ТОП 10:

Доверенная вычислительная база



Основные цели и средства

Политики

Политики безопасности должны быть подробными, четко определёнными и обязательными для компьютерной системы. Есть две основных политики безопасности:

· Мандатная политика безопасности — обязательные правила управления доступом напрямую, основанные на индивидуальном разрешении, разрешении на доступ к информации и уровне конфиденциальности запрашиваемой информации. Другие косвенные факторы являются существенными и окружающими. Эта политика также должна точно соответствовать закону, главной политике и прочим важным руководствам, в которых устанавливаются правила.

· Маркирование — системы предназначенные для обязательной мандатной политики безопасности должны предоставлять и сохранять целостность меток управления доступом и хранить метки, если объект перемещён.

· Дискреционная политика безопасности — предоставляет непротиворечивый набор правил для управления и ограничения доступа, основанный на идентификации тех пользователей, которые намерены получить только необходимую им информацию.

Ответственность

Индивидуальная ответственность в независимости от политики должна быть обязательной. Есть три требования по условиям ответственности:

· Аутентификация — процесс используемый для распознавания индивидуального пользователя.

· Авторизация — проверка разрешения индивидуальному пользователю на получение информации определённого рода.

· Аудит — контролируемая информация должна избирательно храниться и защищаться в мере, достаточной для отслеживания действий аутентифицированного пользователя, затрагивающих безопасность.

Гарантии

Компьютерная система должна содержать аппаратные и/или программные механизмы, которые могут независимо определять обеспечивается ли достаточная уверенность в том, что система исполняет указанные выше требования. Вдобавок уверенность должна включать гарантию того, что безопасная часть системы работает только так, как запланировано. Для достижения этих целей необходимо два типа гарантий и соответствующих им элементов:

· Механизмы гарантий

· Операционная гарантия — уверенность в том, что реализация спроектированной системы обеспечивает осуществление принятой стратегии защиты системы. Сюда относятся системная архитектура, целостность системы, анализ скрытых каналов, безопасное управление возможностями и безопасное восстановление.

· Гарантия жизненного цикла — уверенность в том, что система разработана и поддерживается в соответствии с формализованными и жестко контролируемыми критериями функционирования. Сюда относятся тестирование безопасности, задание на проектирование и его проверка, управление настройками и соответствие параметров системы заявленным.

· Гарантии непрерывной защиты — надёжные механизмы, обеспечивающие непрерывную защиту основных средств от преступных и/или несанкционированных изменений.

Документирование

В каждом классе есть дополнительный набор документов, который адресован разработчикам, пользователям и администраторам системы в соответствии с их полномочиями. Эта документация содержит:

· Руководство пользователя по особенностям безопасности.

· Руководство по безопасным средствам работы.

· Документация о тестировании.

· Проектная документация

Основные понятия

Безопасная система

Это система, которая обеспечивает управление доступом к информации, таким образом, что только авторизованные лица или процессы, действующие от их имени, получают право работы с информацией.

Доверенная система

Под доверенной системой в стандарте понимается система, использующая аппаратные и программные средства для обеспечения одновременной обработки информации разной категории секретности группой пользователей без нарушения прав доступа.

Политика безопасности

Это набор законов, правил, процедур и норм поведения, определяющих, как организация обрабатывает, защищает и распространяет информацию. Причем, политика безопасности относится к активным методам защиты, поскольку учитывает анализ возможных угроз и выбор адекватных мер противодействия.

Уровень гарантированности

Подразумевает меру доверия, которая может быть оказана архитектуре и реализации информационной системы, и показывает, насколько корректны механизмы, отвечающие за реализацию политики безопасности (пассивный аспект защиты).

Подотчетность

В группе «Подотчетность» должны быть следующие требования:

· 1) Идентификация и аутентификация. Все субъекты должны иметь уникальные идентификаторы. Контроль доступа должен осуществляться на основании результатов идентификации субъекта и объекта доступа, подтверждения подлинности их идентификаторов (аутентификации) и правил разграничения доступа. Данные, используемые для идентификации и аутентификации, должны быть защищены от несанкционированного доступа, модификации и уничтожения и должны быть ассоциированы со всеми активными компонентами компьютерной системы, функционирование которых критично с точки зрения безопасности.

