Охрана прав от воздействия информации, направленной на разжигание ненависти, вражды и насилия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Охрана прав от воздействия информации, направленной на разжигание ненависти, вражды и насилия.



Первой из четырех основных составляющих национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере в Доктрине информационной безопасности РФ названо соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны. К числу основных объектов обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере духовной жизни отнесены: достоинство личности, свобода совести, включая право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, свобода мысли и слова, а также свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Исключение из этого составляют пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. В качестве одной из основных задач реализации указанных прав и свобод Доктрина прямо устанавливает: не допускать пропаганду и агитацию, которые способствуют разжиганию социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды.

Наиболее актуальна эта задача была и остается в период различных предвыборных кампаний. Именно для этой области отношений ранее такой запрет был установлен в Указах Президента РФ: "Предвыборные программы, агитационные предвыборные материалы и выступления не должны содержать призывов к насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности

Российской Федерации, разжигать социальную, расовую, национальную и религиозную рознь",- а в последующем - во всех основных избирательных законах: "При проведении


предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации. Предвыборные программы зарегистрированных кандидатов, предвыборные агитационные материалы и выступления на собраниях, митингах, в средствах массовой информации не должны содержать призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, пропаганду войны. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, а также иные формы злоупотребления свободой массовой информации, запрещенные федеральными законами. "-

Аналогичный запрет установлен в Законе РФ "О средствах массовой информации" (ст. 4), в соответствии с которым запрещается:

использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости (в ред. Федерального закона от 19.07.1995 №114-ФЗ);

использование в теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье (в ред. Федерального закона от 19.07.1995 № 114-ФЗ);

распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, за исключением рекламы наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах", в средствах массовой информации, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами (ч. 3 введена Федеральным законом от 20.06.2000 № 90-ФЗ).

Контроль за исполнением этих запретов возложен на избирательные комиссии, комиссии референдума; органы, регистрирующие средства массовой информации, а также на правоохранительные органы.

Федеральным законом от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ "О политических партиях" (ст. 9) введены также соответствующие ограничения на создание и деятельность политических партий. В частности не допускается создание политических партий по признакам расовой, национальной или религиозной принадлежности (если в уставе, программе или наименовании партии указаны в качестве целей защита соответствующих интересов: расовых, национальных или религиозных). Запрещаются создание и деятельность политических партий, цели и действия которых направлены на:


- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства,

- создание вооруженных и военизированных формирований,

- разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.

При этом установлено, что защита социальной справедливости не означает разжигание социальной розни. Контроль за исполнением этих ограничений возложен на регистрирующий орган (Минюст РФ), а надзор осуществляют органы прокуратуры России.

Наряду с деятельностью политических партий и средств массовой информации особой сферой распространения вредной информации является культура. Поэтому в Основах законодательства РФ о культуре (ст. 31) установлены обязанности государства по обеспечению свобод и самостоятельности всех субъектов культурной деятельности. С одной стороны, представительная, исполнительная и судебная власти в Российской Федерации выступают гарантом прав и свобод всех субъектов культурной деятельности, защищают эти права и свободы посредством законодательной и иной нормативной деятельности, разработки и осуществления государственной политики и государственных программ культурного развития, пресечения посягательств на права и свободы в области культуры. При этом органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления не вмешиваются в творческую деятельность граждан и их объединений, государственных и негосударственных организаций культуры. С другой стороны, вмешательство государства прямо предусматривается, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии.

