Тема 10. Государство и современное предприятие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Государство и современное предприятие



66. Государство и бизнес: этапы взаимодействия

Доиндустриальное общество Индустриальное общество
  1 промышленная революция 2 промышленная революция
«Видимая рука» государства Невидимая рука менеджмента Видимая рука менеджмента
Государство как важнейший социально-экономический регулятор Государство как «ночной сторож» Антитрестовское регулирование

 

67. Государство как «ночной сторож»

- ограниченное вмешательство государства в действие конкурентных сил (вход без вмешательства государства ограничен)

- создание общих условий для развития бизнеса

- национальная оборона

- правовая система (прежде всего – исполнение контрактов)

- поддержание социально-значимых институтов

- поддержка «молодых» и «рисковых» отраслей

Пример США:

- таможенная политика (Слейтер и Лоуэлл)

- военные заказы (Э. Уитни и С. Кольт)

- привлечение инвестиций в железнодорожный бизнес («Юнион Пасифик»)

 

68. Антитрестовское регулирование

Сущность:

- Социально-экономическая политика, направленная на ограничение монопольных эффектов, порождаемых современными предприятиями, а также на повышение эффективности современных предприятий как важнейшего фактора национальной конкурентоспособности

Причины:

- Потеря заинтересованности «большого бизнеса» в снижении издержек на единицу продукта

- снижение конкурентных возможностей среднего и малого бизнеса

- угроза нарушения пропорций общественного воспроизводства

-обострение социальных противоречий (поляризация общества)

- Снижение эффективности демократических институтов

 

69. Основные этапы развития:

- Закон о федеральной торговле (Interstate Commerce Act, 1887)

- Закон Шермана (Sherman Antitrust Act, 1890)

- Закон о создании федеральной торговой комиссии, 1914

 

70. Закон Шермана и практика его применения

- закон об охране производства и торговли от незаконных стеснений и монополий (Закон Шермана)

Статья 1: Незаконны «всякий договор или соглашение в виде треста или в иной форме, стесняющий торговую и производственную деятельность…»

Статья 2: Незаконны «создание или попытка создания монополии», «монополизация какого-либо вида торговли или производственной деятельности»

- Типичный пример «общего права» (Common law)- «Рамочный» закон + практика Верховного суда нарабатывающего прецеденты

71. Статья 1. К нарушениям отнесены:

- фиксация цен

- раздел потребительских рынков, либо объемов производства

- бойкоты или согласованные отказы от сделок

- связанные продажи

 

72. Статья 2. Этапы применения:

- 1890-1940: «Эра терпимости»

- «хорошие» и «плохие» тресты

- Правило разумного подхода (Rule of reason)

- 1945-1970: «Монополизация незаконна по определению»

- 1970-наше время: «Новый либерализм»

 

73. Статья 2. Эра терпимости:

- доказанные случаи «нечестной» конкуренции, как сознательного использования монопольного потенциала

- грабительское ценообразование

- вымогательство специальных имуществ от поставщиков

- физическое насилие над конкурентами

- эксклюзивные деловые соглашения и т.д.

 

Тема 11. Рост современного предприятия через наступательные стратегии

74. Стратегии роста и структуры современного предприятия:

- Наступательные:

Дивизиональные структуры:

- диверсификация

- географическая экспансия

 

75. Стратегии роста современного предприятия

- диверсификация: рост предприятия за счет инвестиций в новые товарные рынки

- географическая экспансия: рост предприятия за счет инвестиций в новые географические рынки

 

76. Диверсификация

- «Современное диверсифицированное предприятие представляющее собой рассчитанный, рациональный ответ технически подготовленных профессиональных менеджеров на возможность и необходимость изменения технологий и рынков» (Alfred Chandler, Jr.)

Причины:

1) возможность корпораций с централизованной структурой:

а) создавать новые продукты за счет технологического и научно-технического потенциала

б) организовывать их производство и маркетинг за счет опыта своего управленческого аппарата (Du Pont Co., General Motors Co)

2) Риск ведения бизнеса в одной отрасли, обусловленный ее жизненным циклом в условиях продолжительных технологических изменений и развития рынков (American Tobacco Co.)

