Русская культура XIII -XVвв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русская культура XIII -XVвв.



В XIII в. русские земли подверглись опустошительному монгольскому нашествию. Это нанесло непоправимый ущерб русской культуре. Культурное влияние Орды на Русь оказалось незначительным.
Материальная культура. Занятия и быт. Бытовые условия жизни русских людей мало изменились по сравнению с предшествующей эпохой. С конца XIII в. началось возрождение ремесленного производства, прежде всего обработки металла. На высоком уровне находилась обработка дерева.
Фольклор. Главной темой фольклора этого периода являлась борьба против монгольского нашествия и ордынского ига. В XIII — XV вв. сложились жанры исторической песни и сказания. Многие фольклорные произведения, основываясь на реальных исторических фактах, преображали подлинные события в соответствии с народными чаяниями.
Письменность и литература. С XIV в. наряду с пергаменом стала использоваться привозная из Европы бумага. На смену торжественному «уставному» письму пришел более быстрый полуустав, а с конца XV в. стала преобладать скоропись. Все это говорит о распространении письменности. По-прежнему самыми важными произведениями письменности оставались летописи. Важнейшими центрами летописания являлись Новгород, Тверь, Москва. В московских и тверских летописях отразилась борьба этих двух городов за первенство. При всех различиях летописей отдельных земель и княжеств главной темой русского летописания оставались единство русской земли и борьба за торжество православной веры против иноземных завоевателей. Эта же тема преобладала и в литературе. По следам ордынского нашествия были написаны «Слово о погибели Русской земли» и «Повесть о разорении Рязани Батыем». В конце XIV — начале XV вв. были созданы посвященные победе на Куликовом поле поэтическая «Задонщина» и «Сказание о Мамаеве побоище». В ХІII — XV вв. на Руси было создано много житий святых, которые имели, как правило, не только нравственно-поучительное, но и политическое значение. Распространенным жанром средневековой русской литературы была повесть. Сохранился в русской литературе и жанр «хождений», самое значительное из которых — «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина.

Общественная мысль. XIV— XV вв. были на Руси временем острых религиозных споров. В 70-х гг. XIV в. возникла ересь стригольников. Эта ересь пыталась обосновать вероучение разумными аргументами и отвергнуть догматы, не выдерживающие критики с позиций разума. Стригольники фактически отрицали необходимость церковной иерархии, считая, что священником может быть каждый образованный и праведный человек. В 1375 г, новгородские стригольники были казнены. Иван III долгое время терпимо относился к ереси, проникшей и в Москву, так как государство было не прочь изъять обширные земельные владения церкви.

В самой церкви по этому вопросу существовали два течения. Нестяжатёли во главе с Нилом Сорским отказывали церкви в праве владеть деревнями с крестьянами.

Их противники — иосифляне, сторонники игумена Иосифа Волоцкого, настаивали на праве церкви владеть землями с крестьянами для того, чтобы церковь могла вести широкую благотворительность. Иосифлянское духовенство стремилось утвердить превосходство церковной власти над светской. Обоснованию этой идеи была посвящена «Повесть о белом клобуке», которая утверждала превосходство церкви над царской властью. В противовес «Повести о белом клобуке» было создано «Сказание о князьях владимирских», провозгласившее происхождение великокняжеского рода от самого Августа-кесаря.
Архитектура. Русская архитектура тяжело пережила нашествие. Прежние центры каменного зодчества на Северо- Востоке и Юге пришли в упадок. Крупнейшими центрами каменного строительства являлись Новгород и со второй половины XIV в. — Москва. В Московском княжестве каменное строительство развернулось во второй четверти XIV в.

Изобразительное искусство. В изобразительном искусстве XIII — XV вв. выделяется творчество двух великих художников: Феофана Грека и Андрея Рублева. Для фресок и икон Феофана Грека характерна особая эмоциональная напряженность, насыщенность цвета. Образы Феофана суровые, аскетические.

