Выводы об уровне развития продуктивности и устойчивости внимания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выводы об уровне развития продуктивности и устойчивости внимания



· 10 баллов - продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая.

· 8-9 баллов - продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая.

· 4-7 баллов - продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя.

· 2-3 балла - продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая.

· 0-1 балл - продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая.

 

 

 

«Поставь значки»

Источник. Немов Р.С.Психология. 3 том.

Цель. Предназначена для оценки переключения и распределения внимания ребенка.

Дидактический материал: рисунок с геометрическими фигурами.

Техника проведения. Перед нача­лом выполнения задания ребенку показывают рисунок и объясня­ют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков про­ставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответ­ственно, галочку, черту, плюс или точку.

Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут, а общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле:
S=(0,5N – 2,8n)/120
где S — показатель переключения и распределения внимания;
N — количество геометрических фигур, просмотренных и по­меченных соответствующими знаками в течение двух минут;
n — количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считаются неправильно проставленные зна­ки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими зна­ками, геометрические фигуры.

Анализ результатов. 10 баллов - показатель S больше чем 1,00.
8-9 баллов - показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,00.
6-7 баллов - показатель S располагается в пределах от 0,50 до 0,75.
4-5 баллов — показатель S находится в интервале от 0,25 до 0,50.
0-3 балла — показатель S находится в пределах от 0,00 до 0,25.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
6-7 баллов - средний.
4-5 баллов - низкий.
0-3 балла - очень низкий.

 

 


 

«Запомни и расставь точки»

Источник. Немов Р.С.Психология. 3 том.

Цель. С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка.

Дидактический материал: стимульный материал, рисунок с точками

Техника проведения. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу — квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию:

«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

Анализ результатов. Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

10 баллов — ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек.

8-9 баллов — ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек.

6-7 баллов — ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.

4-5 баллов — ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.

0-3 балла — ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий. 8-9 баллов — высокий. 6-7 баллов — средний. 4-5 баллов — низкий. 0-3 балла — очень низкий.

 

 

 

Стимульный материал к заданию «Запомни и расставь точки».

 

Матрицы к заданию «Запомни и расставь точки».

 

Методика В.М. Когана
(методика совмещения признаков)

Источник. http://avemir.com.ua

Цель. Методика предназначена для выявления параметров внимания: удержания внимания, возможности распределения внимания по одному, двум или трем признакам одновременно, переключения внимания. Также методика позволяет выявить особенности работоспособности, другие динамические характеристики психической деятельности

Дидактический материал: Набор карточек (25 штук) с разноцветными плоскостными изображениями геометрических фигур (5 цветов, 5 простых правильных геометрических форм). Таблица с расчерченными клетками, где слева по вертикали нанесены 5 цветных зигзагов, а по горизонтали - 5 соответствующих форм В варианте (5x5) методика ориентирована на работу с детьми в возрасте от 4,5 до 8,5-9 лет. Для детей более старшего возраста существует вариант, состоящий из 7 цветов, 7 форм (49 карточек и, соответственно, таблицы - 7x7).

Техника проведения. Для детей со сформированным и автоматизированным прямым числовым рядом до 30 работа проводится в четыре этапа. Для детей, не владеющих в необходимой степени порядковым счетом, - в три этапа

Й этап

Ребенку подается весь набор карточек, сложенных в случайном порядке, его просят пересчитать их вслух, складывая карточки на стол

Инструкция 1
«Пересчитай вслух, сколько здесь всего карточек».

Регистрируются время, затрачиваемое ребенком на пересчет карточек, и имеющиеся ошибки. Полученные результаты заносятся в соответствующий раздел протокола. В случае, когда ребенок не владеет порядковым счетом, этот этап не проводится и на последующих этапах работы пересчет карточек не осуществляется

Примечание 1
После каждого этапа карточки должны быть тщательно перемешаны и сложены стопкой в случайном порядке

Примечание 2
Во время работы психолог должен отслеживать, чтобы карточки раскладывались подряд одна за другой из стопки, и ребенок не выбирал бы их по необходимому на данном этапе признаку. Это условие должно соблюдаться на каждом этапе

2-й этап
Ребенку вновь подается стопка карточек, сложенных в случайном порядке

Инструкция 2А
«А теперь снова пересчитывай карточки и одновременно раскладывай все карточки подряд в кучки по цвету - одинаковые с одинаковыми».