Это положение нашло закрепление как в постановлениях Правительства РФ, так и в ведомственных нормативных актах-, где предусматривается, что:

государственные органы, органы местного самоуправления не вмешиваются в профессионально-творческую деятельность организаций культуры, за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии;

не допускается использование издательской деятельности для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, призыва к насильственным свержению и изменению существующего государственного и общественного строя, пропаганды войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, атеистической исключительности или нетерпимости, распространения порнографии, а также в целях совершения иных уголовно наказуемых деяний; запрещается использование издательской деятельности для вмешательства в личную жизнь граждан, посягательства на их честь и достоинство;

Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет регистрацию средств цветного копирования и контроль за соблюдением гражданами и предприятиями Правил учета, хранения и использования в Российской Федерации средств цветного копирования (оперативной полиграфии, копировально-множительной техники, капельно-струйных принтеров); при осуществлении такого контроля органы внутренних дел в соответствии с законодательными актами Российской Федерации имеют право изымать издания и изображения порнографического характера; не допускается перемещение через


таможенную границу печатной продукции, кино-, фото- и видеоматериалов, составляющих служебную и (или) государственную тайну; печатной продукции, кино-, фото- и видеоматериалов, направленных на пропаганду фашизма, возбуждение расовой, национальной и религиозной вражды; печатной продукции, кино-, фото- и видеоматериалов порнографического характера; при пересечении таможенной границы декларант обязан указать в декларации о наличии такой продукции и материалов;

запрещены к ввозу в РФ произведения печати, клише, негативы, заснятые пленки, фотографические снимки, киноленты, видеозаписи, носители магнитной информации для ЭВМ, рукописи, грампластинки и другие звукозаписи, рисунки и иные печатные и изобразительные материалы, направленные на подрыв основ конституционного строя, нарушение территориальной целостности, государственного суверенитета, пропагандирующие войну, терроризм, насилие, расизм и его разновидности: сионизм, антисемитизм, фашизм, национальную исключительность и религиозную ненависть, а также материалы порнографического и вульгарно-эротического содержания;

запрещены к пересылке изделия и изобразительные материалы порнографического характера, предметы непристойного или безнравственного характера.

В рассмотренных выше случаях основными объектами охраны и защиты выступали права и законные интересы общества и государства. Среди прав и законных интересов человека и гражданина особое место отводится охране и защите прав детей от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию. Это нашло отражение в ряде нормативных актов. Так, в Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (ст. 17) признается, что "каждый несовершеннолетний имеет право на особые меры защиты, требуемые его положением со стороны семьи, общества и государства". В Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (в ред. Федерального закона от 20.07.2000 № 103-ФЗ) "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" (ст. 14) установлено, что органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение. В целях обеспечения здоровья, физической, интеллектуальной, нравственной, психической безопасности детей федеральным законом,

законами субъектов Российской Федерации устанавливаются нормативы распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 16 лет.-

Охрана прав от действия деструктивных сект и организаций. В истории государства и церкви различают пять стилей государственно-правового регулирования религиозной сферы в России.-

Церковно-государственный дуализм или Богоизбранная и Бо-гомудрая двоица -равноправие церкви и государства, решения церкви являются государственными, а государственные - одновременно церковными. В этот период в нормах княжеских уставов проводится церковная политика. Поэтому преследуются прежде всего древнерусские языческие обычаи, в частности, "кто молиться под овином, или в рощеньи, или у воды". Запрещалось "зелейничество", хотя использование для лечения различных трав издревле


было принято на Руси, но церковь полагала, что только она может лечить людей, и в основном духовно. Преследовались различные виды и разновидности колдовства. В Соборном Уложении 1649 г. Алексея Михайловича впервые выделена самостоятельная глава, где объединены почти все религиозные преступления, которые разделены на три типа: а) богохуление; б) церковный мятеж; в) совращение и вероотступничество.

Государственно-церковный монизм (1715-1918), что означает безусловное верховенство государства над церковью - церковь терпима государством постольку, поскольку реализует государственную политику. В Артикулах воинских 1715 г. Петр I посвящает религиозным преступлениям две главы из 17 Артикулов, среди которых можно выделить четыре типа религиозных преступлений:

чародейство (впервые устанавливался как материальный состав); богохульство; церковный мятеж, т. е. нарушение общественного порядка, урегулированного церковными правилами; преступная деятельность священнослужителей. По Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. целый раздел посвящен религиозным преступлениям и, как наиважнейший, следует сразу за общей частью и объясняется это тем, что Россия того времени была государством религиозным, преимущественно православным; многие нормы содержат указания на санкции не только уголовные и исправительные, но церковные, а также телесные и гражданско-правовые; в Уложении выделено пять типов религиозных преступлений, названных в разделе втором "О преступлениях против веры и о нарушении ограждающих оную постановлений". В Уголовном уложении 1903 г. религиозные преступления отражены в главе второй "О нарушении ограждающих веру постановлений".

