Краткий анализ некоторых книг владимира менре, на основе которых создается псевдоязыческий культ «звенящие кедры России» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткий анализ некоторых книг владимира менре, на основе которых создается псевдоязыческий культ «звенящие кедры России»



Пузаков-Анастасия о Боге

Прежде всего обратимся к высказываниям Мегре и его литературной героини о Боге. Он описывается как "межпланетный разум, интеллект", который наполовину находится "во внематериальном мире" в виде комплекса энергий (то есть разлагается на составные части), а другой половиной "рассредоточен на Земле, в каждом человеке" [1, с. 48]. Здесь чувствуются пантеистические мотивы. Бог оказывается безличной разумной субстанцией, рассеянной в мире.С космическим интеллектом у автора и его героини наступает некоторая путаница. Сначала предлагается "воспользоваться космическим интеллектом... обменяться с ним информацией" [1, с. 85]. Что имеется в виду? Попользоваться Божественной мудростью, "устроив себе ночевку под звездным небом" [там же]? Видимо, речь идет не только об этом, но и о другом, ибо дальше читаем: "космические силы будут с вами и помогут достичь самых немыслимых светлых мечтаний, обрести душевный покой" и проч. [1, с. 86]. Таким образом, пузаковский космос представляет собой пространство, населенное бесчисленным множеством разнообразных сущностей, как божественного, так и иного происхождения.

Что же это за космические силы, которые возбуждают в душе "мечтания", создавая видимость покоя? Уж не бесы ли? Кстати, в дальнейшем Мегре сочинит рассказ Анастасии о недобрых "сущностях", живущих во вселенной. Коли так, значит, обращаться к звездному миру небезопасно, ведь там живут разные "сущности"?

В книге Мегре "Пространство любви" появляется дефиниция того, что собою представляют "светлые силы". Это вовсе не бесплотные существа мира ангельского, а "светлые мысли, когда-либо произведенные людьми" [2, с. 48]. Потом мы узнаем, что злые сущности также могут быть созданы самим человеком.

Раскрытие темы происходит на фоне роста дуалистических мотивов в рассуждениях лесной жительницы. Она, к примеру, поучает, что в любом человеческом творчестве участвуют "две противоположности", то есть добро и зло имманентно присущи человеческому естеству, и вопрос в выборе, который делает личность [1, с. 232]. Позитивный выбор делается через контакт с Богом, который содержит в каждом человеке "Свою частичку" [1, с. 234].
У Мегре неясная и смутная ангело-демонология. Анастасия упоминает о каких-то таинственных силах, подвластных только Богу, называя их "ОНИ" (так в книгах). Эти "они" имеют некоторый план управления событиями, происходящими в мире [1, с. 138], чтобы "перенести людей через отрезок времени темных сил" [1, с. 148]. Отнюдь не Спаситель мира - Иисус Христос, а "они" выступают в роли спасителей мира от зла. Господь же выступает в писаниях Мегре как один из просветленных, которые были, есть и будут. Люди их гонят, "Иисуса Христа, например. И Бог снова посылает Своих сынов" (именно сынов с малой буквы, здесь налицо полное отрицание Богосыновства Спасителя) [1, с. 232]. Итак, существуют светлые и темные сущности, порождаемые человеком, а кроме того, есть силы добра и зла, существующие в космосе и находящиеся в противоречивых отношениях с Богом, о чем узнаем несколько позже.

Бог не трансцендентен миру, и Его нельзя увидеть всего лишь потому, что Он - нечто вроде совершенного компьютера: Его мысли "с большой скоростью и плотностью работают" [1. с. 353]. Иными словами, лицезреть Божество можно, но пройдя определенную "тренировку". Вообще для Анастасии (а значит, и для ее создателя), утомленных псевдобогословскими ухищрениями, Бог постепенно превращается во "что-то", в "разум, интеллект, существа, силы света, вакуум, абсолют, ритм, дух, Бога" [1, с. 230]. Как ни называй, все сойдет. Постепенно проступает, более отчетливой становится и пантеистическая тема. Бог якобы говорит: "среди камней смогу травинкой я зеленой вновь пробиться", "днем наступающей взойду зарею" [3, с. 52-53].

Трудно, конечно, человеку постичь то, что Бог невидим. Пузаков создает такой, трогательный по почти архаической примитивности, сюжет. Бог творил человека и так был этим увлечен, что не успел подумать о Себе Самом и не создал Свой собственный облик [3, с. 69].

