Методический кейс «и. А. Гончаров. Роман «обломов» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методический кейс «и. А. Гончаров. Роман «обломов»



Методический кейс «И.А.Гончаров. Роман «Обломов»

Дидактические материалы по творчеству писателя

Подготовила учитель русского языка и литературы

МБОУ гимназия №9

г.о.Коломна Московской области

Халяпина Л.Н.

Жизнь и творчество И. А. Гончарова

Иван Александрович Гончаров (1812–1891) – талантливый русский писатель и критик, творческая деятельность которого продолжалась несколько десятилетий. Гончаров – автор трех романов: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв». Сам писатель указывал, что видит «не три романа, а один… Все они связаны одной общей нитью, одной последовательной идеей – перехода от одной эпохи русской жизни… к другой». В этом смысле произведения Гончарова можно назвать трилогией.

Лучшим романом критики считают роман «Обломов».

«Если бы Гончаров написал лишь одного «Обломова», то и этого было бы достаточно, чтобы признать за ним непререкаемое право на одно из самых выдающихся мест в первом ряду русских писателей», – отметил А. Ф. Кони.

Одновременно с Гончаровым жили и писали Н. Гоголь, И. Тургенев, Н. Некрасов, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов, В. Белинский, А. Островский, Л. Толстой, А. Чехов. Какие имена в русской литературе!

И. Гончаров, свободно владея английским, немецким и французским языками, хорошо знал произведения зарубежных писателей: Бальзака, Диккенса, Флобера.

Но лучшим среди всех Гончаров считал А. С. Пушкина. В сентябре 1832 года Пушкин посетил Московский университет, и Гончаров воочию увидел любимого поэта. Впоследствии он вспоминал: «…для меня точно солнце озарило всю аудиторию: я в то время был в чаду обаяния от его поэзии; я питался ею, как молоком матери; стих его приводил меня в дрожь восторга. На меня, как благотворный дождь, падали строфы его созданий. Его гению я и все тогдашние юноши, увлекавшиеся поэзией, обязаны непосредственным влиянием на наше эстетическое образование». На всю жизнь Гончаров сохранил восторженное отношение к великому поэту.

Создание романа

Роман вышел в 1859 г., когда Россия стояла на пороге экономических перемен, вызванных необходимостью отмены крепостного права. Крепо­стное право тормозило развитие страны. Одним из его порождений стало явление, которое называют «обломовщиной». Изображая судьбу своего героя, писатель анализирует причины возникновения в русской жизни этого типичного социального явления.

Центральный образ

Илья Ильич Обломов — это живое воплощение и логическое завершение тех родовых черт его дедов и прадедов, которые культивировались из поколения в поколение. Его чистая душа в соседстве с ленью и бездейст­вием и есть национальный русский характер, который долго ещё будет существовать.

Композиция и содержание

Композиция романа помогает проследить жизнь Обломова в её развитии и понять главную ошибку героя — стремление к покою. Роман состоит из четырёх частей. I часть рассказывает о петербургской жизни героя в восприятии Обломова. Даётся описание «обломовщины» (полная беспо­мощность в житейских делах), объяснение в IX главе (сон Обломова) этой беспомощности и надежда на изменение в жизни героя (IX глава — приезд Штольца). Во II и III частях Обломов сопоставляется со Штоль­цем (дворянин и разночинец, отсутствие труда и кипучая деятельность) и с Ольгой Ильинской (пассивный Илья Ильич и активная натура Ольги). В IV части Обломов находит тихую любовь простой женщины Агафьи Матвеевны Пшеницыной и попадает в новую Обломовку, обре­тя свой идеал. И всё же заканчивает Гончаров своё произведение смертью Обломова — закономерным итогом жизни, проведённой как во сне.

