Технология социальной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология социальной работы



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа итоговой государственной аттестации по направлению подготовки 040100.62 «Социальная работа» разработана на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 521100 (040100.62) - «Социальная работа» и рекомендаций, разработанных УМО вузов Российской Федерации, а также основной образовательной программе подготовки выпускника по направлению 040100.62. - «Социальная работа». Итоговая государственная аттестация бакалавра включает государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач, и выпускную квалификационную работу.

Цель государственного (междисциплинарного) экзамена - установление степени профессиональной подготовки выпускника по использованию теоретических знаний, практических навыков и умений для решения профессиональных задач на требуемом настоящим стандартом уровне.

Программа междисциплинарного экзамена составляется вузом, главным образом, на базе программ общепрофессиональных и специальных дисциплин, определяющих в совокупности формирование профессионального облика выпускника.

Выпускная квалификационная работа бакалавра:

* должна представляет самостоятельную и завершенную разработку, в которой анализируется актуальная с точки зрения практики социальной работы тема;

* свидетельствовать о способностях автора проводить научные исследования, используя полученные в ходе освоения основной образовательной программы;

* показать умение автора кратко, логично и аргументировано излагать материал, она не должна носить чисто учебный или компилятивный характер;

* содержать обоснование выбора темы исследования, обзор опубликованной литературе по данной теме, изложение полученных результатов исследования, выводы и предложения.

В соответствии с квалификационными требованиями бакалавр должен знать:

* основные этапы и тенденции становления социальной работы как общественного института в России и за рубежом;

* понятия и категории, принципы и закономерности, формы и уровни социальной работы, специфику ее познания, прогнозирования, проектирования и моделирования;

* сущность, содержание, инструментарий, основные методы и виды технологий социальной работы;

* экономические, организационно-управленческие и ценностные аспекты социальной работы;

* основы социологического анализа;

* психологические основы социальной работы;

* основы педагогической теории и деятельности, основные формы и методы обучения и воспитания; проблемы педагогической работы в организациях, учреждениях и службах социальной работы;

* социально-медицинские основы здоровья;

* основы правового обеспечения социальной работы;

 

Бакалавр должен изучить опыт:

* практической работы в организациях, учреждениях и службах социальной защиты и обслуживания;

* организации и управления подразделениями учреждений и служб системы социальной работы;

* получения и обработки информации о системе социальной работы;

* проведения анализа и мониторинга состояния и развития объектов социальной работы;

* использования информационных технологий в органах и учреждениях социальной работы;

* участия в исследовательской работе, составления рефератов и написания адекватного уровня исследовательских работ;

 

Бакалавр должен владеть:

* основными методами социальной работы с различными группами населения и отдельными лицами;

* методами рациональной организации труда, принятия управленческих решений в органах и учреждениях социальной работы;

* методикой взаимодействия с государственными и негосударственными учреждениями и организациями, координации непосредственной контактной социальной работы, проведения консультационных мероприятий и профилактической работы с объектами социальной работы;

* методами проведения аналитической, прогнозно-экспертной и мониторинговой работы;

* основными методами психолого-педагогической деятельности;

* методами образовательно-воспитательной работы в социальных организациях и службах.

критерии оценки

Оценки «отлично» (5) заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое знание учебного программного материала, самостоятельно выполнивший все предусмотренные программой задания, глубоко усвоивший основную литературу и изучивший дополнительную литературу, рекомендованную программой, активно работавший на практических и семинарских занятиях, показавший систематический характер знаний по дисциплине, достаточный для дальнейшей учебы, а также способность к их самостоятельному пополнению, ответ отличается точностью использованных терминов, материал излагается последовательно и логично, не допускающий в ответе существенных неточностей и ошибок.

Оценки «хорошо» (4) заслуживает студент, обнаруживший достаточно полное знание учебно-программного материала, не допускающий при ответе существенных неточностей, самостоятельно выполнивший основные предусмотренные программой задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную программой, отличавшийся достаточной активностью на практических (семинарских) и лабораторных занятиях, показавший систематический характер знаний по дисциплине, достаточный для дальнейшей учебы.

