Общая характеристика занятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика занятий



Учебно-воспитательный процесс по физическому воспитанию в школе организуется по двум формам: урочные и внеурочные

Внеурочные формы занятий проводят с целью укрепления или восстановления здоровья, повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков, стимулирования активного отдыха. К ним относятся следующие.

Занятия малых форм (утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза). Они характеризуются кратковременностью, вследствие чего могут решать лишь отдельные частные задачи:

· повысить тонус и ускорить врабатывание систем организма при переходе от состояния покоя к повседневной деятельности (формы утренней гигиенической гимнастики);

· дать срочный активный отдых, предупредить или ослабить утомление (физкультминутки, микропаузы активного отдыха);

· поддержать отдельные стороны приобретенной тренированности и создать предпосылки для повышения эффективности

основных занятий (домашние задания по школьному курсу физического воспитания и в спорте).

Занятия крупных форм относительно продолжительные, на них решаются задачи тренировочного, оздоровительно-реабилитационного и рекреационного характера. Это могут быть:

· самостоятельные тренировочные занятия, например: ОФП, атлетическая гимнастика. Они требуют определенных знаний методического характера для грамотного построения занятия, осуществление самоконтроля, корректного регулирования нагрузки;

· занятия, связанные с решением задач оздоровительно-реабилитационного и рекреационного характера. К ним следует отнести аэробику, турпоходы, подвижные игры и т. п. Данные занятия характеризуются умеренностью нагрузки, отсутствием жесткой регламентации;

· соревновательные формы занятий двух направлений: собственно-спортивные соревнования, для которых характерны официальные правила состязаний, наличие судей и т.п.; поведение соревнующихся направлено на победу или индивидуальное высшее достижение; соревновательные занятия (такие, как зачет, контрольные уроки и т.п.), в которых признаки собственно-спортивных соревнований частично отсутствуют либо меньше выражены.

Все занятия внеурочного типа осуществляются на основе полной добровольности и могут проходить как в группах, так и индивидуально.


7. Основные направления деятельности руководителей, осуществляющих физическое воспитание в различных образовательных учреждениях

Целью физического воспитания является всестороннее физическое развитие личности обучающегося, укрепление его здоровья и повышение социальной активности. Данная целевая установка реализуется посредством решения следующих задач:

- формирования потребности обучающихся в регулярных занятиях физической культурой и спортом, овладения ими знаниями и умениями по основам организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями;

- повышения физической подготовленности обучающегося, развития функциональных возможностей его организма, совершенствования физических качеств средствами физической культуры;

- расширения двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями повышенной координации и спортивной ориентации, физическими упражнениями коррегирующей и оздоровительно-профилактической направленности;

- формирования навыков здорового образа жизни, использования занятий физической культурой в целях организации и профилактики вредных привычек, наркомании, антиобщественного поведения;

- спортивной подготовки и участия в спортивно-массовых мероприятиях.

Организация физического воспитания

Решению задач физического воспитания в общеобразовательных учреждениях способствует организация целостной педагогической системы, охватывающей все формы образовательного процесса:

- урочные формы занятий по предмету “физическая культура”;

- дополнительные (или факультативные) занятия физическими упражнениями;

- занятия лечебной физической культурой, ориентированные на физическое воспитание обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья;

- физкультурно-оздоровительные мероприятия согласно режиму дня, направленные на оптимизацию работоспособности и профилактику переутомления обучающихся в процессе учебной деятельности (физкультминутки, физкультпаузы, подвижные игры на переменах, “часы здоровья”, “спортивные часы”);

- внеклассные формы занятий, ориентированные на укрепление здоровья и физической подготовки обучающихся (спортивные кружки и секции, группы ДЮСШ, самостоятельные занятия общефизической подготовкой, включая выполнение домашних заданий);

- спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия (спортивные соревнования, турниры, спартакиады, спортивные праздники и фестивали, Дни здоровья и Дни спорта).

Управление деятельностью по физическому воспитанию обучающихся осуществляется руководителем образовательного учреждения (директором).

