Классификация конституций и их внутренняя структура. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация конституций и их внутренняя структура.



Оглавление

1. Понятие, сущность и функции Конституции. Общая характеристика Конституции РФ от 12 декабря 1993 года. 2

2. Классификация конституций и их внутренняя структура. 3

3.Основы конституционного строя России. Конституционные характеристики Российского гос-ва. 4

4. Гражданство РФ: понятие, принципы, основания приобретения и прекращение. 5

5.Система конституционных прав и свобод человека и гражданина РФ. Особенности прав человека в зарубежных странах (суррогатное материнство, эвтаназия, однополые браки, смертная казнь и др.) 6

6. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Беженцы и вынужденные переселенцы в РФ. 7

7.Принципы федеративного устройства России. Предметы ведения РФ и предметы совместного ведения федерации и ее субъектов (ст. 71 и 72 конституции РФ). 7

8. Особенности территориального устройства в зарубежных странах. 8

9.Понятие и виды выборов. Плебисцит. Абсентеизм. 9

10. Президент РФ: его статус, порядок избрания, полномочия, акты президента РФ. Прекращение полномочий президента РФ. 10

12. Совет Федерации РФ: формирование, состав, полномочия. Акты Совета Федерации РФ. 12

13. Законодательный процесс Федерального Собрания РФ. 13

14. Правительство РФ: формирование, состав, полномочия. Акты Правительства РФ. 14

15. Судебная власть в РФ. Понятие и принципы правосудия в РФ. Судебная система Российской Федерации. Конституционно-правовой статус судей в РФ. 15

16. Монархическая форма правления: понятие, виды, правовые основы. 16

17. Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ.. 17

18. Место и роль главы государства в государственном механизме зарубежных стран. 18

19. Порядок формирования парламентов и статус депутатов в зарубежных странах. 19

20. Политические режимы в зарубежных странах. 20

1.
1. Понятие, сущность и функции Конституции.

Общая характеристика Конституции РФ от 12 декабря 1993 года.

Конституция России - это нормативный правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий основы конституционного строя, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, принципы организации деятельности органов гос. власти и органов местного самоуправления.

Сущность Конституции баланс основных социальных интересов, представленных в обществе; проявление многообразия, политического компромисса.

три функции Конституции России:

· политическую;

· правовую;

· гуманистическую.

Политическая функция Конституции РФ заключается в том, что она признает и закрепляет политическое многообразие (плюрализм), многопартийность, возможность наличия нескольких идеологий в стране. Предоставляя политическим силам равным возможности в борьбе за государственную власть, Конституция РФ запрещает действия, направленные на насильственный захват власти, насильственное изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности государства

Правовая функция Конституции России-выступает ядром (стержнем) всей правовой системы российского общества, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и главными для различных отраслей права нашего государства (гражданского, уголовного, административного и пр.). Конституция таким образом «собирает» действующее законодательство в единую целостную систему

Целевое назначение Конституции РФ выражается и в е гуманистической функции. Она состоит в том, что в Конституции РФ воплощаются общечеловеческие ценности, закреплены права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объявляются составной частью правовой системы государства общепризнанные нормы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, провозглашается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью для государства.

Конституция России 1993 г. состоит из краткой преамбулы и двух разделов; первый охватывает девять глав и объединяет 137 статей, второй содержит заключительные и переходные положения.

В российской Конституции отражены признанные и гарантированные права и свободы человека и гражданина в соответствии с международно-правовыми стандартами, закреплены принципы и идеалы демократического федеративного правового и социального государства Конституционное право России

Конституция России 1993 г. не допускает вмешательства общественных объединений в деятельность различных органов государственной власть и тем более создание политических партий и организаций в их структурных подразделениях. Также и государственные органы не вправе вмешиваться в деятельность общественных объединений и формирований.