Типичный барин

Происходит из богатого дворянского рода, умный, образованный чело­век. Живёт, как ему нравится: ест, пьёт и спит. Его идеал — «безмятеж­ность и покой». Это приятнее, чем вечно крутиться, как Судьбинский, волочиться за женщинами, как франт Волков, или писать обличитель­ные статьи о падших людях, как сочинитель Пенкин. Героя совершенно не привлекают ни светские успехи, ни карьера: в них он не видит ничего, кроме пустой суеты, а ради суеты не стоит подниматься с дива­на. (Использован приём антитезы: внешний мир суеты и неподвижный, погружённый в созерцание мир Обломова.)

Типичный русский характер

Милый «русский ленивец» вызывает симпатию писателя. Это мягкий и добрый человек с чутким сердцем. Он непрактичен и нерационален, неприспособлен к жизни, беспомощен перед любыми трудностями. Его используют и обманывают все, даже его слуга. Но Обломов превосходит окружающих по душевным качествам (считает, что падшему человеку надо руку подать, а не обличать его). Нравственно он стоит гораздо выше Штольца и Ольги, которые это сами признают. Перед нами «хру­стальная душа». Но сладкое ничегонеделание не проходит бесследно: ге­рой погружается в спячку, его прекрасные душевные качества погребе­ны уже в Обломовке, убиваются ленью и духовным застоем. Сам Обло­мов строго судит себя за пассивность и сравнивает свою душу с кладом, заваленным всяким сором. Перед ним возникает мучительный вопрос: «Отчего я такой?» Ответ на него писатель даёт в главе «Сон Обломова».

Итог жизни

Никто и ничто не смогли изменить героя: ни уговоры и дружба Штольца, ни любовь к Ольге Ильинской, ни опасность второго апоплексического удара и смерти не заставили его снять халат. Он медленно и верно порыва­ет со всем внешним миром, обретя свою Обломовку на Верхлевской улице с женщиной, о которой всегда мечтал. Умер Илья Ильич тихо и незаметно, «как будто остановились часы, которые забыли завести». Обломов умер, так и не узнав, прав ли он был, отказавшись от суеты жизни. Его мечта о «целом» человеке, об «утраченном рае», не оставляет равнодушными и современных читателей. Каждый даёт свой ответ на вопрос, прав ли Обломов в своём выборе или нет.

Сон Обломова

«Сон Обломова» — IX глава романа. Глава была напечатана в 1849 г. ц имела большой успех. Все ждали появления романа целиком, но он был создан лишь через 10 лет (1859). Писатель считал главу «увертюрой ко всему роману». «Сон» — это образный и смысловой центр романа, ключ к пониманию натуры Обломова. Этохудожественный приём. Ностальгический сон о детстве Илюши Обломова позволяет найти истоки характера героя, представить среду, быт и нравы, сформировавшие его.

Среда. «Первобытный рай»

Обломовка — идиллический край, где родился и вырос Обломов. Это островок мира и согласия, обетованная земля. Он рос на лоне прекрас­ной природы, окружённый любовью и заботой. География этого уголка земли не предполагает морей и гор — только равнины и то в замкнутом пространстве. Здесь нет часов и минут. Время связано с понятием круга, с циклами природы (весна — рождение человека, лето — свадьба, осень — старость, зима — похороны).

Вариант 1

Гончарова звали

а) Иван Алексеевич

б) Алексей Иванович

в) Александр Иванович

г) Иван Александрович

Гончаров

а) совершил кругосветное путешествие на фрегате «Паллада»

б) участвовал в обороне Севастополя

в) совершил путешествие на остров Сахалин

г) был сослан на Кавказ в действующую армию

Гончарова учился

а) в Царскосельском Лицее

б) в Нежинской гимназии

в) в Московском университете

г) в Симбирском университете

Произведение «Обломов»

а) роман

б) рассказ

в) поэма

г) повесть

5) Какое произведение не принадлежит Гончарову:

а) «Обыкновенная история»

б) «Невский проспект»

в) «Обломов»