Оценки «удовлетворительно» (3) заслуживает студент, обнаруживший знание основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, не отличавшийся активностью на практических (семинарских) и лабораторных занятиях, самостоятельно выполнивший основные предусмотренные программой задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную программой, однако допустивший некоторые погрешности при их выполнении и в ответе на экзамене, но обладающий необходимыми знаниями для устранения под руководством преподавателя допущенных ошибок и пробелов знаний.

Оценка «неудовлетворительно» (2) выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях или отсутствие знаний по значительной части основного учебно-программного материала, не выполнившему самостоятельно предусмотренные программой основные задания, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, не отработавшему основные практические и семинарские занятия, допускающему существенные ошибки при ответе, и который не может продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

 


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Теория социальной работы

Объект, предмет и категории теории социальной работы. Социальная работа как наука. Социальная работа как учебная дисциплина. Предмет и объект теории социальной работы. Основные категории теории социальной работы: социальная защита, социальная поддержка, социальная помощь, социальная работа, социальная политика, социальные гарантии, социальное управление, социальный работник.

Теоретические парадигмы социальной работы. Психолого-ориентированные, бихевиористские, когнитивные, гуманистические парадигмы социальной работы. Идентификация теории социальной работы как области научного знания.

Направления, уровни, формы и методы социальной работы.

Основные направления социальной работы. Федеральный, региональный, муниципальный и индивидуальный уровни социальной работы. Формы социальной работы. Методы индивидуальной работы. Методы социальной работы с группой. Методы социальной работы в общине. Биографический, организационные и педагогические методы. Социально-психологические методы.

Проблемы эффективности в социальной работе.

Понятия эффективности и эффективности социальной работы, факторы, определяющие особенности эффективности социальной работы, методы определения эффективности социальной работа, основные факторы, влияющие на эффективность социальной работы.

Объекты и субъекты социальной работы.

Субъект как носитель предметно-практической деятельности и познания в теории и практике социальной работы. Объект социальной работы. Классификация объектов в социальной работе

Принципы и закономерности социальной работы.

Методологические принципы. Организационно-распорядительные принципы. Психолого-педагогические принципы. Социально-политические принципы. Закономерности социальной работы: общая заинтересованность социального работника и клиента в конечных результатах их взаимодействия; целостность воздействия специалиста социальной работы на клиента; соответствие полномочий и ответственности специалиста; соответствие общего уровня развития специалиста задачам социальных служб.

 

История социальной работы

 

Исторические этапы становления социальной работы в России.

Основные формы помощи и взаимопомощи у славян в древнейший период

Тенденции княжеской и церковно-монастырской благотворительности в Древней Руси X-XIIIв. Становление церковно-государственных подходов помощи и поддержки в XIV – XVII вв. Развитие идей государственной помощи в период правления Петра I и его преемников. Государственно-общественная благотворительность в России (вторая половина XVIII- первая половина XIX вв.). Общественное и частное призрение в России с конца XIX-начала ХХ вв. Формирование и развитие системы социального обеспечения населения в 1917-1991 гг. Социальная политика России от «застоя» к посткоммунистическому обществу. Практика социальной работы в современных условиях.

Этапы развития социальной работы как научного знания и практики.

Становление теории социальной работы за рубежом. Тенденции формирования древнейших представлений о процессе помощи. Филантропия. Оформление христианских представлений о помощи ближнему: Апостол Павел, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Августин Блаженный, Мартин Лютер. Благотворительность. Оформление научных подходов к социальной благотворительности в Западной Европе. Пауперизм. Причины нищенства в европейских странах. Г. Мюнстерберг: основные факторы изменения жизненного сценария клиента. Научный этап становления социальной работы: М. Ричмонд, Дж. Тафт, О. Ранк. Милфордская конференция социальных работников. Диагностическая и функциональная школы. Профессионально-ориентировочный подход. Диалектико-критический подход. Диалектико-материалистический (марксистский) подход.

Оформление отечественной теории социальной работы. Тенденция древнейших представлений о процессе помощи и взаимопомощи. Оформление теоретических подходов к отечественному и частному призрению. Научная парадигма социального обеспечения и социальной работы. Индивидуальный подход. Средовой подход. Социально-деятельностный подход.

Роль милосердия и благотворительности в становлении отечественной социальной работы.

Понятие милосердия и благотворительности. Основные виды и формы благотворительной деятельности, существовавшие в различные исторические периоды. Основные благотворители и меценаты. Проблемы современной благотворительности и меценатства.