Директор:

- обеспечивает согласованную работу своих заместителей и других сотрудников учебного заведения и медицинского персонала по организации и проведению учебных, физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;

- организует приобретение физкультурного, спортивного оборудования и инвентаря для организации всех форм физического воспитания;

- обеспечивает в соответствии с законодательством РФ проведение регулярных медицинских осмотров и врачебно-педагогического контроля, проверок (тестирования) физического состояния обучающихся, выполнение всех гигиенических требований к санитарному состоянию и обслуживанию мест физкультурных занятий обучающихся;

- организует систематический контроль за процессом физического воспитания, эффективным использованием имеющейся базы; ежегодное рассмотрение на педагогическом совете с участием медицинского персонала итогов физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися и конкретных мер по укреплению их здоровья;

- обеспечивает соблюдение гигиенического режима в образовательном учреждении.

Заместитель директора образовательного учреждения по воспитательной работе:

- организует планирование физкультурно-оздоровительных мероприятий в образовательном учреждении и внеклассной работы по физическому воспитанию;

- совместно с учителями физической культуры и классными руководителями организует спортивно-массовую, физкультурно-оздоровительную и туристскую работу, обеспечивает активное участие в ней всего педагогического коллектива;

- возглавляет работу по созданию физкультурно-спортивных клубов по интересам обучающихся;

- оказывает помощь учителям физической культуры в подготовке общественного физкультурного актива и проведении работы по пропаганде физической культуры и спорта среди обучающихся и их родителей.

Учитель физической культуры:

- совместно с педагогическим коллективом и с помощью общественных организаций образовательного учреждения проводит работу по физическому воспитанию, развитию спорта и туризма среди обучающихся;

- несет ответственность за выполнение комплексной программы физического воспитания и обеспечение базового уровня физической подготовленности обучающихся, предусмотренного государственным образовательным стандартом;

- осуществляет формирование общего плана (программы) работы по физическому воспитанию обучающихся и совместно с руководителем образовательного учреждения определяет перспективы и направления развития физической культуры и спорта в учебном заведении;

- планирует, организует и проводит уроки, факультативные и внеурочные занятия по физическому воспитанию;

- совместно с медицинским работником и классными руководителями проводит контрольные (тестовые) испытания по определению уровня физической подготовленности обучающихся;

- проводит работу по контролю за состоянием здоровья и физическим развитием обучающихся в течение всего периода обучения;

- совместно с учителями других предметов организует физкультурные паузы на уроках и производственных занятиях, “подвижные” перемены;

- составляет и знакомит учителей и воспитателей групп продленного дня с комплексами оздоровительных упражнений, готовит для них инвентарь и оборудование;

- организует учебно-тренировочные занятия в спортивных секциях в физкультурных кружках;

- проводит физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия с регулярным участием в них всех школьников;

- руководит сборными командами образовательного учреждения в ходе их участия в различных соревнованиях;

- проводит работу по оборудованию и поддержанию в соответствии с гигиеническими требованиями мест занятий физической культурой и спортом;

- осуществляет приобретение спортивного инвентаря, обеспечивает правильную его эксплуатацию, хранение и уход за ним;

- обеспечивает санитарно-гигиенические условия и меры по технике безопасности на всех видах занятий физической культурой;

- проводит индивидуальные занятия с отстающими обучающимися, в том числе уроки с обучающимися, отнесенными к специальной медицинской группе “А”;

- оказывает организационную и методическую помощь воспитателям групп продленного дня, классным руководителям, всем педагогам и физкультурному активу в проведении занятий по физической культуре и в организации соревнований;

- проводит подготовку общественного физкультурного актива из числа обучающихся, учителей и родителей для работы в образовательном учреждении;

- ведет установленную отчетность по физической культуре и спортивно-массовой работе.

Педагог дополнительного образования:

- осуществляет работу по дополнительному физкультурному образованию обучающихся;

- комплектует учебно-тренировочные группы, принимает меры по сохранению контингента в течение срока обучения;

- обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения);

- участвует в разработке и реализации образовательных программ, несет ответственность за качество их выполнения;

- отвечает за жизнь и здоровье обучающихся во время проведения занятий по дополнительному физкультурному образованию, соблюдение на них правил техники безопасности;

- организует участие обучающихся в массовых физкультурно-спортивных мероприятиях;

- оказывает консультативную помощь родителям и педагогическим работникам.

