Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие мышления в дошкольном возрасте.
В период дошкольного детства происходят глубокие изменения в мышлении ребенка. Однако, дело не ограничивается простым нарастанием количества знаний, идет перестройка умственной деятельности, возникают новые формы мышления. Так в творческой ролевой игре возникает и формируется план внутренних действий с представлениями. С другой стороны развитие рисования, лепки, конструирования требует реализации представлений во внешнем продукте. Развитие мышления включает в себя: Изменение содержания Возникновение новых форм интеллектуальной деятельности. Развитие мышления связано с развитием других психических процессов. «Мыслит ребенок, когда он отвертывается от «чужой тети» и радостно протягивает ручки к своей маме- он осмысленно различает, узнает, устанавливает определенную связь, активно выбирает». РУБИНШТЕЙН В первой половине дошкольного детства мышление ребенка включено в достижение практических целей. В зависимости от особенностей задачи, ее сложности, связи с прошлым опытом она может решаться наглядно-образным или наглядно- действенным путем. А.А. Люблинская показала, что при преодолении затруднений, связанных с выполнением практического действия у ребенка впервые возникают вопросы относительно их причин. В поисках причин ребенок затрудняется (почему игрушка перестала работать?), попытка исправить механизм носит хаотический характер, вопросы взрослых делают поиски более целенаправленными и организованными. Г.И. Минской изучался вопрос о переходе от наглядно –действенного к словесному мышлению. В таблице наглядно представлены результаты.
Эффективность решения задач в наглядно- действенном, наглядно- образном и словесном плане.
Наиболее правильно решались задачи, когда они предлагались в наглядно- действенном плане. Когда аналогичные задачи предлагались детям в наглядно- образном плане, то есть только при наличии рисунка, изображающего их условия, то число детей правильно решающих уменьшилось. Еще меньше правильных решений, когда задача дана в словесном плане. Полученные данные указывают на наличие определенной последовательности в развитии мышления в дошкольном возрасте: от наглядно- действенного к наглядно- образному, а затем к словесно- логическому.
В ряде современных исследований показано, что развитие мышления детей в значительной мере зависит от их практической деятельности. Этапы развития детского мышления определяется последовательным возникновением и развитием все более сложных форм практической деятельности. Дети рано заучивают слова обозначающие предметы, явления. Признаки, действия, однако, понятия, обозначенные этими словами, они усваивают постепенно. Этот процесс показывает сложность отношения мышления и языка, образа и понятия. Если спросить 2-х летнего «что такое вилка», он укажет на соответствующий предмет. 5 летний выделяет тот признак, который приобрел существенное значение (обычно назначение предмета) Лишь в старшем дошкольном возрасте дети научаются выделять в предмете те существенные признаки, по которым единичный предмет может быть отнесен к определенной категории или группе (лошадь- это животное) однако, встречая малознакомые предметы ребенок вновь опускается на уровень беспорядочного перечисления (барометр- это такой круглый…) Результаты психологических исследований показали, что в дошкольном возрасте формируются способности к начальным формам абстракции, обобщения, умозаключения. Пр. у детей дошкольного возраста можно сформировать понимание зависимости между внешним видом животного и условиями их существования. Однако, это познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном, в наглядной форме, в процессе предметной деятельности с познавательным объектом. (Венгер, Запорожец, Поддъяков) Уровень обобщений детей зависит: 1.от степени знакомства с многообразием предметов 2.от знания слова, обозначающего эти предметы 3.от формы требований, предъявляемых к ребенку. Немов стр. 170 3 ступени формирования понятий. Для образования понятий необходимо разнообразить несущественные, мелкие признаки в предметах и постоянно сохранять существенные, основные элементы.
Очень сложно воспринимают моральные понятия (честь, трусость, храбрость). Дети привязывают к конкретным поступкам определенных людей в знакомой ситуации. Ж.Пиаже и А.Валлон, Е. Мишо утверждают неспособность детей к логическому мышлению и опираются на нелепые ответы детей чуждые возрасту. 5-6 лет почему луна не падает с неба? Она приколочена гвоздем. Что такое мертвый? Лежит и глаза закрыты. Когда спит тоже мертвый? Нет. Мертвый. когда не живой. Ответы закономерны и соответствуют знаниям, однако конкретность мышления не исключает некоторых примитивных форм рассуждений и умозаключений. встречающихся у 3-4 летних. «На голове, конечно, масла нет». Выводы: В процессе развития мыслительной деятельности ребенка происходит переход от оперирования практическими действиями в решении наглядно данной конкретной задачи к умственным внутренним свернутым действиям. Появляются словесные формы мышления. Они выступают в виде простых суждений ребенка. В 2-3 года- это констатация факта, развитие выражается в том. что изменяется содержание, которым оперирует ребенок. От наглядно - данного конкретного, а потому единичного факта ребенок переходит к оперированию представлениями, а затем и все более обобщенным понятиям. Развитие сказывается в овладении отдельными операциями и формами, но и в овладении общим методом аналитико- синтетической деятельности.(Освоение метода заключается в образовании специальных умственных умений воспринимать задачу, вести ее анализ и целенаправленно, используя знания, приемы и способы действия, успешно ее решать. ОТЛИЧИЯ ДЕТСКОГО МЫШЛЕНИЯ. В своем становлении мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную. Допонятийное мышление- это начальная стадия, когда формируются свойства, позволяющие в дальнейшем преодолеть ряд временных и пространственных ограничений. На этом этапе мышление имеет другую, чем у взрослых логику и организацию. Суждения детей единичные, конкретные о данном предмете, поэтому они категоричны и обычно относятся к наглядной действительности. Большинство детских суждений- суждения по сходству. У них отсутствует цепь суждений- умозаключений. Поскольку в этот период в мышлении главную роль играет память. Очень широко используются суждения по аналогии. Самая ранняя форма доказательства- пример. Эгоцентризм. Ребенок не способен посмотреть на себя со стороны. Это не позволяет детям до 5 лет правильно понимать ситуации требующие некоторого отрешения от его точки зрения и принятия чужой позиции. У взрослого децентрации служит основой взаимопревращений психического времени- перехода из будущего в прошлое и обратно. Нечувствительность к противоречию Синкретизм – тенденция связывать все со всем. Трансдукция- переход от частного к частному, минуя общее. Несогласованность объема и содержания.
ПИАЖЕ. Дети считают, что луна следует за ними. Эксперименты помогли открыть законы развития человеческого мышления: «С начало было дело! Наши умственные действия и операции не даны нам в готовом виде. Они формируются в результате практических действий». «Феномен» Пиаже. У детей нет понятия сохранения вещества и количества. а. Выбрать из корзины столько яиц, сколько подставок, против рюмки клали яйцо. Дети свободно устанавливали равенство. Однако, если поставить рюмочки компактно или сложить яйца, дети заявляют о неравенстве. Связывают понятие количества с занимаемым местом. б. 2 сосуда. Ребенок сам переливает из одного сосуда в другой, но говорит, что в узком сосуде больше.
Мышление, как известно, имеет три основные формы: наглядно-действенную, наглядно-образную и словесно-дискурсивную. Развитие форм мышления.
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.006 с.) |