 

Технологический процесс в социальной работе. Содержание технологического процесса.

Условия технологизации. Содержание технологического процесса. Сущность и структура технологического процесса. Операция процесса. Инструментарий. Основные процедурные этапы: формирование цели воздействия, выработка и выбор способов воздействия, организация воздействия, оценка и анализ результатов воздействия. Содержание технологического процесса. Социальная проблема. Социальные противоречия. Цикличность технологического процесса.

Литература

Основная

1. Наместникова И. В. Этические основы социальной работы [Электронный ресурс]: учебник / И. В. Наместникова - М.: ЮРАЙТ, 2012. - Доступ из ЭБС " Университетская библиотека ONLINE"

Дополнительная

1. Коныгина М.Н. Профессионально-этические основы социальной работы: учеб. пособие / М.Н. Коныгина,Е.Б. Горлова. - М.: Академ. Проект, 2009.

2. Медведева Г.П. Этика социальной работы: учеб. пособие / Г.П. Медведева. - М.: Владос, 2002.

 

Семьеведение

Государственная семейная политика и механизм ее реализации.

Раскрыть сущность семейной политики на современном этапе, ее особенности. В чем состоит механизм реализации. Определить место социальной работы и социальных работников. Показать инновационные федеральные проекты решения проблем демографии, через поддержку семьи и детей.

Литература

Основная

Семьеведение [Электронный ресурс]: учебник / под. ред Е.И. Холостовой, О.Г.Прохоровой, Е.М.Черняк - М.: ЮРАЙТ, 2012. - Доступ из ЭБС "Университетская электронная библиотека ONLINE".

Дополнительная

1. Беспарточная Н.В. Семьеведение: учеб. пособие / Н.В. Беспарточная [и др. ]. - Курск, 2004.

Зритнева Е.И. Семьеведение: учеб. пособие / Е. И. Зритнева, Н. П. Клушина. - М.: Владос, 2006.

 

 

Литература

Основная

2. Фурман, Ю.В. Методика социологических исследований в социальной работе [электронный ресурс]: учеб. пособие / Ю.В. Фурман; КИСО (филиал) РГСУ. - Курск, 2010.

Дополнительная

1. Новикова С.С. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: учеб. пособие / С. С. Новикова, А. В. Соловьев. - М.: Академический проект, 2006.

 

Литература

Основная

1. Экономические основы социальной работы [Электронный ресурс]: курс лекций /сост. В.И. Свиридов. - Курск, 2012

Дополнительная

1. Воеводина Н.А. Некоммерческие организации: правовой статус, бухгалтерский учет, налогооблажение и новые возможности: практич. пособие / Н.А.Воеводина, А.Я Вяльшина, Т.Л.Ермак. – М.: Омега – Л, 2010. –170 с.

2. Экономические основы социальной работы: учеб. пособие / под ред. Е.В. Михалкиной. – М.: «Дашков и К0»; Ростов н/Д: Наука – Спектр, 2012. – 300 с.

 

Основы социальной медицины

Социальная медицина: понятия и категории.

Определить понятие «социальная медицина», раскрыть содержание, категории, сформулировать основные направления деятельности и технологии решения социально- медицинских проблем.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Сани­тарное законодательство.

Правовая основа отечественной социальной медицины. Основные положения законодательства Российской федерации о здравоохранения. Охрана здоровья населения - обязанность всех государственных органов и общественных организаций. Гарантированность общедоступной, бесплатной и квалифицированной медицинской помощи. Обязанность проведения оздоровительных и профилактических мероприятий, особой заботы о здоровье подрастающего поколения. Необходимость создания на производстве надлежащих санитарно-гигиенических условий устранения причин производственного травматизма и других факторов отрицательно влияющих на здоровье. Плановое развитие сети учреждений здравоохранения, а также мероприятий по оздоровлению внешней среды. Санитарная охрана водоёмов, почвы и атмосферы воздуха. Развитие науки и подготовка научных кадров. Установление общесоюзных санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм. Разрешение допуска к медицинской и фармацевтичесокой деятельности лиц получивших специальную подготовку в соответствующих высших и средних учебных заведениях. Регламентация деятельности различных органов и служебных органов здравоохранения. Правовое обеспечение диспансеризации и бесплатное лечение некоторых категорий больных. Организация санитарно-курортного лечения. Экономика здравоохранения. Управление органами и службами здравоохранения в России. Финансирование органов здравоохранения. Показатели учета работы медицинских учреждений, характер отчетности. Методы оценки эффективности программ и мероприятий в области здравоохранения. Планирование и организация здравоохранения в Российской Федерации. Изучение потребности населения в поликлинической и стационарной помощи в разных регионах.

