Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Каково значение учителя в становлении личности человека? Проблема ответственности учителя перед обществом. ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Ч. Айтматов — повесть «Первый учитель». Основное содержание повести — это письмо-исповедь главной героини, известного ученого, преподавателя. Она вспоминает свое детство, своего первого учителя Дюйшена, который открыл в их ауле первую школу, учил детей, переносил их зимой через ледяную воду, т.к. дорога в школу шла через небольшую речку, всеми силами своими боролся против косности и невежества местных жителей. Среди учеников его была очень способная девочка Алтынай. Но она была сиротой, и родственники вскоре насильно выдали ее замуж. Однако учитель вмешался и спас Алтынай, а затем отправил ее в город, где она смогла учиться дальше. И образ первого учителя навсегда остался в ее сердце. Герой Айтматова — настоящий подвижник, и подвиг Дюйшена — в его борьбе с трудностями, верности детям, своим идеалам, в готовности к самопожертвованию. В. Распутин — повесть «Уроки французского». «Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после», — так писатель начинает свою повесть «Уроки французского». В основе ее обычная история: в голодное послевоенное время учительница приглашает к себе ученика для дополнительных занятий, пытается помочь ему, подкормить. Но мальчик отказывается от помощи. Тогда Лидия Михайловна, зная о том, что он играет «в чику» на деньги, предлагает ему сыграть и, конечно же, проигрывает. Обо всем происходящем становится известно директору, и он, не разобравшись в ситуации, увольняет молоденькую учительницу. Так уроки французского становятся для рассказчика уроками доброты, сердечности, благородства. Искусство, поэзия. Музыка, живопись. В чем состоит загадка подлинного таланта? Какова природа гениальности? Трагические судьбы русских гениев — А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С.А. Есенина, B.C. Высоцкого. Это люди душевно ранимые, тонкие, подчинившие все сферы своей жизни творчеству, таланту. Поэзия стала их образом жизни. Истинный талант всегда имеет противоречивую, двойственную природу. Он становится и смертельным заклятием, и высшим божественным даром. Служение искусству требует от человека самоотдачи, подвига; настоящий художник должен все возложить на алтарь поэзии, включая собственную жизнь. В этом состоит идея долга художника перед людьми. А.С. Пушкин — трагедия «Моцарт и Сальери». В этой трагедии А.С. Пушкин исследует природу гениальности. Он изображает два типа художников — гениального Моцарта, творящего по наитию, вдохновению, и «ремесленника» Сальери, стремящегося расчленить музыку, подобно трупу. Гений, по мысли автора, — это человек, призванный природой творить добро. «Гений и злодейство — две вещи несовместные», — говорит А.С. Пушкин. Сальери завидует славе и таланту Моцарта, тайно отравляет его и тем самым губит собственную душу. Таким образом, истинный талант, по мысли поэта, беззащитен перед жизнью.
И.С. Лесков — сказ «Левша». В этом сказе автор исследует природу подлинного таланта. Каким же предстает Левша у Лескова? Это добрый, терпеливый, верующий человек, гениальный мастер, с чистой детской душой, любящий Россию, людей, природу. В душе его нет ни Тени корысти, хитрости, рациональности. Пожалуй, этот герой, как никто другой в нашей литературе, раскрывает менталитет русского человека. Ф. Искандер — книга «Размышления писателя» (сборник эссе и публицистики). В этой книге автор размышляет о природе подлинного таланта. В качестве примера он приводит А.С. Пушкина. Писатель указывает читателю на разницу между гением и просто одаренным, неплохим писателем. Также он отмечает необыкновенную гармоничность, теплоту, солнечность пушкинского творчества. Поэзия Пушкина — это великолепное средство от беды, горя, депрессии. Пушкин — национальный гений, несущий в себе вечную загадку. Проблема природы творческого процесса. А.