Важно, чтобы ребенок раскладывал все карточки подряд, не выбирая из стопки нужные по цвету.
При непонимании инструкции психолог повторяет или разъясняет ее, но при этом никакого наглядного обучения не производится. Для детей, не владеющих автоматизированным порядковым счетом, инструкция представляет собой усеченный вариант

Инструкция 2Б
«Вот карточки. Начни их раскладывать все подряд в кучки по цвету - одинаковые с одинаковыми».

И в данном случае при непонимании инструкции психолог повторяет или разъясняет ее, но при этом никакого наглядного обучения не проводится. Регистрируются время, затрачиваемое ребенком на пересчет карточек, и особенности раскладки по цвету, наличие групп «дубликатов» и другие допускаемые ребенком ошибки. Полученные результаты заносятся в соответствующий раздел протокола

3-й этап
Ребенку подается стопка предварительно сложенных в случайном порядке карточек

Инструкция 3
«А теперь снова пересчитывай карточки и одновременно раскладывай все карточки подряд в кучки по форме (по фигуркам), складывая одинаковые с одинаковыми».

При незнании ребенком понятия «форма» ребенку в доступном виде на конкретных примерах объясняется, что такое форма. Инструкция повторяется, а в протоколе регистрируется вид помощи и особенности восприятия ребенком объясняемых понятий. Далее регистрируются время, затрачиваемое ребенком на пересчет и раскладку карточек в кучки по форме, виды допускаемых ошибок, их количество. Полученные результаты заносятся в соответствующий раздел протокола

4-й этап
На этом этапе проводится раскладка карточек по таблице с одновременным порядковым пересчетом всех карточек подряд

Инструкция 4А
«Перед тобой лежит таблица. На ней для каждой карточки есть только одно место». (В этот момент психологпроводит рукой по пустым клеткам таблицы.) «Посмотри на нее и скажи, где должен лежать красный треугольник»(или любая другая, по усмотрению исследователя, фигура, находящаяся ближе к середине таблицы).

Следует отметить, что часто подобная развернутая ориентировка не требуется. Если ребенок правильно указывает место этой фигуры, инструкция продолжается: «Начни раскладывать подряд фигурки по таблице, одновременно пересчитывай их, как пересчитывал до этого».

Для детей среднего дошкольного возраста иногда необходима более развернутая помощь. Тогда ребенку предлагается более образный (метафоричный) вид инструкции

Инструкция 4Б
«Посмотри - эта таблица словно домик. В нем пять этажей. На первом этаже живут фигурки черного цвета» (пальцем психолог проводит по «черному этажу»). «На втором этаже живут все зеленые фигурки, на третьем - синие и так далее. А это подъезды. В этом подъезде живут все кружочки» (в этот момент психолог пальцемпроводит вертикально там, где должны находиться все кружки). «У каждой фигурки есть свой домик - квадратик. Теперь давай найдем, где будет жить красный треугольник» (или любая другая, по усмотрению исследователя, фигура, ближе к середине таблицы).

Если ребенок правильно указывает место этой фигуры, инструкция продол­жается: «Разложи все фигурки по таблице так, чтобы каждая жила в своем домике».

Далее регистрируются время, затрачиваемое ребенком на пересчет (если ребенок владеет соответствующим порядковым счетом) и раскладку карточек в кучки по форме, а также допускаемые им ошибки. Полученные результаты заносятся в соответствующий раздел протокола.

Если ребенок не понял, как раскладывать фигурки, специалист повторяет инструкцию и помещает одну-две фигурки на нужные места, рассуждая вслух (обучающая помощь). После этого все фигурки вновь собираются в случайном порядке и ребенка просят разложить их самостоятельно. Далее регистрируют­ся время, затрачиваемое ребенком на пересчет и раскладку карточек по табли­це, имеющиеся ошибки. Полученные результаты заносятся в соответствующий раздел протокола с указанием вида и необходимого объема помощи.

Если и в этом случае ребенок не понял, как раскладывать фигурки, можно повторить обучение. При недоступности выполнения задания ребенком и после повторного подобного разъяснения работа на этом прекращается, делается соответствующая запись в протоколе

Примечание.
В случае невозможности деятельности ребенка на каком-либо из этапов (например, при наличии выраженных нарушений работоспособности, грубой несформированности познавательной деятельности и т. п.) проведение исследования может быть прервано на любом этапе работы.

