Древнейшие лингвистические традиции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Древнейшие лингвистические традиции



КУРС ЛЕКЦИЙ

ИСТОРИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Одна из задач истории языкознания – создание периодизации. Периодизация науки носит условный характер. Общее языкознание как особая дисциплина существует с первой четверти XIX века, когда наука о языке стала самостоятельной, определила свой объект и предмет и вооружилась сравнительно-историческим методом. Однако изучение языка насчитывает много веков. Таким образом, в развитии языкознания исторически сменилось несколько этапов. В их выделении среди лингвистов не существует единого мнения. Это обусловлено различием взглядов на предмет и задачи языкознания, на основные принципы периодизации этой науки, а также неодинаковым подходом к установлению содержания и внутренней логики развития языковедения в различные периоды.

Одна из периодизаций истории языкознания базируется на типах языковой теории, различие которых опирается на разные отправные положения, разный эмпирический материал и разное практическое применение. Появление новых типов языковой теории знаменует образование новых этапов в развитии лингвистики. В соответствии с этим основанием выделяют следующие этапы в истории языкознания:

 

1. Теория именования в античной философии языка, которая устанавливает правила именования и возникает в рамках философской систематики.

2. Античные грамматические традиции, знаменующие возникновение грамматической теории и представленные античными и средневековыми грамматиками Запада и Востока.

3. Универсальная грамматика, которая вскрывает общность систем языков и открывает собой языкознание нового времени (первый этап научного языкознания).

4. Сравнительное языкознание, состоящее из трех областей: 1)сравнительно-историческое, занимающееся исследованием генетических языковых общностей; 2)сравнительно-типологическое языкознание, занимающееся изучением типов языковой структуры; 3)теоретическое языкознание, формирующее философию языка и дающее начало теории общего языкознания.

5. Системное языкознание, которое формирует в своем разделе философии языка концепции психолингвистики и социолингвистики.

6. Структурная лингвистика, исследующая внутреннюю организацию языка и устанавливающая отношения между языком и другими языковыми системами. Структурная лингвистика также формулирует теорию лингвистических методов и методик, дает основание для лингвистического моделирования.

 

В данной периодизации не очерчены четкие хронологические рамки этапов развития науки.

Каждый из отмеченных этапов языковедения включает в себя существование различных школ, течений и направлений, несет в себе зачатки последующего этапа в развитии науки. Приводит к появлению и движению новых идей, содержит критическую переоценку прежних достижений и знаменует собой лишь одну из стадий, фаз поступательного движения лингвистики. \

 

ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА ХIХ века

Наряду с развитием сравнительно-исторического языкознания в ХIХ веке параллельно развивалось и философское осмысление языковедческих проблем. В философии языка этого периода выделяется несколько направлений и этапов. Первый этап связан с именем В. Фон Гумбольдта. Второй этап 50-60-ые годы – формирование натуралистического направления во главе с А. Шлейхером. Третий этап – психологическое направление (Г. Штейнталь, М. Лацарус, В. Вундт, А.А. Потебня). Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835) был одним из крупнейших лингвистов-теоретиков. По поводу его роли в языкознании В.А. Звегинцев писал: «Выдвинув оригинальную концепцию природы языка и подняв ряд фундаментальных проблем, которые в настоящее время находятся в центре оживленных дискуссий, он, подобно непокоренной горной вершине, возвышается над теми высотами, которых удалось достичь другим исследователям». Гумбольдт был многосторонним человеком: прусским государственным деятелем и дипломатом, основал Берлинский университет. Ему принадлежат труды по философии, эстетике, литературоведению, юридическим наукам. В историю лингвистики Гумбольдт вошел как языковед-теоретик. Основные работы: «О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития» (1820), «О возникновении грамматических форм и их влиянии на развитие идей», «О языке кави на острове Ява», «О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества» (опубликована в 1848 году). Время, когда работал В. Фон Гумбольдт, было периодом расцвета немецкой классической философии. Ученый находился под влиянием работ Ф. Шеллинга, И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля. Определяя сущность языка, Гумбольдт отмечал, что языкознание не решит ни одного вопроса, если оно не поднимется до понимания языка как деятельности духа. Первичное и непреодолимое для Гумбольдта понятие – «человеческая духовная сила», конкретно проявляющаяся в виде «духа народа». Признав «дух народа» в качестве причины языкового разнообразия, Гумбольдт говорит, что язык развивается по законам духа: «…язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык, и трудно представить себе что-либо тождественное». Язык не отделим от человеческой культуры и представляет ее важнейший компонент. По мнению В. Гумбольдта, по сравнению с другими видами культуры наименее связан с сознанием. Идея о бессознательном развитии языка и невозможности вмешательства в него получила развитие у многих лингвистов. Понимая язык как деятельность, В. Фон Гумбольдт подчеркивает не только динамизм языка, но и его активность, которая проявляется в воздействии его как социального явления на индивида. Человек не может ни мыслить, ни развиваться без языка: «Язык есть орган, образующий мысль». Такой подход к взаимоотношению языка и мышления в

