Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Медицинское значение глины. Польза для нашего здоровья. Лечение глиной↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Введение. Притча Медицинское значение глины. Польза для нашего здоровья. Лечение глиной Арт-терапевтическое значение Для кого Методика работы с глиной.Психологические и технологические аспекты работы.
1. Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
2. Медицинское значение глины. Польза для нашего здоровья. Лечение глиной В этом смысле глина подобна составу печени. · этот материал впитывает в себя токсины, а после выводит их из наших уставших организмов; · глина способна даже выравнивать биополе человека; · благотворно воздействует на организм; · лечит простудные заболевания; · прекрасно растут ногти; · глина применяется для лечения хронических заболеваний суставов, позвоночника, мышц; · периферической нервной системы; · травмах (ушибах растяжениях связок, гематомах); · гинекологических заболеваниях, цистита.
Риски. При этом работа с глиной таит в себе определенные риски. Она может фрустрировать пациентов, если им не удается создать нужную форму, поэтому может потребоваться техническая поддержка со стороны специалиста.
Для кого
А вот в первую очередь, как раз взрослым людям. Глина очень много дает, тактильные ощущения от работы с глиной могут компенсировать, допустим, такие вещи, как недостаток любви, внимания и ласки.
· развивать способность выражать свои чувства на символическом и вербальном уровне; · помочь детям достичь взаимопонимания и сотворчества через совместную творческую деятельность; · развивать мелкую моторику, сенсорные ощущения; · способствовать становлению произвольной регуляции поведения; · способствовать осознанию у детей своих чувств, переживаний, побуждать детей к размышлениям, самоисследованию, личностному росту; · эффективно использоваться в работе с пожилыми людьми; · при болезни Паркинсона, · соматических и психосоматических заболеваниях; · в работе со слабовидящими и слепыми. ДЛЯ ПОДРОСТКОВ. ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ. Существуют разные техники работы с глиной, которые можно использовать в арт-терапии, начиная с элементарных манипуляций и заканчивая более сложными видами деятельности, связанными с созданием образов. Они требуют высокого уровня развития не только технических навыков, но и психических процессов — внимания, восприятия, мышления, эмоций, воли. Все они необходимы, например, при создании скульптурного портрета и автопортрета. Энли отмечает, что «одной из наиболее сложных, но терапевтически полезных техник работы с глиной является фигуративная скульптура. Дети и взрослые часто испытывают желание создать изображение членов своей семьи, себя, домашних питомцев, предметов интерьера и других объектов. Однако создание скульптурных образов человека или других существ является сложным даже для профессионального художника» [1, р. 73]. Энли полагает, что эта сложность определяется трехмерным характером образов. Создание объемного изображения часто связано с неумением правильно передавать пропорции в трехмерном пространстве. «Одним из важных условий создания точного скульптурного изображения является лепка с натуры, чтобы изучить живую модель, имея достаточное время» [там же]. Необходимо, прежде всего, изучить предмет изображения. «К сожалению, в процессе арт-терапии специалисты редко когда в общении с пациентами подчеркивают важность изучения натуры… Работа с натуры имеет огромное значение для терапии, особенно при работе с пациентами, имеющими трудности контакта с реальностью или страдающими нарушениями восприятия тела. Лепка с натуры позволяет им лучше укорениться в реальности и понять человеческое тело» [там же]. Энли пишет, что нередко сам позирует перед пациентами, давая им возможность, например, лепить с натуры свою фигуру или определенную ее часть, например, руки. Возможны следующие варианты создания скульптурного портрета и автопортрета в процессе арт-терапии: — пациент создает скульптурный портрет самого себя (автопортрет), глядя на себя в зеркало или по представлению, в том числе работая с закрытыми глазам* и настраиваясь на ощущения собственного тела; — арт-терапевт создает основу скульптурного портрета пациента, но затем передает ему образ для развития и доработки; — члены группы создают портреты друг друга, при этом также возможна передача полузаконченных или законченных портретов друг другу для возможных изменений. В процессе лепки фигуры происходит проективная идентификация, когда художник неосознанно идентифицируется