· 2) Регистрация и учет. Для определения степени ответственности пользователей за действия в системе, все происходящие в ней события, имеющие значение с точки зрения безопасности, должны отслеживаться и регистрироваться в защищенном протоколе (то есть должен существовать объект компьютерной системы, потоки от которого и к которому доступны только субъекту администрирования). Система регистрации должна осуществлять анализ общего потока событий и выделять из него только те события, которые оказывают влияние на безопасность для сокращения объема протокола и повышения эффективности его анализа. Протокол событий должен быть надежно защищен от несанкционированного доступа, модификации и уничтожения.

Монитор обращений

Контроль за выполнением субъектами (пользователями) определенных операций над объектами, путем проверки допустимости обращения (данного пользователя) к программам и данным разрешенному набору действий.

Обязательные качества для монитора обращений:

1. Изолированность (неотслеживаемость работы).

2. Полнота (невозможность обойти).

3. Верифицируемость (возможность анализа и тестирования).

Ядро безопасности

Конкретная реализация монитора обращений, обладающая гарантированной неизменностью.

Периметр безопасности

Это граница доверенной вычислительной базы.

Метки безопасности

Предусмотрены метки для субъектов (степень благонадежности) и объектов (степень конфиденциальности информации). Метки безопасности содержат данные об уровне секретности и категории, к которой относятся данные. Согласно «Оранжевой книге», метки безопасности состоят из двух частей — уровня секретности и списка категорий. Уровни секретности, поддерживаемые системой, образуют упорядоченное множество, которое может выглядеть, например, так:

· совершенно секретно;

· секретно;

· конфиденциально;

· несекретно.

Для разных систем набор уровней секретности может различаться. Категории образуют неупорядоченный набор. Их назначение — описать предметную область, к которой относятся данные. В военном окружении каждая категория может соответствовать, например, определенному виду вооружений. Механизм категорий позволяет разделить информацию по отсекам, что способствует лучшей защищенности. Субъект не может получить доступ к «чужим» категориям, даже если его уровень благонадежности «совершенно секретно». Специалист по танкам не узнает тактико-технические данные самолетов.

Главная проблема, которую необходимо решать в связи с метками, это обеспечение их целостности. Во-первых, не должно быть непомеченных субъектов и объектов, иначе в меточной безопасности появятся легко используемые бреши. Во-вторых, при любых операциях с данными метки должны оставаться правильными. В особенности это относится к экспорту и импорту данных. Например, печатный документ должен открываться заголовком, содержащим текстовое и/или графическое представление метки безопасности. Аналогично при передаче файла по каналу связи должна передаваться и ассоциированная с ним метка, причем в таком виде, чтобы удаленная система могла её разобрать, несмотря на возможные различия в уровнях секретности и наборе категорий.

Одним из средств обеспечения целостности меток безопасности является разделение устройств на многоуровневые и одноуровневые. На многоуровневых устройствах может храниться информация разного уровня секретности (точнее, лежащая в определенном диапазоне уровней). Одноуровневое устройство можно рассматривать как вырожденный случай многоуровневого, когда допустимый диапазон состоит из одного уровня. Зная уровень устройства, система может решить, допустимо ли записывать на него информацию с определенной меткой. Например, попытка напечатать совершенно секретную информацию на принтере общего пользования с уровнем «несекретно» потерпит неудачу.

Разделы и классы

Критерии делятся на 4 раздела: D, C, B и A, из которых наивысшей безопасностью обладает раздел A. Каждый дивизион представляет собой значительные отличия в доверии индивидуальным пользователям или организациям. Разделы C, B и A иерархически разбиты на серии подразделов, называющиеся классами: C1, C2, B1, B2, B3 и A1. Каждый раздел и класс расширяет или дополняет требования указанные в предшествующем разделе или классе.

D — Минимальная защита

Системы, безопасность которых была оценена, но оказалась не удовлетворяющей требованиям более высоких разделов.

C — Дискреционная защита

· C1 — Дискреционное обеспечение секретности.

· Разделение пользователей и данных

· Дискреционное управление доступом, допускающее принудительное ограничение доступа на индивидуальной основе.

· C2 — Управление доступом

· Более чётко оформленное дискреционное управление доступом.

· Индивидуальные учётные записи, вход под которыми возможен через процедуру авторизации.

· Журнал контроля доступа к системе.

· Изоляция ресурсов.

B — Мандатная защита

· B1 — Защита с применением мета-безопасности

· Мандатное управление доступом к выбранными субъектам и объектам.

· Все обнаруженные недостатки должны быть устранены или убраны каким-либо другим способом.

