ТОП 10:

Понятия «профессиональное достоинство» и «профессиональная честь» журналиста.



Категории «профессиональное достоинство» и «профессиональная честь» тоже отражают доминантный ряд представлений профессионально-нравственного сознания, определяющий основу профессиональной позиции специалиста. Особенность данных категорий состоит в том, что они обозначают представления, имеющие отчетливо ценностный характер. С профессиональным долгом их связывают не менее тесные отношения, чем те, которые связывают с ним профессиональную ответственность и профессиональную совесть. Однако в данном случае эти отношения опосредованы самооценкой личности. Чтобы стало ясно, о чем речь, нужно четко представить себе, что именно содержит в себе рассматриваемая группа представлений, какова их объективная основа, в чем заключаются их объективная и субъективная стороны.

Категория «профессиональное достоинство» восходит, прежде всего, к такому объективно существующему обстоятельству, как реальная роль того или иного профессионального содружества, той или иной профессии в общественной жизни. Отражение этой роли в профессиональном сознании данного содружества образует достаточно устойчивое представление о значимости профессии для общества и о признании обществом этой значимости, тем самым приобретая характер профессиональной ценности, которую надо беречь, как всякую ценность. Такое представление может быть более или менее адекватным – все зависит от субъективного момента. Как правило, он связан либо с конкретно-исторической ступенью «разрешающей возможности» механизмов познания, либо с актуальными социально-историческими обстоятельствами. Однако в основе своей это представление несет объективное начало, в той или иной мере доступное для интериоризации каждым отдельным профессионалом.

На уровне индивидуального сознания более выражена субъективная сторона профессионального достоинства. Это объясняется прежде всего тем, что представление о социальной значимости профессии у конкретного человека дополняется представлением о собственной значимости – о своей роли в трудовой группе и признании группой данной роли. Иначе говоря, представление о социальной значимости профессии включает в себя в качестве обязательного момента самооценку личности. «Вычисляет» человек такую самооценку по степени соответствия своих профессиональных поступков, своего профессионального поведения критериям социальной значимости профессии, усвоенным им в ходе профессионального становления.

Однако, как мы помним, мера «присвоения» содержания профессионального сознания, интериоризованности его представлений у разных людей не одинакова. В данном случае тоже действуют «фильтры» субъективного свойства, «отсеивающие» для человека те или иные нюансы общественного значения профессии. Потому и получается, что мерило собственной профессиональной значимости не вполне совершенно: самооценка может оказаться либо завышенной, либо заниженной. Тем более что здесь дело не обходится без психологических «призм», влияющих на восприятие человеком своих поступков1. В подобных случаях мы говорим о раздутом или заниженном чувстве профессионального достоинства. При этом многое зависит от того, каким образом проявляет себя в поведении индивида его моральная установка, одним из инструментов реализации которой, как говорилось, является человеческое достоинство – представление о значимости человеческой жизни.

Отношения между сознанием своего человеческого достоинства и сознанием своего профессионального достоинства не всегда гармоничны, что нередко становится для человека причиной серьезных внутренних или внешних конфликтов. Когда мы имеем дело с личностью достаточно высокой степени моральности, такие конфликты разрешаются без ущерба для профессионального достоинства содружества. Если же общая моральность человека оставляет желать лучшего, то происходят события, от которых профессиональное достоинство данной трудовой общности может серьезно пострадать. Подумаем для начала над следующими двумя примерами из обыденной жизни.

Категория «профессиональная честь» отражает еще один аспект профессионально-нравственных отношений, имеющий ценностную природу. Корни его – в реально существующей зависимости между нравственным уровнем той или иной профессиональной общности и отношением общества к этой профессии. Если профессионально-нравственные стандарты трудовой группы согласуются с общим нравственным законом и подтверждаются поведением ее членов, то моральный авторитет такого профессионального содружества становится фактором, усиливающим его общественное влияние и упрочивающим его положение. Поэтому в профессионально-нравственном сознании трудовой группы представление об уровне соответствия ее профессионально-нравственных стандартов общему нравственному закону закрепляется в качестве ценности.

