Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В первичном документе в житии монаха Авеля нет сведений о предсказании, все опубликовано, проверить просто, Т. Е. Оболгали обоих святых, и Авеля, и блаж. Ксению петербургскую.

Поиск

Храни нас Господь от ереси.

Думы о музыке

Внимание! Обращение главного редактора

Готовится к выпуску монография к.т.н. Ивана Андреевича Куклина «История музыкальной культуры». Приглашаются к сотрудничеству дизайнеры, издатели, эксперты и все желающие содействовать в написании и продвижении книги.

Написать автору можно по e-mail: ivkukl43@gmail.com

La musica

Мысли о музыке из переписки с друзьями


ИЗ ПРОШЛОГО…


ВОСПОМИНАНИЯ О МОЛОДОСТИ. Я прекрасно помню, как бегал за консерваторщицами в молодости, и никакая музыка классическая, например, произведения Баха, Генделя, не мешала. Возможно, она чуть-чуть гармонизировала мои эмоции, но поддерживала, как теперь, по прошествии многих лет, мне кажется, страсть в утонченном виде и, в то же время, думается, подпитывала гордыню – «Ты выиграл сражение со страстью» и так далее. Тот же Бетховен, который взмывает твое сердце ввысь, на самом деле возводит его на высшую ступень гордыни, а человек непонимающий чувствует будто бы приближение к Богу. Это напоминает то состояние, которое Отцы Церкви называли прелестью. Но что еще ожидать от мира сего?

ВОСПОМИНАНИЯ О ЗРЕЛОСТИ. Я чувствовал ущербность материализма, слушая Баха, Генделя, я восхищался их величественной гармонией и понимал: не могут теперь, в эпоху безверия, творить такое. С другой стороны, я видел обратную сторону музыки: ее служители, особенно женщины, чрезвычайно сексуальны (то есть чувственны), в них силен артистизм (верно Феодосий Кавказский наименовал музыку лицедейством), те же человеческие страсти. В молодости я любил слушать концерты. Потом любовь прошла – я чувствовал эту атмосферу театральности, которая вторгалась в меня и создавала некую дисгармонию. Потом предпочитал слушать музыку дома. С возрастом для меня стала приемлемой старинная музыка – Корелли, Бах, Гендель. Но однажды я посетил мощи святого отца. Овладело мною чувство, доселе незнакомое. Я думал, может ли музыка его выразить? Нет, не может. Это ощущение требует тишины, покоя. Нашел я тогда дома пластинку с русской музыкой XV века. Послушал стихиру Федора Крестьянина. Вот – музыка духа! А не вся эта красивая католическая мерзость! Все эти бахи, гендели, как я говорил уже – они лишь приподнялись над землей, но не сумели преодолеть до конца ее тяготения. В них чувствуется сладостное упоение этим миром, иногда доходящее до настолько облагороженных форм, что люди зовут эту музыку духовной. Но это – ересь бесовская, прелесть сатанинская! Еще интересное наблюдение: когда молишься по-настоящему, внутренне, чувствуешь вхождение ума в сердце, как говорили Отцы. А музыка не входит в сердце, она теребит предсердие. Может, это странное сравнение, но о похожем говорил отец Рафаил (Карелин). И, наконец, хоть и привела к вере меня эта еретическая и богопротивная музыка гнилого католико-протестантского запада, но теперь я думаю, что лучше бы я пил воду из чистого источника, читал Святых Отцов, доверил бы им свой разум, а не мудрствовал лукаво, «кайфуя» под эту классику, почитаемую сынами мира сего (то есть, служителями его, в конечном итоге, работниками того, кого зовут kosmokrator).


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О МУЗЫКЕ

О прогрессе музыкального искусства и судьбах артистов. В чём Вы видите подлинный прогресс музыкального искусства? Я, например, вижу лишь регресс – если Бах еще пытался воспеть Господа, то чем дальше – тем больше отдалялись от Него, Бетховен грозил кулаком Небу, Паганини хвастался сделкой с Дьяволом, Скрябин хотел сделать Мистерию, которая преобразила бы мир без Бога... Где прогресс? Нет его. Он – в приближении к Абсолюту, который способен выразить только один музыкальный язык. Но что делать симфоническим оркестрам и т. д.? Но, Конечно, это все равно, что спрашивать: "Что делать публичным домам?". Невелика разница: консерватория – это сборище синагогических куртизанок, а там – обычных, не фарисействующих. Еще неизвестно, кому больше градусов дадут черти в аду...

