Предпосылки возникновения и методологические особенности немецкой исторической школы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предпосылки возникновения и методологические особенности немецкой исторической школы



1. Предпосылки возникновения исторической школы Германии в трудах ее предшественников и родоначальников

В период объединения Германских земель в единое государство, т. е. в середине XIX в., возникло еще одно альтернативное классической политической экономии направление экономической мысли, получившее название «историческая школа Германии» или, что одно и то же, «немецкая историческая школа».

Эта школа, по сути, олицетворяет не столько историческое, сколько социально-историческое направление, потому что ее авторы, в отличие от классиков, включили в поле исследований политической экономии (предмет изучения) наряду с экономическими и неэкономические факторы, впервые начав тем самым одновременное рассмотрение в историческом контексте всего мно­гообразия социально-экономических проблем, всей совокупности общественных отношений.

 

В процессе эволюции исторической школы Германии в экономической литературе выделяют обычно три этапа. ^ Первый этап охватывает период 40-60-х гг. XIX в. и получил название «Старая историческая школа»; основные авторы этого этапa В. Рошер, Б. Гильдебранд, К. Книс. Второй этап приходится на 70-90-е гг. XIX в. и называется «Новая историческая школа»; основные авторы – Л. Брентано, Г. Шмоллер, К. Бюхер. Третий этап имел место в течение первой трети XX в; под названием «Новейшая историческая школа»; основные авторы – В. Зомбарт, М. Вебер, А. Шпитхоф.

 

^ 2. Методологические особенности немецкой исторической школы

Суть же этих особенностей методологии может быть сведена к следующим трем положениям:

учет влияния на экономическое развитие страны социаль­ной среды, в том числе «человеческого фактора»;

 

выявление взаимосвязи и взаимообусловленности экономи­ческих и неэкономических факторов и категорий;

определение места и роли неклассовых критериев в иссле­довании фаз и этапов развития общества.

Ф лист и его критика

Специфика историч школы как разновидности полит экономии состояла в том, что ее основатели сосредоточили свое внимание на методологич принципах, выступая против методологии классиков. Они выступили против идей общих закономерностей эконом развития; противопоставили ей идею национальных особенностей конкретных систем хозяйствования в каждой отдельной стране.

Ф.лист- реформатор класс полит экономии. Он желал восполнить пробел в теории классиков отсутствия исследования проблем эконом развития отдельных наций. Универсальной полит экономии для всех народов он противопоставляет национализацию сист полит экономии. Все результаты своих исследований представляет в книге «национсист полит экономии». Это была конкретная книга о германской экономике к путям её подъема.

Лист предполагает конкретные меры, сделав глубокую теорет проработку конкретных проблем и решений. Он рассматривает пути развития взаимосвязи наций с вопросом: к какой интеграции придет мир?

1)система равноправных наций

2) глобальная система с одним правящим государством.

Лист критикует Смита не касаясь понятийной структуры его учений. Он выступает против классической теории международ торговли, обращаясь к концепции международ специализации Смита который базируется на теории абсолютных преимуществ в торговли.

Логика концепции Смита проста но слишком абстрактна:

1. В модели участвуют только 2 страны и 2 товара

2. Принимается во внимание лишь 1 фактор производства: труд

3. Торгующие страны используют одинаковые неменяющиеся технологии

Лист указывает на ограничение области применимости теории:

Лист критикует теорию сравнительных преимуществ рикардо.

В противовес создает свою теорию внешней торговли «теорию производственных сил»:

Рост общего богатства достигается не через разрозненную а через согласованную деятельность людей которые должны сохранять, умножать произведенное усилиями предшествующих поколений.

Истинное богатства состоят в развитии производственных сил а не в количестве меновых ценностей.

Концепция эконом прогресса нации:

Согласно учению листа было предложено учение о последовательно сменяемых стадий производства:

1. Стадия дикости

2. Пастушеский быт

3. Земледел стадия

4. Земледел-ремесленная стадия

Пройдя все стадии нация переходит в заключит стадию в котор гармонично развивается с.х., промышленность, торговля.

46) с.ю.витте

Витте ставит цель вывести россию в разряд передовых промышленных держав. Витте разработал концептуальные и тактические подходы к проблеме формирующихся рыночных отношений и создания национальной независимой экономики. Ставит след задачи:

1. Актив привлечение иностран капитала

2. Обоснование необходимости таможенной защиты промышленности

3. Поощрение экспорта

Строительство транс-сибирской магистрали.(70 % всех железных дорог – гос.собственность)

Важный шаг к укреплению внутр рынка россии: введение протекционного тарифа и заключение таможенных договоров с германией(1894-1904)

Ограничивая ввоз иностранных товаров высокими таможенными пошлинами, правительство поощряло экспорт различными налоговыми льготами и премиями.