А. Ахматова — стихотворение «Творчество». В этом стихотворении поэт пытается понять природу творческого процесса, вдохновения. Рождение стиха — это величайшее открытие, тайна. «Это умение среди неумолчного шума, в глухой, не высказавшей себя жизни услышать звук, который заставляет утихнуть все другие, стирает помехи, ведет к открытию сокровенного: “Так вокруг него непоправимо тихо, Что слышно, как в лесу растет трава, Как по земле идет с котомкой лихо…”». Этот звук подчиняет себе все остальное: раскаты грома и звон часов, неузнанные «жалобы» и «стоны». И вот наконец этот звук становится полностью доминирующим, он словно материализуется, обретает форму и плоть: Но вот уже послышались слова И легких рифм сигнальные звоночки, — Тогда я начинаю понимать, И просто продиктованные строчки Ложатся в белоснежную тетрадь. И стих начинает течь легко и свободно, словно помимо воли автора. А.А. Ахматова — стихотворение «Мне ни к чему одические рати…». В этом стихотворении А. Ахматова пишет о природе творческого процесса. И поэт здесь словно смотрит на все со стороны, искренне удивляясь, «из какого сора растут стихи, не ведая стыда». Но, вместе с тем, процесс этот так же естествен, как и все, происходящее в природе и в жизни: «желтый одуванчик у забора», «сердитый окрик», «дегтя запах свежий», «таинственная плесень на стене». И все это соцветье впечатлений рождает в душе поэта ответные эмоции: И стих уже звучит, задорен, нежен. На радость всем и мне.
Каким должен быть настоящий писатель, актер, художник? Ремесленником, нацеленным на получение материальных благ, или же бескорыстным служителем муз? Н. Полевой — повесть «Живописец». В своем произведении Полевой исследует различные типы художественного творчества. Герой повести, художник Аркадий, не признает искусство-забаву и искусство-ремесло (той же позиции придерживается и сам автор). Он устремлен душой к небесному идеалу, жаждет постичь высшую, таинственную природу творчества. Однако он несчастлив, талант его не признан в обществе. Автор, таким образом, отстаивает в повести истинное искусство, уникальность подлинного таланта. А.С. Пушкин — трагедия «Моцарт и Сальери» (см. «В чем состоит загадка подлинного таланта?»). Н.В. Гоголь — поэма «Мертвые души». В 7-й главе поэмы Н.В. Гоголь размышляет о двух типах художников, представляя читателям писателя-романтика, развлекающего публику внешне занимательными сюжетами, и писателя-реалиста, обнажающего паутину мелочей повседневной жизни. Первый творит в угоду публике, толпе, участь его — признание, слава, благополучие. Второй же бескорыстно служит самому искусству, правде, поэтому не может пройти мимо характеров «скучных, противных, поражающих печальною своею действительностью». В результате его ждет поношенье критиков, непонимание читателей, одиночество. Все это требует от художника душевной стойкости, мужества, терпения. М.А. Булгаков — роман «Мастер и Маргарита». Одна из главных проблем, поставленных М.А. Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита», — проблема истинного и ложного творчества. Автор представляет нам два типа художников. Первый — литераторы МАССОЛИТа во главе с Берлиозом. Всех их объединяет отсутствие подлинного таланта, подмена литературных интересов интересами сугубо материальными. Они озабочены получением дач, квартир, устройством собственной карьеры. Это искусные ремесленники, безнравственные, циничные, прагматики, служащие не идее, а «социальному заказу», открывающему им путь к материальному достатку. Мастер — единственный настоящий писатель в этом романе. Он создает гениальный роман о Понтии Пилате и бродячем философе Иешуа, поднимает в нем вечные проблемы — трусости и душевной стойкости, раскаяния и наказания за грехи. Однако это творение и сам автор оказываются мишенью критиков. И автор, подобно Гоголю, сжигает свой роман. Но «рукописи не горят». Миру Латунских и Берлиозов противопоставляет М.А. Булгаков мир вечных человеческих ценностей - любви, свободы, творчества, поиска истины.
Как искусство помогает человеку во времена войн, исторических катаклизмов? Музыка — Д.Д. Шостакович «Ленинградская» симфония (№ 7). Композитор начал писать эту симфонию еще до Великой Отечественной войны, а закончил в 1941 г. Первое исполнение ее состоялось в Куйбышеве в 1942 г., а затем ее стали репетировать ленинградские музыканты. В дни блокады некоторые музыканты умерли от голода. Репетиции были приостановлены в декабре. И возобновились лишь в марте. Поскольку осталось всего 15 музыкантов, для восполнения численности оркестра пришлось отозвать музыкантов из военных частей. 