Наука в современном обществе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наука в современном обществе



Ценностное измерение научной деятельности. Социальные и аксиологические основания науки. Достижения биотехнологии, генетики и этика науки. Генная инженерия. Экология человека: технологический, социальный и психофизический аспекты. Техногенные катастрофы ХХ века. Проблемы охраны среды жизни в контексте современных технологических открытий. Экологические, антивоенные и антиглобалистские движения. Космоэкоантропология. Перспективы развития цивилизации в космоэкологическом аспекте.

Основные факторы, влияющие на формирование научной картины. Главные научные и технологические достижения второй половины XX века. Информатизация общества. Проблемы, стоящие перед человечеством и наукой в начале XXI века. Возрастание экологической нагрузки и глобальные проблемы современности. Теория «устойчивого развития» и ее реализация. Наука и мировое сообщество перед лицом глобальных проблем. Альтернативные сценарии будущего развития человечества.

 

№ п.п. Наименование и содержание раздела Образовательные технологии, в т.ч. инновационные Методы и формы обучения, в т.ч. активные и интерактивные Формируемые компетенции Образовательные результаты Формы контроля, оценочные средства
1. I. Мировосприятие и научное мировоззрение. Методологические основы современной науки Наука и культура       объяснительно-иллюстративного обучения с элементами проблемного изложения; развивающего обучения     проблемная лекция; научная дискуссия; самостоятельная работа, консультация     ОК-1, ОК-4, ОПК-1     З-1, З-2, У-1, В-1, В-2, В-3       текущий контроль: конспект, сравнительный анализ; собеседование, информационное сообщение, реферат
2. Исторические периоды развития естествознания проблемного обучения; развития критического мышления   самостоятельная работа, научно-исследовательская работа, научная дискуссия ОК-1, ОК-4, ОПК-1 З-1, З-2, У-1, В-1, В-2, В-3 текущий контроль: аналитический обзор литературы; сравнительный анализ, реферат
3. Структура естественнонаучного знания   объяснительно-иллюстративного обучения с элементами проблемного изложения; развивающего обучения проблемная лекция; самостоятельная работа, консультация; научная дискуссия ОК-1, ОК-4, ОПК-1 З-1, З-2, У-1, В-1, В-2, В-3   текущий контроль: конспект, сравнительный анализ; собеседование, информационное сообщение
4. II. Научные картины мира и их эволюция Механистическая картина мира и классическая механика   репродуктивно-воспроизводящего обучения; адаптационного обучения   лекция-презентация, диспут, самостоятельная работа   ОК-1, ОК-4, ОПК-1   З-2, З-3, У-1, В-1, В-2, В-3     текущий контроль: информационное сообщение; конспект, опрос
5. Электродинамическая картина мира. СТО и ОТО. «Мир Минковского» объяснительно-иллюстративного обучения с элементами проблемного изложения, развивающего обучения лекция-презентация, научная дискуссия, самостоятельная работа ОК-1, ОК-4, ОПК-1 З-2, З-3, У-1, В-1, В-2, В-3   текущий контроль: информационное сообщение, сравнительный анализ
6. Квантовомеханическое понимание природы профессионально-ориентированного обучения; объяснительно-иллюстративного обучения с элементами проблемного изложения; лекция-презентация, научная дискуссия, самостоятельная работа ОК-1, ОК-4, ОПК-1 З-2, З-3, У-1, В-1, В-2, В-3   текущий контроль: информационное сообщение, сравнительный анализ
7. Перспективы создания квантово-полевой картины мира. Микро-, макро- и мегамир в современной естественнонаучной картине мира проблемного обучения; развития критического мышления лекция-диалог, научная дискуссия, самостоятельная работа, научно-исследовательская работа ОК-1, ОК-4, ОПК-1 З-2, З-3, У-1, В-1, В-2, В-3   текущий контроль: информационное сообщение, сравнительный анализ, опрос, реферат, коллоквиум
8. Теория самоорганизации (синергетика) проблемного обучения; развития критического мышления самостоятельная работа, научно-исследовательская работа ОК-1, ОК-4, ОПК-1 З-2, З-3, У-1, В-1, В-2, В-3 текущий контроль: аналитический обзор литературы; реферат
9. III. Биосфера и цивилизация Особенности биологического уровня организации материи. Концепция биологической эволюции. Проблемы генетики и перспективы её развития     проблемного обучения; развития критического мышления; теоретического моделирования     лекция-диалог, диспут, самостоятельная работа, научно-исследовательская работа     ОК-1, ОК-4, ОПК-1     З-2, З-3, У-1, В-1, В-2, В-3       текущий контроль: информационное сообщение, структурно-логическая схема, аналитический обзор литературы, реферат
10. Система «человек–природа–общество». Биосфера. Ноосфера развития критического мышления; поиска и накопления информации круглый стол, самостоятельная работа, научно-исследовательская работа ОК-1, ОК-4, ОПК-1 З-2, З-3, У-1, В-1, В-2, В-3     текущий контроль: аналитический обзор литературы, сравнительный анализ, коллоквиум
11. Наука в современном обществе проблемного обучения; развития критического мышления самостоятельная работа, научно-исследовательская работа ОК-1, ОК-4, ОПК-1 З-2, З-3, У-1, В-1, В-2, В-3 текущий контроль: аналитический обзор литературы; реферат
  Текущий контроль – зачет

