Понятие и виды выборов. Плебисцит. Абсентеизм. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и виды выборов. Плебисцит. Абсентеизм.



Выборы - форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.

Виды:

В зависимости от уровня выборов, определяемого территорией их проведения:

федеральные;

региональные (уровня субъектов Федерации);

муниципальные.

В зависимости от избираемого органа:

Выборы представительных органов

Выборы высших должностных лиц соответствующего уровня власти

Выборы иных органов и должностных лиц.

В зависимости от оснований назначения выборов:

очередные — проводятся по истечении установленного законом срока полномочий выбираемого органа;

досрочные выборы — проводятся в связи с прекращением ранее объявленного срока полномочий избирательных органов власти или выборных должностных лиц;

дополнительные выборы (довыборы) — назначаются в случае возникновения вакансий во время срока полномочий коллегиального органа;

повторные выборы — проводятся тогда, когда проведённые выборы признаны несостоятельными или недействительными по решению суда или избирательной комиссии.

Совмещенные-назначенные на один и тот же день и одновременно проводимые выборы нескольких органов гос. власти и МСУ.

Понятиями, близкими к «референдуму» можно считать плебисцит, всенародный опрос, всенародное обсуждение. Все эти понятия связаны с выявлением воли избирателей, но методы такого выявления не всегда одинаковы.

Референдум (латинское слово referendum означает «то, что должно быть сообщено») – это голосование избирателей, посредством которого принимается решение государственного или самоуправленческого характера, имеющее общегосударственное или местное значение. Это решение имеет силу закона, а иногда и большую силу, чем обычный закон парламента (считается, что решение, принятое путем референдума, не следует отменять обыкновенным законом).

Плебисцит («то, что сказал плебс», под которым в данном случае понимался народ) – это тоже голосование избирателей, но часто плебисцитом называют голосование по наиболее важным для страны вопросам, по территориальным, международным проблемам, по вопросам, относящимся к личности (например, при голосовании за единственную кандидатуру на должность Президента).

Для обозначения референдума и плебисцита употребляется также термин «всенародное голосование». Но речь здесь идет не о поголовном участии в голосовании, а о голосовании лиц, обладающих избирательными правами, по вынесенному на это голосование вопросу.

Референдум (плебисцит) – один из важнейших способов осуществления прямой, непосредственной демократии. В принципе он имеет преимущества перед представительной демократией, т.е. такой формой, при которой волю народа выражают и облекают в законы и иные акты, избранные населением представители – депутаты парламента, члены местных органов самоуправления. Референдум дает возможность народу выразить свою волю непосредственно, путем голосования. Однако значение референдума не следует переоценивать. Вопросы, выносимые на референдум, могут быть не всегда доступными для всесторонней оценки со стороны рядовых избирателей, которые могут не оценить всех политических последствий принимаемого решения. Иногда референдум проводится в обстановке давления на психику избирателей.

Нужно отметить, что для того, чтобы референдум не превратился в фикцию, его проведение требует полной гласности, справедливой публикации различных мнений, большой предварительной работы по разъяснению формулы референдума и его последствий.

Во многих странах установлен порядок проверки соблюдения всех необходимых процедур при инициативе референдума, включая иногда проверку со стороны верховных или конституционных судов. Не является исключением и Россия.

На референдум, как правило, выносится вопрос (реже – несколько вопросов), предполагающий положительный «да» или отрицательный «нет» ответ избирателя. Возможен и иной вариант, когда голосующему предлагается выбор из нескольких возможных решений (такой способ практикуется, в частности, в Швейцарии). В этом случае избиратель сможет выбрать одно из решений или дать положительный ответ на несколько вариантов, решение же будет определяться большинством голосов: им считается вариант, набравший наибольшее число положительных ответов. Все остальные варианты, даже если они соберут значительное число голосов, считаются отвергнутыми.

Вопрос, выносимый на референдум, или совокупность предлагаемых вариантов называется «формулой референдума». Законодательство устанавливает пределы допустимого использования института референдума. На голосование избирателей не могут выноситься вопросы чрезвычайного или безотлагательного характера, требующие специальных знаний, а также такие, ответ на которые известен заранее. Также, нужно отметить, что вопрос (или ряд вопросов) вынесенный на референдум должен быть четко сформулирован, не должен содержать двоякого значения, так как у населения могут возникнуть проблемы при голосовании, следовательно, решение, принятое на референдуме может иметь неудовлетворительный характер.

Определение итогов референдума является очень важной процедурой. Как правило, референдум признается состоявшимся, если в нем приняло участие большинство зарегистрированных избирателей, а решение считается принятым, если большинство из них (50% плюс один голос) положительно ответили на предлагаемый вопрос. Иногда, однако, для принятия решения необходимо 2/3 или даже 3/4 голосов с положительными ответами. В некоторых случаях для того, чтобы решение считалось принятым, устанавливается не процент явки избирателей, а процент позитивных ответов (например, в Великобритании на референдуме по вопросу предоставления автономии Шотландии и Уэльсу требовалось получить 40% утвердительных ответов избирателей в этих частях государства, что не удалось ни в Шотландии, ни в Уэльсе) [2.16.С.243].

Отдельные избиратели могут подавать жалобы на действия избирательных комиссий, избирательных советов, комиссий по референдуму (в разных странах употребляются различные названия), на нарушения их избирательных прав. Эти жалобы рассматриваются по той же процедуре, что и при выборах. Право опротестовывать результаты референдума предоставляется только политическим группировкам. Окончательное решение по такому протесту обычно принимает высшая судебная инстанция страны (верховный суд), во многих странах Латинской Америки – верховные (высшие) избирательные трибуналы, иногда – высшие административные суды.

Абсентеизм - неучастие избирателей в голосовании при выборах депутатов и должностных лиц, а также в голосовании на референдумах, т. е. неявка в помещение для голосования. А. - оборотная сторона права избирателя на добровольное участие в выборах. При проведении свободных выборов почти неизбежен. В целях его преодоления используются методы негативного (установление штрафных санкций - применяется в отдельных странах) и позитивного (выплата избирателям за участие в голосовании из бюджета государства или прибавление дня выборов к ежегодному отпуску) характера.

Как правило, А. приводит к снижению численности избирателей, при явке которых выборы считаются состоявшимися. Например, чтобы выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ считать состоявшимися, достаточно явки на избирательные участки более 25% зарегистрированных избирателей, т. е. внесенных в избирательные списки. Выборы Президента РФ считаются состоявшимися при регистрации на избирательных участках более 50% избирателей. Однако если первый тур не выявил победителя, во втором туре выборы считаются состоявшимися при любой явке избирателей.

Будучи заинтересованным в преодолении А., государство вместе с тем призвано выработать юридические механизмы, использование которых способно блокировать неправовые способы стимулирования активности избирателей. Этим целям служат положения законодательства, признающие преступными и наказуемыми действия, связанные с применением угроз, шантажа, подкупа избирателей и понуждением их к голосованию. Существенная роль отводится административно-правовым средствам. Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за подкуп, материальное вознаграждение избирателей; незаконная выдача членом избирательной комиссии гражданину избирательного бюллетеня или бюллетеня для голосования на референдуме в целях предоставления ему возможности проголосовать за других лиц, проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо выдача заполненных избирательных бюллетеней квалифицируется как административное правонарушение; административно наказуемым деянием признается изготовление неучтенных тиражей бюллетеней для голосования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.183 (0.007 с.)