Как произошел мир

В четвертом томе своего опуса Мегре, наконец, излагает свою доморощенную космогонию. Оказывается, до сотворения Земли вселенная была наполнена "множеством энергий", которые во тьме "мыслили" и "творили" [3, с. 16]. Нам ранее сообщали, что Бог рассеян в виде энергий. Но здесь другое - наблюдалось множество или божеств, или порученцев-демиургов, действовавших от имени Бога, непрестанно творя. Далее оказывается, что наш писатель не чужд и индуистских идей о цикличных катастрофах: в мире сосуществуют "сущность разрушенья и сущность, созидающая жизнь". Каждая космическая сущность была вовлечена в бессмысленный процесс сотворения и уничтожения [3, с. 16-17]. Здесь, конечно, присутствует и дуалистический мотив: "пророчица" сообщает, к примеру, о "гармонии добра и зла" [3, с. 22]. И вот на фоне такой картины Бог наконец вознамеривается приступить к сотворению нашего, очередного мира, но не самостоятельно, а "совместно" с "энергиями", которые стремятся соревноваться с Творцом, относясь к Нему как к равному, и отступают, только потерпев поражение. В конце концов, Бог творит землю и человека один, но понимает, что Его детищу недостает "энергии любви", которая доселе принадлежала только Божеству. Мегре излагает диалог между Богом и этой самостоятельной внутрибожественной "энергией". Ей отдается повеление: "вся без остатка на землю опустись" [3, с. 51]. Итак, надо понимать, что Бог отныне полностью лишен любви, от которой решительно отказывается [3, с. 55], каким-то образом оставаясь при этом "Богом-Любовью" [3, с. 73]?

Далее бог Мегре наставляет людей, как жить: "сиять отныне в нави, яви, прави" [3, с. 51]. Хаотическое богословие автора приобретает еще один элемент, связанный со славянским язычеством. Навь - это воплощение болезни и смерти(Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянская мифология / Мифы народов мира. Т. 2, М., 1988. С. 452.). Узнаем также, что "навь" значит - мертвец, труп(Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка. Т. 2. СПб., 1895. С. 271.). Таким образом, по Мегре и прочим отечественным неоязычникам(Например, "языческая община Родолюбие" утверждает, что мир "держится равновесием и борь-бой без борьбы" двух начал: "Яви и Нави, олицетворенных образами Белобога и Чернобога".), Бог уготовал прежде "яви и прави" (слова эти сами по себе являются результатом малограмотной морфологической стилизации, но, по крайней мере, происходят от очевидных корней с позитивным смыслом) смерть и трупное разложение. Ничего себе благословение! Попутно заметим, что, с точки зрения тех, кто пытается в России возродить поклонение Роду и Сварогу, явь - есть жизнь, а правь - некий небесный закон бытия. Таким образом, даже в неоязычестве Пузаков показывает свою исключительную поверхностность и, если здесь уместно так выразиться, безграмотность. Из текста становится понятно, что Пузаков относится к словам о "нави" как к славянской абракадабре, имеющей, по его разумению, позитивный, но совершенно неконкретный смысл.

Грехопадение

Подходим к теме грехопадения, которая в рассматриваемой эпопее полностью удалена из сферы отношений между Богом и человеком. В версии Мегре она выглядит так: некоторые сущности, живущие во вселенной, хотя и не смогли соработать Богу в творении, стали завидовать и пытаться выведать у человека "тайну сотворенья". Эти богоборческие силы стремились к тому, чтобы "две силы захотели б испытать друг друга" [3, с. 79]. Итак, здесь вполне четко проступает дуалистическая неоязыческая концепция нави-яви (у Мегре даже шаровая молния, представляющая бога Анастасии, оставляет после себя запах "ладана и серы" [3. с. 381]). Добро и зло сосуществуют в мире, борются иногда почти на равных.

Анастасия рассматривает грех Адама в духе экологизма. Человек, искушенный вопросами сущностей, начал познавать природу через разрушение, хотя "ничего ему не надо разбирать", поскольку все сведения о мире в нем самом хранятся в "зашифрованном виде" [3, с. 84]. Тайны мира могли бы раскрыться человеку через вдохновенное мечтание, вещает "Анастасиюшка". Она полагает, что к мечтаниям никогда не поздно вернуться.

