: умерли; признаны судом безвестно отсутствующими или объявлены умершими; признаны судом недееспособными; лишены судом родительских прав; дали в установленном порядке согласие на усыновление; по причинам, признанным судом неуважительными, не проживают более 6 месяцев совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания; неизвестны или отказались от ребенка. Неизвестными считаются родители найденного или подкинутого ребенка. Факт обнаружения такого ребенка удостоверяется актом орган внутренних дел. Отказ от ребенка (оставление его в родильном доме или ином медицинском учреждении) удостоверяется либо актом об оставлении ребенка в лечебно-профилактическом учреждении (составляется администрацией учреждения), либо заявлением о согласии на усыновление ребенка (подписывается матерью или обоими родителями, если отец ребенка

 

известен). Минобразованием России определены стандартные формы этих документов.

Процедура усыновления детально регламентируется Правилами передачи детей на усыновление (удочерение), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275. Граждане Российской Федерации, желающие усыновить ребенка, обращаются в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями. К заявлению прилагаются следующие документы: краткая автобиография; справка с места работы с указанием должности и заработной платы либо копия декларации о доходах; копия финансового лицевого счета и выписка из домовой книги с места жительства или документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение; справка, выданная органами внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан; медицинское заключение об отсутствии заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка; копия свидетельства о браке (если лицо состоит в браке). Медицинское заключение о состоянии здоровья действительно в течение 3 месяцев, остальные справки – в течение года.

Порядок медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, утвержден Приказом Минздрава РФ от 10 сентября 1996 г. № 332. Медицинское освидетельствование проводится государственными и муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями, поскольку только они вправе выдать медицинское заключение установленного образца (форма № 164/у-96). Бланк «Медицинского заключения» выдается каждому кандидату в усыновители в органах опеки и попечительства. После проведения освидетельствования в заключении указывается только выявлены или нет заболевания, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка.

При обращении в орган опеки с просьбой об усыновлении гражданин предъявляет паспорт или иной документ, его заменяющий. Орган опеки проводит обследование условий жизни заявителя, по результатам которого и с учетом представленных документов готовит заключение о возможности быть усыновителем. Заключение должно быть подготовлено в течение 15 дней со дня подачи заявления.

При положительном заключении гражданин ставится органом опеки и попечительства на учет в качестве кандидата в усыновители, после чего ему представляется информация о проживающих в данном муниципальном образовании детях, подлежащих усыновлению. Эта информация включает сведения о состоянии здоровья ребенка; его физическом и умственном развитии; особенностях характера ребенка; этническом происхождении; причинах отсутствия родительского попечения. Орган опеки выдает направление для посещения ребенка, выбранного усыновителями. Кандидат в усыновители имеет право получить подробную информацию о выбранном ребенке и сведения о наличии у него родственников. Он может обратиться в

 

медицинское учреждение для проведения независимого медицинского освидетельствования усыновляемого ребенка. Кандидат в усыновители обязан встретиться с ребенком и установить с ним контакт; ознакомиться с документами ребенка; подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка.

Если кандидат в усыновители не смог подобрать для усыновления ребенка по месту своего жительства, он может обратиться за получением сведений о ребенке, подлежащем усыновлению, в любой другой орган опеки и попечительства, а также в региональный или федеральный банк данных о детях, подлежащих усыновлению. При обращении в региональный или федеральный банки данных на кандидата в усыновители составляется анкета, в которой также указывается информация о ребенке, которого гражданин желал бы принять на воспитание.

Решение об усыновлении ребенка принимается судом (федеральным судьей) в порядке, установленном главой 29 Гражданского процессуального кодекса. Заявление об усыновлении рассматривается в закрытом судебном заседании с обязательным участием усыновителей (усыновителя), представителя органа опеки и попечительства, прокурора и ребенка, достигшего возраста четырнадцати лет. Удовлетворив заявление об усыновлении, суд по ходатайству усыновителя может принять следующие решения: об изменении фамилии, имени и отчества ребенка; о записи усыновителей в книге записей рождений в качестве родителей усыновленного ими ребенка; об изменениях даты и (или) места рождения усыновленного ребенка. Изменение даты рождения усыновленного ребенка, как правило, принимается в отношении детей в возрасте до года. Возможность изменения фамилии, имени и отчества ребенка, сведений о месте и времени его рождения с учетом того, что ¾ российских усыновителей хотят взять в свою семью ребенка младше трех лет, позволяет скрыть факт усыновления от усыновленного ребенка.