Лаборант (по физической культуре):

- осуществляет свою работу под общим руководством учителя физкультуры;

- готовит к урокам по заданию учителя физической культуры необходимый спортивный инвентарь и оборудование;

- следит за состоянием спортивного зала и спортивных площадок согласно гигиеническим условиям и требованиям к технике безопасности;

- ведет учет имеющегося спортивного оборудования и инвентаря, технических средств обучения и наглядных пособий и участвует в их приобретении;

- оказывает помощь в организации внеурочных занятий и проведении физкультурно-спортивных мероприятий в части подготовки спортивного инвентаря и оборудования;

- выделяет воспитателям группы продленного дня спортивный инвентарь для проведения “спортивного часа”;

- готовит по предложению учителя физкультуры перечень инвентаря, требующего ремонта;

- участвует в оповещении обучающихся о различных физкультурно-спортивных мероприятиях.

Классный руководитель:

- добивается вместе с родителями соблюдения обучающимися режима дня и правил гигиены, выполнения ими утренней гимнастики;

- обеспечивает выполнение гигиенических требований при проведении учебных занятий;

- разрабатывает и реализует планы спортивно-оздоровительных мероприятий в классе, организует и представляет класс во всех спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях образовательного учреждения;

- проводит с помощью спортивного актива и закрепленного за классом учителя физкультуры спортивные мероприятия;

- содействует вовлечению обучающихся в занятия спортивных секций, кружков и групп учебного заведения;

- совместно с учителем физкультуры и медицинским работником участвует в проведении тестовых испытаний обучающихся по физической культуре, следит за динамикой изменений их физического развития и подготовленности, участвует в подготовке предложений по совершенствованию физического воспитания обучающихся.

Воспитатель группы продленного дня:

- следит за выполнением обучающимися режима дня и правил личной гигиены во время пребывания их в группе продленного дня;

- организует ежедневные физкультурные занятия в группе продленного дня (спортивный час);

- проводит физкультурные паузы во время выполнения домашних заданий, игры во время прогулок;

- содействует выполнению обучающимися домашних заданий по физической культуре.

Учитель, преподающий общеобразовательные предметы:

- осуществляет межпредметные связи между преподаваемыми им учебными дисциплинами и физической культурой;

- проводит физкультминутки (физкультпаузы) на своих уроках, следит за осанкой учеников во время уроков и гигиеническим состоянием класса (кабинета, аудитории, мастерской, лаборатории), в котором проводятся занятия;

- участвует в проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий и соревнований в школе.

Старший вожатый (организатор детского творчества):

- организует физкультурные мероприятия, входящие в содержание работы детской организации;

- принимает участие в подготовке обучающихся к физкультурным соревнованиям, дням здоровья, физкультурным праздникам, конкурсам, спортивным играм типа “Стартов надежд” и другим физкультурным и спортивным мероприятиям;

- содействует вовлечению детей в спортивные секции, подбирает спортивных вожатых (физкультурный актив) для выполнения общественных поручений.

Медицинский персонал образовательного учреждения:

- организует совместно с администрацией образовательного учреждения практические занятия с обучающимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе;

- участвует в проведении (не реже двух раз в учебном году) тестовых испытаний физического развития и подготовленности обучающихся;

- принимает участие в организации и проведении общешкольных физкультурно-оздоровительных мероприятий;

- совместно с учителями физической культуры не реже одного раза в год готовит для обсуждения на педагогическом совете материалы, характеризующие состояние работы по укреплению здоровья обучающихся.

 

8. Физкультурная направленность личности педагога и ее составляющие http://studopedia.ru/8_98736_professionalnoe-masterstvo-pedagoga.html

Педагогическая направленность - это устойчивое стремление человека заниматься педагогической деятельностью.

Педагогическая направленность учителя физической культуры формируется на базе двух мотивационных образований - так называемой "любви к детям" и интереса к физической культуре. Любовь к детям Л.Н. Толстой рассматривал как доминирующую черту личности учителя.

Большое значение ей придавал В.А. Сухомлинский, подчёркивавший, что научиться любить детей нельзя ни в каком учебном заведении, ни по каким книгам. Конечно, выражение "любовь к детям" не следует понимать буквально. Когда о ней говорят, скорее всего имеют в виду чуткое и внимательное отношение к каждому ребенку, в том числе и к тем, кто своим поведением и успеваемостью доставляет учителю огорчения. Это наличие чувства удовлетворения, радости от общения с детьми, от проникновения в своеобразный детский мир, психологию ребёнка. Любовь к детям - это не сентиментальность, не мягкосердечие, не всепрощенчество. Любовь к детям преобразуется в интерес к работе с детьми, в желание сделать их образованными, развитыми физически и духовно.