Для членов группы становится необходимым ориентироваться на этот уровень, стремясь к безусловному выполнению профессионального долга, к деятельности без каких-либо «моральных прегрешений». Иначе говоря, определяется понятие о профессиональной чести. Воспринятое личностью, оно вызывает у нее готовность жить и действовать таким образом, чтобы не посрамить профессиональную честь, т.е. формируется соответствующая психологическая установка. Стремление поддержать профессиональную честь превращается в существенный мотив ответственного профессионального поведения. Представленная в самосознании личности своим рациональным звеном, установка на поддержание профессиональной чести выступает для профессионала и в качестве критерия при самооценке им собственных поступков.

Однако, как и во всех случаях освоения индивидом профессионально-нравственных представлений трудовой группы, и мера, и глубина интериоризованности содержания, стоящего за понятием «профессиональная честь», у людей не одинаковы. Естественно, неодинаковой оказывается и мера соответствия индивидуального профессионального поведения принятым в общности критериям профессиональной чести. На одном полюсе здесь находятся ситуации, в которых члены трудовых групп проявляют чудеса самообладания и мужества во имя поддержания профессиональной чести. На другом полюсе – ситуации, когда в поступках профессионалов обнаруживается разве что способность к защите «чести мундира» – действиям, ориентированным на сокрытие рассогласования между профессионально-нравственными подходами к выполнению профессионального долга и общим нравственным законом. «Честь мундира» представляет собой псевдоценность, выработанную в опыте конфликтных отношений трудовых групп и общества для защиты корпоративных интересов вопреки интересам других корпораций или общества в целом. Естественно, что при ориентации на нее у специалиста формируются «не те» установки, и поведение его неизбежно еще более расходится с общим нравственным законом.

В разных профессиональных содружествах соответственно особенностям содержания профессионального долга акцентируются Разные проявления профессиональной чести. Когда говорят: «дело чести врача – ...», «дело чести педагога – ...», «дело чести ученого – ...» и т.п. (ряд можно продолжать, пока не кончится перечисление профессий), имеют в виду необходимость поставить акцент на соответствии профессии общему нравственному закону по главному основанию: качеству выполнения профессионального долга. О специалисте, который высоко несет свою профессиональную честь, неизменно складывается устойчивое одобрительное общественное мнение. Чаще всего оно принимает форму репутации – спонтанно определившейся и широко распространившейся высокой оценки его профессионально-нравственного облика. Репутация специалиста – это реакция общества на результаты его профессиональной деятельности, обусловленные характером его профессиональной позиции и уровнем мастерства.

Дело чести журналиста – так выполнять свои профессиональные обязанности, чтобы массовые информационные потоки общества не засорялись «шумами», псевдоценностями и могли служить надежным инструментом, помогающим человечеству сохранять устойчивость во времени и пространстве. Ключевой показатель качества журналистской продукции – степень адекватности информационной картины мира его реальному состоянию, а она напрямую зависит от таких качеств личности журналиста, как честность, правдивость, добросовестность. Наличие же этих качеств выявляет уровень общей моральности человека и выступает предпосылкой профессионального поведения, ведущего к качественному выполнению профессионального долга.

Основные этические кодексы(Франция, США)

В процессе окончательного оформления журналистики в качестве особой области профессиональной деятельности со своими сложившимися неформальными «цеховыми» правилами, складывались предпосылки и для закрепления нормативных основ профессии в форме кодексов. Первые профессиональные кодексы прессы появились в США и европейских странах в конце XIX - начале XX в. - то есть через триста лет после появления первых периодических изданий и зарождения журналистики как общественного института. Исследования зарубежных историков журналистики, как правило, не содержат характеристику причин, повлиявших на разработку и принятие первых профессиональных журналистских кодексов.

Первые профессиональные кодексы журналистов возникли в обстановке общественной критики в отношении коммерциализированной прессы и характерного для ее журналистов духа и методов профессиональной деятельности. Они представляли собой не только явление, связанное с формализацией этического самоопределения журналистского сообщества, но и своего рода ответ этого сообщества на критику со стороны общественности.

