Защита прав государственных органов в отношении собственной служебной тайны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Защита прав государственных органов в отношении собственной служебной тайны



должна осуществляться в порядке, аналогичном для государственной тайны. В современном законодательстве, к сожалению, есть лишь отдельные ссылки на эти права и обязанности, что предполагает внесение специальных поправок в законы, регламентирующие вопросы государственной и муниципальной службы.

В действующем законодательстве сегодня установлены лишь нормы уголовной ответственности (в УК РФ) за разглашение сведений, составляющих служебную тайну в силу требований закона:

ст. 155 - разглашение тайны усыновления (удочерения);


ст. 310 - разглашение данных предварительного следствия;

ст. 311 - разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса;

ст. 320 - разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа.

- Интересно, что Законом Республики Беларусь "О государственных секретах" от 29 ноября 1994 г. служебная тайна определяется как "государственные секреты, разглашение или утрата которых может нанести ущерб национальной безопасности, обороноспособности, политическим и экономическим интересам Республики Беларусь, а также правам и свободам граждан". Носителям сведений, составляющим служебную тайну, присваивается ограничительный гриф "секретно". Их передача или собирание с целью передачи иностранным организациям образуют состав преступления, предусмотренный ст. 73' УК Республики Беларусь. С учетом образования союзного государства, по-видимому, будет необходимо вносить коррективы в этот закон, наряду с другими изменениями при унификации национальных законодательств.

- Фатьянов А. Проблемы формирования института служебной тайны // Государство и право. 1999. №4. С. 18.

"Лопатин В. Н. Концепция развития законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. М, 1998

-Избранный путь нельзя признать эффективным и правильным. Перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен, должен быть единым и закрепленным в Федеральном законе "О праве на доступ к информации", а не в подзаконном нормативном акте. В Федеральном же законе "О служебной тайне" следует определить перечень сведений, составляющих служебную информацию, доступ к которой может быть ограничен в силу служебной необходимости. Такой подход будет соответствовать принципам свободы доступа к информации для граждан и нормам права в отношении ограничения этого доступа в интересах государства.

- Лопатин В. Н. О путях развития таможенной системы России в условиях переходного периода // Учен. зап. СПб им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 1999. 1 (8). С. 5-10.

- Лопатин В. Н. Правовая охрана и защита права на служебную тайну // Государство и право. 2000. № 6. С. 87-93.

- Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, регистров

бухгалтерского учета, систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика (п. 3 ст. 120 Налогового кодекса РФ).

Контрольные вопросы

1. Что понимается под информацией с ограниченным доступом и какова ее структура?

2. Каковы основные признаки информации с ограниченным доступом?

3. Что понимается под государственной тайной как объектом права и каковы критерии её охраноспособности?

4. Кто может быть субъектом права на государственную тайну?

5. Какие основные права имеет государство в отношении государственной тайны и
каковы механизмы их правовой охраны?

6. В чем состоят особенности защиты прав на государственную тайну?


7. Что понимается под коммерческой тайной как объектом права и каковы критерии ее охраноспособности?

8. Кто может быть субъектом права на коммерческую тайну?

9. Какие права имеет обладатель коммерческой тайны и в чем особенности их правовой охраны?

10. Каковы основные способы защиты прав на коммерческую тайну?

11. Что понимается под банковской тайной как объектом права и каковы критерии ее
охраноспособности?

12. Кто может быть субъектом права на банковскую тайну?

13. Какие права имеет владелец банковской тайны и в чем особенности их правовой
охраны?

14. Что понимается под профессиональной тайной как объектом права и каковы
критерии ее охраноспособности?

15. Кто может быть субъектом права на профессиональную тайну?

16. Какие права имеет доверитель в отношении сведений, составивших профессиональную тайну и в чем особенности их правовой охраны?

17. В каких случаях для предоставления сведений, составляющих профессиональную тайну не требуется согласия доверителя?

18. Что понимается под служебной тайной как объектом права и каковы критерии ее
охраноспособности?