9 августа 1942 года симфония прозвучала в блокадном Ленинграде. Исполнял симфонию Большой симфонический Оркестр Ленинградского радиокомитета. Этой симфонии придавалось огромное значение. Несмотря на авиаудары, в филармонии были зажжены все люстры. Зал филармонии был полон: моряки, вооруженные пехотинцы, завсегдатаи филармонии — все пришли на концерт. Новое произведение Шостаковича произвело огромное впечатление: слушатели плакали, не скрывая слёз. Гениальная музыка сумела передать то лучшее, что объединяло людей: веру в победу, готовность к подвигу, стойкость духа, безграничную любовь к Ленинграду и стране. Как музыка воздействует на человеческую душу? Каким должен быть музыкант, чему должен служить он своим искусством? А.С. Пушкин — трагедия «Моцарт и Сальери». В этой трагедии А.С. Пушкин изображает два типа музыкантов — гениального Моцарта, творящего по наитию, вдохновению, и «ремесленника» Сальери, стремящегося расчленить музыку, подобно трупу. В то же время Сальери тоскует по прекрасному: «Быть может, посетит меня восторг, И творческая ночь, и вдохновенье; Быть может, новый Гайден сотворит Великое — и наслажуся им…». И к этому живому искусству он стремится всей душой, и сбывается мечта его, появляется «новый Гайдн» — Моцарт. Его «Реквием», полный трагизма, скорби и вместе с тем небесного света, пробуждает душу Сальери. Он плачет, слушая «Реквием». Тут исчезает суетное, под воздействием прекрасной музыки очищается душа его от зависти. И только тут герой начинает осознавать весь драматизм происходящего. Моцарт отравлен — Сальери погубил гения, навсегда отнял у людей «нового Гайдна». «Таким образом, музыка Моцарта, иррациональная и боговдохновенная, без слов опрокидывает сухую и бездушную логику Сальери». Особый смысл обретает здесь и случайно оброненная реплика Моцарта: «Гений и злодейство — две вещи несовместные». Ему не нужно обосновывать и доказывать эти слова; за него это делает музыка, открывая связь искусства с жизнью, любовью, Богом. А.П. Чехов — рассказ «Скрипка Ротшильда». В этом рассказе автор размышляет о покаянии и связи искусства с жизнью, с душой человека. У гробовщика Якова внезапно умирает жена, старуха Марфа. Его начинают мучить угрызения совести, он раскаивается в плохом обращении с ней, в конце концов сам тяжело заболевает и впервые задумывается о своей жизни. В душе его рождаются вопросы, ответов на которые он не находит: «Зачем люди делают всегда именно не то, что нужно?», «Зачем вообще люди мешают жить друг другу?», «…зачем на свете такой странный порядок, что жизнь, которая дается человеку только один раз, проходит без пользы?». По мысли писателя, такие вопросы задает человеку не только сама жизнь, но и искусство. Герой «Скрипки Ротшильда» не просто мастеровой. Это человек, наделенный музыкальным даром. Он играет на скрипке. Яков не боится смерти, лишь осиротевшая скрипка вызывает в нем чувство сожаления. В финале рассказа он играет свою последнюю мелодию, в которой отражены все переживания, завладевшие его душой. И единственным его слушателем становится еврей Ротшильд, человек, которого он ненавидел. Музыка вызывает слезы и у Якова, и у Ротшильда. Скрипка становится символом духовного единства людей, внешне далеких, разобщенных. И перед смертью, думая о своих грехах, Яков просит отдать скрипку Ротшильду. Этот грех — отношение к еврею — он ещё может искупить, а несчастная жизнь жены и её смерть как избавление от несчастий — это навсегда остается на его совести. После смерти Якова сочиненную им мелодию играет Ротшильд, и звучит она так уныло и скорбно, что окружающие плачут. Так пробудившаяся в человеке душа продолжает жить в музыке, рождая в окружающих живые чувства.
К.Г. Паустовский — рассказ «Беглые встречи». Автор рассказывает о своем случайном знакомстве с композитором, о том, каким необыкновенным человеком тот оказался — «золотой отблеск бросает на нас искусство». К.Г. Паустовский — рассказ «Корзина с еловыми шишками». Это рассказ о композиторе Эдварде Григе, о том, как он посвятил одно свое произведение юной девочке, сделав ей такой подарок, который в известном смысле определил всю ее дальнейшую жизнь. К.Г. Паустовский — рассказ «Избушка в лесу». Автор размышляет о том, что музыка способна достучаться до любой души и пробудить ее. Каково воздействие живописи на человеческую душу? Чему должен служить своим искусством настоящий художник? Н. Полевой — повесть «Живописец» (см. «Каким должен быть настоящий писатель, актер, художник?») К.Г. Паустовский — рассказ «Бег времени». Автор размышляет о том, что у художника особое видение мира, человека, природы. Одно мгновенье — и рождается шедевр, чудо, восхищающее окружающих.
