Опыт деятельности органов социальной защиты населения с бездомными. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опыт деятельности органов социальной защиты населения с бездомными.



Понятие «лицо без определенного места жительства». Структура и содержание деятельности домов ночного пребывания, социальных гостиниц, специальных домов для одиноких граждан и престарелых, центров социальной адаптации, реабилитации лиц без определенного места жительства. Функции администрации, специалистов социальной работы. Инновационной опыт социального обслуживания лиц без определенного места жительства.

 

Опыт социальной работы в различных сферах жизнедеятельности

Специфика социальной работы в сфере образования.

Социальная работа в образовании как направление деятельности в социальной работе. Социальный работник и школа. Социальный работник и учреждения социального обслуживания населения. Методы сопровождения учащихся в процессе обучения в школе. Работа с педагогическим коллективом. Информирование, посреднический обмен, консультирование, осуществление межинституциональных связей как основные виды деятельности социального работника. Социальный работник и родители. Социальный работник и социальный педагог: сущность и различие.

Специфика методики социальной работы в организациях и учреждениях здравоохранения.

Специфика технологии социальной работы в здравоохранении. Социальная работа в здравоохранении. Основные направления в социальной работе вздравоохранении. Социальная работа в учреждениях здравоохранения. Социальная работа в области планировании семьи, охраны материнства и детства. Алкоголизм, работа с семьями больных алкоголизмом. Основные программы поддержки семей больные алкоголизмом. Социальная работа в психиатрии. Понятие "психическое здоровье".

Опыт современной социальной работы в сфере производства.

Охарактеризуйте особенности социальной работы в производственной сфере. Раскройте содержание основных социально-экономических проблем занятости в России на современном этапе. Что такое безработица и каковы ее основные формы? Охарактеризуйте каждую из них. Покажите роль социально-психологической работы в системе служб занятости. В чем вы видите специфику служб занятости по месту жительства.

Основные направления социальной работы в армии.

Какова нормативно- правовая база воинской службы. Чем определяются особенности социальной проблематики военнослужащих. Какие социальные проблемы имеются у военнослужащих срочной службы. Каковы основные социальные проблемы лиц, служащих по контракту. Особенности технологии социальной работы с военнослужащими.

 

 

Социальная безопасность

 

Социальная безопасность: понятие, содержание, принципы и функции.

Понятие «социальная безопасность», основные принципы социальной безопасности. Принцип последовательности. Принцип гуманизма. Принцип толерантности. Принцип универсальности. Принцип адресности.Функции социальной безопасности на уровне индивида и государства.Организационная функция. Прогностическая функция. Превентивная функция.

Основные направления, виды и способы обеспечения социальной безопасности.

Основные направления, виды и способы обеспечения социальной безопасности. Место и роль социальной работы в обеспечении социальной безопасности на уровне государства и индивида


Перечень вопросов к государственному (междисциплинарному) экзамену

1. Объект, предмет и категории теории социальной работы.

2. Теоретические парадигмы социальной работы.

3. Направления, уровни, формы и методы социальной работы.

4. Проблемы эффективности в социальной работе.

5. Объекты и субъекты социальной работы.

6. Принципы и закономерности социальной работы.

7. Исторические этапы становления социальной работы в России.

8. Этапы развития социальной работы как научного знания и практики.

9. Роль милосердия и благотворительности в становлении отечественной социальной работы.

10. Сущность, принципы и основные понятия технологии социальной работы.

11. Технологический процесс в социальной работе. Содержание технологического процесса.

12. Методы в социальной работе и их классификация.

13. Особенности реализации социальной диагностики.

14. Социальная профилактика как технология социальной работы.

15. Особенности реализации социальной адаптации.

16. Социальная терапия в практике социальной работы.

17. Социальная реабилитация: сущность и содержание.

18. Технология консультирования и посредничества в социальной работе.

19. Технология социальной работы с пожилыми гражданами.

20. Технология социальной работы с мигрантами.

21. Технология социальной работы с безработными.

22. Новаторство в технологии социальной работы.

23. Опыт технологической деятельности в системе социальной работы в России.

24. Применение технологий в практике работы социальных служб за рубежом.

25. Профессионально значимые ценности социальной работы, их сущность и типология.

26. Профессионально-этические требования к личности социального работника.

27. Особенности этического кодекса социальной работы.

