Основные моменты биографии Парацельса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные моменты биографии Парацельса



Парацельс родился в 1493 году в городе Эйнзидельне, умер 24 сентября 1541 года в Зальцбурге. Как видно, прожил чуть более 50 лет, но за эти годы зарекомендовал себя как знаменитый алхимик, оккультист и врач.

Парацельс родился в семье врача, и именно отец и стал его первым учителем, посвятившим в основы врачебного искусства. Далее Парацельс обучался у аббата Иоганна Тритемия, причем, обучался каббалистике и тайным искусствам. Такова была средневековая Европа. Парацельс окончил университет в Ферраре, и здесь же получил степень доктора медицины.

По некоторым данным, с 1517 года, после окончания университета, Парацель отправляется в многочисленные путешествия, где является основателем различных тайных обществ, ну, или в крайнем случае, предшественником их образования. Его биография включает обширные путешествия в качестве военного медика, посетившего многие страны Европы, по некоторым слухам, он бывал даже в Северной Африке, Палестине, Московии и даже в татарском плену.

Через десять лет путешествий он успокоился, стал городским врачем в городе Базеле. Здесь прославился тем, что начал читать курс медицины на немецком языке, в то время как традиция предписывала читать университетские курсы на латыни. Этот эпатаж явился причиной конфликта с городскими властями, о Парацельс переехал в другой город, Кольмар, а за свои «вольнодумства» на 10 лет был отлучен от Академии.

Далее Парацельс опять много путешествовал, лечил, исследовал, писал, проводил и описывал алхимические опыты. Собственно говоря, до конца жизни он все время переезжал с одного города в другой, умер, как уже упоминалось выше, в Зальцбурге.

Основные медицинские достижения Парацельса

Как врач, Парацельс изобрел и описал некоторые эффективные лекарства. К одному из наиболее его крупных достижений относится объяснение природы и причн профессиональной болезни горняков – силикоза. В 1534 году Парацельс помог остановить вспышку средневековой чумы, применив меры, которые сейчас называются вакцинацией.

В области понимания человеческой природы, с медицинской точки зрения, Парацель придерживался учения Гиппократа, т.е. «спагирическую» медицину. Он считал, что все живые организмы состоят из ртути, молей, серы и других веществ, которые лежат в основе всех тел природы. Когда эти вещества находятся в равновесии, человек здоров. Если человек болен, нужно найти причину и привести вещества в равновесие. Таким образом, Парацельс заложил основы современной гомеопатии. Также он открыл и обосновал принцип подобия: «Все есть яд, все есть лекарство, то и другое определяет доза». Это считается основанием того, что Парацельс заложил также основы фармакологии.

Кроме этого, Парацельс связывал свои медицинские опыты с магическими и каббалистическими учениями, что привело к целому ряду его алхимических и оккультных последователей.

Основные труды Парацельса

1533 год – «Лабиринт заблуждающихся медиков»

1531 год – «Парамирум» (о происхождении и протекании болезней)

1530 год – «Парагранум»

1533 год – «Хроника Каринтии»

В последние годы жизни им были написаны трактаты «Философия», «Потаенная философия», «Великая астрономия», «Книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах»

Парацельс оказал огромное влияние на медицину своего века, подвергнув критике старые принципы и опровергнув классические авторитеты. Имя Парацельса является одним из символов медицины до сих пор.

Параце́льс (лат. Paracelsus) (настоящее имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм (Гогенгейм, Хоэнхайм), лат. Philippus Aureolus Theophrastus Bombast von Hohenheim) (родился 21 сентября 1493 года в городеАйнзидельн, кантон Швиц, умер 24 сентября 1541 года в Зальцбурге) — знаменитый алхимик, врач, оккультист и христианский маг[1]. Ему также приписывается именование цинка.

Содержание [убрать] · 1 Происхождение имени · 2 Биография o 2.1 Скитания o 2.2 Последние годы · 3 Учение Парацельса · 4 Парацельс в литературе · 5 Парацельс в кино · 6 Парацельс в культуре · 7 Примечания · 8 Литература

[править]Происхождение имени

лат. Paracelsus означает «Подобный Цельсу». Именем Ауреол («Золотой») будучи о себе и своём искусстве очень высокого мнения, Гогенгейм сам называл себя.

