Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сознание, его происхождение и сущность. Сознание, речь, язык.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
СОЗНАНИЕ – свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Проблема сознания – одна из самых трудных в философии и науке. Под сознанием понимается высшая форма психического отражения действительности общественно развитым человеком. Сознание заключается в обеспечении целеполагающей деятельности – в предварительном мысленном построении разумно мотивированных действий, в способности личности отдавать себе отчет как в том, что происходит в окружающем мире, так и в своем собственном духовном мире, в эмоциональной оценке действительности. В рамках равноправного диалога взаимодополняющих подходов к вопросу о происхождении сознания ключевым является деятельностный подход. Суть его заключается в том, что возникновение сознания человека рассматривается как результат развития его предметной деятельности.Человек, в отличие от неразумного животного, не только потребляет природу, но и преобразует ее по мере своих сущностных сил созидания (разума, духовных чувств, воли, целеполагания). Сознание первобытных людей носило преимущественно конкретно-чувственный, образно-эмоциональный характер, что было обусловлено неразвитостью форм и орудий труда и, соответственно, неразвитостью системы средств общения между людьми.Чтобы осуществлять коллективный процесс материального производства и удовлетворять общие для членов зарождавшегося производственного коллектива человеческие потребности, одного чувственного отражения было явно недостаточно. Сложный процесс изготовления разнообразных орудий труда, требовавший знания существенных свойств и связей предметов, необходимость отражения социальных потребностей в налаживании совместных действий, взаимопомощи – все это рано или поздно должно было привести к появлению зачатков абстрактного, понятийного мышления, характерного для нарождавшегося сознания и отличавшего его от психики животных предков человека. Возникновение сознания неотделимо от возникновения речевого общения людей и языка как средства этого общения. Так как всякий труд – это коллективный труд, требующий согласованных действий, а также передачи жизненного опыта, то необходимы были и новые формы общения – речь, которая обозначает предметы, их существенные полезные свойства и отношения и таким образом выступает орудием мышления человека. Благодаря речи сознание формируется и развивается как общественное явление, как духовный продукт человеческой истории. Язык – действительность мысли. Он обладает знаковой, символической природой. Приобщаясь к языку, индивидуальное сознание с самых ранних стадий приобретает общественный конкретно-исторический характер, вступает на путь приобщения к человеческой культуре. Материальной, физиологической основой (субстратом) сознания является условно-рефлекторная деятельность мозга и прежде всего больших полушарий головного мозга с их сложнейшей системной организацией, иерархированностью и дифференцированностью структур и процессов. Отражая в своем содержании объективный мир, сознание детерминируется природной и социальной действительностью. Предметы, их свойства и отношения существуют в нем в форме образов - идеально. Идеальное выступает как субъективный образ объективного мира, как главнейший признак сознания, обусловленный социальной природой человека. Идеальный образ отражает не материальную организацию человеческого тела, не нейрофизиологический аппарат, а свойства и отношения человеческого бытия (потребности, интересы), природного окружения, осваиваемые в процессе практической деятельности. Сам по себе мозг, как порождение природы, не может мыслить по-человечески. Он становится органом сознания тогда, когда его носитель - человек, субъект труда и культуры, - вовлекается в социокультурную среду, усваивает общие понятия, этические нормы и принципы, эстетические установки, социальные идеалы, правовые нормы, накопленные обществом знания. Сознание охватывает весь духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний. Сознающий мозг – это часть личности, общества и истории. У сознания как бы тройное подчинение – объекту (природные, социальные и духовные явления), своему материальному субстрату и общественно-исторической системе, культуре. Таким образом, сознание как процесс, подобно другим видам человеческой деятельности, носит опосредованный характер. Главными посредниками человеческого отражения мира выступают сначала орудия, затем словесные знаки, понятия и представления, духовные интересы и ценности других людей, их общностей. Объективируя свою сущность в орудиях и знаках, обмениваясь орудиями и знаками, плодами духовной деятельности, знаниями, овладевая культурным наследием, человек познает не только внешний мир, но и свой внутренний мир, осознает свою общность и индивидуальность относительно других людей. Он выступает для себя одновременно объектом и субъектом познания, общения, культурного творчества. Направленность сознания на самое себя называется самосознанием. Степень самосознания человека является показателем его психологического и социально-нравственного развития, умения вырабатывать убеждения, стратегию жизнедеятельности. Благодаря самосознанию человек может контролировать свое поведение соответственно личным интересам, планам, идеалам и отвечать за него перед обществом и перед своей совестью (которая есть ни что иное, как по-существу принципы и нормы общественной нравственности, усвоенные в личностном бытии, исходя из потребностей индивидуальности). Сознание не исчерпывает всего богатства психической жизни человека. Наряду с сознанием в психике человека существует еще сфера бессознательного. Бессознательное - это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся контролю со стороны сознания; это инстинкты, интуиция, эмоционально-волевые акты. В связи с этим возникает вопрос о том, в каком же соотношении находятся осознанное и бессознательное? Составляя относительно самостоятельные стороны единой психической реальности человека, они взаимосвязаны, взаимодейсвуют между собой и способны достигать благоприятного единства. В бессознательном заключены большие возможности для оптимизации человеческой жизнедеятельности, в особенности это касается творческой деятельности субъекта. При изучении этой темы необходимо также раскрыть место человеческого сознания в мире. В человеческом духе, в его разуме природа “осознала самое себя”. На человеке лежит высочайшая ответственность за решение глобальных проблем современности, за выживание человеческого рода на планете. Необходимо возродить истинное уважение к подлинной духовности, высокой нравственности, к прекрасному, свободному творчеству, способности к самостоятельному выбору, умению ориентироваться на высшие человеческие ценности и идеалы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.70.11 (0.008 с.) |