Усыновленные дети утрачивают личные неимущественные и имущественные права и освобождаются от обязанностей по отношению к своим родителям и родственникам. Усыновители в отношении усыновленного ребенка приобретают все права родителей, вместе с этим они в полном объеме несут обязанности родителей, в том числе и обязанность содержать ребенка. Усыновленный ребенок приобретает права на имущество усыновителей, он обязан заботиться об усыновителях, если они потеряют трудоспособность. Правоотношения между усыновленным и усыновителем не прекращаются после достижения ребенком совершеннолетия.

Из всех форм семейного устройства усыновление максимально полно позволяет создать для ребенка условия воспитания в родной семье, в том числе, и бедность, характерную для значительной части российских семей. Усыновителям выплачивается такое же пособие на ребенка, как и биологическим родителям, опекунам же компенсируются расходы, связанные с содержанием ребенка. Хотя в некоторых регионах размеры

 

выплат опекунам искусственно занижаются, они все равно многократно выше детских пособий.

Опека.

Опека – наиболее распространенная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Закон предъявляет к опекунам менее строгие требования, чем к усыновителям. Так, на них не распространяются ограничения об отсутствии судимости, обеспеченности жильем и уровне доходов. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливается в целях защиты их прав и интересов, а также в целях воспитания. Указанные цели определяют права и обязанности опекунов, характер правоотношений между опекунами и подопечными. Опекун становится законным представителем ребенка, он обязан его воспитывать и вправе определять способы воспитания ребенка.

Однако права опекуна ограничены, по сравнению с правами усыновителя. Закон дает органу опеки и попечительства по месту жительства подопечных право осуществлять надзор за деятельностью опекунов и попечителей. Опекун не вполне самостоятелен при определении способов воспитания ребенка, а должен учитывать рекомендации органа опеки и попечительства. При установлении опеки или попечительства сохраняется общение между ребенком и его родителями (близкими родственниками), за исключением случаев, если такое общение противоречит интересам ребенка.

Имущественные отношения между опекуном и подопечным регулируются Гражданским кодексом. Опекун не вправе без предварительного согласия органа опеки и попечительства совершать сделки по отчуждению имущества подопечного. Доходы подопечного могут расходоваться опекуном только в интересах ребенка и после предварительного согласия органа опеки. Опекун и его близкие родственники не могут совершать сделок с подопечным, кроме дарения или передачи ему в безвозмездное пользование имущества.

Опека над несовершеннолетним прекращается без особого распоряжения при достижении подопечным 18-летенего возраста. После прекращения опеки опекун утрачивает все права и обязанности в отношении подопечного, в том числе обязанность проживать вместе с подопечным, воспитывать его, создавать условия для всестороннего развития. Отношения между опекунами и подопечными могут продолжаться и в дальнейшем, однако они не порождают прав и обязанностей, предусмотренных для опеки.

В связи с этим СК РФ закрепляет за подопечными детьми ряд прав, обеспечивающих им возможность самостоятельного проживания после прекращения опеки. К таким правам можно отнести сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, в котором ребенок проживал до назначения опеки, а также право на получение жилого помещения при отсутствии закрепленного за ним жилья. Дети, находящиеся под опекой (попечительством) сохраняют статус детей, оставшихся без попечения родителей, и право на все связанные с этим статусом льготы.

 

Опекуны и попечители выполняют свои обязанности безвозмездно, но они не несут затрат на содержание ребенка, поскольку им ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленном законами субъектов Федерации. Кроме того, за подопечным сохраняется право на получение причитающихся ему алиментов, пенсий, пособий и других социальных выплат, а не только пенсий и пособий в связи со смертью родителей, как в случае усыновления. Эти выплаты также получают опекуны и расходуют их на содержание подопечных.

