Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эндогенные (внутренние) факторы:Содержание книги
Поиск на нашем сайте
а) изменения наследственных структур (мутации); б) "перезревание" половых клеток; в) эндокринные заболевания; г) влияние возраста родителей; Экзогенные (внешние) факторы: а) физические - радиационные, механические воздействия; б) химические - лекарственные препараты, химические вещества, применяемые в промышленности и в быту, гипоксия, неполноценное питание, нарушения метаболизма; в) биологические - вирусные заболевания, протозойные инвазии, изоиммунизация.
Одной из главных причин пороков развития являются мутации. В организме они происходят постоянно (спонтанные мутации) под воздействием естественного фона радиации и процессов тканевого метаболизма. При дополнительном воздействии на организм ионизирующего излучения или химических мутагенов происходят индуцированные мутации. Мутации могут быть генными, хромосомными и геномными. С мутациями связано около 13% пороков. Хромосомные мутации - это изменения хромосом в виде транслокации, делеции, дупликации и инверсии. Геномные мутации - изменение числа хромосом или хромосомных наборов.
МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ЗАБОЛЕВАНИЯ Формирование пороков происходит преимущественно в период эмбрионального морфогенеза (3-10-я неделя беременности) в результате нарушения процессов размножения, миграции, дифференциации и гибели клеток. Эти процессы происходят на внутриклеточном, экстраклеточном, тканевом, межтканевом, органном и межорганном уровнях. Нарушением размножения клеток объясняют гипоплазию и аплазию органов. Нарушение их миграции лежит в основе гетеротопий. Задержка дифференциации клеток обусловливает незрелость или персистирование эмбриональных структур, а ее полная остановка - аплазию органа или его части. Нарушение физиологической гибели клеток, как и нарушение механизмов адгезии ("склеивание" и срастание эмбриональных структур), лежат в основе многих дизрафий (например, спинномозговых грыж).
КЛАССИФИКАЦИЯ Выделяют несколько групп пороков. В зависимости от времени воздействия вредных факторов и объекта поражения выделяют следующие формы пороков развития. 1. Гаметопатии - патологические изменения в половых клетках, произошедшие до оплодотворения и приводящие к спонтанному прерыванию беременности, врожденным порокам развития, наследственным заболеваниям.. 2. Бластопатии - это повреждения зиготы в первые 2 недели после оплодотворения вызывающие гибель зародыша, внематочную беременность, пороки развития с нарушением формирования оси зародыша 3. Эмбриопатии - поражения зародыша 15-й день после оплодотворения до 75-й день проявляющиеся пороками развития отдельных органов и систем, прерыванием беременности. Большинство врожденных пороков образуется именно в этот период. Локализация дефекта также зависит от интенсивности повреждающего воздействия. 4. Фетопатии - общее название болезней плода, возникающих под воздействием неблагоприятных факторов с 11-й недели внутриутробной жизни до начала родов.
Роль пороков развития-формирование различных видов врожденных патологий: 1. Агенезия - полное врожденное отсутствие органа. 2. Аплазия - врожденное отсутствие органа или выраженное его недоразвитие. Отсутствие некоторых частей органа называется термином, включающим в себя греч. слово olygos ("малый") и название пораженного органа. Например, олигодактилия - отсутствие одного или нескольких пальцев. 3. Гипоплазия - недоразвитие органа, проявляющееся дефицитом относительной массы или размеров органа. 4. Гипотрофия - уменьшенная масса тела новорожденного или плода. 5. Гиперплазия (гипертрофия) - повышенная относительная масса (или размеры) органа за счет увеличения количества (гиперплазия) или объема (гипертрофия) клеток. 6. Макросомия (гигантизм) - увеличенные длина и масса тела. Термины "макросомия" и "микросомия" нередко применяются для обозначения соответствующих изменений отдельных органов. 7. Гетеротопия (дистопия) — наличие клеток или тканей одного органа в другом или в тех зонах того же органа, где их не должно быть в норме. 8. Гетероплазия - расстройство разграничения некоторых видов ткани. Гетероплазии следует дифференцировать от метаплазий - вторичного изменения разграничения тканей, которое связывают с хроническим воспалением. 9. Эктопия — расположение органа в необычном месте. Возможно увеличение числа органов или их частей, например удвоение матки, двойная дуга аорты. Удвоение и увеличение в числе того или иного органа или части его. 10. Атрезия - полное отсутствие канала или естественного отверстия. 11. Стеноз - сужение канала или отверстия. Практическая часть для самоподготовки: МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ ВОПРОСЫ:
1. Назовите основные процессы, происходящие в эмбриогенезе. 2. Каковы основные стадии развития зародыша? 3. В чём сущность процесса дробления? Назовите и охарактеризуйте основные типы дробления. 4. Опишите зародыш на стадии морулы, бластулы, гаструлы. 5. Назовите основные способы гаструляции. 6. Какие существуют способы образования мезодермы? 7. Охарактеризуйте способы дробления и гаструляции у плацентарных млекопитающих. 8. Назовите производные трёх зародышевых листков. 9. Опишите основные этапы образования начального отдела пищеварительной системы человека. 10. Назовите провизорные органы, их функции. Чем они отличаются у анамний и амниот? 11. Какое строение имеет плацента? В чём заключается её функция? Опишите особенности строения плаценты у человека.
8. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗБОРА С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ И КОНТРОЛЯ ЕГО УСВОЕНИЯ: 8.1. Разбор с преподавателем узловых вопросов для освоения темы занятия. 8.2. Демонстрация преподавателем методик практических приемов по теме. 8.3. Материал для контроля усвоения материала: Вопросы для решения с преподавателем: 1. Онтогенез: типы, периоды, этапы и их общая характеристика.. 2. Эмбриональное развитие человека. Этапы и их общая характеристика. 3. Дифференцирование на молекулярно генетическом, клеточном и тканевом уровнях. 4. Регуляция функции генов в онтогенезе. Экспериментальное изучение эмбрионального развития. Проблема детерминации и взаимодействия бластомеров. Эмбриональная индукция. 5. Регуляция в процессе дробления и его нарушения (близнецы, пороки развития, уродства). 6. Критические периоды онтогенеза человека. 7. Тератогенез. Тератогенные факторы среды. 8. Врожденные пороки развития. Классификация: наследственные, экзогенные, мультифакториальные, гаметопатии, бластопатии, эмбриопатии, фетопатии.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ: Задание 1.Рассмотреть препараты и зарисовать в протокол стадии: дробление яйцеклетки лягушки, бластулы, гаструлы и нейрулы лягушки. Задание 2. Зарисовать в протокол схему дифференциации зародышевых листков, табл. 3. Задание 3. Занести в протокол схему «Генетический контроль основных стадий» рис. 7.
Табл. 1. Ранние этапы эмбрионального развития лягушки. Задание 4. Изучите табл. 3 «Производные зародышевых листков», внесите в альбом.
Табл. 3. Производные зародышевых листков.
Литература: Основная: 1. Биология В 2кн. Кн.1: Учеб. для мед.спец. вузов /под ред. В.Н.Ярыгина. 6-е изд. -М.:Высшая школа,2004.-С.276-365, 409-415 2. Биология/А.А.Слюсарев, С.В.Жукова.- К.: Вища школа. Головное изд-во, 1992.- С.139-154 3. Руководство к практическим занятиям по биологии под ред. акад. РАЕН проф. В.В.Маркиной. Изд. М. «Медицина» 2006 г. 4. Биология. Руководство к практическим занятиям для студентов стоматологических факультетов под ред. акад. РАЕН проф. В.В. Маркиной. Изд. М. «ГЭОТАР- Медиа» 2010 г. 5. Федченко С.М. Молекулярно- генетические основы онтогенеза. -Луганськ:ЛДМУ,2003.-С.205-241 Дополнительная: 1. Медична біологія: Підручник /за ред.В.П. Пішака, Ю.І. Бажори.- Вінниця: Нова книга, 2004.- С.240-258 2. Ченцов Ю.С. Общая цитология: учебник. 2-е изд..- М.: изд-во Моск. Унив-та, 1984. – С. 290-308 Дополнительная 1. Газарян К.Г., Белоусов М.В. Биология индивидуального развития животных. – М.: Высшая школа, 1983. 2. Гилберт С. Биология развития. – М.: Мир, 1996. Георгиев Г.П. Гены высших организмов и их экспрессия.-М.:Наука, 1989.-255с. 3. Конспект лекцій. ЗАНЯТИЕ №20
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.153.232 (0.007 с.) |