28. Государственная семейная политика и механизм ее реализации.

29. Специфика исследований в социальной работе.

30. Основные виды и методы научного исследования в социальной работе.

31. Система показателей статистики в области социальной работы.

32. Социальные гарантии, льготы и выплаты и особенности их предоставления.

33. Экономические основы деятельности организаций, учреждений и служб социального обслуживания.

34. Социальная медицина: понятия и категории.

35. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Сани­тарное законодательство.

36. Здоровье как социальная ценность. Факторы, влияющие на здоровье.

37..Основные направления в организации социально-медицинской помощи.

38. Функции, виды и формы социального прогноза.

39. Основные методы социального прогнозирования.

40. Технология разработки социального проекта.

41. Социальное моделирование в социальной работе.

42. Правовые основы социальной работы в современном обществе.

43. Правоотношения в сфере социального обеспечения.

44. Принципы, структура, функции и методы управления в социальной работе.

45. Основные проблемы мотивации труда в социальной сфере.

46. Особенности менеджмента в организации управления системой социального обслуживания.

47. Система управления социальной работой в Российской Федерации.

48. Сущность, основные принципы и основные категории социальной политики.

49. Социальная политика в системе общественных отношений.

50. Основные парадигмы и приоритеты социальной политики в России и за рубежом

51. Понятии, факторы, структура и типология конфликтов в социальной работе.

52. Конфликты, компромиссы и консенсусы в системе социальной работы.

53. Социальная геронтология: сущность и направления исследования.

54. Экологические проблемы в социальной работе и пути их решения.

55. Особенности социальной экологии.

56. Понятие, виды, принципы, организационные основы обязательного и добровольного социального страхования

57. Пособия по социальному страхованию.

58. Система пенсионного обеспечения в России и сущность ее реформирования.

59. Опыт современной деятельности пенсионных организаций и учреждений.

60. Опыт современной социальной работы с семьей

61. Особенности методики социальной работы с детьми.

62. Особенности методики социальной работы с молодежью.

63. Методика социальной работы с людьми, имеющими ограниченные возможности и особые нужды.

64. Особенности методики социальной работы с девиантными категориями граждан и находящимися в социально-опасном положении.

65. Методика социальной работы среди отбывающих и отбывших наказание.

66. Опыт деятельности органов социальной защиты населения с бездомными.

67. Специфика социальной работы в сфере образования.

68. Специфика методики социальной работы в организациях и учреждениях здравоохранения.

69. Опыт современной социальной работы в сфере производства.

70. Основные направления социальной работы в армии.

71. Социальная безопасность: понятие, содержание, принципы и функции.

72. Основные направления, виды и способы обеспечения социальной безопасности.

 


 

 

Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Выпускная квалификационная работа (дипломная работа) по социальной работе является одним из видов выпускной квалификационной работы студента на завершающем этапе его обучения. Она является самостоятельным научным исследованием, позволяющим студенту реализовать свои знания и профессиональную подготовку, полученные в процессе его обучения в университете.

Исследуемая студентом в дипломной работе проблема может собой представлять либо разработку и обоснование одного из путей (направлений) функциональной деятельности, либо теоретическое обоснование, уточнение (углубление) понимания сущности и содержания одного из актуальных явлений социальной работы, либо историко-социодогический анализ различных подходов к явлению и т.д.

Выбор темы дипломной работы осуществляется на третьем году обучения студента, а защита ее - в конце четвертого, в процессе Государственной аттестации.

Учитывая, что дипломная работа выступает квалификационной работой выпускника факультета социальной работы, основы теоретико- методологического исследования взяты из научно-методических рекомендаций, предъявляемых к соответствующим диссертациям. В частности характеристика основных компонентов научною аппарата дипломной работы, их сущность и содержание раскрыты, опираясь на работу рекомендованную ВАК России. Требования, предъявляемые к диссертациям намного выше, чем к дипломной работе. Однако они позволяют наиболее точно определить основные требования к научному аппарату дипломной работы, более предметно и грамотно ориентировать дипломника на осмысление существа исследовательской работы на уровне диплома. Такая работа поможет выпускнику увидеть перспективы научной работы и более грамотно определиться на перспективы последующей научной деятельности на уровне диссертации.

