Анализ состава и динамики прибыли организации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ состава и динамики прибыли организации.



Анализ распределения и использования прибыли организации. Анализ внутренних темпов роста организации.

Под распределением прибыли понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Та часть прибыли, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей, регулируется законодательством. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, распределяется и используется им самостоятельно.

В бюджеты разных уровней предприятиями из прибыли за отчетный период уплачиваются в виде налогов и других обязательных платежей налог на недвижимость, прибыль на доходы, игорный бизнес и др., и из остающейся чистой прибыли до налогообложения взимается налог на прибыль по ставке 24%. Полученная прибыль после налогообложения может распределяться по фондам или фиксироваться в виде нераспределенной прибыли.

Если предприятие решит создать фонды (фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд) то механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства. Чистая прибыль предприятий направляется: на финансирование НИОКР, а также работ по созданию, освоению и внедре­нию новой техники; на совершенствование технологии и организации производства; на модернизацию оборудования; улучшение качества продукции; техническое перевооружение, реконструкцию действующего производства; пополнение собственных оборотных средств. Кроме того, она направляется на уплату процентов по кредитам, полученным на восполнение недостатка собственных оборотных средств, на приобретение основных средств, а также уплату процен­тов по просроченным и отсроченным кредитам, выкуп собственных акций, сумм покрытия убытков предприятия, погашения облигаций, увеличения уставного фонда, штрафов, пени, неустойки, присужденные судом и т.п.

Наряду с финансированием производственного развития прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, направ­ляется на поощрение работников, удовлетворение потребительских и социальных нужд, расчеты с учредителями, на благотворительные нужды и т.п. Формирование и распределение прибыли сопряженные процессы.

По характеру налогообложения прибыли выделяют налогооблагаемую прибыль и прибыль, не подлежащую налогообложению (прибыль используемая на мероприятия по: ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проведения природоохранных и противопожарных мероприятий и т.д.). Такое деление прибыли играет важнейшую роль в формировании налоговой политики предприятия, так как позволяет оценивать альтернативные хозяйственные операции с позиций конечного их эффекта.

Общий финансовый результат хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете определяется на счете прибылей и убытков путем подсчета и балансирования прибылей и убытков за отчетный период (от обычной деятельности ( реализации продукции), прибыль, отражающая операционные доходы и расходы, прибыль от внереализационных операций). Хозяйственные операции на счете прибылей и убытков отражаются по накопительному принципу, т.е. нарастающим итогом с начала отчетного периода.

Определяющие факторы роста

В соответствии с формулой корпорации Дюпон рентабельность собственного капитала ROE может быть разложена на различные компоненты:

= (5.6)

Эта формула устанавливает взаимосвязь между рентабельностью собственного капитала и основными финансовыми показателями предприятия: чистой рентабельностью продаж (ROS), оборачиваемостью активов (TAT) и мультипликатором собственного капитала (equity multiplier, ЕМ).

Тогда из модели Хиггинса (формулы5.4 или 5.5) следует, что все, что увеличивает ROE, будет оказывать аналогичное влияние на значение коэффициента устойчивого роста. Нетрудно заметить, что увеличение коэффициента реинвестирования будет давать такой же эффект.

Отсюда следует вывод, что способность предприятия к устойчивому росту зависит напрямую от четырех факторов:

1. Чистая рентабельность продаж (показывает производственную эффективность).

2. Дивидендная политика (измеряется коэффициентом реинвестирования).

3. Финансовая политика (измеряется финансовым рычагом).

4. Оборачиваемость активов (показывает эффективность использования активов)

При этом если предприятие не желает выпускать новых акций и ее чистая рентабельность продаж, политика выплаты дивидендов, финансовая политика и оборачиваемость активов неизменны, то существует только один возможный коэффициент роста.

Коэффициент устойчивого роста используется для:

· расчета возможностей достижения согласованности различных целей предприятия,

· определения осуществимости запланированного темпа роста.

Если объемы продаж растут большими темпами, чем рекомендует коэффициент устойчивого роста, то предприятие должно увеличить следующие показатели: чистую рентабельность продаж, оборачиваемость активов, финансовый рычаг, коэффициент реинвестирования; либо выпустить новые акции.

 

 


Анализ состава и динамики прибыли организации.

Прибыль характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятия. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости, возможностей удовлетворения интересов инвестора. Она характеризует стоимостную оценку увеличения производственных возможностей предприятия за отчетный период.

В составе прибыли за отчетный период () учитывается прибыль от всех видов деятельности. Прибыль за отчетный период включает:

Прибыль от обычных видов деятельности , исчисленную путем вычета из общей суммы выручки от реализации этой продукции (работ, услуг) налогов и отчислений, уплачиваемых из выручки от реализации и затрат на производство и реализацию, включаемых в себестоимость.

О бычная деятельность (ordinary activities) — любая деятельность, осуществляемая предприятием как часть своего бизнеса, и такие относящиеся к ней виды деятельности, которые осуществляются впоследствии, присущи или возникают в результате обычной деятельности.