Избрание Президента РФ

Порядок выборов Президента РФ определен Конституцией РФ (ст. 81). Президент РФ избирается на четыре года гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Он может быть переизбран и на второй срок, но одно и то же лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд Кандидатом в Президенты РФ может быть гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Правом выдвижения кандидатов обладают как непосредственно избиратели (не менее 100 избирателей), так и избирательные объединения и их блоки, которые могут выдвигать только одного кандидата. В поддержку своего кандидата необходимо собрать не менее одного миллиона подписей избирателей, причем на долю одного субъекта РФ должно приходиться не более 7% этого общего числа подписей. Центральная избирательная комиссия проверяет правильность сбора подписей и выносит решение о регистрации кандидата. С момента регистрации кандидат должен на время выборов оставить государственную службу или работу в средствах массовой информации, а переизбирающийся Президент РФ — не пользоваться преимуществами своего служебного положения. Кандидаты пользуются на равных основаниях рядом льгот (получают статус неприкосновенности, получают одинаковую финансовую поддержку из госбюджета, равное и бесплатное одинаковое время выхода в эфир, бесплатный общественный транспорт и др.). В случае если зарегистрированными оказываются менее двух кандидатов, Центральная избирательная комиссия откладывает выборы с тем, чтобы обеспечить альтернативный характер голосования.

Избранным считается кандидат, получивший в первом туре выборов более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, т.е. абсолютное большинство (50% поданных голосов + 1 голос). Если в голосовании приняло участие менее половины избирателей, внесенных в списки для голосования, то выборы считаются несостоявшимися. В том случае, если в первом туре ни один из кандидатов не получилхотя бы половины голосов плюс один голос, то не позднее чем через 15 дней после установления итогов выборов проводится повторное голосование по двум кандидатам, набравшим наибольшее количество голосов. Во втором туре избранным считается тот, кто наберет относительное большинство голосов по сравнению с другим кандидатом, но при условии, что число голосов, поданных за этого кандидата, больше числа голосов, поданных против всех кандидатов.

Избранный Президент РФ вступает в должность на 30-й день со дня объявления Центризбиркомом результатов выборов. При вступлении в должность Президент РФ приносит народу присягу, текст которой содержится в Конституции РФ (ч. 1 ст. 82). Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ. С этого момента Президент РФ приступает к исполнению своих обязанностей.

Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей.

В случае, если выборы признаны несостоявшимися, либо если на день проведения повторного голосования оба зарегистрированных кандидата, по которым назначено повторное голосование, сняли свои кандидатуры, либо если при повторном голосовании ни один зарегистрированный кандидат не был избран на должность Президента РФ, Совет Федерации Федерального Собрания назначает повторные выборы, которые проводятся в том же порядке, что и первые.

При проведении повторных выборов те кандидаты, действия (бездействие) которых послужили основанием для признания общих выборов или выборов при повторном голосовании недействительными, не могут быть вновь выдвинуты в кандидаты.

Срок полномочий Президента РФ составляет четыре года. Конституция предусматривает, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд. Это связано с целью воспрепятствовать формированию несменяемого клана управляющих лиц, появлению стойких корпоративных групп, открыть пути притока в эшелоны власти свежих сил. Конституция предоставляет способному политику, оправдавшего себя на должности Президента, права выдвижения на другой срок, кроме очередного.

Полномочия Президента РФ

Наряду с функциями главы государства Президент Российской Федерации наделён широкими полномочиями лица, де-факто возглавляющего исполнительную власть государства. Именно благодаря полномочиям происходит осуществление статуса и функций Президента, а важность и многообразие его политических функций определяют сферу обширных президентских полномочий. Одни из них осуществляются на прерогативой основе, а другие — с учетом полномочий и других органов государственной власти в данной области. Компетенция Президента РФ как совокупность его полномочий может быть системно охарактеризована по следующим основным направлениям.

