Историческая школа права (К. Савиньи, Ф. Пухта и др.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Историческая школа права (К. Савиньи, Ф. Пухта и др.)



ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВА

Основные понятия:

понятие права; сущность права; принципы и функции права; социальные нормы; норма права; правовое отношение; субъекты правоотношений; объекты правоотношений.

 

Признаки права

Право - продукт общественного развития, основной нормативный регулятор общественных отношений. От других общественных явлений его отличают следующие признаки:

нормативность,

общеобязательность,

государственное принуждение как способ реализации права.

 

Такое понимание признаков не раскрывает, в достаточной мере, социальную природу права.

С. С. Алексеев справедливо подчёркивает, что право представляет собой позитивное высокозначимое явление цивилизации, что оно призвано обеспечить и защитить статус личности, надёжные и гарантированные простор и меру поведения. По его мнению, к основным свойствам права относятся: нормативность, формальная определённость, государственная обеспеченность, правообязывающее действие, системность (структурированность).

Существует множество подходов к пониманию права как сложного общественного явления. Но общим для них является признание следующих:

1. Право есть социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества;

2. Право в нормативной форме должно отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом и личности;

3. Право частной собственности: владение, использование и распоряжение частной собственностью является основополагающим правом человека, которое почти все учёные отмечали с незапамятных времён;

4. Право - мера поведения, установленная и охраняемая государством. Тесная связь с государством отличает его от всех других видов социальной и технической регуляции. Итак, право, прежде всего, есть совокупность, а точнее, система норм. Это система норм, установленных или санкционированных государством. Право всегда выражает государственную волю. Это система норм или правил поведения, имеющих общеобязательный характер. Наконец, право охраняется и обеспечивается государством, а в случае нарушения требований, содержащихся в нормах права, применяется государственное принуждение. Правовые нормы, установленные и санкционированные государством, называются позитивным правом.

 

В обществе имеются и другие социальные нормы, кроме права. Отличие права от других социальных норм заключается в следующем: - это единственная система норм, обязательных для всех членов общества; право обеспечивается и защищается государством, устанавливается государством; нормы права закреплены в законах, судебных решениях. Наиболее распространённый взгляд на право состоит в том, что оно представляет собой норму свободы.

И. Кант определял право как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему для них правилу свободы.

Г. Гегель писал, что в общественной жизни свобода человека выступает как его право, т. е. нормированная, урегулированная правовыми средствами свобода.

 

Сущность и содержание права

С течением времени понятие содержания права и толкование его менялись:

• для Аристотеля право — это политическая справедливость;

• для средневековых учёных-богословов - это божественное установление;

• для Ж.-Ж. Руссо - общая воля;

• для Р. Иеринга - защищённый интерес;

• для Л. Петражицкого - императивно-атрибутивные эмоции;

• для юридического позитивизма - веление, приказ государства.

 

Множественность подходов привела некоторых учёных к выводу, что сущность права нельзя познать. С этим вряд ли можно согласиться.

Сущность права - это качественная его основа, которая отражает его природу и назначение в обществе.

В современной юридической науке преобладает мнение, что по своей сущности право выражает согласованную волю участников регулируемых отношений, приоритеты и ценности личности и вследствие этого выступает мерой свободы и ответственности индивидов и их коллективов, средством цивилизованного удовлетворения ими разнообразных интересов и потребностей.

 

Содержание права трактуется в юридической литературе по-разному:

1. Для тех, кто считает, что право может существовать в форме правоотношений, его содержание - это поведение субъектов правоотношений;

2. Для тех, кто отождествляет право и закон, - содержанием права считается государственная воля;

3. Кто приравнивает право к совокупности юридических норм, они, нормы, и образуют само содержание права.

 

Новый подход к праву состоит в попытке установить различие между правом как объективным явлением общественной жизни и законом как формой выражения права и на этой основе сформулировать понятие правового закона. Право и закон не всегда совпадают, например, немецкие фашисты уничтожали людей в соответствии со своими законами, но вопреки праву. За основу нового подхода берётся принцип формального равенства, что означает независимость и свободу людей в их правовых отношениях. Этот принцип в абстрактной форме выражает справедливость. Смысл разграничения права и закона в том, чтобы разграничить право и произвол, установить соответствие закона объективным требованиям права.

