Почему мой ребенок НЕ говорит. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Почему мой ребенок НЕ говорит.



Марианна Лынская

 

 

НЕГОВОРЯЩИЙ РЕБЕНОК

ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ

 

Ответы логопеда

на вопросы родителей

 

ПАРАДИГМА

Москва 2015

ББК 74.3

УДК 376.1

 

Лынская М. И. Неговорящий ребенок. Инструкция по применению. — М.: ПАРАДИГМА, 2015. — 32 с.

ISBN 978-5-4214-0034-9

Книга написана автором в формате беседы с родителями, воспитывающими ребенка, не заговорившего в положенные сроки по разным причинам. За более чем 10 летний опыт работы к автору обратились сотни подобных семей, большинство из них задавали вопросы| ответы на которые и даны в данном пособии. Бели и вы задаетесь вопросами: «Почему мой ребенок не говорит»? «Как общаться «малышом, чтобы он заговорил?», «Как реагировать на проявления негативизма и истерики, ведь он меня не понимает?», «Во что играть с ребенком?», «Какие игрушки лучше купить?», то вам стоит прочитать эту книгу. ББК 74.3

УДК 376.1

 

 

© Лынская М.И., 2015

ISBN 978-5-4214-0034-9 © ПАРАДИГМА, 2015

Вопрос №1

Как должно быть в норме?

 

Прежде всего, необходимо сказать, что понятие «нормы» весьма условно. Каждый ребенок имеет собственный ритм развития, зависящий как от биологических предпосылок. так и от социального окружения. Однако в генетической памяти нервной системы каждого ребенка заложены определенные ориентиры, которым следует большинство детей. Логопеды оценивают первый крик ребенка, его гуление и лепет, ведь уже по их характеру можно говорить о возможных речевых нарушениях. У большинства детей гуление появляется и развивается в возрасте от 2 до 4 месяцев, лепет возникает от 6 до 8 месяцев. Бедный звуковой состав гуления и лепета, их ненаправленный характер и другие признаки могут стать для родителей первым сигналом необходимости обращения к логопеду. Квалифицированный специалист уже на столь раннем этапе сможет дать родителям рекомендации по стимуляции речевого развития. Начиная с 6 месяцев, у ребенка активно развивается понимание речи. К 14 месяцам малыш, используя указательный жест, показывает на членов семьи, свои части тела, некоторых животных и пр. Первые слова у всех детей появляются в разные сроки, но, как правило, их появление примерно совпадает по срокам с появлением навыка самостоятельной ходьбы. Если к 1,5 годам ребенок не использует указательный жест, не произносит хотя бы 3-5 слов, обращенных ко взрослому, не реагирует на собственное имя или просьбу дать вам какой-либо знакомый ему предмет, то именно в это время стоит обратиться к логопеду для выяснения причин задержки речевого развития и определения дальнейшей стратегии действий. Простая фраза, например, «идем туда», «дай пить» и т.п. должна появиться у детей к 2 годам, а к 3 годам дети уже используют развернутую фразовую речь, допуская отдельные ошибки в словообразовании и словоизменении. В 3 года понимание речи уже настолько развито, что ребенок различает основные предлоги, например, «на-под», формы единственного и множественного числа, рода и другие грамматические категории. Поэтому, прежде чем, сообщать логопеду о том, что ваш ребенок «все понимает, но не говорит», задумайтесь, что вы вкладываете в понятие «все». Если у ребенка 24-26 месяцев отсутствует фразовая речь, либо имеется явно ограниченный запас понимаемых слов, то это однозначная причина для посещения логопеда. Однако необходимо учесть, что речевое развитие мальчиков и девочек отличается, мальчики чаще начинают говорить позже.

 

Внимание! Чего НЕ стоит делать родителям:

 

• Связывать задержку речи ребенка с историей развития речи в семье, например, полагая, что если дедушка заговорил после 5 лет, то и здесь «само пройдет». Во-первых, во времена детства дедушки общество предъявляло менее жесткие требования к развитию детей, не была столь распространена ранняя диагностика и пр. Во-вторых, велика вероятность субъективных факторов в оценке сроков появления речи у предыдущих поколений. В-третьих, особенности речи «по наследству» не передаются, нарушения речи у каждого индивидуальны и зависят от особенностей нервной системы конкретного ребенка.

• Ждать до 2, 3, 4 и другого количества лет, чтобы обратиться к логопеду. Грамотный логопед способен определить тип речевого развития и дать рекомендации по речевому развитию в любом возрасте. Если специалист, советует вам «подождать» 3 лет, то советую Вам обратиться к другому.