г) «Обрыв»

Эта женщина

«была в зените своей жизни; она жила и чувствовала,что жила полно, как прежде

никогда не жила, но только высказать этого, как и прежде, никогда не могла,

или, лучше, ей в голову об этом не приходило.Она только молила бога, чтоб он

продлил веку Илье Ильичу и чтоб избавил его от всякой "скорби, гнева и нужды"

а) Ольга Ильинская

б) Агафья Пшеницына

в) тетка Ольги

г) мать Ильи Обломова

 

 

ВАРИАНТ

1) Годы жизни И. Гончарова:

а) 1814 - 1841

б) 1809 - 1852

в) 1812 - 1891

г) 1799 - 1837

В жизни Гончарова

а) была ссылка на Кавказ в действующую армию

б) был суд с И.С. Тургеневым

в) было стихотворение, написанное за сутки до смерти А.С. Пушкина

г) было произведение, сожженное из-за жестокой критики

У Гончарова

а) мать умерла, когда И. Гончарову было три года

б) была бабушка, Елизавета Арсеньевна

в) матерью была пленная турчанка

г) умер отец, когда И. Гончарову было семь лет

Произведение «Обломов»

а) рассказ

б) поэма

в) роман

г) повесть

Захар женится на

а) Марье

б) Ольге

в) Агафье

г) Анисье

Эта женщина

«жила в своей новой сфере без видимых порывов и тревог. Она делала то же, что прежде,

для всех других, но делала все иначе. Она ехала во французский спектакль, но

содержание пьесы получало какую-то связь с ее жизнью; читала книгу, и там были

строки с искрами ее ума, кое-где мелькал огонь ее чувств»

а) Агафья Пшеницына

б) тетка Ольги

в) Ольга Ильинская

г) мать Обломова

ОТВЕТЫ:

1 вариант

1-г, 2-а, 3-в, 4-а, 5-б, 6-б, 7-г, 8-г, 9-в, 10-г, 11-а, 12-в, 13-а, 14-а, 15-б, 16-г, 17-а, 18-в, 19-а, 20-б

2 вариант

1-в, 2-б, 3-г, 4-б, 5-в, 6-в, 7-а, 8-б, 9-а, 10-г, 11-б, 12-б, 13-г, 14-в, 15-б, 16-а, 17-б, 18-г, 19-а, 20-в

И.А.Гончаров «Обломов»

Роман следует прочитать как размышление о русском характере, о России, о ее судьбе. Поэтому наиболее целесообразный путь анализа романа — проблемный. Не слишком наполненная внешними событиями жизнь И. А. Гончарова тем не менее дает массу информации для интересного и увлекательного рассказа о нем. В этой жизни была и большая, но неразделенная любовь, и путешествия по свету, и государственная служба, причем в «страшной» роли цензора, и сложные отношения с И. С. Тургеневым, едва не дошедшие до дуэли, и воспитание детей своего умершего слуги, и многие другие факты, которые своей непривычностью для студента могут по-настоящему заинтересовать и увлечь.

 

Четыре части романа соответствуют четырем временам года. Роман начинается весной, 1 мая.

История любви — лето, переходящее в осень и зиму. Композиция вписана в годовой круг, ежегодный круговорот природы, цикличное время. Гончаров замыкает композицию романа в кольцо, заканчивая «Обломова» словами: «И он рассказал ему, что здесь написано». Из этого замкнутого круга Обломову не вырваться. А, может, наоборот? И вновь проснется утром в своем кабинете Илья Ильич?

Стремление «к точке покоя» — так выстраивается композиция романа. Таким образом, уже достаточно доказательств, что художественное произведение — это «чудо искусства», это особый мир, живущий по своим, художественным законам.