По совокупности и значимости функций и полномочий, закрепленных за Президентом Конституцией, он, бесспорно, занимает ведущее место в системе органов Российской Федерации, осуществляющих государственную власть. Этими органами в соответствии со ст. 11 Конституции являются Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации, Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Такое положение Президента не ограничивает самостоятельность деятельности основных государственных органов Российской Федерации, поскольку полномочия Президента направлены, прежде всего, на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти Российской Федерации, строгое соблюдение Конституции Российской Федерации, защиту прав и свобод человека и гражданина, охрану государственного суверенитета. Президент в соответствии с Конституцией обладает широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства и обеспечивающих ему возможность выполнять закрепленные за ним функции. Эти полномочия затрагивают все стороны государственной деятельности, их можно обобщить по нескольким сферам. Полномочия связанные с:

· Функционированием федеральных органов государственной власти. Президент здесь действует не единолично, а совместно с парламентом, который либо одобряет назначение Президентом высших должностных лиц, либо назначает их избрав из предложенных Президентом кандидатур. Президент:

- назначает Председателя Правительства

- назначает заместителей Председателя Правительства

- назначает министров

- имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;

- принимает решения об отставке Правительства;

- предлагает кандидатуры судей судов высших инстанций (Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного);

- предлагает кандидатуру Генерального прокурора;

- предлагает кандидатуру председателя Центрального банка;

- формирует и возглавляет Совет Безопасности;

- может формировать свою Администрацию;

- определяет своих представителей в федеральных округах и субъектах Федерации,а также в палатах парламента;

- назначает высшее командование Вооруженных Сил;

- назначает дипломатических представителей.

· По отношению к власти законодательной:

- назначает выборы в Государственную Думу и референдум;

- распускает Государственную Думу в случае и порядке, предусмотренных в Конституции;

- вносит законопроекты в Государственную Думу;

- подписывает и обнародует федеральные законы, обладая при этом правом отлагательного вето;

- подает запросы в Конституционный Суд в соответствии нормативных актов Конституции РФ, а также о ее толковании.

· С военной областью. Президент утверждает военную доктрину, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. Ему предоставлено право в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии вводить на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. С соблюдением последнего условия Президент уполномочен объявить и о введении чрезвычайного положения на территории России.

· С внешнеполитической областью. Помимо того, что Президент определяет основные направления внешней политики страны, он осуществляет руководство внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры, ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей.

· С отношением к гражданам.

- решает вопросы гражданства;

- предоставляет политическое убежище;

- награждает государственными наградами Российской Федерации; присваивает почетные звания, высшие воинские и высшие специальные звания;

- решает вопросы помилования;

· Правотворческие полномочия Президента. Согласно ст. 90 Конституции РФ Президент издает указы и распоряжения. Они обязательны для исполнения на всей территории России. Акты Президента имеют особое значение для функционирования единой системы государственной власти и наряду с Конституцией и федеральными законами являются базой для нормотворческой деятельности Правительства. Указы бывают как ненормативного, так и нормативного характера, а распоряжения же всегда относятся к актам индивидуальным. Акты Президента не должны противоречит Конституции и федеральным законам. В Конституции нет точного перечня вопросов, по которым Президент может издавать указы. Практика же вышла на путь издания указов Президентом для реализации его полномочий, а также по вопросам, не урегулированным федеральными законами. Нормативные акты Президента по общему правилу вступают в силу по истечении семи дней после публикации. Гарантией конституционных актов Президента выступает Конституционный Суд.

Государственная Дума Федерального Собрания РФ: формирование, состав, полномочия. Роспуск Гос. Думы. Акты Гос. Думы.

ГД РФ -нижняя палата Федерального Собрания, высший законодательный орган власти в РФ наряду с Советом Федерации, правовой статус которой определён в 5 главе Конституции РФ.

Избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.

Выборы в Государственную Думу (ГД)назначаются президентом РФ раз в пять лет.

24 февраля 2014 года вступил в силу ФЗ от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов ГД Федерального собрания РФ», согласно которому выборы депутатов Государственной Думы созывов, избираемых после его вступления в силу, будут проводиться по смешанной системе: 225 депутатов ГД будут избираться по одномандатным избирательным округам, а другие 225 депутатов — по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов.