19. В чем состоят особенности правовой охраны собственно служебной тайны?

20. В чем состоят особенности правовой защиты прав на служебную тайну?

Литература

Государственная тайна в Российской Федерации. Учебно-методическое пособие. Изд. 2-е. / Под ред. М. А. Вуса. СПб., 2000.

Лопатин В. Н. Защита права на банковскую тайну // Юридический консультант. 1998. № 9-10. С. 15-20.

Лопатин В. Н. Защита права на тайну в России. Учеб. пособие. СПб., 2000.

Лопатин В. Н. Информационная безопасность России: Человек. Общество. Государство. СПб., 2000. С. 170-217.

Лопатин В. Н. Концепция развития законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. М., 1998.


Лопатин В. Н. О путях развития таможенной системы России в условиях переходного периода // Учен. зап. СПб им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 1999. 1 (8). С. 5-10.

Лопатин В. Н. Право на тайну в России // Управление защитой информации. Минск-М.

1998. Т. 2. № 4. С. 342-375.

Лопатин В. Н. Правовая защита права на тайну / Юридический мир. 1999. №4.

Лопатин В. Н. Правовая охрана и защита коммерческой тайны // Законодательство. 1998.

№ 11. С. 77-82.

Лопатин В. Н. Правовая охрана и защита информации с ограниченным доступом. Учебное пособие. Калининград, 2000. С. 100.

Лопатин В. Н. Правовая охрана и защита права на служебную тайну // Государство и право. 2000. № 6. С. 87-93.

Лопатин В. Н. Правовые основы информационной безопасности. Курс лекций. Министерство общего и профессионального образования РФ. МИФИ (технический университет). М., 2000. С. 92-160.

Лукашов А. И., Мухин Г. Н. Конфиденциальная информация и коммерческая тайна: правовое регулирование и организация защиты. Минск, 1998.

Петрухин И. Л. Личные тайны (человек и власть). М., 1998.

Проблемы правового обеспечения реализации прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности / Под ред. В. Н. Лопатина. М., 2000.

Сверчков Л. М., Чурляев Ю. А. Защита коммерческой тайны в производственно-предпринимательской деятельности предприятия. М., 1991.

Тайна. Коммерческая. Служебная. Государственная. Сборник нормативных правовых актов Российской Федерации. М., 2001.

Фатьянов А. Проблемы формирования института служебной тайны // Государство и право.

1999. №4.

Экономическая безопасность предприятия: защита коммерческой тайны / Под ред. В. М. Чаплыгина. М., 1991.

Ярочкин В. И. Информационная безопасность. Учеб. пособие для студентов непрофильных вузов. 2000.

Глава 14

ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ВРЕДНОЙ ИНФОРМАЦИИ

В истории науки и практики обеспечения информационной безопасности различают несколько этапов. Традиционно эта область безопасности отождествлялась с защитой


информации. С появлением и распространением компьютерных сетей в качестве самостоятельного объекта защиты стали рассматривать информационные системы. С наступлением третьего тысячелетия для человечества начинается эра информатизации, где вместе с перспективами прогресса нас ожидает угроза "информационной Хиросимы". Наряду с информацией и информационными системами надо защищать и самого человека от воздействия информации. Похоже, что значение и роль этого объекта защиты в системе обеспечения информационной безопасности в ближайшие десятилетия будет возрастать, так же как компонент информационной безопасности выйдет на первое место в системе национальной безопасности страны. Причины этого кроются как в возрастающей зависимости человека и общества от информации, так и в реализации экономических и политических интересов с использованием информационных технологий, в том числе деструктивного порядка (информационное оружие), где главным объектом является человек.