Процедура назначения опеки значительно проще, чем усыновления. Опека устанавливается решением органа местного самоуправления, а не суда. Отмеченные особенности опеки (простой порядок назначения, денежные выплаты на содержание ребенка, прекращение обязанностей опекуна после совершеннолетия ребенка) определяют ее широкое распространение. Чаще всего опекунами назначаются бабушки детей, детей, оставшихся без попечения родителей. Опеку критикуют за низкую педагогическую эффективность, которая связана с пожилым возрастом опекунов, отсутствие у них необходимых навыков по воспитанию (об этом свидетельствует то обстоятельство, что они их собственные дети были лишены родительских прав). Последнее обстоятельство усугубляется тем, специальный отбор и подготовка опекунов законом не предусмотрены, возможности психолого-педагогической поддержки опекунов ограничены. Закон не обязывает органы опеки и попечительства оказывать опекуна необходимую помощь, как в случае помещения ребенка в приемную семью.

Приемная семья.

Сравнительно новой формой семейного устройства детей является приемная семья, которая образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Этот договор заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами). Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна, в то же время им выплачивается заработная плата в зависимости от количества принятых на воспитание детей и состояния их здоровья. Размер заработной платы устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Так же как опекунам приемным родителям компенсируются затраты, связанные с содержанием детей. Детально порядок создания и функционирования приемной семьи регламентируется Положением о приемной семье, утвержденном Постановлением правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829. Анализ Положения позволяет сделать вывод о том, что приемная семья ориентирован на устройство значительного числа детей. Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек. Договор о создании приемной семьи для приемных родителей, взявших на воспитание не менее 3-х детей и не имеющих необходимого жилого помещения, должен предусматривать выделение органами местного самоуправления квартиры или дома.

 

В большинстве случаев в приемную семью, как правило, берутся на воспитание 1-2 ребенка. Отчасти это связано с трудностями предоставления приемным родителям жилья. Однако такая практика больше соответствует интересам ребенка, создает наиболее удачные условия для его воспитания. Несмотря на очевидные преимущества (простота передачи ребенка, компенсация затрат на содержание ребенка, оплата труда по воспитанию ребенка, возможность получения помощи со стороны органов опеки) приемная семья не получила столь же широкого распространения как опека и попечительство. В недавнем прошлом создание приемных семей сдерживалось отсутствием в большинстве субъектов Российской Федерации регионального законодательства об оплате труда приемных родителей и социальной поддержке приемных семей. В настоящее время правовые нормативные акты, регулирующие оплату труда приемных родителей и иные вопросы, связанные с созданием и функционированием приемных семей, приняты более чем в 2/3 регионов, из них в 44 регионах в форме законов.

Примером наиболее успешного развития института приемной семьи является Самарская область, где благодаря передаче детей в приемные семьи удалось практически полностью отказаться от институциональных форм устройства. Приемные семьи начали создаваться в Самарской области в 1994 г. Широкое распространение этой формы устройства детей обусловлено следующими обстоятельствами: активной позицией региональных органов исполнительной власти; создание специализированных органов исполнительной власти (комитетов по вопросам семьи, материнства и детства при областной администрации и во всех муниципальных образованиях), занимающихся реализацией семейной политики, и передача им функций органов опеки и попечительства; создание инфраструктуры учреждений, осуществляющих социальную работу с семьей (основой этой системы стали центры социальной помощи семье и детям «Семья», созданные во всех муниципальных образованиях области; а также социально-реабилитационные центры или социальные приюты; центры социально-медицинской реабилитации детей с ограниченными возможностями; центры психолого-медико-педагогической диагностики и коррекции); многократное (в 10 раз) увеличение числа специалистов по охране детства в органах опеки и попечительства; материальная поддержка приемных родителей – за каждого взятого в семью ребенка выплачивается заработная плата.

Основной причиной, сдерживающей распространение приемных семей, является незаинтересованность региональных органов исполнительной власти, которые не создают необходимых для этого учреждений, не оказывают материальной поддержки приемным родителям.

Патронат.

