Состав, формирование и использование бюджета организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состав, формирование и использование бюджета организации



 

 

Бюджет как финансовая категория по своей природе имеет объективный характер и отражает реально существующие в обществе отношения. Это объясняется тем, что для осуществления государством его функций ему необходима материально-финансовая база. Бюджет аккумулирует в себе денежные средства, для обеспечения функций соответствующих органов.

Являясь составной частью государства бюджет имеет неимоверное влияние на государственную политику, социальную сферу и экономические отношения. Следовательно, бюджет является экономической основой государства. Через государственный бюджет осуществляется целенаправленное воздействие на формирование и использование денежных ресурсов.

В это случае бюджет- план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства [4, ст.2,п1.2]

По плановой форме бюджет - это финансовый документ, составляемый в виде баланса доходов и расходов.

Бюджет призван обеспечивать не только создание общегосударственного фонда денежных средств, но и эффективное его использование в соответствии с основными направлениями бюджетной и налоговой политики. Это значит, что в бюджете концентрируется часть национального дохода, которая затем перераспределяется.

В этом случае бюджет как экономическая категория - совокупность экономических отношений, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных финансовых ресурсов. Его сущность раскрывается в функциях.

Бюджет относится к области финансовых отношений и несет две функциональные нагрузки, а именно, выполняет распределительную и контрольную функции.[16]

Действие распределительной функции представляет собой двоякий процесс образования бюджетного фонда и его использования.

Действие контрольной функции связано с обеспечением возможности эффективного воздействия государства путем использования бюджета на социально-экономические процессы в стране. Через движение бюджетных ресурсов контролируется формирование доходной части бюджета и эффективность использования его расходной части.[15]

Каждое государство имеет бюджетный фонд, бюджет как экономическая категория выражает систему отношений, в процессе которых образуется и используется один фонд- бюджетный. Таким образом, в результате организуемых государством экономических отношений формируется государственный бюджетный централизованный денежный фонд-бюджетный. Бюджетный фонд имеют сложную организационную структуру. Конкретная величина фонда зависит от множества факторов и более всего от уровня развития экономики, масштабов намечаемых структурных сдвигов в экономике и народном хозяйстве, эффективное управления собственностью, финансовыми и материальными ресурсами на предприятиях, в учреждениях и организациях непроизводственной сферы, а также предоставляющих услуги населению, поэтому государственный бюджет также объективно представляет собой совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда. [6]

Составными частями бюджета является доходная и расходная часть. Доходы бюджета отражают экономические отношения, возникающие у государства с хозяйствующими субъектами и населением по поводу изъятия у них части денежных средств в целях формирования бюджетного фонда. Расходы бюджета отражают экономические отношения, возникающие в связи с расходованием бюджетного фонда на определенные цели.

Доходы бюджета – поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета, а также бюджетных кредитов, средств от возврата бюджетных займов и бюджетных ссуд;[4, ст.2,п.1.34]

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства. [4,ст.2, п.1.47]

В идеале доходная часть должна быть равна расходной. В случае их неравенства образуется дефицит(превышение расходов над доходами) или профицит бюджета. Размеры доходов, расходов, дефицита и источников его финансирования или размер профицита бюджетов государственных внебюджетных фондов определяются ежегодно законодательными актами.[8]

Республиканские и местные органы государственной власти и управления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между органами управления. В результате чего образуются бюджетные отношения.

Бюджетные отношения — это финансовые отношения, формируемые государством при взаимодействии с предприятиями, организациями, учреждениями и населением в отношении исполнения бюджета. [3]

Сущность бюджета одинакова во всех странах мира независимо от различий в общественно-политическом, государственном устройстве.

В связи со спецификой рассматриваемой организации рассмотрим состав бюджета.

Средства государственного социального страхования образуются за счет:

- обязательных страховых взносов;

- взносов на профессиональное пенсионное страхование;

-доходов от капитализации временно свободных средств государственного социального страхования;

- доходов от размещения взносов на профессиональное пенсионное страхование;

- поступлений по обратному требованию (регрессу) к юридическим и физическим лицам, являющимся причинителями вреда, или лицам, ответственным за причиненный вред согласно законодательству, в размере суммы пособий и пенсий, выплаченных в связи с увечьем или иным повреждением здоровья гражданина, а также по случаю потери кормильца вследствие указанных причин;

- сумм недоимок, пеней и административных штрафов;

- межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета;

- других поступлений в соответствии с законодательными актами.

Данные средства являются республиканской собственностью, не подлежат изъятию, не облагаются налогами, используются на цели, предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании, и зачисляются на единый казначейский счет Министерства финансов.