14.1. Понятие и структура вредной информации

Источники права, К основным источникам права в этой области относятся:

а) нормы Конституции РФ - ст. 13 (ч. 5), 17 (ч. 3), 19 (ч. 2, 3), 21, 23 (ч. 1), 29 (ч. 2), 55 (ч. 3);
Постановление Верховного Совета

РСФСР от 22 ноября 1991 г. № 1920-1 "О Декларации прав и свобод человека и гражданина" (ст. 4),

б) нормы законов - Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. №63-Ф3(ст. 105.2л, 106, 107,
111..2е, 112, 113, 117.2з, 129, 130, 135,140, 150, 151, 159, 163.1, 165, 170, 176, 179, 182, 185,
186, 187, 189,195, 197, 198, 199, 200, 207, 212,3, 214, 230, 233, 235, 237, 238, 239,240, 242,
244.26, 273, 280, 282, 292, 297, 298, 302, 303, 306, 307, 309,319, 321, 326, 327, 329, 335, 336,
339, 354, 356, 357;

Уголовно-исполнительный кодекс от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ (ст. 95),

Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 г. № 2-ФКЗ "О референдуме РФ" (статья 30),

Основы законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г. №3612-1 (в ред. Федерального закона от 23.06.99 N 115-ФЗ, ст. 31),

Закон СССР от 24 июня 1981 г. № 5152-Х (в ред. Федеральных законов от 19.05.95 N 82-ФЗ, от 15.08.96 № И4-ФЗ) "О правовом положении иностранных граждан в СССР" (ст. 16),

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.95 № 6-ФЗ? от 06.06.95 № 87-ФЗ, от 19.07.95 № 114-ФЗ, от 27.12.95 № 211-ФЗ) "О средствах массовой информации" (ст. 4),

Федеральные законы от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.06.98 № 85-ФЗ) "Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (ст. 28), от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.03.1999 № 55-ФЗ) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" (ст. 45), от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (в ред. Федерального закона от 20.07.2000 № 103-ФЗ) "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" (ст. 14), от 24 июня 1999 г. № 121-ФЗ (в ред. Федерального


закона от 12.04.2001 № 35-ФЗ) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (ст. 60); от 31 декабря 1999 г. № 228-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (ст. 53), от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ "О политических партиях" (ст. 9) и др.;

в) подзаконные нормативные правовые акты - Указы Президента РФ от 25 мая 1992 г. №
524 "О порядке организации и проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и

пикетирования", от 29 октября 1993 г. № 1797 "Об утверждении основных положений о выборах в органы местного самоуправления", от 21 сентября 1993 г. № 1400 (в ред. Указов Президента РФ от 01.10.93 № 1557, от 11.10.93 № 1625, от 24.12.93 № 2288) "О поэтапной конституционной реформе в РФ", от 9 сентября 2000 г. № Пр-1895 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности РФ",

Постановление Совета Министров РСФСР от 17 апреля 1991 г. № 211 (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.06.93 № 542) "О регулировании издательской деятельности в РСФСР", Постановления Правительства РФ - от 26 июня 1995 г. № 609 "Об утверждения Положения об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства", от 11 октября 1994 г. № 1158 "О порядке учета, хранения и использования средств цветного копирования в РФ" и др.,

Приказ ГУГТК СССР от 18 августа 1989 г. № 137 (в ред. Приказов ГУГТК СССР от 12.12.1990 № 314, ГТК РФ от 28.07.1992 № 283, от 14.02.1994 № 60, от 25.04.1994 № 162, от 21.11.1995 № 698, от 10.11.1997 № 668, от 22.09.2000 № 863) "Об утверждении Положения о порядке пропуска и декларирования товаров и имущества через государственную границу", Приказ ГТК РФ от 25 января 1999 г. № 38 (в ред. Приказа ГТК РФ от 26.07.2000 № 633) "Об утверждении Инструкции по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности" и др.;

г) международные договоры и соглашения - Международный пакт о гражданских и
политических правах от 16 декабря 1966 г. (ст. 19. п. 3,20) и др.;

д) судебная практика - Постановление Конституционного Суда РФ от 27 апреля 1998 г. №
12-П и др.

Особое место среди объектов защиты в системе обеспечения информационной безопасности занимает защита от воздействия "вредной" (вредоносной) информации.