Наиболее активно процесс этического самоопределения и формального закрепления норм профессионального поведения работников прессы происходил в США и Западной Европе в десятые-двадцатые годы, когда были приняты регулирующие документы, определившие на многие годы базовые принципы журналистской этики. В их формирование вносили свой вклад как профсоюзы и иные журналистские ассоциации, так и организации, объединявшие редакторов и издателей. Так, Национальное объединение журналистских профсоюзов Франции разработало в 1918 г. «Кодекс профессиональных обязанностей французских журналистов», который провозглашал клевету, необоснованные обвинения, подделку документов, искажение фактов и ложь самыми серьезными профессиональными преступлениями. Кодекс призывал журналистов принимать только такие задания, которые совместимы с их профессиональным достоинством, обязывал не использовать статус журналиста для получения наживы, в частности, не подписываться под материалами, носящими коммерческий или рекламный характер. В соответствии с положениями кодекса, достоинство журналиста предусматривает отказ от использования придуманных характеристик и качеств, от нечестных методов получения информации.

Характер большинства провозглашенных в этом документе регулирующих положений позволяет сделать вывод о том, что их принятие в виде профессионального кодекса представляло собой не только попытку формального закрепления сложившегося в журналистском сообществе определенного набора этических установок, но и декларативный отказ от критикуемых общественностью духа и методов работы. В частности, в этических кодексах был провозглашен принцип строгого разделения журналистской и рекламной деятельности, отрицающий прямое участие работников прессы в коммерческом продвижении товаров и услуг. Тем самым отвергалась характерная для ранней «массовой» прессы практика публикации рекламных материалов под видом новостей. В начале XX века журналисты нередко подрабатывали рекламными агентами и помещали в газетах хвалебные материалы, написанные по заказу рекламодателей, без указания на сугубо коммерческий, заказной характер этих публикаций.

В 1923 г. Американское общество редакторов газет (ASNE), объединившее руководящих работников крупнейших газет, приняло «Каноны журналистики» - один из первых профессиональных кодексов, на десятилетия определивший рамки «правил игры» журналистов и периодических изданий США. В нем был впервые провозглашен принцип ответственности прессы и журналистов за благо общества, принципы правдивости, точности, беспристрастности, благопристойности и уважения к частной жизни людей. Ряд положений кодекса был явственно направлен против использования в газетной практике наиболее критикуемых приемов, свойственных «желтому журнализму». Например, требование обеспечить соответствие заголовков публикаций их содержанию, поскольку в массовой коммерциализированной прессе несовпадение заголовка с содержанием следующего под ним текста сообщения было - и по сей день остается - обычным явлением. В кодексе Общества профессиональных журналистов «Сигма Дельта Кай» (1926 г., США), отразились свойственные многим работникам прессы той поры представления о профессиональном долге, о критериях этичной журналистской практики. В кодексе был обозначен статус журналистов как представителей общественности, обязывающий их служить всеобщему благу и характеризовалась ответственность работников перед обществом, заключающаяся в обеспечении его права на знание правды.

В ранних кодексах профессиональной этики журналистов содержатся положения, закрепляющие за прессой и ее работниками ответственность и роль социальных просветителей. Так, в «Канонах журналистики» (1923) провозглашено, что газета служит целям просвещения. В кодексе общества профессиональных журналистов (1926 г.) записано: «Мы верим в просвещение общества как условие достижения справедливости...» Это положение отразило влияние на составителей кодекса одного из принципов либертарианской концепции журналистики, согласно которому пресса выполняет функции социального просвещения общественности с тем, чтобы обеспечить ее способность к демократическому самоуправлению. С появлением радио, а затем и телевидения были разработаны и приняты кодексы, призванные обеспечить этикорегулирующее воздействие на профессиональное поведение работников этих отраслей информационной индустрии

Постепенно процесс выработки кодексов профессионального поведения распространился на уровень отдельных средств массовой информации, редакции которые обзавелись собственными внутренними кодексами. В настоящее время не только крупные периодические издания, телекомпании и службы радиовещания имеют свои внутренние кодексы, но и редакции локальных средств массовой информации используют в целях регулирования своей деятельности аналогичные или родственные им документы. Особое внимание в современных кодексах уделяется проблеме предотвращения «конфликта интересов», понимаемого как противоречие между личными интересами журналиста и интересами дела (профессиональным долгом). При этом в одних случаях под интересами дела понимаются интересы аудитории, общественности в целом, в других - корпоративные интересы (т.е. интересы корпорации - владельца средства массовой информации, от имени которого действует журналист).