[править]Биография

Статьи о герметизме Герметизм
Пантеон Гермес Трисмегист · Тот · Гермес Главные книги Герметический корпус · Кибалион Источники мудрости мира Алхимия · Астрология · Теургия Герметические движения Орден розенкрейцеров · Мемфис-Мицраим · Орден Розы и Креста ·Орден Золотой Зари Aurum Solis Связанные темы Герметическая каббала · Таро в эзотерической традиции Последователи учения Джон Ди • Уильям Йейтс •Парацельс • Алессандро Калиостро • Джордано Бруно •Мартинес де Паскуалли •Самуэль Лидделл Матерс •Франц Бардон • Роберт Фладд •Фулканелли
 

Парацельс родился в семье врача, происходившего из старинного, но обедневшего дворянского рода. Мать работала медсестрой в аббатстве. Был очень тщедушного вида, большая голова и худенькие кривые ноги. В семье Парацельс получил прекрасное образование в области медицины и философии. К 16 годам Парацельс знал основы хирургии, терапии и хорошо ориентировался в основах алхимии. В 16 лет Парацельс навсегда покидает дом и уезжает учиться в Базельский университет. После этого, в Вюрцбурге, у аббата Иоганна Тритемия, одного из величайших адептов магии, алхимии и астрологии, Парацельс изучал древние тайные учения. Университетское образование Парацельс получил в Ферраре, здесь же был удостоен степени доктора медицины.

[править]Скитания

С 1517 года Парацельс предпринимал многочисленные путешествия (и, возможно, являлся предшественником или основателем тайных обществ, которые появляются в XVII веке в Европе), посещал различные университеты Европы, участвовал в качестве медика в военных кампаниях, наведывался в имперские земли, во Францию, Англию, Шотландию, Испанию, Португалию, Скандинавские страны, Польшу, Литву, Пруссию, Венгрию, Трансильванию, Валахию, государства Апеннинского полуострова (ходили слухи, что он побывал в Северной Африке, Палестине, Константинополе, России и в татарском плену).

По свидетельству Ван Гельмонта в 1521 году Парацельс прибыл в Константинополь и получил там Философский камень. Адептом, от которого Парацельс получил этот камень, был, как упоминается в некоей книге «Aureum vellus» (Золотое руно — лат.) (напечатанной в Роршахе в 1598 г.), некий Соломон Трисмозин, или Пфайфер, соотечественник Парацельса. Говорится, что этот Трисмозин обладал также универсальной панацеей; утверждают, что в конце XVII века он был ещё жив: его видел какой-то французский путешественник.

Парацельс путешествовал по придунайским странам и посетил Италию, где служил военным хирургом в имперской армии и принял участие во множестве военных экспедиций того времени. В своих странствиях он собрал много полезных сведений, причем не только от врачей, хирургов и алхимиков, но и общаясь с палачами, цирюльниками, пастухами, евреями, цыганами, повитухами и предсказателями. Он черпал знания и от великих, и от малых, у ученых и среди простонародья; его можно было встретить в компании погонщиков скота или бродяг, на проезжих дорогах и в трактирах, что послужило поводом для жестоких упреков и поношений, которыми в своей ограниченности осыпали его враги. Проведя в скитаниях десять лет, то применяя на практике свое искусство врача, то преподавая или изучая, по обычаю тех времен, алхимию и магию, в возрасте тридцати двух лет он возвратился обратно в Германию, где вскоре прославился после нескольких удивительных случаев исцеления больных.

В 1526 г. приобрел право бюргера в Страсбурге, а в 1527 г. по протекции известного книгоиздателя Иоганна Фробена стал городским врачом Базеля. Также в 1527 г. по рекомендации Оксколампадия, городской совет назначил его профессором физики, медицины и хирургии, положив высокое жалование. В Базельском университете он читал курс медицины на немецком языке, что было вызовом всей университетской традиции, обязывавшей преподавать только налатыни. Его лекции, в отличие от выступлений коллег, не были простым повторением мнений Галена, Гиппократа и Авиценны, изложение которых являлось единственным занятием профессоров медицины того времени. Его учение было действительно его собственным, и он преподавал его невзирая на чужие мнения, заслуживая этим аплодисменты студентов и ужасая своих ортодоксальных коллег тем, что нарушал установленный обычай учить только тому, что можно надежно подкрепить устоявшимися, общепринятыми свидетельствами, независимо от того, было ли это совместимо с разумом и истиной. В 1528 г., в результате конфликта с городскими властями, Парацельс переехал в Кольмар. В это время был почти на 10 лет отлучён от академии.

В 1529 и 1530 гг. посетил Эсслинген и Нюрнберг. «Настоящие» врачи из Нюрнберга ославили его как мошенника, шарлатана и самозванца. Чтобы опровергнуть их обвинения, он попросил городской совет доверить ему лечение нескольких пациентов, чьи болезни считались неизлечимыми. К нему направили несколько больных слоновой болезнью, которых он излечил за короткое время, не прося никакой платы. Свидетельства этого можно найти в городском архиве Нюрнберга.