В отличие от других случаев, когда государство должно создавать условия для реализации права граждан на доступ к информации или защищать информацию ограниченного доступа, оно здесь должно создавать условия для защиты самого человека и общества от вредоносного влияния определенного рода информации. В

данном случае информация не является тайной, но ее распространение может нанести определенный вред интересам и правам человека, общества и государства.

Вопросы воздействия на сознание (подсознание) человека издавна волновали людей во многих странах мира. Новые информационные технологии, средства массовой коммуникации многократно усилили возможности психического воздействия на человека, большие группы людей и население страны в целом.


При этом, по оценке ученых РАН, "личные и социальные проблемы, с которыми человек не в состоянии справиться, толкают его к колдунам и знахарям. Вера в астральные силы избавляет от ответственности, позволяет оправдать собственные ошибки и неудачи". В силу крайней актуальности такой угрозы в 1975 г. 186 ведущих ученых мира (среди которых 18 нобелевских лауреатов) выступили с публичным предупреждением о такой опасности, а в 1998 г. 32 известных российских ученых опубликовали заявление "Наука клеймит псевдонауку".- В этом заявлении, в частности говорится, что "увлеченность "оккультными науками" захлестывает общество. При этом адепты "тайного знания" аппелируют к фактам науки, заимствуя у них терминологию и научные методы. Не без помощи этого астрология, например, становится средством воздействия на политические и экономические решения людей, беззастенчиво вторгается в их личную жизнь. Всему этому способствуют, играя на человеческих слабостях, средства массовой информации".

Основными средствами достижения таких целей при этом являются средства массовой информации, образовательные системы и культовые образования, а наиболее подвержены такому воздействию подростки и молодежь. Оставляя за рамками данной темы результаты положительного воздействия и того прогресса, который несет для нас новая информационная революция, остановимся на ее отрицательных сторонах. Приведем несколько примеров "результативности" подобного воздействия со знаком "минус".

В настоящее время в РФ насчитывается несколько десятков видов деструктивных сект, типа "Белое братство" и "Аум Синрикё",

практически во всех регионах страны.- По отдельным оценкам, в различные новокультовые образования вовлечено от 3 до 5 млн. человек, из них до 70% - молодежь, в т.ч. около 1 млн - студенты, каждый четвертый из которых бросил учебу. Разрушено таким путем до 250 тыс. семей. Все это - результат попадания людей в зависимость с изменением их поведенческих реакций в подобного рода сектах.-

Результатом такой зависимости стали и такие известные факты: сожжение 88 приверженцев Дэвида Кореша в Вако (США - 1993 г.), отравление 914 человек в секте Джонса (Гайяна, 1994г.), сожжение 53 адептов Храма Солнца в Швейцарии и Канаде (1994г.), самосожжение 600 человек (Уганда, март 2000г.), самоубийство под воздействием "системы духовного самосовершенствования" 1660 так называемых "практикующих движения духовного возрождения "Фалуньгун"" (Китай).

Общеизвестны результаты манипулирования массовым сознанием через заложенное в рекламу скрытое программирование ("25-й кадр"), когда человек делает что-либо помимо своей первоначальной воли и желания.

В 1997 г. около 700 японцев попали в больницу с признаками эпилепсии после просмотра "компьютерного мультика", то есть результатом стало - нанесение вреда здоровью. К этому можно добавить ежедневные объявления в федеральных и местных газетах типа "наведу порчу" и "сниму сглаз" многочисленных шаманов, колдунов, магов и т. п., где наряду с обыкновенным мошенничеством нередки случаи причинения вреда здоровью.