• ИСКУССТВО И МОРАЛЬ. «Стрекоза и муравей» – это предостережение от развлечений века сего, каковы музыка, театр и прочее. Самое страшное, что человеку опасно развивать свои способности, не очистив душу. Особенно в музыке, которая действует помимо слова, «проникая в сердце, минуя разум» (так говорил режиссер Ингмар Бергман о кино, и это же во стократ более относится к музыке). Я понял, что музыканты – это просто более утонченные актеры, или идолопоклонники. Как говорил я раньше (уже в молодости): музыкант – это либо актер, либо служитель… То есть лицедей или идолопоклонник. А Вселенская Церковь одинаково осуждает и тех, и других, не допуская до Святой Чаши. Так проживешь, расчёсывая сердце звуками скрипки, а когда придёт пора отвечать, тогда что я предъявлю? Вы верно пишете о вреде музыке. Она, в большей или меньшей степени, – патология (от слова pathos). Я помню, как у меня еще в молодые годы поднималось давление от симфоний Бетховена, что подогрело мою давнюю гипертонию, которая дает знать себя и теперь.


• О ТОМ, ЧТО МУЗЫКА ДОЛЖНА СОЗДАВАТЬСЯ ВО СЛАВУ БОЖИЮ.

Это верно, но католики тоже Бога славят. Молитвенный опыт, выраженный в музыке, может быть прелестным, бесовским. Игнатий Брянчанинов пишет: «В новейшие времена языческая жизнь явилась первоначально в недре папизма; языческое чувство и вкус папистов выказываются с особенною яркостию в применении искусств к предметам религии, в живописных и изваянных изображениях святых, в их церковном пении и музыке, в их религиозной поэзии. Все школы их носят на себе отпечаток греховных страстей, особливо сладострастия; там нет ни чувства целомудрия и благопристойности, ни чувства простоты, ни чувства чистоты и духовности. Таковы их церковная музыка и пение. Их поэт, описывая освобождение Иерусалима и Гроба Господня, не останавливается призывать Музу; он воспевает Сион вместе с Геликоном, от Музы переходит к Архангелу Гавриилу. Непогрешающие папы, эти новые кумиры Рима, представляют собою образцы разврата, тиранства, безбожия, кощунства над всем святым».

• ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ ТРАДИЦИИ НА МУЗЫКУ. Лютеранство – это ересь, следовательно, когда слушаешь музыку еретика, то ты приобщаешься духа ереси, то есть, не исключено, духа бесовского. <приводится ссылка на статью Св. Игнатия о лютеранизме> это – слово Игнатия Брянчанинова. А он не мог ошибаться. Так как после смерти явился духовной дочери и сказал ей: все, что написано в моих книгах, все – истина.

• различия в музыкальной традиции как раз из-за различия в религии.


ИЗ ИСТОРИИ МУЗЫКИ

• ДРЕВНЕРУССКИЕ ПЕСНОПЕНИЯ И МУЗЫКА ЗАПАДА. Насчет древнерусских распевов – я согласен с Вами. Выражаясь по-мирски, это музыкальный язык богов. Даже жалко, что в то время, когда это искусство было в своем подлинном расцвете (теперь мы видим лишь реконструкцию, другое дело, зачастую художественно прекрасную), наша страна была вела достаточно изоляционистскую политику. Это было хорошо, так как народ наш был защищён от всех тех ересей, которыми наполнен до предела Запад, но, с другой стороны, европейские народы с бОльшим трудом могли приобщиться к русскому искусству того времени, искусству, которое было от Бога, о котором и подумать не могли иноземные богоотступники. Возможно, если бы тот же самый Иоганн Себастьян Бах услышал бы эти распевы, он бы сказал: "Вот где подлинная музыка во славу Божью! Все мои хоралы – это лишь чистая дрянь по сравнению с русскими распевами. Заняться бы ими до конца дней своих и прославить Бога истинно!" Мне так думается, хотя музыка этого великого мастера дышит космофилией (о чем убедительно говорил отец Рафаил (Карелин)). Самые совершенные и возвышенные его хоралы дышат духом Запада, ты так и хочешь представить готический храм во всей его сурово-холодной красе. Наши храмы несут внутреннее тепло, здесь есть определенный метафизический холод. Бах не мог иметь подлинного духовного опыта, поэтому Божественное бытие было для него абстракцией, к которой он всё-таки стремился, но не мог достичь, ибо вне Церкви – нет спасения, а следовательно, и верного мистического познания. В его музыке слышны подмены, очень тонкие, но выраженные.