Здоровье как социальная ценность. Факторы, влияющие на здоровье.

Здоровье как эквивалент общественных ценностей и критерий нравственной состоятельности общества. Показатели здоровья. Распространенность различных классов заболеваний в детском, подростковом и взрослом возрасте Значение социальных факторов профилактики, диагностики и лечения болезней в нашей стране. Раскрытие фундаментальных (сущностных) связей между понятиями общественное здоровье и здоровое общество Факторы, влияющие на здоровье индивида. Биологические факторы. Факторы среды. Социально-экономические и медицинские факторы. Социальная обусловленность здоровья. Понятие о психическом здоровье нации, его критерии. Критерии здоровья индивида. Понятие о норме, болезни и предболезни. Проблемы хронобиологии и хрономедицины. Биологические ритмы человека, их возрастные особенности. Влияние десинхронозов на здоровье, их профилактика.

.Основные направления в организации социально-медицинской помощи.

Основные направления деятельности и технологии решения социально-медицинских проблем.социально-медицинские учреждения, оказывающие помощь населению, ЦСО, Хоспис, психоневрологические диспансеры. Раскройте их назначение и содержание деятельности

Социальная геронтология

Социальная геронтология: сущность и направления исследования.

Социально-гигиенические, социологические и демографические вопросы старости и старения. Понятие, содержание, задачи, актуальные проблемы современной геронтологии. Геронтологическая государственная политика, правовые вопросы геронтологии. Специфика социальной работы с населением пожилого и старческого возраста.

 


 

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Социальная экология

 

Экологические проблемы в социальной работе и пути их решения. Взаимосвязь социальной работы и социальной экологии. Экология и здоровье. Экология общения. Экология души. Экологический подход в теории социальной работы.

Особенности социальной экологии.

Понятие «социальная экология», ее содержание виды, направления.

Литература

Основная

1. Горелов, А.А. Социальная экология [Электронный ресурс]: учебник / А.А. Горелов. - М.: Флинта, 2008. -604 с. - Доступ из ЭБС "Университетская электронная библиотека ONLINE"

Дополнительная

1. Малофеев В.И. Социальная экология: учеб. пособие / В.И. Малофеев.- М.: Дашков и К, 2004.

 

Социальное страхование

 

Пенсионное обеспечение

Система пенсионного обеспечения в России и сущность ее реформирования.

Понятие пенсионного обеспечения. Виды и формы пенсионного обеспечения в РФ и их источники. Реформирование системы пенсионного обеспечения.

Опыт современной деятельности пенсионных организаций и учреждений.

Понятие пенсионного страхования. Субъекты обязательного пенсионного страхования. Правовое положение Пенсионного фонда РФ. Средства Пенсионного фонда, их расходование. Бюджет и управление Пенсионным фондом РФ. Состав правления ПФР и его функции.

Понятие негосударственного пенсионного фонда. Правовое положение негосударственных пенсионных фондов, их создание, регистрация и лицензирование деятельности. Правила негосударственного пенсионного фонда. Понятие и содержание пенсионного договора. Деятельность Инспекции негосударственных пенсионных фондов.

 

Социальная безопасность

 

Социальная безопасность: понятие, содержание, принципы и функции.

Понятие «социальная безопасность», основные принципы социальной безопасности. Принцип последовательности. Принцип гуманизма. Принцип толерантности. Принцип универсальности. Принцип адресности.Функции социальной безопасности на уровне индивида и государства.Организационная функция. Прогностическая функция. Превентивная функция.

Основные направления, виды и способы обеспечения социальной безопасности.

Основные направления, виды и способы обеспечения социальной безопасности. Место и роль социальной работы в обеспечении социальной безопасности на уровне государства и индивида


Перечень вопросов к государственному (междисциплинарному) экзамену

1. Объект, предмет и категории теории социальной работы.

2. Теоретические парадигмы социальной работы.