Культ жестокости, насилия, порнографии, пропагандируемый в СМИ, печатных изданиях неограниченной продажи, а также в

компьютерных играх и др., ведет к неосознаваемому порой желанию у подростков и молодежи подражать этому, способствует закреплению таких стереотипов поведения в их собственных привычках и образе жизни, снижает уровень пороговых ограничений и


правовых запретов, что, наряду с другими условиями, открывает путь для многих из них к

правонарушениям.-

Многочисленные общественные комитеты, в том числе родительские, по защите от такого воздействия, существующие сегодня в РФ, большое количество обращений граждан в органы государственной власти с просьбами о проверке таких фактов и защиты населения от вредного воздействия специальных средств на их психику - все это также указывает на серьезное отставание государства от практики общественных отношений в этой сфере. Давно назрело участие государства в правовом регулировании этих процессов.-

На это же указывают и примеры активных исследований в этой области, проводимые за рубежом. Так, например, в США с 50-х гг. столетия интенсивно ведутся разработки методов и средств специального воздействия на психику. С 70-х гг. исследовательские программы проводятся в лучших лабораториях университетов всего мира: США, Германии, Австрии, Франции, Италии, Японии, Израиля, Китая и др. Средства поражения -воздействия на людей и их психику различают в зависимости от целей их применения в психологической войне. К таким целям относятся:

• искажение получаемой политическим руководством, командованием и личным составом вооруженных сил противника информации и навязывание им ложной или бессодержательной информации, лишающей их возможности правильно воспринимать события или текущую обстановку и принимать верные решения;

• психологическая обработка войск и населения;

• идеологические диверсии и дезинформация;

• поддержание благоприятного общественного мнения;

• организация массовых демонстраций под ложными лозунгами;

• пропаганда и распространение ложных слухов;

• изменение и управление индивидуальным и коллективным поведением.

Наряду с использованием традиционных средств (печатные и электронные средства массовой информации) активно разрабатываются и апробируются специальные средства воздействия на человека, как с помощью средств массовой информации, так и через компьютерные сети: средства информационно-психологического (психофизического) воздействия (в том числе в рамках программ МК-Ультра - ультрамозговой контроль, МК-Дельта -

дистанционное изменение поведения человека, Блюберд, Артишок). К числу таких уже применяющихся разработок относятся голографические изображения в пространстве, вирус № 666 (выдает на экране ЭВМ особую цветовую комбинацию, вызывающую измененное состояние психики человека, вплоть до блокирования сосудов головного мозга у оператора ЭВМ).

На основе обобщенных результатов такого воздействия предлагается следующее определение вредной информации.

Вредная информация - информация, не являющаяся конфиденциальной, но обуславливающая необходимость охраны и защиты прав и законных интересов личности, общества и государства в силу возможного вреда, который нанесет этим субъектам ее распространение (применение).


Конституционным основанием для ограничения информационных прав в этом случае является защита основ конституционного строя государства, нравственности общества и здоровья других лиц.

К "вредной" информации по этим основаниям можно условно отнести пять основных категорий информации:

1) информацию, направленную на разжигание ненависти, вражды и насилия (в том числе
возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть, вражду,
превосходство, рознь, нетерпимость; информацию, содержащую призывы к войне);

2) ложную информацию (в том числе недобросовестную, недостоверную, заведомо
ложную рекламу);

3) информацию, содержащую посягательства на честь, доброе имя и деловую репутацию других лиц;

4) непристойную информацию (в том числе порнографию, неэтичную рекламу);

5) информацию, оказывающую деструктивное воздействие на здоровье людей (в том числе рекламу со скрытыми вставками).-

Учитывая, что отдельные категории этой информации были рассмотрены частично при изучении других тем курса (например, вопросы об информации, содержащей посягательства на честь, доброе

имя и деловую репутацию других лиц, рассматривались в главе о неприкосновенности частной жизни; вопросы защиты от ложной информации и информации, разжигающей ненависть, вражду, превосходство - в главе о СМИ), в данной главе остановимся лишь кратко на характеристике такого рода информации, уделив больше внимания правовой характеристике других объектов в структуре вредной информации.

Наименее разработанным в этой области остается пока вопрос охраны и защиты от деструктивного воздействия на человека со стороны других людей с парапсихологическими способностями, оккультных организаций, а также других лиц, использующих скрытое программирование источников информирования, генераторов физических полей и излучений, программ ЭВМ и иных психотехнологий-.