с изображаемым объектом. Если у пациента в силу физических или психологических причин, нарушено восприятие собственного тела, в процессе лепки он неизбежно искажает воспринимаемый образ (себя или модели). Может иметь место как негативное, так и положительное искажение, предполагающее создание либо обезображивающего, либо идеализированного образа, не соответствующего реальности. Искажение образа может представлять определенный риск для модели (в качестве нее может выступать, например, другой участник арт-терапевтической группы). В то же время появляющиеся искажения в процессе создания скульптурного изображения человека (включая портрет и автопортрет) создают предпосылки для осознания патологических причин и механизмов такого искажения, части связанных с противоречивым или искаженным отношением пациента к своему телу. Сопровождая пациента в процессе создания им портретов и автопортретов. специалист должен учитывать все эти моменты и стараться их нейтрализовать и проработать. Одновременно «необходимость передачи анатомических особенностей тела не должно приводить к потере экспрессивности работы. При создании скульптурного образа человека, пациенты должны иметь достаточную свободу, позволяющую им формировать и проявлять собственный выразительный стиль» [1, р. 75]. На основании своих наблюдений, сделанных в процессе художественного образования и арт-терапевтической практики, Энли делает вывод, что стремление художника к передаче анатомически правильных пропорций часто ведет к утрате экспрессивности образа и делает фигуру безжизненной и лишенной эмоций. Для достижения большей экспрессивности образа, можно делать акценты на жестах, движениях и действиях. За счет этого в образ вносится больше динамики, и он часто начинает стимулировать пациента к описанию внутренних качеств изображенного человека или даже созданию рассказа. Можно придавать фигуре большую выразительность уже после того как образ будет создан, например, сделав один или несколько изгибов в определенных частях фигуры или ставя её в ту или иную позу. За счет этого фигура часто как бы оживает. В целом, анатомическая точность вовсе не обязательна для создания выразительных и психологически ярких скульптурных изображений человека. Можно дифференцировать техники создания скульптурного образа человека с учетом возможностей пациентов. Более простой задачей, например, может быть создание упрощенного, схематизированного образа, и это не обязательно приведет к утрате эстетической выразительности. «Если пациент достаточно мотивирован, имеет качественные материалы, даже будучи ребенком и имея те или иные нарушения или недоразвитие изобразительных навыков, может делать выразительные работы» [1, р.78]. Одним из доступных приемов для создания скульптурного изображения человека является «метод заготовок». Арт-терапевт подготавливает для пациента из куска глины обобщенную форму человеческой головы или фигуры, чтобы тот сформировал из нее образ (в том числе вылепил свой портрет). Поскольку голова и все основные части тела уже в целом представлены пациенту, не составляет труда завершить образ. Другой изобразительный прием, которым можно пользоваться для создания относительно небольших по величине скульптур, предполагает создание нескольких частей тела по отдельности, после чего они могут собираться в целостный образ. Техники создания скульптурного портрета и автопортрета в арт-терапевтической работе имеют много общего и в то же время ряд существенных отличий. Так, если при создании своего скульптурного портрета человек сам контролирует весь процесс и вкладывает в образ собственные представления о самом себе, то при создании его портрета другими людьми (арт-терапевтом, членами арт-терапевтической группы) создаваемый образ может в той или иной мере отражать их отношение к модели. При этом портрет может в большей или меньшей степени расходиться с его ожиданиями. Создание портрета другим человеком (терапевтом, другим участником группы) связано с межличностным взаимодействием, часто затрагивающим прошлые или текущие отношения модели с другими людьми (в частности, родителями). ^Описывая психологические особенности создания фотопортрета пациента, известный фототерапевт и арт-терапевт Д. Вайзер пишет: «Фотографии пациентов, снятые «со стороны», репрезентируют динамику властных отношений между ними (“субъектами” съемки) и фотографом, взгляд которого через объектив фотокамеры превращает пациента (вне зависимости от его желания) в объект внимания. «Субъект» и «объект» становятся многозначными терминами, поскольку один человек обретает власть над другим, получая его фотоснимок» [3, с. 91]. С другой стороны, создание портрета может восприниматься моделью как проявление внимания к своей личности, поддержки и принятия. Как отмечает А.