3. Направления, уровни, формы и методы социальной работы.

4. Проблемы эффективности в социальной работе.

5. Объекты и субъекты социальной работы.

6. Принципы и закономерности социальной работы.

7. Исторические этапы становления социальной работы в России.

8. Этапы развития социальной работы как научного знания и практики.

9. Роль милосердия и благотворительности в становлении отечественной социальной работы.

10. Сущность, принципы и основные понятия технологии социальной работы.

11. Технологический процесс в социальной работе. Содержание технологического процесса.

12. Методы в социальной работе и их классификация.

13. Особенности реализации социальной диагностики.

14. Социальная профилактика как технология социальной работы.

15. Особенности реализации социальной адаптации.

16. Социальная терапия в практике социальной работы.

17. Социальная реабилитация: сущность и содержание.

18. Технология консультирования и посредничества в социальной работе.

19. Технология социальной работы с пожилыми гражданами.

20. Технология социальной работы с мигрантами.

21. Технология социальной работы с безработными.

22. Новаторство в технологии социальной работы.

23. Опыт технологической деятельности в системе социальной работы в России.

24. Применение технологий в практике работы социальных служб за рубежом.

25. Профессионально значимые ценности социальной работы, их сущность и типология.

26. Профессионально-этические требования к личности социального работника.

27. Особенности этического кодекса социальной работы.

28. Государственная семейная политика и механизм ее реализации.

29. Специфика исследований в социальной работе.

30. Основные виды и методы научного исследования в социальной работе.

31. Система показателей статистики в области социальной работы.

32. Социальные гарантии, льготы и выплаты и особенности их предоставления.

33. Экономические основы деятельности организаций, учреждений и служб социального обслуживания.

34. Социальная медицина: понятия и категории.

35. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Сани­тарное законодательство.

36. Здоровье как социальная ценность. Факторы, влияющие на здоровье.

37..Основные направления в организации социально-медицинской помощи.

38. Функции, виды и формы социального прогноза.

39. Основные методы социального прогнозирования.

40. Технология разработки социального проекта.

41. Социальное моделирование в социальной работе.

42. Правовые основы социальной работы в современном обществе.

43. Правоотношения в сфере социального обеспечения.

44. Принципы, структура, функции и методы управления в социальной работе.

45. Основные проблемы мотивации труда в социальной сфере.

46. Особенности менеджмента в организации управления системой социального обслуживания.

47. Система управления социальной работой в Российской Федерации.

48. Сущность, основные принципы и основные категории социальной политики.

49. Социальная политика в системе общественных отношений.

50. Основные парадигмы и приоритеты социальной политики в России и за рубежом

51. Понятии, факторы, структура и типология конфликтов в социальной работе.

52. Конфликты, компромиссы и консенсусы в системе социальной работы.

53. Социальная геронтология: сущность и направления исследования.

54. Экологические проблемы в социальной работе и пути их решения.

55. Особенности социальной экологии.

56. Понятие, виды, принципы, организационные основы обязательного и добровольного социального страхования

57. Пособия по социальному страхованию.

58. Система пенсионного обеспечения в России и сущность ее реформирования.

59. Опыт современной деятельности пенсионных организаций и учреждений.

60. Опыт современной социальной работы с семьей

61. Особенности методики социальной работы с детьми.

62. Особенности методики социальной работы с молодежью.

63. Методика социальной работы с людьми, имеющими ограниченные возможности и особые нужды.

64. Особенности методики социальной работы с девиантными категориями граждан и находящимися в социально-опасном положении.

65. Методика социальной работы среди отбывающих и отбывших наказание.

66. Опыт деятельности органов социальной защиты населения с бездомными.

67. Специфика социальной работы в сфере образования.

68. Специфика методики социальной работы в организациях и учреждениях здравоохранения.

69. Опыт современной социальной работы в сфере производства.

70. Основные направления социальной работы в армии.

71. Социальная безопасность: понятие, содержание, принципы и функции.

72. Основные направления, виды и способы обеспечения социальной безопасности.

 


 

 

Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Выпускная квалификационная работа (дипломная работа) по социальной работе является одним из видов выпускной квалификационной работы студента на завершающем этапе его обучения. Она является самостоятельным научным исследованием, позволяющим студенту реализовать свои знания и профессиональную подготовку, полученные в процессе его обучения в университете.