· Маркировка данных

· B2 — Структурированная защита

· Чётко определённая и документированная модель правил безопасности.

· Применение расширенного дискреционного и мандатного управления доступом ко всем объектам и субъектам.

· Скрытые каналы хранения.

· B3 — Домены безопасности

· Соответствие требованиям монитора обращений.

· Структурирование для исключения кода, не отвечающего требованиям обязательной политики безопасности.

· Поддержка администратора системы безопасности.

· Примером подобной системы является XTS-300, предшественница XTS-400.

A — Проверенная защита

A1 — Проверенный дизайн.

· По функциям идентично B3.

· Формализованный дизайн и проверенные техники, включающие высокоуровневую спецификацию.

· Формализованные процедуры управления и распространения.

· Примером подобной системы является SCOMP, предшественница XTS-400.

· Выше A1

· Системная архитектура демонстрирующая, что требования самозащиты и полноценности для мониторов обращений были выполнены в соответствии с «Базой безопасных вычислений» (коллекцией программного и аппаратного обеспечения необходимых для обязательной политики безопасности в операционных системах ориентированных на безопасность).

Классы безопасности

В критериях впервые введены четыре уровня доверия — D, C, B и A, которые подразделяются на классы. Классов безопасности всего шесть — C1, C2, B1, B2, B3, A1 (перечислены в порядке ужесточения требований).

Уровень D

Данный уровень предназначен для систем, признанных неудовлетворительными.

Уровень C

Иначе — произвольное управление доступом.

Класс C1

Политика безопасности и уровень гарантированности для данного класса должны удовлетворять следующим важнейшим требованиям:

1. доверенная вычислительная база должна управлять доступом именованных пользователей к именованным объектам;

2. пользователи должны идентифицировать себя, причем аутентификационная информация должна быть защищена от несанкционированного доступа;

3. доверенная вычислительная база должна поддерживать область для собственного выполнения, защищенную от внешних воздействий;

4. должны быть в наличии аппаратные или программные средства, позволяющие периодически проверять корректность функционирования аппаратных и микропрограммных компонентов доверенной вычислительной базы;

5. защитные механизмы должны быть протестированы (нет способов обойти или разрушить средства защиты доверенной вычислительной базы);

6. должны быть описаны подход к безопасности и его применение при реализации доверенной вычислительной базы.

Класс C2

В дополнение к C1:

1. права доступа должны гранулироваться с точностью до пользователя. Все объекты должны подвергаться контролю доступа.

2. при выделении хранимого объекта из пула ресурсов доверенной вычислительной базы необходимо ликвидировать все следы его использования.

3. каждый пользователь системы должен уникальным образом идентифицироваться. Каждое регистрируемое действие должно ассоциироваться с конкретным пользователем.

4. доверенная вычислительная база должна создавать, поддерживать и защищать журнал регистрационной информации, относящейся к доступу к объектам, контролируемым базой.

5. тестирование должно подтвердить отсутствие очевидных недостатков в механизмах изоляции ресурсов и защиты регистрационной информации.

Уровень B

Также именуется — принудительное управление доступом.

Класс B1

В дополнение к C2:

1. доверенная вычислительная база должна управлять метками безопасности, ассоциируемыми с каждым субъектом и хранимым объектом.

2. доверенная вычислительная база должна обеспечить реализацию принудительного управления доступом всех субъектов ко всем хранимым объектам.

3. доверенная вычислительная база должна обеспечивать взаимную изоляцию процессов путем разделения их адресных пространств.

4. группа специалистов, полностью понимающих реализацию доверенной вычислительной базы, должна подвергнуть описание архитектуры, исходные и объектные коды тщательному анализу и тестированию.

5. должна существовать неформальная или формальная модель политики безопасности, поддерживаемой доверенной вычислительной базой.

Класс B2

В дополнение к B1:

1. снабжаться метками должны все ресурсы системы (например, ПЗУ), прямо или косвенно доступные субъектам.

2. к доверенной вычислительной базе должен поддерживаться доверенный коммуникационный путь для пользователя, выполняющего операции начальной идентификации и аутентификации.

3. должна быть предусмотрена возможность регистрации событий, связанных с организацией тайных каналов обмена с памятью.

4. доверенная вычислительная база должна быть внутренне структурирована на хорошо определенные, относительно независимые модули.