Анализ результатов. Каждый этап оценивается с точки зрения времени, затрачиваемого на его проведение. Таким образом, могут быть зарегистрированы следующие показатели:

  • время на пересчитывание карточек (Тс);
  • время пересчета с одновременной сортировкой по цвету (Тц);
  • время пересчета с одновременной сортировкой по форме (Тф);
  • время раскладки на таблице с одновременным учетом цвета, формы и пересчетом раскладываемых карточек (Тт)

Нормативным показателем считается приблизительное выполнение равенства (при допустимом увеличении показателя Тт в пределах 10%): Тт = Тс + Тц + Тф (1)
Кроме того, может быть вычислен так называемый дефицит времени: Д = Тт - (Тц + Тф) (2)

У здоровых детей, начиная с 7-7,5-летнего возраста, работа сопровождается интересом, ошибки носят эпизодический характер и представляют собой чаще всего временную потерю счета, быстро исправляемую. Работоспособность в целом сохраняется постоянной, без явных признаков истощения. Нормативно развивающиеся дети на всех этапах работы легко исправляют ошибки, либо самостоятельно, либо при указании на них (минимальная помощь).

В ходе выполнения ребенком 2-го этапа оценивается возможность распределения внимания по двум признакам (счет и сортировка по цвету). Наиболее типичные трудности проявляются в том, что при сортировке «уходит» счет, либо, что значительно реже, ребенок пересчитывает фигуры, раскладывая их по столу, не сортируя в группы по цвету. Это свидетельствует о недостаточности такого параметра внимания, как возможность его распределения.

На 3-м этапе анализируется не только возможность распределения внимания (по аналогии со вторым этапом), но еще и возможность его переключения. Наиболее типичной ошибкой этого этапа при недостаточности собственно переключения внимания является продолжение сортировки по цвету (или постоянная «ошибка» на сортировку по цвету) при наличии четкой инструкции на сортировку по форме. Частой ошибкой является и утеря счета, что свидетельствует не только о трудностях переключения, но и о сложности распределения внимания при усложнении условий выполнения задания.

4-й этап проходит, как правило, с постепенным улучшением качества и быстроты работы по мере заполнения таблицы. Наличие «опор» в виде зигзагов цвета и контуров форм фигур создает дополнительные ориентиры, помогающие быстрее найти место для каждой карточки. С определенной точки зрения подобные опоры можно рассматривать как вынесенный вовне алгоритм деятельности.

При проведении последнего, 4-го этапа оценивается возможность распределения внимания по трем признакам одновременно. Трудности выполнения на этом этапе, как правило, заключаются в резком снижении темпа выполнения задания, прекращении пересчитывания или резком увеличении количества ошибок счета. Кроме того, часто ребенок начинает ориентироваться лишь на один из признаков, раскладывая карточки по таблице, например, только по цветовому признаку (что характерно для детей среднего дошкольного возраста или для детей с некоторыми типами отклоняющегося развития), либо по признаку формы (такое нарушение встречается у детей старшего возраста с трудами распределения внимания).

Таким образом, переход от 2-го к 3-му этапу дает возможность проанализировать особенности переключения внимания, а деятельность ребенка и ее особенности на 4-м этапе - оценить возможности распределения внимания по двум и более признакам, особенности компенсации затруднений, обучаемость ребенка новому виду деятельности.
Темповые характеристики выполнения методики не нормируются, а анализируются индивидуально для каждого ребенка в соответствии с формулой (1).

В определенных случаях работа с методикой Когана возможна в искусствен­но создаваемой ситуации «дефицита» времени, когда психолог нарочито внимательно и тревожно смотрит на секундомер или часы, либо прямо сообщает ре­бенку, что на выполнение задания отводится мало времени. Такая ситуация проведения обследования позволяет не только четче «увидеть» влияние дефицита времени как стрессогенного фактора на результативность выполнения задания и специфику допускаемых ошибок, но и, соответственно, понять «цену» такой деятельности и с точки зрения эмоциональных и ресурсных затрат ребенка, и с точки зрения изменения характера самой деятельности

 

Исследование внимания

Источник. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. С.Д Забрамная, О.В. Боровик

Цель. Выявить способность концентрировать внимание на предъявляемых объектах; наблюдательность; зрительную память.

Дидактический материал: таблица 31

Техника проведения. Перед ребенком кладут таблицу 31, показывают картинку, расположенную в верхней части и просят назвать изображенные на ней предметы, затем сразу же предъявляют картинку, расположенную в нижней части, и просят сказать, чем она отличается от предыдущей. При этом задают вопрос: «Что здесь забыл нарисовать художник?»