течение долгого времени оставался самым влиятельным в языкознании. Язык, согласно В. Фон Гумбольдту, состоит из материи (субстанции) и формы. Именно форма, а не играющая лишь вспомогательную роль материя составляет суть языка. Форму мы видим на любом уровне языка: и в области звуков, и в грамматике, и в лексике. Форма каждого языка отдельна и неповторима, но формы разных языков имеют те или иные сходства. В связи с внутренней формой языка Ф. фон Гумбольдт затрагивает проблему, которая позже стала трактоваться как различие значения и смысла слова. В.фон Гумбольдт одним из первых лингвистов обосновал системный характер языка. Задачу языкознания он видел в изучении каждого отдельного языка в его внутренних связях и отношениях, т.к. своеобразие природы целого выявляется через отношение его составляющих. В истории языков В. Фон Гумбольдт выделяет три этапа. Первый этап –

период происхождения языков. Второй этап связан со становлением языков. Формированием их структуры. Третий и последний этап языковой истории начинается с момента, когда язык достиг» предела законченности организации». Язык уже не развивается, но и не деградирует. Гумбольдт указывает на коллективный характер языка, он принадлежит всегда целому народу. Сравнение языков на этапе их совершенствования – это типология, а сравнение языков на этапе их совершенствования – это прежде всего сопоставление мировидений, картин мира, создаваемых с помощью языков. Эта проблема стала актуальной в лингвистике в последние десятилетия. В свойствах языка В. Фон Гумбольдт видел много противоречий, которые он формулирует в виде антиномий, являющихся основным стимулом для развития языка. Язык как целое состоит из противоречащих друг другу понятий, которые определяют характер языка. Гумбольдт выделил антиномию языка и мышления, антиномию произвольности знака и мотивированности элементов языка, антиномию объективного и субъективного, антиномию языка как деятельности и как продукта деятельности, антиномию устойчивости и движения в языке, антиномия целого и единичного в языке, антиномию индивидуального и коллективного в языке, антиномию языка и речи, антиномию понимания и непонимания.

 

СТРУКТУРНАЯ ЛИНГВИСТИКА

Название структурализм было использовано большим количеством различных лингвистических школ, поэтому следует иметь в виду, что он получает несколько различный смысл в разных контекстах.

Обычно считается, что начало европейского структурализма датируется 1916 г., когда вышел в свет «Курс общей лингвистики» Ф. де Соссюра. Общие положения для всех школ структурализма: 1) единственный предмет лингвистики – язык; 2) язык есть система, имеющая собственный порядок; 3) система основана на отношениях; 4) язык – форма, а не субстанция.

«Структурализм» в европейском понимании означает, что существует абстрактная реляционная структура, или система, лежащая в основе всех актуальных высказываний, и ее следует отличать от этих актуальных высказываний. На базе этой системы основывается все актуальное поведение. Система и представляет собой главный предмет исследования для лингвиста. Отсюда – два важных вывода: первый, что структурный подход в принципе не ограничивается только синхронической лингвистикой; второй, что не

только изучение фонологии и грамматики может быть структурным, но и изучение смысла. Основные школы структурной лингвистики в Европе первой половины XX в. – это Пражская и Копенгагенская. Лондонская школа меньше придерживалась взглядов Соссюра, но в общем смысле этого слова ее подход можно охарактеризовать как структуралистский.