5. системный архитектор должен тщательно проанализировать возможности организации тайных каналов обмена с памятью и оценить максимальную пропускную способность каждого выявленного канала.

6. должна быть продемонстрирована относительная устойчивость доверенной вычислительной базы к попыткам проникновения.

7. модель политики безопасности должна быть формальной. Для доверенной вычислительной базы должны существовать описательные спецификации верхнего уровня, точно и полно определяющие её интерфейс.

8. в процессе разработки и сопровождения доверенной вычислительной базы должна использоваться система конфигурационного управления, обеспечивающая контроль изменений в описательных спецификациях верхнего уровня, иных архитектурных данных, реализационной документации, исходных текстах, работающей версии объектного кода, тестовых данных и документации.

9. тесты должны подтверждать действенность мер по уменьшению пропускной способности тайных каналов передачи информации.

Класс B3

В дополнение к B2:

1. для произвольного управления доступом должны обязательно использоваться списки управления доступом с указанием разрешенных режимов.

2. должна быть предусмотрена возможность регистрации появления или накопления событий, несущих угрозу политике безопасности системы. Администратор безопасности должен немедленно извещаться о попытках нарушения политики безопасности, а система, в случае продолжения попыток, должна пресекать их наименее болезненным способом.

3. доверенная вычислительная база должна быть спроектирована и структурирована таким образом, чтобы использовать полный и концептуально простой защитный механизм с точно определенной семантикой.

4. процедура анализа должна быть выполнена для временных тайных каналов.

5. должна быть специфицирована роль администратора безопасности. Получить права администратора безопасности можно только после выполнения явных, протоколируемых действий.

6. должны существовать процедуры и/или механизмы, позволяющие произвести восстановление после сбоя или иного нарушения работы без ослабления защиты.

7. должна быть продемонстрирована устойчивость доверенной вычислительной базы к попыткам проникновения.

Уровень A

Носит название — верифицируемая безопасность.

Класс A1

В дополнение к B3:

1. тестирование должно продемонстрировать, что реализация доверенной вычислительной базы соответствует формальным спецификациям верхнего уровня.

2. помимо описательных, должны быть представлены формальные спецификации верхнего уровня. Необходимо использовать современные методы формальной спецификации и верификации систем.

3. механизм конфигурационного управления должен распространяться на весь жизненный цикл и все компоненты системы, имеющие отношение к обеспечению безопасности.

4. должно быть описано соответствие между формальными спецификациями верхнего уровня и исходными текстами.

Краткая классификация

Такова классификация, введенная в «Оранжевой книге». Коротко её можно сформулировать так:

· уровень C — произвольное управление доступом;

· уровень B — принудительное управление доступом;

· уровень A — верифицируемая безопасность.

Конечно, в адрес «Критериев …» можно высказать целый ряд серьёзных замечаний (таких, например, как полное игнорирование проблем, возникающих в распределенных системах). Тем не менее, следует подчеркнуть, что публикация «Оранжевой книги» без всякого преувеличения стала эпохальным событием в области информационной безопасности. Появился общепризнанный понятийный базис, без которого даже обсуждение проблем ИБ было бы затруднительным.

Отметим, что огромный идейный потенциал «Оранжевой книги» пока во многом остается невостребованным. Прежде всего это касается концепции технологической гарантированности, охватывающей весь жизненный цикл системы — от выработки спецификаций до фазы эксплуатации. При современной технологии программирования результирующая система не содержит информации, присутствующей в исходных спецификациях, теряется информация о семантике программ.

 

 

Человеческий фактор

Преднамеренные и непреднамеренные нарушения безопасности программного обеспечения безопасности компьютерных систем большинство отечественных и зарубежных специалистов связывают с деятельностью человека. При этом технические сбои аппаратных средств КС, ошибки программного обеспечения и т.п. часто рассматриваются лишь как второстепенные факторы, связанные с проявлением угроз безопасности.

С некоторой степенью условности злоумышленников в данном случае можно разделить на два основных класса:

  • злоумышленники-любители (будем называть их хакерами);
  • злоумышленники-профессионалы.

Хакеры - это люди, увлеченные компьютерной и телекоммуникационной техникой, имеющие хорошие навыки в программировании и довольно любознательные. Их деятельность в большинстве случаев не приносит особого вреда компьютерным системам. Ко второму классу можно отнести отечественные, зарубежные и международные криминальные сообщества и группы, а также правительственные организации и службы, которые осуществляют свою деятельность в рамках концепции "информационной войны". К этому же классу можно отнести и сотрудников самих предприятий и фирм, ведущих разработку или эксплуатацию программного обеспечения.