В ходе лекции необходимо подчеркнуть и доказать убедительность, жизненность образа Обломова, его внутреннюю сложность, ведущую к неоднозначным оценкам. Следует показать связь образа с литературными предшественниками, с образами русского фольклора, сделать вывод, что Обломов — «коренной народный наш тип», и указать на гоголевские традиции изображения жизни.

Лекция дает возможность увидеть социальные (в условиях воспитания и барского происхождения) и национальные (в традициях, представлениях, моральных нормах, идеалах, культуре) корни обломовщины.

 

 

На занятии необходимо показать, что «лежание Обломова» не просто лень и апатия как черты характера, а позиция, убеждение в том, что «жизнь есть поэзия», отдых, покой.

 

 

Автор не случайно проводит своего героя через испытание любовью. Он проверяет его на способность к высшей человеческой ценности, считая, что любовь — это не только чувство влюбленности одного человека в другого, но и отношение к миру.

 

Двойственностью характера главного героя объясняются противоположные суждения о нем первых критиков романа.

 

 

Два «лица» Обломова
Честность, совестливость, добросердечие, кротость, стремление к идеалам, мечтательность, «золотое сердце».   Инфантильность, безволие, неспособность к действию, апатичность, медлительность, «русская лень».

Н. А. Добролюбов рассматривает характер Обломова с позиций революционеров-демократов. Он видит его последним в ряду «лишних людей» и обличает «обломовщину» как общественный порок.

В критических взглядах Д. И. Писарева резкая смена отношений к образам романа «Обломов»: от положительных оценок до резкого неприятия.

А. В. Дружинин сравнивает Гончарова с фламандскими живописцами. Он считает, что Обломов «любезен всем нам и стоит беспредельной любви», называет его чудаком.

И. Ф. Анненский размышляет о созерцательном таланте Гончарова-художника.

Н. И. Злыгостаева видит Обломова в ряду «странных» людей в русской литературе: Башмачкина, Манилова, Подколесина, платоновского Юшки. Их души наполнены тихим покоем.

Дидактический материал

Вопросы и задания

  1. В начале романа мы видим Обломова лежащим в постели полдня. Как это связано с образами русского фольклора? В чем символический смысл этой сцены?
  2. В сне Обломова Гончаров называет сказку о Емеле-дурачке «злой и коварной сатирой на наших прадедов». Какой смысл выявляется при сближении образа Обломова с Емелей?
  3. В одной из статей о романе портрет Обломова сравнивается с античной статуей. Есть ли в этом основание для сопоставления?
  4. Почему не осуществились юношеские мечты Обломова?
  5. Каков композиционный смысл изображения многочисленных гостей Обломова? Почему автор делает их представителями разных социальных слоев?
  6. Почему слово «другой» и соотнесение себя с «другими» оскорбило Обломова? Что имеет в виду Обломов, утверждая: «Наше имя — легион…»?
  7. Проанализируйте «Сон Обломова». Что такое Обломовка — всеми забытый, чудом уцелевший «блаженный уголок» — обломок Эдема или точка отсчета нравственного падения героя, начало его гибели?
  8. Сопоставьте образы Обломова и Захара. Кто у кого в рабстве? Какой смысл выявляется в том, что Обломов не может обойтись без Захара, а Захар — без Обломова?
  9. Правда ли, что в романе «внутренно прославляется русская лень»? Подтвердите или опровергните эту точку зрения, аргументируя свои суждения текстом.
  10. Кто, по вашему, более прав, более убедителен в утверждении своего жизненного идеала — Штольц или Обломов?
  11. Какое слово более точно называет состояние Обломова — лень или покой? Докажите свои суждения текстом.
  12. Прокомментируйте мысль Обломова: «Жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать ее!» Доволен ли Обломов своим способом существования?
  13. Счастлив ли Штольц оттого, что умеет «делать деньги»? Какой смысл выявляется в том, что Штольц — немец?
  14. Почему столь разные люди, как Обломов и Штольц, дружат всю жизнь? «Деятельные Штольц и Ольга живут, чтобы что-то делать. Обломов живет просто так». Каково отношение автора к героям в этой оценке? Прокомментируйте эту мысль, выскажите к ней свое отношение.
  15. Что значит — «цель жизни»? Что значит — «жить просто так», «жить чтобы жить»?
  16. Кто из героев наиболее достойно прошел испытание любовью?
  17. Было ли возможно счастье Ольги и Обломова? За что она полюбила героя?
  18. Действительно ли «идеал его жизни осуществился» в доме Пшеницыной?

