Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Болезни, возникающие по психологическим причинам↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Этот класс заболеваний включает в себя все болезни, вызываемые страстями, порочными желаниями, беспорядочными мыслями и болезненным воображением. Такие психологические состояния могут вызвать физиологические изменения в физическом теле. Стыд вызывает краску на лице, а ужас — бледность. Страх может вызвать понос, меланхолия — запор, гнев или зависть могут привести к желтухе. Веселье может лечить, печаль может убивать. Сильные эмоции могут вызвать выкидыш, апоплексию, спазмы, истерию, привести к пороку в развитии зародыша, и т. д., и т. п. Подобные вещи известны всем, кто исследовал такие случаи; но менее известно, что больное воображение одного человека может воздействовать на разум другого, отравить его жизненную силу и искалечить или убить его тело. Причина малой известности этого заключается в том, что воображение большинства мужчин и женщин на современном уровне развития цивилизации слишком слабое, их воля слишком вялая, а их вера слишком пронизана сомнением, чтобы добиться желаемого результата; к счастью, их воображение, как бы порочно оно ни было, не будет иметь большой силы, пока состояние морали не поднимется выше своего нынешнего уровня.[208] Тем не менее, существовали люди, чья злая воля была так сильна, что они, инстинктивно или сознательно, переносили результат работы своего воображения на человека, которому желали навредить; такие люди существуют и сейчас, хотя они могут посчитать нескромным хвастать своим даром или демонстрировать свои способности на публике. Зависть и ненависть вызывают злое воображение и создают силы, которые могут быть более активны во время сна, чем во время бодрствования. Дурные мысли злобного человека могут повлиять на другого (чувствительного) человека не только когда первый бодрствует, но и когда спит: ибо когда физическое тело спит, звездное тело вольно идти куда захочет или куда его влечет. «Жизнь, действующая в органах, есть anima vegetiva (животная душа). Это невидимый огонь (сера), который легко может быть раздут силою воображения. Воображение может создать голод и жажду, вызвать неестественные выделения и привести к заболеванию; но человек, не имеющий злых желаний, не будет иметь и больного воображения, и мысли его не вызовут никаких болезней». «Человек, имеющий злые желания, будет иметь и злое воображение, и силы, созданные в сфере его разума, могут быть перенесены могущественной волею в сферу разума другого человека. Мысли суть не пустое ничто, они создаются из субстанции, образующей элемент души, в том же смысле, в каком создается кусок льда из субстанции воды. Воля есть сила, способная сосредоточить образ, созданный в уме, — в том же смысле, в каком сила холода заставляет воду смерзаться в твердый лед; и как льдинку можно перебросить с одного места на другое, так же и злая мысль, созданная настойчивой волею одного человека, может быть перемещена в сферу разума другого и проникает в его душу, если та недостаточно защищена». «Воображение — источник многих болезней; вера — лекарство от всех. Если мы не можем излечить болезнь верою, то потому лишь, что наша вера слишком слаба: вера же наша слаба по причине нашей жажды знаний: если бы мы сознавали силу Бога в себе, мы никогда не терпели бы неудач. Сила амулетов заключается не столько в материале, из которого они сделаны, сколько в вере, с которою их носят; исцеляющая сила лекарства зачастую состоит не столько в духе, заключенном в нем, сколько в духе, с которым его принимают. Вера сообщает им действенность; сомнение уничтожает его достоинства». «Один яд может лишить силы другой яд, так же и действие воображения одного человека может уравновесить действие воображения другого. Если некто может сделать восковую фигурку, дабы повредить моему телу, я могу сделать другую фигурку, дабы отвести злое заклятье. Его изображение обретает могущество от силы его веры, мое изображение становится действенным в силу моей веры: и повреждения, нанесенные моим врагом фигурке, не причинят мне вреда, и проклятия, насылаемые им на меня, вернутся к нему и не затронут меня». 