Исследуемая студентом в дипломной работе проблема может собой представлять либо разработку и обоснование одного из путей (направлений) функциональной деятельности, либо теоретическое обоснование, уточнение (углубление) понимания сущности и содержания одного из актуальных явлений социальной работы, либо историко-социодогический анализ различных подходов к явлению и т.д.

Выбор темы дипломной работы осуществляется на третьем году обучения студента, а защита ее - в конце четвертого, в процессе Государственной аттестации.

Учитывая, что дипломная работа выступает квалификационной работой выпускника факультета социальной работы, основы теоретико- методологического исследования взяты из научно-методических рекомендаций, предъявляемых к соответствующим диссертациям. В частности характеристика основных компонентов научною аппарата дипломной работы, их сущность и содержание раскрыты, опираясь на работу рекомендованную ВАК России. Требования, предъявляемые к диссертациям намного выше, чем к дипломной работе. Однако они позволяют наиболее точно определить основные требования к научному аппарату дипломной работы, более предметно и грамотно ориентировать дипломника на осмысление существа исследовательской работы на уровне диплома. Такая работа поможет выпускнику увидеть перспективы научной работы и более грамотно определиться на перспективы последующей научной деятельности на уровне диссертации.

ВЫБОР ТЕМЫ И РАЗРАБОТКА ПЛАНА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Тема дипломной работы определяется либо самим студентом, что наиболее целесообразно, либо рекомендацией преподавателя, либо совместно студентом и преподавателем. Как правило, это результат научного и практического интереса студента, складывающегося в процессе его обучения в университете.

Правильный выбор темы дипломной работы имеет большое значение. Она определяет отношение и заинтересованность студента к исследованию выбранной проблемы. Ведь ему заниматься выбранной темой почти год, а иногда и больше.

Тема дипломной работы может иметь историческую, теоретическую, практико-ориентироваиную (прикладную) либо сравнительную (исследование проблемы социальной работы других стран) направленность.

Приведем конкретные примеры формулирования возможных тем по социальной педагогике:

а) исторические темы - в таких дипломных работах исследуются истоки зарождения опыта социально-практической деятельности, развитие идей социальной работы, анализируется и обобщается исторический опыт социально-практической деятельности по решению определен! 1ых проблем, социально-практическое наследие отечественных и зарубежных авторов и др. В отличие от диссертационных работ темы дипломных исследований ориентированы на более короткий исторический период времени, на анализ социально-ориентированных взглядов автора по материалам определенных публикаций, либо по отдельным проблемам. Примерами таких тем могут быть:

«Становление и развитие социальной работы в России в конце XIX - начале XX веков»;

«Развитие теории и практики перевоспитания несовершеннолетних в 20- 30-е годы в России» и др.

б) теоретические темы - в подобных работах исследуются само социальное явление, его содержание, особенности проявления, динамика развития, воспитания, факторы, влияющие на него, возможности управления процессом (влияния на процесс), а также анализ существующего опыта социально-практической деятельности; разработка социальной модели управления каким-либо процессом и т.д. К таким темам можно отнести:

«Социальная благотворительность в истории социальной работы России»

«Индивидуально-коррекционное развитие и социальное воспитание детей... лет с ДЦП»;

«Игротерапия в социальном развитии детей...» и др.

в) прикладные темы - такие дипломные работы являются логическим продолжением теоретических исследований, по отношению к которым они носят вспомогательный характер разработки. Их задача непосредственное обслуживание практики социальной деятельности. Результатом таких дипломных работ являются уточнение социальных технологий, разработка методических рекомендаций, частной методики использования определенных методов, средств в решении какой-либо социальной проблемы, инструкции и т.д. Примерами подобных тем могут быть:

«Технологии групповой работы в социальной практике»

«Консультирование в социальной работе»

«Компьютерное обеспечение деятельности ЦСО» и др.

г) сравнительные темы по социальной работе - такие работы ориентированы на изучение и анализ опыта социальной работы в других странах и возможности адаптации его наиболее перспективных достижений к отечественным условиям. Например:

«Подготовка социальных работников в...»;

«Производственная практика в подготовке социальных работников в...»;

«Социальная работа с безнадзорными детьми в...»;

и др.

