Надзор и контроль исполнения законодательства по охране труда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Надзор и контроль исполнения законодательства по охране труда



В Трудовом кодексе Российской Федерации определены структура и компетенции

Госорганов осуществляющих надзор и контроль в области обеспечения безопасности труда.

Так, согласно ст. 353 ТК государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет Федеральная инспекция труда.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с Федеральной инспекцией труда осуществляют федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Государственный надзор за точным единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

Полномочия Федеральной службы по труду и занятости определены специальным Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004г. № 324.

Федеральная служба по труду и занятости (включая все ее структурные и территориальные подразделения) осуществляет, в частности, проверки, обследования, выдачу обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечение виновных к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Руководитель Федеральной службы по труду и занятости регулирует деятельность Федеральной инспекции труда. Согласно ст.354 ТК РФ, Федеральная инспекция труда представляет собой единую централизованную систему, состоящую из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

Непосредственное руководство деятельностью Федеральной инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, - главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

Кроме того, государственный надзор и контроль в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и подчиненности может осуществляться должностными лицами, специально уполномоченными (помимо должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости) государственными органами (федеральными агентствами, службами) в соответствии с их компетенцией. К ним, в частности, относятся:

- Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;

-Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации;

-Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации.

Так, в частности, вопросами надзора и контроля в электроэнергетике ведает специальный орган, деятельность которого регламентирована Постановлением Правительства РФ № 610 от 20.07.2013г. Данным Постановлением определено, что государственный надзор осуществляется:

-при вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе в ремонт, капитальном ремонте объектов электроэнергетики;

- при осуществлении оперативно-диспетчерского управления в энергетике

-при строительстве, реконструкции объектов энергетики, не являющихся объектами капстроительства.

В угольной, горнорудной, химической, металлургической, нефтеперерабатывающей и ряде отраслей оборонной промышленности государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ осуществляет специальный орган горного и промышленного надзора в Российской Федерации. Его деятельность регулируется Указом Президента РФ от 18 февраля 1993 года № 234 «Об утверждении Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России.

Специальный орган занимается вопросами санитарно-эпидемиологического надзора в РФ.

Государственная противопожарная служба осуществляет контроль соблюдения противопожарной безопасности в организациях.

За нарушения требований охраны труда российским законодательством предусмотрена уголовная, административная, дисциплинарная и материальная ответственность. Так. Согласно ст.143 Уголовного кодекса Российской Федерации:

1. Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, -

наказывается штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, -

наказывается принудительными работами на срок до четырех лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, -

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Под требованиями охраны труда в настоящей статье понимаются государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.

Административная ответственность за нарушение законодательства об охране труда предусмотрена ст. 5.27 КоАП РФ, а именно:

1. Нарушение законодательства о труде и об охране труда -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -

влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Статья 192 ТК РФ дисциплинарные взыскания предусматривает:

За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям.

Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (часть пятая статьи 189 настоящего Кодекса) для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.

К дисциплинарным взысканиям, в частности, относится увольнение работника по основаниям, предусмотренным пунктами 5, 6, 9 или 10 части первой статьи 81, пунктом 1 статьи 336 или статьей 348.11 настоящего Кодекса, а также пунктом 7, 7.1 или 8 части первой статьи 81 настоящего Кодекса в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, либо соответственно аморальный проступок совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

И наконец, материальная ответственность, представляющая собой возмещение ущерба, предусмотрена ст. 232 ТК, В ней, в частности, указывается, что сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Трудовым договором или заключаемыми в письменной форме соглашениями, прилагаемыми к нему, может конкретизироваться материальная ответственность сторон этого договора. При этом договорная ответственность работодателя перед работником не может быть ниже, а работника перед работодателем - выше, чем это предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Расторжение трудового договора после причинения ущерба не влечет за собой освобождения стороны этого договора от материальной ответственности, предусмотренной настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

В целом виды нормативно-правовых актов по охране труда приведены в Постановлении Правительства РФ от 23.05.2000г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные требования охраны труда»:

—————————————————————————————————

| |Федеральный орган

| Документы |исполнительной власти,

| |утверждающий документ

|—————————————————————————————————————————————|—————————————————————————

|1. Межотраслевые правила по охране труда (ПОТ |Минтруд России

| Р М), межотраслевые типовые инструкции по |

| охране труда (ТИ Р М)

|—————————————————————————————————————————————|—————————————————————————|

|2. Отраслевые правила по охране труда (ПОТ Р |федеральные органы

| О), типовые инструкции по охране труда (ТИ |исполнительной власти

| Р О) | |

|—————————————————————————————————————————————|—————————————————————————|

|3. Правила безопасности (ПБ), правила устрой- Госгортехнадзор России |

| ства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), ин- |Госатомнадзор России |

| струкции по безопасности (ИБ) | |

|—————————————————————————————————————————————|—————————————————————————|

|4. Государственные стандарты системы стандар- |Госстандарт России |

| тов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ) |Госстрой России |

|—————————————————————————————————————————————|—————————————————————————|

|5. Строительные нормы и правила (СНиП), своды |Госстрой России |

| правил по проектированию и строительству | |

| (СП) | |

|——————————————————————————————————————

 

———————|—————————————————————————|

|6. Государственные санитарно-эпидемиологичес- |Минздрав России |

| кие правила и нормативы (санитарные прави- | |

| ла (СП), гигиенические нормативы (ГН) | |

| санитарные правила и нормы (СанПин), сани- | |

| тарные нормы (СН) | |

————————————————————————————————

 

Вопросы для проверки:

1. Основные нормативно-правовые акты в области охраны труда.

º федеративные

ºместные

2. Какая ответственность предусмотрена законодательством РФ за нарушение охраны труда:

º уголовная и гражданская

º гражданская и административная

º уголовная, гражданская, административная и дисциплинарная

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.132.194 (0.03 с.)