Арт-терапия в работе с глиной 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Арт-терапия в работе с глиной



Способность глины вызывать при работе с ней определенные сенсорные ощущения часто служит для людей мостиком между ощущениями и чувствами. Дети, которые рассержены, при работе с глиной могут различными способами дать выход своему раздражению. Те лица, которые испытывают чувство неуверенности и страха могут обрести ощущения контроля и владения собой благодаря работе с глиной. Дети, испытывающие необходимость в улучшении самооценки, получают необыкновенное ощущение Я в процессе использования глины. Этот вид творчества – самый наглядный из всех видов искусства и позволяет психологу наблюдать за состоянием ребенка. Психолог действительно может видеть, что происходит с ребенком, наблюдая за тем, как тот работает с глиной. Эта работа – хороший способ стимулировать словесное выражение чувств у детей, которым не достает таких способностей. Ребенок может получать удовольствие от использования глины как от самостоятельной деятельности, но лепка может также приобщить к подлинной социальной активности. В процессе такой активности дети ведут беседы друг с другом. Они часто взаимодействуют друг с другом на новом уровне, делятся друг с другом соображениями, мыслями, чувствами, ощущениями.

Важен сам процесс творчества, конечный продукт творчества. Формирование энергии собирания, удержания и расслабления – это один из глубинных смыслов лепки из глины. Можно научиться собирать, накапливать энергию, научиться ее удерживать и расслабляться на символическо-действенном уровне. Таким образом, лепка куба на бессознательно-символическом уровне формирует энергию собирания; лепка шара формирует энергию удержания; лепка плоскости позволяет расслабиться. Вылепить из глины свое состояние или проблему, идею или движение, а потом созерцать продукт своего творчества – все это реально. Когда ребенок изучает свое творение, внутреннее чувство гармонии подсказывает им, какие изменения необходимы его скульптуре. И здесь начинается волшебство. В реальности осуществляется настоящая метаморфоза, когда ребенок изменяет свою скульптуру, делает ее гармоничной.

Есть немало детей, которым сложно контролировать свои эмоции. Благодаря лепке человек может научиться управлять собой. Так осмысленная лепка может научить регуляции эмоций, владению ими. Точно также человек может вылепить свое желание или идею. Рассмотреть и внести гармонизирующие изменения. Корректируя глиняную форму, человек фактически своими руками изменяет внутреннюю и внешнюю ситуацию к лучшему. И это настоящее волшебство.

Программа «Волшебная глина» рассчитана на детей в возрасте от 5 до 17 лет, в количестве 10 занятий по 50 минут.

Цель программы: создать условия для снижения тревожности, снятия мышечных зажимов, для эмоциональной разрядки детей с психоэмоциональными расстройствами.

Задачи:

· способствовать снижению агрессивности, страхов, тревожности у детей;

· оказать помощь детям с гиперактивностью, замкнутостью, аутичным детям;

· оказать помощь детям, пережившим травматические ситуации с целью восстановления их психической чувствительности;

· развивать творческое воображение, фантазию;

· развивать способность выражать свои чувства на символическом и вербальном уровне;

· помочь детям достичь взаимопонимания и сотворчества через совместную творческую деятельность;

· развивать мелкую моторику, сенсорные ощущения;

· способствовать становлению произвольной регуляции поведения;

· способствовать осознанию у детей своих чувств, переживаний, побуждать детей к размышлениям, самоисследованию, личностному росту.