 

Вопрос №2

Примерный перечень необходимых игрушек

1. Куклы и фигурки людей с набором атрибутов для игры в них, Ошибочно считать, что куклы не нужны мальчикам. Именно на кукле ребенок учится имитировать действия взрослого, а способность к имитации чрезвычайно важна для развития речи. Куклы могут быть: мальчиками и девочками, взрослыми и малышами. Фигурки людей используются в сюжетных играх, позволяют развивать словарь. Например, фигурки в одежде, атрибутивной для профессий: фигурки повара, доктора и пр. для закрепления названий профессий и развития понимания глаголов: «лечит», «готовит» и пр. Фигурки членов семьи для отработки понятий: старше - младше, брат-сестра, сын-дочка, высокий - низкий. Фигурки сказочных персонажей: гномов, фей, пиратов, русалок и пр. позволяют обогатить словарь редко встречающимися глаголами: колдует, ныряет, хулиганит и В европейских странах и США в продаже имеются фи- гурки людей с инвалидностью.

2. Фигурки животных. Для неговорящих детей лучше подобрать тех животных, названия которых имеют простую слоговую структуру, доступную для повторения неговорящим ребенком: коза, пума, лиса, сова, медуза, киса, бык, панда и т.п. Помимо закрепления названий самих животных, у ребенка появляется возможность в игровой форме запомнить глаголы, обозначающие способы передвижения (плавает, прыгает, летает), приема пищи (грызет, жует, лакает), звучания (мычит, блеет); или прилагательные: злой, полосатый, колючий. Желательно, чтобы одно и то же животное было представлено в разном типаже: резиновый еж, пластиковый, связанный, свалянный из шерсти и пр., а также одного типа, но разные по виду: несколько разных резиновых ежей. И тогда вы сможете сформировать у ребенка еще и грамматические показатели: еж - ежи - ежата.

3. Игрушки и наборы для сюжетных игр: в доктора, в почтальона; в «званый ужин», в «нашествие инопланетян», в «приготовление лекарств» и пр. Здесь используются как готовые игрушки, так и самодельные.

4. Игровые наборы для проигрывания сказок. Например, для игры в сказку «Колобок» могут быть использованы перчаточные куклы, пальчиковые куклы, конструкторы сказки, фигурки животных и колобок из настоящего теста.

5. Мешочек и зеркало для артикуляционной и дыхательной гимнастики. Зеркало может быть любым, интересным для ребенка: зеркало от шкафа-купе или настольное зеркало на витой ножке, «как в сказке». В мешочке будут лежать: специи для сплевывания (душистый перец, кардамон и пр.) с кончика языка; грецкий орех, фундук, миндаль в скорлупе для перекатывания языком из стороны в сторону; ложки с разной поверхностью, в т.ч. с рельефной для облизывания; различные свистульки и тренажеры для дыхания; пипетка для капания разной по вкусу жидкости на кончик языка; марлевые салфетки для выталкивания языком из-за щеки; деревянные пробки из-под шампанского для удержания губами; палочки корицы для удержания между губами и носом. Как видите, артикуляционная гимнастика — это не только произвольные

упражнения на движения языка перед зеркалом, их лучше оставить для более поздних этапов.

6. Игрушечная еда для кормления животных и отработки предложно-падежных форм: «коза ест сено, собака ест мясо, кошка пьет молоко» и т.п. А затем: «мишка ест малинУ, собака косточкУ» и пр. Рыбку дадим кому? МишкЕ, лисЕ, кискЕ» и пр. А также для закрепления близких по значению глаголов: жарить-варить-печь; развитию пониманию относительных прилагательных: хлебный, овощной, яблочный.

7. Дидактические игры и игрушки:

· Разные пирамидки и конструкторы, при их сборке стимулируйте ребенка к проговариванию цепочек слогов. Одно колечко - «та», второе — «то», третье — снова «та» и т.д. При строительстве башен из кубиков, учите ребенка соблюдать ритм, чередуя кубики разной формы или цвета в заданной последовательности: красный - белый; красный - красный - белый.

· Тематические рамки-вкладыши и пазлы по самым разным темам: «животные», «фрукты», «машины» и др. Когда ребенок собирает такие пазлы, вкладывает в рамку контурные части, сопровождайте его действия комментарием или вопросами: «Это капуста. Вставь теперь что-то колючее/кого-то зубастого».