Средства государственного социального страхования имеют целевое назначение и направляются на:

- выплату трудовых пенсий, в том числе государственным служащим в части, соответствующей размеру пенсии, полагающейся по общим условиям и нормам пенсионного законодательства; за особые заслуги перед республикой в части, соответствующей размеру пенсии по возрасту, инвалидности, за выслугу лет; ежемесячного денежного содержания в части, соответствующей размеру пенсии, исчисляемой по общим условиям и нормам пенсионного законодательства;

- выплату профессиональных пенсий;

- выплату пособий по государственному социальному страхованию (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, в связи с рождением ребенка, женщине, ставшей на учет в государственной организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности, по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, на погребение);

- оплату ежемесячно предоставляемого по заявлению матери (мачехи) или отца (отчима), опекуна (попечителя), воспитывающей (воспитывающего) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, одного дополнительного свободного от работы дня;

- выплату пенсий и пособий лицам, выехавшим за границу, а также прибывшим в Республику Беларусь, в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь;

- финансирование выплат взыскателям в качестве компенсации недополученной суммы алиментов в связи с простоем или иными обстоятельствами, имевшими место по независящим от должника причинам, с последующим возмещением нанимателем использованных на указанные цели средств государственного социального страхования;

- финансирование выплат на санаторно-курортное лечение и оздоровление;

- финансирование деятельности Фонда, в том числе его материально-технического обеспечения;

- финансирование иных расходов в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании.

Данные средства могут направляться на оказание материальной помощи нуждающимся нетрудоспособным лицам, получающим пенсии из средств государственного социального страхования.

Размеры (тарифы) взносов на государственное социальное страхование устанавливаются актами Президента Республики Беларусь и (или) законами Республики Беларусь. Размеры (тарифы) взносов на государственное социальное страхование устанавливаются в зависимости от страхового случая и могут дифференцироваться по условиям труда и категориям работников. [14]

Составление, рассмотрение и исполнение бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на очередной финансовый год осуществляются в соответствии с законодательными актами.

После принятия Палатой Представителей и одобрения Совета Республики закона о бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения на определенный год считается вступившим в силу. Увеличение или уменьшение расходов и доходов, предусмотренных в бюджете фонда на определенный год возможно при издании Президентом Республики Беларусь нормативно-правовых актов, либо с его согласия.

Правительство Республики Беларусь вправе вносить при необходимости в установленном порядке Президенту Республики Беларусь предложения об увеличении или уменьшении утвержденных объемов доходов и расходов бюджета фонда на определенный год, а также об уточнении других показателей бюджета фонда на 2015 год не более одного раза в квартал, если иное не установлено законодательными актами.

В Законе Республики Беларусь от 30 декабря 2014 г. № 221-З “О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2015 год.” Было утверждено, что Доходы государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь формируются за счет:

1.Взносы на государственное социальное страхование

в том числе:

- обязательные страховые взносы в государственный внебюджетный фонд социальной защиты населения Республики Беларусь

- взносы на профессиональное пенсионное страхование

2.Субвенции на возмещение расходов на выплату государственных пособий семьям, воспитывающим детей, получаемые из республиканского бюджета

3.Неналоговые доходы –

в том числе:

-проценты, уплачиваемые банками за пользование денежными средствами государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь

- доходы от капитализации средств государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь

- доходы от размещения средств профессионального пенсионного страхования

- штрафы за нарушение законодательства о государственном социальном страховании

- другие неналоговые доходы, предусмотренные законодательством

Расходы государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь формируются за счет:

- Выплата трудовых пенсий, пенсий государственным служащим, пенсий за особые заслуги перед республикой, пенсий военнослужащим срочной военной службы и членам их семей, социальных пенсий, отдельных видов доплат, а также оказание услуг по выплате пенсий и пособий

- Выплата пособий по временной нетрудоспособности, материнству, семейных пособий, пособий по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком, пособий по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, на погребение

- Выплата пенсий и пособий лицам, выехавшим за границу, а также прибывшим в Республику Беларусь, в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь

- Выплата дополнительных профессиональных пенсий по достижении застрахованными лицами общеустановленного пенсионного возраста

-Оказание материальной помощи нуждающимся пожилым и нетрудоспособным гражданам

- Финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения

- Финансирование санаторно-курортного лечения и оздоровления

- Финансирование специализированных учебно-спортивных учреждений профсоюзов

- Финансирование деятельности Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, в том числе его материально-технического обеспечения

- Финансирование мероприятий по развитию учреждений социального обслуживания, осуществляющих стационарное социальное обслуживание

- Иные расходы в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании[9]

Финансирование деятельности Фонда осуществляется на основании сметы в пределах расходов на его содержание за счет средств государственного социального страхования. Распорядителем средств бюджета фонда является Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.210 (0.03 с.)