Дескриптивная лингвистика

Дескриптивная лингвистика (англ. descriptive – описательный) – одно из направлений американского языкознания, возникшее и активно развивавшееся в 30-50-х гг. XX в. в общем русле структурной лингвистики. Однако дескриптивная лингвистика имеет ряд существенных отличий от европейских школ структурной лингвистики, отражающих специфические общественно-исторические, философские, языковые условия развития языкознания в США: распространение теории позитивизма, прагматизма и бихевиоризма; традиция изучения языков коренного индейского населения; актуальность практических проблем, связанных с разнородными группами иммигрантов, живущих в США и т.п.

Теоретические взгляды Л. Блумфилда явились тем фундаментом, на котором возникла и развивалась американская дескриптивная лингвистика. Центральной задачей языкознания объявляется описание языка, т.е. регистрация фактов языка, но не их объяснение. Эта тенденция закреплена в наименовании этого направления. Определение языка как особой формы поведения человека, сведение коммуникативной функции языка к цепи стимулов и реакций, а социальной природы – к процессам одного порядка с биологическими процессами приводит к снятию всех сложных проблем, связанных с решением вопроса о связи языка и мышления, социальной природы, языка как системы. Все эти вопросы объявляются мистическим мудрствованием, темным философствованием, характерным для европейских языковедов. Принятие речевого отрезка, данного в высказывании, единственно конкретной реальностью, основным объектом лингвистического исследования, естественно, ведет к неприятию соссюровского противопоставления «язык – речь». Дескриптивисты считают, что такое противопоставление только вводит в заблуждение. Другой фундаментальной проблемой, поставленной Блумфилдом перед американскими языковедами, явилась проблема языкового значения и его роли в лингвистическом исследовании. Определив значение языковой формы как ситуацию говорящего - речь - реакцию слушающего, Блумфилд признает значение ситуативным. Поскольку ситуаций может быть великое множество, а знания лингвиста ограничены, то он приходит к пессимистическому выводу: определение языкового значения является наиболее слабым звеном в науке о языке. Раз отрицается значение, то игнорируется и слово - глобальная единица языка, носитель значения. Лексикология является наименее развитой областью языкознания в американской лингвистике. Встречающийся у дескритивистов термин «слово» соответствует, скорее, пониманию слова как определенной совокупности морфем.

С именем Блумфилда связана также разработка теории уровней языка. Он полагал, что описание языка начинается с наиболее простого уровня - фонологического, при котором определяются все фонемы и констатируются, какие сочетания фонем возможны. После описания фонологического уровня в порядке возрастающей сложности следует переходить к следующему уровню описания, который Блумфилд называет семантическим; семантику он делит на грамматику и лексику.

Теоретические положения Блумфилда последующим поколением лингвистов разрабатывались в различных направлениях. Поэтому об американском языкознании нельзя говорить как об едином учении, в нем можно выделить три группировки.

1.Группа учеников и последователей Блумфилда: Дж. Трейгер, З. Харрис, Б. Блок. Направление языкознания, представляемое этими лингвистами, известно как Иельская школа. Развивая предложенные Блумфилдом формальные методы анализа языка, эта школа разработала усовершенствованную технику лингвистического анализа. Именно эти языковеды требовали полностью исключить фактор значения из лингвистического исследования.

2.Другая разновидность американского структурализма представлена Энн- Арборской группой лингвистов. Представители этой группы – К. Пайк, Ю. Найда, Ч. Фриз и др., – отказавшись от теоретических положений Блумфилда, тем не менее приняли и усовершенствовали технику его исследовательских работ. Лингвистам этой школы ближе, скорее всего, учение Э. Сепира, что сказывается в широком привлечении к лингвистическому анализу нелингвистических факторов (психологических, социальных, этнических и т.д.). Другой характерной чертой деятельности представителей данной группировки можно назвать большой интерес к практической полевой работе, а также к миссионерской деятельности среди коренного населения Америки.

