Лекция24. Психология сновидений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция24. Психология сновидений




П.Я.Гальперин ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ

вать. Значит, такая задача остается с неустановленными условиями, с нечетко сформулированной проблемой. Единственное, что в ней сохранятся, — это ее эмоциональный тон. Вот сновидения и формируются по принципу отношения к этому эмоциональному тону. И поэтому когда мы потом, проснувшись, вспоминаем об этом сновидении, оно кажется нам нелепым, шитым белыми нитками. Мы видим картины, совершенно не связанные между собой, пришедшие к нам как бы извне» Но во сне-то мы никакого такого противоречия не чувствуем, потому что во сне для нас несущественна предметная логичность, для нас важна эмоциональная значимость.

Сновидения второго рода — это решение творческих задач, каковы бы они ни были, даже, например, творчество на уровне ученика 2-го класса, который днем не может решить заданную ему на дом арифметическую задачу, а потом вдруг решает ее во сне. Так здесь мы имеем другое положение вещей: здесь задача четко сформулирована, в ней есть определенные условия и определенный вопрос. Все дело в том, что нужно найти путь от системы условий к искомому ответу. Вот этот путь мы обычно и не находим в бодрствующем состоянии, потому что ищем его в неправильном направлении. А во сне отпадает всякая предвзятость и действует логика самих условий. И тогда вдруг, неожиданно появляется нужное решение. Оно может иметь образный характер или чисто речевой характер, т е. сформулированный в понятии. Это неважно Важно только, что эти сновидения имеют рациональное зерно, т е. сновидения не всегда имеют причудливый характер. Они имеют такой характер, как и сама задача, которая осознаётся или решается в сновидениях Одним словом, если сама жизнь делится надвое: на то, что для меня самое важное и на то, что я вынужден делать, — то и сновидения получаются беспорядочными. А если вся жизнь направлена на решение самой важной задачи, то и в сновидениях она решается, т. е. какова жизнь — таковы и сновидения. Если вы видите сумбурные сновидения — значит, это должно быть сигналом, что не всё правильно в вашей жизни. А тот, кто целиком занят решением творческих задач, тот и во сне продолжает эту свою рациональную деятельность. На этом мы и закончим тему о сновидениях.

Ш


ПСИХОЛОГИЯ ПАМЯТИ

Теперь перейдем к другой теме — поговорим о памяти. Что считать памятью? Здесь на сегодняшний день существует два крайних мнения. Первое заключается в том, что память считается способностью мозга воспринимать, сохранять и оживлять следы различных впечатлений и воздействий.1 Один физиолог в конце XX столетия дал такую формулировку: память есть всеобщая функция организованной материи. Не обязательно даже живой, а просто организованной материи. Это одно мнение. Второе мнение считает память способностью воспроизводить' об^разы прошлого с более или менее ясным знаком этого прошлого. Вот это и есть два крайних мнения, которые в том или ином виде живы до сих пор. И нам очень важно понять, в чем заключается недостаток каждой из этих теорий.

Итак, память как способность получать, сохранять и оживлять следы всех впечатлений. Несомненное зерно истины здесь заключается в том, что способность сохранять следы — это обязательное, непременное условие памяти. Но способность — это еще не память. Во-первых, такая способность присуща даже неживой материи: например, след, который оставляет телега, проезжая колесами по влажной земле. В основе такого представления о памяти лежит предположение, что память как психическая способность заложена в самой материи. Только при способности запоминания материя может что-то порождать. А иначе это рассеянная субстанция и ничего больше Значит, нечто психическое лежит в основе самой материальной жизни. Ну вы, конечно, понимаете, как далеко это лежит от того, что мы понимаем под памятью. Но, с другой стороны, если мы понимаем память как образ прошлого с более или менее ясным знаком этого образа, то это специфически человеческая память. Отсюда следует, что животное не может обладать такой памятью. Однако это не так. Значит, необходимо определить, что же такое память, что именно мы сделаем предметом психологического исследования памяти.

Очень важно заметить, что способность получать, сохранять и воспроизводить следы — это только предпосылка памяти, но еще не сама память. Это, я бы сказал, скорее способность что-то учить, что-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.154.208 (0.003 с.)