Философские проблемы. Проблема противостояния добра и зла в мире. М.А. Булгаков — роман «Мастер и Маргарита». В романе Булгакова сложно переплетаются понятия добра и зла. Воланд — сатана, традиционно должен быть абсолютным воплощением зла, но он зачастую восстанавливает справедливость на земле, разоблачая человеческие пороки. Самое же большое зло, по мысли Булгакова, сосредоточено в мире человеческого общества. И так было во все времена. Об этом писал Мастер в своем романе, раскрывая историю сделки прокуратора Иудеи с собственной совестью. Понтий Пилат отправляет на казнь ни в чем не повинного человека, бродячего философа Иешуа, так как такого решения ждет от него общество. Исходом этой ситуации становятся бесконечные муки совести, одолевающие героя. Положение же в современной Булгакову Москве еще плачевнее: там нарушены все моральные нормы. И Воланд словно пытается восстановить их незыблемость. За четыре дня пребывания в Москве сатана открывает «истинное лицо» многих персонажей — деятелей культуры, искусства, чиновников, местных обывателей. Он точно определяет внутреннюю сущность каждого: Степа Лиходеев, известный деятель культуры, — бездельник, кутила и пьяница; Никанор Иванович Босой — взяточники мошенник; пролетарский поэт Александр Рюхин — лжец и лицемер. А на сеансе черной магии в московском варьете Воланд в прямом и переносном смысле разоблачает гражданок, позарившихся на то, что можно получить даром. Примечательно, что все проделки Воланда почти незаметны на фоне повседневной жизни Москвы. Тем самым автор как бы намекает нам, что реальный быт тоталитарного государства, с его узаконенной партийной иерархией, насилием — это и есть главное дьявольское действо. В этом мире нет места творчеству и любви. Поэтому Мастеру и Маргарите нет места в этом обществе. И здесь мысль Булгакова пессимистична — для настоящего художника счастье на земле невозможно. В мире, где все определяется социальным положением человека, все-таки существует добро и истина, но им приходится искать защиты у самого дьявола. Таким образом, по мысли Булгакова, противостояние добра и зла вечно, но понятия эти относительны. Что такое духовность? Проблема понимания духовности. А.С. Пушкин — стихотворение «Пророк». Тема духовного прозрения личности звучит в стихотворении А.С. Пушкина «Пророк». Традиционно мы привыкли видеть в этом стихотворении становление поэта, однако попробуем рассмотреть это произведение в ином ракурсе. Реминисцентным источником произведения стал рассказ библейского пророка Исайи о том, как Бог наделил его вещим даром. В этих стихах выражена необыкновенная энергия творческого познания, радость всевидящей мудрости. Человек готов к подвигу, готов нести людям правду, очищать мир от скверны. Через мучение, через страдание он становится пророком. Таким образом, идея стихотворения глубока и значительна: чтобы стать гласом Божьим, нужно от многого отрешиться — от лукавства, лести, праздности, суетности жизни. Именно в таком ракурсе рассматривали произведение современные Пушкину критики, отмечая аллегоричность основной идеи стихотворения — идеи о борьбе талантливого, томимого «духовной жаждою» человека со своими пороками, о преодолении их, постепенном очищении души и нравственном просветлении. Таким образом, духовность в понятии А.С. Пушкина — это высочайшая сила духа, способность человека к самосовершенствованию. Жизнь и деяния Серафима Саровского, деятельность матери Терезы, академика Д.С. Лихачева. Д.С. Лихачев — «Письма о добром и прекрасном». В своей книге автор размышляет о том, что такое «духовная культура», о нашей любви к старым зданиям, улицам, вещам. И он приходит к выводу: «Все, что сделано с душой, идет от души, нужно нам для души, — это и есть «духовная культура». Чем больше человек окружен этой духовной культурой, погружен в нее, тем он счастливее, тем ему интереснее жить, жизнь приобретает для него содержательность». Как найти прекрасное в обыденном, в давно знакомом пейзаже, человеке? А.