Согласно ст. 123 СК РФ законами субъектов Федерации могут устанавливаться иные, помимо закрепленных в Кодексе, формы устройства детей. Такой формой устройства является патронат – передача ребенка, оставшегося без попечения родителей, в замещающую (патронатную) семью

 

на основании договора между патронатным воспитателем и органом местного самоуправления, за которым сохраняются права и обязанности законного представителя ребенка, находящегося в патронатной семье. Часть своих полномочий законного представителя ребенка орган местного самоуправления делегирует патронатным воспитателям. Обязанности по содержанию ребенка в патронатной семье и оплате труда патронатных воспитателей несет орган местного самоуправления. Органы опеки и попечительства осуществляют подбор патронатных воспитателей, их предварительную подготовку, готовят для ребенка программу реабилитации и контролируют ее реализацию в патронатной семье, оказывают патронатным родителям необходимую помощь. Из всех форм семейного устройства патронат предусматривает наибольшую степень вмешательства органов опеки в замещающую семью.

Патронат существует в трети субъектов Федерации, однако отсутствие соответствующей статистической отчетности не позволяет получить точные данные о числе детей, находящихся в патронатных семьях. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что данная форма устройства детей не получила широкого распространения, что объясняется следующими обстоятельствами. Первое, законным представителем ребенка, проживающего в патронатной семье, остается орган опеки и попечительства, что порождает сложности разграничения прав и ответственности между опекой и патронатными воспитателями. Второе, понятие «патронат», не имеет четкого юридического содержания. Наряду с патронатным воспитанием (помещением ребенка, оставшегося без попечения родителей в семью на основании договора о патронате) существует постинтернатный патронат (Московская область) и социальный патронат (Москва, Московская и Пермская области). Под постинтернатным патронатом понимается оказание социальной помощи лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет. Социальный патронат устанавливаться органом опеки и попечительства над семьей для защиты прав ребенка при неспособности родителей осуществлять надлежащим образом воспитание и содержание детей в семье. Таким образом, под патронатом находятся совершеннолетние дееспособные лица или дети, родители которых не лишены родительских прав и не ограничены в них. Это порождает неясность и противоречивость правоотношений, в которых оказываются патронатные воспитатели и лица, находящиеся под патронатом. Социальный патронат, несомненно, может стать эффективным средством предупреждения социального сиротства, однако его внедрение возможно только на основании федерального закона, поскольку он сопряжен с ограничением прав биологических родителей. Третье, для передачи детей на патронат необходимо развитие социальных служб, часто называемых уполномоченными службами, которые должны осуществлять отбор и подготовку патронатных воспитателей, оказывать им психолого-педагогическую поддержку. Наиболее успешно патронат развивается в

 

Пермской области, что связано с поддержкой этой формы устройства детей в семью региональными органами исполнительной власти. Передача с 1 января 2008 г. полномочий по опеки и попечительству с муниципального на региональный уровень создает благоприятные условия для развития патроната.

Формой устройства детей, близкой к патронату, являются семейные воспитательные группы, создаваемые в учреждениях социального обслуживания. Учреждение принимает на работу в качестве воспитателей граждан, которые берут на воспитание в свою семью детей, находящихся в учреждении на полном государственном обеспечении. Администрация учреждения является законным представителем ребенка и отвечает за его материальное обеспечение, оказание медицинской помощи, разработку и реализацию индивидуальной программы социально-психологической реабилитации. Воспитатель за свой труд получает заработную плату. Отличие семейных воспитательных групп от патроната заключается в то, что функции органа опеки и попечительства в этом случае исполняет администрация учреждения. Эта форма устройства детей поддерживается Министерством здравоохранения и социального развития[3].

Вывод по главе 1.

В силу несовершенства системы учета, высокой динамики роста числа детей, утрачивающих попечение родителей, точное количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в нашей стране назвать вряд ли возможно. Основные причины современного сиротства состоят в следующем: во-первых, это добровольный отказ родителей от своего ребенка, как правило, вскоре после его рождения — в легальной или нелегальной форме (дети-подкидыши, дети, “забытые” в клиниках или проданные другим лицам); во-вторых, лишение родительских прав; и в-третьих, утрата родителями ребенка вследствие социальных потрясений или стихийных бедствий, которые вынуждают население к хаотической миграции.

Оказание помощи детям, по разным причинам оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства. Содержание социальной работы с этой категорией детей определяется приоритетами государственной политики.

