Медицинское значение глины. Польза для нашего здоровья. Лечение глиной 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Медицинское значение глины. Польза для нашего здоровья. Лечение глиной



Введение.

Притча

Медицинское значение глины. Польза для нашего здоровья. Лечение глиной

Арт-терапевтическое значение

Для кого

Методика работы с глиной.Психологические и технологические аспекты работы.

 

1. Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
— Что ещё слепить тебе? — спросил Бог.
— Слепи мне счастье, — попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины». Символичная притча о том, что все в этой жизни зависит от нас. А еще символично, что глина — именно тот материал, который Бог подарил человеку. Это действительно дар, ведь этот материал испокон веков приносят нам только пользу и большие блага. Глина использовалась в магических ритуалах, смачиваясь кровью, а не водой, в случаях особого употребления.

 

 

2. Медицинское значение глины. Польза для нашего здоровья. Лечение глиной

В этом смысле глина подобна составу печени.
Гален использовал глину как целебное средство, о том же писал Плиний Старший. Глину в качестве лекарственного вещества упоминал Авиценна в труде «О способах лечения вообще», разделяя красную «печатную» глину с определенного холма в местности, издавна пользующегося славой священного, и белую глину. Особенное предпочтение местных, известных своими особенными свойствами, глин привело к увлечению лечением глинами на европейских курортах в середине XX века
Помимо того, что глина служила прочным кровом, мудрые лекари не оставили без внимания удивительно полезный и благотворный для человека состав микроэлементов, находящихся в глине, в результате появилась такая наука как глинолечение:

· этот материал впитывает в себя токсины, а после выводит их из наших уставших организмов;

· глина способна даже выравнивать биополе человека;

· благотворно воздействует на организм;

· лечит простудные заболевания;

· прекрасно растут ногти;

· глина применяется для лечения хронических заболеваний суставов, позвоночника, мышц;

· периферической нервной системы;

· травмах (ушибах растяжениях связок, гематомах);

· гинекологических заболеваниях, цистита.

 

Риски.

При этом работа с глиной таит в себе определенные риски. Она может фрустрировать пациентов, если им не удается создать нужную форму, поэтому может потребоваться техническая под­держка со стороны специалиста.

 

 

Для кого

 

 

А вот в первую очередь, как раз взрослым людям. Глина очень много дает, тактильные ощущения от работы с глиной могут компенсировать, допустим, такие вещи, как недостаток любви, внимания и ласки.

  • способствовать снижению агрессивности, страхов, тревожности у детей;
  • оказать психотерапевтическую помощь детям с гиперактивностью, замкнутостью, аутичным детям;
  • оказать психотерапевтическую помощь детям, пережившим травматические ситуации с целью восстановления их психической чувствительности;
  • развивать творческое воображение, фантазию;

· развивать способность выражать свои чувства на символическом и вербальном уровне;

· помочь детям достичь взаимопонимания и сотворчества через совместную творческую деятельность;

· развивать мелкую моторику, сенсорные ощущения;

· способствовать становлению произвольной регуляции поведения;

· способствовать осознанию у детей своих чувств, переживаний, побуждать детей к размышлениям, самоисследованию, личностному росту;

· эффективно использоваться в работе с пожилыми людьми;

· при болезни Паркинсона,

· сома­тических и психосоматических заболеваниях;

· в работе со слабовидящими и слепыми.

ДЛЯ ПОДРОСТКОВ.

ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ.

Существуют разные техники работы с глиной, которые можно использовать в арт-терапии, начиная с элементар­ных манипуляций и заканчивая более сложными видами деятельности, связанными с созданием образов. Они требу­ют высокого уровня развития не только технических навы­ков, но и психических процессов — внимания, восприятия, мышления, эмоций, воли. Все они необходимы, например, при создании скульптурного портрета и автопортрета.

Энли отмечает, что «одной из наиболее сложных, но терапевтически полезных техник работы с глиной явля­ется фигуративная скульптура. Дети и взрослые часто испытывают желание создать изображение членов своей семьи, себя, домашних питомцев, предметов интерьера и других объектов. Однако создание скульптурных обра­зов человека или других существ является сложным даже для профессионального художника» [1, р. 73].