Воинствующий государственный атеизм (1918-1990), официально названный как этап провозглашенной свободы совести - церковь отделяется от государства, школа от церкви, государственной "религией" становится атеизм. В УК РСФСР 1922 г. (гл. III) и 1926 г. (гл. IV) была выделена отдельная глава, посвященная религиозным преступлениям, с одинаковым названием: "Нарушение правил об отделении церкви от государства" и предусматривала следующие составы:

преподавание малолетним и несовершеннолетним религиозных вероучений в государственных или частных учебных заведениях и школах (ст. 121 УК 1922 г. и ст. 122 УК 1926 г.);

- совершение обманных действий с целью возбуждения суеверия в массах населения, а
также с целью извлечь таким путем какие-либо выгоды (ст. 120 УК 1922 г. и ст. 123 УК
1926 г.);

- всякое принуждение при взимании сборов в пользу церковных и религиозных организаций или групп (ст. 122 УК 1922 г. ист. 124 УК 1926 г.);

- присвоение себе религиозными или церковными организациями административных, судебных или иных публично-правовых функций и прав юридических лиц (ст. 123 УК 1922 г. и ст. 125 УК1926 г.). Эта норма лишала церковь любого вероисповедания не только возможности иметь свое церковное право, церковную и

судебную юрисдикцию, административную власть, но и гражданско-правового статуса юридического лица;


совершение в государственных учреждениях и предприятиях религиозных обрядов, а равно помещение в этих зданиях каких-либо религиозных изображений (ст. 124 УК 1922 г. и ст. 126 УК 1926 г.);

- воспрепятствование исполнению религиозных обрядов, поскольку они не нарушают
общественного порядка и не сопровождаются посягательствами на права граждан (ст. 125
УК 1922 г. ист. 127 УК 1926 г.).

Относительная религиозная свобода (1960-1990, 1997 - по настоящее время), что означает религиозную свободу для всех религиозных культов, не посягающих на права, свободы, интересы граждан. В УК РСФСР 1960 г. количество религиозных преступлений сократилось вдвое (три состава) и они размещены в двух разных главах.

Абсолютная религиозная свобода (1990-1997), когда в религиозной сфере не действовали практически никакие правовые запреты, в результате чего получили развитие самые различные секты, в том числе деструктивного характера.

В 1991 г. был принят новый Закон "О свободе совести и вероисповедания", который снимал все прежние препоны и ограничения в области религии. Но эта "свобода" обернулась другой стороной, когда в образовавшийся духовный вакуум на территорию России и бывшего СССР хлынули зарубежные "учителя", "гуру", проповедники-миссионеры со всего мира, а также появились свои, отечественные организации экстремистского и деструктивного толка. Приезжие миссионеры обладали большими материальными средствами, жесткой организацией и отшлифованными методами работы. Им удалось установить контакты с правительственными кругами, что позволило получить поддержку и на более низких уровнях власти, успешно внедриться в общество, в том числе воздействуя через СМИ.-

По данным исследования Методического Совета по религиозной тематике в СМИ при Минпечати РФ осенью 2000 г. в России ежемесячно в светских газетах публикуется около 1 тыс. статей на религиозную тему, которые, с одной стороны, отражают общественные настроения в религиозной сфере (страх перед сектами, вакхабитами и т. п.), а с другой - формируют саму конфессиональную политику, воздействуя на органы государственной власти и органы местного самоуправления. При этом завершается окончательное размежевание конфессиональной прессы (цель - проповедь) и светской религиозной журналистики (цель - описание религиозного процесса), начинается процесс объединения СМИ по конфессиональному признаку (создание религиозных медиаимперий).- При этом активно используются возможности новых информационных технологий. Так, с февраля 1997 г. открыт официальный сайт Русской православной церкви в Интернете. В США по прогнозам социологических служб, к 2010 г. до 50 млн американцев будут выполнять все предписанные верой ритуалы исключительно через Сеть, за исключением исповеди, так как в 2001 г. Ватикан установил запрет онлайн исповеди.—