 

Анастасия о человеке

Сектантская антропология ничуть не менее сумбурна, чем богословские умствования. Поскольку Мегре видит себя провозвестником новой "духовности", то и его героиня должна об этом порассуждать. "Что такое Дух человека? Из чего он состоит? - Из всего невидимого, что есть в человеке, включая и некоторые пристрастия и ощущения, приобретенные за время плотского существования... Это энергетический комплекс, состоящий из множества энергий... некоторые из этих комплексов подлежат распаду на отдельные энергии, потом используемые в растительных, животных соединениях, необходимых природных явлениях" [2, с. 35]. Не случайно Мегре пишет "Дух" с прописной. Здесь опять проглядывает основная тема "анастасийщины" - человекобожие. Именно человеческие "энергии" пронизывают и питают все бытие. Если же человек сумеет овладеть всеми своими "силами", то станет господином вселенной. А до Бога далеко... "Человек может всем управлять. Он и создан для управления всем" [1, с. 43]. Эпитеты для человека предложены еще и такие: властелин, царь, подобен ангелу - чист и непорочен, мудрейшее существо, подобное Богу.

Ради достижения всемогущества рекомендуется напряженно "мечтать" и "мыслить". Сила мысли по мощности уподобляется Анастасией "процессам, происходящим на Солнце" [2, с. 36].

Всесилие человека относится и к контактам с невидимым духовным миром. "Каждый человек общаться может с чем или с кем захочет", - разрешает "Анастасиюшка" [2, с. 175]. Такая вот ловушка: не бойся бесов, будь смелее.

Мегре через Анастасию убеждает своих читателей в том, что в духовной жизни "все очень просто". Собственно говоря, иначе он и не может поступить, ведь простота достижения сверхъестественных целей - один из главных лозунгов всех новых сектантских учений. Простота - ходкий товар. При помощи чувств можно достичь любой цели. Дальше - как во всех наставлениях по магии: выполните перечисленные действия, кажущиеся простыми и на деле невыполнимые, - и все ваши желания исполнятся. "Анастасиюшка" учит, что "мечтой", только не абстрактной, а детализированной до мельчайших подробностей, можно сотворить все что угодно [1, с. 158]. Мегре, собравшемуся было при посредстве мысли сотворить автомобиль, она объясняет, что предварительно необходимо в своем сознании представить все компоненты машины, до последнего винтика, и тогда чудо совершится. Представьте себе "анастасийцев", натужно заучивающих на память чертежи автомобилей в напряженных попытках сотворить себе из ничего средство для передвижения(Речь идет о "визуализации" - распространенной магической технике, основанной на вере в то, что человек сам является творцом собственной реальности).

Оказывается также, что душа человека не уникальна. Как сообщает нам Мегре, во-первых, потому, что человек рождается одновременно в нескольких вселенных. Во-вторых, выясняется, что "анастасийцы" еще и веруют в перерождение душ. Об этом узнаем из следующего. Для добавления остроты повествованию в текст введена история о попытке ученых захватить Анастасию. Ее защищает уже знакомый нам светящийся шар, символизирующий божество. Этот шар воздействует на захватчиков таким образом, что показывает им "муки ада". Эти видения свидетельствуют о непрерывности цепи перерождений человеческих душ [2, с. 61], из чего делаем вывод, что Мегре и его героиня верят в существование кармы и колеса сансары. Далее по тексту находим еще одно подтверждение этому предположению. "Нужно быть свободным от кармических догм или, вернее, быть сильнее их... самыми простыми человеческими словами можно изменить судьбу" [2, с. 80]. Иными словами, все люди-"слабаки", как им и положено по индуистскому учению, находятся во власти неумолимого закона кармы. Что посеешь, то пожнешь, и так до бесконечности. Но "Анастасиюшка", и только она, способна помогать людям в поисках освобождения: умеет менять судьбу. Читаем: "Маленькая Анютка перепрограммировалась. Сломала все кармы своих и окружающих" [2, с. 80]. Мегре, видно, зачитывался в свое время Рерихами и "Диагностикой кармы" С. Н. Лазарева. Единственное его "открытие" - утверждение, что каждый человек имеет несколько "карм".

Приведенных примеров достаточно для того, чтобы понять: рассматриваемое нами произведение, которое можно назвать литературным, только насилуя смысл слов, содержит набор различных идей о Боге. Эти идеи беспорядочно разбросаны по тексту, и невзыскательный читатель не всегда обратит внимание на то, что, по сути, имеет дело с халтурной языческой поделкой.

 

Поклонение кедру

Важным компонентом вероучения "анастасийщины" является поклонение кедру. Божественное предназначение кедра - служить накопителем космической энергии, которая в свою очередь есть светлое человеческое излучение, полученное и возвращенное "Космосом" [1, с. 10].