Информация, направленная на разжигание ненависти, вражды и насилия.

Обязательными признаками такой информации являются:

• наличие прямых призывов к насилию (к войне, захвату власти, насильственному изменению основ конституционного строя);

• возбуждение (разжигание) ненависти, вражды, розни или нетерпимости по социальным (классовым), расовым, национальным, языковым или религиозным мотивам (в результате агитации, пропаганды или иных действий);

• пропаганда превосходства, исключительности либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии или расовой принадлежности, унижение национального достоинства;

• направленность целей (или действий) по ее использованию на нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства.


Указанные признаки зачастую тесно связаны между собой и в конкретных обстоятельствах выступают, как правило, в комплексном виде.

Общественная опасность публичных призывов к развязыванию агрессивной войны в соответствии со ст. 354 УК РФ, заключается в том, что такие действия формируют в обществе и соответствующих структурах государственной власти социально-психологическую

атмосферу морального оправдания и готовности к ведению войны. Призывы к войне могут выражаться в устных или письменных обращениях (в том числе в средствах массовой информации, через воспроизведение звукозаписи или видеозаписи) лица к определенной аудитории слушателей (или читателей) с обоснованием целесообразности или необходимости ведения военных действий против другого государства, а равно с призывом к лицам, занимающим соответствующие государственные должности государственной службы РФ, об объявлении и ведении войны против другого государства. Призывы к развязыванию агрессивной войны следует рассматривать как публичные, если они имели место в устном выступлении перед определенным числом слушателей (на митинге, собрании, концерте и т. п.) или в письменной форме в виде обращений, раскладываемых по почтовым ящикам граждан, рассылаемых по почте соответствующему кругу адресатов, вывешиваемых в качестве рукописных или типографским способом изготовленных листовок и т. п.

Действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, выражаются в распространении различных идей и взглядов, подрывающих доверие и уважение к определенной национальности или расе либо религиозному вероисповеданию, а также вызывающих неприязнь или чувство ненависти к образу жизни, культуре, традициям, религиозным обрядам граждан данной национальности или расы и т. п. Указанные идеи и взгляды могут распространяться путем агитации и пропаганды в устной, письменной либо наглядно-демонстрационной форме. При этом идеи и взгляды носят общий характер и не обращены к конкретной личности. Для квалификации не имеет значения, соответствуют ли действительности приписываемые той или иной нации или расе особенности, черты. Главный смысл подобных деяний - посеять между людьми разных национальностей, рас, религиозных конфессий взаимное недоверие, развить на основе тенденциозных, оскорбительных либо клеветнических суждений взаимное отчуждение, подозрительность, переходящие в устойчивую враждебность.

Действия, направленные на унижение национального достоинства, имеют локальную цель - унизить, оскорбить, т. е. показать ущербность, неполноценность, неприглядность, ограниченность людей конкретной национальности либо отдельного гражданина. Такие действия могут проявляться самостоятельно либо выступать

составным элементом предшествующих деяний по разжиганию национальной вражды.

Пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности, как и предшествующий характер действий в соответствии со ст. 182 УК РФ может выступать самостоятельным квалифицирующим признаком либо составной частью механизма развития национальной, расовой или религиозной вражды.-

Рекомендация Комитета Министров Совета Европы № R (97) 20 по вопросам "разжигания ненависти" содержит достаточно ясные международно-правовые ориентиры для точной квалификации действий, способных спровоцировать насилие. Практика Европейского Суда


по правам человека также исходит из того, создают ли употребленные слова ясную и непосредственную угрозу общественной безопасности. Так, в решении по делу Surek против Турции отмечается, что "в условиях квазигражданской войны свобода выражения политических мнений имеет серьезное значение, но может быть ограничена постольку, поскольку имеет своей целью и (или) реально может спровоцировать эскалацию насилия".