· Лото и картинки-сцепки. Сейчас в продаже появилось множество мультисенсорных лото, когда ребенок должен выбрать подходящую картинку или игрушку по запаху, фактуре и т.п. Подобные лото можно изготовить самостоятельно. Например, подготовив разные по вкусу/цвету/запаху/фактуре наполнители для одинаковых баночек и изображения этих наполнителей. Ребенку нужно будет попробовать содержимое баночки и соотнести с соответствующей картинкой.

8. Сенсомоторные игрушки:

Набор разнофактурных мячиков: резиновых, связанных, пластиковых, звучащих по-разному, сделанных из ротанга, суджок, из искусственной зелени, разные клубки ниток.

· Корзина с массажерами: пуховками, каталками, че-салками, щетками, зубными щетками, прищепками и пр.

· Корзина с разнофактурной тканью разного размера: в нее можно заворачивать ребенка, можно на ней сидеть, раскладывать ее для животных, имитируя среды обитания (голубая ткань — вода, желтая — песок); подбирать парные лоскуты; играть в прятки и пр.

· Наборы «марблс» (стеклянные шарики для аквариумного дизайна): из них выкладывать ритм, сочетая с проговариванием слогов; использовать в качестве имитации еды (красный - это помидор, оранжевый - это морковка и т.п.), выкладывать из них узоры, как из мозаики.

· Сенсорные коробки. Подробный список сенсорных коробок и варианты их использования представлены на моем авторском сайте: www.kinderquest.ru

· Резиновые игрушки — ежки для коммуникативных игр, развития тактильных ощущения и снятия психоэмоционального напряжения.

· Оборудования для развития сенсорной интеграции: «яйцо Кислинг», утяжеленные одеяла и подушки, гамак или качели, маты, фитболы с различной поверхностью и пр.

· Набор свечей: в виде животных или предметов, разных по форме, величине, цвету для развития понимания речи и навыков самоконтроля: «Задуй красную свечу, подуй на зайчика».

· Набор музыкальных инструментов. Желательно, чтобы это были не игрушечные инструменты с синтезированным звуком, а настоящие инструменты, интересные и необычные для ребенка: ахоко, музыка дождя, этнические маракасы и пр.

· Аудиовизуальные приборы: микрофон для пропевания различных слов и наушники для прослушивания бытовых шумов (воды, шуршащей бумаги и т.п.); планшетный компьютер и специализированные программы, например SoundTouch.

· Светодиодные светильники, оптоволоконные предмета интерьера, проекторы звездного неба.

· Наборы разнофактурной бумаги для нахождения в ней картинок с изображениями нужных слов, а также для закрепления глаголов-действий: рвать, резать, бросать, дуть и т.п.

· Подобранные живые растения, листья которые имеют разную фактуру, цвет, запах. Например, лоток с пряными травами или, например, растения, обладающие определенными свойствами: нефролепис – защищает ребенка от стресса и перенасыщенности информацией.

· Драгоценные и полудрагоценные камни, имеющие различные тактильные свойства, а также литотерапевтический эффект, например, аметист в литотерапии стимулирует речевое развитие.

9. Развивающие фото-книги. В результате накопления определенных фотографий или специально организованных фотосессий, у вас может появиться целая коллекция: эмоций ребенка и членов семьи; его занятий (пьешь, ешь, одеваешься, читаешь, спишь и пр.); его любимых игр и игрушек. Подобные фото-книги являются важным инструментом для развития, поскольку позволяют эмоционально подкрепить ежедневную деятельность, очень помогут вам в очереди или в поездке занять малыша с пользой.

10. Песочница с обычным и кинетическим песком или

песочный стол для рисования.

11. Исследовательские корзины или сумки. Например,

мамина сумка», в которой лежат мамины: часы, помада, тени и др. предметы с простыми названиями. Или же корзина с разными предметами, собранными по дому: резиновыми, стеклянными, деревянными и т.п.

12. Корзины с природным материалом для изучения его свойств: мягким мхом, гладкими камнями, легкими перьями, наливными яблоками, ароматной корицей и пр.

13. Кукольные дома и предметы интерьера для них (это могут быть также рыцарские замки или пещеры первобытных людей) для формирования предметности лексики, создания образца фразы: «утюг, чтобы гладить».

14. Куклы или зверята с комплектами одежды так для развития грамматических показателей: «Оденем Вике пана-мУ, юбкУ, курткУ»

15. Игры типа «мемори», которые позволяют закрепить названия нужных слов.