Чрезвычайная деятельность (extraordinary items) — доходы или расходы, возникающие в результате событий или операций, которые можно четко отделить от обычной деятельности предприятия и которые не происходят часто или регулярно.

Обычная деятельность, в свою очередь, подразделяется на операционную и другую (финансовую и инвестиционную).

Операционная деятельность – это основная деятельность предприятия, а также другие виды деятельности, не являющиеся инвестиционной или финансовой деятельностью. К основной деятельности относят операции, связанные с производством или реализацией продукции (товаров, услуг), которые являются определяющей целью создания предприятия и обеспечивают основную долю его дохода. Расходы, связанные с основной деятельностью, различают по функциям – производство, управление, сбыт и др. Финансовый результат от операционной деятельности определяется как алгебраическая сумма валовой прибыли (убытка), другого операционного дохода, административных расходов, расходов на сбыт и других операционных расходов.

Другая деятельность предприятия разделяется на инвестиционную и финансовую. Инвестиционной деятельностью считают приобретение и реализацию тех внеоборотных активов, а также тех финансовых инвестиций, которые не являются составной частью эквивалентов денежных средств.

Под финансовой деятельностью понимают деятельность, которая приводит к изменениям размера и состава собственного и заемного капитала предприятия.

Прибыль (убыток) от обычной деятельности до налогообложения определяется как алгебраическая сумма прибыли (убытка) от основной деятельности, финансовых и других доходов (прибылей), финансовых и других расходов (убытков);

прибыль (или убытки), отражающие операционные доходы и расходы ()

прибыль, отражающую внереализационные доходы и расходы (), т.е. результаты внереализационных операций.

прибыль от чрезвычайной деятельности ().

Прибыль за отчетный период равна:

= + + + , (11.1)

В связи с тем, что подавляющую часть прибыли за отчетный период (85—97%) предприятия получают при реализации товарной продукции от обычных видов деятельности, этой части прибыли должно быть уделено главное внимание.

В процессе анализа используются различные экономические показатели, характеризующие прибыль. Среди них, помимо приведенных выше показателей , , , , с учетом требований МСФО можно выделить:

· валовую прибыль (), представляющую собой выруч­ку от реализации за вычетом себестоимости продукции. В расчет этого показателя в соответствии с международной практи­кой не включаются коммерческие и уп­равленческие расходы;

· чистую прибыль до налогообложения - , (EBT);. Это валовая прибыль, уменьшенная на величину расходов, непосредственно не связанных с выпуском продукции (налоги);

· чистую прибыль после налогообложения - . Понятие чистой прибыли после налогообложения составляет прибыль, остающуюся в распоря­жении предприятия;

· нераспределенную прибыль . Нераспределенная прибыль (с начала ее формирования) представляет собой прибыль предприятия за вычетом различных убытков, выплат по дивидендам и прибыли, трансформированной в авансированный (вложенный) капитал.

· операционную прибыль, прибыль до выплаты процентов и налога на прибыль (EBIT).

Анализ прибыли рекомендуется проводить в определенной последовательности. Прежде всего, прибыль за отчетный период анализируют по ее составным элемен­там, главным из которых является прибыль от обычных видов деятельности. Затем анализируются укрупненные факторы изменения прибыли от выпуска товарной продукции. Важным в этой системе будет анализ технико-экономических факторов снижения (повышения) затрат на отдельные виды товарной продукции, изменения объема и структуры реализации, изменения уровня цен на реализованную продукцию. Наряду с этим проводится анализ изменения прибыли отражающие операционные и внереализационные доходы и расходы.

Задачи анализа состава и динамики прибыли следующие:

· изучение особенностей формирования прибыли в отчетном периоде;

· исследование динамики изменения прибыли;

· выявление и количественное обоснование факторов влиявших на изменение прибыли;

· анализ распределения прибыли;

· выявление резервов и оценка возможностей увеличения прибыли.

Источником информации при анализе прибыли являются: форма 2 «Отчет о прибылях и убытках»; сведения по счетам аналитического бухгалтерского учета 68, 84, 90, 91, 92, 99; плановые показатели из бизнес-плана предприятия. Для анализа состава и динамики прибыли за отчетный период составляется таблица, в которой отражаются сведения о величине прибыли за базовый и отчетный период в разрезе ее составных частей. Рассчитывается изменение абсолютных значений и удельный вес каждого вида прибыли в составе прибыли за отчетный период

Состав и динамики прибыли за отчетный период

Показатель Базовый период Отчетный период Изменения
Сумма, млн. руб. Уд. вес, % Сумма, млн. руб. Уд. вес,% Суммы, млн. руб Уд. Вес, %
Прибыль от обычных видов деятельности() 837,0 86,2 940,0 82,0 + 103,0 58,9
При­быль (или убытки), отражающие операционные доходы и расходы () 100,0 10,3 150,0 13,1 + 50,0 28,6
Прибыль, отражающая внере­ализационные доходы и расходы () 34,0 3,5 56,0 4,9 + 22,0 12,5
Прибыль за отчетный период () 971,0 100,0 1140,0 100,0 + 175,0 100,0
               

Анализ следует проводить в условиях приведения величин прибыли за базовый и отчетный период в сопоставимый вид, т.е. с учетом влияния инфляции. Для этого, перед тем как проводить расчет прибыли, которая рассчитывается как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг), т.е. доходами от обычных видов деятельности (без НДС, акцизов, которые не являются доходами) и затратами на ее производство и реализацию, выручка корректируется (уменьшается) на величину индекса роста цен, а затраты на величину роста цен по элементам себестоимости.