С. Пушкин — стихотворение «Зимнее утро». В этом стихотворении звучит мотив «прекрасного в обыденном». Утренний зимний пейзаж предстает в восприятии поэта чудесной картиной пробуждения природы после ночного сна: «Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит, Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит». Состояние природы здесь гармонично перекликается с душевным состоянием лирического героя. В мире его царит радость, любовь, веселье. Проблема самосовершенствования. Как человеку бороться со своими пороками, как преодолеть их? А. И. Герцен — книга «Былое и думы». Жанр: синтез мемуаров, публицистики, автобиографического романа, литературных портретов, исторической хроники, новелл. Писатель замечает, что многие люди слишком категоричны в своих оценках происходящих событий и поступков окружающих. Они любят критиковать, давать резкие оценки действиям окружающих. Сердце такого человека смягчается в результате тяжелых испытаний, выпадающих ему на долю. Тогда взор его обращается на собственные недостатки, он начинает сознавать, насколько дурен он сам. С тех пор роль судьи и критика вызывает в нем отвращение. Жизнь Л.Н. Толстого, его самообразование и самовоспитание, борьба со своими пороками (ленью, тщеславием, кутежами, страстью к карточной игре), размышления о смысле жизни, стремление к добру, справедливости. Проблема соотношения мечты и реальности в нашей жизни. А.С. Пушкин — роман в стихах «Евгений Онегин». В романе «Евгений Онегин» в лице Ленского и Онегина поэт представляет нам два типа людей: романтика-идеалиста и реалиста-скептика. Эти герои обладают полярным мироощущением, противоположными взглядами на жизнь. Онегин — Какова роль веры в человеческой жизни? А.С. Пушкин — стихотворение «Отцы-пустынники и жены непорочны». Это стихотворение является поэтическим переложением молитвы Ефрема Сирина. Пушкин здесь говорит о благотворном воздействии молитвы на человеческую душу, о том, что молитва способна укрепить сердце, спасти человека в дни жизненных невзгод. М.Ю. Лермонтов — стихотворение «Молитва». В этом стихотворении лирический герой говорит о молитве, о той минуте, когда человек впадает в тоску и отчаяние и обращается к Богу. И молитва эта — «чудная», она обладает «благодатной силой», спасая в минуты сомнений. В финале стихотворения уходит томленье, тоска, раздирающие душу сомнения — остается лишь мир, покой, надежда. Ф. Искандер — книга «Размышления писателя» (сборник эссе и публицистики). В этой книге писатель размышляет о вере, ее значении в нашей жизни. Он считает, что верующий человек не способен к насилию, поэтому не будет стремиться к коренным изменениям в стране. Человек же неверующий и честолюбивый в этом плане может быть очень опасен для страны и народа. Юность, зрелость, старость, человеческий возраст. Что значит пора юности в жизни человека? Ю. Мориц — стихотворения «Когда мы были молодые…», «Хорошо — быть молодым!» Особое восприятие мира, природы в молодые годы. Юность — прекрасная пора, человек неопытен, делает ошибки, склонен мечтать. Все видится иначе, чем в зрелые годы. Б.Ш. Окуджава — стихотворение «Быстро молодость проходит…». Осмысление автором ушедшего времени. Осознание того, что с годами приходит мудрость, опыт. Он дается человеку тяжело, путем проб и ошибок: «лоб в поту, душа в ушибах». Грустное осознание, что вместе с опытом уходит возможность восприятия жизни как загадки. Человек мудреет, делает меньше ошибок. Дорога его становится ровной, гладкой. К. Паустовский — рассказ «Рождение рассказа». Звучит мотив животворного влияния юности на человеческую душу. Юная девушка рождает в писателе порыв вдохновения. Проблема скоротечности времени, подчиненности человека общему закону природы. А.С. Пушкин — стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» Автор размышляет о бренности человеческого бытия. Антитеза смерти и «младой жизни». Равнодушный взгляд природы на эти процессы. М. Цветаева — стихотворение «Уж сколько их упало в эту бездну…» Авторское осмысление конечности своего существования. Человек — лишь песчинка в огромном Космосе. Его жизнь может промелькнуть незаметно. А небо вечно. С. Есенин — стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…» В первом стихотворении звучит мысль автора о бренности человеческой жизни, но мысль — просветленная. Лирический герой мирится с этим и благословляет человеческий век, признает разумность и гармонию законов природы. Во втором стихотворении звучит горечь, сожаление о безвозвратно ушедшей юности. Антитеза юности и зрелого возраста. Мысль о конечности человеческого существования. Мотивы тоски, тихой грусти. Но все разрешает светлый аккорд: юность прошла не зря, в смене жизненных периодов есть смысл, как в смене времен года. Проблема одиночества человека в этом мире А.