 

Вопрос №9

Пример развивающего квеста на прогулке

 

«Эликсир для хорошей погоды»

(авторство А. Лынского)

«Это зайчик Муся (знакомим ребенка с персонажем). Сегодня он отправится в гости к лесному волшебнику, чтобы помочь ему подготовиться к празднику весны в лесу. Зайчик пришел в лес и увидел волшебника (усадить на ветку дерева фигурку волшебника, пока ребенок не видит). Волшебник грустит.

¾ Почему ты такой грустный? - взрослый говорит от имени зайчика.

¾ Скоро праздник, а у меня закончился эликсир для хорошей погоды. Эликсир — это такая волшебная вода. Без него погода будет дождливой. Все промокнут и замерзнут. - взрослый говорит от имени волшебника.

¾ А ты можешь сделать новый эликсир хорошей погоды?

¾ Конечно, могу! Но мне нужно то, из чего я могу его готовить. Поможешь мне?

Только это непросто. Чтобы ты ничего не забыл, я дам тебе список того, что нужно будет найти (взрослый заранее готовит лист с графическим изображением природного материала, который можно найти в месте прогулки, а также контейнер с ячейками, например, упаковка из-под яиц, в каждой ячейке которой располагается тактильная карточка-подсказка). Вот список (список корректируется в зависимости от условий прогулки):

•Что-нибудь зеленое (листик, травинка)

•Что-то мягкое (земля, песок, бутон цветка)

•Что-нибудь твердое (камень, палка)

•Что-то колючее (шишка, веточка с иголками, с шипами)

•Что-то гладкое (гладкая палочка, плод, камень)

•Что-нибудь шершавое (кора, шишка, мох)

•Что-то длинное (палочка, травинка, стебель растения)

•Что-то короткое (-//-)

•Что-то круглое (камень, плод)

•Что-нибудь большое (лист, плод)

•Что-нибудь маленькое (ягода, иголочка, почка)

•…..

¾ Все, что найдешь, складывай вот в этот сундук. Возвращайся скорее. Удачи! (После прогулки все материалы можно сложить в игрушечную кастрюлю еще раз называя их свойства).

¾ Ты уже вернулся, мой друг?! Сложи все находки в мой волшебный котел.... Накрываем котел крышкой и варим волшебный эликсир. Ой! Что это с твоими руками? Они испачкались! Вытри руки салфеткой. (После того, как все предметы оказались в кастрюле, нужно накрыть ее крышкой, и отвлечь ребенка протиранием рук. В это время убрать из кастрюли ингредиенты, поставить туда заранее приготовленную банку/бутылочку/стакан с "эликсиром" и накрыть его крышкой. Если предполагается, что ребенок захочет его попробовать, то сделать можно из сока или смеси соков для более необычного цвета, и добавить туда «остатки ингредиентов»: ягоды, мяту, кусочки фруктов).

¾ Наш эликсир почти готов. Проверим, что получилось. Загляника под крышку котла... Да, это он - эликсир хорошей погоды! Теперь давай отведаем его, чтобы завтра была хорошая погода! Спасибо тебе большое за помощь! До свидания, спасибо, что ты меня выручил! Пока!


 

Вопрос №10

Что еще можно делать,

Чтобы развивать речь?

Обучать глобальному чтению или

альтернативным средствам коммуникации

Существуют специальные методики формирования речи через обучение глобальному чтению, либо через введение альтернативных систем. Однако, мнение автора в том, что прежде чем использовать альтернативные средства (например, карточки) следует попробовать все способы актуализации звучащей речи, то же касается вопроса замены устной речи на письменную.

Организовать режим дня,

наполнив его повторяющимися

сенсорными стимулами

1. Ложиться спать, просыпаться, купаться, кушать и пр. примерно в одно и то же время, комфортное для всей семьи.

2. Регулярно посвящать одни и те же дни недели определенному занятию. Например, четверг - день творчества, и оно будет преобладать над другими видами деятельности, а воскресение — день чтения и т.п.

3. Проводить речевые занятия в одно и то же время, посещать логопеда в одни и те же дни недели.

4. Будить ребенка с помощью регулярных сенсорных стимуляций. Например, включать приятную музыку: детский джаз в сочетании с шумами моря; классическую музыку; проводить легкий игровой массаж, либо использовать пуховки, кусочки меха или же, наоборот, (в зависимости от типа чувствительности ребенка) мочалки из люфы и колючие шарики суджок; подносить к лицу ребенка свежеиспеченный кусочек хлеба для активации коры головного мозга приятным запахом и т.п.