Интерес к физической культуре является вторым основным мотивом, формирующим педагогическую направленность учителя физической культуры. Спортивная направленность юношей и девушек, занимающихся спортом, должна пробудить интерес к физкультурно-педагогической деятельности, желание сделать сильными, бодрыми, здоровыми других людей, в частности детей.

Направленность учителя физической культуры на свою работу выражается в увлечённости ею. Она становится смыслом его жизни. Это приводит к двум следствиям. С одной стороны, любовь к своему делу заставляет учителя постоянно совершенствовать своё мастерство, интересоваться работой своих коллег, оказывать им помощь, самому выбирать полезное для своей работы, то есть быть активным творческим работником. С другой стороны, ученики, если чувствуют, что занятия с ними являются для учителя не тяжёлой обязанностью, а удовольствием, отвечают ему взаимностью

. Процесс физического воспитания школьников складывается из многочисленных, и проводимых в определённой системе, занятий физическими упражнениями. Все эти занятия можно подразделить на несколько групп, каждая из которых из-за своих особенностей, требует и особых форм организации занятий.

9.

Ф о р м а физического воспитания - это определённым образоморганизованная система использования средств и методов, направленная на решение специфических, характерных только для неё, задач (АР).

Реализация всего многообразия форм физического воспитания школьников организуется в основном в трёх сферах:

· в учебных заведениях всех типов (в частности - в общеобразовательных школах);

· в организациях и учреждениях, осуществляющих внешкольное воспитание (спортивные секции в Домах детского творчества, физкультурно-оздоровительные группы и спортивные секции при различных спортивных организациях, детские спортивные школы и др.)

· в условиях семейного быта.

В отечественной системе физического воспитания учащихся общеобразовательных школ сложились разнообразные формы организации занятий физическими упражнениями. Основными из них являются:

· классно-урочная форма физкультурных занятий;

· физкультурно-оздоровительные мероприятия, проводимые в структуре учебного дня, к которым относятся: гимнастика до занятий, физкультминутки и физкультпаузы во время во время уроков, подвижные перемены, физкультурные занятия в группах продлённого дня;

· внеклассные формы физкультурно-спортивных занятий, включающие: занятия в спортивных секциях и кружках физической культуры, занятия в группах общей физической подготовки (ОФП), занятия в группах лечебно-оздоровительной (коррегирующей) физической культуры;

· общешкольные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, к которым относятся: школьные спартакиады, первенства по отдельным видам спорта, туристские походы и слёты, ежемесячные дни здоровья и спорта;

· реализация межпредметных связей в системе школьного образования, когда в содержание уроков по другим общеобразовательным дисциплинам включаются преподавание и усвоение знаний по физической культуре;

Всё это многообразие форм должно обязательно дополняться комплексом самостоятельных физкультурно-спортивных занятий в рамках реализации форм семейной и “дворовой” физической культуры: утренняя гигиеническая гимнастика, закаливание, спортивные и подвижные игры во дворе и местах отдыха, выполнение домашних заданий по физической культуре, турпоходы выходного дня, подготовка и участие в соревнованиях типа “Папа, мама, я - спортивная семья” и т.п.

К сожалению, очень распространённым является мнение о том, что такое многообразие форм необходимо исключительно для увеличения длительности воздействия, увеличения времени и общего объёма занятий физическими упражнениями в течение учебного дня, учебной недели школьников. Это действительно очень важно, но главное всё же в другом. Дело в том, что изъятие хотя бы одного звена из комплексной организации физического воспитания учащихся приводит не только к нарушению непрерывности этого процесса, но и невозможности обеспечения качественного решения всего комплекса задач физического воспитания. Это обусловлено тем, что каждая из перечисленных форм организации физического воспитания школьников имеет собственную целевую направленность и призвана решать свои специфические задачи (если бы это было не так, то и не было бы необходимости в существовании этих форм). Из этого следует ряд взаимосвязанных и очень важных положений.

Во-первых, игнорирование какой-то из форм существенно обедняет целостный процесс физического воспитания, так как исключает возможность решения целой группы специфических задач физического воспитания.