В начале 2001 г., по данным опросов общественного мнения, в России (проживает 145 млн человек) не считают себя верующими 32% россиян, исповедуют православие - 53%, ислам

- 5% (этнические мусульмане составляют 13 млн человек - 9% населения), буддизм - 2%,
другие религии - 2%, затруднились с ответом - 6%.—

Поэтому не случайно в Концепции национальной безопасности РФ (1997) подчеркивалась важнейшая роль Русской православной церкви и церквей других традиционных для России


конфессий в сохранении духовных ценностей. В ряде европейских стран подобное положение в отношении традиционных религий закреплено в

конституциях этих государств. Так, например, в § 4 Конституции Королевства Дания (от 5 июля 1953 г.) установлено, что "евангелически-лютеранская церковь является государственной датской церковью и содержится государством". В ст. 62 Конституции Республики Исландия (от 17 июня 1944 г.) также признается, что "евангелически-лютеранская церковь является государственной церковью и как таковая пользуется поддержкой и покровительством государства". При этом провозглашается право народа образовывать религиозные общества согласно личным убеждениям, но "не допускаются проповеди и действия, противные публичному порядку и нравственности". Лица, не принадлежащие к государственной церкви Исландии или к какой-либо другой признанной церкви, уплачивают Исландскому университету сборы, причитающиеся к уплате церкви. В Конституции Ирландии (от 29 декабря 1937 г.) в ст. 44 признается "особое положение Католической апостолической церкви как хранительницы религии, исповедуемой значительным большинством его граждан". Там же государство "признает Ирландскую церковь, пресвитерианскую церковь в Ирландии, Ирландскую церковь методистов, Ирландское религиозное общество квакеров, а также европейские общины и другие религиозные вероисповедания, существующие в Ирландии на день вступления в силу настоящей Конституции". В Конституции Греческой Республики (от июня 1975 г.) в соответствии со ст. 3 признается, что "господствующей Церковью является Восточно-Православная автокефальная Церковь Христова".

В отношении сект в Концепции национальной безопасности РФ (1997) подчеркивалось, что "необходимо учитывать разрушительную роль различного рода религиозных сект, наносящих ущерб духовной жизни российского общества, представляющих собой прямую опасность для жизни и здоровья граждан России и зачастую используемых для прикрытия противоправной деятельности".

В новой редакции Концепции национальной безопасности РФ (2000) главным субъектом обеспечения безопасности в этой области становится государство, а задачей -"противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров". По оценке специалистов, если по прибыльности торговля "религией-опиумом для народа" может конкурировать с торговлей наркотиками, то по обеспечению законности, государственного

контроля и возможности привлечения к ответственности за правонарушения в этой области

- вне конкуренции.—

В этой связи интересен зарубежный опыт установления запретов и ограничений применительно к деятельности подобных организаций - сект, особенно Франции, где, по оценкам специалистов, в различных сектах числится около 300 тыс. человек, в том числе 40 тыс. в Церкви сайентологии.— Под наблюдением Правительства Франции находятся 173 группы (движения квазирелигиозного свойства), представляющих опасность для граждан и общества. Понятие "секта" введено в юридический оборот, а в Уголовном кодексе предусмотрено наказание за "манипулирование сознанием". В Национальной Ассамблее Парламента Франции в 2001 г. одобрен закон, который устанавливает ряд новых запретов и ограничений в отношении сект:

- сектам будет запрещено открывать миссии или вербовать новых членов возле школ,
больниц, домов престарелых;


- в случае признания участников секты виновными в мошенничестве, злоупотреблении доверием, нелегальном врачевании, распространении вводящей в заблуждение рекламы, сексуальном насилии такое движение может быть немедленно по суду распущено;

- в случае запрета секты запрещено регистрировать ее под новым названием;

- признается преступлением "оказание серьезного давления на уязвимого человека или использование приемов, способствующих изменить его мнение, или склонение его к поведению, которое пагубно скажется на его интересах".