• ПЕСНОПЕНИЯ ЦЕРКВИ И МИСТИКА МОЛЧАНИЯ. Если еще раз вернуться к русским распевам, я постараюсь высказать свои переживания. Поначалу я воспринял их как некую чуждость своему духу, но затем я понял смысл этой чуждости. Душе, заполненной мирскими звуками, не дано понять таинство молчания (silentium). Всякая музыка разрушает духовную тишину, она не совместима с ней. А распевы являются именно таким уникальным языком, который дает опытно познать мистическую красоту Православия, понять сущность Святой Веры Божьей. Поэтому музыка – это изобретение дьявола, которое благочестивые христиане почитали достойным пламени. Интересен случай, что жена одного известного православного священника, ставшего старцем и умершего во почившего в Бозе в 2000 году, была известной скрипачкой, а когда пришла к вере, – продала скрипку и отменила все концерты. Вот так говорит духовная интуиция человека, с которой спорит гордый рассудок. Но в конечном итоге рассудок проигрывает. Хорошо, когда здесь, а когда там (на том свете) – то совесть будет жечь человека огнем неугасимым.

• ОБ АНГЛИЙСКОЙ СЮИТЕ БАХА. Хорошая музыка. но, может быть, эта музыка нравится моему падшему естеству. А человек рожден для страдания. Почему ты понимаешь, что св. Отцы правы? Потому что их писания ломают твою душу, не дают тебе надежды на "нормальную" жизнь. Поэтому бесы и их наместники на земле – либералы ненавидят Игнатия Брянчанинова. Человек рожден страдать и трудиться. Ему нет утешений в падшем состоянии. Надо заполнить душу делами доброделания и милосердия. А то скажут на том свете: "поди, попляши", как в басне И. Крылова.

• ОТВЕТ МЕЛОМАНУ. Вы пишете о непонятности моего определения анализа музыки с позиций Православной веры. Мой анализ имеет не музыкальный, не музыковедческий, а психологический характер. Я согласен с Вашим замечанием по форме, а не по существу. Между прочим, в музыке очень часто психологические и субъективные образы запечатлеваются в веках, что мы видим, например, с известными симфониями Моцарта, сонатами Бетховена, которым давали названия отнюдь не сами авторы. С другой стороны, есть устоявшиеся каноны, по которым кодируют определенные чувства (например, квартовые интонации кодируют волевые порывы, секундовые – грусть и т. д.). И по чувствам многих можно делать выводы. Мое определение «с позиций Православной Веры» – неверно, лучше – «традиции» или даже «аскетики». Я сопоставлял чувства, заложенные композиторами, с чувствами, заповеданными и запрещенными христианам.

Насчет оценки творчества музыкантов Вы задаетесь вопросом, откуда ее можно взять. В Социальной концепции РПЦ, упомянутой Вами, музыка хвалится, но мнение Церкви выражено в постановлениях Соборов, Апостольских правилах, в ряде которых есть осуждение игры на скрипках и на других инструментах. В работах святых отцов есть много цитат, которые недвусмысленно осуждают музыку. Да, есть и иные мнения, но мнение Церкви – в согласии большинства Отцов. Если мы подсчитаем «голоса» с той и с другой стороны – я не уверен, что опередят почитатели музыки. Да и если нарастить искусственно с помощью нейтральных и уважительных голосов, то они будут за счет двух причин: незнания в достаточной степени музыкального искусства данным Отцом и святоотеческая осторожность в осуждении, а также разговоры об идеале музыки, то есть к тому, к чему надо стремиться музыкантам. Но, как, между прочим, и Вы пишете, музыка столетиями все больше и больше отходила в сторону воспевания греховных страстей. Вы отмечаете Баха как последнего великого Музыканта. Я отчасти согласен, но в его творчестве уже проявился тот букет страстей, который был взращен последующими поколениями.
Насчет музыки в Ветхом завете. Не все, что было в Ветхом завете, должно быть в Новом. Никто ведь не призывает побивать камнями за грехи. А насчет музыки – некоторые отцы понимали упоминания инструментов аллегорически – например, «псалтирь души». Такие мысли я встречал в произведениях, например, Василия Великого или Климента Александрийского Даже если и это не так, то мы не знаем музыки того времени. И классическая музыка вряд ли – преемница того искусства. Корень ее – ересь католицизма. Итальянский монах Гвидо Д’Ареццо придумал ноты в 1090-х годах, уже после отпадения папистов от Святой Церкви (1054). И третий аргумент против – великая прелесть почитать себя продолжателями святых.
Допустим, действительно некоторые отцы чтили музыку и слушали ее. Но они могли себе это позволить как послабление после тяжелой битвы. Но мы не имеем прав на такие льготы, ибо мы не то что исповедовать Христа во время гонений, но даже элементарные заповеди исполнить. Надо душу свою направить на покаяние, милосердие и доброделание, а не тешить своё тщеславия и похоть очес.