5. Болезни, возникающие по духовным причинам (Карма) Все болезни являются следствием ранее существовавших причин. Некоторые из них происходят по природным причинам, другие — по духовным. Духовные причины — это причины, созданные человеком не в его нынешней жизни, но на протяжении предыдущего существования. Для таких случаев нет иного средства, кроме терпеливого ожидания, пока злая сила не истощится и закон справедливости не будет соблюден, ибо даже если справедливого воздаяния за наши грехи можно однажды избежать, оно будет лишь отложено, и зло вернется в другое время с возросшей силой и накопленными процентами. «Ни один врач в таких случаях не осмелится предсказать час исцеления, ибо человеку не дано судить прегрешения других; внутренний храм хранит таинства, к которым непосвященный не допущен. Когда суд завершается, Бог посылает целителя. Если больной исцеляется, последовав совету врача, это знак того, что врач был послан Богом: если же исцеление не приходит, значит, Бог не послал целителя. Ничто в мире не наступает без основания. Невежественные лекари суть слуги ада, посланные дьяволом мучить больных; но истинный врач есть Бог. Бог ничего не делает неестественным путем, и, когда он совершает чудеса, он совершает их через людей. Богу нет надобности осматривать больного; когда он приходит к нему, он приходит в образе человека. Если в городе есть хороший врач, люди смотрят на него как на благословение Господне; присутствие же невежественного лекаря есть всеобщее бедствие и всеобщее проклятье. Все телесные болезни будут излечены в свой срок, когда битва жизни закончится и ангел смерти откроет врата в вечное царство покоя[209]». VIII. АЛХИМИЯ И АСТРОЛОГИЯ Алхимия и астрология — науки в наше время малопонятные, ибо они имеют дело со сверхчувственными явлениями, которые не могут быть известны людям, не обладающим сверхчувственными силами восприятия. Химия имеет дело с физической материей, алхимия — с ее астральными принципами. Астрономия изучает физические аспекты планет и звезд, астрология — психическое воздействие их душ друг на друга и на микрокосм человека. Химия — наука, которая может быть изучена любым человеком, обладающим средними интеллектуальными способностями и некоторой сноровкой, необходимой для практического ее приложения. Астрономия доступна любому, кто способен понимать математику, владеет логикой и физическим зрением. Алхимия — искусство, которое нельзя постичь без духовного знания. Астрология непостижима для того, кто не способен чувствовать влияние звезд. Книги, трактующие алхимию и астрологию, понятны тому, кто обладает силой внутреннего восприятия, но от тех, кто этой силы лишен, смысл их ускользает. Невозможно также и растолковать им аллегорическое значение этих книг, ибо в силу вечных законов духовные истины нельзя постичь с помощью рассуждений. Чем более отточен интеллект для восприятия внешних и искусственных явлений, тем легче ему потерять способность видеть внутреннюю духовную реальность, и прогресс современной науки в познании внешнего ведет к тому, что большинство наших ученых мужей разучились осознавать духовные истины, а многие и вовсе отрицают их существование. Все в природе имеет три аспекта. Высший аспект алхимии есть трансформация пороков в добродетели огнем любви к добру, очищение души страданием, возвышение Божественного начала в человеке над животными элементами его души. Знаком, в котором работает настоящий алхимик, является крест, ибо человек, возвышаясь среди своих братьев из животного царства, укоренен материальными элементами в земле, постигает душой элементарные силы природы, которые являются причиной его страдания и смерти человеческой природы, но его высшая природа (его разум), поднимаясь над животным существованием, достигает чистой атмосферы небес. Второй аспект алхимии — учение о природе невидимых элементов, составляющих астральные тела вещей. Каждая вещь троична, она имеет тело и душу, связанные вместе духом, который есть причина и закон. Физические тела подвержены влиянию физической материи, душа воздействует на элементы души, а сознательный дух просвещенного направляет и контролирует действия материи и души. Силой духа можно сублимировать материальные элементы в невидимые или коагулировать невидимые вещества, делая их видимыми. Явления такого рода можно иногда наблюдать на «спиритических сеансах», хотя алхимик, вызывающий их, при этом так же остается невидимым. Низший аспект алхимии — это приготовление, очищение и соединение физических веществ. Из этой части учения выросла современная химия, являющая собой, в своем теперешнем состоянии, шаг вперед низшего аспекта старой химии, но полностью утерявшая высшие ее аспекты. Дальнейший прогресс