5. Стимулировать тактильную, проприорецептивную и вестибулярную чувствительность (выборочно, не все сразу) перед сложными, важными для ребенка задачами, либо режимными моментами, вызывающими у ребенка негативизм.

6. Предоставлять время для реализации потребности в активности и возможность самостоятельно выбирать тип деятельности.

7. Визуализировать расписание ребенка с помощью фотографий» на которых изображен ребенок, выполняющий те или иные действия.

8. Гулять не менее 2 часов в день с целью насыщение организма кислородом, который является необходимым компонентом для расщепления глюкозы - основного источника энергии для нервной системы.

9. Определить систему питания, насытив ее по возможности полиненасыщенными жирными кислотами (добавляя в еду перемолотое (льняное семя, различное нерафинированное масло), витаминами группы В (зеленая гречка, орехи, курага, картофель, рыба, яйца и др.), глюкозой (виноград, бананы, тыква, черешня и пр.).

10. Сократить количество просмотра мультфильмов и игры на компьютере (в т.ч. телефоне, планшете) до 20 минут в день! Выключать телевизор, когда его не смотрят, исключая фоновый шум, на который рассеивается внимание ребенка.

11. Перед сном настраивать ребенка на отдых, принимая теплую ванну, просматривая диафильмы или читая сказку, или просто удерживанием ребенка в объятиях на коленях.

12. Стараться обеспечить дневной сон или хотя бы от- кровати.

 

Оборудовать детскую комнату

или детский уголок

1. Повесить гамак и/или качели.

2. Поставить кресло-качалку.

3. Соорудить вигвам, палатку или домик из картонных коробок.

4. Разложить на полу разнофактурные коврики: овечью шкуру (можно искусственную), ковролин, коврики-букле и пр.

5. Купить фитбол, а лучше два: маленький с рельефной поверхностью и большой гладкий.

6. Повесить небьющееся зеркало.

7. Купить зеркальный шар, развесить гирлянды.

8. Купить коляску для куклы/тележку для игрушек/ корзину для покупок, сложить в нее шары с водой или другие тяжелые игрушки.

9. Купить утяжеленные одеяла, подушки, шарфы и т.п.

10. Установить настольный фонтан/лавовую лампу.

11. Повесить при входе в детскую реллинг с привязанными на него разнофактурными лентами, канатами и пр.

12. Сделать коробку с вибрирующими игрушками.

13. Купить интерьерные куклы, набитые травами или ароматизированные кофе/корицей.

14. Завести мягких питомцев-грелки с вишневыми косточками и/или просом с лавандой.

15. Оснастить комнату разнофактурными комнатными растениями.

Ходить вместе за покупками

по заранее составленному списку

 

Список готовится совместно с ребенком путем подготовки таблицы, где левая колонка — фотография/вырезка из газеты или рекламного каталога с изображением того, что нужно купить, а правая — пустая клеточка для галочки. Помогите ребенку совершить покупку самостоятельно: найти в магазине необходимое, положить в тележку, расплатиться на кассе.

 

Заниматься домашними делами вместе

1. Готовить суп: ребенок подает вам необходимые ингредиенты;

2. Разбирать сумки с покупками;

3. Разбирать, продукты в холодильнике, вещи в шкафу, пуговицы в коробке для рукоделия;

4. Закладывать в стиральную машину и развешивать выстиранные вещи;

5. Ухаживать за комнатными растениями и домашними питомцами;

6. Загружать и разгружать посудомоечную машину.

 

Разнообразить культурную программу

Вместе с ребенком посещать детские библиотеки, музеи, зоопарк и пр. В один день посещать не более одного заведения с целью предотвращены перегрузки ребенка.

 

Рисовать необычными, техниками

с целью сенсорного развития

 

Рисовать можно: самодельными красками, изготовленными из муки, воды и пищевых красителей; пластилинов; овощами и фруктами, испачканными в краске; пальцем или палочкой корицы на разных но запаху и цвету скрабах для тела; йогуртом или водой, смешанными со специями разных цветов (паприкой, петрушкой, черным кунжутом, карри, корицей) на бумаге или металлических крышках; рисовать на песке или манке; рисовать овощными или фруктовыми пюре, свежими ягодами; специальными фломастерами на стене в ванной или окне в детской комнате.

А главное проводить столько времени вместе с ребенком и таким образом его организовывать, чтобы всем участникам процесса это приносило удовольствие. Удачи вам и высокого уровня языковой способности вашим детям!


