Становление и развитие сравнительно-исторического языкознания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление и развитие сравнительно-исторического языкознания



Сравнительно-историческое языкознание (компаративистика) – раздел языкознания, который изучает историю языков, занимается их сравнением и устанавливает генетическое родство. Сравнительно-историческое изучение языков диахронно, т.е. исследуется эволюция языков. Возникновение сравнительно-исторического языкознания было подготовлено всем ходом предшествующего развития языкознания. Предпосылки возникновения сравнительно-исторического языкознания:

1. накопление многообразного и обширного фактического материала;

2. поиск нового метода изучения языков;

3. открытие санскрита;

4. широкое проникновение в область лингвистики естественных наук, в которых были сформированы универсальные классификации.

Принципом истолкования для наук того времени стал историзм, т.е. признание развития во времени, осуществляющегося естественным путем, по законам, описывающем «цепь развития»,естественное изменение форм. Истоки сравнительно-исторического языкознания были задолго до ХIХ века. Идея родства языков была высказана в трудах И. Скалигера, М. Лутуануса, Ю. Крижанича, Ф. Шлегеля, М.В. Ломоносова и др. Эпоха характеризовалась распространением идей историзма, интересом к выяснению родственных связей языков. Уже не сомневались, что сходство между собой германских или славянских языков объясняется общностью происхождения. Появляется идея о языковых семьях. Пережившие много веков представления о древнееврейском языке как «корне» всех языков мира, на котором говорили до вавилонского смешения языков, уступает окончательно место идеям о множественности языковых семей.

Основным толчком для формирования сравнительно-исторического метода явилось открытие санскрита английским востоковедом У. Джонсом в конце ХYIII века, после которого долгое время держалась идея о санскрите как праязыке.

Открытие санскрита стало тем недостающим звеном, после появления которого началось бурное развитие исследований в области сопоставления европейских языков с санскритом и между собой. Хотя открыли санскрит англичане, центр данных исследований переместился в Германию. В течение XIX века там находился центр мировой науки о языке. Поначалу сопоставление языков были очень несовершенными, но всего через три десятилетия после открытия санскрита, в 1816 г. Появляется первая научная работа, заложившая основы сравнительно-исторического метода. Это была книга Франца Боппа «О системе спряжения санскритского языка в сравнении с таковым греческого, латинского, персидского и германского языков».

В истории языкознания выделяют три этапа в развитии компаративистики.

I этап. Становление и формирование сравнительно-исторического языкознания в трудах Ф. Боппа, Р. Раска, Я. Грима, А.Х. Востокова. В это время ученые занимались сопоставление родственных языков, систематических реконструкций праязыка еще не было.

II этап. Сравнительно-историческое языкознание в середине XIX века связано с трудами А. Пота, Г. Курциуса, А. Куна, А. Шлейхера. В этот период лингвисты занимались реконструкциями древних, не наблюдаемых языковых состояний.

III этап. Развитие младограмматизма с 70-х гг. до 1910 г. (А. Лескин, Г. Остхоф, К. Бругман, Г. Пауль, Б. Дельбрюк). Младограмматизм является логическим завершением формирования сравнительно-исторического языкознания. В это время возросла точность и четкость реконструкций, отшлифовался сравнительно-исторический метод.

 

ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА ХIХ века

Наряду с развитием сравнительно-исторического языкознания в ХIХ веке параллельно развивалось и философское осмысление языковедческих проблем. В философии языка этого периода выделяется несколько направлений и этапов. Первый этап связан с именем В. Фон Гумбольдта. Второй этап 50-60-ые годы – формирование натуралистического направления во главе с А. Шлейхером. Третий этап – психологическое направление (Г. Штейнталь, М. Лацарус, В. Вундт, А.А. Потебня). Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835) был одним из крупнейших лингвистов-теоретиков. По поводу его роли в языкознании В.А. Звегинцев писал: «Выдвинув оригинальную концепцию природы языка и подняв ряд фундаментальных проблем, которые в настоящее время находятся в центре оживленных дискуссий, он, подобно непокоренной горной вершине, возвышается над теми высотами, которых удалось достичь другим исследователям». Гумбольдт был многосторонним человеком: прусским государственным деятелем и дипломатом, основал Берлинский университет. Ему принадлежат труды по философии, эстетике, литературоведению, юридическим наукам. В историю лингвистики Гумбольдт вошел как языковед-теоретик. Основные работы: «О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития» (1820), «О возникновении грамматических форм и их влиянии на развитие идей», «О языке кави на острове Ява», «О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества» (опубликована в 1848 году). Время, когда работал В. Фон Гумбольдт, было периодом расцвета немецкой классической философии. Ученый находился под влиянием работ Ф. Шеллинга, И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля. Определяя сущность языка, Гумбольдт отмечал, что языкознание не решит ни одного вопроса, если оно не поднимется до понимания языка как деятельности духа. Первичное и непреодолимое для Гумбольдта понятие – «человеческая духовная сила», конкретно проявляющаяся в виде «духа народа». Признав «дух народа» в качестве причины языкового разнообразия, Гумбольдт говорит, что язык развивается по законам духа: «…язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык, и трудно представить себе что-либо тождественное». Язык не отделим от человеческой культуры и представляет ее важнейший компонент. По мнению В. Гумбольдта, по сравнению с другими видами культуры наименее связан с сознанием. Идея о бессознательном развитии языка и невозможности вмешательства в него получила развитие у многих лингвистов. Понимая язык как деятельность, В. Фон Гумбольдт подчеркивает не только динамизм языка, но и его активность, которая проявляется в воздействии его как социального явления на индивида. Человек не может ни мыслить, ни развиваться без языка: «Язык есть орган, образующий мысль». Такой подход к взаимоотношению языка и мышления в

течение долгого времени оставался самым влиятельным в языкознании. Язык, согласно В. Фон Гумбольдту, состоит из материи (субстанции) и формы. Именно форма, а не играющая лишь вспомогательную роль материя составляет суть языка. Форму мы видим на любом уровне языка: и в области звуков, и в грамматике, и в лексике. Форма каждого языка отдельна и неповторима, но формы разных языков имеют те или иные сходства. В связи с внутренней формой языка Ф. фон Гумбольдт затрагивает проблему, которая позже стала трактоваться как различие значения и смысла слова. В.фон Гумбольдт одним из первых лингвистов обосновал системный характер языка. Задачу языкознания он видел в изучении каждого отдельного языка в его внутренних связях и отношениях, т.к. своеобразие природы целого выявляется через отношение его составляющих. В истории языков В. Фон Гумбольдт выделяет три этапа. Первый этап –

период происхождения языков. Второй этап связан со становлением языков. Формированием их структуры. Третий и последний этап языковой истории начинается с момента, когда язык достиг» предела законченности организации». Язык уже не развивается, но и не деградирует. Гумбольдт указывает на коллективный характер языка, он принадлежит всегда целому народу. Сравнение языков на этапе их совершенствования – это типология, а сравнение языков на этапе их совершенствования – это прежде всего сопоставление мировидений, картин мира, создаваемых с помощью языков. Эта проблема стала актуальной в лингвистике в последние десятилетия. В свойствах языка В. Фон Гумбольдт видел много противоречий, которые он формулирует в виде антиномий, являющихся основным стимулом для развития языка. Язык как целое состоит из противоречащих друг другу понятий, которые определяют характер языка. Гумбольдт выделил антиномию языка и мышления, антиномию произвольности знака и мотивированности элементов языка, антиномию объективного и субъективного, антиномию языка как деятельности и как продукта деятельности, антиномию устойчивости и движения в языке, антиномия целого и единичного в языке, антиномию индивидуального и коллективного в языке, антиномию языка и речи, антиномию понимания и непонимания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 4215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.157 (0.004 с.)