Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русская архитектура 16 в. Пути развития.

Поиск

Период стирания границ между различн местными направлениями. период поисков стиля.Основа – моск арх-ра. Идеал – упсенский собор – 5-главый.

1. Большие городские монастырские соборы. Повторяют успенский собор моск. Кремля.

Успенский собор в Дмитрове 1528г.

Успенский собор Троице-Серг лавры: 1535г. Из кирпича. Не кр-куп сист, азальная. По размерам – такой же.

Успенский собр Ростовского кремля: из кирпича, кр-куп сист, более динамичн пятиглавие. Арк-кол пояс – выше, между двумя рядами окон. Находит на лопатки. 2 гориз линии. Центр глава набмного больше остальных.

Смоленский соб Новодевич мон. – 1525г. Рукова креста больше выделены. Декорация – минимальна. Арк-кол пояс на апсидах. Кр-куп система.

Прилудский мон в Вологде. 30-40е 16в.

Спасо-Преображенский центральный собор. Пирамидальность. Сложное завершение.

Софийский собор в Вологде. Пределы на углах – годуновское зодчество.

Ц в Хорошёве

Село Большие Вязёмы: двухъярусная звонница – отдельно. Крупные апсиды.

2. еще одна разновидность – маленькие одноглавые церкви с множеством какошников, ориентированные на 12в.

Успенский собор Рождественского мон-ря: приемистый. Использование карнизов.

Ц на Ярославом дворище – 1529г – килевидн завершение центр прясла. Нет подклета.

Ц Жен мироносиц на Ярославом дворище – с пределами и галереями. Подклет, разделен на ярусы.

3. Бесстолпные храмы с сомкнутыми сводами. Такие своды позволяли перекрывать большие помещения.

Ц Трифона в Напрудной Слободе - нижн часть – бел камень, верхн – из кирпича. Напоминает ранне – моск аритектуру. 1 главый, килевидн формы, узк окна, цоколь, лестница. Трехлопастное завершение фасада – ложное. Внутри – сомкнут свод с распалубками. 1 апсида оч широкая. В свод врезан купол. Ложная главка.

4. Шатровое зодчество. Шатры восходят к деревянн зодчеству - плану срубной клети с прирубами. Все сооружение окружено «гульбищем»

на протяжении XVI в. - интенсивное фортификационное строительство. каменные кремли в Нижнем Новгороде, Смоленске, Туле, Можайске, Ко­ломне, Серпухове и в других городах. Монастыри-крепости располагались не­посредственно вокруг Москвы (Новодевичий, Донской, Андроников, Симо­нов и др.) и на подступах к городу (Иосифо-Волоколамский, Троице-Сергиевский, Саввино-Сторожевский и др.). монастыри на периферии Московского государства (Соловецкий, Кирилло-Белозерский, Борисоглебский).

В 1535-1538 гг. были возведены из камня и кирпича стены с башнями - Китай-город. В 1586-1593 гг. расширившаяся Москва была обнесена сооруженны­ми из белого камня стенами и башнями, получившими название Белого горо­да; эти укрепления шли по нынешнему Бульварному кольцу.

Шатровое зодчество 16 в.

Начинается в 1/3 16в. Связано с жизнью Ивана Грозного. Оч широкое развитие, несмотря на запрет Никона. Оч понравилось русским. Храмы – памятники: стоят на возв-ти, видны издалека, акцент на внешн восприятие.

Ц Вознесения в Коломенском – 1532 – рождение Ив Грозного. Неизвестно, кто строил, но скорее всего иностранцы (Петрок Малый). Оч органич арх-ра. Башнеобразный. Восьмигранник на четверике, перекрытый шатром. Барабан + главка. Восьмерик на тромпах. Подклет. Толщина стены тяготеет над внутр пространством. Снаружи – открытая галерея – гульбище. Лестница со стороны апсиды не может быть. 2 храма: нижний – теплый, зимний и верхний – летний, высокий. Кровля нижн храма находится на гульбище. Четверик заканчивается арками с пелястрами. Из кирпича с Эл белого камня. Симметричн план. Гориз часть и вертикальная. 3х-ярусный храм. Переход от 1 яруса к другому – плавный. Четверик отделяется от восьмерика 3мя ярусами закомар. Нет горизонталей. На шатре – сетка из руста. Окна и руст облегчают шатер. Оч светлый храм. Ордерная система, килевидные формы, классич итальянск окна и готич стрелы.

Ц Усекновения главы Иоанна Предтече в Дьяково – 1547г. – помазание на царство Ив Грозного. 5-ти столпная постройка. Нет четверяков, все 8-ряки одноэтажная галерея. Изолированные столпыиз кирпича. Неорганичная. Многоуступчатые филенки в гранях восьмиряка, полукруглые и треугольные закомары барабан, к кот приставлены широкие полуколонны, меж ними – окошки. 5-главый.

Храм Покрова на Рву (Вас Блаж) – стоит на «подошве» - отделен от всего. Изначально был красно-белым. 9-столпный храм (8 дней осады Казани + 1 – покрова). В каждом пределе – свой иконостас, свой праздник. Центрп редел – шатровый, трапецевидн апсида. Есть подклет. Колокольня, крыльца – позже. 17в. Каждый предел – на своём уровне. Нет пустого места: все элементы декорации использованы. Оформление куполов создает впечатление, что одинаковые – разные.

Успенская Ц в Угличе -

Архитектура 17 в.