Лекционные занятия

 

№ п.п. Тема лекции Литература и др. источники Образовательные технологии, в т.ч. инновационные Методы и формы обучения, в т.ч. активные и интерактивные Формируемые компетенции Образовательные результаты Формы контроля, оценочные средства
1. Наука и культура Литература: осн. – 1(с. 8-26); 2(с. 10-20); 3 (с.6-57) Интернет-ресурс: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7   объяснительно-иллюстративного обучения с элементами проблемного изложения; развивающего обучения проблемная лекция ОК-1, ОК-4, ОПК-1 З-1, З-2, У-1, В-1, В-2, В-3 текущий контроль: информационное сообщение; конспект
2. Структура естественнонаучного знания Литература: осн. – 1 (с.8-165); 2 (с.11-32); 3 (с.51-54) Интернет-ресурс: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7   объяснительно-иллюстративного обучения с элементами проблемного изложения; развивающего обучения проблемная лекция ОК-1, ОК-4, ОПК-1 З-1, З-2, У-1, В-1, В-2, В-3 текущий контроль: информационное сообщение; конспект
3. Механистическая картина мира и классическая механика Литература: осн. – 1 (с.26-309); 2(с. 35-45); 3(с. 58-60) Интернет-ресурс: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7   репродуктивно-воспроизводящего обучения; адаптационного обучения лекция-презентация ОК-1, ОК-4, ОПК-1 З-2, З-3, У-1, В-1, В-2, В-3 текущий контроль: информационное сообщение, конспект
4. Электродинамическая картина мира. СТО и ОТО. «Мир Минковского» Литература: осн. – осн. – 1 (с.310-332); 2 (с. 46-79); 3 (с. 58-60) Интернет-ресурс: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7   объяснительно-иллюстративного обучения с элементами проблемного изложения; развивающего обучения лекция-презентация ОК-1, ОК-4, ОПК-1 З-2, З-3, У-1, В-1, В-2, В-3 текущий контроль: информационное сообщение
5. Квантовомеханическое понимание природы Литература: осн. – 1 (с. 333-357); 2 (с.80-93); 3 (с. 61-66) Интернет-ресурс: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7   профессионально-ориентированного обучения; объяснительно-иллюстративного обучения с элементами проблемного изложения лекция-презентация ОК-1, ОК-4, ОПК-1 З-2, З-3, У-1, В-1, В-2, В-3 текущий контроль: информационное сообщение
6. Перспективы создания квантово-полевой картины мира. Микро-, макро- и мегамир в современной естественнонаучной картине мира   Литература: осн. – 1 (с. 358-544); 2 (с. 138-162); 3 (с. 67-74) Интернет-ресурс: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7   проблемного обучения; развития критического мышления лекция-диалог   ОК-1, ОК-4, ОПК-1 З-2, З-3, У-1, В-1, В-2, В-3 текущий контроль: информационное сообщение
7. Особенности биологического уровня организации материи. Концепция биологической эволюции. Проблемы генетики и перспективы её развития Литература: осн. – 1 (с.545-597); 2 (с. 163-181, 211-228); 3 (с. 380-396) Интернет-ресурс: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7   проблемного обучения; развития критического мышления; теоретического моделирования лекция-диалог ОК-1, ОК-4, ОПК-1 З-2, З-3, У-1, В-1, В-2, В-3 текущий контроль: информационное сообщение
  Промежуточная аттестация – зачет