Состав ГД: Депутаты ГД, Председатель ГД, Совет ГД (Первый заместитель Председателя ГД, Заместители Председателя ГД), Фракция Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», Фракция Коммунистической партии РФ, Фракция «Либерально-демократическая партия России», Фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ», Комитеты и комиссии ГД, Аппарат ГД, Руководство Аппарата ГД, Аппараты фракций в ГД, Аппараты комитетов ГД, Управления Аппарата ГД

Констит РФ (статья 103) определяет следующие полномочия Госдумы и даёт право выносить постановления по ним:

· дача согласия президенту Российской Федерации на назначение председателя Правительства Российской Федерации;

· заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

· решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

· назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка Российской Федерации;

· назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты Российской Федерации и половины состава её аудиторов;

· назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

· объявление амнистии;

· выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Роспуск Госдумы, в соответствии с статьёй 109 Конституции РФ, может произойти по указу президента России, если она трижды отклонила представленные им кандидатуры на должность Председателя Правительства или выразила недоверие Правительству повторно в течение трёх месяцев (если в этом случае президент не принял решение об отставке Правительства). Однако Дума не может быть распущена в первый год своей работы. В случаях роспуска Госдумы президент назначает дату выборов так, чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента её роспуска.

АКТЫ ГД:

Государственная Дума принимает ФЗ большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

Под принятым ФЗ по смыслу ч. 1 ст. 107 Констит РФ понимаются: законы, принятые ГД и одобренные Советом Федерации в соответствии с ч.ч. 1, 2, 3 и 4 ст. 105 Констит РФ; законы, повторно принятые ГД в соответствии с ч. 5 ст. 105 Конституции РФ; законы, одобренные ГД и Советом Федерации в соответствии с ч. 3 ст. 107 Конституции РФ. Кроме того, принятый федеральный закон подписывается и обнародуется президентом РФ.

В том же порядке должен приниматься, подписываться и обнародоваться и акт законодательного органа, посредством которого осуществляется официальное, имеющее силу закона разъяснение федерального закона. Если же разъяснение предпринято в форме постановления Государственной Думы, такое постановление не является аутентичным официальным разъяснением закона. Нельзя его признать и делегированным официальным разъяснением закона, поскольку Конституция РФ не предоставляет Государственной Думе соответствующего права.

В соответствии с Конституцией РФ и Регламентом Государственная Дума принимает постановления по следующим вопросам:

а) об одобрении проекта закона Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федерального конституционного закона, о принятии федерального закона;

б) о даче согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

в) о недоверии Правительству Российской Федерации;

г) о доверии Правительству Российской Федерации;

д) о назначении на должность и об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

е) о назначении на должность и об освобождении от должности Председателя Счетной палаты Российской Федерации и половины состава ее аудиторов;

ж) о назначении на должность и об освобождении от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

з) об объявлении амнистии;

и) о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации;

к) о запросе в Конституционный Суд Российской Федерации;

л) о направлении представителей Государственной Думы в Конституционный Суд Российской Федерации;

м) о парламентском запросе.

По другим вопросам своей компетенции Государственная Дума вправе принимать заявления, обращения и парламентские запросы, которые оформляются постановлением палаты.


Совет Федерации является «верхней» палатой Федерального Собрания — парламента Российской Федерации.

ФОРМИРОВАНИЕ и СОСТАВ. В Совет Федерации в соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции РФ входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Новый Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ». Теперь палата состоит из представителей, избранных законодательными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, или назначенных высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации. Срок полномочий таких представителей определяется сроком полномочий органов, их избравших или назначивших, однако полномочия представителей могут быть прекращены досрочно избравшим его органом в том же порядке, в котором был избран член Совета Федерации. Членом Совета Федерации может быть избран гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

Органами Совета Федерации являются:

Совет палаты;

-комитеты Совета Федерации. Они разделены на комитеты (по вопросам обороны и безопасности, по судебно-правовым вопросам и конституционному законодательству, по налоговой политике, бюджету, финансовому регулированию и т. д.). Одно из подразделений отвечает за социальную политику. Другое регулирует имущественные отношение и экономические реформы. Наконец, есть комитеты по делам СНГ и международным делам. Часть сенаторов задействована в подразделениях по культуре, науке, образованию и аграрной политике;

-комиссии Совета Федерации.