19. Верите ли вы в «вечность» счастья Ольги и Штольца?

Вариант 2

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В6

Обломов молчал.

— Здоровье плохо, Андрей,— сказал он,— одышка одолевает. Ячмени опять пошли, то на том, то на другом глазу, и ноги стали отекать. А иногда заспишься ночью, вдруг точно ударит кто-нибудь по голове или по спине, так что вскочишь...

— Послушай, Илья, серьёзно скажу тебе, что надо пе­ременить образ жизни, иначе ты наживёшь себе водяную или удар. Уж с надеждами на будущность — кончено: если Ольга, этот ангел, не унёс тебя на своих крыльях из твоего болота, так я ничего не сделаю. Но избрать себе малень­кий круг деятельности, устроить деревушку, возиться с мужиками, входить в их дела, строить, садить— всё это ты должен и можешь сделать... Я от тебя не отстану. Те­перь уж слушаюсь не одного своего желания, а воли Оль­ги: она хочет— слышишь?— чтоб ты не умирал совсем, не погребался заживо, и я обещал откапывать тебя из могилы...

— Она ещё не забыла меня! Да стою ли я! — сказал Об­ломов с чувством.

— Нет, не забыла и, кажется, никогда не забудет: это не такая женщина. Ты ещё должен ехать к ней в деревню, в гости.

— Не теперь только, ради бога, не теперь, Андрей! Дай забыть. Ах, ещё здесь...

Он указал на сердце.

— Что здесь? Не любовь ли? — спросил Штольц.

— Нет, стыд и горе! — со вздохом ответил Обломов.

— Ну хорошо! Поедем к тебе: ведь тебе строиться надо; теперь лето, драгоценное время уходит...

— Нет, у меня поверенный есть. Он и теперь в деревне, а я могу после приехать, когда соберусь, подумаю.

Он стал хвастаться перед Штольцем, как, не сходя с места, он отлично устроил дела, как поверенный собирает справки о беглых мужиках, выгодно продаёт хлеб и как прислал ему полторы тысячи и, вероятно, соберёт и пришлёт в этом году оброк.

Штольц руками всплеснул при этом рассказе.

— Ты ограблен кругом! — сказал он. — С трёхсот душ полторы тысячи рублей! Кто поверенный? Что за человек?

— Больше полуторы тысячи, — поправил Обломов, — он из выручки же за хлеб получил вознаграждение за труд...

— Сколько ж?

— Не помню, право, да я тебе покажу: у меня где-то есть расчёт.

— Ну, Илья! Ты в самом деле умер, погиб! — заключил он. — Одевайся, поедем ко мне!

Обломов вздохнул.

— Ах, жизнь! — сказал он.

— Что жизнь?

— Трогает, нет покоя! Лёг бы и заснул... навсегда...

— То есть погасил бы огонь и остался в темноте! Хоро­ша жизнь! Эх, Илья! ты хоть пофилософствовал бы немно­го, право! Жизнь мелькнёт, как мгновение, а он лёг бы да заснул! Пусть она будет постоянным горением! Ах, если б прижить лет двести, триста! — заключил он, — сколько бы можно было переделать дела!

- Ты — другое дело, Андрей, — возразил Обломов, — у тебя крылья есть: ты не живёшь, ты летаешь; у тебя есть дарования, самолюбие; ты вон нетолст, не одолевают яч­мени, не чешется затылок. Ты как-то иначе устроен...