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием и сформированным вниманием в 5—6-летнем возрасте выполняют это задание.

Дети с задержкой психического развития понимают задание. Случаи ошибочного выполнения, как правило, связаны с недостатками внимания. Организующая помощь эффективна.

Умственно отсталые дети этого возраста не всегда понимают предложенное задание и чаще ограничиваются перечислением предметов, изображенных на таблицах. Такая реакция может усугубляться недостатками внимания.

 

 

Таблица 31

«Исследование особенностей распределения внимания Рыбакова»

Источник. Энциклопедия психологических тестов для детей.

Цель. Исследовать способность к распределению внимания.

Дидактический материал: бланки из чередующихся 0 и +, на каждой

карточке 7 -0 и 5 - +. Для младших детей бланк с рисунками.

Техника проведения. Испытуемому предлагается бланк и дается задание считать вслух не останавливаясь (без помощи пальца) по горизонтали число кружков и крестов в отдельности.

Анализ результатов. Экспериментатор засекает время которое требуется испытуемому на подсчет всех фигур. В протоколе фиксируются все остановки и те моменты, когда он начинает сбиваться. Сопоставление количества ошибок, остановок, порядок номера элемента в котором испытуемый начинает сбиваться со счета. Данная методика мало диагностична для детей с нарушением зрения и для детей с интеллектуальной недостаточностью.

 

Исследование внимания

Источник. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. С.Д Забрамная, О.В. Боровик

Цель. Исследовать такие качества внимания, как устойчивость, переключаемость, распределение, объем.

Дидактический материал: таблица 32

Техника проведения. Изображенные на таблице картинки предъявляют одновременно. Задают вопрос: «Чем отличаются картинки?»

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием 5—6 лет с интересом сравнивают картинки, находя различия.

Дети с задержкой психического развития понимают задание и выполняют его к 6—7 годам. Некоторые нуждаются в организующей помощи.

Умственно отсталые дети и в 7—8 лет не понимают смысла задания. Они перечисляют то, что изображено на картинке, не проявляя особого интереса к сравнению картинок.

 

 

Таблица 32

Исследование внимания

Источник. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. С.Д Забрамная, О.В. Боровик

Цель. Выявить особенности внимания; наблюдательность; наличие интереса к работе.

Дидактический материал: таблицы 33,34

Техника проведения. Перед ребенком кладут таблицу 33. В ее верхней части нарисован мальчик. Внизу он изображен в окружении детей. Исследуемому ребенку дают задание: «Найди среди детей мальчика, который нарисован в верхней части таблицы».

Задание может быть выполнено в том случае, если ребенок сумеет выделить и удержать в памяти внешние признаки мальчика, которого надо найти в нижней части таблицы.

Таблица 34 и задание к ней («Найди в букете цветы, которые нарисованы вверху») имеют аналогичную направленность.

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием 5—6 лет справляются с этими заданиями и проявляют интерес к работе.

Дети с задержкой психического развития нуждаются в постоянной организующей помощи.

Умственно отсталые дети справляются с этой работой в более позднем возрасте (в 7—8 лет). При этом им надо указать на признаки сопоставления объектов. Интерес к работе весьма невелик.

 

Таблица 33

Таблица 34

"Найди отличия"

Лет

Цель. Развитие внимания.

Дидактический материал: распечатанный бланк методики.

Техника проведения. Ребёнку предлагается внимательно посмотреть на картинки и найти, как можно больше различий между ними.

Анализ результатов. 1 балл: не принимает и не понимает задание.

2 балла: задание принимает, действует хаотично.

3 балла: задание принимает, понимает условие задачи, находит 3 различия.

4 балла: находит 4 различия.

5 баллов: принимает задание, условие, находит 5 различий.

 

 

«Кто спрятался в лесу»

Цель. Развитие объёма и устойчивости внимания.

Дидактический материал: рисунок с изображением леса и животных.

Техника проведения. Ребёнку предлагается найти, кто спрятался в лесу. Покажи.

Анализ результатов. 1 балл: объём резко снижен; принимает 1 объект с внешней стимуляцией. Рассеян (многократные, длительные отвлечения).

2 балла: объём ограничен, воспринимает не более 1 объекта, устойчивость резко снижена.

3 балла: объём снижет, воспринимает не более 2-х объектов, устойчивость снижена.

4 балла: объём снижен незначительно, воспринимает не более 3-х предметов, внимание устойчивое.