П. Чехов — рассказ «Тоска». Сюжет рассказа прост: у извозчика Ионы Потапова умер сын. И ему не к кому пойти со своим горем. Люди не желают слушать его. Тогда он рассказывает обо всем лошади. И только так рассеивается его тоска. Проблема наглости и хамства в человеческом общении. С. Довлатов — статья «Это непереводимое слово «хамство». В своей статье С. Довлатов рассказывает о том, что В. Набокову, читавшему лекции в американском университете, было очень трудно объяснить американским славистам, что такое «хамство». По мысли автора, хамство — это грубость. Ф. Искандер — книга «Размышления писателя» (сборник эссе и публицистики). В этой книге Ф. Искандер размышляет о том, что такое грубость и хамство. Он сетует на то, что эти понятия часто обозначаются красивым словом «дерзость». Однако смысл явления от этого не меняется. Проблема пьянства в современном обществе. Ф.М. Достоевский — роман «Преступление и наказание». В этом романе Ф.М. Достоевский представляет нам «дно» петербургской жизни. Трогательно-жалким, несчастным предстает в романе спившийся чиновник Мармеладов. Осознавая пагубность своей дурной привычки, он не может побороть ее. Семья его на краю гибели, дочь Соня вынуждена стать продажной женщиной, чтобы помочь всем выжить. Сам Мармеладов погибает под колесами богатого экипажа. А.М. Горький — пьеса «На дне». В этой пьесе автор представляет нам мир босяков, жуликов, шулеров, людей, брошенных на «дно жизни». Одним из персонажей является Актер. Он беспробудный пьяница, опустившийся человек, страдающий от бессмысленности собственного существования. В финале он кончает жизнь самоубийством, так и не найдя в себе сил бороться с беспощадной действительностью и с самим собой. Позиция автора здесь вполне определенна: пьянство — абсолютное зло, оно не может спасти человека от жизненных невзгод. В. Астафьев — роман «Печальный детектив». В романе В. Астафьев изображает современное общество, в котором нет места порядочности, честности, радости. Картины, созданные писателем, не просто неприглядны и мрачны, но и страшны: разбой, насилие, пьянство. Человек в пьяном виде у Астафьева подобен зверю: отвратительны пьяные парни, напавшие на тетку Граню, отвратительна алкоголичка Урна, безобразна сцена, в которой пьяные хулиганы пристают к Сошнину в подъезде его родного дома, ужасающа сцена убийства молодой беременной женщины на железнодорожной насыпи. Пьянство, по мысли писателя, — страшное зло, ввергнувшее мир в хаос, ведущее общество к полной деградации. Каким должен быть настоящий интеллигент? Каковы его жизненные приоритеты? Проблема интеллигенции и революции, проблема взаимодействия интеллигенции с народом. М.А. Булгаков — повесть «Собачье сердце». В этой повести М А. Булгаков создает образ подлинного московского интеллигента — профессора Преображенского. Это человек выдающегося ума, высокой культуры, всю жизнь посвятивший бескорыстному служению науке. Но герой обладает еще и независимым умом, своей точкой зрения на все происходящее. Так, Филипп Филиппович открыто говорит о своем отношении к победившему пролетариату. «Почему когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице?» — недоумевает профессор. «Разруха», — пытается объяснить ему коллега, доктор Борменталю «Что такое ваша разруха?.. Это вот что: если я вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха». Научный эксперимент с Шариком, пересадка собаке человеческих органов становится для профессора настоящей катастрофой: Преображенский своими руками создает «новейшего пролетария», грубого, наглого, подлого, агрессивного человека, не имеющего ни малейшего представления о культуре и морали, но стремящегося все «поделить». И профессор предпринимает обратное действие, вновь превращая его в собаку. Образ интеллигента у Булгакова противопоставлен образу пролетария. Авторская позиция здесь вполне определенна: любое насилие над природой и человеком, форсирование естественного процесса эволюции оборачивается неизбежной трагедией. И история подтвердила нам правоту гениального писателя. Д.С. Лихачев — «Письма о добром и прекрасном». В этой книге Д.