Хакеры и группы хакеров

Хакеры часто образуют небольшие группы. Иногда эти группы периодически собираются, а в больших городах хакеры и группы хакеров встречаются регулярно. Но основная форма взаимодействия осуществляется через Интернет, а ранее - через электронные доски BBS. Как правило, каждая группа хакеров имеет свой определенный (часто критический) взгляд на другие группы. Хакеры часто прячут свои изобретения от хакеров других групп и даже от соперников в своей группе.

Существуют несколько типов хакеров. Это хакеры, которые:

  • стремятся проникнуть во множество различных компьютерных систем (маловероятно, что такой хакер объявится снова после успешного проникновения в систему);
  • получают удовольствие, оставляя явный след того, что он проник в систему;
  • желают воспользоваться оборудованием, к которому ему запрещен доступ;
  • охотятся за конфиденциальной информацией;
  • собираются модифицировать определенный элемент данных, например баланс банка, криминальную запись или экзаменационные оценки;
  • пытаются нанести ущерб "вскрытой" (обезоруженной) системе.

Группы хакеров, с некоторой степенью условности, можно разделить на следующие:

  • группы хакеров, которые получают удовольствие от вторжения и исследования больших ЭВМ, а также ЭВМ, которые используются в различных государственных учреждениях;
  • группы хакеров, которые специализируются на телефонной системе;
  • группы хакеров - коллекционеров кодов - это хакеры, запускающие перехватчики кода, которые ищут карту вызовов (calling card) и номера PBX (private branch exchange - частная телефонная станция с выходом в общую сеть);
  • группы хакеров, которые специализируются на вычислениях. Они используют компьютеры для кражи денег, вычисления номеров кредитных карточек и другой ценной информации, а затем продают свои услуги и методы другим, включая членов организованной преступности. Эти хакеры могут скупать у коллекционеров кодов номера PBX и продавать их за 200-500$, и подобно другим видам информации неоднократно. Архивы кредитных бюро, информационные срезы баз данных уголовного архива ФБР и баз данных других государственных учреждений также представляют для них большой интерес. Хакеры в этих группах, как правило, не находят взаимопонимания с другими хакерами;
  • группы хакеров, которые специализируются на сборе и торговле пиратским программным обеспечением.

Типовой потрет хакера

Ниже приводится два обобщенных портрета хакера, один составлен по данным работы [54] и характеризует скорее зарубежных хакеров-любителей, в то время как второй - это обобщенный портрет отечественного злонамеренного хакера, составленный Экспертно-криминалистическим центром МВД России [55].

В первом случае отмечается, что многие хакеры обладают следующими особенностями [54]:

  • мужчина: большинство хакеров - мужчины, как и большинство программистов;
  • молодой: большинству хакеров от 14 до 21 года, и они учатся в институте или колледже. Когда хакеры выходят в деловой мир в качестве программистов, их программные проекты источают большую часть их излишней энергии, и корпоративная обстановка начинает менять их жизненную позицию. Возраст компьютерных преступников показан на рис.4.1 [54];
  • сообразительный: хакеры часто имеют коэффициент интеллекта выше среднего. Не смотря на свой своеобразный талант, большинство из них в школе или колледже не были хорошими учениками. Например, большинство программистов пишут плохую документацию и плохо владеют языком;
  • концентрирован на понимании, предсказании и управлении: эти три условия составляет основу компетенции, мастерства и самооценки и стремительные технологические сдвиги и рост разнообразного аппаратного и программного обеспечения всегда будут вызовом для хакеров;

Рис. 4.1. Возрастное распределение обнаруженных компьютерных преступников

  • увлечен компьютерами: для многих пользователей компьютер - это необходимый рабочий инструмент. Для хакера же - это "удивительная игрушка" и объект интенсивного исследования и понимания;
  • отсутствие преступных намерений: по данным [54] лишь в 10% рассмотренных случаев компьютерной преступности нарушения, совершаемые хакерами, привели к разрушению данных компьютерных систем. В связи с этим можно предположить, что менее 1% всех хакеров являются злоумышленниками.