химической науки вновь приведет ее в соприкосновение с алхимией. Химия разлагает и соединяет материальные вещества в определенных пропорциях, она может выделить чистое вещество без примесей, но при этом основные элементы она всегда оставляет неизменными; алхимия же изменяет характер простых тел и поднимает их до более высоких состояний бытия. Чтобы развить эту способность, требуется не просто механический труд, но мастерство творца. Человек, своими руками по определенным правилам составляющий химические препараты, является химиком; ткача, ткущего сукно, и портного, шьющего одежду, можно назвать алхимиками, поскольку ни сукно, ни одежда не создаются природой. Химик имитирует природу, художник превосходит ее; чернорабочий одалживает природе свои руки, давая ей возможность совершить что-то через него; художник использует материал, данный природой, и производит нечто, что существует только в его душе. Маляр, красящий стену, — химик, его работа требует сноровки, но не гения. Художник, рисующий картину, — алхимик, поскольку он воплощает идею и вкладывает в работу свою душу. Чтобы правильно понять значение слов «алхимия» и «астрология», необходимо понять и осознать тесную взаимосвязь и тождественность микрокосма и макрокосма, их взаимное влияние. В человеке потенциально содержатся все силы Вселенной, его физическое тело и все его органы есть не что иное, как результат действия и воплощение сил природы. Микрокосм и макрокосм не только «сравнимы друг с другом», они воистину едины по своим силам и равны по составу элементов. «Если во мне содержится „манна“, я могу привлечь „манну“ с небес. „Мелисса“ присутствует не только в саду, но и в воздухе и на небесах. „Сатурн“ пребывает не только на небе, но также и в недрах земли и в глубине океана. Что же есть „Венера“, как не „артемизия“, растущая в твоем саду? Что есть „железо“, как не „Марс“? Иными словами, Венера и артемизия суть порождения одной сущности; Марс и железо суть проявления одной причины. Что есть человеческое тело, как не констелляция тех же сил, что образуют звезды на небе? Кто знает, что есть железо, знает и свойства Марса. Кто знает Марс, знает свойства железа. Что сталось бы с сердцем, если бы не было Солнца во Вселенной? Какая польза была бы в „vasa spermatica“,[210] если бы не было Венеры? Улавливать невидимые элементы, притягивать их посредством материальных их соответствий, управлять ими, очищать и превращать их живою силою духа — вот что есть истинная алхимия». («Paragranum», i.) Что материальные науки знают о духовном? Химия — это наука, которая имеет дело с химическими соединениями, распадом и образованием новых соединений физических веществ. Алхимия занимается очищением и соединением астральных элементов и трансформацией низших форм и состояний в высшие. При помощи химии мы можем очистить физические вещества от всех инородных элементов и отделить их от физических примесей, но составляющий их элемент останется неизменным. Посредством алхимии мы можем поднять элемент до более высокого и чистого состояния бытия. Природные процессы, благодаря которым происходит соединение и разложение материи, — такие, как гниение, вызываемое соприкосновением вещества с воздухом, и химическое соединение двух или более веществ, вступающих в контакт друг с другом, — есть химические процессы. Прорастание дерева из семени, эволюция миров, рождение драгоценных металлов в явно бесполезной материальной породе, внутриутробное развитие плода, рост животного или человеческого существа и пр. суть алхимические процессы, поскольку сама жизнь является их движущей силой, и они не могли бы происходить без ее участия.[211] «Отделение есть причина существования, рождение вещей есть выделение их из Mysterium magnum. Это величайшее чудо, ведомое практической философии, божественное искусство. Кто способен притягивать вещи из Mysterium magnum (Акаши), тот есть истинный алхимик». Этой способностью обладают только те, кто духовно развит.