Важнейший механизм в реализации внутренней перестрой ки страны-неограниченное гос вмешательство.

Витте ввел винную монополию, которая впоследствии стала одним из главных источников гос.бюджета.

47) успехи и неудачи социально-эконом реформ

Россия была привязана к международному банковскому капиталу. Именно этот аспект его деятельности вызывал всеобщее недовольство среди правящих кругов.

Когда в начале 20в разразился очередной эконом кризис, россия одна из первых стран которая пострадала из-за зависимости иностран капитала.

48) Экономическая статика и динамика Н.Д. Кондратьева. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. Концепция народнохозяйственного планирования. Планы-прогнозы. Сочетание плановых и рыночных начал.

Николай Дмитриевич Кондратьев (1892-1938 гг.) Кондратьев Н.Д. родился в деревне Галуевский Кинешмского уезда Иваново-Вознесенской губернии в многодетной крестьянской семье.

Учился в церковно-приходской школе, в 1905 г. поступил в церковно-учительскую гимназию, откуда был исключён в 1906 году за неблагонадёжность.

В 1911-1914 гг. учился в Петроградском университете, где занимался социально-экономическими науками по окончании которого был оставлен на кафедре политической экономии для подготовки к профессуре. Создал и возглавлял до 1928 г. Конъюнктурный институт.

Арестован в 1930 году и осуждён по обвинению в создании не существовавшей «трудовой крестьянской партии», которая якобы боролась против коллективизации в СССР.

 

1930-1932 г.г. – в Бутырской тюрьме.

1932-1938 г.г. в Суздальском политизоляторе.

17 сентября 1938 г. расстрелян.

Основные работы Н.Д. Кондратьева по аграрному вопросу:

«Аграрный вопрос» (1917г.)

«Мировое хозяйство и его конъюнктура во время и после войны» (1922г.)

«Мировой хлебный рынок и перспективы нашего хлебного экспорта» (1923г.)

«Сельское хозяйство России в ХХ веке» (1923г.)

«Относительное падение хлебных цен»

«Рынок хлебов и его регулирование во время войны и революции» и др.

В экономической теории 1930-х гг. рассматривались лишь циклы продолжительностью 7-11 лет.

Кондратьев Н.Д. доказал, что существуют также циклы экономической динамики продолжительностью

48-55 лет – большие циклы.

Понижение темпа хозяйственной жизни обуславливает, с одной стороны, усиление поисков в области усовершенствования техники,

с другой – восстановление процесса аккумуляции капитала в руках промышленно-финансовых и других групп в значительной мере за счет сельского хозяйства.

Все это создает предпосылки для нового подъема большого цикла, и он повторяется вновь, хотя и на новой ступени развития производительных сил.

Таким образом можно скорее утверждать существование больших циклов экономической конъюнктуры, нежели говорить об их отсутствии.

Большую часть десятилетия 1920-х гг. Кондратьев работал над проблемами народнохозяйственного планирования, составлял первые планы, ставил задачу создания макроэкономической теории планирования и прогнозирования.

Значение плана учёный видел в обеспечении более быстрого, при спонтанном развитии, темпа роста производительных сил, а так же сбалансированного роста производства.

Научная база предвидения:

Настоящее и будущее вырастает из прошлого, закономерности развития общества необходимо изучать для предвидения

Прогноз имеет научное значение – ради него осуществляется познание, а подтверждаемость прогнозов служит главным критерием истинности научных теорий

Проблема прогноза имеет практическое значение, ибо «...выдвигается ли проект социальной реформы, предлагается ли та или иная мера экономической политики, строится ли тот или иной план регулирования народного хозяйства... Всюду ставится вопрос об активном вмешательстве в ход событий окружающей среды и вопрос о предвидении хода последующих событий»

Надежность прогноза зависит от глубины научного познания действительности

Прогнозирование – удел ученых и любое административное вмешательство пагубно для надежности прогнозов.

Циклично – генетическая основа предвидения:

Кондратьев Н.Д. выделяет три раздела теории экономики: статика, динамика и генетика

Статика – необходимая, но начальная ступень познания. Она выявляет и описывает структуру, внутренние и внешние взаимосвязи и пропорции изучаемого объекта в состоянии покоя или равновесного без скачков движения.