5 баллов: объём широкий, воспринимает до 4-х объектов, внимание устойчивое.

 


Мышление

Достань тележку (скользящая тесемка)

Источник. Е. А. Стребелевой. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста.

Цель. Выявление уровня развития наглядно-действенного мышления, умения использовать вспомогательное средство (тесемку).

Оборудование:: тележка с кольцом, через кольцо продета тесемка; в другом случае – рядом со скользящей тесемкой – ложная.

Техника проведения. Перед ребенком на другом конце стола находится тележка, до которой он не может дотянуться рукой. В зоне досягаемости его руки находятся два конца тесемки, которые разведены между собой на 50 см. Ребенка просят достать тележку. Если ребенок тянет только за один конец тесемки, тележка остается на месте. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался соединить оба конца тесемки и подтянул тележку. Обучение. Проводится на уровне практических проб самого ребенка.

Анализ результатов. Если ребенок тянет за оба конца, то отмечается высокий уровень выполнения. Если же ребенок тянет сначала за один конец тесемки, то ему надо дать возможность попробовать еще раз, но это уже более низкий уровень выполнения. Взрослый за экраном продевает тесемку через кольцо и, убрав экран, предлагает ребенку достать тележку. Если ребенок не догадывается использовать тесемку, то это оценивается как невыполнение задания, фиксируется также отношение к результату, результат.

1 балл – ребенок не понимает задание; не стремится достичь цели.

2 балла – ребенок пытается достать рукой цель; после нескольких неудачных попыток отказывается от выполнения задания.

3 балла – ребенок пытается достать тележку за один конец тесемки; после двух-трех попыток достигает результата; понимает конечный результат своих действий.

4 балла – ребенок сразу находит правильное решение и выполняет задание; заинтересован в конечном результате.

 

Достань ключик

Для детей 4-го года жизни.

Источник. Е. А. Стребелевой. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста.

Цель. Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-действенного мышления.

Оборудование: заводная игрушка, ключик.

Техника проведения. Ребенку дают заводную игрушку, а ключик от нее висит так высоко, что ребенок, стоя на полу, не может его достать. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался использовать большой стул (большой и маленький стулья стоят недалеко от него). Обучение не проводится.

Анализ результатов. Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, способы выполнения (сразу ли догадался взять большой стул, была ли попытка достать ключик рукой, была ли попытка использовать маленький стул или сразу отказался от выполнения задания), отношение к результату.

4-й год жизни:

1 балл — не принимает задание, в условиях практической проблемной задачи действует неадекватно;

2 балла — принимает задание, но не может проанализировать условия проблемной практической задачи; пытается достичь цели, используя свои физические возможности (прыгает, тянется рукой), других способов решения задачи не принимает либо сразу отказывается действовать;

3 балла — принимает задание, анализирует условия, т.е. понимает, что рукой выполнить задание невозможно, но нет активного самостоятельного выбора средств для достижения цели, после активизации взрослым ориентировочной деятельности задачу решает методом проб;

4 балла — принимает задание, самостоятельно анализирует условия задачи, решает задачу либо методом проб, либо на уровне зрительной ориентировки;

 

Для детей 5-го года жизни

Цель. Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-образного мышления.

Оборудование: сюжетная картинка с изображением следующей ситуации: в комнате стоит мальчик, в руках у него машинка, он смотрит на ключик, который висит на стене, на гвоздике. Недалеко от мальчика стоят два стула — большой и маленький.

Техника проведения. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинку, затем говорит: "Мальчик хочет завести машинку ключиком, но не знает, как его достать. Расскажи мальчику, как надо достать ключик".

Анализ результатов. Принятие и понимание задания, решение задачи в наглядно-действенном плане, имеются ли попытки решить задачу в действенном плане.

5-й год жизни:

1 балл — не принимает задание;

2 балла — принимает задание, но не понимает условия задачи, пытается решать неадекватным способом, используя практические действия, либо отказывается от решения ("Не знаю");

3 балла — принимает задание, пытается решить задачу в наглядно-образном плане, но не может проанализировать целостную ситуацию, изображенную на картинке, поэтому перечисляет объекты, изображенные на картинке;

4 балла — принимает задание, самостоятельно анализирует ситуацию, изображенную на картинке, воспринимает ее как целостную, понимает взаимосвязь всех изображенных предметов и решает задачу в наглядно-образном плане.

 

 

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 1532; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.111.9 (0.116 с.)