Для подтверждения своей правоты Мегре апеллирует к Библии (и ему дела нет, что сибирский и ливанский кедр - это разные растения: главное другое - чем севернее, тем "сила" у дерева больше, и все тут [1, с. 17]). Он утверждает, что "совершенно неслучайно" в библейском тексте кедр упоминается 42 раза. (Вообще-то 77.) Но смешнее другое. Мегре утверждает, что в Священном Писании не говорится о других деревьях, кроме кедра, который завозили из Тира, но ведь оттуда же доставляли и кипарис! Это малограмотное заявление подхватил и последователь новой секты, некий Б. Минин, глава курьезного учреждения под названием "Международная академия общественного развития" (в душе поэт; вот некоторые из его наиболее "возвышенных" строк: "Я адским зудом исхожу"; "Все наше вязкое уродство, и грязь, и смрад, и вещизм, и злобство"). Куда же подевались бальзамовое дерево, гранат, дуб, ива, кипарис, клещевина, красное дерево, маслина, миндаль, мирт, пальма, смоковница и проч.? Конечно, эти люди, скорее всего, Библии никогда не читали (тому множество свидетельств, например, друг царя Соломона - царь тирский Хирам - назван Мегре Хироном [1, с. 380](Бред продолжает умножаться: в издании 1999 г. (Мегре Владимир. Звенящие кедры России. М., СПб., 1999) царь Хирам уже назван Хероном (с. 196). - Ред.), видно, в голове писателя перемешалась Священная история Ветхого Завета и греческие мифы, мудрый кентавр Хирон, а может быть, заодно и старик Харен, перевозящий умерших через реку, текущую в преисподней). Поэтому ошибка извинительна, поскольку Пузаков в основном, как он неоднократно подчеркивает, консультировался с научно-популярной литературой, которую, правда, почему-то в одном месте называет "древневедической" (видно, в угаре творчества) [1, с. 16].

Мегре вопрошает: что же за облако наполнило Храм Иерусалимский? Не обошлось здесь без влияния кедровой древесины! Вопрос сопровождается сноской на то место в Писании (3 Цар. 7, 8-10), где вообще ничего не говорится на эту тему. Зато далее в 3 Цар. 8, 11 читаем: "и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень". Если все четко сказано про славу Божию, чего читателям морочить голову вопросами про "энергию", "дух" и влияние кедра? Объяснение, надо думать, одно: через усиленную мистификацию убедить простодушного и несведущего читателя в правоте автора. А убеждать надо, поскольку речь идет о деньгах. Дело заключается в следующем. Старики, якобы дед и прадед Анастасии, встретившие Мегре на берегу Оби, утверждали, что кусочек древесины нужно носить на груди, на веревочке [1, с.8]. Вместо креста, что ли? Изложен и ритуал: надевать, стоя босиком на траве и прижимая ладонь левой руки к груди. Намек на панацею: если шлифовать пальцами кусок кедра, через три месяца наступит излечение от заболеваний ("От любых болезней!" [1, с.8]).

Дерево мифологизируется. Даже в маленьком кусочке древесины энергии якобы больше, чем во всех рукотворных энергетических установках на земле. Нам рассказывают, что кедр живет 500 лет, после чего начинает звенеть, в течение трех лет ожидая, что энергию заберут люди. Потом умирает, невостребованный, в течение 27 лет. Читателям предлагается приобрести кусок древесины, чтобы "поглаживая, получать для себя возможность общения с бесконечным объемом мудрости" [1, с. 378]. Как сообщает печать, зять Мегре неплохо зарабатывает на торговле кедровыми кругляшами для "поглаживания"(См.: Знаменский П. П. Глупая добрая сказка / "Огонек", № 28, 4 октября 1999 г). Кедровое масло, произведенное особым, ритуальным способом, также пользуется большим спросом у почитателей "Анастасиюшки".

В книге "Анастасия" описывается кедровое дерево, окруженное "ореолом, похожим на тот, что рисуют на иконах вокруг лика святых" [1, с. 115]. Причем тут же совершенно кощунственно и не к месту цитируется Евангелие от Иоанна 1, 14 - "в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков". Оказывается, это - о "звенящем кедре", в нем жизнь вечная! Выдуманный Пузаковым кедр соединен с небом неким энергетическим лучом.

Рекламируя кедр, автор эпопеи особо напирает на способность растения "восстанавливать мужскую силу" [1, с. 14]. В качестве "выдающихся" образцов приводит Григория Распутина (его, по утверждению "анастасийцев", папа римский Иоанн ХIII охарактеризовал как великого монаха, но указания на источник этой удивительной информации не дается).