Смута. Польско-литовск интервенция. Смена династий. Много нового. Эк рост. Связи с Европой. Воссоединение Укр с Р. Возрождается жизнь Киево-Печерск мон. 1703 – основание Питера – Новое время. Раскол. Контакты с Барокко небольшие. Сравнение с ренессансом, маньеризмом или барокко. От 17в осталось больше всего произведений. Продолжение старой традиции на новом этапе. 17в пропитан народными традициями. Роберт Науман – утонувшая культура – примененная в другой культ, в друг смысле, назначении. шатры в это время в большинстве делаются глухими. Силуэт городов в 17в становится башенным, а не купольным. Секуляризация – обмирщение культуры.комплексы построек, совмещенных вместе: храм, трапезная, колокольня, пределы, лестницы, галереи, крыльца. Все объемы разновеликие, разновысокие, но выше всего – купол, ниже –трапезная. Узорочье. Полихромное – многоцветное. Многофактурное: кирпич, бел какмень, изразцы.

Периодизация:

1) 1600 – 1613г (Мих Федорович)

2) 2/4 17в – 1680 (арх- до нарышк барокко)/ 1650(живопись – до симона ушакова) – активизация иск-ва.

3) Нарышкинское барокко + Симон Ушаков.

Арх-ра I периода:

Покрова в Рубцове – 1626г. Линия вост фасада: сросшиеся апсиды. Ц Николы Надеяна в Ярославле – 1621г 4х-скатная кровля. Ц Покрова в Медведкове

Арх-ра II периода:

Теремной дворец в Кремле – 1632. выстроен на каменных подклетах предыдущих построек, к кот ведут огромные лестницы. Ярусная постройка. 3х этажный. Лестницы к кажд этажу. 3 этаж – теремок, 2 – царск покои, 1 – служебн. Разделение карнизами. Пелястры. Окна – теремные, спаренные. Ярко расписано. Резные наличники.

Больничные палаты троице-серг мон – неровный, ассиметричн план.

Ц Рожд Богородицы в Путинках –1649г. Белая с синими куполами. Москва (пересеч бульв кольца и ул. М. Дмитровка). Церковь+ предел +трапезн+ колокольня +крыльцо. Без подклета, сомкнут своды. Предел неопалимой купины с куполом. Храм – как образ города. Над храмом – ложный шатер. У предела – окна с двойными колонками в шахматном порядке. Наличники разрезали карниз.

Ц Троицы в Никитниках – 1636г. Красно-белая. место принадлежало купцам Никитиным. Около ул Варварка у Китай города. Храм + трапезн + 2 предела + притвор + с 2х сторон галерея, крыльцо. Бесстолпный. 5-главый. Но все главы ложны, своды – сомкнутые. Колокольня – шатер, крыльцо – шатер. Бесстолпный. Ярусы кокошников. Во всех заокмарах – изразец ромбик. Стоит на склоне. Изысканность фасадного декора. Он разделен спаренными колонками, выступающие карнизы. На крыльце – висячая арка с гирькой. Нет повторяющихся наличников. Зап-евр мотивы.

Троицкая Ц в селе Останкино – 1678г. Павел Потехин. Красн кирпич + белокам декорации + изразцы. Сомкнутые своды. Моле-менее симметричн. 3-апсидн (но снаружи они объединены в 1), 2 предела, трапезная, симм крыльца. Пятиглавие ложное. Высокий подклет. Галерея, оч много декора.

Храм Николы в Хамовниках - план «кораблем» - крыльцо – колокольня – трапезная – храм с пределом. 3-х апсидн. белый с зеленым и оранжевым. Изразцы в закомарах.огромные окна с невероятными наличниками. Фасад разделен на 5 ложных прясел.

Ц Николы в Пыжах (б Ордынка) – поскромнее, Ц в Архангельском – арх мих. 1660е.

Местные школы:

Обильно украшены изразцами. Симметрия. Кр-куп храмы. Шатры – дополнение. Могут быть и ложными, и настоящими.

Ц Ильи пророка в Ярославле – 1660е. 3х нефн, 3х апсидн, 5 главый. На подклете. Примыкают 3 предела. предел, галереи, крыльца, колокольня. Отличие – в самом храме есть столпы. 5 реальных куполов. Декор убран с основного здания на пределы. Шатровый предел + колокольня => симметрия. Как фланкирующие башни.

Ц Иоанна златоуста в Коровниках – оч все массивное. Прямоугольник в квадрифолии. Кирпич. Стоит на земле. Галерея. 3 крыльца. Над бок пределами – шатры. Изразцы. Детали из кирпича. Окно в апсиде с изразцовым наличником.

Ц Богоявления – вертик полосы из ромбиков. Карниз из изразцов.

Успенский собор 16в. Звонница 17в. Ростовский митрополичий двор.

Надвратная Ц Иоанна Богослова

Спас на Сенях – алт преграда поставлена на огр высокую солею. Алт преграда – колоннада => росписи подобны иконостасу.

Иосифо-волоколамский мон, Спасо-Ефимов мон в Суздале, Кирилло – Белозерский, Новодевичий.

Строительство патриарха Никона (1652-1666):

Валдайский иверский мон (мон Иверо – на Афоне). => закос под храм гроба господня.

Новый Иерусалим – речка Иордань. Он был плохо построен и поэтому се рухнуол. В 1 очередь – шатер. Растрелли позже переделал в барокко. Вокруг храма Константина и Елены – ров. Над землей – храм. Внизу – квадратн колокольня спаренный портал. Минимум декорации. Шатер огромный. + 1 глава. 1 апсида



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.195.180 (0.01 с.)