Должностными лицами Совета Федерации являются:

Председатель Совета Федерации. С 2011 года и по сей день эту должность занимает Валентина Матвиенко;

заместитель Председателя Совета Федерации;

председатель комитета, комиссии Совета Федерации; первый заместитель председателя комитета, комиссии Совета Федерации; заместитель председателя комитета, комиссии Совета Федерации; члены комитета, комиссии Совета Федерации.

ПОЛНОМОЧИЯ Основной функцией палаты является осуществление законодательных полномочий. Порядок рассмотрения Советом Федерации федеральных конституционных законов и федеральных законов, соответственно одобренных или принятых Государственной Думой, определяется Конституцией Российской Федерации и Регламентом Совета Федерации.

К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

АКТЫ СФ РФ. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, а также по вопросам организации деятельности Совета Федерации.

По общеполитическим и социально-экономическим вопросам Совет Федерации может выступать с заявлениями, обращениями, принимаемыми в том же порядке, что и постановления палаты.

Основными актами Федерального Собрания РФ будут законы. В Конституции РФ используется понятие “федеральный закон”. Федеральный закон - ϶ᴛᴏ закон, принимаемый федеральным парламентом по вопросам, отнесенным Конституцией к совместной компетенции Федерации и ее субъектов.

Обычные федеральные законы принимаются в порядке, предусмотренном ст. 105-107 Конституции РФ. Вместе с тем ст. 105 Конституции РФ охватывает оба вида законов: федеральные законы и федеральные конституционные законы.

Акты палат ФС направляются для официального опубликования Председателями палат, или заместителями председателей. Акты вступают в силу на всей терр. РФ по истечении 10 дней со дня их офиц. опубликования.


Законодательный процесс Федерального Собрания РФ.

Свои важнейшие полномочия Федеральное собрание (Российский парламент) осуществляет посредством принятия законодательных актов. Процесс принятия законов складывается из ряда стадий.

Первой из них является стадия реализации права законодательной инициативы. В соответствии со ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту России, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству России, законодательным органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.

Законопроекты вносятся в нижнюю палату парламента — Государственную Думу.

Следующей стадией является предварительное рассмотрение законопроекта. При поступлении законопроекта Совет Государственной Думы направляет его в комитет палаты, соответствующий профилю представленного проекта и назначает данный комитет ответственным по законопроекту. Если законопроект направляется в несколько комитетов, Совет Государственной Думы определяет из числа этих комитетов один ответственный по законопроекту.

Третья стадия законодательного процесса включает в себя сложную процедуру рассмотрения законопроекта в Государственной Думе. В палате сложилась и нашла свое закрепление в Регламенте практика рассмотрения проектов законодательных актов в три чтения.

Первое чтение проводится в палате при поступлении законопроекта и сводится в основном к обсуждению депутатами вопроса о целесообразности принятия закона по данному вопросу. В результате обсуждения Государственная Дума вправе принять одно из следующих решений:

одобрить законопроект и продолжить работу над ним с учетом высказанных замечаний и предложений;

отклонить законопроект;

принять закон в окончательной редакции; направить законопроект на всенародное обсуждение.

Второе чтение начинается с доклада представителя ответственного комитета Государственной Думы. Он сообщает депутатам результаты рассмотрения законопроекта в комитете и работы с поступившими поправками. Затем выступают представитель инициатора законопроекта, а при необходимости, представители Президента России и Правительства Российской Федерации в парламенте страны.

Третье чтение состоит в принятии закона. Это — четвертая стадия законодательного процесса. С учетом того, что Конституция России предусматривает принятие федеральных законов, а также федеральных конституционных законов, порядок их принятия в соответствии с Основным законом РФ и Регламентом палаты существенно отличаются. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей депутатов Государственной Думы.