 

Святые места"

"Анастасийцам" никак нельзя было обойтись без своих "святынь". Хотя лесная жительница и рекомендовала через своего биографа всем миром, не покладая рук, сажать кедры, однако долго ждать, пока вырастут "сакральные леса". В сибирскую тайгу к кедрам ездить и накладно, и сложно. Ко всему прочему люди станут задавать вопросы о местонахождении "Анастасиюшки". Тогда возникает идея, естественно, озвученная героиней опуса, о том, что в черноморском городке Геленджик имеются святыни, значение которых больше, чем святых мест в Иерусалиме [1, с. 383]. (Вот, кстати, и еще один антихристианский пассаж.) В дальнейшем планируется превратить городок в "славянский духовный центр", где будет построен "грандиозный ХРАМ ЕДИНЕНИЯ со специальными культовыми сооружениями, музеями, разделами по разным религиям, начиная с язычества, и учениям (в том числе и атеизму)".

Предлагается поклоняться адыгейским "дольменам", которые якобы являются местами захоронений древних мудрецов, живших десятки тысяч лет назад (хотя наука не датирует каменные гробы ранее 3-2 тыс. до РХ). Они, по Мегре, добровольно заживо погребались в каменных камерах. Мудрецы вдобавок приходятся родственниками Анастасии. Среди них и ее "прамамочка". "Необычность их смерти заключалась в том, что они медитировали. Медитировали в вечность, в духе навсегда оставшись на Земле, сохранив некоторые чувства земные" [2, с. 39].

Поклоняющийся дольмену, как верят последователи Мегре, вступает в контакт с умершими. Через эти своего рода "информационные приемники" "легче было связаться с Интеллектом Вселенной" [1, с. 389]. Хотя при чем тут вселенная, неясно, если вспомнить, что древние "в духе" остались на земле и обладают именно земными чувствами?

Начиная с 1995 г., Мегре приступил к разработке "дольменного" проекта в Геленджике. Вскоре он получил содействие от местных властей, которые быстро осознали, что наплыв сектантов (около 50 тыс. человек в год) позволит значительно поправить дела захиревшего курортного городка. Нашлась работа для гидов, моментально переквалифицировавшихся в ясновидящих и медиумов. Регулярно проводятся читательские конференции (их еще для важности называют "научно-практическими"), на которые теперь приезжают не только из России, но и из ближнего и дальнего зарубежья. По словам одного из адептов, это - "масса вполне серьезных людей, предпринимателей, ученых, специалистов, людей социального и технического творчества, открыто поддерживающих Идею Анастасии".

Культ дольменов не обходится без нападок на православие. Утверждается, например, что сорок дольменов в свое время были разрушены, а камень пошел на строительство церквей. В качестве мести большевики на Северном Кавказе убили жестокой смертью сорок православных священников. Бесы через большевиков расправились со священнослужителями. "Анастасийцы" довольны.

 

Эсхатология

По правилам детективного жанра в литературном произведении должно присутствовать напряженное ощущение опасности. По Мегре, кедр является главным национальным достоянием России, и различные международные темные силы сговорились и покушаются на него [1, с. 20]. Вот первый знак угрозы.

Однако далее проступают уже чисто эсхатологические мотивы. Что за секта без конца света? Анастасия сообщает, что ей при участии дачников (об их роли в секте см. ниже), которых за это нужно прославить установлением 23 июля специального праздничного дня, удалось в 1992 г. предотвратить конец света. Следующая дата намечена на 2002 г. [1, с. 243]. Для "анастасийцев" важно монополизировать "право на конец света". Анастасия осуждает тех, кто говорит о Страшном суде (в том числе и Церковь). Пузаков пишет об этом с присущим ему корявым изяществом: "Возможно, собрав вокруг себя массы людские, за счет притягательности представлений, они осуществят поворот в осознанности" [1, с. 337]. А вовсе и нет никакой нужды готовиться к Суду, говорят сектанты, нужно только во всем слушаться Анастасию, - и все будет в порядке...

 

Этический идеал "анастасийщины"

Рассказывая о своем "луче", Анастасия подчеркивает важность "чистоты помыслов". Если человек испытывает лишь "светлые чувства", то его луч очень силен и может многое [1, с. 47]. Таким образом, последователи вроде бы ориентированы на нравственное самосовершенствование. Только как это сделать, если предлагается жить одновременно и в "нави", и в "яви"? Если в мире существует "гармония" добра и зла, то в чем истинное совершенство?