[212] Природа постоянно практикует это искусство благодаря организующей энергии невидимого астрального тела. «Как курица рождает цыпленка с крыльями и ногами из малого Микрокосма, заключенного в скорлупу яйца, так же и тайны природы создаются посредством алхимических процессов. Алхимия природы есть причина вызревания груши и вырастания винограда на лозе. Алхимия природы выделяет полезные элементы из пищи, поступающей в желудок, преобразуя их в хилус[213] и кровь, в мускулы и кости, и отвергает то, что бесполезно. Врач, ничего не смыслящий в алхимии, может быть лишь слугой природы, как бы ни был он сведущ в науке о внешних явлениях; алхимик же — ее господин. Если врач не может влить жизнь в пораженные части тела, он не способен исцелять, а должен ждать, пока природа не выполнит его задачу; но тот, кто способен направлять жизненную силу, может направлять природу и управлять ею». Алхимия описывается Парацельсом как искусство, в котором Вулкан (огонь природы — астральный свет) является творцом. Она отделяет чистое от нечистого, заставляет вещи возникать из первичной материи (Акаши). Алхимия превращает в совершенное то, что природа оставила несовершенным, и очищает все вещи силой духа, который в них содержится. «Все (в том числе и человек) состоит из трех субстанций, и все имеет свое число, свой вес и свою меру. Здоровье есть правильное соотношение количества и качества этих трех субстанций; отклонение от него приводит к болезни. Эти три субстанции — сера, ртуть и соль[214] на них воздействует четвертый принцип, который есть жизнь. Эти три субстанции недоступны физическому зрению, но истинный врач должен, тем не менее, видеть их и уметь отделить одну от другой. То, что доступно чувствам, может увидеть любой, не только врач; но врач должен быть способен прозревать вещи, видеть которые может не каждый. Есть прирожденные врачи и есть врачи „сочиненные“. Первые видят то, чего последние видеть не могут и, будучи не в состоянии воспринять, подвергают сомнению само существование подобных вещей. „Сочиненные“ врачи видят внешнее вещей, прирожденные врачи — внутреннее: однако внутренний человек есть истинная реальность, тогда как внешний — лишь видимость, и потому настоящий врач видит истинного человека, а врачи-шарлатаны — только иллюзии. Три субстанции связываются в формах жизненной силою. Если мы возьмем три невидимых субстанции и прибавим к ним жизненную силу, то получим три невидимых субстанции в видимой форме. Три составляют форму, они разделяются лишь после того, как жизненная сила покидает их. Они сокрыты жизнью и жизнью соединены вместе. Их совокупные свойства определяют свойства формы, и только когда жизнь уходит, проявляются отдельные их качества. Если субстанции эти соединены в надлежащей пропорции, форме присуще здоровье; но как только они разделятся, одно будет гнить, а другое — гореть. Человек не видит действия этих трех субстанций, пока они связаны жизнью, но он может распознать их свойства, когда форма разрушается. Невидимый огонь содержится в сере, растворимый элемент — в соли и летучий элемент — в ртути. Огонь горит, ртуть дает дым, соль остается в золе; но пока форма жива, нет ни огня, ни золы, ни дыма». «Есть сотни различных видов соли, серы и ртути во вселенной и в человеческом организме, и величайшие тайные силы (возможности) содержатся в них. Все сокрыто в них — в том же смысле, в каком груши сокрыты в грушевом дереве и гроздья винограда — в лозе. Неглубокий наблюдатель видит лишь то, что доступно его чувствам, но внутреннее зрение открывает будущее. Садовник знает, что на лозе не родятся груши, а на грушевом дереве — виноград. Невежда говорит о тепле и холоде, о сухости и влажности, о сладости и кислоте, о горечи и терпкости, не зная, чем порождаются эти свойства; мудрый же различает в них элементы звезд». («Paragranurn».) Парацельс сравнительно мало писал обо всем, что связано с вульгарной алхимией, он был врагом бесконечных рецептов и предписаний, марания грязью коллег, злобы и елейности, шарлатанства и знахарства — всего, чем славились в его время так называемые «алхимики». Он пишет: «Что я скажу обо всех твоих алхимических рецептах, о твоих ретортах и бутылях, тиглях, ступках и склянках, обо всех этих сложнейших процессах дистилляции, плавления, фиксации, сублимации, осаждения, обо всем этом паясничаньи, ради которого ты растрачивал свое время и свои деньги? Все подобные вещи никчемны, и труд твой пропадает втуне. Они скорее препятствуют, нежели способствуют достижению истины». Тем не менее, сам Парацельс был весьма сведущ в алхимии. В предисловии к своей работе, названной «Tinctura Physica»,[215]он говорит: «Я владею сокровищем, укрытым в больнице в Вейдене (Фраул), которое имеет столь высокую цену, что ни папа Лев, ни император Карл не смогли бы купить его за все свои богатства, и те, кто знаком со спагирическим искусством (алхимией), подтвердят мои слова». Способность некоторых веществ улавливать и удерживать