Егэ по обществознанию: как научить школьников писать мини-сочинения на уроках 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Егэ по обществознанию: как научить школьников писать мини-сочинения на уроках



ЕГЭ по обществознанию: как научить школьников писать мини-сочинения на уроках

Ольга Кишенкова
канд. ист. наук, доц. Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, г. Москва

Главное в статье

1. Чтобы ученики справились с заданием № 29 на ЕГЭ по обществознанию, предложите универсальный алгоритм.

2. Учите школьников правильно выбирать тему сочинения.

3. При подготовке к сочинению покажите учащимся на примерах, какие темы выбирать не стоит, и объясните почему.

4. Анализируйте на уроках удачные и неудачные сочинения.

 


Написать мини-сочинение по обществоведческой теме – это последнее задание единого государственного экзамена по обществознанию. Выполнить задание № 29 сложно, т. к. ученику необходимо самостоятельно сформулировать проблему, обосновать ее теоретическими аргументами и проиллюстрировать конкретными примерами.

Предлагаем рекомендации, которые максимально прояснят алгоритм написания мини-сочинения.

Как выбрать тему

Выпускникам следует учесть восемь правил-рекомендаций при выборе темы для сочинения на экзамене. Расскажите о них учащимся.

Правило первое «О чем высказывание?»

ВАЖНО

Совет выпускнику: если сразу после изучения темы не сформулировали план, выбирайте другую тему

 

Почитайте высказывания в контрольно-измерительном материале (далее – КИМ). Понять тему, проблему высказывания помогут вопросы: «О чем говорит автор?», «Какую проблему поднимает?». Точно определите проблему и задумайтесь о круге понятий, которые необходимо будет раскрыть, теоретических положениях и примерах, уместных для аргументации своей позиции в сочинении.

План сочинения сформулируйте сразу, когда ознакомились с темой. Если не понимаете проблему, которую разработчики КИМ обозначили в высказывании, не выбирайте его.

ПРИМЕР.В высказывании «Мир – иероглиф истины» С.Н. Булгакова в разделе «Философия» невозможно выявить проблему и адекватно ее раскрыть. Подобные темы с неясной проблематикой могут попадаться и в экзаменационных вариантах.

 

Правило второе «Размер имеет значение»

Если тема – это излишне длинное высказывание, то она утрачивает функциональность. Избыточно длинное высказывание из нескольких предложений сложнее комментировать и обращать внимание на отдельные аспекты.

ПРИМЕР.«Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его – мысли его спутаются, характер ожесточится, сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу, как дикий терновник среди пустыря» (Д. Дидро).

 

В такой теме сложнее формулировать проблемное ядро. Формулировка многословна – суть растворяется. Поэтому выбирайте темы лаконично сформулированные, компактные.

ПРИМЕР. Высказывание Сократа: «Государство растит людей: прекрасное – хороших, противоположное – дурных».

 

Правило третье «Хороши темы, на которые сразу возникает интеллектуально-эмоциональный отклик»

Мы либо разделяем позицию автора, либо отрицаем ее. Данное свойство темы можно определить как проблемный контекст.

ПРИМЕР.Высказывание Габриэля де Мабли: «Хорошая политика ничем не отличима от хорошей морали». Мы поддержим позицию автора, наша мысль сразу начнет работать над тем, как теоретически ее аргументировать.

 

Сложнее работать с темой описательного характера, т. к. отсутствует проблемный аспект.

ПРИМЕР.Высказывание совпадает с определением обществоведческого понятия: «Социализация – процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе» (Л.А. Петровский).

 

Эту тему сложно раскрыть еще и потому, что ключевое понятие приведено в обозначении темы, трудно построить теоретический блок.

Первый блок – вводный

Совпадает с первым абзацем. Сформулируйте суть проблемы, которую раскроете в сочинении.

Начните со слов:

· «Выбранное мною высказывание затрагивает (касается, посвящено, обращено и т. д.)»;

· «Автор в своем высказывании затрагивает проблему…»;

· «Тема, затронутая в высказывании…».

Приведите формулировку самой проблемы: «Формирование человеческой личности, значение в этом процессе природных и социальных факторов». Во втором и третьем предложениях обоснуйте значимость, актуальность, важность избранной темы, свой интерес к ней.

Контекст и обоснование актуальности зависит от выбранной проблемы. Она может быть связана с современным обществом и человеком, вечными общечеловеческими вопросами, спецификой современной цивилизации и т. д.

Шестой блок – выводы

Шестой блок посвятите выводам, заключению с опорой на формулировку проблемы. Примеры текстов сочинений приведены далее

Анализ структуры сочинения по теме «Государство растит людей: прекрасное – хороших, противоположное – дурных» (Сократ)

Анализ структуры сочинения по теме «Всякая истина рождается как ересь и умирает как предрассудок» (Томас Генри Гексли)

Анализ структуры сочинения по теме «Цивилизация шла, шла и зашла в тупик. Дальше некуда. Все обещали, что наука и цивилизация выведут нас. Но теперь уже видно, что никуда не выведут; надо начинать новое» (Л.Н. Толстой)

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

 

ЕГЭ по обществознанию: как научить школьников писать мини-сочинения на уроках

Ольга Кишенкова
канд. ист. наук, доц. Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, г. Москва

Главное в статье

1. Чтобы ученики справились с заданием № 29 на ЕГЭ по обществознанию, предложите универсальный алгоритм.

2. Учите школьников правильно выбирать тему сочинения.

3. При подготовке к сочинению покажите учащимся на примерах, какие темы выбирать не стоит, и объясните почему.

4. Анализируйте на уроках удачные и неудачные сочинения.

 


Написать мини-сочинение по обществоведческой теме – это последнее задание единого государственного экзамена по обществознанию. Выполнить задание № 29 сложно, т. к. ученику необходимо самостоятельно сформулировать проблему, обосновать ее теоретическими аргументами и проиллюстрировать конкретными примерами.

Предлагаем рекомендации, которые максимально прояснят алгоритм написания мини-сочинения.

Как выбрать тему

Выпускникам следует учесть восемь правил-рекомендаций при выборе темы для сочинения на экзамене. Расскажите о них учащимся.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.47 (0.006 с.)