"Анастасиюшка" непрестанно предостерегает против увлечения научно-техническим прогрессом, ведущим Землю к гибели. Необходимо обратиться к природе. Отношения человека с окружающей средой зависят от "помыслов". Агрессивное настроение, "темные чувства" вызывают, например, ответную враждебность животных [1, с. 79].

Все неприятности и беды, происходящие с человеком, Анастасия объясняет тем, что люди "нарушают правила духовного бытия и порывают связь с Природой" (которая пишется с прописной, как очевидно обожествляемая; вообще же у наших доморощенных оккультистов-эзотеристов заведено так: чем больше прописных букв, тем выше "духовность") [1, с. 125]. Эти правила и заповеди "изложены еще в Библии". Священному Писанию отводится рядовая роль одного из многочисленных источников языческого откровения. Вряд ли мы найдем библейские тексты, рассказывающие о любви растения к человеку, о чем "ведает" своему дружку лесная обитательница. Пузакову следовало бы обратиться за концептуальной поддержкой к греческой мифологии, дело было бы вернее.Вот несложная система "нравственного богословия" Пузакова. Для кого же все это приуготовано?

 

Педагогическая концепция

Всякая секта в первую очередь обращает внимание на детей и молодежь, надеясь обеспечить свое будущее за их счет. Не является исключением и "анастасийщина". Лесная учительница настаивает, что в человеке заложено "реальное естественное мироздание" [1. с. 87], в которое ни в коем случае не нужно вмешиваться, и тогда ребенок в течение 9 лет вполне "осознает сущность мироздания, смысл человеческого существования". Здесь подразумевается, что всякое воспитание и система образования пагубно влияют на развитие ребенка. Они ничего не дают, только губят все живое в человеке. "Ангел и властелин становится нищим, рабом" [1, с. 88]. Вступает в действие теория простоты, которая хуже воровства: родители, отбросьте без разбора все, что дала вам цивилизация, стремитесь к нарочитой, доведенной до абсурда простоте: выбросьте все "рукотворные предметы". Тогда ребенок будет развиваться правильно, с точки зрения астрологии и оккультизма, поскольку у него "проснутся" те клетки мозга, которые сделают его непревзойденным гением (какая мать не мечтает о супермене!), а также позволят принимать в "подсознание" новую информацию от планет [1, с. 92].

Сама Анастасия, к наивному восторгу доверчивых читателей, может якобы разговаривать на всех языках мира (нам доводилось видеть людей, которые искренне этому верят). Для овладения ими нет нужды долго учиться. Если правильно, в игровой форме воспитывать ребенка в возрасте 3-11 лет, то он будет понимать собеседника "без слов" [1, с. 99].

Родив от Мегре ребенка, Анастасия растит его в лесу, используя в качестве колыбельки пах медведицы. Свободное воспитание - вот ее идеал. "Стремленье сил всех света (имеется в виду - всех сил света) во вселенной направлено, чтоб каждому рожденному все лучшее из мирозданья передать. И долг родителей творящий свет не закрывать премудростями догм надуманных" [2, с. 121]. Догмы - это про все, что не имеет отношения к "анастасийщине". Вот уж идеи Мегре - те не надуманные, а самые что ни на есть благодатные. Не будут родители к детям соваться, передадут в сектантские школы, и хорошо будет.

Свобода от "догм" касается и методов обучения детей в школе. В качестве образца, соответствующего "Анастасиюшкиному" идеалу, Мегре приводит школу "академика" неизвестно чего, некоего Михаила Щетинина (он назван в книге "великим магом" [2, с. 149], "великим Ведуном" [2, с. 156]), человека, не имеющего никакого адекватного сфере его деятельности образования, но сумевшего уверить эзотерически настроенную общественность, что может за год обучить ребенка курсу математики в объеме средней школы. Проверить реальные достижения этого учебного заведения трудно: любую комиссию обвинят в предвзятости. Детей воспитывают в духе неоязычества, их головы забиты такими понятиями, как "образ Сварога, Огненного небесного начала", "оберег камня", "пульс камней" [2, с. 146-147]. Вот диалог: "Откуда вы берете знания, способности?" - "От звезд", - отвечает ученица [2, с. 151]. Да и не диво, если учителя ничему не могут научить, кроме русской национальной борьбы, языческих танцев и националистической идеологии, замешанной на язычестве, - детям приходится выдумывать, откуда знания, которых нет. Такие уроки называются в книге "уроками богов" [3, с. 344]. Мегре с огромным удовлетворением наблюдал за перспективными сектантками - девочками, обучающимися в школе: "...идут по полянке маленькие русокосые белые магини. Они подрастут! Их в этой школе триста" [2, с. 155].

