Вопрос 18. Виды и сущность психотехнологий, используемых в зависимости от уровня развития жизнеспособности личности, находящейся в ТЖС 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 18. Виды и сущность психотехнологий, используемых в зависимости от уровня развития жизнеспособности личности, находящейся в ТЖС



Психотехнологии -совокупность техник, средств, приемов направленных на активизацию ресурсных потенциалов человека с целью повышения уровня их жизнеспособности, адаптивности, самореализации в современных условиях.

Ресурсно-потенциальный подход необходим для понимания жизнеспособности человека в трудной жизненной ситуации. Ресурсы необходимы человеку для позитивной адаптации и для того, чтобы его поведение можно было охарактеризовать как жизнеспособное в конкретных условиях изменения среды. Накопление ресурсов прямо или опосредованно связаны с жизнеспособностью личности.

Существуют несколько механизмов, задействованных в обеспечении жизнеспособности с помощью ресурсных технологий: 1) развитие ресурсов; 2) активизация ресурса; 3) накопление ресурса; 4) компенсация ресурса; 5) замена ресурса.

Технологии ресурсно-потенциального подхода представляют собой совокупность техник, средств, приемов направленных на активизацию ресурсных потенциалов человека с целью повышения уровня их жизнеспособности, адаптивности, самореализации в современных условиях.

Ресурсоформирующие технологии для группы с низким показателем жизнеспособности. Группа личностей, находящихся в ТЖС, имеющих низкий показатель жизнеспособности, характеризуется пониженным уровнем жизненной активности, низкой удовлетворенностью жизнью, пессимистическим отношением к жизни. Люди, у которой наблюдается низкий уровень жизнеспособности, не уверены в собственных силах. У них часто возникают периоды тоски и подавленного настроения, для них характерны нестабильность всех структурных компонентов конструкта «жизнеспособность». Эта группа самая неблагополучная в ТЖС и требующая гораздо более весомых внешне обусловленных ресурсных вложений со стороны психолога и социального работника. Может наблюдаться блокировка механизмов идентификации, социальной адаптации, индивидуализации и интеграции, - все ресурсообразующие процессы нарушены. Данный тип личности не способен даже накапливать ресурс, что выражается в быстрой утомляемости, астении, пессимизме и деструктивных склонностях. Для данной категории целесообразно использовать ресурсоформирующие технологии.

Для пожилых людей после 60 лет – подходы нарративной социально-психологической практики, автобиографический метод, метод мемуаротерапии

Ресурсоразвивающие технологии для среднего уровня развития жизнеспособности предполагают замену ресурсов. Функции ресурсоразвивающих технологий состоят в осознании новых направлений и возможностей развития, новых смыслов, ориентиров, мировоззренческих установок, мотивации как одного из основных внутреннних ресурсов, побуждающих человека к выполнению определенных действий, а соответственно, и возможности повышения уровня адаптированности и интегрированности в обществе. Конкретными примерами данного вида технологий могут являться интегративные психотехнологии, экзистенциально-ориентированные технологии.

Ресурсосберегающие и ресурсонакапливающие технологии для высокого уровня жизнеспособности. Для каждого вида ресурсов характерна определенная способность к сохранению и накоплению, способность его к быстрой адаптации к изменяющимся условиям, способности ресурсов к взаимному влиянию друг на друга и многое другое. Ресурсонакапливающие технологии - технологии, обеспечивающие постоянное расширение качества и количества личностных ресурсов, создающих превентивные условия для позитивной адаптации в ситуации повышенной стрессогенности. Среди ресурсонакапливающих технологий можно выделить большой спектр технологий стресс-менеджмента. К ресурсосберегающим технологиям можно отнести технологии превентивного информирования и защиты субъекта от неблагоприятных факторов окружающей среды. Превентивная практика - это, в первую очередь, работа, построенная на «прогнозе», которая, опираясь на уже установленные закономерности и на конкретные исследования особенностей развития личности в определенных условиях, направлена на своевременное предупреждение возможных неблагоприятных тенденций, что обеспечивает предохранение и сохранение психологического здоровья личности

 

Формы психотехнологий

Группы тренинга умений

Социально- психологических тренинги, направленные

 На социализацию, на формирование социальной активности, способствующей успешному взаимодействию в различных социальных ситуациях, отработка навыков социальной самоидентификации, обучение конкретным социальным навыкам, ролевому поведению, развития жизненных целей

 на выработку умений и навыков, отработку приемов коммуникативного общения

 на повышение эмоциональной зрелости, например, воспитанников детей-сирот, умения отреагировать эмоции, формирование умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций

 на повышение способности осознанию себя (своей личности) и пониманию других людей

 

Технология проведения тренинга:

• введение: знакомство, утверждение группой правил проведения тренинга;

• разминка для создания благоприятной и доверительной атмосферы в группе, актуализация проблемы;

• основная часть: комплекс психологических мероприятий, направленных на реализацию целей и задач, определенных возрастным составом участников и тематикой тренинга;

• завершение: рефлексия, мониторинг эмоционального состояния участников, подведение итогов тренинга

Для ведущего тренинга обязательно обучение навыкам ведения тренинга и знания групповой динамики в процессе тренинга (например, сопротивление участников тренинга)

Психотерапевтические группы

Ø Группы личностного роста (возможность самореализации, индивидуальное самочувствие)

Ø Межличностное развитие и самоактуализация(группы встреч)

Ø Расширение сферы осознания человеком организмических ощущений (группы телесной терапии

Ø Расширение сферы человеческих отношений и переживаний (группы танцевальной терапии)

Ø Освобождение от конфликтов и сильных переживаний (Т-группы терапии искусством)

Социальная групповая работа

Ø 1.Индивидуальная оценка (работа с обидами пожилых людей …)

Ø 2.Индивидуальная поддержка и обслуживание (поддержка групп, не способных к самообслуживанию…)

Ø 3.Индивидуальное изменение и социальный контроль (профилактическая работа с группами сексуальной агрессии..)

o Социализация (формирование социальных навыков для проживания в микросоциуме)

o Межличностное поведение (группы личностного роста)

o Индивидуальные ориентации и ценности (изменение ценностных ориентаций..)

o Материальные обстоятельства (с безработными, получающими пособие..)

o Личностная защита (с меньшинствами)

o Личностный рост и Т-группы

4. Образование, информирование, тренинг (правовые группы, образовательные группы)

5. Досуг / компенсация (группы развития, досуговые группы

6. Посредничество между личностями и социальными системами (между группами, агенствами, сервисом..)

7. Изменение окружающей среды (по изменению окружения жизненного пространства клиента)

8. Социальное изменение (групповые цели связаны с социальным и политическим взаимодействием группы и институтов..)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 754; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.008 с.)