Принятые Государственной Думой законы передаются на рассмотрение в Совет Федерации.

Следующая, пятая стадия — рассмотрение и одобрение принятого закона Советом Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты. Согласно ст. 105 Конституции, федеральный закон считается принятым также и в том случае, если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

Однако обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации, обе палаты парламента могут создать согласительную комиссию из числа своих членов для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Несколько иной порядок предусмотрен Конституцией (ст. 108) и Регламентом Совета Федерации для одобрения федеральных конституционных законов. Они считаются принятыми, если одобрены большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Завершающей стадией законодательного процесса является подписание Президентом России закона и его обнародование.

Президент в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Если Президент в течение этого срока отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают данный закон.

Федеральные конституционные и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней со дня их подписания Президентом. Официальным опубликованием признается первая публикация полного текста законов в “Российской газете” или бюллетене “Собрание законодательства Российской Федерации”.

Федеральные законы вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении 10 дней со дня их официального опубликования.


Полномочия.

Полномочия Правительства РФ установлены статьёй 114 Конституции РФ, главой 3 Федерального конституционного закона "О Правительстве РФ" и подразделяются на:

1. общие полномочия;

2. полномочия в сфере экономики;

3. полномочия в сфере бюджетной, кредитной, финансовой и денежной политики;

4. полномочия в социальной сфере;

5. полномочия в сфере науки, культуры, образования;

6. полномочия в сфере природопользования и охраны окружающей среды;

7. полномочия в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью;

8. полномочия по обеспечению обороны и государственной безопасности;

9. полномочия в сфере внешней политики и международных отношений;

10. иные полномочия, которые могут быть возложены на Правительство федеральными законами и указами Президента РФ.

Правительство РФ вносит в Государственную Думу проект федерального бюджета и отчёта о его исполнении, дает письменные заключения на законопроекты о введении или об отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и на законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, имеет право законодательной инициативы.

Акты правительства.

Правительство РФ издаёт постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение на всей территории РФ.

Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.

Порядок принятия актов Правительства Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации.

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации подписываются Председателем Правительства Российской Федерации.

Датой официального опубликования постановления или распоряжения Правительства Российской Федерации считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий Российской Федерации.

Постановления Правительства Российской Федерации, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.

Акты Правительства могут быть отменены Президентом РФ, а также обжалованы в суд.

Правительство Российской Федерации вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.


Оглавление

1. Понятие, сущность и функции Конституции. Общая характеристика Конституции РФ от 12 декабря 1993 года. 2

2. Классификация конституций и их внутренняя структура. 3

3.Основы конституционного строя России. Конституционные характеристики Российского гос-ва. 4

4. Гражданство РФ: понятие, принципы, основания приобретения и прекращение. 5

5.Система конституционных прав и свобод человека и гражданина РФ. Особенности прав человека в зарубежных странах (суррогатное материнство, эвтаназия, однополые браки, смертная казнь и др.) 6

6. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Беженцы и вынужденные переселенцы в РФ. 7

7.Принципы федеративного устройства России. Предметы ведения РФ и предметы совместного ведения федерации и ее субъектов (ст. 71 и 72 конституции РФ). 7

8. Особенности территориального устройства в зарубежных странах. 8

9.Понятие и виды выборов. Плебисцит. Абсентеизм. 9

10. Президент РФ: его статус, порядок избрания, полномочия, акты президента РФ. Прекращение полномочий президента РФ. 10

12. Совет Федерации РФ: формирование, состав, полномочия. Акты Совета Федерации РФ. 12

13. Законодательный процесс Федерального Собрания РФ. 13

14. Правительство РФ: формирование, состав, полномочия. Акты Правительства РФ. 14

15. Судебная власть в РФ. Понятие и принципы правосудия в РФ. Судебная система Российской Федерации. Конституционно-правовой статус судей в РФ. 15

16. Монархическая форма правления: понятие, виды, правовые основы. 16

17. Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ.. 17



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.125 с.)