Краткий вывод

 

Мы лишь обобщили сказанное Мегре и героиней его произведений, в некоторых случаях добавив высказывания других сектантов. К сожалению, для значительной части последователей нового культа совершенно безразлично то, насколько противоречиво или бессмысленно то учение, которому они следуют. Они чувствуют себя вполне комфортно в атмосфере эмоционального и духовного хаоса. Но есть надежда, что размышления о сути "анастасийщины" остановят тех, кто не успел еще попасть в это сообщество. Ведь Мегре планирует продолжать свою писательскую деятельность. Без притока новых сил его бизнес захиреет.

 

На идеологической базе серии книг В. Мегре «Звенящие кедры России» создаются экопоселения. Их еще называют родовыми поселениями (согласно Мегре людям следует жить на своей земле в «родовом поместье»). Экопоселенцы хотят жить в местах с «чистой энергетикой», в окружении единомышленников. Все жители экопоселения вегетарианцы, употребление мяса запрещено. Они также отказываются от «традиционной медицины».

Экопоселения чаще всего состоят из участков по 1-2 гектара, каждый из которых окружен живой изгородью из деревьев и кустарников. Значительная часть площади участка засаживается лесом. В центре поселения располагается «общий дом», в котором проходят собрания жителей и организована школа или творческий центр для детей.

Сельское хозяйство в экопоселениях практически не развито: огороды небольшие, скотину держат единицы, значительную часть продовольствия закупают в магазине. Для большинства экопоселенцев значительную часть дохода составляет сдача городской квартиры в аренду.

Деятельность экопоселений не приносит пользы для района, где они находятся, так как поселенцы не занимаются товарным сельским хозяйством (хотя экопоселения находятся на землях сельхозназначения, где строительство домов законодательно запрещено) и не платят налоги в местный бюджет. Сотни гектаров земель сельхозназначения фактически выводятся из хозяйственного оборота. Переводить свои земли в статус земель населенного пункта поселенцы не хотят, так как это значительно увеличит земельный налог.

Сами поселенцы не имеют регистрации по месту жительства. Органы местного самоуправления и правоохранительные органы о жизни экопоселений информации практически не имеют. Вызывает опасение положение детей: вегетарианская диета не способствует полноценному физическому развитию, а поголовный отказ от вакцинации может привести к эпидемиологической вспышке опасных заболеваний, таких как дифтерия или коклюш.

 

Библиография:

1. Мегре, Владимир. Анастасия. Существую для тех, для кого существую (включает "Звенящие кедры России"). В 2-х книгах. Изд-во "Проф-Пресс": Ростов-на-Дону, 1998.

2.
Мегре, Владимир. Пространство любви. Московская тип. № 11. М., 1998.

3.
Мегре, Владимир. Сотворение. Изд-во "Проф-Пресс": Ростов-на-Дону, 1999.

 

Краткий анализ некоторых книг Владимира Менре, на основе которых создается псевдоязыческий культ «Звенящие кедры России»

 

На протяжении последних нескольких лет на российском "рынке духовности" появилось великое множество разнообразного товара. Формула основателя сайентологии Р. Хаббарда о выгодности придумывания собственной религии продолжает подтверждаться множеством примеров. Одним из них стало движение почитателей Анастасии, возникшее после опубликования неким Владимиром Мегре (См.: Быков Д. Лесное чудо или чудо лесное. Михаил Щетинин - сектант-новатор? / "Огонек", № 8, март 2000 г) - серии книг о лесной жительнице по имениАнастасии (их совокупный тираж, по оценкам прессы, скоро достигнет трех миллионов экземпляров). "Прекословия лжеимённого знания" (1 Тим. 6, 20) быстро распространяются и находят себе довольно многочисленных поклонников.


Образ Анастасии

Автор пытается убедить нас в том, что Анастасия -исключительная представительница человеческого рода, способная вступать в особые, личные отношения с Богом. Описание ее внешности представляет набор пошлейших эпитетов, соответствующих мифу о лесной красавице: "золотистые волосы и великолепнейшая фигура", "холеная кожа", "одета в легкое короткое платьице, чем-то похожее на ночную рубашку" [1, с. 28]. Один из последователей Мегре заметит: "Красавица из племени русских ариев". Изъясняется она с дешевым восхищением: "Ты читаешь мои мысли. О, как это фантастично!" [1, с. 318].

