Принцип активности и сознательности учащихся в обучении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принцип активности и сознательности учащихся в обучении



Одной из целей обучения является формирование у учащихся адекватного отношения к окружающей действительности и соответствующих убеждений. Известно, что только те знания становятся убеждениями, которые усвоены сознательно.

В процессе школьного обучения мы не только формируем знания, но и развиваем мыслительную деятельность учащихся. Это достигается применением методов и приемов, активизирующих познавательную деятельность школьников, расчленением сложного материала на части, выделением главного, синтезом целого из частей, варьированием материала и т.д. Основными признаками сознательного усвоения знаний является умение облекать эти знания в правильную речевую форму, положительное и заинтересованное отношение учащихся к изучаемому материалу, степень самостоятельности в процессе обучения.

Реализация этого принципа способствует более интенсивному развитию школьника.

Особая роль в сознательном и активном усвоении знаний при-надлежит интересу (Н.Г. Морозова), который может сопровождать не только изучение данного материала, но и сам процесс обучения, познания.

Принцип прочности усвоенных знаний, умений и навыков

Принцип прочности означает способность учащихся при необ­ходимости воспроизвести изученное и воспользоваться соответствующими знаниями в практической деятельности.

Прочность заключается не только в хорошем запоминании, но и в умении воспользоваться этим в нужный момент. Прочными становятся те знания, в которых школьники испытывают нужду и потребность, которые могут применить в своей практической деятельности.

Реализации данного принципа способствует систематическое и вариативное повторение материала, использование системы спе­циальных упражнений, включение различных форм самостоятель­ной работы учащихся, применение сформированных знаний и умений на практике. Такая работа формирует интерес к процессу обучения в целом.

Развитие и изменение характера общественных отношений, достижения науки и педагогической практики влекут за собой как появление новых принципов, отвечающих требованиям современ­ности, так и изменение содержания традиционных принципов.

Вопросы и задания к главе "Специальные задачи вспомогательной школы и пути их осуществления»

1. Каковы задачи специальных коррекционных школ VIII вида?

2. Охарактеризуйте школьное обучение умственно отсталых детей сегодня. Сравните его с обучением во вспомогательной школе времен А.Н. Граборова.

3. Как реализуются идеи интеграции в обучении умственно отсталых детей в России на современном этапе?

4. Что такое принципы обучения?

5. Какие факторы определяют наличие и содержание тех или иных принципов обучения на разных этапах развития общества?

6. Сравните принципы обучения во вспомогательной школе, представ
ленные в работе А.Н. Граборова, с принципами, на которых строится
обучение в современных специальных школах VIII вида.

7. Раскройте взгляды А.Н. Граборова на роль наглядности в процессе]
формирования понятий и познания окружающего мира.

8. Охарактеризуйте роль интереса в современном процессе обучения
умственно отсталых учащихся. Уделял ли внимание А.Н. Граборов
своей работе формированию интересов у школьников?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Дефектологический словарь. / Гл. ред. А.И. Дьячков и др. М.,
1970.

2. Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. СПб.,
1996.

3. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у
аномальных детей. М.: Просвещение, 1969.

4. Специальная педагогика. / Под ред. Н.М. Назаровой. М.: Ака­демия, 2001.

5. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. /
Под ред. Б.П. Пузанова. М.: Академия, 2001.

6. Шипицына Л.М., Рейсвейк ван К. Навстречу друг другу: пути
интеграции. СПб., 1998.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.47 (0.003 с.)