Введение журналистского образования, принятие первых этических кодексов прессы свидетельствовали об окончательном оформлении журналистики как особой сферы профессиональной деятельности.

Рассматривая функции журналистики, как целеполагающую характеристику этого вида деятельности мы с полным основанием можем говорить о необходимости понимания каждым отдельным журналистом, работающим в системе средств массовой информации не только целей и задач своей деятельности, но и о знании определенных закономерностей и правил, форм и методов осуществления своего труда. Только в контексте понимания общих правил и норм журналистики можно говорить о целенаправленном и профессиональном исполнении своих обязанностей. Принципы четко определяют границы допустимого и недопустимого, диктуют те моральные и этические нормы, которыми журналист должен руководствоваться. Делая осознанный выбор профессии, журналист должен отдавать себе отчет в том, что общественная информационная деятельность сопряжена не только с большим количеством прав, которыми общество наделяет его, но и с соответствием профессии определенным нравственным нормам, строгой корпоративной этикой регламентирующими этот вид деятельности. Среди множества нормативных и ненормативных принципов, лежащих в основе журналистской деятельности многие принципы являются незыблемыми и всеобщими, исходящими из общих принципов публичности, общечеловеческой морали, этически установок общества и социальной значимости профессии, которые имеют глубокие философские и исторические корни. Право на владение всей полнотой информации, свободу слова, которым наделяет граждан едва ли не любая конституция государств, основанных на демократических принципах, специфика информационной деятельности, имеющей дело с фактом как категорией объективной не может не налагать ряд ограничений на деятельность журналиста. Информация, как форма адекватного отражения происходящих в действительности событий требует не только методологически верных профессиональных подходов со стороны журналиста, но и соблюдения этических норм. В противном случае создаются весьма реальные условия для сколь угодно асоциальных ее проявлений, наносящих значительный ущерб как журналистике в профессиональном смысле, так и обществу, как потребителю информации. История ПЭЖ в СССР-России. Союз журналистов СССР. Кодекс профессиональных обязанностей журналиста 1991 года. Московская хартия 1994 года. Кодекс профессиональных обязанностей Союза журналистов России 1994 года. Сравнительный анализ кодексов 1991 и 1994 годов. Региональные этические кодексы. Этика электронных СМИ. Журналистская этика - это не фиксируемые юридически, но принятые в журналистской среде и поддерживаемые силой общественного мнения моральные предписания. Существует 2 основных критерия выделения профессиональной этики: 1) применение ПЭ в условиях конкретной профессии на основе общих норм нравственности, 2) ПЭ существует лишь в тех профессиях, которые непосредственно воздействуют на человека. Хотя, как и юриспруденция, и медицина, журналистика направлена непосредственно на человека, специфика отношений с людьми у нее своеобычна: общение с конкретными людьми носит вспомогательный характер, главными являются отношения с аудиторией. Предмет ПЭЖ – нормы профессионально-этического регулирования, основанные на специфике отношений, вытекающих из диалектики «СМИ – аудитория». Задачи ПЭЖ: 1) Давать мотив на служение обществу. 2) Дополнять право. 3) Решать ситуации, которые не регулирует право. 4) Повышать дисциплину. 5) Повышать престиж профессии. Положения профессиональной морали зафиксированы в ряде кодексов. В любой стране есть свой кодекс профессиональной этики журналиста, но все они так или иначе повторяют одни и те же положения. Как правило, на первое место ставится требование правдивости. Первый кодекс ПЭЖ – «Хартия поведения», принятая в 1918 во Франции. 1923 – «Каноны журнализма» в США. 1939 – первый международный кодекс ПЭЖ, «Профессиональный кодекс чести журналиста». 1978 - Декларация ЮНЕСКО об основных принципах, касающихся вклада органов информации в дело укрепления мира и международного взаимопонимания, прав человека, борьбы против расизма, апартеида и подстрекательства к войнам. В СССР Союз журналистов появился в 1957году, в 1988 – создан Совет по профессиональной этике и праву. В историю отечественных СМИ вошли и «Кодекс профессиональной этики журналиста» (1991 г.), и «Декларация» Московской хартии журналистов (1994 г.), и «Кодекс профессиональной этики российского журналиста» (1994 г.), и «Хартия телерадиовещателей» (1999 г.), и многие другие подобные документы. Все наши кодексы профессиональной этики – это слепки с западных кодексов. Всеми кодексами регулируются отношения журналиста с 1) органами власти; 2) коллегами; 3) аудиторий; 4) героями материалов; 5) источниками информации. Кодекс профессиональной этики журналиста (1991): Глава I. Принципы профессиональной этики советского журналиста: социальная ответственность журналиста, правдивость и объективность, добросовестность, честность, уважение чести и достоинства личности, уважение общечеловеческих ценностей, профессиональная солидарность. Глава II. Нарушения норм профессиональной этики: проступки, нарушающие право граждан на получение информации; проступки, ущемляющие право граждан на свободу выражения мнений; проступки против чести и достоинства личности; нарушения профессиональной чести журналистов; нарушения служебной этики и профессиональной солидарности журналистов. Глава III. Возложение ответственности: рассмотрение дел о нарушениях принципов и норм журналистской этики; право официального толкования принципов и норм журналистской этики принадлежит совету по профессиональной этике союза журналистов СССР на конфедеративной основе. Кодекс профессиональной этики российского журналиста 1994 года (Союз ж-тов России - 1992): 1) Журналист должен действовать, исходя из принципов данного Кодекса. 2) Журналист должен соблюдать законы, но что касается профессионального долга, он признает только юрисдикцию своих коллег. 3) Необходимость известности источника, различий между фактом и мнением (при этом журналист может не быть нейтрален), недопустимость незаконной и недостойной методики получения информации, обязанность исправлять ошибки. 4) Конфиденциальность источника. 5) Недопустимость злоупотребления статусом журналиста (экстремизма, нарушения гражданских прав, дискриминации по признакам пола, возраста, профессии, расовой, религиозной принадлежности, физических и психических недостатков, Ф.И.О.) 6) Статус журналиста несовместим с работой в органах государственной власти, с оружием. 7) Недопустимо распространять информацию рекламного характера. 8) Журналист отстаивает права коллег, соблюдает законы честной конкуренции и авторские права. 9) Отказ от задания, если оно не совместимо с принципами данного кодекса. 10) Журналист пользуется правовыми нормами для собственной защиты. Недостатки Кодекса: тенденциозность (ярко выраженный либеральный х-р), отсутствие российской специфики. Положения профессиональной морали зафиксированы в ряде кодексов. В любой стране есть свой кодекс профессиональной этики журналиста, но все они так или иначе повторяют одни и те же положения. Как правило, на первое место ставится требование правдивости. Первые кодексы появились в начале века: в 1900, в Швеции, но этот кодекс не получил широкого распространения. Более известна “Хартия поведения”, принятая в 1918 во Франции Национальным синдикатом журналистов.. В 20-е было принято много кодексов, проводились международные встречи журналистов по профессиональным вопросам. В 1923 были приняты “Каноны журнализма” в США. Они были написаны под явным влиянием концепции свободной, или либертальной, прессы, эта концепция возникла в начале века, и ее истоки восходят к идеям Мильтона, Джефферсона, Дж.-Ст.Милля. 1978 - Декларация ЮНЕСКО об основных принципах, касающихся вклада органов информации в дело укрепления мира и международного взаимопонимания, прав человека, борьбы против расизма, апартеида и подстрекательства к войнам. В 1982 году в Праге были приняты "Международные принципы журналистской этики". В 1988 году в Бостоне приняты "Международные принципы профессиональной этики в журналистике". Все наши кодексы профессиональной этики – это слепки с западных кодексов. Всеми кодексами регулируются отношения журналиста с 1) органами власти; 2) коллегами; 3) аудиторий; 4) героями материалов; 5) источниками информации. Кодекс профессиональной этики журналиста был принят в нашей стране 1 съездом Союза журналистов СССР на конфедеративной основе в 1991. Авторы кодекса: Д.С.Авраамов и М.Федотов. В кодексе три главы: принципы профессиональной этики, нарушение норм профессиональной этики, возложение ответственности. 1994 году в России был принят "Кодекс профессиональной этики российского журналиста" Основные положения: Обязательное соблюдение принципов профессиональной этики. Соблюдение законов своей страны, отклонение любых попыток давления и вмешательства со стороны правительства. Распространение только полной, достоверной и проверенной информации. Сохранение профессиональной тайны в отношении источника информации. Уважение и соблюдение прав и свобод человека. Не злоупотреблять своим профессиональным положением (в распространении рекламы и коммерческой информации и т.д.). Уважение и отстаивание профессиональных прав своих коллег. Отказ от задания, если его выполнение противоречит принципам профессиональной этики журналиста. Журналист имеет все гарантии защиты в суде от насилия, оскорблений, морального ущерба, диффамации и т.д. Профессиональный статус журналиста несовместим с занятием должностей в органах власти, политических партиях. Журналист не должен брать в руки оружие.