Практические занятия

 

№ п.п. Тема и содержание занятия Литература и др. источники Образовательные технологии, в т.ч. инновационные Методы и формы обучения, в т.ч. активные и интерактивные Формируемые компетенции Образовательные результаты Формы контроля, оценочные средства
1. Наука и культура Наука в системе культуры. Научный метод. Естественные и гуманитарные науки. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Техническая и гуманитарная составляющие естественнонаучного знания. Технократизм и сциентизм. Проблема гуманитаризации естественнонаучного и технического знания и образования Литература: осн. – 1(с. 8-26); 2(с. 10-20); 3 (с.6-57) Интернет-ресурс: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7   объяснительно-иллюстративного обучения с элементами проблемного изложения; развивающего обучения научная дискуссия ОК-1, ОК-4, ОПК-1 З-1, З-2, У-1, В-1, В-2, В-3 текущий контроль: сравнительный анализ, собеседование
2. Структура естественнонаучного знания Факты, законы и теории в струк­туре естественно­научного знания. Язык естествен­ной науки. Физика как лидер совре­менного естество­знания. Эмпириче­ский и теоретиче­ский уровни в фи­зическом знании. Функции физиче­ской теории (опи­сание, объяснение, предсказание). Термины на­блюдения и теоретические термины. Индук­ция и дедукция. Эмпирические и теоретические за­коны. Принцип наблю­даемости. Физическая кар­тина мира, ее роль в становлении и развитии физиче­ской теории Литература: осн. – 1 (с.8-165); 2 (с.11-32); 3 (с.51-54) Интернет-ресурс: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7   объяснительно-иллюстративного обучения с элементами проблемного изложения, развивающего обучения научная дискуссия ОК-1, ОК-4, ОПК-1 З-1, З-2, У-1, В-1, В-2, В-3 текущий контроль: сравнительный анализ, собеседование
3. Развитие естественнонаучного знания Концепции роста естественнонаучного знания (К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, П. Фейерабенд). Научно-иссле­до­вательские программы в истории естествознания. Понятие на­учной революции.Основные исторические этапы в развитии естествознания. Место и роль на­учной (физической) картины мира в развитии естествознания Литература: осн. – 1 (с.8-165); 2 (с.11-32); 3 (с.51-54) Интернет-ресурс: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7   проблемного обучения; развития критического мышления   научная дискуссия ОК-1, ОК-4, ОПК-1 З-1, З-2, У-1, В-1, В-2, В-3 текущий контроль: сравнительный анализ
4. Механистическая картина мира и классическая меха­ника Становление классической механики и механистической картины мира. Физика Аристотеля и атомизм древних. Научный метод Г. Галилея. Эмпирические основания механики и механистической картины мира. Принцип относительности Г. Галилея. Понятие тяготения. Дальнодействие и близкодействие. Законы механики И. Ньютона. Пространство, время, движение, взаимодействие, причинность в классической механике и в механистической картине мира Литература: осн. – 1 (с.26-309); 2(с. 35-45); 3(с. 58-60) Интернет-ресурс: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7     репродуктивно-воспроизводящего обучения; адаптационного обучения диспут ОК-1, ОК-4, ОПК-1 З-2, З-3, У-1, В-1, В-2, В-3 текущий контроль: опрос
5. Развитие естествозна­ния в рамках меха­нистической картины мира Развитие физи­ческих наук в рамках механистической кар­тины мира. Развитие химии в XVIII – XIX веках.Науки о жизни в XVIII – XIX веках.Диа­лектические идеи в естествознании XIX века Литература: осн. – 1 (с. 26-309); 2 (с. 35-45); 3 (с. 58-60) Интернет-ресурс: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7   репродуктивно-воспроизводящего обучения; адаптационного обучения диспут ОК-1, ОК-4, ОПК-1 З-2, З-3, У-1, В-1, В-2, В-3 текущий контроль: информационное сообщение, опрос
6. Эмпирические и теоре­тические предпо­сылки электро­динамической картины мира Закон электромагнитной индукции: эмпирическое и теоретическое обоснование (Фарадей, Максвелл). Электромагнитное поле и механический эфир. Урав­нения Максвелла. Проблема движения относительно мирового эфира. Эмпирические основания специальной теории относительности (СТО). Теоретические основания СТО. Преобразования Фитцджеральда-Лоренца Литература: осн. – 1 (с.310-332); 2 (с. 46-79); 3 (с. 58-60) Интернет-ресурс: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7   объяснительно-иллюстративного обучения с элементами проблемного изложения; развивающего обучения научная дискуссия ОК-1, ОК-4, ОПК-1 З-2, З-3, У-1, В-1, В-2, В-3 текущий контроль: сравнительный анализ
7. Электродинамическая картина мира Четырехмерный континуум событий. «Мир Минковского». Масса, импульс и энергия в СТО. Одновременность событий. «Световой конус». Принцип причинности в СТО. Теоретические предпосылки и эмпирические основания общей теории относительности (ОТО). Эквивалентность тяготения и сил инерции. Эквивалентность тяжелой и инертной массы. Искривление пространства-времени и тяготение. Космологические модели Вселенной Литература: осн. – 1 (с.310-332); 2 (с. 46-79); 3 (с. 58-60) Интернет-ресурс: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7   объяснительно-иллюстративного обучения с элементами проблемного изложения; развивающего обучения научная дискуссия ОК-1, ОК-4, ОПК-1 З-2, З-3, У-1, В-1, В-2, В-3 текущий контроль: информационное сообщение, сравнительный анализ