3.Третью разновидность американского структурализма следует назвать школой трансформационного анализа. Ее представляют: Н. Хомский, Р. Лиз и др. Трансформационный метод основывается на том, что синтаксическая система любого языка может быть представлена в виде набора элементарных типов предложений, называемых ядерными предложениями, которые представляют собой простые нераспространенные утвердительные предложения в активном залоге. Эти элементарные предложения образуют фундамент синтаксической системы языка; они являются чрезвычайно устойчивыми и наиболее древними по своему происхождению. Из простейших лингвистических структур и соединительных элементов путем ряда преобразований возможно построить разнообразные предложения различной длины. Полученные новые предложения будут трансформами (производными) ядерных предложений. Иначе говоря, формальные операции, которые следует произвести над ядерным предложением, чтобы получить более сложное предложение, и есть трансформация, а производные предложения называются трансформами. Указанные направления американской дескриптивной лингвистики, оставив в стороне решение общеметодологических проблем общего языкознания, основное внимание обращают на методику лингвистического анализа, приемы описания, последовательность процедур, выработку терминологии, создание строгой формальной процедуры описания, одним словом – на создание техники описания языка.

Английский структурализм

Идеи английского структурализма (Лондонской школы) в определенной степени сходны с идеями американского дескриптивизма, поскольку в основу положен языковой контекст. Однако в отличие от американцев английскими исследователями контекст рассматривается не изолированно, а в условиях ситуации. Язык определяется ими как часть социального процесса. Основными понятиями представителей Лондонской школы считают функцию и значение, которые идентифицируются ими через употребление языковой формы в контексте.

Концепция английского структурализма складывается в 1930-1940 гг. в со- став школы входят Дж.Р. Фёрс, Ф.Р. Палмер, М.А.Кервуд Хэллидей. Их совместная деятельность началась в 1944 г. когда руководителем кафедры общего языкознания Лондонского университета стал Джон Руперт Фёрс. Его основные работы: Техника семантики (1935), Синопсис лингвистической теории (1930- 1955).

Основное направление исследований - функциональная теория значения с использованием формальных методов анализа. Исходными постулатами являются, как и в глоссематической теории, принципы непротиворечивости, полноты и простоты. Однако в отличие от глоссематиков, использующих дедуктивный подход, лондонцы считают, что наука не должна навязывать своих систем языку. Она должна обнаруживать их в речевой деятельности, исходя из особенностей данного языка. Представители этой школы считали, что по своему устройству язык многоструктурен, это система систем. При этом по вертикали он образует систему, или парадигматику, а по горизонтали – структуру, или синтагматику. Полный анализ текста проводится по уровням членения языка:

1.контекст ситуации – определяется тип языка (стиль);

2.грамматика - основная и центральная часть языкового анализа;

3.фонология - вспомогательное средство для связи грамматики и фонетики;

4.фонетика - конечное подтверждение для грамматики и фонологии, так как она связывается с доступным наблюдению фактическим материалом. Рассмотренные четыре направления структурализма объединяются общим подходом к языку как предмету лингвистики, к выявлению отношений между

языковыми единицами. Различия между ними заключаются в направлении исследований. Для Пражского кружка – это установление прежде всего функциональной дифференциации литературного языка. Собственно структурализм проявился в области фонологии. Для представителей глоссематики задача со-

стоит в создании общей дедуктивной (универсальной) теории языка. Представители дескриптивной лингвистики видят свою цель в обосновании метода и выработке объективных процедур формального анализа конкретного языка. Лондонский структурализм стремится создать общую теорию языка, применимую к каждому конкретному языку.