Ложная информация (в том числе недобросовестная, недостоверная, заведомо ложная реклама).

В Доктрине информационной безопасности РФ навязывание ложной информации

отнесено к угрозам безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России. По данным МАП РФ в России зафиксировано в 1998-2000 гг. около 31 тыс. нарушений законодательства о рекламе (1998 г. - 2131, 1999 г. - 9612, 2000 год - 19227), в том числе 2587 - недостоверная реклама, 1747 - недобросовестная реклама.-

Ложная информация имеет множество разновидностей в зависимости от сферы отношений и используемых информационных технологий. Например, одной из распространенных мошеннических схем при торговле ценными бумагами через Интернет является схема -Pump & dump - "увеличить и сбросить" - вид рыночной

манипуляции, заключающейся в извлечении прибыли за счет продажи ценных бумаг, спрос на которые был искусственно сформирован. Манипулятор, называясь инсайдером или осведомленным лицом и распространяя зачастую ложную информацию об эмитенте, создает повышенный спрос на определенные ценные бумаги, способствует повышению их цены, затем осуществляет продажу ценных бумаг по завышенным ценам. После совершения подобных манипуляций цена на рынке возвращается к своему исходному уровню, а рядовые инвесторы оказываются в убытке. Данный прием используется в условиях недостатка или отсутствия информации о компании, ценные бумаги которой редко торгуются. Распространенной схемой, применение которой нанесло наибольший материальный ущерб в последнее десятилетие для граждан стало построение так называемых финансовых пирамид.

Заведомо ложной является информация, в которой присутствуют не соответствующие действительности фактические данные о свойствах и качестве товара, работ и услуг, а также об изготовителях (исполнителях, продавцах) и являющиеся существенными в гражданско-правовом смысле. К переченю сведений, при наличии которых реклама является недостоверной, в частности, относятся: не соответствующие действительности сведения о таких характеристиках товара, как состав, способ и дата изготовления, назначение, потребительские свойства, условия применения, наличие сертификата соответствия, сертификационных знаков и знаков соответствия государственным стандартам, количество, место происхождения; о наличии товара на рынке и возможности его приобретения в указанном объеме, периоде времени и месте и т. д.— Заведомо ложным является и объявление о несостоятельности, принятое в порядке, установленном законом, но на основе заведомо ложной информации при представлении кредиторам искаженных сведений о платежеспособности данного хозяйствующего субъекта и других факторах, влияющих на признание несостоятельным с целью изменить сроки и размер платежей либо отказаться от них. Сокрытие, несвоевременное представление либо представление заведомо ложной информации этого рода запрещается (ст. 6 Федерального закона "О защите населения и

территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").


Заведомо ложной является реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации, и с помощью которой рекламодатель, рекламопроизводитель или рекламораспространитель умышленно вводят в заблуждение потребителя рекламы.—

Объективная сторона деяния включает действия по использованию в рекламе заведомо ложной информации о товарах, работах или услугах, их изготовителях, исполнителях, продавцах, распространение рекламных сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, и доведение их до сведения адресата; последствия в виде значительного ущерба и причинную связь между действиями и последствиями.

Использование в рекламе заведомо ложной информации заключается в предоставлении заведомо неверных сведений об объекте рекламы, производстве рекламы с такой информацией и ее распространении. Заведомо ложная информация в рекламе может использоваться рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем, которые, являясь независимыми друг от друга лицами, имеют специфические права и обязанности.

Нормативно-правовыми актами устанавливаются в ряде случаев особые требования к рекламе отдельных видов товаров, работ или услуг, в частности, к рекламе ценных бумаг, если они выступают в качестве товара, табачных изделий, алкогольной продукции. Нарушение этих требований, включая отсутствие обязательных сведений либо сообщение запрещенных к использованию в рекламе сведений, может образовывать использование заведомо ложной информации.

Не является заведомо ложной информация общего оценочного характера, в частности, способствующая реализации товаров,

заключению договоров, но не содержащая о них заведомо ложных фактических сведений.