— Э, полно! Человек создан сам устраивать себя и даже менять свою природу, а он отрастил брюхо да и дума­ет, что природа послала ему эту ношу! У тебя были крылья, да ты отвязал их.

— Где они, крылья-то?— уныло говорил Обломов.— Я ничего не умею...

— То есть не хочешь уметь, — перебил Штольц. — Нет человека, который бы не умел чего-нибудь, ей-богу нет!

— А вот я не умею! — сказал Обломов.

— Что сказать Ольге? — спросил Штольц Обломова перед отъездом.

Обломов наклонил голову и печально молчал; потом

вздохнул.

— Не поминай ей обо мне! — наконец сказал он в смущении, — скажи, что не видал, не слыхал...

— Она не поверит, — возразил Штольц.

— Ну скажи, что я погиб, умер, пропал...

— Она заплачет и долго не утешится: за что же печа­лить её?

Обломов задумался с умилением; глаза были влажны.

— Ну хорошо; я солгу ей, скажу, что ты живёшь её памятью, — заключил Штольц, — и ищешь строгой и серьёзной цели. Ты заметь, что сама жизнь и труд есть цель жизни, а не женщина: в этом вы ошибались оба. Как она будет довольна!

Они простились. («Обломов», ч. 4, гл. 2.)

 

В1. В приведённом фрагменте спорят персонажи, об­ладающие контрастными характерами. Как называет­ся такой тип сопоставления образов?

В2. Назовите фамилию женщины, с которой связал последние годы своей жизни главный герой романа.

В3. Как называется форма выражения мысли, при которой высказывание приобретает значение, проти­воположное своему буквальному смыслу («Он стал хвастаться перед Штольцем, как, не сходя с мес­та, он отлично устроил дела, как поверенный соби рает справки о беглых мужиках, выгодно продаст хлеб...»)?

В4. Идея покоя, к которому стремится Обломов, в высказывании Штольца передаётся иносказательно: «...погасил бы огонь и остался в темноте!». Как назы­вается этот тип иносказания?

В5. К какому типу героев современная писателю критика относила Обломова, называя в этом ряду Оне­гина и Печорина?

В6. Как называется глава романа, в которой писа­тель глубоко раскрыл истоки социальной пассивности Обломова, подробно рассказал о формировании его лич­ности?

Выполните задания в виде связного ответа на вопрос в объёме 5-10 предложений

С1. Почему целеустремлённый Штольц дружит с без­деятельным Обломовым?

С2. В каких произведениях русских писателей XIX века даётся подробное изображение жизни поме­щиков и в чём сходство и различие Обломова с этими героями-помещиками?

Темы сочинения

1) Обломов - лицо сатирическое или трагическое?

2) Почему Пшеницына оказалась для Обломова милее Ольги Ильинской?

3) Можно ли считать положительным героем Штольца?

4) Чем отличаются "четыре возраста" Обломова?

5) В чем противостояние России и Европы в романе И. А. Гончарова "Обломов"?

6) Какие образы в романе И. А. Гончарова "Обломов" имеют символический смысл?

Информационные источники

· Аверина М.А. И.А.Гончаров «Обломов». - «ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ». ФИЛИАЛ В Г.ОЗЁРСКЕ, 2009

· Н.Ю.Калашникова, Л.М.Савина. Уроки литературы: организация контроля и творческая работа: тесты, изложения, творческие задания, лите­ратурные диктанты, викторины, ребусы. 5-11 классы. - Волго­град: Учитель, 2009

· Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классы. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2010

· Л.А.Скубачевская, Н. В. Слаутина. Литература. Универсальный справочник. – М., 2010

· Фогельсон И.А. Литература учит: 10 кл. – М.: Просвещение, 1990

 

 

Методический кейс «И.А.Гончаров. Роман «Обломов»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 814; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.147.190 (0.107 с.)