Парацельс изобрел несколько эффективных лекарств. Одно из его крупных достижений — объяснение природы и причин силикоза (профессиональная болезнь горняков). В 1534 году помог остановить вспышку чумы, прибегнув к мерам, которые напоминали вакцинацию[ источник не указан 15 дней ].

В последующие годы Парацельс много путешествовал, писал, лечил, исследовал, ставил алхимические опыты, проводил астрологические наблюдения. В 1530 г. в замке Бератцхаузен он завершил работу над «Парагранумом» (1535). После непродолжительного пребывания в Аугсбурге и Регенсбурге перебрался в Санкт-Галлен и в начале 1531 г. закончил здесь многолетний труд о происхождении и протекании болезней «Парамирум» (1532). В 1533 г. он остановился вФиллахе, где написал «Лабиринт заблуждающихся медиков» (1533) и «Хронику Каринтии» (1535).

[править]Последние годы

В последние годы жизни были созданы трактаты «Философия» (1534), «Потаенная философия» (первое издание осуществлено в переводе на фламандский язык, 1533), «Великая астрономия» (1531) и ряд небольших натурфилософскихработ, в их числе «Книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах» (1536). После этого он побывал в Мерене, Каринтии, Крайне и в Венгрии и в итоге осел в Зальцбурге, куда был приглашен герцогом Эрнстом, пфальцграфом Баварским, большим любителем тайных наук. Там Парацельс наконец смог увидеть плоды своих трудов и обрести славу. Наконец-то он может заняться врачебной практикой и писать труды, не заботясь о том, что завтра, быть может, ему придется перебираться в другой город. У него есть свой маленький домик на окраине, есть кабинет, своя лаборатория. У него есть теперь все, кроме одного — здоровья. Смертельная болезнь подстерегает его в один из сентябрьских дней 1541 года.

24 сентября 1541 года после непродолжительной болезни он умер (в возрасте 48 лет и трех дней) в маленьком номере гостиницы «Белая лошадь», что на набережной, а его тело было похоронено на кладбище св. Себастьяна. Обстоятельства его смерти до сих пор не ясны, но самые последние исследования подтверждают версию его современников, согласно которой Парацельс во время званого обеда подвергся вероломному нападению бандитов, нанятых кем-то из лекарей, его врагов, и в результате падения на камень проломил череп, что спустя несколько дней и привело к смерти. Немецкий врач С. Т. фон Земмеринг обследовал череп Парацельса, который благодаря его необычному строению невозможно спутать ни с каким другим, и заметил трещину, проходящую через височную кость (череп часто трогали, и с течением времени она увеличилась и стала хорошо заметна). Он уверен, что такая трещина могла возникнуть только при жизни Парацельса, поскольку кости твердого, но старого и высохшего черепа нельзя было бы разделить подобным образом.

Останки Парацельса были эксгумированы в 1572 г. во время перестройки здания церкви св. Себастьяна и перезахоронены за стеной, что окружает двор перед часовней св. Филиппа Нери, пристроенной к церкви, там, где сейчас стоит памятник ему. В центре разрушенной пирамиды из белого мрамора имеется углубление с его портретом, а выше — надпись на латинском языке: Philippi Theophrasti Paracelsi qui tantam orbis farnam ex auro chymico adeptus esf effigies et ossa donee rursus circumdabitur pelle sua. — Ion. cap. xix. (Филлипа Теофраста Парацельса, который стяжал столь великую славу мира за [открытие] химического золота, изображение и кости; и пока снова не покроется своей плотью. — Прим. пер.)

Под портретом написаны следующие слова: Sub reparatione ecclesiae MDCCLXXII. ex sepulchrali eruta heic locata sunt. (По причине ремонта церкви [в год] 1772 из могильного тления из-за эпидемии были выкопаны и здесь помещены [кости Парацельса]. — Прим. пер.)

На основании памятника имеется надпись: Conditurhic Philippus Theophrastus insignis Medicinae Doctor qui dira ilia vulnera Lepram Podagram Hydropsin aliaque insanabilia corporis contagia mirifica arte sustulit et bona sua in pauperes distribuenda locandaque honoravit. Anno MDXXXXI. Die xxiv. Septembris vitam cum morte mutavit. (Здесь лежит Филипп Теофраст звания Доктор Медицины, что те многие язву, проказу, подагру, водянку и некоторые неизлечимые заразные болезни тела чудесным искусством излечил и распределением и отдачей своего имущества бедных почтил. В год 1541, в 24-й день сентября, сменил жизнь на смерть. — Прим. пер.)