• О ТОККАТЕ, АДАЖИО И ФУГЕ ДО МАЖОР (КОММЕНТАРИЙ К АНАЛИЗУ В СТАТЬЕ «ДУМА О МУЗЫКЕ»). Я делал выводы, опираясь на данное исполнение (ГАСО СССР под управлением Лео Гинзбурга, оркестровка Л. Вайнера), так как в свое время оно произвело на меня впечатление. Как говорил Антоний Сурожский, молодость горит, а старость издает тихий свет. Вот я и повелся в свое время на страсти бесовские.


КОРОТКО О ГЛАВНОМ.

• У коренных представителей северных народов больше негритянской кожи, чем Божьей музыки среди классики.

Гений и злодейство

260-й годовщине со дня рождения великого австрийского композитора посвящает автор.

26 января 2016 года мир сей отпраздновал юбилей знаменитого австрийского композитора Моцарта. Решили и мы сказать свое слово по поводу этого знаменательного события.

Моцарт мнится сынам мира сего, грешного и прелюбодейного (Мк. 8:38), лежащего во зле (1 Ин. 5, 19), неким ангелом, святым в мире музыки, который случайно забрёл в этот жестокий и непонятный мир. Подобное отношение можно встретить среди вероотступников Запада к папе Франциску из-за его скромности.

Музыка Моцарта подобна живописи Рафаэля. Это отмечал великий русский композитор Пётр Чайковский в переписке с фон Мекк. И действительно, своей филигранностью, изяществом, видимой чистотой эти два великих художника похожи друг на друга. И если взглянуть на творчество их взором духовным, мысли Чайковского найдут подтверждение, но в другом ракурсе. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал о «Мадонне» Рафаэля: «Мадонна Рафаэлева, это высочайшее произведение живописи, украшена очаровательным характером стыдливости. Когда является в девице стыдливость? Тогда, когда она начнет ощущать в себе назначение женщины. Таков характер "Херувимских" Бортнянского, таковы – характер "Есфири и Гофолии" Расина, характер "Подражания" Фомы Кемпийского, из них дышит утонченное сладострастие. Стыдливость – завеса греха, а не сияние святыни». Он же отмечает: «Все русские поняли, что итальянские картины не могут быть святыми иконами. Между тем итальянская живопись взошла почти во все православные русские храмы со времен преобразования России на европейский лад. Эта живопись соблазняет раскольника, огорчает истинно православного: она – западный струп на православном храме. С кого итальянские живописцы писали изображения святейших жен? Со своих любовниц. Знаменитые Мадонны Рафаэля выражают самое утонченное сладострастие. Известно, что Рафаэль был развратнейший человек, желал выразить идеал, который действовал бы на него наиболее сильно, и нередко кидал кисть, чтоб кинуться в объятия предстоявшей ему натурщицы. Другие живописцы, которых талант был грубее, нежели талант Рафаэля, выражали сладострастие на своих мнимых иконах гораздо ярче; иные выразили уже не одно сладострастие, но и бесстыдство, неблагопристойность». О том же пишет в статье «Бог, любовь, смерть» Николай Болдырев – вроде бы верующий экуменист. Я грешен тем, что люблю читать не православные статьи о великих людях, ибо их авторы не стремились притянуть дьявола за рога к образу ангела, как это делают многие искусствоведы. Он цитирует Чичерина: «Есть такие женщины: чистые и одновременно вакханки. Именно музыка Моцарта! Нечто нежное, глубокое и вместе с тем страстное и чувственное, и чистота, и оргиазм – именно Моцарт!». Приведем мы и другие слова этого безбожника: «…замогильные веления (?), искание чего-то нереального, бегство от жизни. Особенно много пишут о damonie Моцарта. Его демонизм всем уже ясен. Есть уже книги о Damonie Моцарта. Уже в газетных рецензиях и в отчетах о концертах стало обычным упоминание о его демонизме. Еще Гете говорил об этом. Под конец жизни Гете говорил Эккерману, что единственным композитором, который мог бы написать музыку на Фауста, был Моцарт …». Это самая верная оценка музыки Моцарта в безбожном мире! Разумеется, здесь не дается разбора сути с позиций православного мировоззрения, но мы уже сказали, что это явление «чистой вакханки» разобрано в творениях Святого Игнатия.

