Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современные дополнения и комментарии к главеСтр 1 из 7Следующая ⇒
«Педагогическая характеристика умственно отсталого ребенка» К умственно отсталым относят детей со стойким, необратимым нарушением всей психики, преимущественно познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный характер. Особенность дефекта при умственной отсталости - нарушение высших психических функций: отражательной способности мозга, регуляции поведения и деятельности. Это выражается в нарушении познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления, внимания, речи). Страдают также эмоционально-волевая сфера, моторика и личность в целом. Умственная отсталость не приводит к равномерному изменению у ребенка всех сторон психической деятельности. Наблюдения и данные экспериментальных исследований позволяют говорить о том, что одни психические процессы оказываются у них нарушены более резко, другие остаются относительно сохранными. Этим в определенной мере обусловлены существующие между детьми индивидуальные различия, обнаруживающиеся и в познавательной деятельности, и в личной сфере. В настоящее время изменилось разделение умственно отсталых детей по степени выраженности дефекта. В России отказались от терминов «дебил», «имбецил», «идиот», которыми пользовались в течение почти ста лет. В соответствии с Международной классификацией сейчас говорят о детях с легкой, умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью. Дети с легкой умственной отсталостью и значительная часть детей с умеренной умственной отсталостью обучаются по программам специальной (коррекционной) школы VIII вида в специальных школах, специальных школах-интернатах, специальных классах или в домашних условиях. Дети с более выраженной умеренной и тяжелой умственной отсталостью учатся по облегченным программам. Глубоко умственно отсталые дети обычно находятся в специальных интернатах госпитального типа. Они не учатся, но воспитываются. Диагноз «умственная отсталость» определяется психолого – медико - педагогической комиссией. При обследовании ребенка используются различные методы, в том числе и тесты, результаты которых имеют не решающее, но дополнительное значение. Кроме классификации, основанной на степени выраженности дефекта, можно по прогнозу дальнейшего продвижения детей в развитии разделить умственно отсталых детей на олигофренов (непрогредиентное состояние) и не олигофренов (прогредиентное состояние).
Дети - олигофрены являются наиболее изученной группой и преобладающим контингентом специальной школы VIII вида. Они классифицируются по качественному своеобразию структуры дефекта (М.С. Певзнер). Часть умственно отсталых детей, имеющих сложные дефекты развития, официально получают статус инвалидов. Политика нашего государства в отношении инвалидов в последние годы претерпела существенные изменения. С принятием Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в нашей стране введено понятие «инвалид», основанное на международных подходах. В настоящее время инвалидность связывается с ограничением не только трудоспособности, как было раньше, но и жизнедеятельности человека. По различным проблемам психологии умственно отсталых детей к началу XXI века в России и в странах, ранее входивших в состав СССР, проведено большое количество разноплановых исследований. Психолого-педагогические особенности умственно отсталых детей и подростков описаны в работах С.Д. Забрамной, В.И. Лубовского, С.Я. Рубинштейн, М.С. Певзнер, В.Г. Петровой, Ж.И. Намазбаевой (Алма-Ата), Н.М. Стадненко (Киев), Т.А. Процко (Минск), Ж.И. Шиф и др. Это дало возможность значительно расширить и дополнить те сведения, которые приводит А.Н. Граборов как в отношении познавательной деятельности, так и в плане формирования личности умственно отсталых детей. Вопросы и задания к главе «Педагогическая характеристика умственно отсталого ребенка» 1. Какие дети относятся к категории «умственно отсталые»? 2. Раскройте понятие «умственная отсталость» с современной точки 3. Как изменилась классификация умственно отсталых детей по степени 4. Перечислите группы умственно отсталых детей, различающиеся по степени выраженности дефекта, которые выделяют в настоящее время. Какие еще классификации умственно отсталых детей вы знаете? Какие критерии лежат в их основе?
5. Какие дети обучаются в специальных коррекционных школах VIII вида? Какие дети обучались во вспомогательной школе? 6. Как изменялось отношение к тестам, используемым при психолого-педагогическом обследовании детей и в процессе контроля знаний, oт постановления ЦК ВКП(б) 1936 г. «О педологических извращениях системе Наркомпросов» до наших дней? РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Диагностика и консультирование / Под ред. И.Ю. Левченко С.Д. Забрамной. М., 2003. 2. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию. М., 1995. 3. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). М., 1978. 4. Намазбаева Ж.И. Некоторые особенности личности учащихся 5. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной 6. ПевзнерМ.С., Лубовский В.И. Динамика развития детей-олигофренов. М., 1963. 7. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. М., 2002. 8. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника М., 1986. 9. Стадненко Н.М. Особенности мышления учащихся вспомогательной школы. Киев, 1980.
Глава 2 СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.255.162 (0.005 с.) |