Как уже было отмечено, сиротство относится к социальным проблемам, которые, видимо, будут существовать всегда. Его объем может быть сокращен за счет уменьшения доли социального сиротства. В связи с этим можно выделить несколько направлений социальной политики государства:

- профилактика социального сиротства (ликвидация таких социальных болезней, как асоциальное, дезадаптированное поведение, употребление алкоголя, наркомания и т. д.;

- эффективная семейная политика;

- оказание помощи одиноким матерям, половое просвещение и т. д.) и развитие системы социальной защиты и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Пояснительная записка.

 

В настоящее время в городе Череповец сохраняются социально-экономические и экологические факторы, которые оказывают на современного человека негативное влияние. Это безработица, увеличение числа мигрантов и беженцев из стран ближнего зарубежья, загрязнение окружающей среды и др. При этом данные негативные факторы сказываются в значительно большей степени на детях, чем на взрослых. По результатам исследований основными причинами социального сиротства являются бедность, алкоголизм и наркомания родителей, конфликты и недоразумения в семье.

Проект "Социальному сиротству – нет!" направлен на сохранение и укрепление семьи, ведь нет ничего лучшего для ребенка, чем родная и любимая семья.

Родительский дом, семья являются гарантами стабильности и надежности в изменчивом мире. Однако в современных условиях многие семьи не смогли адаптироваться, сформировать защитные механизмы. Снизился воспитательный потенциал, ухудшился нравственно-психологический климат в деструктивных семьях. Отчуждение в некоторых семьях родителей от детей, нарастание процессов деформации семьи, разрушение социальных связей, обострение криминогенной ситуации в локальном поселке, ухудшение здоровья детского населения – все это привело к снижению уровня защищенности детей.

Кризисное состояние части семей обучающихся привело к резкому падению уровня материального и нравственного благополучия семьи, вызывая рост количества сирот при живых родителях, — так называемых социальных сирот. Это явление, свидетельствует о негативном влиянии социума на формирование личности ребенка в социальном, духовно — нравственном, интеллектуальном и физическом аспектах его индивидуального развития. В современных условиях проблема адаптации и социализации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе и оставшихся без попечения родителей, приобретает особую актуальность. Острота этой проблемы обусловлена удаленностью нашего микрорайона от центра города, а также увеличением числа детей данной категории в связи с объединением с Центром образования №190.

Краткая аннотация проекта

Проект «Социальному сиротству – нет!», реализуемый в условиях «Росток», социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, является частью городской программы по защите прав детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также детей проживающих в так называемых деструктивных семьях. Родители таких детей не лишены родительских прав, но и выполнять свои родительские обязанности не хотят или по каким-то причинам не могут. В таких случаях подготовку к самостоятельной жизни подростков частично приходится брать на себя институтам государственной власти, в том числе социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних. Данное учреждение является для таких детей местом, где они могут получить комплексную психолого-медико-педагогическую, социальную и правовую помощь.

Актуальность проекта. В обществе не уменьшается, а увеличивается количество неполных, асоциальных, деструктивных семей, где дети в лучшем случае предоставлены сами себе, а в худшем – плохо питаются, очень плохо одеты, никто не следит за их состоянием здоровья, к детям применяются методы физического и психологического насилия. Поэтому этим детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, необходимо оказание комплексной помощи, которая бы способствовала осознанному выбору жизненного пути и успешной социализации.

Проект предназначен для детей 3-18 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, их родителей. Он реализуется во взаимодействии с представителями педагогического сообщества города: предприятиями и организациями, учреждениями государственной власти, благотворительными фондами и гражданами, желающими принять участие в судьбе детей данной категории.

Проект разработан c учётом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

- Конвенция ООН о правах ребенка;

- Конституция РФ;

- Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»;

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка»;

Проблема социального сиротства для нашего общества не новая. В той или иной степени она решается на государственном уровне, однако, не всегда эффективно. Инновационность данного проекта состоит в том, что в его реализации используется комплексный подход в реабилитации социально незащищенного подростка, компенсации неблагополучных жизненных условий и успешной социализации после школы.

Цель проекта – создание условий для полноценного развития ребёнка в соответствии с его личностными особенностями, состоянием соматического здоровья и социальным положением.

Задачи:

1.Создание банка данных детей, попадающих в категорию социальное сиротство. Изучение социально-психологического положения данных детей.

2. Определение основных направлений работы с детьми, находящимися в опасном положении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.207 (0.15 с.)