 

Рекомендованная литература

1. Айрес Э. Д. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. - М.: Теревинф, 2009.

2. Бабина Г. В., Шарипова Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование, формирование у детей с недоразвитием речи.

3. Гаркуша Ю. Ф. Как говорить с малышом? - М.: Парадигма, 2013.

4. Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге. - М.: Теревинф, 2014.

5. Кэрол Сток Крановиц. Разбалансировнный ребенок. - СПб.: Редактор, 2009.

6. Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей средствами инновационных технологий - М.: Парадигма, 2012.

7. Лынская М.И. Преодоление алалии и задержки речевого развития у детей. Метод сенсорно-интегративной лого- терапии. - М.: Логомаг, 2015.

8. Млодик И.Ю. Книга для неидеальных родителей - М.: Генезис, 2013

9. Млодик И.Ю. Метаморфозы родительской любви, или Как воспитывать, но не калечить. - М.: Генезис, 2013.

10. Серебрякова М. Массажики-сказки и веселые рас-краски. - М.: Генезис, 2012.


 

 

Лынская М. И.

 

НЕГОВОРЯЩИЙ РЕБЕНОК

ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ

 

Ответы логопеда на часто задаваемые

вопросы родителями неговорящих детей

 

 

Формат 60x90/16. Печать офсетная. Бумага офсетная.

Уел. печ. л. 1.11. Тираж 3000 экз. Заказ № 02/2015.

 

 

ООО «Юкод»

115598, Москва, ул. Липецкая, д. 13, оф. 41.

Тел. 8 (495) 755-64-26

www. paradigma-books.гu

Марианна Лынская

 

 

НЕГОВОРЯЩИЙ РЕБЕНОК

ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ

 

Ответы логопеда

на вопросы родителей

 

ПАРАДИГМА

Москва 2015

ББК 74.3

УДК 376.1

 

Лынская М. И. Неговорящий ребенок. Инструкция по применению. — М.: ПАРАДИГМА, 2015. — 32 с.

ISBN 978-5-4214-0034-9

Книга написана автором в формате беседы с родителями, воспитывающими ребенка, не заговорившего в положенные сроки по разным причинам. За более чем 10 летний опыт работы к автору обратились сотни подобных семей, большинство из них задавали вопросы| ответы на которые и даны в данном пособии. Бели и вы задаетесь вопросами: «Почему мой ребенок не говорит»? «Как общаться «малышом, чтобы он заговорил?», «Как реагировать на проявления негативизма и истерики, ведь он меня не понимает?», «Во что играть с ребенком?», «Какие игрушки лучше купить?», то вам стоит прочитать эту книгу. ББК 74.3

УДК 376.1

 

 

© Лынская М.И., 2015

ISBN 978-5-4214-0034-9 © ПАРАДИГМА, 2015

Вопрос №1

Как должно быть в норме?

 

Прежде всего, необходимо сказать, что понятие «нормы» весьма условно. Каждый ребенок имеет собственный ритм развития, зависящий как от биологических предпосылок. так и от социального окружения. Однако в генетической памяти нервной системы каждого ребенка заложены определенные ориентиры, которым следует большинство детей. Логопеды оценивают первый крик ребенка, его гуление и лепет, ведь уже по их характеру можно говорить о возможных речевых нарушениях. У большинства детей гуление появляется и развивается в возрасте от 2 до 4 месяцев, лепет возникает от 6 до 8 месяцев. Бедный звуковой состав гуления и лепета, их ненаправленный характер и другие признаки могут стать для родителей первым сигналом необходимости обращения к логопеду. Квалифицированный специалист уже на столь раннем этапе сможет дать родителям рекомендации по стимуляции речевого развития. Начиная с 6 месяцев, у ребенка активно развивается понимание речи. К 14 месяцам малыш, используя указательный жест, показывает на членов семьи, свои части тела, некоторых животных и пр. Первые слова у всех детей появляются в разные сроки, но, как правило, их появление примерно совпадает по срокам с появлением навыка самостоятельной ходьбы. Если к 1,5 годам ребенок не использует указательный жест, не произносит хотя бы 3-5 слов, обращенных ко взрослому, не реагирует на собственное имя или просьбу дать вам какой-либо знакомый ему предмет, то именно в это время стоит обратиться к логопеду для выяснения причин задержки речевого развития и определения дальнейшей стратегии действий. Простая фраза, например, «идем туда», «дай пить» и т.п. должна появиться у детей к 2 годам, а к 3 годам дети уже используют развернутую фразовую речь, допуская отдельные ошибки в словообразовании и словоизменении. В 3 года понимание речи уже настолько развито, что ребенок различает основные предлоги, например, «на-под», формы единственного и множественного числа, рода и другие грамматические категории. Поэтому, прежде чем, сообщать логопеду о том, что ваш ребенок «все понимает, но не говорит», задумайтесь, что вы вкладываете в понятие «все». Если у ребенка 24-26 месяцев отсутствует фразовая речь, либо имеется явно ограниченный запас понимаемых слов, то это однозначная причина для посещения логопеда. Однако необходимо учесть, что речевое развитие мальчиков и девочек отличается, мальчики чаще начинают говорить позже.