При этом за "использование путем мошенничества, путем неведения или слабости" может быть наложен штраф до 350 тыс. долл. США или лишение свободы на 3 года. Лидерам сект грозит лишение свободы на 5 лет и 700 тыс. долл. США за повторное нарушение закона.

Под сектой деструктивного толка предлагается понимать любую авторитарную

организацию, практикующую обманную вербовку и контроль сознания своих

последователей с целью их подчинения лидеру или группе руководителей этой
организации.

Контроль сознания представляет собой совокупность методов, с помощью которых осуществляется психологическая дестабилизация личности с целью подавить свободную волю, ликвидировать критическое мышление, навязать систему ценностей данной секты, которая противоречит общечеловеческим, общепринятым в обществе этике и морали, человеческим ценностям и, в конечном счете, добиться полного и безоговорочного подчинения через физическое и психическое ослабление личности, введение человека в измененное состояние сознание. Контроль сознания складывается из таких составляющих: контроль поведения, контроль информации, контроль мышления и контроль эмоций.

Контроль поведения реализуется через систему жестких правил и предписаний (человеку предписывается, где и с кем он должен жить, какую носить одежду, прическу, какую и в каком объеме принимать пищу, сколько времени он должен спать - крайне короткий сон, когда для принятия сколь-либо важных решений в личной жизни необходимо спрашивать разрешение у лидера), утверждаемых посредством поощрения покорности и зависимости и наказания за индивидуализм; систему взаимной слежки, доносительства (объединение идет по парам для взаимного контроля и наблюдения).

Контроль информации реализуется через доступ к односторонней информации (запрет на все внешние источники информации: нельзя смотреть ТВ, читать газеты и журналы, критические статьи о данной секте, общаться с теми, кто из нее вышел и одновременное навязывание внутрикультовой литературы, видео- и аудиозаписей, умышленное утаивание информации); искажение информации, чтобы сделать ее приемлемой с использованием откровенного обмана; манипуляцию с использованием информации, полученной на публичных и в письменных исповедях, с целью дальнейшего шантажа и подавления личности.

Контроль мышления предполагает использование техник изменения языка и мышления (монотонное скандирование, гудение, многократное повторение молитв, медитация, навязывание крайне загруженного сложными терминами языка); полное отрицание всех других религий и учений ("истина только здесь, у нас"); навязывание стереотипов мышления (поощрение только "правильных", "хороших" мыслей с точки зрения секты и запрет на сомнения, критические вопросы о лидере, об их учении, - "все сомнения от


сатаны", насаждение примитивных представлений о мире: черное - белое, добро - зло, мы против них, т. е. против всего внешнего мира и т. п.).

Контроль эмоций реализуется через формирование комплекса вины (чувство вины постоянно продуцируется и усиливается: живешь плохо, не так, как нужно, дурны твои мысли, чувства, привязанности, социальная и историческая вина) и постоянное нагнетание страха (боязнь независимо мыслить, боязнь внешнего мира, врагов, боязнь потерять свое "спасение", которое только здесь в данной секте - "Нет счастья в окружающем мире. Страдание, беды, погибель ждет вас, если вы покинете секту" и т. п.)—.

При этом нарушаются, среди прочих, такие конституционные права граждан, как право на свободу и личную неприкосновенность, право на свободу мысли и слова, право на свободное объединение, право на свободный труд, право частной собственности, право на отдых, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование, право на свободу творчества и на доступ к культурным ценностям, право и обязанность заботиться о детях и нетрудоспособных родителях, право на возмещение вреда, право на получение достоверной информации, без которой нельзя сделать свободный выбор (человеку не сообщают цели, методы и задачи организации, методы воздействия на сознание, часто умалчивают о настоящем названии Организации, откуда она и имя ее лидера).