Энли полагает, что эта сложность определяется трех­мерным характером образов. Создание объемного изо­бражения часто связано с неумением правильно пере­давать пропорции в трехмерном пространстве. «Одним из важных условий создания точного скульптурного изо­бражения является лепка с натуры, чтобы изучить живую модель, имея достаточное время» [там же]. Необходимо, прежде всего, изучить предмет изображения. «К сожале­нию, в процессе арт-терапии специалисты редко когда в общении с пациентами подчеркивают важность изуче­ния натуры… Работа с натуры имеет огромное значение для терапии, особенно при работе с пациентами, име­ющими трудности контакта с реальностью или страдающими нарушениями восприятия тела. Лепка с натуры позволяет им лучше укорениться в реальности и понять человеческое тело» [там же]. Энли пишет, что нередко сам позирует перед пациентами, давая им возможность, например, лепить с натуры свою фигуру или определен­ную ее часть, например, руки.

Возможны следующие варианты создания скульптур­ного портрета и автопортрета в процессе арт-терапии:

— пациент создает скульптурный портрет самого себя (автопортрет), глядя на себя в зеркало или по пред­ставлению, в том числе работая с закрытыми глазам* и настраиваясь на ощущения собственного тела;

— арт-терапевт создает основу скульптурного портрета пациента, но затем передает ему образ для развития и доработки;

— члены группы создают портреты друг друга, при этом также возможна передача полузаконченных или законченных портретов друг другу для возможных изменений.

В процессе лепки фигуры происходит проективная идентификация, когда художник неосознанно идентифицируется с изображаемым объектом. Если у пациента в силу физических или психологических причин, нарушено восприятие собственного тела, в процессе лепки он неизбежно искажает воспринимаемый образ (себя или модели). Может иметь место как негативное, так и положительное искажение, предполагающее создание либо обезображивающего, либо идеализированного образа, не соответствующего реальности.

Искажение образа может представлять определенный риск для модели (в качестве нее может выступать, например, другой участник арт-терапевтической группы). В то же время появляющиеся искажения в процессе создания скульптурного изображения человека (включая портрет и автопортрет) создают предпосылки для осознания патологических причин и механизмов такого искажения, части связанных с противоречивым или искаженным отношением пациента к своему телу. Сопровождая пациента в процессе создания им портретов и автопортретов. специалист должен учитывать все эти моменты и стараться их нейтрализовать и проработать.

Одновременно «необходимость передачи анатомических особенностей тела не должно приводить к потере экспрессивности работы. При создании скульптурного образа человека, пациенты должны иметь достаточную свободу, позволяющую им формировать и проявлять собственный выразительный стиль» [1, р. 75]. На основании своих наблюдений, сделанных в процессе художественного образования и арт-терапевтической практики, Энли делает вывод, что стремление художника к передаче анатомически правильных пропорций часто ведет к утрате экспрессивности образа и делает фигуру безжизненной и лишенной эмоций. Для достижения большей экспрессивности образа, можно делать акценты на жестах, движениях и действиях. За счет этого в образ вносится больше динамики, и он часто начинает стимулировать пациента к описанию внутренних качеств изображенного человека или даже созданию рассказа. Можно придавать фигуре большую выразительность уже после того как образ будет создан, например, сделав один или несколько изгибов в определенных частях фигуры или ставя её в ту или иную позу. За счет этого фигура часто как бы оживает.

В целом, анатомическая точность вовсе не обязательна для создания выразительных и психологически ярких скульптурных изображений человека. Можно диффе­ренцировать техники создания скульптурного образа человека с учетом возможностей пациентов. Более про­стой задачей, например, может быть создание упрощенного, схематизированного образа, и это не обязательно приведет к утрате эстетической выразительности. «Если пациент достаточно мотивирован, имеет качественные материалы, даже будучи ребенком и имея те или иные нарушения или недоразвитие изобразительных навыков, может делать выразительные работы» [1, р.78].