Динамика – позволяет выявить изменения экономических элементов, т.е. мыслить экономическую жизнь в процессе изменений.

Социально-экономическая генетика – является высшей ступенью познания, раскрывающая закономерности наследственности, изменчивости и отбора в развитии общества, помогает понять их механизмы при смене циклов.

Научной основой долгосрочного и стратегического прогнозирования послужило учение Кондратьева о циклической динамике:

«Проблема предвидения» (1926 г.), «План и прогноз» (1927 г.)

Кондратьев Н.Д. раскрывает критерии достоверности и надежности прогноза:

Предвидение событий, носящих регулярный характер;

Предвидение событий, обнаруживающих закономерную повторяемость циклов и кризисов;

Предвидение общих тенденций социально-экономической динамики.

Для последних двух типов определяющее значение имеет циклично-генетический подход.

Взгляды Н.Д. Кондратьева по аграрным вопросам. Работы «Рынок хлебов и его регулирование во время войны и революции», «Мировой хлебный рынок и перспективы развития хлебного экспорта». Государственное регулирование сельскохозяйственного рынка.

Аграрный вопрос в творчестве Н. Д. Кондратьева.

Эффективный аграрный сектор - способен обеспечить подъём всей экономики, стать гарантией устойчивости всего народного хозяйства.

Он считал необходимой первоочередную помощь хозяйствам, приближающимся к фермерскому типу, способным обеспечить быстрое наращивание производства товарного хлеба.

Его программа ориентировалась на поддержку крепких семейных трудовых хозяйств, способных стать основой экономического подъёма в стране.

Ученый выделял три приемлемые формы землепользования:

личную,

общинную,

артельную.

Выбор формы должен осуществляться на местах.

Решение аграрного вопроса видит в социализации земли.

В деревне должно быть уравнительное семейно-трудовое пользование землей и каждому трудящемуся земля должна предоставляться безвозмездно.

Благодаря этому безработная часть рабочего класса сможет уйти в земледелие и перестанет подрывать положение остальной части рабочих своей конкуренцией.

Социализация усилит сельскохозяйственное производство, усилит и промышленность.

Она сделает народ более сытым, здоровым и, следовательно, более производительным.

Одновременно с этим Кондратьев Н.Д. является сторонником фермерско-капиталистического пути развития сельского хозяйства, считая социальную дифференциацию крестьянства процессом естественным и даже позитивным.
В наиболее состоятельных крестьянских (фермерских) хозяйствах достигается более высокая производительность труда, товарность и степень накопления капитала.

В них интенсивно формируются финансовые ресурсы, которые используются их владельцами для интенсификации производства.

Из крупных хозяйств можно в известных пределах черпать ресурсы как для материальной помощи беднейшим слоям деревни, так и для развития промышленности.

Что же касается бедноты, то она создает надежную базу для пополнения рядов сельскохозяйственных и промышленных рабочих, что также необходимо для развития народного хозяйства.

«Рынок хлебов и его регулирование во время войны и революции»
Создание армии и расстройство рынка хлебов – поставили задачу регулирования снабжения армии и населения хлебом.

В центре внимания данной монографии стояли вопросы снабжения и регулирования хлебного рынка в условиях войны и революционных преобразований общества (невозможность его естественного функционирования).

Задачи государства по регулированию снабжения:

Заготовка хлебов;

Регулирование цен;

Регулирование перевозок;

Регулирование распределения и потребления;

Создание сети продовольственных органов.

Методы государственного воздействия на ход снабжения:

Прямые – государство само как хозяйствующий субъект приобретает продукты и снабжает ими потребителя: унификация и объединение заготовительного аппарата, распределение заготовок по губерниям.

Косвенные – система мер, цель которых воздействовать на рынок хлебов, как на условие, определяющее непосредственный ход снабжения.

К ним относят: установление твердых цен, запреты вывоза, введение плановых перевозок.

Меры сложносмешанного характера по регулированию заготовок – принудительная разверстка, государственная монополия хлебов.

Между первой и второй группами методов Кондратьев отмечает тесную связь, приводящую к тому, что на практике они трудно различимы.

Кондратьев Н.Д. впервые подходит

к концепции смешанных форм воздействия на экономику

- со стороны государства, торгово-предпринимательских структур, местных органов власти (городов и земств),

а также со стороны отдельных крестьянских хозяйств.

Проблема хлебного рынка представляет как проблема синтетическая - в её разрешении участвует множество субъектов, используются различные, часто противоречивые методы регулирования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 1292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.049 с.)