При вовлечении в секты используется общий прием: обман людей легкостью и быстротой достижения всех желаний (например, верующим обещается спасение души, райское блаженство на небесах или на земле, рост духовности, изучение Библии; больным обещают излечение от всех болезней; предпринимателям - успех в бизнесе и быстрое обогащение), так как конец света близок и терпеть осталось уже недолго.- Некоторые, - обещают все вместе:

саентология предлагает тем, кто склонен к религии - Церковь Саентологии; кто желает изменить свою жизнь, повысить свой интеллектуальный потенциал, повысить коммуникабельность - Центр Дианетики; для бизнесменов - "Хаббард-Колледж"; желающим излечиться от наркомании - Центр "Нарконон" и т. п. Существует множество мунистских организаций, которые стремятся использовать в своих целях все актуальные общественные проблемы: борьбу за мир, экологию, борьбу против наркотиков, СПИДа и т. д. и по названиям которых никак нельзя догадаться, что они управляются Му-ном: в том числе "Международный религиозный фонд", "Ассамблея религий мира", "Совет религий мира", "Молодежный семинар по религиям мира", "Ассоциация новых экуменических исследований", "Конференция для священнослужителей разных исповеданий", "Международная федерация за мир во всем мире", "Академия профессоров за мир во всем мире", "Международный фонд образования", "Международная студенческая организация CARP".

В связи с ужесточением Закона "О свободе совести и религиозных организаций" и с необходимостью перерегистрации ряд деструктивных культов приступили к смене вывесок. Так бывший Аум Синрике превращается в "Общество любителей японской культуры", а Церковь последнего завета Виссариона, - в экологическое движение. Существует большая опасность дальнейшего перехода деструктивных культов из религиозной сферы в сферу медицинскую, педагогическую, культурно-просветительскую и в область оказания психологических услуг. Так, Церковь объединения Муна успешно внедрилась в систему российского образования. В 1991 г. в школах велось преподавание по мунистскому учебнику "Мой мир и я", что является нарушением Закона "Об образовании". Церковь саентологии, она же Центр дианетики через Минздрав РФ занималась так называемой программой детоксикации, якобы для помощи детям чернобыльцам. "Лечение"


заключалось в том, что детей часами держали в сауне и давали огромные дозы витаминов, в результате чего здоровью многих был нанесен серьезный ущерб. Программа детоксикации была отменена Приказом Минздрава РФ № 254 от 19.06.96 г., в этом же документе налагался запрет на пропаганду и использование методов детоксикации и иных методов саентологии и дианетики в практике российского здравоохранения.

Такие крупнейшие организации, как Церковь саентологии, Церковь объединения Муна, Международное общество сознания Кришны и Свидетели Иеговы не скрывают, что их целью является приход к власти. Для чего вербуются кадры способных чиновников-управленцев. Их продвигают на высокие должности либо вербуют уже работающих высокопоставленных чиновников. Секты покупают в России большие участки земли, на которых ведут строительство, приобретают недвижимость, арендуют большие залы для проведения своих проповедей с целью агитации.

Важную роль здесь играют средства массовой информации: ТВ, радио, газеты, через которые происходит агитация и вербовка, так как секты очень активно работают с журналистами. Например, Аум Синрике вещала на канале 2x2, радио "Маяк", кришнаиты -на ТВ, саентологи - на "Радио России" и т. д. Их вербовка носит агрессивный и назойливый характер. В сектах работают профессиональные психологи.