8. Квантовомеханическое понимание природы. Перспективы создания квантово-поле­вой картины мира. Микро-, макро- и мегамир в современной естественнонаучной картине мира Эмпирические основания квантовой механики. Законы из­лучения и фотоэф­фек­та. Гипотеза М. Планка. Метод мате­матиче­ской гипотезы в современной физике. Теория атома Н. Бора. Принцип соответствия. Теория атомных спектров. Периодическая система элементов. Соотношение неопределенностей В. Гейзенберга. Корпускулярно-вол­новой дуализм. «Волны материи» Луи де Бройля. Волновая механика Э. Шредингера и матричная механика В. Гейзенберга. Квантовая механика как физическая теория. Философские основания квантовой механики. «Копенгагенская» интерпретация квантовой механики. Современное представление о строении материи. Особенности мира элементарных частиц.. Современный атомизм. Сильные, слабые, электромагнитные и гравитационные взаимодействия. Структурные уровни организации материи. Современные представления об эволюции Вселенной. Гипотеза «Большого взрыва» Литература: осн. – 1 (с. 333-544); 2 (с. 80-93, 138-162); 3 (с. 61-74) Интернет-ресурс: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7   профессионально-ориентированного обучения; объяснительно-иллюстративного обучения с элементами проблемного изложения; проблемного обучения; развития критического мышления научная дискуссия ОК-1, ОК-4, ОПК-1 З-2, З-3, У-1, В-1, В-2, В-3 текущий контроль: сравнительный анализ, опрос
9. Вещество и химические превращения в природе Предмет познания и проблемное поле химической науки. Уровни развития химических знаний, концептуальные системы химии: 1) химический элемент и химическое соединение; 2) структурная химия; 3) учение о химических процессах; 4) эволюционная химия. Вклад работ российских ученых в развитие химических знаний (М. В. Ломоносов, А.П. Бородин, А. М. Бутлеров, Д. И. Менделеев, Н. Д. Зелинский, С. В. Лебедев). Закономерности химических преобразований во Вселенной. Зависимость химических свойств вещества от состава вещества, его структуры и состояния химической системы. Значение катализаторов. Химические взаимосвязи и химические системы. Неорганическая, органическая и эволюционная химия. Общая теория химической эволюции и биогенеза. Перспективы развития химических знаний Литература: осн. – 1 (c.250-255, 296-299, 451-483); 2 (c.150-162); 3(c.173-182) Интернет-ресурс: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7   проблемного обучения; развития критического мышления научная дискуссия ОК-1, ОК-4, ОПК-1 З-2, З-3, У-1, В-1, В-2, В-3 текущий контроль: сравнительный анализ; информационное сообщение
10. Особенности биологического уровня организации материи. Концепции биологической эволюции Специфика биологического уровня организации материи. Качественное отличие живого и неживого. Сущность жизни. Структурные уровни живого. Иерархия живых систем. Организации и классификации живого. Система воспроизводства и развития живых систем. Генетический и молекулярный уровень исследования. Генетика и некоторые генетические закономерности. Понятие об эволюции. Закономерности эволюционного приспособления живого. Эволюция по Дарвину. Современная теория эволюции. Прогресс и регресс живого. Цель и средство эволюционной приспособляемости. Антропосоциогенез. Основные версии. Эволюционное развитие человека Литература: осн. – 1 (с. 545-597); 2 (с. 163-181, 211-228); 3 (с. 380-396) Интернет-ресурс: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7   проблемного обучения; развития критического мышления; теоретического моделирования диспут   ОК-1, ОК-4, ОПК-1 З-2, З-3, У-1, В-1, В-2, В-3 текущий контроль: структурно-логическая схема
11. Система «человек-природа-общество». Биосфера. Ноосфера Основные понятия экологии. Экологическое равновесие. Гомеостаз экосистем и его механизм. Человек в биосфере. Экология человечества: проблемы демографии, развитие технологической цивилизации. Ресурс биосферы. Антропогенное воздействие на природу. Экологический кризис и его критерий. Принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы. Концепция «устойчивого развития» (экоразвития). Истоки и пути преодоления современного экологического кризиса. Сценарии будущего человечества. Литература: осн. – 1 (с. 645-667); 2 (с. 182-210); 3 (с. 58-60) Интернет-ресурс: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7   развития критического мышления; поиска и накопления информации круглый стол   ОК-1, ОК-4, ОПК-1 З-2, З-3, У-1, В-1, В-2, В-3 текущий контроль: сравнительный анализ; коллоквиум
  Промежуточная аттестация – зачет

