Художественные приёмы в романе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Художественные приёмы в романе



Пейзаж Интерьер Антитеза Портрет Деталь Взаимные характеристики героев
Прекрасная природа Обломовки подчёркивает изображение «первобытно­го рая», ностальгию по детству, состояние душевного комфорта, покоя и тишины, передаёт атмосферу, в которой вырос Илья Обломов. Состояние природы передаёт и состояние романтической влюблённости Обломова и Ольги. Писатель изображает необыкновенно лирические кар­тины: лето, дача, парк, аллея, ветка сирени. Описание квартиры Обломова на Гороховой улице в Петербурге выдаёт невероятную лень хозяина и его слуги Захара. Где-то стоит тарелка с объедками, вся комната затянута паутиной, дорогие ковры — в пятнах, паутина в виде фестонов вокруг картин, запылённые зеркала, на кото­рых можно делать записи. В романе путём художественного противопоставления изображены сон Обломова и реальная жизнь, Обломовка и Петербург, характеры персо­нажей: Ильи Обломова и Андрея Штольца, Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны Пшеницыной, Захара и Анисьи. Использование этого приёма нацелено на то, чтобы увидеть каждое явле­ние объективно. Например, можно восхищаться предприимчивостью Анд­рея Штольца, но стоит увидеть и такие качества, которые ему необходимы для успеха, а это — хитрость и изворотливость. Можно осуждать лень, пассивность и апатию Ильи Ильича Обломова, но нельзя не признать детскую чистоту его души и его неподдельную доброту. «Это был человек лет тридцати двух-трёх от роду, среднего роста, при­ятной наружности, с тёмно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гу­ляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотво­рённые губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всём лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспеч­ность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока». Даже в портрете Обломова главное — беспечность, о которой Гончаров хоть и пишет с иронией, но мы всё равно чувствуем доброе отношение автора к главному герою романа. В вещах, окружающих Обломова, тоже угадывается характер их владель­ца. Особое внимание уделено описанию халата Обломова. Восточный, «без малейшего намёка на Европу», просторный и широкий халат по­корно повторяет все движения тела. Образ этого халата вырос у Гонча­рова до значения символа: когда любовь к Ольге Ильинской пробужда­ет душу героя к активной жизни, все перемены связаны в его мыслях с необходимостью «сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души и с ума». Халат действительно на некоторое время исчез из поля зрения. Но потом Агафья Матвеевна обнаружила его в чулане и вернула к жизни. Так закончились попытки Обломова изменить свою жизнь. Штольц об Обломове: «...честное, верное сердце!., ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к нему грязи. Не обольстит его никакая нарядная ложь, и ничто не совлечёт на фальшивый путь; пусть волнуется около него целый океан дряни, зла, пусть весь мир отравится ядом и пойдёт навыворот — никогда Обломов не поклонится идолу лжи, в душе его всегда будет чисто, светло, честно. Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе!.. Многих людей я знал с высокими качествами, но никогда не встретил я сердца чище, светлее и проще... Узнав раз, его разлюбить нельзя». В устах Андрея Штольца, в чьей душе не было места загадочному и таинственному, эти слова звучат высочайшей оценкой. В них всё: и без­граничная любовь, и дружба, и понимание Обломова

Противопоставление (антитеза) в изображении Обломова и Штольца

Обломов Штольц
Происхождение
Из богатого дворянского рода с пат­риархальными традициями. Его роди­тели, как и деды, ничего не делали: за них работали крепостные крестьяне. Из небогатой семьи: отец (обрусевший немец) был управляющим богатого имения, мать — обедневшая русская дворянка
Воспитание
Родители приучали его к праздности и покою (не давали поднять уроненную вещь, одеваться, налить самому себе воды). Труд в Обломовке был наказа­нием, считалось, что на нём стоит клеймо рабства. В семье был культ еды, а после еды — крепкий сон. Отец дал ему то воспитание, которое получил от своего отца: обучил всем практическим наукам, рано заставил работать и отослал от себя закончив­шего университет сына. Отец научил его, что главное в жизни — это день­ги, строгость и аккуратность.
С самого детства была заложена определённая программа:
Прозябание и сон — пассивное нача­ло Энергия и бурная деятельность — ак­тивное начало
Характеристика
Добрый, ленивый барин, которого больше всего беспокоит собственный покой. Для него счастье — это полный покой и хорошая еда. Он проводит жизнь на диване, не снимая удобного халата. Ничего не делает, ничем не ин­тересуется (не может заставить себя Дочитать книгу «Путешествие в Афри­ке»). Любит уходить в себя и жить в созданном им мире снов и мечтаний. Поразительна детская чистота его души и самосозерцательность, достойная Философа. Воплощение мягкости и кротости. Сильный и умный, он находится в постоянной деятельности и не гнуша­ется самой чёрной работой. Благодаря своему упорному труду, силе воли, тер­пению и предприимчивости стал бо­гатым и известным человеком. Сфор­мировался настоящий «железный» ха­рактер. Но чем-то он напоминает машину, робота, настолько чётко запрограммирована, выверена и про­считана вся его жизнь. Перед нами су­ховатый рационалист.
Испытание любовью
Ему нужна любовь не равноправная, а материнская (такая, какую ему подарила Агафья Пшеницына) Ему необходима равная по взглядам и силе женщина (ею стала Ольга Иль­инская).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 1476; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.17.207 (0.005 с.)