Во-вторых, это свидетельствует не только о нежелательности, но и невозможности полноценной подмены одних форм другими.

В-третьих, полноценное решение всех задач физического воспитания школьников возможно только на основе комплексного использования всех форм занятий физическими упражнениями.

В-четвертых, успешное решение всего комплекса задач физического воспитания школьников возможно только на основе объединения усилий всего педагогического коллектива школы (а не только учителей физической культуры), родителей учащихся, а также проявления со стороны самих школьников искренней заинтересованности, высокой активности, самоорганизации и самоуправления.

Эффективная реализация форм физического воспитания тесно связана с представлениями о рациональном двигательном режиме школьников, который в значительной мере определяется совокупностью форм физического воспитания, реализуемых в той или иной школе. Как уже отмечалось, наиболее полным он бывает тогда, когда школьные формы физического воспитания дополняются самостоятельно организованными занятиями и спонтанной двигательной активностью. Из этого следует, что ежедневный двигательный режим школьника должен состоять из следующих слагаемых.

· Утренняя гигиеническая гимнастика. Должна выполняться каждое утро и состоять из 9 - 10 упражнений. Их выполнение ускоряет переход от состояния сна к бодрствованию, стимулирует деятельность центральной нервной системы (ЦНС), активизирует работу всех органов и систем организма, способствует бодрому, жизнерадостному настроению.

· Прогулки по дороге в школу и обратно. Само пребывание на свежем воздухе в сочетании с энергичной ходьбой дает общеукрепляющий, оздоровительный эффект.

· Гимнастика до учебных занятий. Призвана содействовать созданию условий для активного начала учебного дня, мобилизации на продуктивную работу на уроках.

· Уроки физической культуры. Их содержание определяется Государственным стандартом и учебной программой. Предполагают освоение учащимися знаний, необходимых для более целенаправленных и эффективных занятий физическими упражнениями, овладения различными двигательными умениями и навыками, а также целенаправленного развития основных двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости; а также воспитания воли, смелости, решительности, настойчивости и др.

· Физкультминутки на уроках, а также во время приготовления домашних заданий. Они помогают преодолеть утомление, появляющееся в результате напряженного умственного труда. Переключение с умственной деятельности на активное выполнение физических упражнений позволяет быстрее восстанавливать умственную работоспособность

· Физические упражнения и подвижные игры во время больших перемен способствуют эмоциональной разрядке, активному отдыху школьников в середине учебного дня

· Ежедневные “Часы здоровья” (Проводятся в школах, имеющих соответствующие условия) Позволяют учащимся в течение 40-60 минут заниматься разнообразными физическими упражнениями по собственному выбору. В значительной мере способствуют профилактике заболеваний, являющихся следствием недостатка двигательной активности (гиподинамии)

· Спортивный час. Проводится в группах продлённого дня для учащихся младших классов. Помогает снять усталость после уроков. Эта форма занятий имеет большое оздоровительно значение и закаливающий эффект, предполагает участие младших школьников в различных соревнованиях, конкурсах, играх и т.п.

· Занятия в кружках, группах, секциях по различным видам спорта. Способствуют приобщению школьников к систематическим занятиям физическими упражнениями, повышению уровня общей и специальной (по отношению к определённому виду спорта) физической подготовки, удовлетворению индивидуальных интересов и потребностей в занятиях любимым видом спорта, раскрытию и совершенствованию спортивных талантов, подготовке к участию в спортивных соревнованиях и т.п.

· Общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия К ним относятся ежемесячные дни здоровья и спорта, физкультурные праздники, общешкольные соревнования и т.п. Эти массовые мероприятия позволяют вовлекать в занятия физическими упражнениями всех учащихся, способствуют приобщению, привитию интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, каким-либо видом спорта и т.п.

· Самостоятельные занятия физическими упражнениями. Являются важнейшим компонентом двигательного режима. При определенных условиях могут оказаться самым эффективным его элементом, так как в наибольшей степени согласуются с индивидуальными интересами и индивидуальными возможностями человека. Предполагают сформированность потребностно-мотивационной сферы (искреннее и осознанное желание заниматься с целью достижения значимого результата), хорошее знание особенностей и индивидуальных возможностей своего организма, а также наличие инструктивно- методических знаний и умений по организации самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Двигательный режим может рассматриваться как достаточный и полностью удовлетворяющий потребности растущего организма в движениях, только при условии активного участия школьника во всех выше перечисленных формах физического воспитания, культивируемых в школе, а также внешкольных формах и систематических самостоятельных занятиях, общее количество времени которых должно приближаться к 12 - 14 часам в неделю.