планетарные влияния используется для придания им оккультных свойств. В силу этого алхимик может применить чистые металлы для создания амулетов, «магических зеркал» и других предметов, способных вызывать магические эффекты. Парацельс говорит: «Соединения металлов действуют удивительным образом. Если мы создадим сплав семи металлов в должном порядке в надлежащее время, то получим металл, объединяющий в себе достоинства семи исходных. Такой сплав именуется „электрум“. Он обладает не только физическими, но и звездными свойствами семи металлов, вошедших в его состав; электрум есть одно из наиценнейших средств, ведомых тайной науке. Обычные металлы не могут сравниться с ним, ибо он обладает магической силою. Сосуд, отлитый из электрума, немедленно обнаружит любой яд, положенный в него тайно, ибо яд этот начнет выступать каплями на его стенках». «Множество удивительных вещей может быть сделано из электрума, как то: амулеты, талисманы, магические кольца, браслеты, печати, фигуры, зеркала, колокола, медали — и много других предметов, обладающих огромной магической силой, из которых весьма немногие известны широко, ибо искусство наше забыто и большинство людей даже не знает о его существовании». «Не пристало объяснять все достоинства и силы электрума, ибо софисты примутся поносить его, а невежды придут в раздражение; идиот станет осмеивать его, а дурной человек употребит во зло; и потому мы вынуждены хранить молчание касательно главных его достоинств. Но есть у него чудесные свойства, о которых мы будем говорить. Мы наблюдали их сами и знаем, что говорим правду. Мы видели, как кольца, сделанные из электрума, вылечивали своих владельцев от спазмов и паралича, от падучей и апоплексии; даже во время сильнейшей эпилепсии такое кольцо приносило немедленное облегчение. Мы видели, как кольцо из электрума запотевало при начале скрытой болезни». Изображение алхимической печи в книге о дистилляции X. Бруншвига. Страсбург, 1512 г. «Электрум противостоит всем вредоносным воздействиям, поскольку в нем сокрыта небесная сила и влияния всех семи планет. Египтяне, халдеи и персидские маги использовали его против злых духов и совершали великие открытия благодаря ему. Если я расскажу все, что знаю о достоинствах электрума, софисты станут преследовать меня как величайшего колдуна в мире». «Я, однако, скажу, что знал в Испании человека, который владел колоколом из электрума около двух фунтов весом; с его помощью человек этот мог призывать всяческих призраков и привидений, исполнявших его приказания. Перед тем как воспользоваться колоколом, он писал на внутренней его поверхности определенные слова или буквы. Затем он звонил в колокол, и немедленно являлись духи в той форме, какую он повелевал им принять. Звуком этого колокола он мог вызывать даже и призраки людей или животных и удалять их прочь, когда в них не было нужды; и всякий раз, призывая нового духа, он писал на внутренней поверхности колокола другие буквы. Он отказался открыть мне секрет этих слов и букв, но я размышлял о нем и раскрыл его сам». «Тебе не стоит удивляться, прослышав о таких вещах, ибо возможно все, что согласуется с законами природы. Один человек может назвать другого по имени и повелеть ему сделать что-либо, и если этот другой уважает первого или признает его превосходство, он исполнит приказ, не будучи понуждаем к этому оружием или палкою. На невидимых существ воля человека воздействует гораздо сильнее, и низшее существо можно принудить исполнять волю высшего, лишь в мыслях произнеся слово, ибо низшее подчинено высшему; и что есть воля, если не сила, сокрытая в мысли (разуме) человека и действующая через его воображение?[216] Человеческая мысль может воздействовать на духа, подобно тому как воздействует произнесенное слово на разум человека, ибо духи не имеют физических ушей, чтобы слышать физические звуки, а в голосе нуждаются лишь те, кто не могут слышать посредством духа».[217] «Если звездный элемент одного человека может быть передан другому силой его божественного духа, то звездный элемент этот может быть также внедрен в металлы, дабы запечатлеть в них свой флюид, и благодаря этому металл будет поднят в более высокое состояние, нежели то, в которое был помещен природой».[218] ELECTRUM MAGICUM[219] Electrum magicum приготовляется следующим образом.