В то же время следует подчеркнуть, что иногдавыбранnasiтема может быть не обоснована, т.е. исследование ее не может быть обеспечено, например:

• объем исследовательской работы, по которой требуется усилий, превышающих возможности одного исследователя;

• исследование нуждается в 'эксперименте, который в силу обстоятельств нельзя осуществить;

• решение проблемы еще не подготовлено ходом развития науки.

Как показывает практика, чаще всего темой дипломной работы студента становится проблема, разрабатываемая им в ходе курсовой работы по основной (теория или технология социальной работы) или дополнительной (социальный работник но работе с определенной категорией людей) специальности. Возможны следующие варианты выбора темы дипломной работы студентом (см. схему 1):

1. Студент работал ранее с преподавателем в процессе подготовки и защиты курсовой работы, либо по одной из проблем в период практики и обращается к нему с просьбой продолжить совместную деятельность по теме диплома. Преподаватель, согласившись быть научным руководителем студента, анализирует название предложенной им темы и при необходимости помогает ее уточнить. Затем студент пишет заявление на имя заведующего кафедры об утверждении темы и научного руководителя,

2. Студент определяет для себя направление, по которому он хотел бы разрабатывать тему дипломной работы, и самостоятельно обращается к преподавателю, научные интересы которого связаны с выбранной проблематикой, с просьбой о научном руководстве. В этом случае, при согласии о научном руководстве, преподаватель помогает студенту сформулировать тему дипломной работы. Далее студент пишет заявление на имя заведующего кафедрой, как и в предыдущем случае.

3. Преподаватель, зная интересы и исследовательские возможности студента, предлагает ему проблему для темы дипломной работы и с его согласия представляет предложения для утверждения темы научного руководи теля соответствующей кафедре.

г

4. Кафедра занимается исследованием заказной или инициативной темы, в рамках которой разрабатываются проблемы, которые вполне могут быть под силу исследовательской деятельности студента. Они и предлагаются студентам с учетом их научных интересов и индивидуальных возможностей как исследователей. Такое предложение может следовать от кафедры преподавателю и через него студенту.Студент определяет для себя направление, по которому он хотел бы разрабатывать тему дипломной работы, но не знает, к кому обратиться с просьбой быть его научным руководителем. В этом случае он обращается к заведующему кафедрой, на которой эта проблема рассматривается, с просьбой или заявлением о том, что он хотел бы разрабатывать дипломную работу по выбранному им направлению. Кафедра принимает решение о том, кому поручить научное руководство студентом в его работе по данной проблеме. Преподаватель, которому поручено научное руководство, совместно со студентом определяет тему дипломной работы. Далее студент действует установленным порядком для утверждения темы и научного руководителя.

5. Студент не проявляет инициативы но выбору темы. К сожалению, такие факты гоже имеют место. В этом случае либо заведующий кафедрой по личной инициативе или по просьбе декана факультета приглашает студента для беседы, либо декан факультета приглашает студента для беседы но теме дипломной работы. Во время такой беседы с заведующим кафедрой или деканом факультета определяется направление, тема или дается рекомендация, с кем из преподавателей следует студенту встретиться и посоветоваться по выбору темы.

Научный руководитель. Важная роль в обеспечении качества подготовки дипломной работы выпускников принадлежит научному руководителю. Его деятельность направлена на обеспечение выхода выпускника на качественно новый уровень, уровень систематизации результата своего обучения, подготовки дипломной работы - первою самостоятельного научного исследования. Это специальная, интеллектуальная деятельность профессионала-ученого по руководству деятельностью молодого исследователя. Она, эта деятельность научного руководителя, имеет свое содержание, последовательность и трудности, требует специального времени и кропотливого груда. Не случайно на научное руководство предусматривается регламентируемое вузом время.

Обсудив понимание студентом выбранной или рекомендованной для него темы дипломной работы, научный руководитель:

• выясняет понимание студентом темы дипломной работы и что ему предстоит исследовать;

• определяет основные этапы работы над темой дипломной работы;

• определяет порядок взаимодействия в процессе работы студента над темой дипломной работы;

• оказывает помощь дипломнику:

- в составлении плана-графика (индивидуального графика подготовки и защиты дипломной работы). Это план работы студента по разработке диплома, подготовке его к защите и защите. Он определяет во вре



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.205.223 (0.132 с.)