ВЫБОР ТЕМЫ И РАЗРАБОТКА ПЛАНА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Тема дипломной работы определяется либо самим студентом, что наиболее целесообразно, либо рекомендацией преподавателя, либо совместно студентом и преподавателем. Как правило, это результат научного и практического интереса студента, складывающегося в процессе его обучения в университете.

Правильный выбор темы дипломной работы имеет большое значение. Она определяет отношение и заинтересованность студента к исследованию выбранной проблемы. Ведь ему заниматься выбранной темой почти год, а иногда и больше.

Тема дипломной работы может иметь историческую, теоретическую, практико-ориентироваиную (прикладную) либо сравнительную (исследование проблемы социальной работы других стран) направленность.

Приведем конкретные примеры формулирования возможных тем по социальной педагогике:

а) исторические темы - в таких дипломных работах исследуются истоки зарождения опыта социально-практической деятельности, развитие идей социальной работы, анализируется и обобщается исторический опыт социально-практической деятельности по решению определен! 1ых проблем, социально-практическое наследие отечественных и зарубежных авторов и др. В отличие от диссертационных работ темы дипломных исследований ориентированы на более короткий исторический период времени, на анализ социально-ориентированных взглядов автора по материалам определенных публикаций, либо по отдельным проблемам. Примерами таких тем могут быть:

«Становление и развитие социальной работы в России в конце XIX - начале XX веков»;

«Развитие теории и практики перевоспитания несовершеннолетних в 20- 30-е годы в России» и др.

б) теоретические темы - в подобных работах исследуются само социальное явление, его содержание, особенности проявления, динамика развития, воспитания, факторы, влияющие на него, возможности управления процессом (влияния на процесс), а также анализ существующего опыта социально-практической деятельности; разработка социальной модели управления каким-либо процессом и т.д. К таким темам можно отнести:

«Социальная благотворительность в истории социальной работы России»

«Индивидуально-коррекционное развитие и социальное воспитание детей... лет с ДЦП»;

«Игротерапия в социальном развитии детей...» и др.

в) прикладные темы - такие дипломные работы являются логическим продолжением теоретических исследований, по отношению к которым они носят вспомогательный характер разработки. Их задача непосредственное обслуживание практики социальной деятельности. Результатом таких дипломных работ являются уточнение социальных технологий, разработка методических рекомендаций, частной методики использования определенных методов, средств в решении какой-либо социальной проблемы, инструкции и т.д. Примерами подобных тем могут быть:

«Технологии групповой работы в социальной практике»

«Консультирование в социальной работе»

«Компьютерное обеспечение деятельности ЦСО» и др.

г) сравнительные темы по социальной работе - такие работы ориентированы на изучение и анализ опыта социальной работы в других странах и возможности адаптации его наиболее перспективных достижений к отечественным условиям. Например:

«Подготовка социальных работников в...»;

«Производственная практика в подготовке социальных работников в...»;

«Социальная работа с безнадзорными детьми в...»;

и др.

В то же время следует подчеркнуть, что иногдавыбранnasiтема может быть не обоснована, т.е. исследование ее не может быть обеспечено, например:

• объем исследовательской работы, по которой требуется усилий, превышающих возможности одного исследователя;

• исследование нуждается в 'эксперименте, который в силу обстоятельств нельзя осуществить;

• решение проблемы еще не подготовлено ходом развития науки.

Как показывает практика, чаще всего темой дипломной работы студента становится проблема, разрабатываемая им в ходе курсовой работы по основной (теория или технология социальной работы) или дополнительной (социальный работник но работе с определенной категорией людей) специальности. Возможны следующие варианты выбора темы дипломной работы студентом (см. схему 1):

1. Студент работал ранее с преподавателем в процессе подготовки и защиты курсовой работы, либо по одной из проблем в период практики и обращается к нему с просьбой продолжить совместную деятельность по теме диплома. Преподаватель, согласившись быть научным руководителем студента, анализирует название предложенной им темы и при необходимости помогает ее уточнить. Затем студент пишет заявление на имя заведующего кафедры об утверждении темы и научного руководителя,

2. Студент определяет для себя направление, по которому он хотел бы разрабатывать тему дипломной работы, и самостоятельно обращается к преподавателю, научные интересы которого связаны с выбранной проблематикой, с просьбой о научном руководстве. В этом случае, при согласии о научном руководстве, преподаватель помогает студенту сформулировать тему дипломной работы. Далее студент пишет заявление на имя заведующего кафедрой, как и в предыдущем случае.