Многим мнится, что Моцарт был образцом нравственности и «духовности». Но все знают, что большую часть своей взрослой жизни композитор посвятил масонству – службе дьяволу. Незадолго до смерти он дирижировал исполнением «Маленькой масонской кантаты». В опере «Волшебная флейта» им были переданы многие масонские идеи. Некоторые искусствоведы утверждают, что три сестры Царицы ночи – это православная Церковь, а также католическое и протестантское сборища еретиков. Музыка – это тончайший язык души, для которого нет преград – ни вероисповедных, ни национальных. Она сообщает слушателю чувства и мысли композитора на таком глубоком уровне, что он не успевает заметить его. Все музыковеды единогласно утверждают, что музыка способна передать мировоззрение человеческое. Послушаем слово их, слово грамотное. И что увидим? Увидим ересь бесовскую, которая сообщается через искусство сие, как через провод, напрямую в сердце человеческое, за чем следует принятие сердцем страстей и измышлений греховных…
Следует сказать, что жизнь человека характеризуется, подытоживается, её концом. Снимается её сечение, открывается многое из сокрытого от постороннего глаза. Вот что безбожник Чичерин пишет о последних днях композитора: «Моцарт настолько основательно порвал с церковью, что когда перед его смертью жена (без его ведома) стала звать священника к умирающему мужу. Все священники отказались, считая Моцарта безбожником, и он умер без причастия».

Итак, несмотря на кажущуюся целомудренность и нравственность, музыка Моцарта не является христианским искусством, наоборот, она воспевает идеи дьявольские, масонские. И может оказаться сетью миродержца для души христианской …
Январь 2016 г.

Чарующие звуки органа

Все, наверное, знают короля инструментов – органа. Он поражает своей величественной мощью, своим потрясающим звуком, похожим то на громовые раскаты, то на песнь пастушка в поле, то на завывание ветра, то на тишину и душевный покой.

Верующие католического и протестантского вероисповеданий говорят о том, что, слушая орган, они обращаются к Богу, представляют Его Самого, Матерь Божью, Святых Ангелов, небеса, рай. Интересно, в чём причина такого восприятия? Какие физические, психологические корни данного явления? Рассмотрим их в нашей статье.

Акустика церковных органов в ряде случаев включает в себя инфразвук. Это звук крайне низкой частоты, который оказывает влияние на психику человека и используется в секретном оружии. Я, проработавший в оборонной науке 27 лет (1965 – 1992), кое-что знаю об этом.

Звуки, издаваемые органными трубами, зависят от размеров последних. Так, звучание 8-футовых органных труб соответствует нотной записи; 2-х и 4-х футовые трубы звучат на 1-2 октавы выше, 16-ти и 32-х футовые трубы, напротив, звучат на 1-2 октавы ниже. Но из этого ряда следует выделить 64-х футовые трубы (они встречаются в самых больших органах), которые звучат на целых 3 октавы ниже нотной записи, и приводятся в действие клавишами педали, а также, мануала ниже контроктавы, и тем самым создают инфразвук.

Профессор Ричард Вайсман объясняет трепет прихожан и их ассоциацию органной музыки с Богом обозначенными выше акустическими особенностями данного музыкального инструмента. По наблюдениям исследователя, "странные ощущения" слушателей представляли собой: "дрожь в суставах", "странное ощущение в животе", "участившееся сердцебиение", "ужасное беспокойство", "внезапное воспоминание об утрате". «Некоторые учёные полагают, что инфразвуковые частоты могут присутствовать в местах, которые, по легендам, посещают призраки, и именно инфразвук вызывает странные впечатления, обычно ассоциирующиеся с привидениями, – наше исследование подтверждает эти идеи» – отметил профессор.

Итак, никакой Божественности в звуках органа нет. Здесь всё объяснимо с позиций холодной науки, которая говорит ясно: инфразвук создает колебания в мозге человека, приводящие к нарушениям высшей нервной деятельности, к психическим отклонениям (для начала временным, при регулярном воздействии раздражителя – постоянным). Человек не слышит инфразвука, но его звучание создает боль в ушах при больших амплитудах (при малых – возникает ощущение страха, тревоги, нарушения работы органов – все как в приведенном отрывке из статьи). Кроме того, низкочастотное звучание оказывает галлюциногенное действие, подобно наркотическим грибам, которых никто не именует божественными, а, напротив, запрещают. В Древней Руси власть заботилась о психическом здоровье граждан, почему и был издан знаменитый Указ Алексея Михайловича от 1648 года, запрещавший использование музыкальных инструментов и предусматривавший жесткое наказание за неисполнение. Тогда не знали, как пишется слово «Экология», но думали о ней на практике…

II.
Рассмотрим вопрос об органной музыке и с другой точки зрения. Что она представляет собой с позиций православной аскетики – аскетики, сохранившей чистоту раннего христианства?