3) Риск ведения бизнеса в одной отрасли, обусловленный цикличностью развития экономики (на разных уровнях)

4) формирование круга элитарных менеджеров на уровне штаб-квартир, корпораций и появление новых возможностей для их карьерного роста.

 

77. Виды диверсификации:

- Связанная диверсификация: подразумевает инвестиции в отрасли, связанные с «базовой» источниками сырья, разработками, технологией производства или каналами маркетинга; Осуществляется с целью использования потенциальной связанности в интересах развития производства «базовой» отрасли

 

- Несвязанная диверсификация: подразумевает инвестиции в отрасли, не связанные с «базовой» источниками сырья, разработками, технологией производства или каналами маркетинга; Осуществляется с целью развития внутрикорпорационного «рынка капиталов», а также для решения иных проблем финансового характера

 

78. Географическая экспансия:

Причины (до середины 20 века):

1) необходимость расширения рынков для дальнейшего извлечения преимуществ от экономии на масштабе производства

Частный случай вертикальной интеграции вперед (?!)

2) Необходимость обеспечения компании сырьем, отсутствие на внутренних рынках

 

Причины (с середины 20 века):

3) Национальные различия в заработной плате (для более трудоемких отраслей)

4) Наличие высокого платежеспособного спроса на высокотехнологичную продукцию (для более капиталоемких отраслей)

5) Преимущества институционального характера (конкурентная среда, регулирование бизнеса и т.д.)

 

Тема 12. Национальные особенности индустриализации: Великобритания

 

78. Концепция относительной экономической отсталости

Чем более отсталая страна вступает в процесс индустриализации,

- тем вероятнее начало этого процесса с быстрого рывка, сопровождающийся относительно высокими темпами роста промышленного производства и экономики в целом

- тем более крупных размеров в ходе этого процесса достигают отдельные заводы и компании в целом.

- тем большое значение в ходе этого процесса приобретают производство капиталистических товаров по сравнению с потребительскими

- тем больше ограничение в ходе этого процесса накладывается на уровень потребления в целом

- тем большую роль в ходе этого процесса играют специальные институциональные факторы, направленные на увеличение уровня инвестиций в народную промышленность

- тем менее активную роль в данном процессе играет аграрный сектор, потенциально способный предложить нарождающейся промышленности преимущества развивающегося рынка

 

79. Великобритания: «Персональный капитализм»

1) Отраслевые отличия

- крупные предприятия сконцентрированы в меньшем количестве отраслей: 177 предприятий (88,5%) в семи отраслевых группах

- Велика доля предприятий, производящей потребительские товары: 90 предприятий (45%) в пищевой, табачной и текстильной промышленностях

- Велика доля предприятий, исполняющих «старые» трудоемкие технологии (пивоварение, текстиль, «старые» машиностроение и судостроение)

- Крупнейшие современные предприятия в нефтяной, химической, электротехнической промышленности, легком машиностроении – филиалы компаний США и Германии

- Средний размер «крупнейшего» предприятия относительно невелик: не более 50 предприятий могли попасть в список 200 крупнейших компаний США

2) Управленческие отличия

- «Персональный капитализм» - характеристика структур управления: преобладание традиционных и предпринимательских фирм

- «П.к.» - характеристика управленческой структуры

3) «П.к.» как характеристика управленческой культуры

- Высшие менеджеры работают совместно в одном и том же офисном здании, находящемся на фабричной территории.

- Высшие менеджеры имеют постоянные персональные контакты со средним и даже операционными менеджерами, непосредственно контролируют их деятельность

- Как правило, не разрабатываются детальная организационная структура и соответствующие инструкции

- найм менеджеров на высшие позиции диктуется как их компетентностью, так и наличием персональных связей с собственником

- совет директоров формируется на основе как опыта, так и наличием семейных связей и соответствующего социального положения

 

Тема 13. Национальные особенности индустриализации: Германия

 

80. Германия: «Кооперативный управленческий капитализм»

Отраслевые отличия

- велика доля предприятий в технологически передовых капиталоемких отраслях

- велика доля предприятий, производящих капитальные товары (средства производства):