3. Преподаватель, зная интересы и исследовательские возможности студента, предлагает ему проблему для темы дипломной работы и с его согласия представляет предложения для утверждения темы научного руководи теля соответствующей кафедре.

г

4. Кафедра занимается исследованием заказной или инициативной темы, в рамках которой разрабатываются проблемы, которые вполне могут быть под силу исследовательской деятельности студента. Они и предлагаются студентам с учетом их научных интересов и индивидуальных возможностей как исследователей. Такое предложение может следовать от кафедры преподавателю и через него студенту.Студент определяет для себя направление, по которому он хотел бы разрабатывать тему дипломной работы, но не знает, к кому обратиться с просьбой быть его научным руководителем. В этом случае он обращается к заведующему кафедрой, на которой эта проблема рассматривается, с просьбой или заявлением о том, что он хотел бы разрабатывать дипломную работу по выбранному им направлению. Кафедра принимает решение о том, кому поручить научное руководство студентом в его работе по данной проблеме. Преподаватель, которому поручено научное руководство, совместно со студентом определяет тему дипломной работы. Далее студент действует установленным порядком для утверждения темы и научного руководителя.

5. Студент не проявляет инициативы но выбору темы. К сожалению, такие факты гоже имеют место. В этом случае либо заведующий кафедрой по личной инициативе или по просьбе декана факультета приглашает студента для беседы, либо декан факультета приглашает студента для беседы но теме дипломной работы. Во время такой беседы с заведующим кафедрой или деканом факультета определяется направление, тема или дается рекомендация, с кем из преподавателей следует студенту встретиться и посоветоваться по выбору темы.

Научный руководитель. Важная роль в обеспечении качества подготовки дипломной работы выпускников принадлежит научному руководителю. Его деятельность направлена на обеспечение выхода выпускника на качественно новый уровень, уровень систематизации результата своего обучения, подготовки дипломной работы - первою самостоятельного научного исследования. Это специальная, интеллектуальная деятельность профессионала-ученого по руководству деятельностью молодого исследователя. Она, эта деятельность научного руководителя, имеет свое содержание, последовательность и трудности, требует специального времени и кропотливого груда. Не случайно на научное руководство предусматривается регламентируемое вузом время.

Обсудив понимание студентом выбранной или рекомендованной для него темы дипломной работы, научный руководитель:

• выясняет понимание студентом темы дипломной работы и что ему предстоит исследовать;

• определяет основные этапы работы над темой дипломной работы;

• определяет порядок взаимодействия в процессе работы студента над темой дипломной работы;

• оказывает помощь дипломнику:

- в составлении плана-графика (индивидуального графика подготовки и защиты дипломной работы). Это план работы студента по разработке диплома, подготовке его к защите и защите. Он определяет во времени порядок работы студента и представление получаемых результатов своему научному руководителю. Другими словами, это план взаимодействия студента с научным руководителем на всем протяжении совместной деятельности (см. Индивидуальный график подготовки и защиты дипломной работы студентом);

- в составлении рабочего плана, плана-проспекта дипломной работы. Он представляет собою краткое изложение авторской концепции содержания дипломной работы. Рабочий план помогает и студенту, и научному руководителю на начальном этапе совместной деятельности прийти к единому пониманию сущности и содержания исследовательской деятельности по разработке выбранной темы;

-в определении и формулировании научного аппарата дипломной работы: исследуемой проблемы, объекта и предмета, цели, гипотезы, основных задач. Научный аппарат необходим для определения границ и содержания исследования. В последующем он будет уточняться и конкретизироваться, но на начальном этапе он необходим для более предметной работы;

- в составлении плана дипломной работы (оглавление);

- в составлении библиографии по теме;

• дает рекомендации:

- по работе над темой диплома в целом и на каждом этапе выполнения задач исследования;

- по изучению литературы, изложенной в библиографии;

- по подготовке и проведению экспериментальной части дипломной работы;

но подготовке к защите дипломной работы.