«Возьми десять частей чистого золота, десять серебра, пять меди, две олова, две свинца, одну часть порошка железа и пять ртути. Все металлы должны быть чистыми. Теперь жди того часа, когда планеты Сатурн и Марс войдут в конъюнкцию[220] и приготовь все свои препараты для этого случая; готовь огонь, тигель, ртуть и свинец, ибо, когда настанет время, не будет никакой отсрочки; работа должна быть сделана в самый момент конъюнкции. Как только это случится, расплавь свинец, добавь ртуть и дай им остыть. После этого жди конъюнкции Юпитера с Сатурном и Меркурием, расплавь соединение свинца и ртути в тигле, а в другом тигле олово, и слей два металла вместе в момент этой конъюнкции. Теперь тебе надлежит ждать, пока не произойдет конъюнкции Солнца с одной или с обеими из вышеназванных планет, и тогда добавь в это соединение золото, предварительно расплавив его. Во время конъюнкции Луны с Солнцем, Сатурном или Меркурием добавляется тем же образом серебро, и во время конъюнкции Венеры с одной из вышеименованных планет добавляется медь. Наконец, во время подобной же конъюнкции с Марсом все завершается добавлением порошка железа. Размешай жидкую массу прутом гамамелиса и дай ей остыть».[221]
«Из этого electrum magicum ты можешь сделать зеркало, в котором сможешь видеть события прошлого и настоящего, отсутствующих друзей и врагов и все, что они делают. Оно покажет тебе все, что ты пожелаешь увидеть, и все дела людские, совершаемые днем или ночью. Ты можешь увидеть в нем все, что когда-либо было написано или произнесено, а также и говорившего и причины, побудившие его сказать это; ты можешь увидеть в нем что угодно, в каком бы секрете это ни держалось».[222]
«Такие зеркала изготовляют из electrum magicum; они делаются диаметром около двух дюймов. Отливать их следует во время конъюнкции Юпитера и Венеры; формы для них делаются из мелкого песка. Обточи зеркала гладко точильным камнем, отшлифуй их трепелом и затем куском дерева, взятым от липы. Все действия с зеркалом — обтачивание, шлифовку и прочее — должно производить при благоприятных планетарных аспектах; выбрав надлежащие часы, можно изготовить три различных зеркала. Во время конъюнкции двух определенных планет, когда Солнце или Луна стоит в доме управителя часа твоего рождения, три зеркала следует положить вместе в чистую колодезную воду и оставить на один час. После этого их можно вынуть из воды, завернуть в льняную тряпицу и сохранять для последующего использования».[223]
Ничто в природе не мертво, и алхимия имеет дело отнюдь не с неодушевленными вещами. Алхимики древности верили в возможность самозарождения и создавали, посредством сочетания психических сил и сущностей, такие формы, в которых начинала проявляться жизнь. Они умели создавать живые существа в закупоренных бутылях, посредством палингенеза (См. Приложения: Палигенез.) вызывать и делать видимыми астральные формы растений и животных и возрождать их из пепла. Одним из самых великих таинств было зарождение существ, подобных мужчинам или женщинам, без посредства женского организма. Эти существа называются гомункулами, и Парацельс пишет о них следующее. ГОМУНКУЛЫ «Человеческие существа могут появляться на свет без естественных родителей. Другими словами, существа эти могут вырасти, не будучи выношенными и рожденными женским организмом, — посредством мастерства искусного спагирика (алхимика)». («De Natura Rerum», vol. i.) «Создание гомункулов до сего дня хранилось в глубоком секрете, и столь мало было известно об этом, что философы древности подвергали сомнению самую возможность этого. Однако я знаю, что подобные вещи могут быть осуществлены посредством спагирического искусства при помощи природных процессов. Если сперму, заключенную в плотно запечатанную бутыль, поместить в лошадиный навоз приблизительно на сорок дней и надлежащим образом „намагнетизировать“, она может начать жить и двигаться. По истечении этого времени субстанция приобретает форму и черты человеческого существа, однако является прозрачной и бестелесной. Если теперь его еще сорок недель искусственно питать arcanum sanguinis hominis[224] и держать все это время в лошадином навозе при неизменной температуре, оно вырастет в человеческое дитя, причем члены его будут развиты так же, как и у любого другого ребенка, как если бы оно было рождено женщиной, только будет оно много меньше. Мы называем такое существо гомункулом, и его можно вырастить и воспитать, как и любого другого ребенка, пока оно не станет старше, не приобретет разум и интеллект и не будет в состоянии само заботиться о себе. Это есть одна из величайших тайн, и