Чего НЕ стоит делать родителям. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чего НЕ стоит делать родителям.



· Сопровождать речевым комментарием ребенка постоянно. В этом случае мы получаем два эффекта: 1) родитель устает от постоянной необходимости выдумывать и говорить, возникает раздражение и злость на ребенка; 2) ребенок воспринимает речь как фоновый шум, наподобие постоянно включенного телевизора.

· Использовать вместо самостоятельного комментария аудиовизуальные средства, например, записать свою речь на планшет или использовать готовые программы.


 

Вопрос №8

Какие игрушки способствуют речевому развитию?

Игрушек у ребенка должно быть и не много, и не мало, а достаточно. При этом отметим, что при подходящей родительской стратегии, игрушками становятся и палочки, найденные на улице, и настоящие кастрюли, и папины старые носки.

Отдельных игрушек для развития именно речи не так много, так или иначе, все игрушки преследуют и другие развивающие цели, однако мы приведем здесь необходимый перечень игрового материала с указанием, каким образом он воздействует на речевое развитие.

Общие правила выбора и использования

игрушек для развития речи:

1. Соответствие игрушек реальным предметам и объектам по цвету, форме и пр. Например, стоит избегать покупки розовых обезьян или кукол с излишне крупной головой. При выборе деревянных рамок-вкладышей или картинного материала также необходимо следить за реалистичностью изображений.

2. Разнообразие материалов, из которых сделаны игрушки одного и того же типа. Например, пирамидка может быть деревянной, связанной, свалянной из шерсти, пластиковой, резиновой и пр., а мячики для игр могут звенеть, сверкать, шуршать, колоться и т.д.

3. Сенсорные свойства игрушки должны подходить конкретному ребенку. В связи с тем, что у детей с отсутствием речи часто встречаются нарушения модуляции сенсорной информации, выбирая игрушку, задумайтесь: не испугается аи ребенок зайчика, сшитого из настоящего меха? не слишком ли шершавая игрушка? достаточны ли яркие цвета у этой пирамидки? и т.п.

4. Сортируйте игрушки по коробкам, ящикам и пр. в зависимости от стоящих перед вами задач. На одной неделе для вас актуальны коробки, в одной из которых лежат все звери, а в другой - птицы. На следующей - в одной коробке будут лежать мягкие, а в другой — колючие предметы. На такие коробки, корзинки и мешочки лучше наклеить значок - обозначение, что будет способствовать развитию инициативы ребенка по выбору игры. Внимание! Не заставляйте неговорящего ребенка убирать игрушки самостоятельно одной фразой «Убери игрушки!», он вполне может не согласиться не потому что, не хочет, а потому что не понимает, как это сделать. Помогите ребенку сортировать игрушки, превратив это в игру.

5. Для развития мотивации и преодоления негативизма иногда стоит завести одну игрушку-героя ваших занятий. Например, зайчик или фея, или пират, который от своего лица просит ребенка сделать что-либо, а также выдает поощрения (в частности, лакомство). В случае, если ребенок вел себя негативно, то именно зайчик или пират не дадут ему лакомство, а не мама.

Примерный перечень необходимых игрушек

1. Куклы и фигурки людей с набором атрибутов для игры в них, Ошибочно считать, что куклы не нужны мальчикам. Именно на кукле ребенок учится имитировать действия взрослого, а способность к имитации чрезвычайно важна для развития речи. Куклы могут быть: мальчиками и девочками, взрослыми и малышами. Фигурки людей используются в сюжетных играх, позволяют развивать словарь. Например, фигурки в одежде, атрибутивной для профессий: фигурки повара, доктора и пр. для закрепления названий профессий и развития понимания глаголов: «лечит», «готовит» и пр. Фигурки членов семьи для отработки понятий: старше - младше, брат-сестра, сын-дочка, высокий - низкий. Фигурки сказочных персонажей: гномов, фей, пиратов, русалок и пр. позволяют обогатить словарь редко встречающимися глаголами: колдует, ныряет, хулиганит и В европейских странах и США в продаже имеются фи- гурки людей с инвалидностью.