Иная манера была присуща Андрею Рублеву, стремившемуся к мягкости, плавности линий, умиротворенности настроения. Самым знаменитым его произведением является икона «Троица».

В XVI в. Русское государство вступало, завершив объединение русских земель. К концу XVI в. утвердилось новое наименование — «Россия». Важнейшим процессом развития русской государственности в XVI в. было завершение централизации.
Материальная культура. В XVI в. в городах стали появляться каменные жилые постройки, принадлежавшие боярам или богатым купцам.
Господствующая система питания оставалась неизменной. Обобщающим руководством по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, поведению в быту стал «Домострой», написанный протопопом Сильвестром в середине XVI в. Вопреки широко распространенным представлениям, «Домострой» старался смягчить нравы.
В XVI в. продолжалось развитие ремесла. Свидетельством высокого искусства русских литейщиков служит Царь-пушка, отлитая Адреем Чоховым в конце XVI в. Очень развито было ювелирное дело. В середине XVI в. для производства дорогого оружия и драгоценной утвари была создана специальная Оружейная палата.
Фольклор. В устном народном творчестве XVI в. видное место занимают сказания, связанные с деятельностью Ивана Грозного. Царь предстает в народных преданиях гневным, но нередко справедливым.
Письменность и книгопечатание. Рукописные книги в XVI в. оставались большой ценностью, хотя количество их возросло. Основным материалом для письма стала бумага. В 1563 г. была организована типография, которую возглавили дьякон Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец. В этой типографии были изданы богослужебные книги «Апостол» и «Часословец», причем полиграфический уровень издания был очень высок. Печатные книги ни в XVI, ни в XVII вв. не вытеснили рукописные, смысл печатания книг состоял тогда в исключении ошибок, неизбежных при переписывании.
Литература и общественная мысль. В 40-х гг. митрополит Макарий создал Великие Четьи Минеи, то есть сборники литературных произведений, включавших весь круг чтения, дозволяемого церковью.

В начале XVI в. старцем Филофеем была выдвинута теория «Москва — третий Рим». Теория Филофея возвеличивала московских государей, утверждала исключительность православия, служила основанием враждебного, презрительного отношения ко всему иноземному, иноверному.

В то же время уже в XVI в. началось обмирщение культуры, то есть отказ от исключительно религиозного мировоззрения, церковной тематики. Прежде всего это выразилось в распространении рационалистических взглядов. Важнейшей темой публицистики XVI в. становятся поиски «правды». Слово «правда» в данном случае следует понимать в широком смысле, не только как «истина», но, главным образом, как «справедливость ». Вершиной этого жанра стала переписка Ивана Грозного с князем Курбским. По мнению Ивана Грозного, «правда» заключается в служении царю. Архитектура. С конца XV в. в развитии русской архитектуры наступил новый этап, связанный с завершением объединения страны. Начал формироваться единый русский архитектурный стиль, в которо м преобладали черты московского и псковского зодчества. Прежние четкие различия архитектурных школ отдельных земель постепенно размывались.
В последней четверти XV в. начались большие строительные работы в Московском Кремле. В 1476 — 1479 гг. приглашенный из Италии знаменитый архитектор Аристотель Фиораванти выстроил новый величественный Успенский собор. В XVI в. градостроительные работы продолжались и за пределами Кремля, На протяжении XVI в. мощные крепостные стены и башни были построены в Нижнем Новгороде, во многих подмосковных городах и монастырях. Продолжалось и храмовое строительство. Постепенно соборы становятся более устремленными вверх. Это достигалось за счет уменьшения ширины здания, более тесного расположения куполов. Появляются каменные шатровые церкви (ранее шатровыми строились только деревянные). В 1555 — 1561 гг. на Красной площади з Москве был построен знаменитый шедевр русской архитектуры — собор Покрова что на Рву (храм Василия Блаженного). Изобразительное искусство. Выдающимся образцом изобразительного искусства XVI в. являются фрески храма Рождества Богородицы в Ферапонтовой монастыре под Вологдой, созданные великим художником Дионисие м.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.136 (0.005 с.)