И. Копытин, создание портрета и автопортрета пациента имеет широкий спектр арт- терапевтических показаний. «Данные техники могут быть особенно полезны в критические моменты развития, когда происходит формирование или изменение идентичности человека, его физического, психологического и духовного «Я». Эти техники имеют большое значение при работе с детьми, страдающими от недостаточного родительского внимания, а также с подростками, пожилыми людьми, лицами, переживающими «культурный шок» или психологический кризис. И во многих других случаях. Вместе с тем, данные техники являются сложными, требующими от специалиста не только глубокого знания материала и технологии работы, но их «подводных камней», сложной межличностной и внутриличностной динамики, проявляющейся при их использовании» [4, с. 75]. Важной частью арт-терапевтического сеанса при создании скульптурного портрета и автопортрета является последующее обсуждение созданного образа. Оно может быть направлено, прежде всего, на прояснение отношения пациента к самому себе и его чувств, связанных с самовосприятием и самоотношением. Пациенту могут быть заданы разные вопросы, в том числе [4]:
Авторская программа занятий по глинотерапии "Волшебная глина"
I. Пояснительная записка мыслями, чувствами, ощущениями. Глинотерапия – это проективная методика, она помогает актуализировать на символическом уровне динамику внутреннего мира человека. Глина передает характер и эмоции человека. Вымешивание глины позволяет подумать, осмыслить, выбрать, принять решение. Процесс вымешивания глины носит терапевтический характер. Глинотерапия позволяет отреагировать, осознать и переработать психотравматический опыт; это безопасный способ разрядки разрушительных тенденций, опирается на здоровый потенциал психики, прибегает к ресурсам, способствует бучению новым моделям поведения и развитию творчества. Важен сам процесс творчества, конечный продукт творчества. Формирование энергии собирания, удержания и расслабления – это один из глубинных смыслов лепки из глины. Можно научиться собирать, накапливать энергию, научиться ее удерживать и расслабляться на символическо-действенном уровне. Таким образом, лепка куба на бессознательно-символическом уровне формирует энергию собирания; лепка шара формирует энергию удержания; лепка плоскости позволяет расслабиться. Вылепить из глины свое состояние или проблему, идею или движение, а потом созерцать продукт своего творчества – все это реально. Когда ребенок или взрослый изучает свое творение, внутреннее чувство гармонии подсказывает им, какие изменения необходимы его скульптуре. И здесь начинается волшебство. В реальности осуществляется настоящая метаморфоза, когда ребенок или взрослый изменяет свою скульптуру, делает ее гармоничной. Есть немало детей и взрослых, которым сложно контролировать свои эмоции. Благодаря лепке человек может научиться управлять собой. Так осмысленная лепка может научить регуляции эмоций, владению ими. Точно также человек может вылепить свое желание или идею. Рассмотреть и внести гармонизирующие изменения. Корректируя глиняную форму, человек фактически своими руками изменяет внутреннюю и внешнюю ситуацию к лучшему. И это настоящее волшебство. На основании вышеизложенного, мною была разработана программа по глинотерапии, позволяющая применить психотерапевтические «инструменты» самотерапии. Цель данной программы: создать условия для снижения тревожности, снятия мышечных зажимов, для эмоциональной разрядки детей с психоэмоциональными расстройствами. Задачи программы:
Методы, используемые на занятиях:
Программа по глинотерапии «Волшебная глина» рассчитана на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, возраст участников – 7 - 10 лет. II. Учебно-тематический план Занятие № 1 III. Содержание занятий Практические занятия представлены в Приложении 1. Конспекты занятий № 1, 3, 10 приведены в Приложении 2, Приложении 3, Приложении 4. IV. Список используемой литературы: 1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по креативной терапии. – СПб., 2003. Использование глины в арт-терапии: психологические и технологические аспекты работы на примере техник скульптурного портрета и автопортрета.
ПРАКТИКА.
Мое настроение»
Введение. Притча Медицинское значение глины. Польза для нашего здоровья. Лечение глиной
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.143 (0.013 с.) |