она, должно быть, останется таковой до того дня, когда будут открыты все тайны[225]». Представляется бесполезным цитировать дальше алхимические рецепты Парацельса или любого другого алхимика. Для непосвященного они непонятны и абсурдны, в то время как посвященный, учителем для которого является свет духа, не нуждается в них. Но те, кто осуждают оккультистов прошлого за их мнимые невежество и суеверие, лучше бы вспомнили, что требуется куда больше доверчивости, чтобы поверить, будто великие реформаторы науки, люди, обладавшие мудростью, — Парацельс, Иоганн Тритемий, Ван Гельмонт и другие — написали целые тома невыносимой чепухи, каковой эти сочинения непременно бы были, если понимать их буквально, чем поверить — как и есть в действительности. — что великие духовные истины были скрыты за аллегориями, которые могут понять только те, кто хранит ключ к ним в своем сердце. Хотя Парацельс и утверждал, что золото и серебро можно получить химическими методами и что некоторые преуспели в этом,[226] он, тем не менее, осуждал такие эксперименты как бесполезные; и даже в тех химических экспериментах, которые оказались успешными, скорее всего, потребовалось нечто большее, чем просто химические манипуляции.[227] АСТРОЛОГИЯ Астрология тесно связана с медициной, магией и алхимией. Если для каких бы то ни было целей мы хотим использовать влияния планет, необходимо знать, какими свойствами эти влияния обладают — как они действуют и в какое время определенные планетарные влияния будут возрастать или убывать. Человек, который знает свое собственное строение, способен познать свойства планетарных влияний, поскольку он может распознать в себе самом планетарные влияния, соответствующие тем, что управляют небом; действие таких влияний станет нам известно, если мы узнаем свойства тел, на которые эти влияния действуют, поскольку каждое тело притягивает те влияния, которые находятся с ним в гармонии, и отталкивает другие; время, когда правят определенные планетарные влияния, можно узнать с помощью астрономических вычислений или по специальным таблицам, однако духовно развитый провидец не нуждается ни в книгах, ни в таблицах, но узнает состояние внешнего мира по изменениям, происходящим в его собственной душе. Титульный лист первого печатного издания «Regimen Sanitatis Salernitanum». Врач Средневековья должен быть еще и астрологом. Парацельс не был, как это называют в наше время, профессиональным астрологом. Он не вычислял время рождения и не строил гороскопов, однако знал высший аспект астрологии, благодаря которому познаются взаимосвязи макрокосма и микрокосма. Он отвергал заблуждения вульгарной астрологии так же, как и ошибки общераспространенных религиозных или научных убеждений; если правильно понимать его систему астрологии, можно оценить чистоту и величие его концепций. Он говорит: «Нам нет надобности заботиться о пути Сатурна: это ни удлинит, ни укоротит ничью жизнь. Если Марс жесток, из этого не следует, что Нерон его сын, и хотя и Марс, и Нерон могут иметь одни и те же качества, они не заимствуют их друг у друга. Старая поговорка гласит, что мудрый может повелевать звездами, и я верю в это — не в том смысле, в каком понимаешь ты, но в моем собственном. Звезды не дают нам ничего, чего мы не согласны принять; они не склоняют нас ни к чему, чего мы бы сами не желали. Они свободны со своей стороны, а мы — со своей. Ты веришь, что один человек более удачлив в приобретении знаний, другой — в приобретении власти; один легче достигает богатства, а другой — славы, и ты думаешь, что это определено звездами; я же убежден, что причина в том, что один человек более других склонен приобретать и удерживать определенные вещи, и склонность эта исходит от духа.[228] Нелепо верить, будто звезды повелевают человеком. Все, что могут сделать звезды, можем сделать мы сами, ибо мудрость, получаемая нами от Бога, могущественнее небес и выше звезд». Он резко возражал против церемоний, целью которых было привлечение духов посредством планетарных влияний. Он писал: «Все, что приходит от „духов“, есть колдовство. Такие духи фальшивы, и мы не верим в них; но мы верим в силу той мудрости, которая правит небесами и с которою можно познать все таинства природы. Колдовство называют магией, но магия есть мудрость, а в колдовстве никакой мудрости нет. Истинная наука знает все. Вечная часть всех вещей существует без времени, без начала и без конца. Не бывает утраченных надежд. Все, что кажется