Особенности экономической мысли античного общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности экономической мысли античного общества



Экономическую мысль античного общества формулировали философы того времени. Лучшие достижения в данной области приходятся на V–VI вв. до н.э.

Экономическая мысль Эллады была сформирована на основе натурального хозяйства и рабовладельческого строя. Важным моментом античности было призрение к любой трудовой деятельности, т.к. она считалась уделом рабов, и превознесение умственной.

Важные моменты в развитии экономической мысли отмечаются в трудах мыслителей Ксенофонта, Платона и Аристотеля.

Ксенофонт (430-354 гг. до н.э.) одним из первых начал изучать проблемы разделения труда, он — сто­ронник коллективного рабовладения и потребления. Его основной труд назывался «Ойкономия», что было переведено как «Домострой» {«наука о доме» или "ис­кусство управления домом»). Однако это греческое слово переводится и как «экономика» или «эконо­мия».

В работе Ксенофонта содержались советы о том, как вести хозяйство, о наилучших методах эксплуата­ции рабов (включая элементы социальной демагогии и применения материальных стимулов).

Большой заслугой Ксенофонта явилось то, что он обратил внимание на наличие у любого товара двух сторон (полезных свойств): удовлетворять опреде­ленную потребность человека, (т.е. быть потреби­тельной стоимостью) и способности к обмену (де­лающей товар меновой стоимостью).

Ксенофонт, как отмечалось выше, был сторонником натурального хозяйства, а также противником рос­товщичества. Но при этом он признавал полезность денег, указывал на наличие у них функций средств обращения и средств платежа.

Платон: Экономические идеи занимали значительное место в сочинени­ях древнегреческого философа Платона (427-347 гг. до н.э.). Наибо­лее известна его работа "Политика или государство". Социально-экономическая концепция Платона получила концентрированное вы­ражение в проекте идеального государства. Платон рассматривал государство как сообщество людей, порожденное самой природой, впервые высказав мысль о неизбежности деления государства (го­рода) на две части: на богатых и бедных.

Платон уделял большое внимание проблеме разделения труда, рассматривая его как естественное явление. В его концепции обос­новывалось прирожденное неравенство людей. Деление на свобод­ных и рабов он толковал как нормальное состояние, данное самой природой. Рабы рассматривались в качестве основной производи­тельной силы, а их эксплуатация — как средство обогащения рабо­владельцев. Свободными гражданами могли быть только греки. В рабов превращались варвары, иностранцы.

Главной отраслью хозяйства Платон считал земледелие, но одоб­рительно относился и к ремёслам. Экономическую основу государ­ства он видел в натуральном хозяйстве, базирующемся на эксплуа­тации рабов. С естественным разделением труда Платон связывал необходимость обмена Он допускал мелкую торговлю, которая при­звана была обслуживать разделение труда. Однако в целом к тор­говле, особенно крупной, к торговой прибыли Платон относился весьма отрицательно. По его мнению, торговлей должны заниматься в ос­новном иностранцы, рабы. Для свободного грека занятие торговлей он считал недостойным и даже постыдным.

В идеальном государстве Платона свободные люди делились на три сословия: 1) философов, призванных управлять государством; 2) воинов; 3) землевладельцев, ремесленников и мелких торговцев. Рабы не включались ни в одно из этих сословий. Они приравнива­лись к инвентарю, рассматривались как говорящие орудия производ­ства. Философы и воины составляли высшую часть общества, о кото­рой Платон проявлял особую заботу. Он предполагал обеспечить им обобществленное потребление, что дало повод толковать это как некий "аристократический коммунизм".

 

Аристотель будучи идеологом натурально-хозяйственных отношений, разработал проект идеального государства, согласно которому все виды деятельности людей с точки зрения приобретения богатства подразделяются на естественную сферу – экономику, либо неестественную – хрематистику.

Он одобряет сферу экономику (земледелие и ремесло), т.к. она обеспечивает нормальное состояние человека и должна поддерживаться государством, и осуждает вторую сферу, т.к. она являет собой накопление богатства и свершение крупных торговых сделок для перепродажи и нажития состояния.

Недостатком теории Аристотеля является двойственное представление обмена: в одном случаи, как часть экономики, т.е. если он удовлетворяет потребности, а в другом случаи, как часть хрематистики – если обмен символизирует акт наживы.

Также Аристотелем признается негативным крупная торговля и ссудные операции.

Развитие экономической мысли в античном обществе сводится к вознесению натурального хозяйства и принижению накопления богатства и денег, как его составляющей.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.004 с.)