Подавляющую часть прибыли за отчетный период (85—97%) предприятия получают при реализации товарной продукции от обычных видов деятельности, и сокращение ее доли должно вызвать внимание аналитика – случайное это событие, или сложилась какая-то определенная тенденция. Для этого рекомендуется выполнить анализ динамики состава прибыли за отчетный период за несколько отчетных периодов (не менее трех). Если будет выявлена устойчивая тенденция снижения доли прибыли от обычных видов деятельности, необходимо, в первую очередь, изучить организацию планирования прибыли по видам деятельности, проанализировать структуру этих видов. Тот факт, что в отчетном периоде наблюдается такое значительное отклонение от базового (планового) периоде требует обратить особое внимание на качество планирования, в том числе по видам деятельности. Необходимость в подобных действиях вызывается тем, что каждый вид деятельности требует своих методов управления прибылью.

Если величина прибыли отклонилась в любую сторону от плана (любое отклонение от плановых значений факт нежелательный, так как он показывает, что само планирование было недостаточно эффективным), этот анализ позволит выявить причины этого отклонения, и принять необходимые меры для предупреждения этих отклонений в будущем.

На величину прибыли от обычных видов деятельности, которая соответствует прибыли от реализации продукции (работ, услуг), влияют следующие факторы:

Изменение объема реализации продукции (работ, услуг) влияет на массу (сумму) прибыли, получаемую предприятием.

Структура товарной продукции может оказывать положительное и от­рицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличе­нию прибыли.

Затраты на производство (себестоимость) продукции один из главных факторов влияющих на изменение прибыли. Снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

Аналогичным образом влияет на сумму прибыли изменение цен, по которой реализуется продукция. При их увеличе­нии сумма прибыли возрастает.

Выполняя анализ влияния этих факторов на сумму прибыли, используют способ цепной подстановки, который позволяет рассчитать влияние каждого из этих факторов на величину прибыли. Для анализа предварительно формируют данные по базовому (плановому) и отчетным периодам (табл. 11.2).

Таблица 11.2.

Сведения для расчета влияния факторов на величину прибыли

Показатель Базовый период Данные базового периода, пересчит. на объем реализации отчетного периода (факт) Отчетный период
Объем реализации продукции (работ, услуг)- 5424,0 5481,0 6404,0
Затраты на производство (себестоимость) продукции – 4453,0 4497,0 5264,0
Прибыль от реализации продукции – 971,0 984,0 1140,0

В гр. «данные базового периода, пересчитанные на объем реализации отчетного периода», показатели рассчитываются следующим образом: - фактический объем реализации продукции отчетного периода в натуральном выражении умножается на цену по плану; - затраты на единицу реализации продукции по плану умножаются на фактический объем реализации продукции отчетного периода в натуральном выражении; = - , где и из гр. «данные базового периода, пересчитанные на объем реализации отчетного периода».

При анализе влияния изменения прибыли за счет изменения «объема реализациипродукции (работ, услуг)» исходим из предположения, что при уменьшении/увеличении объема реализации пропорциональноизменяется и прибыль, получаемая предприятием (при условии неизменности остальных факторов: структуры товарной продукции; затрат на производство и цен, по которым реализуется продукция ). Расчет выполняется по формуле (11.2):

, (11.2)

где - прибыль от реализации продукции в базовый период.

- индекс роста объема реализации продукции. Он рассчитывается по формуле:

, (11.3)

где - объема реализациипродукции (работ, услуг) в отчетном периоде;

- объема реализациипродукции (работ, услуг) в базовом периоде (по плану)..

При анализе влияния изменения прибыли за счет изменения «структуры товарной продукции» исходим из предположения, что в фактических объемах реализации продукции отразилось изменение состава реализуемой продукции (увеличение/снижение более или менее рентабельной).

При анализе влияния изменения прибыли за счет изменения фактора «цены, по которым реализуется продукция» исходим из предположения, что в фактических объемах и фактической структуре реализованной продукции отразилось увеличение/уменьшение цен, по которым реализуется продукция. Расчеты начинаются с определения суммы прибыли , которую могло бы получить предприятие при фактических значениях объема реализации; структуры товарной продукции (влияние этих факторов уже учтено) и фактических цен, и базовой (плановой) величине затрат (влияние этого фактора исключается).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.231.155 (0.037 с.)