С. Лихачев размышляет о том, что такое интеллигентность. Интеллигентность не нужно путать с образованностью, интеллектом. Интеллигент — это доброжелательный, воспитанный человек, уважающий культуру прошлого, обладающий эстетическим чутьем, любящий получать знания. Интеллигентность, по мысли ученого, — это способность к пониманию другого, к восприятию, «терпимое отношение к миру и людям». Ученый считает, что нужно развивать в себе все эти качества, так как именно они обеспечивают наше нравственное здоровье. Образ академика Д.С. Лихачева, подлинного русского интеллигента, выдающегося деятеля науки. Проблема детской и юношеской жестокости, насилия, преступности в современном обществе. Л. Разумовская — пьеса «Дорогая Елена Сергеевна». В этой книге автор говорит о жестокости, цинизме подростков, потере ими всех нравственных ориентиров. Ученики приходят к своей учительнице и просят у нее ключ от сейфа, где лежат их экзаменационные работы. Они планируют заменить их правильно выполненными вариантами. Елена Сергеевна отказывается помочь им. Тогда они пускают в ход грубость, подкуп, мольбы, угрозы, шантаж, пытаясь морально сломать героиню. Однако им этого не удается. Автор здесь представляет нам новое поколение — циничных, безнравственных людей, озабоченных лишь карьерой, материальным благополучием. Им противопоставлена наивная учительница, защищающая совсем иные ценности. Проблема знания русской истории и уважения к ней. Проблема сохранения культурного наследия, памятников старины, церквей, икон, русских деревень. А. Блок — цикл стихотворений «На поле Куликовом». В цикле «На поле Куликовом» А. Блок обращается к одному из самых тяжелых периодов русской истории — татаро-монгольскому нашествию. Центральной темой произведения становится тема Родины, поэт пытается осмыслить весь многовековой исторический путь России. Сопоставляя прошлое и настоящее, поэт пытается предвидеть будущее. История предстает перед ним в неумолимости и неизбежности своего движения сквозь кровь, горе, битвы. Таковой была Куликовская битва. Таково прошлое России, таким может быть и ее будущее. Заканчивается стихотворение мыслью поэта о грядущей битве: Не может сердце жить покоем, Недаром тучи собрались. Доспех тяжел, как перед боем. Теперь твой час настал. — Молись! Образ будущего в стихотворении А. Блока символичен. Своеобразным провозвестником этого будущего является сама душа русского человека, противоборство в ней темного и светлого начал, и как следствие — сложная, непредсказуемая судьба Родины, собравшиеся над ней тучи. И наша история показала, насколько поэт был прав в своем предвидении. В чем состоит загадка русской души? Проблема менталитета русского человека. Н.С. Лесков — повесть «Очарованный странник». В этом произведении писатель исследует свойства русской души. «Очарованному страннику» Ивану Флягину суждено пройти через множество испытаний, которыми становятся для него убийство невинного монаха, татарский плен, гибель красавицы Груши, участие в войне, скитания по Руси. Постепенно открывается для него истинный смысл жизни, он раскаивается в своих грехах, обретает душевное умиротворение в монастыре. Л.Н. Толстой — роман-эпопея «Война и мир». В этом романе автор открывает нам душевную красоту русского народа. Наташа Ростова, княжна Марья, Пьер Безухов, Денисов, Тушин, Тимохин, Платон Каратаев — все эти герои имеют некие общие черты. Это доброта, человечность, любовь к России. Ростовы отдают свои подводы раненым солдатам, на войне погибает их младший сын — Петя, Наташа ухаживает за умирающим князем Андреем, примирившись с ним. Также русские люди у Толстого очень поэтичны, музыкальны, гостеприимны, обладают широкой душой. Так, семья Ростовых очень хлебосольна, у них всегда много гостей, они не умеют экономить, прощают старые долги близким друзьям. Прекрасна в романе сцена охоты, сцена пляски Наташи, ее мечтаний в Отрадном. Таким образом, любовь к природе, к Родине, музыкальность и поэтичность, доброта, широта души, гостеприимство, семейственность, мужество, близость к народу — вот лучшие характерные черты русских натур в романе. М.А. Шолохов — рассказ «Судьба человека». В этом рассказе писатель представляет нам героя, воплотившего русский национальный характер. Все испытания (войну, плен, потерю близких) вынес простой русский солдат Андрей Соколов. Но душа его не ожесточилась, в ней остались доброта, великодушие, способность к любви. В финале он усыновляет ребенка-сироту, маленького Ванюшку, отдав ему всю свою любовь и нежность. Проблема противостояния личности и власти, государства. А.