2. Фигурки животных. Для неговорящих детей лучше подобрать тех животных, названия которых имеют простую слоговую структуру, доступную для повторения неговорящим ребенком: коза, пума, лиса, сова, медуза, киса, бык, панда и т.п. Помимо закрепления названий самих животных, у ребенка появляется возможность в игровой форме запомнить глаголы, обозначающие способы передвижения (плавает, прыгает, летает), приема пищи (грызет, жует, лакает), звучания (мычит, блеет); или прилагательные: злой, полосатый, колючий. Желательно, чтобы одно и то же животное было представлено в разном типаже: резиновый еж, пластиковый, связанный, свалянный из шерсти и пр., а также одного типа, но разные по виду: несколько разных резиновых ежей. И тогда вы сможете сформировать у ребенка еще и грамматические показатели: еж - ежи - ежата.

3. Игрушки и наборы для сюжетных игр: в доктора, в почтальона; в «званый ужин», в «нашествие инопланетян», в «приготовление лекарств» и пр. Здесь используются как готовые игрушки, так и самодельные.

4. Игровые наборы для проигрывания сказок. Например, для игры в сказку «Колобок» могут быть использованы перчаточные куклы, пальчиковые куклы, конструкторы сказки, фигурки животных и колобок из настоящего теста.

5. Мешочек и зеркало для артикуляционной и дыхательной гимнастики. Зеркало может быть любым, интересным для ребенка: зеркало от шкафа-купе или настольное зеркало на витой ножке, «как в сказке». В мешочке будут лежать: специи для сплевывания (душистый перец, кардамон и пр.) с кончика языка; грецкий орех, фундук, миндаль в скорлупе для перекатывания языком из стороны в сторону; ложки с разной поверхностью, в т.ч. с рельефной для облизывания; различные свистульки и тренажеры для дыхания; пипетка для капания разной по вкусу жидкости на кончик языка; марлевые салфетки для выталкивания языком из-за щеки; деревянные пробки из-под шампанского для удержания губами; палочки корицы для удержания между губами и носом. Как видите, артикуляционная гимнастика — это не только произвольные

упражнения на движения языка перед зеркалом, их лучше оставить для более поздних этапов.

6. Игрушечная еда для кормления животных и отработки предложно-падежных форм: «коза ест сено, собака ест мясо, кошка пьет молоко» и т.п. А затем: «мишка ест малинУ, собака косточкУ» и пр. Рыбку дадим кому? МишкЕ, лисЕ, кискЕ» и пр. А также для закрепления близких по значению глаголов: жарить-варить-печь; развитию пониманию относительных прилагательных: хлебный, овощной, яблочный.

7. Дидактические игры и игрушки:

· Разные пирамидки и конструкторы, при их сборке стимулируйте ребенка к проговариванию цепочек слогов. Одно колечко - «та», второе — «то», третье — снова «та» и т.д. При строительстве башен из кубиков, учите ребенка соблюдать ритм, чередуя кубики разной формы или цвета в заданной последовательности: красный - белый; красный - красный - белый.

· Тематические рамки-вкладыши и пазлы по самым разным темам: «животные», «фрукты», «машины» и др. Когда ребенок собирает такие пазлы, вкладывает в рамку контурные части, сопровождайте его действия комментарием или вопросами: «Это капуста. Вставь теперь что-то колючее/кого-то зубастого».

· Лото и картинки-сцепки. Сейчас в продаже появилось множество мультисенсорных лото, когда ребенок должен выбрать подходящую картинку или игрушку по запаху, фактуре и т.п. Подобные лото можно изготовить самостоятельно. Например, подготовив разные по вкусу/цвету/запаху/фактуре наполнители для одинаковых баночек и изображения этих наполнителей. Ребенку нужно будет попробовать содержимое баночки и соотнести с соответствующей картинкой.