Разновидностью ложной информации является зачастую и незапрашиваемая пользователем реклама, поступающая через почтовые ящики, факсимильную связь, а с развитием компьютерных технологий - открытые компьютерные сети. Применительно к навязчивой сетевой рекламе термин "спам"— стал употребляться несколько лет назад, когда рекламные компании начали публиковать в новостных конференциях Usenet свои рекламные объявления. Новый вид коммерческой деятельности получил название "spamming" или "mail-bombing". Но, так как эта технология предусматривает любую фильтрацию сообщений, и администраторы конференций просто удаляли спам до того, как он достигал большого числа людей, спа-меры переключились на рассылку рекламы по группам адресатов.

Основные виды спама в Интернет: выскакивающие (pop-up) окна (минимизированная web-страничка, раскрывающаяся помимо воли пользователя в виде окошка поверх основного окна браузера, где можно помещать текст, изображение, формы и т. д., чаще всего, - сервера бесплатного хостинга и порносайты); спам в конференциях и новостях; спам в гостевых книгах (спамеры целенаправленно ищут гостевые книги и размещают в них информацию, не имеющую отношения к сайту и не несущую полезную информацию для владельца ресурса); спам в поисковых системах (некоторые вебмастера для привлечения посетителей на свой сайт через поисковые системы вставляют в страницы текст, напичканный словами типа: секс, порно, интернет, бесплатно, за которыми пользователь ничего ожидаемого не находит); спам в электронной почте (наиболее


распространенный вид спама - письмо, посланное в адрес нескольких получателей, которые не выразили желание получить такое письмо).

Основные цели спама: реклама товара, раскрутка сайта (при рекламе чего-либо очень хорошего и/или бесплатного ссылка ведет на сайт, который совершенно не имеет отношения к этой информации, но рейтинг сайта повышается за счет обманутых посетителей),

платные звонки (рекламируется товар и указывается номер телефона, позвонив по которому услышите только автоответчик, а потом придет счет за соединение), реклама денежных пирамид (обещание баснословных прибылей с предварительным перечислением небольшой денежной суммы но указанному адресу), сбор информации (под видом опроса или заказа предлагают заполнить анкету и отослать Ваши данные по указанному адресу), засылка вирусов и прочее (например, баловство).

Исследование, проведенное в 2000 г. Европейской Комиссией, показало, что ежедневный поток спама обходится интернет-пользователям в общей сложности в 10 млрд евро ($ 9,36 млрд) в год. Именно такая сумма тратится за пользование Сетью в то время, когда веб­серверы просматривают или удаляют из своих ящиков спам, присылаемый различными маркетинговыми интернет-компаниями. Рассылка рекламных писем по электронной почте очень популярна в США и становится все более распространенной в странах Европы, в том числе в России.

Непристойная информация (в том числе порнография, неэтичная реклама). Под

порнографической продукцией понимается - любые печатная и аудиовизуальная продукции, в том числе реклама, переданные и полученные по коммуникационным линиям сообщения и материалы, целью которых является непристойное, циничное изображение и (или) описание половой жизни людей, в том числе сексуальных действий с несовершеннолетними, насильственных действий сексуального характера, а также сексуальных действий, связанных с надругательством над телами умерших или совершаемых в отношении животных. В отличие от эротического изображения в порнографии внимание акцентируется на контактах половых органов.

Информация, оказывающая деструктивное воздействие на здоровье людей (в том числе реклама со скрытыми вставками). Еще в начале шестидесятых годов двадцатого столетия в США была предложена идея "скрытой рекламы". Как известно, для достижения эффекта слитного изображения кадры кинофильма должны сменяться с частотой не меньше 20 кадров в секунду (в кино принята частота 24 кадра/сек.). Было предложено после каждых "нормальных" 24 кадров впечатывать еще один, на котором помещать рекламу "Кока-колы" (в этой компании и было сделано изобретение). Человек не



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.22.244 (0.086 с.)