Для младших школьников суммарное время на малые формы физического воспитания, такие как утренняя гигиеническая гимнастика, физкультпаузы, игры во время перемен, активный отдых, должно составлять около 2-2,5 часов в день. Особое значение среди этих форм имеет утренняя гимнастика. Именно с неё должно начинаться приобщение к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Достаточный по объему и интенсивности двигательный режим должен быть тесно связан с правильно организованным режимом питания. Вместе они являются важнейшим условием здоровья, хорошего физического и умственного развития школьников. Под режимом питания подразумевается кратность (количество процедур приема пищи с учетом промежутков между ними) питания в течении суток, правильное распределение суточного рациона, правильное сочетание по времени с занятиями физическими упражнениями.

Правила приема пищи до и после занятий физическими упражнениями сводятся к следующему:

· после завтрака и обеда можно заниматься физическими упражнениями только через два часа;

· после второго завтрака или полдника - через час-полтора;

· интервал между окончанием занятий физическими упражнениями и приёмом пищи должен быть не менее 30-40 минут.

10 Особенность физкультурного образования в средних специальных и высших образовательных учреждениях

В ср спец и и высшие учебные заведения поступают юноши и девушки в возрасте 15-17 лег, окончившие 9 или 11 классов школы. Профес.-теснич образование осущ-ют ср спец уч заведения (Сузы), к числу которых относятся: колледжи, лицеи, техникумы, проф-тех училища.. Высшее образование осуществляют ВУЗы, к числу которых относятся: институты, академии. Ун-ты.

Согласно принятой в 1965 г. схеме возрастной периодизации, студенческий возраст большей частью относится к VII возрастному периоду - юноше-I кому возрасту: от 17-ти до 21-го года для юношей, от 16-ти до 20-ти лет для девушек. Далее молодые люди входят в 1-й период зрелости, который длится ДО 35-ти лет.

При поступлении в среднее или высшее учебное заведение студенты сталкиваются с новыми, более сложными по сравнению со школой видами деятельности (учебной, трудовой, общественной и т.д.), требующими от них более высокого уровня общей физической подготовки. В связи с этим особенно возрастает роль физической культуры как одного из важнейших средств адаптации студентов к обучению.

Физическая культура как учебная дисциплина является частью гуманитарного образования. Она обязательна для всех специальностей и служит целям укрепления здоровья, физического, интеллектуального и духовного совершенствования учащихся, формированию их общей и профессиональной культуры.

ЦЕЛЬ учебной дисциплины «Физическая культура» - формирование физической культуры будущего квалифицированного специалиста.

Данная цель достигается путём комплексного решения образовательных, воспитательных, оздоровительных ЗАДАЧ:

- сохранение и укрепление здоровья студентов;

- повышение уровней физической подготовленности и физического развития для улучшения умственной и физической работоспособности;

- воспитание потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, в физическом самосовершенствовании и здоровом образе жизни;

- овладение методами оценки физического состояния и самоконтроля в процессе занятий физическими упражнениями;

- приобретение теоретических знаний, умений, навыков в области физической культуры;

- обеспечение необходимой физической подготовленности в соответствии с требованиями избранной профессии;

- совершенствование спортивного мастерства студентов-спортсменов. Основными материальными ценностями физической культуры являются необходимый объём двигательных навыков и умений, определённый уровень развития ОСНОВНЫХ физических и специальных качеств.

К духовным ценностям физической культуры относятся совокупность специальных маний в области всестороннего физического развития, идеалы физичо* КОГО ' совершенства (спортивного мастерства), к которым стремится каждый человек, представления о способах их достижения, знание особенностей того или ИНОГО вида спорта, его истории, перспектив развития и т.д.