невероятным, неправдоподобным и невозможным, может стать поразительно истинным в вечности». «Человеческая душа состоит из тех же самых элементов, что и звезды: но как мудрость Всевышнего повелевает движением звезд, так и разум человека управляет влияниями, которые обращаются и циркулируют в его душе. Эссенция звездного тела человека, которую он притягивает от звезд, имеет материальную природу; но мы рассматриваем ее как нечто духовное по причине того, что субстанция ее эфирна и невидимое тело имеет большие размеры. Эссенции звездного тела человека тесно связаны со звездными эссенциями небесных тел, и первые притягивают силу последних; однако человек есть хозяин своей души, и он может либо позволить этому притяжению происходить беспорядочным образом, либо же управлять своими страстями и отвергать те влияния, которых он не желает. В душе человека существует притягивающая сила, которая может привлечь физические, умственные или нравственные болезни из Хаоса. Планетарные влияния пронизывают всю природу, и человек может притянуть вредоносные качества луны, звезд и других объектов; но луна, звезды и другие объекты также могут притянуть вредоносное влияние человека и распространить его вновь посредством своих лучей (См. главу „Магия и колдовство“.), поскольку природа есть нераздельное целое, части которого неразрывно связаны». «Солнце и звезды притягивают нечто от нас, и мы притягиваем нечто от них, ибо наши астральные тела состоят в симпатии со звездами и звезды находятся в симпатии с нашими звездными телами; так же происходит и со звездными телами всех других вещей. Все они притягивают влияния (астральные) звезд. Каждое тело притягивает их особые влияния; одни притягивают больше, другие меньше; и на этой истине основывается сила амулетов и талисманов и воздействие, которое они могут оказать на звездную форму носящего их. Талисманы подобны шкатулкам, в которых хранятся звездные влияния». «Три духа, объединенные в одном, живут и действуют в человеке; три мира, объединенные в одном, бросают на него свои лучи; но все три есть только отблеск, образ или отзвук одного первоначального творения. Первый дух есть эссенция элементов: второй — душа звезд; третий дух — жизнь. Низшие потребности человека определяются жизнью элементов, но есть лишь единая жизнь, и та жизнь, что порождает потребности человека, содержится во всех элементах — как в звездах, так и в растительных и животных формах. Деятельность жизненной эссенции претворяется в растительных, животных и человеческих формах; она становится жизнью земли, и жизнь земли излучается обратно к звездам. Звезды притягивают и отталкивают друг друга; они имеют свои симпатии и антипатии, и их живые антипатии и симпатии, притяжения и отталкивания не могли бы существовать, если бы не существовало между ними носителя жизни». «Первичная материя, образующая основу строения человеческого тела, впитывает влияния звезд, они питают элементарное (физическое) тело, и посредством этих влияний душа человеческая связывается и объединяется с душами звезд. Имея три мира в себе и живя в трех мирах, человек должен учиться узнавать низшие элементы, понимать звездные и знать вечные». «Тело приходит от элементов, душа — от звезд и дух — от Бога. Все, что можно понять разумом, приходит от звезд».[229] «Все знание приходит от звезд (Мирового Разума). Люди не изобретают и не создают идей; идеи существуют, а люди могут уловить их. Если даже все профессора музыки в мире в одночасье умрут, небеса — изначальный учитель музыки — не исчезнут и научат этому искусству других людей. Существует множество идей, которые люди все еще не уловили, множество звезд еще слишком далеки, чтобы создать сильную связь с землей. Царство звезд и идей бесконечно, и потому источник изобретений и открытий неисчерпаем». Астрономия включает и предсказания того, что произойдет в будущем, называемые «practica». Несколько подобных «practica» составил и Парацельс. «Новые звезды появляются на небе, другие исчезают. Новые идеи появляются на умственном горизонте, а старые идеи забываются. Когда новая комета появляется на небе, она наполняет сердца невежд ужасом; когда новая, величественная идея появляется на умственном горизонте, она вызывает страх в стане тех, кто привержен старым учениям и привычным формам». «Физический человек получает свою пищу от земли; звездный человек получает уклад своих
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.161.199 (0.014 с.) |