В случае возникновения сложных отношений между студентом и научным руководителем, которые существенно сказываются на качестве выполнения диплома, кафедра вправе рассмотреть вопрос о замене научного руководителя. Такая постановка вопроса вполне может иметь место на начальном этапе взаимодействия студента с научным руководителем. В последующем это возможно в случаях, если по состоянию здоровья, возникшей служебной необходимости (выполнение заказной НИР, подготовка монографии, учебного пособия, защита диссертации, другие причины) преподаватель не в состоянии уделить должное внимание студенту, обеспечить требуемый уровень научного руководства сто исследовательской деятельностью.

По результатам работы со студентомнаучный руководитель знакомится с подготовленной им к защите дипломной работой, дает завершающие рекомендации по подготовке ее к сдаче на кафедру, после устранения этих замечаний пишет отзыв на его деятельность. По завершению работы над дипломом научный руководитель помогает выпускнику подготовить выступление на предзащите и защите.

Следующий этап деятельности студента - разработка плана дипломной работы - будущее оглавление.

Встречаются факты построения оглавления (плана) дипломной работы в виде:

Введение.

1. Теоретическая часть.

2. Практическая часть.

3. Экспериментальная часть.

Выводы.

Это абстрактная модель дипломной работы. Она свидетельствует о том, что дипломник знает об общей логике построения содержания диплома. Однако такой исследователь не представляет самого содержания своего диплома по выбранной им теме. Конкретная тема - это не абстракция, а реальная проблема и она требует предметного подхода к определению ее содержания. Такая конкретизация делается на основе выявленных задач, которые следует решить, чтобы достичь цели диплома.

На основе задач формулируются проблемы - названия глав, подпроблемы - параграфы. Разработку плана рекомендуется осуществлять на карточках. На каждой из них пишется наиболее важная проблема, вытекающая из основных задач дипломной работы и подпроблемы. Путем логического соединения карточек, определяется один из наиболее оптимальных вариантов разработки темы. Затем осуществляется редакция полученного плана гак, чтобы он наиболее полно отражал замысел дипломной работы.

Структура плана дипломной работы, как правило, состоит из двух-грех глав. Каждая глава включает два-три, иногда четыре параграфа. Первая глава обычно носит теоретический характер, а вторая - прикладной (за исключением работ по истории, теории социальной педагогике, сравнительной педагогике). Иногда исследуемая проблема расчленяется на относительно самостоятельные подпроблемы, которые определяют соответствующие им главы дипломной работы. В этом случае дипломная работа состоит из трех глав, но не более.

По содержанию дипломная работа строится в определенной последовательности: сначала в первой главе дается общая характеристика и анализ проблемы, затем обосновывается теоретическая позиция автора и подходы к ее решению, во второй главе рассматриваются возможные способы ее решения. Однако структура дипломной работы может быть и другой. Автор вправе сам или совместно с научным руководителем определить вариант структуры дипломной работы, которая может иметь следующую г 1 ос л ед о вате л ьност ь:

Дипломные работы исторического типа подразделяются на главы, отражающие:

• разделы социальной теории и практики, в зависимости от определенных периодов времени;

• развитие тематических проблем в определенный исторический период;

• своеобразие исторических периодов и их социально- практических потребностей;

2, социальную деятельность известных авторов и пр.Дипломные работы теоретического типа подразделяются на главы, отражающие следующее содержание:

а) исследование понимания сущности, содержания и структуры конкретного социального явления, особенностей его проявления; факторов, влияющих на него:

• условия оптимального развития, возможности управления процессом развития этого явления;

• социальные технологии, методы, средства стимулирования направленного (управления процессом) развития; другие проблемы;

б) этапы исследования, позволяющие логически реализовать целевую установку дипломной работы.

3. Дипломные работы прикладного типа по содержанию включают следующие главы:

• теоретическое обоснование социального явления и позиция автора в отношении к ней;

• концептуальная позиция автора в прикладном разрешении исследуемой проблемы и ее обоснование.

Дипломные работы по сравнительной социальной работе. Содержание глав подобных дипломных работ определяется наиболее актуальными проблемами, исследуемыми автором. Особенностью разработки таких тем является также раскрытие их с учетом традиций тех стран, опыт которых изучается. Типичное для социальной работы этих стран анализируется с учетом их позиции, традиций. Пояснения содержательных аспектов дипломной работы даются в сравнении с аналогичными явлениями отечественной теории и практики социальной работы.

В последующем первоначальный план дипломной работы может быть уточнен, доработан с учетом нового материала, хода исследовательской деятельности.