Самостоятельная работа

№ п.п. Раздел или тема, выносимые на самостоятельное изучение Виды и содержание самостоятельной работы Литература и др. источники Формируемые компетенции Образовательные результаты Формы контроля, оценочные средства
1. Исторические периоды развития естествознания Выделить этапы развития естествознания, рассмотреть, особенности познания природы в выделенных исторических периодах, проанализировать и сравнить их с достижения современного естествознания. Сделать аналитический обзор литературы Литература: осн. – 1 (c.51-54); 3 (c.26-299) доп. – 6; 9; 10; 15; 25; 28; 50; 54; 55; 56; 57 Интернет-ресурс: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7   ОК-1, ОК-4, ОПК-1 З-1, З-2, У-1, В-1, В-2, В-3 текущий контроль: сравнительный анализ, аналитический обзор литературы
2. Проблема детерминизма и причинности в современной физике   Рассмотреть роль динамических и статистических законов в современном естествознании Литература: осн. – 1 (с.79-94); 2 (c.37-56, c.59-92); 3 (c.310-356) доп. – 3; 20; 34; 43; 44 Интернет-ресурс: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7   ОК-1, ОК-4, ОПК-1 З-2, З-3, У-1, В-1, В-2, В-3 текущий контроль: конспект
3. Концепция ноосферы Рассмотреть закономерности развития экосистем. Проанализировать идеи о ноосфере: Э. Леруа, П. Тейяр де Шарден. Дать определение понятию ноосферы В.И. Вернадского. Проанализировать параметры становления этапа ноосферы. Показать развитие ноосферных идей и альтернативных концепций в работах российских авторов Литература: осн. – 1 (c.145-159); 2 (c.259-270); 3 (c.645-653) доп. – 5; 6; 12; 21; 22; 23; 39; 57 Интернет-ресурс: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7   ОК-1, ОК-4, ОПК-1   З-2, З-3, У-1, В-1, В-2, В-3 текущий контроль: аналитический обзор литературы, коллоквиум
4. Теория самоорганизации (синергетика) Дать понятие «синергетики». Рассмотреть предпосылки возникновения теории самоорганизации. Изучить значение работ Г. Хакена и И. Р. Пригожина для развития синергетики. Рассмотреть применение законов термодинамики в природе и синергетических представлений к исследованию социальных систем Литература: осн. – 1 (с. 333-544); 2 (с. 80-93, 138-162); 3 (с. 61-74) Интернет-ресурс: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7   ОК-1, ОК-4, ОПК-1 З-2, З-3, У-1, В-1, В-2, В-3 текущий контроль: аналитический обзор литературы, реферат
  Промежуточная аттестация – зачет

Вопросы для самоконтроля по самостоятельно изученным темам

Тема 1. Исторические периоды развития естествознания

1. Естествознание: классика и современность.