КУРС ЛЕКЦИЙ

ИСТОРИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Одна из задач истории языкознания – создание периодизации. Периодизация науки носит условный характер. Общее языкознание как особая дисциплина существует с первой четверти XIX века, когда наука о языке стала самостоятельной, определила свой объект и предмет и вооружилась сравнительно-историческим методом. Однако изучение языка насчитывает много веков. Таким образом, в развитии языкознания исторически сменилось несколько этапов. В их выделении среди лингвистов не существует единого мнения. Это обусловлено различием взглядов на предмет и задачи языкознания, на основные принципы периодизации этой науки, а также неодинаковым подходом к установлению содержания и внутренней логики развития языковедения в различные периоды.

Одна из периодизаций истории языкознания базируется на типах языковой теории, различие которых опирается на разные отправные положения, разный эмпирический материал и разное практическое применение. Появление новых типов языковой теории знаменует образование новых этапов в развитии лингвистики. В соответствии с этим основанием выделяют следующие этапы в истории языкознания:

 

1. Теория именования в античной философии языка, которая устанавливает правила именования и возникает в рамках философской систематики.

2. Античные грамматические традиции, знаменующие возникновение грамматической теории и представленные античными и средневековыми грамматиками Запада и Востока.

3. Универсальная грамматика, которая вскрывает общность систем языков и открывает собой языкознание нового времени (первый этап научного языкознания).

4. Сравнительное языкознание, состоящее из трех областей: 1)сравнительно-историческое, занимающееся исследованием генетических языковых общностей; 2)сравнительно-типологическое языкознание, занимающееся изучением типов языковой структуры; 3)теоретическое языкознание, формирующее философию языка и дающее начало теории общего языкознания.

5. Системное языкознание, которое формирует в своем разделе философии языка концепции психолингвистики и социолингвистики.

6. Структурная лингвистика, исследующая внутреннюю организацию языка и устанавливающая отношения между языком и другими языковыми системами. Структурная лингвистика также формулирует теорию лингвистических методов и методик, дает основание для лингвистического моделирования.

 

В данной периодизации не очерчены четкие хронологические рамки этапов развития науки.

Каждый из отмеченных этапов языковедения включает в себя существование различных школ, течений и направлений, несет в себе зачатки последующего этапа в развитии науки. Приводит к появлению и движению новых идей, содержит критическую переоценку прежних достижений и знаменует собой лишь одну из стадий, фаз поступательного движения лингвистики. \

 

ДРЕВНЕЙШИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ

Древнейшая лингвистическая идея, восходящая к мифологическим источникам и религиозным учениям, связывает со словом становление мира и человека. С самых древних времен утверждалось, что в основе зарождения мира лежит духовное начало, которое именовалось по-разному: Бог, Логос, Слово и др. В традиции многих религий Слово существует до появления человека, непосредственно управляет инертной материей, находящейся в хаотическом состоянии, и упорядочивает ее формы, создавая в конечном итоге человека. В египетском Мефиском богословском трактате за много веков до христианства проводилась мысль о Логосе – Слове, созидающем мир. В священных книгах Тота (Тот – египетский бог мудрости и письма) утверждается «мысль есть Бог- отец, Слово – его Сын; они неразрывны и связаны в вечности, и их единение есть жизнь. Мысль и Слово создают действия всемогущества». Идея Слова как творящего начала сформулирована и в библейской традиции. В Евангелии от Иоанна находим: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» в христианском учении Слово (Логос) рассматривается не только как самостоятельная сущность, а как Слово живого Бога. При внимательном анализе космологических сюжетов многих народов. Отдаленных друг от друга во времени и пространстве, обнаруживается их удивительное сходство. Это наводит на мысль о родственном источнике их происхождения. Также во многих древних традициях отмечается, что слово обладает не только творящим началом, но и разрушительными свойствами. Идеи божественности слова, его всемогущества, его обрядовом и магическом значении, о соответствии между словом и обозначаемым им явлении были весьма важными для многих традиционных культур и стали толчком и одной из причин развития языкознания в древних цивилизациях. Древнейшими из известных нам лингвистических традиций являются индийская, европейская (античная) и китайская, сформировавшиеся независимо друг от друга в I тысячелетии до н.э.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 1289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.61.16 (0.024 с.)