Развитие речи в раннем возрасте. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие речи в раннем возрасте.



Период раннего детства- это сензитивный период для овладения речью.

Речь развивается в двух направлениях: понимание речи (пассивная речь) и развитие активной речи.

Что же является решающим фактором для развития речи?

По исследованиям Т.Е. Конниковой и Ф.И.Фрадкиной важнейшим фактором является овладение предметной деятельностью. Действия с предметами невозможно объяснить с помощью мимики и жестов.

2. Необходимость создавать потребность в активном общении.

Изменение форм общения ребенка со взрослым., то есть потребность в речевом общении развивается у ребенка не сама по себе, а со взрослым по поводу предметной деятельности. Именно здесь создается основа для усвоения значения слов и связывания их с образами предметов.

К 3 годам понимает почти все слова, которые говорят взрослые. В этот период происходит понимание инструкции, в связи с чем речь становится средством для руководства поведением.

На 3 году понимание возрастает по объему и качественно изменяется. Ребенок любит слушать сказки, рассказывать стихи. Однако, по исследованиям Славиной Л.С. для понимания речи с содержанием выходящим за пределы ситуации необходима специальная педагогическая работа.

Для ребенка 2 года слово гораздо раньше приобретает пусковое значение, чем тормозящее. Слово «нельзя» не останавливает. Лишь на 3 году указания взрослых по настоящему начинают регулировать поведение ребенка в разных условиях, вызывать и прекращать действия. Ребенок становится способным выполнять предметные действия по инструкции взрослого.

Активная речь.

В развитии активной речи выделяют два этапа:

От 1 до 1,8 начальный этап

От1,8 до 3 лет.

Для 1 переходного этапа характерен ряд особенностей:

Речь детей трудна для понимания окружающих и очень своеобразна (фонематические особенности, не все звуки произносятся ребенком, своеобразные, специфические слова.)

Очень своеобразны слова детей по их значению. Они носят многозначный характер. Общим словом могут назвать разные предметы. Неустойчивость первых слов ребенка. Одни и те же предметы ребенок может назвать по- разному, агроматичность первых слов, не связаны в предложения

Накопление словаря в раннем возрасте.

Активная речь - это прежде всего активный словарь. Хорошо развитое подражание и достаточный уровень понимания речи обеспечивают бурный рост словарного запаса. 1 г.- 10-15 слов, 1,5 г.- 100 слов, 2 г.- 300 слов, 3 г.- 1000 и более слов. По исследованиям А. И. Гвоздева в состав словаря входят все части речи: существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия.

На первых порах речь ребенка мало похожа на речь взрослого ее называют автономной. Ребенок употребляет слова, которыми взрослый не пользуется Это слова упрощенные мамами, искаженные им самим (бака, моко, ням-ням), придуманные ребенком (Дюка-Андрей, Я-Я - Лена).

При правильном речевом общении автономная речь исчезает быстро, но при определенных условиях может сохраняться и долго. Пример у Гвоздева - однояйцевые близнецы Юра и Леша общались исключительно с помощью автономной речи.

Усвоение грамматического строя речи.

Словарный запас представляет лишь строительный материал. В развитии речи ребенка наиболее существенным является вопрос об усвоении грамматического строя языка. По исследованиям Гвоздева, Сохина, чтобы перейти к предложениям словарный запас должен быть 50- 60 слов.

Замечательное исследование А.Н. Гвоздева «Формирование у ребенка грамматического строя русского языка» представляет системный анализ процесса усвоения ребенком языка. На основании тщательного исследования А. Н. Гвоздев наметил следующие периоды.

От 1,3 мес. До 1, 10 мес.- период предложений

а. Состоящих из слов- корней, употребляемых в одном виде неизменном виде МАМА (платье, помада), БИБИ

б. 2- словные предложения ЛЯЛЯ, НЯМ-НЯМ, МАКА КИПИТЬ к 2-3 годам 3-4 слова.

от 1,10 мес. до 3 лет усвоение грамматической структуры предложения. Характеризуется быстрым ростом простых и сложных предложений (т.е. осваивает предложения) Так к 3 годам употребляет все падежные формы (на волка похож, матик сега бух).

С 1,10 до 2 лет говорят короткими предложениями ТУХИ КАСИЕ ДЕ? Туфли красные где? Затем фразы становятся длиннее, но не согласуются.

На 3 году, ребенок начинает изменять слова по падежам (Давай играть волчком.) Освоив подобные предложения дети легко используют и в других случаях знакомую грамматическую форму (БУДУ СЕГОДНЯ КУПАТЬ ВОЛКУ, ДАВАЙ СЕГОДНЯ КОРМИТЬ БАРАНУ. Я ХОЧУ КУШАТЬ ВИЛКОМ И НОЖОМ.

ВЫВОД.

Развитие речи у ребенка совершается как процесс овладения родным языком, богатством его словаря и грамматических форм, необходимых для понимания каждым человеком других людей и умения выразить свои мысли желания, переживания.

Выполняя две функции коммуникативную и сигнификативную речь качественно изменяет его взаимоотношения с окружающим миром.

Формируясь в процессе развития речь проходит ряд этапов:

а. Гуление

б. Лепет

в. освоение первых слов

г. освоение слова как сигнала на основе выделения существенных признаков и овладение простыми грамматическими формами (1,6- 2)

д. Овладение ситуативной речью.

е. Переход к овладению связной и выразительной речью (4- 6 лет)и возникновение внутренней речи (4-5 лет). Речь отрывается от конкретной ситуации. Монолог и диалог основные формы речи.

Потребность в эмоциональном контакте.

Под эмоциональным контактом следует понимать двухсторонние отношения, предполагающие, что индивид:

а. Чувствует себя предметом заинтересованности и симпатии

б. Сам созвучен окружающим, переживает их горести и радости.

Польский психолог К. Обуховский выделил от рождения ребенка до окончания школы 3 фазы развития эмоциональных потребностей..

1 фаза От рождения до 3 лет. Характеризуется тем, что потребность в эмоциональном контакте удовлетворяется с матерью или с одним человеком. Длительное расставание ведет к депрессии и двум видам «шоков»-плач или «остолбенение». По наблюдениям психологов, восстановление прерванных эмоциональных контактов возможно не более 4 раз, после чего ребенок перестает стремиться к этим контактам. Это говорит об угасании потребности.

.Эмоциональные контакты необходимы для нормального развития ребенка.

В младенческом и раннем возрасте она специфична и не похожа на более поздний возраст.

Может быть заторможена неблагоприятными условиями воспитания (неумение взрослых общаться).

2 фаза. На 3 году жизни.

Характеризуется расширением круга лиц, способных удовлетворить эту потребность. Мать перестает занимать главную роль.

Отклонения психического развития вызываются двумя причинами:

«заласкивание».Психологи отмечают, что когда родители не спускают глаз, окружают преувеличенно выражено любовью, не возникает потребности в эмоциональном контакте, не формируется механизм, направленный на его поиски и вырастая ребенок не ищет контакта. Черты характера: холодность чувств, эгоцентризм.

2.Явление, порожденное равнодушием.

3 фаза с 6-7 лет поиск эмоциональных контактов со сверстниками.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.239.110 (0.009 с.)