Одним из доступных приемов для создания скульптурного изображения человека является «метод заготовок». Арт-терапевт подготавливает для пациента из куска глины обобщенную форму человеческой головы или фигуры, чтобы тот сформировал из нее образ (в том числе вылепил свой портрет). Поскольку голова и все основные части тела уже в целом представлены пациенту, не составляет труда завершить образ. Другой изобразительный прием, которым можно пользоваться для создания относительно небольших по величине скульптур, предполагает создание нескольких частей тела по отдельности, после чего они могут собираться в целостный образ.

Техники создания скульптурного портрета и автопортрета в арт-терапевтической работе имеют много общего и в то же время ряд существенных отличий. Так, если при создании своего скульптурного портрета человек сам контролирует весь процесс и вкладывает в образ собственные представления о самом себе, то при создании его портрета другими людьми (арт-терапевтом, членами арт-терапевтической группы) создаваемый образ может в той или иной мере отражать их отношение к модели. При этом портрет может в большей или меньшей степени расходиться с его ожидания­ми. Создание портрета другим человеком (терапевтом, другим участником группы) связано с межличностным взаимодействием, часто затрагивающим прошлые или текущие отношения модели с другими людьми (в част­ности, родителями).

^Описывая психологические особенности создания фотопортрета пациента, известный фототерапевт и арт-терапевт Д. Вайзер пишет: «Фотографии пациентов, снятые «со стороны», репрезентируют динамику властных отношений между ними (“субъектами” съемки) и фотографом, взгляд которого через объектив фотокамеры превращает пациента (вне зависимости от его желания) в объект внимания. «Субъект» и «объект» становятся мно­гозначными терминами, поскольку один человек обрета­ет власть над другим, получая его фотоснимок» [3, с. 91]. С другой стороны, создание портрета может восприниматься моделью как проявление внимания к своей лич­ности, поддержки и принятия.

Как отмечает А.И. Копытин, создание портрета и автопортрета пациента имеет широкий спектр арт- терапевтических показаний. «Данные техники могут быть особенно полезны в критические моменты раз­вития, когда происходит формирование или изменение идентичности человека, его физического, психологи­ческого и духовного «Я». Эти техники имеют большое значение при работе с детьми, страдающими от недо­статочного родительского внимания, а также с под­ростками, пожилыми людьми, лицами, переживаю­щими «культурный шок» или психологический кризис. И во многих других случаях. Вместе с тем, данные техни­ки являются сложными, требующими от специалиста не только глубокого знания материала и технологии рабо­ты, но их «подводных камней», сложной межличностной и внутриличностной динамики, проявляющейся при их использовании» [4, с. 75].

Важной частью арт-терапевтического сеанса при создании скульптурного портрета и автопортрета явля­ется последующее обсуждение созданного образа. Оно может быть направлено, прежде всего, на прояснение отношения пациента к самому себе и его чувств, связан­ных с самовосприятием и самоотношением. Пациенту могут быть заданы разные вопросы, в том числе [4]:

  1. Какие три вещи тебе больше всего нравятся на пор­трете (автопортрете)?
  2. Какие твои личностные черты наиболее ярко про­являются на портрете (автопортрете)?
  3. Какое название можно было бы дать этому образу или какую цитату можно было бы к нему подобрать?
  4. Если бы изображенный человек мог заговорить что он мог бы сказать?
  5. Чего не хватает данному образу? Что можно было бы сделать, чтобы он был более выразительным, целостным?
  6. Что бы Вы могли сказать изображенному человеку

Авторская программа занятий по глинотерапии "Волшебная глина"

  • Евтеева Татьяна Николаевна, педагог-психолог

 

I. Пояснительная записка

мыслями, чувствами, ощущениями.

Глинотерапия – это проективная методика, она помогает актуализировать на символическом уровне динамику внутреннего мира человека. Глина передает характер и эмоции человека. Вымешивание глины позволяет подумать, осмыслить, выбрать, принять решение. Процесс вымешивания глины носит терапевтический характер. Глинотерапия позволяет отреагировать, осознать и переработать психотравматический опыт; это безопасный способ разрядки разрушительных тенденций, опирается на здоровый потенциал психики, прибегает к ресурсам, способствует бучению новым моделям поведения и развитию творчества.