№ п/п Этапы работы Описание Упражнения
  Знакомство с глиной. Смешивание сухой глины и воды Работа предполагается с изначально сухой глиной. Первым этапом в этом случае будет соединение материала с водой и вымешивание. Само по себе знакомство с сухой глиной – отдельный процесс. Есть возможность погрузить в нее пальцы, всю кисть руки целиком, пропускать глиняный песок сквозь пальцы. Прикосновения к коже струящихся песчинок завораживают, и на первом этапе такого знакомства с материалом может иметь место даже отказ от смешивания сухого материала с водой, своеобразное предпочтение чистоты, сухости и стерильности. Смешивание глины с водой требует некоторого чутья пропорций. Глина может быть довольно сухой и непластичной, или же наоборот – вязкой и слишком жидкой. Стихия воды традиционно ассоциируется с душевными движениями и эмоциями. Если вернуться к метафоре земли и воды как телесного и эмоционального, то данный этап может быть знаком соответствия этих двух начал для человека. И само переживание этого процесса – открытием для него этого соответствия (или несоответствия представлений о себе и ощущаемой реальности). «Знакомство с глиной» Цель занятия: способствовать снятию мышечных зажимов, эмоциональной разрядке. Задачи: познакомить детей с глиной в разных состояниях, обучить приемам работы с глиной, развивать сенсорные ощущения, творческое воображение, развивать спонтанность в выражении чувств. Выработать навыки расслабления и снятия напряжения. Создание дружеской обстановки, снятие тревожности, напряжения, стабилизация психоэмоционального состояния. Материал: стаканчики с водой, глина, доска для лепки (клеенка), салфетки – для каждого ребенка; аудиозапись с музыкальными композициями, образцы глины.
  Катание шара После смешивания глины и воды в подходящей для клиента пропорции, происходит т.н. «мятье», сминание, перемешивание, формирование первоначальной, достаточно однородной массы. Происходит контакт живой земли с чувствительными ладонями, биологически активными точками на них, что делает лепку (и особенно сминание глины) эффективным самомассажем. Он способствует восстановлению внутреннего равновесия и обретению определенного уникального для человека темпа и спокойствия. Первичная форма массы обычно округла, шарообразна, что ведет нас к идее шара, первичного Яйца Творения мира. «Лепим шар». Психолог включает музыку для релаксации и просит детей скатать шар из глины, чтобы шар был гладким, похожим на мяч. Данное упражнение помогает ребенку сконцентрировать свою внутреннюю энергию, почувствовать свой ресурс.  
  Формирование образов и форм Существует множество приемов работы с глиной. Это сжатие и растяжение; вытягивание и разрыв, протыкание и раскатывание, прилепливание (влепка); скручивание и рассечение (ребром ладони); вминание костяшками пальцев; мелкая проработка пальцами рук или ногтями и др. Каждый раз они находятся индивидуально. При первой работе с глиной репертуар приемов может быть невелик, однако затем он естественным образом может увеличиться. Разумеется, это имеет значение не только для инструментальной эффективности работы и точности полученной формы, но и для метафоры типа взаимодействия индивида и материи (самой реальности). Лепка может быть осознанной («я хочу создать то-то») или неосознанной («я леплю, не раздумывая»), с открытыми глазами, проверяя соответствие получающееся формы нужному образу или с закрытыми – доверяясь только осязанию. Таким образом, происходит экстернализация внутренних, осознанных или неосознанных, образов, воплощение их в формы. Отдельное значение может иметь и расположение полученных форм в пространстве. «Мое настроение»
  Диалог со свидетелем Терапевтическая работа с глиной, как правило, приветствует психотерапевта, преподавателя или другого участника группы, клиентской, учебной. Другой может посмотреть на работу и предложить свои ассоциации, описать наблюдения, чувства, предположения. Психотерапевт или преподаватель может помочь «сфокусировать» тему, с которой работает человек, кроме того, дать возможность отреагировать те или иные эмоции и переживания (вербально или, опять же, с помощью лепки). «Мой человечек»
  Трансформация форм и позиций В результате озвучивания эмоций, чувств, ассоциаций, идей, метафор, связанных с творением, а также осмысления переживаемого процесса творения, может произойти его переосмысление. В этом случае возможна трансформация форм и позиций. Одни фигуры способны поменяться местами, другие изменят даже свою форму. Это может происходить как по собственной инициативе творца, так и с предложения (и даже провокации) свидетеля. Чаще всего подвергаются трансформации фигуры, вызывающие негативные переживания: таким образом, их изменение оказывается актом взаимодействия с переживанием, его контейнированием и превращением в форму «зоны ближайшего развития». «Мой страх» «Моя грусть» «Мой гнев» «Моя радость»
  Пауза пребывания внутри «слепленного мира» Еще один способ взаимодействия с созданными формами - пауза принятия своего творения. Это время окончательного принятия того образного ряда, который был сформирован здесь и сейчас из чистой пластичной материи. Этот тот собственный Космос, который был создан человеком из Хаоса в процессе творения. Поэтому каждый раз творение отражает важный аспект природы человека, его переживаний. Это слепок его души. Потому так важно побыть с этим столько, сколько нужно, чтобы затем вернуть стихии ее первоначальную форму. «Мой образ»
  Возвращение к целостности Шара В отличие от ряда других как терапевтических, так и ремесленных методов, в конце сеанса мы предлагаем возвращение к первоначальной форме Шара. Это становится завершением ритуала, акта творения. Все образы и формы вновь превращаются в саму материю, становятся тем, чем они и являются на самом деле. И все эти созданные образы и формы есть ни что иное, как глина, плоть земли; нечто отдельное и не принадлежащее человеку. Это дает определенную свободу и ощущение правды, реальности этого мира. Глина возвращает себе начальную форму шара. И это уже не изначальное яйцо творения, но оплодотворенная смыслом первичная форма. Начало истинного рождения чего-то нового. «Лепим шар». Психолог включает музыку для релаксации и просит детей скатать шар из глины, чтобы шар был гладким, похожим на мяч. Данное упражнение помогает ребенку сконцентрировать свою внутреннюю энергию, почувствовать свой ресурс.
      Изготовление фигур и масок в 3 состояниях: Хочу, могу, надо.
      Создание талисмана удачи (Дракон)

Союз глины и человека дает удивительные результаты! Это обнаружение своего темпа и своей внутренней гармонии пропорций; бессознательное научение управлению своим временем и своими действиями. Это воплощение своих эмоций, идей в материи и акт истинного творения. Глина восприимчива к чувствам и может эффективно помочь отреагировать гнев, агрессию, страх, тревогу, вину в эстетической форме. Пластичность глины позволяет вносить изменения в работу и тем самым «исправлять» эмоциональное состояние. Работа с глиной развивает моторику рук, кинестетические ощущения, тело начинает через глину «общаться» и состояние человека проявляется наиболее отчетливо.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.35.60 (0.007 с.)