 

Внимание! Чего НЕ стоит делать родителям:

 

• Связывать задержку речи ребенка с историей развития речи в семье, например, полагая, что если дедушка заговорил после 5 лет, то и здесь «само пройдет». Во-первых, во времена детства дедушки общество предъявляло менее жесткие требования к развитию детей, не была столь распространена ранняя диагностика и пр. Во-вторых, велика вероятность субъективных факторов в оценке сроков появления речи у предыдущих поколений. В-третьих, особенности речи «по наследству» не передаются, нарушения речи у каждого индивидуальны и зависят от особенностей нервной системы конкретного ребенка.

• Ждать до 2, 3, 4 и другого количества лет, чтобы обратиться к логопеду. Грамотный логопед способен определить тип речевого развития и дать рекомендации по речевому развитию в любом возрасте. Если специалист, советует вам «подождать» 3 лет, то советую Вам обратиться к другому.


 

Вопрос №2

Почему мой ребенок не говорит?

 

Как правило, в этом вопросе заключается два: «Кто виноват или как так вышло?» и «Какое нарушение у ребенка?». У логопедов это называется «этиопатогенез», определяя который специалист выясняет причину отсутствия речи и представляет механизм нарушения в нервной системе. Принято выделять две основные группы причин речевых нарушений: биологические и социальные. В большинстве случаев к отсутствию речи приводят биологические причины, либо их сочетание с социальными. Отдельные формы речевых нарушений, вызванные исключительно социальными причинами рассматриваться в данном пособии не будут.

Для того, чтобы определить причину, специалист соберет у вас анамнез (историю) развития ребенка, начиная с момента его зачатия. Полученные сведения помогают определить тип речевого нарушения, а, следовательно, определить программу реабилитации. Не ставя перед собой цель - рассмотреть все возможные «ужасы» беременности и родов, перечислю наиболее частые особенности течения внутриутробного и родового периодов, встречающихся в истории детей, обращавшихся ко мне за помощью:

• внутриутробная или натальная (возникшая во время родов) гипоксия. Отдельно обозначу значительное увеличение числа неговорящих детей, рожденных в период смога в Москве в 2010 году или сразу после его окончания;

• не физиологичные роды: окситоциновая стимуляция на фоне слабой родовой деятельности, эпидуральная анестезия, кесарево сечение;

• родовые травмы;

• осложнения на ревакцинацию АКДС.

Не буду останавливаться подробно на той или иной причине, т.к. данный вопрос актуален больше в пособии, посвященном профилактике речевых нарушений. Мне же хочется отметить, что не столь важна причина отсутствия речи, гораздо важнее — что с этим делать? Однозначно скажу, что чувство вины матери за то, что ее беременность и/ или роды повлияли на дисгармонию в развитии ребенка» существенно снижает эффективность работы с ребенком.

Гораздо важнее установления причины определение механизма, сути, типа нарушения речи. В современной логопедии возникла ситуация путаницы в терминологии и отсутствия единства взглядов на классификацию речевых нарушений. Поэтому приведем здесь перечень наиболее часто встречающихся логопедических заключений, выданных неговорящим детям, оставляя за рамками данного пособия оценку их равнозначности и корректности. Итак, неговорящий ребенок может получить следующее логопедическое заключение:

1. Задержка речевого развития. В России за этим термином стоит чрезвычайно размытые представления о сути этого нарушения, но чаще всего имеется в виду отставание в темпах развития речи. Например, у ребенка в 1 год и 6 месяцев в активном словаре всего 2 слова, или в 25 месяцев есть около 20 слов, но нет фразы. Однако полное отсутствие общеупотребительных слов (лепет в данном случае не учитывается) в 2 года и 10 месяцев не позволяет грамотному специалисту говорить о темповой задержке речи, ведь ясно, что за 2 месяца до 3 лет ребенок не овладеет развернутой фразовой речью. Задержка речевого развития требует логопедического вмешательства.