Важен сам процесс творчества, конечный продукт творчества. Формирование энергии собирания, удержания и расслабления – это один из глубинных смыслов лепки из глины. Можно научиться собирать, накапливать энергию, научиться ее удерживать и расслабляться на символическо-действенном уровне. Таким образом, лепка куба на бессознательно-символическом уровне формирует энергию собирания; лепка шара формирует энергию удержания; лепка плоскости позволяет расслабиться. Вылепить из глины свое состояние или проблему, идею или движение, а потом созерцать продукт своего творчества – все это реально. Когда ребенок или взрослый изучает свое творение, внутреннее чувство гармонии подсказывает им, какие изменения необходимы его скульптуре. И здесь начинается волшебство. В реальности осуществляется настоящая метаморфоза, когда ребенок или взрослый изменяет свою скульптуру, делает ее гармоничной.

Есть немало детей и взрослых, которым сложно контролировать свои эмоции. Благодаря лепке человек может научиться управлять собой. Так осмысленная лепка может научить регуляции эмоций, владению ими. Точно также человек может вылепить свое желание или идею. Рассмотреть и внести гармонизирующие изменения. Корректируя глиняную форму, человек фактически своими руками изменяет внутреннюю и внешнюю ситуацию к лучшему. И это настоящее волшебство.

На основании вышеизложенного, мною была разработана программа по глинотерапии, позволяющая применить психотерапевтические «инструменты» самотерапии.

Цель данной программы: создать условия для снижения тревожности, снятия мышечных зажимов, для эмоциональной разрядки детей с психоэмоциональными расстройствами.

Задачи программы:

  1. способствовать снижению агрессивности, страхов, тревожности у детей;
  2. оказать психотерапевтическую помощь детям с гиперактивностью, замкнутостью, аутичным детям;
  3. оказать психотерапевтическую помощь детям, пережившим травматические ситуации с целью восстановления их психической чувствительности;
  4. развивать творческое воображение, фантазию;
  5. развивать способность выражать свои чувства на символическом и вербальном уровне;
  6. помочь детям достичь взаимопонимания и сотворчества через совместную творческую деятельность;
  7. развивать мелкую моторику, сенсорные ощущения;
  8. способствовать становлению произвольной регуляции поведения;
  9. способствовать осознанию у детей своих чувств, переживаний, побуждать детей к размышлениям, самоисследованию, личностному росту.

Методы, используемые на занятиях:

  • танцевальные упражнения;
  • упражнения на визуализацию образов;
  • игры;
  • лепка;
  • обсуждение;
  • релаксация.

Программа по глинотерапии «Волшебная глина» рассчитана на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, возраст участников – 7 - 10 лет.
Количество – 10 занятий. Время проведения занятия – 50 мин.
Всего – 8 часов 30 мин.

II. Учебно-тематический план

Занятие № 1
Тема: «Знакомство с глиной».
Занятие № 2
Тема: «Образ из шара».
Занятие № 3
Тема: «Мое настроение».
Занятие № 4
Тема: «Мой человечек».
Занятие № 5
Тема: «Мой страх».
Занятие № 6
Тема: «Мой гнев».
Занятие № 7
Тема: «Моя грусть».
Занятие № 8
Тема: «Моя радость».
Занятие № 9
Тема: «Мой образ».
Занятие № 10
Тема: «Совместная лепка».

III. Содержание занятий

Практические занятия представлены в Приложении 1.

Конспекты занятий № 1, 3, 10 приведены в Приложении 2, Приложении 3, Приложении 4.

IV. Список используемой литературы:

1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по креативной терапии. – СПб., 2003.
2. Оклендер В. Окна в мир ребенка. – М., 2007.
3. Стишенок И.В. Сказка в тренинге. – СПб., 2006.
4. Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в генштальттерапии. – СПб., 2001.

Использование глины в арт-терапии: психологические и технологические аспекты работы на примере техник скульптурного портрета и автопортрета.

 

ПРАКТИКА.

 

Мое настроение»

 

Введение.

Притча

Медицинское значение глины. Польза для нашего здоровья. Лечение глиной



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.218.146 (0.028 с.)