Обобщенный портрет отечественного хакера выглядит следующим образом: это мужчина в возрасте от 15 до 45 лет, либо имеющий многолетний опыт работы на компьютере, либо почти не обладающий таким опытом; в прошлом к уголовной ответственности не привлекался; является яркой, мыслящей личностью, способной принимать ответственные решения; хороший, добросовестный работник; по характеру нетерпимый к насмешкам и к потере своего социального статуса в рамках окружающей его группы людей; любит уединенную работу; приходит на службу первым и уходит последним; часто задерживается на работе после окончании рабочего дня и очень редко использует отпуска и отгулы.

Криминальные сообщества и группы, сценарий взлома компьютерной системы

В связи со стремительным ростом информационных технологий и разнообразных компьютерных и телекоммуникационных средств и систем, наблюдается экспоненциальный рост как количества компьютерных атак, так и объем нанесенного от них ущерба (см. табл.4.3). Это показали исследования, проведенные в 90-х гг. в США [54]. Анализ показывает, что такая тенденция постоянно сохраняется.

За последнее время в нашей стране не отмечено ни одного компьютерного преступления, которое было бы совершено одиночкой [55]. Более того, известны случаи, когда организованными преступными группировками нанимались бригады из десятков хакеров. Им предоставлялись отдельные охраняемые помещения, оборудованные самыми передовыми компьютерными средствами и системами для проникновения в компьютерные сети коммерческих банков (см. табл.4.4).

Специалисты правоохранительных органов России неоднократно отмечали тот факт, что большинство компьютерных преступлений в банковской сфере совершается при непосредственном участии самих служащих коммерческих банков [55]. Результаты исследований, проведенных с привлечением банковского персонала, показывают, что доля таких преступлений приближается к отметке 70%. При осуществлении попытки хищения 2 млрд. рублей из филиала одного крупного коммерческого банка преступники оформили проводку фиктивного платежа с помощью удаленного доступа к компьютеру через модем, введя пароль и идентификационные данные, которые им передали сообщники из состава персонала этого филиала. Далее эти деньги были переведены в соседний банк, где преступники попытались снять их со счета, оформив поддельное платежное поручение.

По данным Экспертно-криминалистического центра МВД России принципиальный сценарий взлома защитных механизмов банковской компьютерной системы представляется следующим. Компьютерные злоумышленники-профессионалы обычно работают только после тщательной предварительной подготовки. Они снимают квартиру на подставное лицо в доме, в котором не проживают сотрудники ФСБ, МВД или МГТС. Подкупают сотрудников банка, знакомых с деталями электронных платежей и паролями, и работников телефонной станции, чтобы обезопасить себя на случай поступления запроса от службы безопасности банка. Нанимают охрану из бывших сотрудников МВД. Чаще всего взлом банковской компьютерной системы осуществляется рано утром, когда дежурный службы безопасности теряет свою бдительность, а вызов помощи затруднен.

Таблица 4.3

Год События, цифры, факты
21.11. 1988 Вирус Морриса на 24 часа вывел из строя сеть ARPANET. Ущерб составил98 млн. долларов.
К. Митник подключился к одному из компьютеров ИВС объединенной системы ПВО Североамериканского континента (North American Air Defense Command)
Группа хакеров MOD уничтожила почти всю информацию в компьютере, используемом корпорацией Educational Broadcasting Corp., общественной телевизионной станцией WNET, канал 13 в Нью-Йорке
К. Нейдорф осуществил доступ к телефонную сеть системы 911 в девяти штатах США и получил конфиденциальную информациюв виде кодов доступа
Национальная аудиторская служба Великобритании (National Audit Office - NAO) зарегистрировала 655 случаев НСД и 562 случая заражения вирусами компьютерных систем британских правительственных организаций, что в 1.4 и 3.5 раза соответственно превышает уровень 1993 г.
В США ущерб от НСД к информационно-вычислительным ресурсам превысил $10 млрд. (в 1991 г. по оценкам USA Research $1.75 млрд.)
В США из 150 проверенных исследовательских и производственных вычислительных комплексов 48% подверглись успешной реализации НСД.
В Великобритании ущерб от НСД к информационно-вычислительным ресурсам превысил 5 млрд. Фунтов стерлингов (в 4 раза больше по сравнению с 1989 г.)
В сети Bitnet (международная академическая сеть) за 2 часа вирус, замаскированный под рождественское поздравление, заразил более 500 тысяч компьютеров по всему миру, при этом сеть IBM прекратила вообще работу на несколько часов.
Декабрь 1996 Компьютерная атака на WebCom (крупнейшего провайдера услуг WWW в США) вывела из строя на 40 часов больше 3000 абонентских пунктов WWW. Атака представляла собой "синхронный поток", которая блокирует функционирование сервера и приводит к "отказу в обслуживании". Поиск маршрута атаки длился 10 часов.