В православном понимании Бог создал 2 типа звуков: голоса человеческие и природные. А падшие, пораженные грехом сыны Каина решили «скомпенсировать» на земле свое отступление, построить «рай». И создали инструмент как имитацию тварности. В ветхозаветном богослужении инструментальная музыка использовалась достаточно активно. Но это кончилось отступлением иудеев от Бога. Кстати, митрополит Иоанн Санкт-Петербургский и Ладожский определял ересь жидовствующих как поклонение твари. Это мы видим и в отношении к музыке – православном и жидовском. Причем последнее разделяют большинство людей, формально принадлежащих к Церкви…

Богослужение предполагает осмысленность. Понимание каждого слова, каждого движения. Орган создает экстаз, неопределенность. Он противен Вере Православной! Не так учили молиться Отцы Святые! Нет органу в Церкви Русской! И да не будет!

P.S. Не думайте, еретики, что чтение молитв на славянском языке – это нарушение аскетики в виде отказа от осмысленности. Люди читающие и знающие все понимают. А сейчас у нас свобода слова, все в доступе…

Слово о слове…

Великая русская басня

Басня Крылова «Стрекоза и муравей» – это поразительное по своей глубине произведение светской литературы. В нем мы находим образ личности, которая отдавала себя пению, а когда пришла пора пожинать плоды – она осталась ни с чем. Не было посеяно в ее душе в период весны и лета (то есть молодости и зрелости) то, что необходимо пожать осенью (в старости), чтобы прийти в зиму (смерть) с запасами. Так многие люди всю молодость проводят в увлечении искусством, музыкой, походам по театрам, музеям, консерваториям, трактирам, борделям... В зрелости их поглощает житейская суета, и в старости они обнаруживают, что сердце их не готово к вечности, а время ушло.

Конечно, можно возразить, что искусство – это тоже труд. Но труд – Сизифов. Человек поднимает камень своих страстей на гору, но не может установить его на вершине, ибо на ней не может быть ничего нечистого. Блудницы и модели очень много трудятся, чтобы привлечь внимание мужчин и заполучить прибыль. Так же делают и музыканты – пианисты с разболтанными руками и вихляющимися волосами, скрипачки с оголенными плечами и грудью мраморной белизны и стройными ногами, которые они никому не стесняются показывать.

Можно возразить и притчей Господней о талантах. Но святые Отцы трактовали таланты, не так, как сыны Вавилона – это, по их учению, не способности человека, а его добродетели. Как учил старец Никон Оптинский, лучше отказаться от душевных способностей, чтобы получить духовные. Ибо сказано в Писании: "Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее" (Марк 8:34,35).

Есть люди, которые похожи на муравья. Они не шляются по театрам и блудным притонам, а работают. Трудятся и телесно (ради послушания властям), и духовно – взращиванием в сердце своем добродетелей, деланием добра, милостыней, постом и молитвой. И такие люди, когда наступает время пожинать плоды, имеют хорошие запасы, которые позволят им войти в жизнь вечную, когда все, что ты делал, запечатлевается (замораживается). И только они войдут в жизнь вечную.
Но и те, первые, имеют возможность спастись. Надо признать себя ниже всякой твари, посыпать голову пеплом и рыдать денно и нощно о своих грехах, признавая себя достойным самых страшных адских мук, убеждая себя, как учил архимандрит Иоанн Маслов: «Я – помойка». И тогда возможно будет прощение по смирению. Но дастся оно, если человек сочтет себя недостойным прощения, а заслуживающим всякого порицания и оскорбления.

Такие размышления вызвала у меня басня Крылова в последние годы…

17 марта 2015 г.

Гонимый миром странник

В 2016 году миновало 175 лет со дня трагической кончины великого поэта русского Михаила Юрьевича Лермонтова. В истории литературы за ним закрепилось выражение из его собственного стихотворения «Нет, я не Байрон …». Он предстает пред нашим взором как «гонимый миром странник».

Миром гонимы будете – эта мысль красной нитью проходит через Писание. Но подходит ли она в первоначальном значении к гениальному стихотворцу? С одной стороны, формально это так: он не находил поддержки и сочувствия в обществе того времени. Рассмотрим причины на примерах его произведений. Ведь никто не расскажет о мировоззрении поэта лучше его самого.

«Я беспечен, я знаю давно – пока сердце в груди моей бьется, не увидит блаженства оно» («Хоть давно изменила мне радость…») – да, не увидит. Ибо блаженство возможно при соблюдении Заповедей блаженства. А о них нет и речи в произведении поэта. Все они пронизаны бесовской гордыней:

«Я рожден, чтоб целый мир был зритель торжества иль гибели моей» (К * («Мы случайно сведены судьбою…»)) – вот гордыня сатанинская!

«Я горд…» (К *** («Я не унижусь пред тобою…»)).