 

16. Документы, регулирующие этическую сторону журналистской деятельности в России

Журналист как гражданин начинает изучение правовых документов с Конституции своей страны, поскольку это — по определению — основной закон.

Мы рекомендуем вам выучить наизусть статьи, касающиеся нашей профессии, и досконально знать все остальные. Это требование продиктовано практикой: довольно часто студенты полагают, что знают законы, а на деле интересуются формулировками и сутью только в острых случаях, когда уже совершена какая-нибудь ошибка, кто-то возмутился какой-либо мыслью или призывом.

Статью 29 Конституции Российской Федерации мы процитируем здесь же, поскольку она для журналистики ключевая:

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Необходимо также изучить соответствующие разделы Уголовного кодекса РФ, законы «О средствах массовой информации» и «О рекламе», документы об авторском праве, об интеллектуальной собственности.

Есть в регулировании журналистского поведения крупные нерешенные проблемы. Они множатся каждый день — и тем быстрее, чем активнее развивается Интернет. Лучшие умы сейчас работают над документами, способными увязать свободу массовой информации в Сети с законодательством и этикой. Характерный текст («Суд идет в Интернет»), касающийся правоприменительной практики, был опубликован в 2010 г. в «Российской газете». Вот фрагмент, который вам следует прочитать внимательно:

Давно известно, что во Всемирной паутине сидит много горячих голов, которые вовсе не стесняются в выражениях.

Люди не одобряют таких вольностей. Но если пресса начинает фильтровать комментарии на своих официальных сайтах, сразу же возникают обвинения в цензуре. При этом читателей особо возмущает тот факт, что «душат свободное слово» те, кто по должности должен за него бороться. Т. е. журналисты.

Однако если какое-либо издание снимало барьеры на своих форумах в Интернете, у него возникали проблемы уже с компетентными органами. Потому что некоторые особо крепкие выражения легко подпадали под определение экстремизма. Поэтому в постановлении пленума Верховного суда было важно провести грань, отделяющую цензуру от экстремизма. При этом отрадно, что к работе над этим документом подключили не только юристов и чиновников, но и самих журналистов.

Поначалу представители Союза журналистов России отстаивали позицию, что форумы — часть интернет-коммуникации, проще говоря, обратная связь с читателями. Причем самая быстрая. Поэтому они не должны расцениваться как СМИ, распространяющиеся в Глобальной сети. В свою очередь, представители Роскомнадзора утверждали, что если сайт официально зарегистрирован как СМИ, то он подпадает под действие закона о СМИ. А форум, по мнению ведомства, является частью СМИ, и, соответственно, редакция ответственна за то, что публикуется на форуме.

В итоге рабочая группа согласилась с доводами Роскомнадзора и решила применять к форуму те же требования, которые закон предъявляет к электронным СМИ. Но и здесь возникли чисто юридические вопросы. Напомним, что редакции радио- и телеканалов по действующим нормам не несут ответственности за сведения, которые сообщаются в прямом эфире. Точно так же, полагают представители Союза журналистов, издание не может нести ответственности за свой форум в Интернете, если там нет премодерации: предварительной правки, которой подвергаются комментарии перед размещением на форуме.