Под этой надписью виден герб Парацельса в виде серебристого луча, на котором расположены один за другим три черных шара, а внизу стоят слова: Pax vivis requies aeterna sepultis. (Мир живым, вечный покой умершим. — Прим. пер.)

На чёрной доске в левой части памятника имеется перевод этих слов на немецкий язык. Две последние надписи явно были перенесены с первоначального памятника, а та, что относится к портрету, была добавлена в 1572 г.

[править]Учение Парацельса

§ Средневековой медицине, в основе которой лежали теории Аристотеля, Галена и Авиценны, он противопоставил «спагирическую» медицину, созданную на базе учения Гиппократа. Он учил, что живые организмы состоят из тех же ртути, серы, солей и ряда других веществ, которые образуют все прочие тела природы; когда человек здоров, эти вещества находятся в равновесии друг с другом; болезнь означает преобладание или, наоборот, недостаток одного из них. Одним из первых начал применять в лечении химические средства.

§ Парацельса считают предтечей современной фармакологии, ему принадлежит фраза: «Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным» (в популярном изложении: «Всё — яд, всё — лекарство; то и другое определяет доза»).

§ По мнению Парацельса, человек — это микрокосм, в котором отражаются все элементы макрокосма; связующим звеном между двумя мирами является сила «М» (с этой буквы начинается имя Меркурия). По Парацельсу, человек (который также является квинтэссенцией, или пятой, истинной сущностью мира) производится Богом из «вытяжки» целого мира и несёт в себе образ Творца. Не существует никакого запретного для человека знания, он способен и, согласно Парацельсу, даже обязан исследовать все сущности, имеющиеся не только в природе, но и за её пределами. Парацельс оставил ряд алхимических сочинений, в том числе: «Алхимический псалтирь», «Азот, или О древесине и нити жизни» и др.

§ Считается, что он первым сформулировал принцип подобия, лежащий в основе современной гомеопатии.

[править]Парацельс в литературе

§ Является одним из главных действующих лиц романа братьев Вайнеров «Лекарство против страха».

§ Одно из произведений Хорхе Луиса Борхеса называется «Роза Парацельса», где к магистру, мечтающему об ученике, приходит молодой человек и просит взять его в ученики. Единственным условием незнакомец ставит демонстрацию чуда — сожжение розы и её воскрешение. После диалога, насыщенного философскими реминисценциями, молодой человек сам сжигает розу и требует от Парацельса подтвердить свою славу и оживить её. Парацельс говорит, что правы те, кто утверждают, что он шарлатан, выпроваживает юношу — и оживляет розу одним словом.

§ Часто упоминается в рассказах Г. Ф. Лавкрафта как автор оккультных трудов и алхимик, чьи произведения наряду с произведениями других средневековых ученых-оккультистов используются героями в мистических целях, например, при воскрешении мертвецов.

§ Упоминается также в романе Сомерсета Моэма «Маг», где приводится описание его эксперимента по сотворению гомункулуса.

§ У группы «Триада» есть песня «Роза Парацельса».

§ У реппера «Johnyboy» есть песня «Не надо жечь память», в которой упоминается «роза Парацельса»

§ У Евгения Немеца в рассказе «Три смерти Парацельса»

[править]Парацельс в кино

§ Является одним из главных действующих лиц фильма «Вход в лабиринт».

§ Является прототипом отца главного героя Хоэнхайма (Гогенхейма) в манге и аниме «Стальной алхимик»

Парацельс упоминается в фильме «Франкенштейн Мери Шейли» во время спора Виктора Франкенштейна с профессором в студенческой аудитории.

[править]Парацельс в культуре

Парацельс в Викицитатнике?
Парацельс на Викискладе?

§ «Роза Парацельса» Хорхе Луиса Борхеса

§ «Парацельс» фильм Георга Вильгельма Пабста

§ «Роза Парацельса» альбом Ансамбля Драматической Музыки «Период Льда» на стихи Игоря Свеженцева.

§ «Роза Парацельса», «Роза Парацельса. Обретение» — песни российской рэп-группы «Триада»

§ Упоминается в игре Knights Contract как создатель гомункулов и магического меча

§ Упоминается в песне Johnyboy’я — «Не Надо Жечь Память»

 

 

Жизнь Парацельса и сущность его учения [Медицина. Космология. Антропология. Пневматология. Магия и колдовство. Алхимия и астрология. Философия и теософия] (скачать) - Франц Хартманн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.03 с.)