Анастасия якобы может непосредственно общаться с "высшим разумом" (понимай, с Богом), который является ей в виде светящегося шара. Она предвидит будущее, может его изменять, способна исцелять болезни, переноситься в пространстве не только мыслью, но и, телепортрируясь, посещать разные части Земли и даже иные планеты.

Автор от своего имени и от имени героини книги часто обсуждает "алогичность" Анастасии. Это необходимо для того, чтобы далее заявить: все мысли, высказываемые новой пророчицей, сколь бы противоречивыми, малограмотными или даже бредовыми они ни были, являются проявлением "духовных забытых законов из глубин Вселенной" [1, с. 332]. Слушая излияния Анастасии, замирают ангелы и бесы ("светлые и темные силы" [там же]). Иногда ее сравнивают с божеством, иногда с людьми до грехопадения - "все, чем она владеет, присуще человеку... в своем первозданном виде" [1, с. 338]. Откуда же взялась Анастасия? Мифология семьи такова. Анастасия происходит из рода, который в течение тысячелетий живет отдельно от остального человечества, лишь иногда вступая в контакт с людьми [1, с. 26]. В тексте неоднократно подчеркивается, что Анастасия хранит память тысячелетий, унаследованную от далеких предков. "Прамамочка" (так в тексте) Анастасии, жившая десятки тысяч лет назад, была от рождения калекой, и мать с горя унесла ее в лес, где и бросила. Автор одаривает "прамамочку" именем Лилит. Что-то где-то смутно слышал и решил, что звучит красиво. Между тем, Лилит - злой дух иудейской демонологии (происходит от корня "лил" - ночь). Талмуд описывает Лилит с особенно ужасающими подробностями, ей приписывается особый интерес к детоубийству: пьет кровь новорожденных и высасывает мозг из костей. Начиная с эпохи Возрождения, в связи с ростом интереса к каббале образ проник в европейскую литературу в виде прекрасной соблазнительной женщины. Эти мотивы, видимо, уловил где-то в любезных его сердцу научно-популярно-оккультных журналах "писатель" Мегре. "Прамамочка" создает семью с неким древним "поэтом". Это очень "романтично". Со временем он ее покидает, чтобы положить начало совершенному обществу. Для этого он избирает наиболее порядочного вождя племени по имени Егип и полагает основание древнему Египту [3, с. 159]. Потом, правда, жрецы стали завидовать предку "Анастасиюшки" (именно так, любовно присюсюкивая, называют ее последователи новой секты) и уморили его голодом. Тот перед смертью успел спеть прекрасную песню для народа (по теории автора Анастасии, мечты, воплощенные в слове и переданные в пении, могут преобразовывать реальность). Содержание древних гимнов Анастасия "слышит сама (историческим слухом), но перевод доподлинный их невозможен" [3, с. 170]. И не диво, на стилизации в древнеегипетском стиле Мегре еще не решается. Правда, Анастасия утешает: можно сочинить новые песни. Над ними уже трудится "бард из Егорьевска" [3, с. 171].
Все поведение Анастасии с самого начала ее общения с Мегре в стиле примитивной пасторали подчеркивает тесную связь героини романа с природой. Она трогает и "быстро поглаживает" листья и ветки растений, ест травы [1, с. 31]. Живет она на поляне, в теплой одежде не нуждается (дело происходит в Западной Сибири, на берегах Оби), не делает никаких продовольственных запасов, питаясь тем, что найдет или что получит от белок (они, оказывается, на зиму запасают орехов и грибов больше, чем нужно). Позже по ходу повествования выясняется, что Анастасия выращивает в лесу огурцы и помидоры, так что образ беспопечительности несколько блекнет. Автор делает вывод о том, что лесная жительница "является неотъемлемой частью Природы" [1, с. 36], ей послушны птицы и звери, медведица и волчица служат ей домашней прислугой. Героиня эпопеи должна представить читателю здоровый образ жизни. Однако это остается одним из самых слабых мест на протяжении всех пока что появившихся томов опуса Мегре. Беспрестанно экзальтированно подпрыгивающая, вертящаяся вокруг своей оси, похлопывающая деревья и извивающаяся на траве, Анастасия все остальное время "продолжает заниматься своим делом" [1, с. 41]. Дела же заключаются в том, чтобы размышлять о судьбах человечества и корректировать ход мировых событий. Других занятий, которым могли бы подражать поклонники лесного оздоровления, у Анастасии не находится.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.230.1.23 (0.059 с.)