Правда, есть тонкий нюанс. Сообщение в прямом эфире длится определенное время, а комментарий на форуме может висеть месяцами. Именно на это обстоятельство указывал Роскомнадзор. Поэтому пленуму Верховного суда предстояло определиться, в какой именно момент для редакции наступает ответственность за появление на форуме призывов или высказываний, которые можно отнести к экстремистским.

В принципе решено, что обязательная премодерация на форумах интернет-изданий вовсе не обязательна. Но если среди читательских комментариев в Интернете обнаружатся экстремистские, то по соответствующему сигналу редакция должна будет отреагировать. Право обнаруживать такие комментарии и сигнализировать — т. е. направлять официальные письма — получит государственное ведомство. Сейчас это Роскомнадзор. Редакция, получив такое письмо, должна будет отредактировать комментарий или снять его. Если журналисты не согласны с надзорным органом, они могут ничего не править и не снимать. Тогда решать, кто прав, кто нет, скорее всего, придется суду.

Другой острый момент рабочая группа сняла задолго до утверждения окончательной редакции документа. В качестве правоприменительных рекомендаций предлагаются разъяснения, что по действующему законодательству сайты в сети Интернет не подлежат обязательной регистрации как средства массовой информации. Любой человек вправе заводить свою страничку в сети без лишних бюрократических барьеров.

— Также это означает невозможность применения в отношении лиц, осуществляющих распространение массовой информации через сайты в сети Интернет, мер ответственности за изготовление и распространение продукции незарегистрированного средства массовой информации, — пояснил пресс-секретарь Верховного Суда России Павел Одинцов.

Официальный представитель главного суда страны напомнил, что в настоящее время действует закон о СМИ от 27 декабря 1991 года, принятый еще Верховным Советом СССР. Обширная практика применения законодательства судами показала, что возникло достаточно много вопросов по применению закона о СМИ, требующих разрешения.

— Пленум Верховного Суда не меняет законов, он устанавливает правоприменительную практику, дает рекомендации судьям, как им поступать в том или ином случае, — говорит Павел Одинцов. — И эти рекомендации, повторюсь, защищают СМИ, внося определенность в формулировки.

Например, в документе развеяны представления некоторых СМИ о том, являются ли они единственными владельцами информационного контента. В частности, интервью. Пленум разъяснил, что тот человек, кто дал интервью журналисту, вправе потребовать представить ему окончательный текст на согласование. И это не цензура, а нормальная практика. А редакторам нельзя вносить правку в статьи без согласования с авторами.

Владислав Куликов

Это важное разъяснение, и лишь по одному из многочисленных аспектов, оно не решает всех проблем между вольным виртуальным потоком и легитимной журналистикой. Однако хорошо, что поиск таких решений идет активно. Всех проблем, создаваемых Интернетом, пока и не решить, они абсолютно новы для человечества ввиду технологической революции, переживаемой сейчас. Возможно, к следующему переизданию этой книги появятся некие всеохватные документы, а пока один творческий совет: следуйте имеющимся законам и профессионально-этическим рекомендациям. Следовать им — правильно. Не следовать — неправильно. Из этого и исходите. В закон о СМИ за долгие годы его существования внесено много поправок, но суть осталась, и отличить правильное профессиональное поведение от неправильного вполне способен любой читатель.

Сейчас мы очень коротко рассмотрим рекомендательные, этические документы, принятые в нашей стране журналистским сообществом, и попытаемся разобраться в их сути. Слово «рекомендательные» здесь следует понимать в том смысле, что нарушение некоторых этических норм не влечет за собой уголовной ответственности.

Например, обязательство хранить чистоту и богатство родного языка, записанное в Хартии московских телерадиовещателей, выполняется или не выполняется, но в этом вопросе, как и во всех этических, журналисты признают над собой только юрисдикцию своих коллег. Нарушение этических норм, получившее известность и/или приведшее к негативным эффектам в обществе, осуждается коллегами — вплоть до изгнания из профессионального сообщества журналистов.

В некоторых казусах присутствуют одновременно нарушения и законодательства, и профессиональной этики (клевета; оскорбление чести и достоинства; плагиат; призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства; разжигание национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни; пропаганда войны; распространение передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости). В Законе РФ «О средствах массовой информации» запреты подробно перечислены в ст. 4 — «Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации»:







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.179.0 (0.014 с.)