132 предприятия (66%) в металлургии, химической промышленности и тех машиностроительных группах

- многие предприятия из отраслей, обычно ассоциируемых с потребительской продукцией (пищевая, текстильная, обработка камня, глины и стекла), также производят товары, предназначенные для дальнейшей переработки, либо промышленного использования

-в производстве массовой потребительской продукции потребительского назначения, ориентированной на индивидуальных потребителей и домашние хозяйства, доминируют фирмы США (Singer Sewing Machine, National Cash register, International Harvester, General Motors), Великобритании, Голландии и Швейцарии (Lever Brothers, Nestle)

- лишь небольшое количество собственно германских предприятий производит массовую потребительскую продукцию для индивидуальных потребителей и домашних хозяйств, причем около половины из них – региональные пивоварни

Управленческие отличия

- По количеству собственно современных предприятий Германия существенно уступает США, но их управленческая структура весьма сложна и развита, причем типичным является наличие автономных зарубежных подразделений

- германские фирмы ориентировались не столько на конкуренцию, сколько на кооперацию:

- между собой

- с банками

- с государством, в том числе и с ВУЗами

- с рабочими союзами

Межфирменная кооперация:

- 1897 г. – Верховный суд заключил, что картельное соглашение не только юридически правомочны, но и отвечают интересам общества

- создание синдикатов

Кооперация с банками:

- создание Кредитбанков как диверсификационных финансовых структур, объединяющих функции коммерческих банков, инвестиционных банков, банков развития и инвестиционных фондов

- двойная структура Совета Директоров корпорации (AG) по закону 1884 г.:

1) Наблюдательный совет с участием представителей банков и других компаний для выработки стратегии

2) Совет управляющих для текущего руководства бизнесом

 

Тема 14. Национальные особенности индустриализации: Япония

 

81. Япония: «Союзный капитализм»

- Японский бизнес как набор стереотипов:

1) «японская экономическая система»

2) человеческий капитализм»

3) «некапиталистическая рыночная экономика»

4) союзный капитализм / капитализм альянсов»

Отраслевые отличия

- 129 предприятий (65%) приходится на 4 группы отраслей (пищевая, текстильная, химическая промышленность, черная металлургия)

- Предприятия равномерно распределяются по отраслям, производящим капитальные и потребительские товары

- Относительно велика доля предприятий, ассоциируемых со «старыми» трудоемкими технологиями

Управленческие отличия

- Собственно промышленные компании крайне редко создают сложные управленческие структуры по типу современного предприятия

- Промышленные компании крайне редко создают собственные маркетинговые подразделения, кооперируясь с торговыми домами, производящими, в свою очередь значительные инвестиции в сети маркетинга и распределения как на национальном, так и на мировом рынке

- В период до 2 мировой войны промышленные предприятия часто входят в состав семейно-контролируемых диверсифицированных финансовых групп (zaibatsu)

Этапы становления

- Ранние контакты с Западом (1543 - 1639)

- Период Токугава (1640 – 1868)

- Период Мейдзи (ранний) 1868 – 1885

- Период Мейдзи (поздний) 1886 – 1913

Реформы Мейдзи

- Ликвидация феодальной раздробленности, введение префектур

- Создание системы законодательной, исполнительной и юридической власти

- Ликвидация рада феодальных институтов (каст, цехов и гильдий, военной привилегии самураев)

- Земельная реформа

- Реформа образования

- Создание государственного сектора «передовых предприятий»

- Государственные инвестиции в систему коммуникаций

- Общая поддержка бизнеса

Торговый дом

- В рамках класса торговцев человек «приписан» к «дому»

- «дом» владеет собственностью, причем права дома отделены от прав его членов (корпорация)?