План-проспект (развернутый план) дипломной работы - это изложение в логической последовательности основных положений, раскрывающих содержание вопросов (параграфов) темы. В целом получается развернутый реферат, раскрывающий общее содержание будущей дипломной работы. Но такому реферату можно судить о концепции автора, обоснованности выбранного варианта, вносить в нее необходимые коррективы еще на начальном этапе работы над проблемой.

Библиография по теме дипломной работы. Каждая дипломная работа имеет список литературы, которую автор использовал при ее подготовке.

Студенты, начинающие работать с литературой нередко используют алфавитный блокнот, в который записываются все книги, с которыми они работают. По нему быстро можно найти сведения об отработанной книге. Блокнот удобен тем, что с ним можно ходить в библиотеку, читальный зал. Карточки для этого не всегда удобны, их можно растерять.

Перед началом конспектирования книги записываются о ней все библиографические сведения, а затем делаются выписки. После каждой цитаты, или записанной своими словами мысли, указываются страницы книги, с которой они сделаны. На полях записываются личные размышления по материалам конспекта.

По окончании работы студента над дипломной работой составляется список литературы, который был использован автором в процессе его работы над дипломом. Этот список литературы является составной частью дипломной работы. При использовании компьютерной технологии учета изученнойлитературы, се можно вносить постоянно, используя возможности техники для ее регулярной систематизации по алфавиту. Окончательный вариант списка литературы следует проверить на правильность алфавитного составления.

ВВЕДЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ.

Введение является важной составной частью каждой дипломной работы. В нем непосредственно отражаются содержание двух групп компонентов: процесса исследования и параметров, характеризующих результаты, полученные автором. Обе группы компонентов являются комплексными и взаимодополняющими.

Компоненты процесса исследования показывают логику выделения и осмысления проблемы и способы ее решения. Они заключаются в определении проблемы, ее содержания, концепции ее реализации (гипотетическое видение способа решения проблемы) и способа проверки гипотеза (решения проблемы).

Начало введения раскрывает обоснование (что это за проблема и зачем ее следует исследовать), раскрывается весь научный аппарат (базовые структурные компоненты и параметры характеризующие их), а также полученные автором результаты (результаты исследования и параметры- характеристики выполненной работы). Общая логика раскрытия содержания введения включает следующие составляющие диплом пой работы:

- Проблема исследования и актуальность темы дипломной работы;

- степень научной разработанности исследуемой проблемы;

- объект и предмет;

- цель;

- основные задачи;

- методы исследования.

Актуальность темы - это определение существа важности исследуемой проблемы. Оно включает в себя следующее: аргументацию необходимости изучения данной темы с позиции теории или практики, а также одновременно и теории, и практики социальной работы; раскрывается степень изученности проблемы и отражение ее в специальной литературе;обосновывается тема и раскрывается потребность в ее специальном исследовании и прочее.

Вполне достаточным основанием для обоснования актуальности выбранной темы дипломной работы может быть раскрытие реальной потребности практиков социальной работы в ее изучении и необходимости выработки практических рекомендаций, связанных с работой с определенной категорией людей, с учетом их индивидуальных (типичных и нетипичных) особенностей. Раскрытие актуальности темы позволяет сформулировать проблему исследования. Проблема исследования. По своей сущности проблема характеризует, что именно хочет автор разрешить автор в процессе исследования. Выделяют практические и теоретические проблемы, в зависимости от сферы ее проявления. По содержанию проблема находит свое отражение в проблемной ситуации, когда появляются практические вопросы, на которые теория соответствующего объекта не может ответить в силу своей неполноты. В то же время, далеко не всякое практическое противоречие порождает проблемную ситуацию в научном смысле слова и не стимулирует его поиск, например, в связи с отсутствием финансовых возможностей. Проблемная ситуация порождает проблему, т. Е. осознание исследователем того факта, что в науке необходимых ответов на ее решение пет, что научное знание, таким образом, неполно.

Научная проблема представляет собой осознанное противоречие между запросами практики к теории и ограниченными возможностями теории (в силу ее неполноты) в ответе на эти запросы. Для формулирования проблемы исследования необходимо:

• изучить исходные материалы актуальной практической проблемы (познание того, что есть и насколько востребовано),

• осознать (осмыслить) сущность и содержание известного, его границ,

• выделить основные противоречия, вытекающие из востребованности практики и ее недостаточной теоретической обеспеченности;

т
г

• сформулировать проблему исследования, что требует решения.