8. Сенсомоторные игрушки:

Набор разнофактурных мячиков: резиновых, связанных, пластиковых, звучащих по-разному, сделанных из ротанга, суджок, из искусственной зелени, разные клубки ниток.

· Корзина с массажерами: пуховками, каталками, че-салками, щетками, зубными щетками, прищепками и пр.

· Корзина с разнофактурной тканью разного размера: в нее можно заворачивать ребенка, можно на ней сидеть, раскладывать ее для животных, имитируя среды обитания (голубая ткань — вода, желтая — песок); подбирать парные лоскуты; играть в прятки и пр.

· Наборы «марблс» (стеклянные шарики для аквариумного дизайна): из них выкладывать ритм, сочетая с проговариванием слогов; использовать в качестве имитации еды (красный - это помидор, оранжевый - это морковка и т.п.), выкладывать из них узоры, как из мозаики.

· Сенсорные коробки. Подробный список сенсорных коробок и варианты их использования представлены на моем авторском сайте: www.kinderquest.ru

· Резиновые игрушки — ежки для коммуникативных игр, развития тактильных ощущения и снятия психоэмоционального напряжения.

· Оборудования для развития сенсорной интеграции: «яйцо Кислинг», утяжеленные одеяла и подушки, гамак или качели, маты, фитболы с различной поверхностью и пр.

· Набор свечей: в виде животных или предметов, разных по форме, величине, цвету для развития понимания речи и навыков самоконтроля: «Задуй красную свечу, подуй на зайчика».

· Набор музыкальных инструментов. Желательно, чтобы это были не игрушечные инструменты с синтезированным звуком, а настоящие инструменты, интересные и необычные для ребенка: ахоко, музыка дождя, этнические маракасы и пр.

· Аудиовизуальные приборы: микрофон для пропевания различных слов и наушники для прослушивания бытовых шумов (воды, шуршащей бумаги и т.п.); планшетный компьютер и специализированные программы, например SoundTouch.

· Светодиодные светильники, оптоволоконные предмета интерьера, проекторы звездного неба.

· Наборы разнофактурной бумаги для нахождения в ней картинок с изображениями нужных слов, а также для закрепления глаголов-действий: рвать, резать, бросать, дуть и т.п.

· Подобранные живые растения, листья которые имеют разную фактуру, цвет, запах. Например, лоток с пряными травами или, например, растения, обладающие определенными свойствами: нефролепис – защищает ребенка от стресса и перенасыщенности информацией.

· Драгоценные и полудрагоценные камни, имеющие различные тактильные свойства, а также литотерапевтический эффект, например, аметист в литотерапии стимулирует речевое развитие.

9. Развивающие фото-книги. В результате накопления определенных фотографий или специально организованных фотосессий, у вас может появиться целая коллекция: эмоций ребенка и членов семьи; его занятий (пьешь, ешь, одеваешься, читаешь, спишь и пр.); его любимых игр и игрушек. Подобные фото-книги являются важным инструментом для развития, поскольку позволяют эмоционально подкрепить ежедневную деятельность, очень помогут вам в очереди или в поездке занять малыша с пользой.

10. Песочница с обычным и кинетическим песком или

песочный стол для рисования.

11. Исследовательские корзины или сумки. Например,

мамина сумка», в которой лежат мамины: часы, помада, тени и др. предметы с простыми названиями. Или же корзина с разными предметами, собранными по дому: резиновыми, стеклянными, деревянными и т.п.

12. Корзины с природным материалом для изучения его свойств: мягким мхом, гладкими камнями, легкими перьями, наливными яблоками, ароматной корицей и пр.

13. Кукольные дома и предметы интерьера для них (это могут быть также рыцарские замки или пещеры первобытных людей) для формирования предметности лексики, создания образца фразы: «утюг, чтобы гладить».

14. Куклы или зверята с комплектами одежды так для развития грамматических показателей: «Оденем Вике пана-мУ, юбкУ, курткУ»

15. Игры типа «мемори», которые позволяют закрепить названия нужных слов.


 

Вопрос №9



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.28.48 (0.012 с.)