- «Дом» управляется главой семьи

- Деятельность «дома» диверсифицирована

Дзайбацу (zaibatsu)

- диверсифицированные финансовые группы, семейная собственность

- Созданы на основе старых торговых домов, либо воспроизвели их структуры

- в ходе приватизации 1880 – 1913-х гг. получили «передовые предприятия»

 

Тема 15. Национальные особенности индустриализации: Россия

 

Хронология российской индустриализации:

- первая волна индустриализации (1856 – 1913)

- индустриальная дезинтеграция (1914 – 1929)

- вторая волна индустриализации (1929 – 1953)

- Перестройка и постиндустриальный вызов (1985 – 1992)

- Индустриальная дезинтеграция или третья волна? (с 1992)

Методы российской индустриализации

- Стимулирование государством накопления капитала посредством экспорта зерна и фискальной политики:

- отмена крепостного права

- строительство железных дорог в районы зернового хозяйства

- создание министерства финансов как ведущий административный орган, контролирующий основные направления регулир. промышленного развития и составные агентства.

Минфину подчинялись: государственное казначейство, монетный двор, государственный банк, таможня, государственные промышленные предприятия, регулирование частных предприятий, налоговая и денежная политика

 

Наиболее известные министры финансов

- Граф Михаил Х. Ройтерн (1862 – 1878)

- Николай Бунге (1881 – 1887)

- Иван Вышнеградский (1887 – 1892)

- Сергей Витте (1892 – 1903)

 

Становление российского бизнеса

- Собственно русские (великорусские) капиталисты

- русскоязычные капиталисты

- иностранные капиталисты

1) Собственно русские (великорусские) капиталисты (семьи):

- Коноваловы, Рябушинские, Боткины, Елисеевы, Третьяковы, Алексеевы

Собственно русские (великорусские) капиталисты (отрасли):

1.Производство потребительских товаров:

- текстиль (хлопок, шерсть)

- производство сахара

- нефтепереработка

2. Внутренняя торговля

3. Железнодорожное строительство

2) Русскоязычные капиталисты:

- Иван Блох, Самуил Поляков, Семья Гинзбург, Израиль Бродский

.................. (отрасли):

1. Банковское дело

2. Железнодорожный транспорт

3. Нефтепереработка

4. Производство сахара

5. Торговля

3) Иностранные капиталисты (отрасли):

1. Банковское дело

2. Страховое дело

3. Машиностроение

4. Металлургия

5. Химическая промышленность

6. Нефтепереработка

 

Тема 16. Третья промышленная революция

 

1-я промышленная революция: развитие трудоемких промышленных технологий

2-я промышленная революция: развитие капиталоемких промышленных технологий

3-я промышленная революция: развитие наукоемких промышленных технологий

 

3 промышленная революция. Некоторые подходы:

- Революция в социально-классовой структуре общества (революция в сфере услуг)

- Революция в социально-классовой структуре общества («Общество знаний»)

- НТР

- «Новая экономика»

- Информационные технологии (информационное общество)

- Технологии, воздействующие на микроуровень живой и неживой материи (генная инженерия, микроэлектроника)

- Технологии, подразумевающие четырехзвенную систему машин (+ управленческое устройство)

Исторические модели производства

Доиндустриальное общество – кастомизированное производство

Индустриальное общество – массовое производство

Постиндустриальное общество – массовая кастомизация

Массовое производство – производство, направленное на удовлетворение стандартных потребностей массового потребителя

Массовая кастомизация – производство, направленное на удовлетворение индивидуальных потребностей конкретных заказчиков на основе достижения массового производства

Адаптированные структуры

стратегии адаптации

наукоемкие технологии

Матричная структура

Президент компании

R & D Производство Маркетинг

 

Продукт 1

 

Продукт 2

 

Продукт 3

- Собственно матричная структура (уровень предприятия

- Консорциум – временное объединение предприятий с целью реализации конкретного проекта

- Государственно-монопольный комплекс – относительно устойчивое объединение предприятий (консорциум) и государственных учреждениях с целью реализации системы продления проектов

 

Сетевая структура

Президент компании

 

 

Регион 3
Регион 2
Регион 1
 
 
 
 
 
 
Продукт 3
Продукт 2
Продукт 1
R & D Производство Маркетинг

 

Бизнес-единицы

 

Моральное единство 2 – тенденция к модификации моральных принципов бизнеса в направлении рационально трактуемой коммунальной ориентации



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.76.43 (0.098 с.)