С. Пушкин — поэма «Медный всадник». Проблема противостояния личности и государства необычайно остро поставлена в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Поэт рассказывает о наводнении в Петербурге, разрушившем судьбу «маленького человека», бедного чиновника Евгения. В одночасье он лишился своей невесты, будущего счастья. Горе помутило его рассудок. И маленький человек, утратив свое счастье, проникается жгучей ненавистью к державному кумиру, создателю Петербурга. Он грозит ему, но вскоре отступает и погибает. Таким образом, тема «Медного всадника» — драматический разрыв между государством и личностью. Петербург, погубивший личное счастье Евгения, нужен для славы нации, для торжества просвещения, для мощи государства. А как же тогда жизнь бедного чиновника? Где же выход из обнаженных противоречий? Мы не находим в сюжете поэмы окончательного разрешения конфликта. Поэт лишь говорит нам о том, что между государством и личностью — огромный, драматический разрыв, который, по мысли поэта, пока непреодолим. О. Мандельштам — стихотворение «За гремучую доблесть грядущих веков». Размышление «о времени и о себе» видим мы в стихотворении О.Э. Мандельштама «За гремучую доблесть грядущих веков». Поэт осознает свое время как трагическую эпоху, мир, где нет ни Бога, ни вечности, ни любви. Основные чувства лирического героя — подавленность и безысходность, осознание своего одиночества в этом мире. «Хлипкая грязца», «кровавые крови в колесе», трусы — это живые приметы времени, эпохи 30-х годов. Век-волкодав явно враждебен лирическому герою, он кидается ему на плечи, пытаясь превратить человека в волка. Однако для лирического героя самое страшное в жизни — это утрата человеческого облика. Он отказывается быть волком («не волк я по крови своей»). Выходом становится уход героя в мир природы, в мир ночи, сибирских степей, Енисея. Этот мир красочен, ярок (там сияют «голубые песцы», сосна «до звезды достает»), и он противопоставлен миру социальной жизни. Таким образом, стихотворение построено по принципу антитезы. Основная идея его — веку- волкодаву не сломить лирического героя, не превратить его в волка, в одного из многих. Миссия поэта — «прорвать своим голосом оцепенение эпохи». Дару поэта равновелика лишь природа, и в ней он находит своеобразное укрытие. Проблема чинопочитания. Каким предстает российский чиновник? А.П. Чехов — рассказ «Толстый и тонкий». В этом рассказе автор поднимает проблему чиновничьей субординации, чинопочитания. Сюжет его прост. Встречаются два старых приятеля, сначала они очень рады друг другу, общаются запросто, но затем «тонкий» узнает о том, что его старый знакомый занимает важный государственный пост. И вся простота общения тут же подменяется соблюдением чиновничьей субординации. «Тонкий» начинает разговаривать с «толстым» подобострастно, заискивать перед ним. Второй же герой сохраняет невозмутимость и добродушие на протяжении всего повествования. Таким образом, писатель выступает здесь против рабской психологии человека, приводящей к чинопочитанию, лести и подобострастию. Проблема парадоксальности России, русской жизни. Ф.И. Тютчев — стихотворение «Умом Россию не понять». В этом стихотворении поэт говорит об извечной загадке России и русской души. Страна наша иррациональна, она не поддается традиционному взгляду, ее нельзя измерить «общим аршином». В Россию нужно только «верить». И эта вера жива в душе каждого русского человека. Нравственные проблемы: добро, зло, предательство, жестокость, дружба, правда и ложь, совесть. Проблема душевной черствости, бестактности, равнодушия в отношениях людей В. Тендряков — повесть «Ночь после выпуска». В этой повести писатель поднимает проблему душевной черствости, равнодушия, бестактности в человеческих отношениях. Ложь и лицемерие присутствуют в отношениях школьников, считающихся друзьями. И только в ночь после выпускного бала они впервые оценивают другу друга откровенно. И выясняется, что в отношениях этих нет теплоты, отзывчивости, понимания, сочувствия. Эгоизм, себялюбие, черствость, желание покрасоваться — только эти черты они видят друг в друге. Лишь в финале повести герои начинают понимать, что в каждом человеке есть хорошее и плохое. Школа, дав ребятам знания, не научила их благородству, умению прощать, дружить, любить…
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.196.27 (0.032 с.) |