Степень научной разработанности выбранной темы. Па основании тщательного изучения тематической литературы проводится ее анализ. Итогом такой работы является краткий обзор литературы по теме. Следует учитывать, что чаще всего дипломная работа бывает посвящена довольно узкой теме. Обзор литературы, в этом случае, делается только по ней, а не по всей проблеме, к которой данная тема относится. Литературный обзор должен осуществляться в определенной логической последовательности. Сначала дается критический анализ того, что уже нашло отражение в специальной литературе. На основании анализа делается вывод о том, что уже решено предшествующими исследователями, что еще недостаточно раскрыто и потому нуждается в дальнейшей разработке, что вообще, по данным исследования, не получило отражение в литературе. Речь идет и выявлении и осмыслении сущности и содержании «белых» пятен (не решенных вопросов) в теории исследуемой проблемы.

Если дипломник не может сделать такие выводы, проводя самостоятельно анализ всей имеющейся по данной теме литературы, то, естественно, возникает вопрос, для чего он выбрал именно эту тему и что нового в нее оп может привнести. Вполне возможно, что тема получила достаточное освещение в литературе и необходимости в ее специальном исследовании нет.

Объект дипломной работы - эта та часть практики или научного знания, с которой исследователь имеет дело. Он представляет собою процесс или явление действительности, порождающие проблемную ситуацию, которая будет исследоваться. Объект может находиться в области социального развития, социального воспитания (перевоспитания), социальной коррекции, реабилитации, индивидуальио-коррекционного или (и) коррекционно-компенсаторного развития и воспитания (их теории и методики практической деятельности, содержания и способов изучения сложившихся форм, методов, технологий, деятельности социальных работников, родителей, коллективов и пр.).

Не редко встречаются факты, когда дипломник в качестве объекта исследования представляет определенную категорию людей (детей, инвалидов, пенсионеров и т.д.). Такой подход ошибочен. Конкретные люди являются объектной категорией для исследования многими науками. Как объект - это очень широкая сфера и она указывает только о том, с кем планирует работать дипломник, но не о том, что он хочет исследовать. Дети, подростки, юношество, родители и пр. являются объектом социально-практической деятельности специалиста. Объект исследования и объект практической деятельности - это не одно и то же.

Существует два принципиальных подхода в определении места раскрытия объекта и предмета дипломной работы в последовательности раскрытия научного аппарата:

а) после определения проблемы исследования. Цель показывает уровень, направленность, глубину решения проблемы. Полностью решить ту или иную, особенно гуманитарную, проблему далеко не всегда под силу дипломнику с учетом его возможностей и времени исследования;

б) после определения цели. В этом случае цель диктует границы исследования и его содержание.

Какой из этих подходов более правильный? По всей видимости, каждый из них справедлив, в зависимости от проблемы и цели исследования. В одних случаях, когда из проблемы необходимо выделить границы возможного исследования и его объем (содержание), то после определения объекта и предмета следует цель. В других, когда из проблемы полностью выделяется цель, она, в свою очередь позволяет определить границы и содержание исследования.

Предмет дипломной работы - это та сторона, тот аспект, та точка зрения, «проекция», с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные (с точки зрения исследователя) признаки объекта. Предметом исследования является сфера реальности, представляющая собой часть исследуемого объекта, за рамки которого он не выходит, и в отношении которой ист теории или теория неполна. Это как бы «белые пятна» в теории объекта. Он (предмет) определяет то, что находится в границах объекта и обусловливает содержание предстоящего исследования. Один и тот же объект может быть предметом разных исследований или даже целых научных направлений. Предмет дипломной работы чаще всего либо совпадает с ее темой, либо они очень близки по звучанию. Им является некий новый (по сравнению с известными) угол зрения на исследуемый объект или его новая «проекция».

Цель дипломной работы - это то, чего хочет достичь дипломник своей исследовательской деятельностью. Она характеризует основной замысел студента при ее разработке. По своей гносеологической природе цель состоит в решении проблемы, т. е. в получении некоего нового научного знания. Формулирование цели состоит том, чтобы кратко и содержательно раскрыть искомый результат, искомое решение проблемы.

В зависимости от направленности дипломной работы целью может быть:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.115.99 (0.097 с.)