Фи 1ИЧССКВЯ культура студентов выступает как интегральное качество их ЛИЧНОСТИ, КаК условие и предпосылка эффективной учебно-профессиональной деятельности, показатель культуры будущего специалиста, средство его саморазвития и самосовершенствования. Многочисленными исследованиями установите что сгудентов, включённых в систематические занятия физической культурой и спортом н проявляющих в них достаточно высокую активность, вырабатывается щоровый стереотип поведения. Эти студенты коммуникабельны, выражают готовность к сотрудничеству, у них наблюдается высокая эмоциональная устойчивость, выдержка, им свойственны оптимизм и энергия. Среди НИХ мною настойчивых, решительных людей, способных повести за собой коллектив, Этой труппе студентов в большей степени, чем другим, присущи ими, добросовестность, собранность, они успешно взаимодействую! в р.ниш гребующей постоянства и напряжения. Они свободнее вступают в контакт, находчивы, среди них чаще встречаются лидеры, им легче удаетч и о< уществлять самоконтроль.

Стр-ра физической культуры студентов

И основах законодательства РФ физическая культура студенческой молодо/кн определяется в качестве одного из основополагающих направлений среднего И высшего гуманитарного образования. Содержание закона «О физи-ческой культуре и спорте в РФ» определяет программное и нормативно-правовое обеспечение физкультурного образования студентов средних и высших \ чебных (введений.

В соответствии с действующими государственными образовательными стан [Вртами ректоры вузов обязаны предусмотреть в учебных планах по всем направлениям и специальностям высшего образования 408 часов на дисциплину «Фи |ическая культура» в цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Распределение учебной нагрузки осуществляется следующим образом:

- либо: на I и II курсах обучения 4 часа в неделю, на III и IV курсах по 3 часа:

- либо: по 4 часа в неделю на I, II, III курсах.

Структура физической культуры студентов включает три относительно самостоятельных блока:

• физическое воспитание;

• студенческий спорт;

• активный досуг.

физическая культура сту-

Свои развивающие и формирующие функции ФК стужентов полно реализует в с-ме Физ Воспитания.

Программа физ восп студентов предусматривает наоличие теор, методич, практич разделов, кот представлены 3 видами занятий: 1) теоретич, направл на формир-ие теоретич знаний в сфере Фк. 2) методико-практические занятия, напр на овладение методич знаниями, обеспеч достижение практич рез-тов.3) учебно-тренировочные занятия, направленные на достижение и поддержание оптимального уровня физической подготовленности студентов.

Основной формой физического воспитания студентов являются учебные (академические) занятия.

Программой также предусмотрено увеличение двигательной активности студентов с 4-х часов в неделю до 5-6 и более за счёт введения дополнительных к основному курсу занятий какими-либо видами спорта или системами физических упражнений.

Студенческий спорт - это деятельность студентов в форме соревнований и подготовки к ним с целью достижения высоких результатов в избранной спортивной специализации.

Занятия спортом со студентами ссузов и вузов осуществляются во внеурочное время и предполагают максимальное развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, обеспечивающих достижение высокого уровня спортивного мастерства. Зачастую, спорт выступает формой самовыражения и самоутверждения студентов, определяя их образ жизни, общекультурные и социально значимые приоритеты. Результатами совместной учебной и спортивной деятельности являются социальная активность, самостоятельность, уверенность в своих силах, честолюбие.

Активный досуг - это средство реализации биологических, социальных, духовных потребностей студентов в двигательной активности, здоровом образе жизни, получении удовольствия от занятий различными формами физической культуры.

Активный досуг студентов предполагает организацию самостоятельных занятий во внеучебное время, в том числе и в коммерческих оздоровительных группах, а также использование различных форм и средств физической культуры. На выбор формы активного досуга значительное влияние оказывают культурные и социальные ориентиры личности, однонаправлено взаимодействующие с биологическими запросами.

Внеучебные (самостоятельные) занятия могут реализовываться в форме:

- выполнения рекреационных мероприятий в режиме учебного дня;

- занятий в спортивных клубах, секциях, группах по интересам;

самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом - участия в массовых оздоровительных, физкультурных, спортивных мероприятиях.

Органичное сочетание учебных и внеучебных форм занятий физической культурой в ссузах и вузах обеспечивает наличие оптимальной двигательной активности студентов, максимальный профессионально-прикладной эффект, удовлетворение личных пристрастий и интересов.

11. Программно-нормативные основы регулирования деятельности физического воспитания в образовательных учреждениях



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 835; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.78.106 (0.11 с.)