2. Фундаментальные парадигмы классического естествознания.

3. Фундаментальные парадигмы естествознания ХХ века.

Тема 2. Проблема детерминизма и причинности в современной физике

1. Микро-, макро- и мегамир: единство и различие.

2. Динамические и вероятностные закономерности. Детерминизм и индетерминизм.

Тема 3. Концепция ноосферы

1. Понятие ноосферы.

2. Признаки ноосферы.

3. Концепция «устойчивого развития»

Тема 4. Теория самоорганизации (синергетика)

1. Понятие синергетики.

2. Предпосылки возникновения теории самоорганизации.

3. Значение работ Г. Хакена и И. Р. Пригожина для развития синергетики.

4. Свойства самоорганизующихся систем.

5. Идеи самоорганизации в современной науке.

6. Простые и сложные аттракторы.

7. Диссипативные структуры.

8. Самоорганизация в живой и неживой природе.

9. Применимость синергетических представлений к исследованию социальных систем.

 

Примерный перечень вопросов к зачету

1. Понятие культуры. Наука как компонент духовной культуры.

2. Естественнонаучная и гуманитарная культура. Их специфика, взаимодействие, взаимосвязь.

3. Естественнонаучное и гуманитарное понимание и предвидение явлений.

4. Дифференциация и интеграция наук в современных условиях.

5. История естествознания: этапы развития.

6. Типы познания мира. Специфика научного познания.

7. Наука как системное образование. Средства научного познания.

8. Структура научного знания. Уровни научного знания.

9. Методы эмпирического исследования.

10. Методы теоретического исследования.

11. Взаимосвязь уровней научного знания.

12. Философия и методология науки.

13. Проблема демаркации научного знания. К. Поппер и его программа фальсификационизма.

14. Концепция исследовательских программ И. Лакатоса.

15. Концепция развития научного знания Т. Куна.

16. Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда.

17. Естественнонаучная картина мира.

18. Механистическая картина мира.

19. Электромагнитная картина мира.

20. Открытия 20-го столетия и преобразование естественнонаучной картины мира.

21. Представления о пространстве и времени в классической механике.

22. Понятия пространства и времени в Специальной и Общей теории относительности.

23. Вероятностные (статистические) законы.

24. Классический и вероятностный детерминизм.

25. Идеи самоорганизации в современной науке.

26. Самоорганизация в живой и неживой природе.

27. Космология как наука о структуре и эволюции Вселенной, ее мировоззренческое значение.

28. Модели Вселенной: стационарная модель и модель «горячей» Вселенной.

29. Концепция космической эволюции о происхождении и развитии Вселенной.

30. Структурные уровни организации материального мира. Поле и вещество.

31. Элементарные частицы и силы в природе.

32. Теория фундаментальных взаимодействий в природе.

33. Квантовая механика. Корпускулярно-волновой дуализм.

34. Квантовая механика. Принцип дополнительности и соотношение неопределенностей.

35. Предмет познания и проблемное поле химической науки.

36. Уровни развития химических знаний.

37. Химические взаимосвязи и химические системы. Перспективы развития химических знаний.

38. Концепции происхождения жизни.

39. Формы и уровни жизни.

40. Этапы развития биологии.

41. Эволюционные теории в биологическом знании.

42. Биосфера как система жизни. Учение В.И. Вернадского о биосфере.

43. Экологический подход к биологическим системам.

44. Экологические системы и экологические взаимоотношения.

45. Интегральная природа человека.

46. Эволюционная теория происхождения человека. Этапы антропогенеза.

47. Сознание человека. Сознательное и бессознательное.

48. Ноосфера: понятие и основные компоненты.

49. Концепция коэволюционного развития биосферы и человечества.

50. Социально-этические проблемы генной инженерии. Этика науки.

51. Естествознание и нравственность. Роль нравственных ограничений и запретов в развитии цивилизации.

52. Развитие новых технологий и окружающая среда.

53. Освоение космоса как этап развития человечества.

54. Глобальные проблемы современного общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.240 (0.058 с.)