Примером может служить ситуация с кришнаитами, описанная Р. Чалдини. Кришны является восточной религиозной культурой с уходящими в глубь веков корнями. Средний американец считал кришнаитов по меньшей мере странными и не изъявлял желания давать им деньги. Членам общества Кришны быстро стало ясно, что у них неправильно организована реклама. Людям, у которых кришнаиты выпрашивали взносы, не нравилось, как члены Общества выглядели и действовали. Если бы Общество Кришны было обычной коммерческой организацией, решение было бы простым - изменить то, что не нравится публике. Но кришнаиты - религиозная организация, и то, как ее члены одеваются и действуют, отчасти связано с религиозными факторами. Поскольку в любой конфессии религиозные факторы, как правило, не меняются по мирским соображениям, руководство Общества кришнаитов оказалось перед лицом серьезной дилеммы. С одной стороны, поведение, одежда и прически имели большое значение, с другой стороны, финансовому благополучию организации угрожали отрицательные взгляды американской публики. В этой ситуации секта нашла блестящее решение. Они разработали новую тактику сбора средств. Человеку, на которого они нацеливались, теперь не обязательно было иметь по отношению к сборщикам средств положительные чувства. Кришнаиты начали применять процедуру выпрашивания взносов, основанную на правиле взаимного обмена, которое, как продемонстрировало исследование Ригана, является достаточно "могучим", чтобы преодолеть фактор неприязни к тому, кто обращается с просьбой. Новая стратегия кришнаитов, как и прежняя, включает в себя выпрашивание подачек в публичных местах с интенсивным пешеходным движением (аэропорты являются излюбленными местами), но теперь, прежде чем попросить человека о пожертвовании, кришнаиты вручают ему "подарок" - книгу (обычно "Бхагават Гита"), журнал Общества "Назад к Богу" или, что наиболее просто и дешево, цветок. Ничего не подозревающему прохожему, который внезапно обнаруживает, что ему в руки сунули цветок, ни в коем случае нельзя разрешить вернуть этот цветок, даже если человек утверждает, что он ему не нужен. "Нет, это наш. подарок вам", - говорит сборщик пожертвований, отказываясь принять цветок обратно. Только после того, как член Общества кришнаитов таким образом задействует правило взаимного

обмена, прохожего просят сделать пожертвование в пользу Общества. Эта стратегия оказалась фантастически эффективной и принесла Обществу Кришны


крупномасштабную прибыль, позволившую профинансировать деятельность многочисленных храмов и предприятий, а также приобрести собственность в 321 городе в США и других странах.

Оказавшись однажды жертвами подобной тактики, многие путешественники теперь проявляют бдительность при виде соответствующим образом одетых сборщиков пожертвований Общества Кришны в аэропортах и на вокзалах, изменяя свой путь так, чтобы избежать встречи с ними и заранее готовясь отвергнуть "подарок". Но Общество старается противостоять этой возросшей бдительности граждан, рекомендуя своим членам одеваться и вести себя в современном стиле, чтобы избегать немедленного распознавания при выпрашивании пожертвований (некоторые сборщики носят дорожные сумки или чемоданчики) —

Одна из самых важных причин распространения и существования деструктивных культов -слабая информированность граждан.

Массовость деструктивных культов создает прямую угрозу национальной безопасности. Большие группы людей, отчужденных от общества и государства, людей с измененным сознанием находятся в беспрекословном подчинении своих вождей. Куда они их поведут и что от них можно ждать, не знает никто. У нас уже есть печальный опыт Белого Братства, когда тысячи молодых людей по приказу устроили массовые беспорядки и были готовы покончить с собой, чтобы вознестись со своим "богом". Значительная часть из них побывала в реанимации после двух-четырех недель сухой голодовки.

Государственная Дума РФ 15 декабря 1996 г. приняла Обращение к Президенту РФ "Об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан" и предложила считать религиозную безопасность российского общества важным приоритетом национальной безопасности наряду с военной, политической, экономической, экологической и социальной.

Необходимость борьбы с экспансией деструктивных сект осознана на международном уровне. Вопрос о деятельности подобных

сект неоднократно рассматривался в Европарламенте, а в феврале 1996 г. в своем постановлении Европарламент отметил следующие противоправные действия деструктивных культов: жестокость в обращении с людьми, сексуальные домогательства, незаконное лишение свободы, подстрекательство к насилию, торговля оружием и наркотиками, незаконная врачебная деятельность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.228 (0.068 с.)