Философские проблемы бытия. Основные виды бытия и их соотношение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философские проблемы бытия. Основные виды бытия и их соотношение.



БЫТИЕ – интегральная характеристика мира, как всеобщей реальности, утверждающая целостность и его единство через соотношение основных начал, субстанций, принципов и сфер существования природы, общества, человека, его культуры, их специфических форм.

Категория бытия является исходной для философского осмысления мира, создания его обобщенной целостной картины. Бытие определяется как всеобщая реальность, охватывающая все сферы сущего, все области действительности. В учении о бытии (онтологии) антиподом бытия является небытие, хотя заметим, что последнее в истории философии не признавалось некоторыми философами (элейская школа Древней Греции). Категория “бытие” - это высший предел обобщенности, всеобщее единство всего многообразного, абстрагирование от всего единичного, отдельного, особенного, преходящего. Бытие - это внутренне существенное единство неисчислимого множества существующих в их конкретной чувственности и целостности вещей, предметов, организмов, человеческих индивидов, состояний, явлений, процессов, структур, систем - их универсальная целостность. Категория “бытия” охватывает не только явления и процессы наличного бытия, но и проблемы прошлого и будущего, времени и вечности мира и его отдельных частей, человеческого индивида, социальных общностей, человечества в целом. Эта проблема противоречивого единства преходящего существования бытия вещей, природных состояний, человеческой жизни и непреходящего бытия природы как целого имеет диалектическую сущность. Непреходящее бытие природы находит свое выражение в бесконечности и безграничности мира, имеющих специфический, качественно неоднородный характер. Бытие как совокупная реальность целостностей природы, общества, человека с его объективным и субъективным миром -предпосылка творческой активности человеческого субъекта, его сознания, стремлений входящих в жизнь поколений. Проблема, сформулированная гением Шекспира в трагедии “Гамлет” - быть или не быть, - несет в себе черты глубочайшего этического размышления о смысле жизни, о назначении человека, об ответственности за линию жизненного поведения, за верность избранным идеалам, о мужестве в борьбе за них.

Рассматривая основные формы бытия следует выделить четыре сферы, четыре формы: бытие природы, бытие человека с его культурой и специфической диалектикой материального и духовного; бытие духовного; бытие общества с особой диалектикой материального и идеального. 1)Бытие природы включает в себя существование чрезвычайно многообразных вещей, материальных тел, состояний, процессов. 2) Бытие человека подразделяется на мир вещей и процессов, воплощающих результаты его культурного творчества (материальные ценности, достижения культуры) и собственно человеческое бытие. Под последним имеется ввиду непрерывное производство и воспроизводство человеческого существования, достойного человека, возвышающего человеческую личность, обеспечивающего овладение всеми сущностными силами человека (разум, духовно-нравственные чувства и качества, свободная воля).

3) Бытие духовного (идеального), которое прежде всего выражается в формах индивидуализированного духовного, в духовной жизни человеческой жизни (идеи, концепции, теории, идеалы, моральные, эстетические, художественные ценности, чувства, переживания и т.п.). Духовное бытие объективируется также в конкретных результатах культурного творчества, в материальных, вещественных, организационных структурах практической деятельности человека.

4) Бытие общества связано с функционированием и развитием как структур материального общественного производства и соответствующих им отношений, так и результатами духовного производства, плодами духовной культуры. Для общественного бытия характерно целостное взаимодействие экономической, социальной, политической и духовной сфер и отношений, активное влияние многообразных форм общественного сознания и общественной психологии.

Для осмысления бытия мира как целого, как всеобщей реальности необходимо познание сущности мира, которая раскрывается глубже всего в выявлении первоначал, субстанций, определяющих основ бытия. К ним относятся две самых универсальных: материя и сознание (дух). Для материалистического миропонимания характерно видение основы единства мира в его материальности, что доказывается, по мысли Энгельса, “не парой фокуснических фраз, а долгим и трудным развитием философии и естествознания”.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.141.202 (0.004 с.)