Среди всех этих высказываний есть суммирующее все предыдущие, оно похоже на заключительный аккорд клокочущего аллегро аппассионато, когда рвутся струны скрипки. Это слова из упомянутого в самом начале нашей статьи стихотворения: «Я – или Бог, или никто». В свое время так подумал первый из ангелов Денница. И был низвергнут в бездну. Мятежные порывы Лермонтова были прекращены пулей Мартынова… Когда Государь Император узнал о кончине стихотворца, он произнес знаменательные слова: «Собаке – собачья смерть». А, как мы знаем, псы царствия Божия не наследуют (Откр. 22, 14–15). Думается, Сатана воздал должное своему стихотворцу (написавшему поэму «Демон» и много других сатанинских сочинений) на адской сковороде…

Отчасти, по слову Варсонофия Оптинского, в духовных беседах представившего блестящий анализ стихов поэта, трагедия Лермонтова была в том, что ждал от женщины то, что просят у Бога, что проявилось, когда писал «У врат обители святой…» («Нищий»). Он не имел представления об истинной молитве. Стихотворение «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…» пронизано католической аскетикой; по слову упомянутого старца, настроение, переданное в этом творении, не имеет отношения к молитве.
Недалекие люди пытаются ссылаться на якобы чистую душу поэта, его стремление к Божественному, например, в стихотворении «Пророк». Но в нем есть лишь сатанинская гордыня: православный христианин никогда не скажет: «вечный судия дал мне всевиденье пророка». «Провозглашать я стал любви и правды чистые ученья» – любви в стихах Лермонтова нет, вместо нее есть страсть, Истины нет – есть откровенность в изображении падшего естества. Говорить, что поэт прикоснулся к миру Божественному, из-за его «Предсказания» – абсурдно. Так же можно сказать о разного рода Нострадамусах и прочих Кашпировских. Демоны знают гораздо больше нас, у них колоссальный опыт, которым они умело пользуются. И сообщают результаты своих расчетов любопытным, которые хотят постичь Божественное без поста, молитвы и бдения… Лермонтов же прекрасно понимал, кто истинный его вдохновитель, о чем и писал в «Молитве». Послушаем же его, отлично знавшего, что у него внутри (в отличие от литературоведов, пытающихся совместить несовместимое):


«Не обвиняй меня, всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильной
С ее страстями я люблю;
За то, что редко в душу входит
Живых речей твоих струя;
За то, что в заблужденье бродит
Мой ум далеко от тебя;
За то, что лава вдохновенья
Клокочет на груди моей;
За то, что дикие волненья
Мрачат стекло моих очей,
За то, что мир земной мне тесен,
К тебе ж проникнуть я боюсь,
И часто звуком грешных песен
Я, боже, не тебе молюсь…»

Здесь Лермонтов откровенно говорит, что молится Дьяволу. Поэта можно назвать отцом-основателем сатанизма в России. Что же еще надо господам искусствоведам?..
Об этом же он пишет в другом своем стихотворении:
«Я не для ангелов и рая
Всесильным богом сотворен;
<…>

Как демон мой, я зла избранник
Как демон, с гордою душой,
Я меж людей беспечный странник,
Для мира и небес чужой;
Прочти, мою с его судьбою
Воспоминанием сравни
И верь безжалостной душою,
Что мы на свете с ним одни».


Итак, поэт прекрасно понимал, что он чужд миру не потому, что тот «грешный и прелюбодейный», а потому, что в нем еще оставались некие нравственные традиции. В стихотворении «Безумец я…» он отмечает: «Нет, не похож я на поэта! / Я обманулся, вижу сам; / Пускай как он, я чужд для света, / Но чужд зато и небесам!»
Святой Игнатий отмечал в предисловии к одной из своих духовных книг, что автор книги «Герой нашего времени» не поскупился на краски в изображении зла в образе Печорина, в результате чего данный герой стал привлекателен для общества, особенно молодежи. Он пишет:

"В Онегине Пушкина и Печорине Лермонтова изображен эгоист, современный каждому из двух поэтов. Взглянувшие в это зеркало, узнавшие в нем себя ощутили ли угрызение совести? Заронилась ли в их душу, как благословенное семя, мысль исправиться? Сомнительно. Весело было автору Печорина, как он сам говорит, рисовать современного человека: почему же и современному человеку не весело увидеть себя нарисованным? Почему современному человеку не дополнить в себе, по рисунку художника, того, чего недоставало?