2. Сенсорная, моторная, сенсомоторная алалия. Эти названия возникли по аналогии с речевыми расстройствами у взрослых людей достаточно давно. В настоящее время, их границы размыты не менее, чем у понятия «задержка речевого развития», однако этот вопрос мы оставим для специалистов. Родителям же следует знать, что наличие алалии у ребенка требует целого системокомплекса реабилитационных мер. И чем раньше будет начата работа по устранению алалии, тем больше у ребенка шансов к началу школьного обучения иметь развернутую речь и не значительно отличаться от сверстников по уровню речевого развития.

3. Системные нарушения речи у детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы (расстройствами аутистического спектра), интеллектуальными нарушениями, ЗПР и ДР- данном случае имеются в виду специфические речевые расстройства речи, возникшие у детей с первично другой проблемой.

4. Общее недоразвитие речи — заключение психолого-педагогического характера, не раскрывающее механизмы нарушения, а носящее больше описательный характер. При общем недоразвитии речи определяют 4 уровня речевого развития, в случае неговорящего ребенка - это будет 1 уровень речевого развития при ОНР.

 

Внимание! Что НЕ стоит делать родителям?

 

Пытаться определить тип речевого нарушения самостоятельно, прочитав характеристику каждого в интернете или в любом пособии. Порой даже логопед на первичной консультации затрудняется в определении типа речевого нарушения, однако, вопрос дифференциального диагноза крайне важен, т.к. от него зависит индивидуальный маршрут ребенка. Возможно, логопед определит тип после нескольких встреч, но совершенно точно, вряд ли в этом могут помочь другие мамы с интернет-форумов.

 

Авторский взгляд

на проблему безречия у детей

 

Личный опыт работы автора, а также его коллег и сотрудников центра «Логомаг» в г.Москва, позволяет определить следующие типы первично речевых нарушений:

1. Темповую задержку речевого развития вследствие биолого-социальных причин. Ее устранение возможно в максимально короткие сроки путем разъяснения родителям способов общения с ребенком и обучению их речевым играм и упражнениям. В этом случае, как правило, преобладает социальная причина, например, родители обучают ребенка какому-либо навыку (чтению, иностранному языку), не обращая внимания на значимость сюжетно-ролевой игры, коммуникации друг с другом и пр.

2. Дисфазию, обусловленную нарушениями обработки сенсорной информации, в т.ч. дисфункцией сенсорной интеграции. Речь возникает на основе чувственное бейка. В случае, если у ребенка нарушены отдельные операции модуляции ощущений (в т.ч. в виду ошибочности родительских стратегий), либо имеется нарушение сенсорной интеграции (сенсорная интеграция - характеристика психического развития, отражающая взаимосвязь и взаимовлияние разных видов восприятия: зрительного, слухового, тактильного, проприорецептивного, вестибулярного, вкусового, обонятельного), речь не может возникнуть, либо она возникает в виде эхолалий (лишенных предметного содержания, индивидуального смысла и общего значения повторений речевых выражений).

3. Дисфазию, обусловленную недостаточной мотивацией к речи вследствие фрустрированных базовых потребностей ребенка. Значительная часть детей, посещавших меня в рамках первичной консультации, воспитывается родите ля- ми, те знакомыми с основами возрастной психологии и интуитивно не осознающими ее законов. В результате родители этих детей устанавливают запрет на чувства (гнев, горе и т.п.), на активность (прежде всего, исследовательскую и двигательную), нарушают потребность в безопасности детей и пр., разрушают основание пирамиды речевого развития - мотивацию к коммуникации.

4. Алалию вследствие артикуляционной апраксии. По выражению одного из классиков логопедии: «когда сигналы в головном мозгу попадают не в ту область». Ребенок пытается сказать звук или слово, «крутит» языком, но совершает регулярные ошибки, в результате он или отказывается говорить, или разговаривает на «своем» языке.

5. Комплексное нарушение, включающее в себя выше Названные.

По мнению автора, в описанной выше классификации Выражены причины отсутствия речи, устранение или нивелирование которых в сочетании с комплексной логотерапии» позволяет достичь наилучших результатов, практически полностью компенсировав нарушение.


 

Вопрос №3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.6.55 (0.151 с.)