Таблица 4.4

Год События, цифры, факты
Была совершена попытка хищения 68 миллионов долларов путем манипуляции с данными в компьютерных сетях Центрального Банка России
В. Левин проник в компьютерную систему Ситибанка и сумел перевести 2.8 миллиона долларов на счета своих сообщников в США, Швейцарии, Нидерландах и Израиле
Ущерб, нанесенный банкам США за счет несанкционированного использования компьютерных сете путем введения и "навязывания" ложной информации из Москвы и Санкт-Петербурга российскими хакерами составил за I квартал 1995 г. составил $300 млн.
Правоохранительными органами России было выявлено 15 компьютерных преступлений, связанных НСД к банковским базам данных. В ходе расследования установлены факты незаконного перевода 6,3 млрд. рублей. Доля компьютерных преступлений от общего числа преступлений в кредитно-финансовой сфере в 1997 г. составила 0,02% при их раскрываемостине более 1-5%.
Предотвращено хищения на сумму 2 млрд. рублей из филиала одногоиз самых крупных коммерческих банков России [55]

Злоумышленники в профессиональных коллективах программистов-разработчиков

Согласно существующей статистики в коллективах людей занятых той или иной деятельностью, как правило, только около 85% являются вполне лояльными (честными), а остальные 15% делятся примерно так: 5% - могут совершить что-нибудь противоправное, если, по их представлениям, вероятность заслуженного наказания мала; 5% - готовы рискнуть на противоправные действия, даже если шансы быть уличенным и наказанным складываются 50 на 50; 5% - готовы пойти на противозаконный поступок, даже если они почти уверены в том, что будут уличены и наказаны. Такая статистика в той или иной мере может быть применима к коллективам, участвующим в разработке и эксплуатации информационно-технических составляющих компьютерных систем.

Таким образом, можно предположить, что не менее 5% персонала, участвующего в разработке и эксплуатации программных комплексов, способны осуществить действия криминального характера из корыстных побуждений либо под влиянием каких-нибудь иных обстоятельств.

По другим данным [54] считается, что от 80 до 90% компьютерных нарушений являются внутренними, в частности считается, что на каждого "... подлого хакера приходится один обозленный и восемь небрежных работников, и все они могут производить разрушения изнутри".

Информационная война

В настоящее время за рубежом в рамках создания новейших оборонных технологий и видов оружия активно проводятся работы по созданию так называемых средств нелетального воздействия. Эти средства позволяют без нанесения разрушающих ударов (например, современным оружием массового поражения) по живой силе и технике вероятного противника выводить из строя и/или блокировать его вооружение и военную технику, а также нарушать заданные стратегии управления войсками.

Одним из новых видов оружия нелетального воздействия является информационное оружие, представляющее собой совокупность средств поражающего воздействия на информационный ресурс противника. Воздействию информационным оружием могут быть подвержены прежде всего компьютерные и телекоммуникационные системы противника. При этом центральными объектами воздействия являются программное обеспечение, структуры данных, средства вычислительной техники и обработки информации, а также каналы связи.

Появление информационного оружия приводит к изменению сущности и характера современных войн и появлению нового вида вооруженного конфликта - информационная война.

Несомненным является то, что информационная война, включающая информационную борьбу в мирное и военное время, изменит и характер военной доктрины ведущих государств мира. Многими зарубежными странами привносится в доктрину концепция выигрывать войны, сохраняя жизни своих солдат, за счет технического превосходства.

Ввиду того, что в мировой практике нет прецедента ведения широкомасштабной информационной войны, а имеются лишь некоторые прогнозы и зафиксированы отдельные случаи применения информационного оружия в ходе вооруженных конфликтов и деятельности крупных коммерческих организаций (см. таблицы данного раздела), анализ содержания информационной войны за рубежом возможен по отдельным публикациям, так как, по некоторым данным информация по этой проблеме за рубежом строго засекречена.

Анализ современных методов ведения информационной борьбы (см. табл.4.5) позволяет сделать вывод о том, что к прогнозируемым формам информационной войны можно отнести следующие:







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.234.223.162 (0.022 с.)