Самолюбие любуется собой, радуется своим успехам. Когда оно овладеет человеком, — начинает быстро стремиться к совершенству, и стремится к нему, доколе из человека не выработает демона. Разумеется: прочитали Онегина, особенно Печорина, многие молодые люди пред вступлением в свет, или только что вступив в него, прочитали со всем жаром, со всею восприимчивостию юности: этим чтением произведено ли в них отвращение от эгоизма? Сомнительно, сомнительно! Не такова судьба природы человеческой, и не испорченной еще опытами жизни. Должно быть, большая часть юных читателей заразилась ядом эгоизма! Во многих непременно блеснула мысль: «Вот, верный способ успевать в свете!»ивперед! по следам Григория Александровича. Мы не долго задумываемся, особенно в лета молодости, при решении судьбы своей: лукавое обещание обольстителя «будете яко бози» сохраняет поныне всю власть свою над человеками. Выше сказанная мысль юношей далеко не основательна: но она непременно должна родиться в душе неопытной при чтении «Героя нашего времени»: ведьему все сходит с рук, всякое предприятие удается! чего больше надо? А мастерская рука писателя оставила на изображенном ею образце безнравственного, чуждого религии и правил человека, какую-то мрачную красоту, приманчивую красоту ангела отверженного. Григорий Александрович соблазняет, не только при чтении его подвигов, соблазняет сильным впечатлением, которое остается и долго живет по прочтении романа. Автор Печорина не решил и для самого себя: полезна ли, вредна ли его книга. Печорин умирает во время бестолкового путешествия в Персию. При жизни он был мертв для общества, а в частности для ближних:мало того! заражал смертным недугом всякого, кому бы ни пришлось быть в соприкосновении с ним. И этого мало! Несмотря на свое нравственное одиночество, на свое отчуждение от людей, Печорин оставил по себе многочисленное потомство последователей, которых он ведет туда же, куда достиг сам".

Так и было. И сейчас мы видим много молодых людей, сделавших цинизм своим кредо. Они – дети Печорина! За них даст ответ Лермонтов на страшном суде! Занимательно, что в «Герое нашего времени» развита философия, заложенная в стихотворении «Я не унижусь пред тобою»:

«Отныне стану наслаждаться
И в страсти стану клясться всем;
Со всеми стану я смеяться,
А плакать не хочу ни с кем;
Начну обманывать безбожно,
Чтоб не любить, как я любил, -
Иль женщин уважать возможно,
Когда мне ангел изменил?..»


Эти строки вполне могли бы стать гимном всякого рода пикаперов и особенно так называемого «Мужского движения» – либеральной правозащитнической структуры, пришедшей с Запада. Надеюсь, что они передают часть своих доходов (особенно пикаперы, получающие огромные дивиденды) на поддержку музея Тарханы. Учителей надо уважать.

Лермонтов похабно относился к Воинскому служению (как и его потомки из мужского движения). Дальний родственник поэта Михаил Лонгинов вспоминал: «Лермонтов был очень плохой служака, в смысле фронтовика и исполнителя всех мелочных подробностей в обмундировании и исполнении обязанностей тогдашнего гвардейского офицера. Он частенько сиживал в Царском Селе на гауптвахте». Оценку Лермонтова на государственном уровне мы уже упомянули выше. Об отношении поэта к своей стране красноречиво говорит его стихотворение «Прощай, немытая Россия…».

Итак, творчество Лермонтова неприемлемо для Православных христиан. Сопереживание злу ведет в бездну… Завершу я слово свое цитатой из упомянутого Святителя: «Мы бы хотели, чтобы последователи Печорина стали бы последователями Иосифа».


ЛИТЕРАТУРА.

Лермонтов М. Полное собрание сочинений В 10 т. М.: Воскресение. 1999 – 2001;

Преподобный Варсонофий Оптинский. Беседы. Оптина пустынь, 2009;

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Предисловие к повести "Иосиф";

В. Михайлов. Лермонтов. Между небом и землей. М.: Молодая гвардия, 2012;

В. Бондаренко. Лермонтов. Мистический гений. М.: Молодая гвардия, 2013;

Любите ли Вы театр?

О ложности обоснования «православности» актерского мастерства ссылками на Священное Предание

Владимир Синкевич

=============================

На примере такого популярного актера, как Охлобыстин И.И. Как он обосновывает свою «православную» профессию актера, со ссылкой на Священное Предание, искажая его.

« Иван Охлобыстин: «Я – священник под запретом» MirNov.ru›otkroveniya-zvezd/ivan-ohlobystin…pod…

«У вас есть духовник? – Да, есть – это отец Владимир Волгин. Уже 20 лет он у меня духовник, с тех пор как я пришел в церковь. А посещаю я храм святого Порфирия в Останкине. Кстати, святой Порфирий – покровитель актеров. И возвращаясь



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.101.250 (0.019 с.)