 

Правовой закон характеризуется следующими признаками:

1. Он есть выражение и закрепление объективированной в праве меры свободы людей;

2. Воплощает в себе принцип формального правового равенства, имеющего всеобщий характер справедливости;

3. Учитывает и охраняет интересы тех, кто стеснён в своих возможностях или не может в силу определённых причин защитить свои права (больные, престарелые, безработные);

4. Это не продукт воли и субъективного усмотрения законодателя, а необходимая составная часть объективно складывающегося в данном обществе права;

5. Правовой закон - антипод произволу. Реальная жизнь закона возможна только в условиях правового государства. Следовательно, содержание права можно видеть в масштабе, в мере свободы.

 

Возникает вопрос: кому отмеряется свобода, чьим достоянием она становится? Это вопрос об объективном и субъективном праве.

Объективное право - это общие, обязательные для всех правила поведения, существующие независимо от индивидов, распространяющиеся на все подпадающие под них случаи и на всех индивидов.

Субъективное право, напротив, принадлежит конкретному индивиду, определяя меру его возможного поведения. Эти два вида права неразрывно связаны друг с другом. Объективное право не может быть реализовано помимо субъективного права поступков людей.

Существует понятие публичного и частного права. Римские юристы считали, что публичное право имеет в виду интересы государства как целого, тогда как частное право - интересы индивида.

В основе это оправданный подход. Современная наука уточняет, что публичное право предполагает то, что решения принимаются единым центром (государством), а в сфере частного права юридически значимые решения принимаются множеством частных лиц, действующих самостоятельно.

 

Определение права

После этих предварительных замечаний можно привести некоторые подходы к определению права и дать его определение.

Надо подчеркнуть, что в различных учебниках и учебных пособиях по теории государства и права даются несколько отличающиеся друг от друга определения права. Одни авторы подчёркивают выраженную в праве волю экономически господствующего класса, другие считают главным критерием права защиту равенства и справедливости субъектов правоотношений, третьи на первый план выдвигают идею свободы равных субъектов, четвёртые говорят о политических силах, стоящих у власти, которые через государство определяют общеобязательные правила поведения субъектов правоотношений.

Можно было бы привести и другие определения такого сложного общественного явления, как право. Именно его сложность вызывает различные подходы и акценты у исследователей, когда они дают определение права. На наш взгляд, наиболее ёмкое определение права дал известный русский юрист, профессор С. С. Алексеев: «Право - это система норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным, нормативно-государственным критерием правомерно-дозволенного (а также запрещённого и предписанного) поведения».

 

Суммируя, можно сказать, что право - это система общеобязательных, формально определённых норм, установленных и обеспечиваемых государством, в которых отражены существующие в обществе общественные отношения и интересы субъектов и которые регулируют поведение людей.

 

Теории права (исторический и современный подход)

В разных странах в различное время складывалась своя система права. Возникали различные теории права, в чём-то отличающиеся друг от друга. Но в них было много общего в понимании сути права как регулятора общественных отношений. Это и понятно, ибо право утратило бы свою роль по стабилизации и упрочению общественных связей, если бы оно понималось всеми абсолютно по-разному.

Каждая научная теория преувеличивает, гипертрофирует одну какую-то сторону права в ущерб другим. Но в каждой из них заключены элементы истинного знания. Поэтому их рассмотрение представляет не только исторический, но и теоретический интерес. А в модифицированной форме некоторые из них сохраняются и в настоящее время.

 

Теория естественного права

Суть данной теории состоит в том, что кроме позитивного права, которое создаётся государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом (право на жизнь, безопасность, свободу, равенство, собственность, справедливость и т. п.). Эти права принадлежат человеку от рождения и должны беспрепятственно осуществляться. Контуры этой теории наметились ещё в древности. Например, Цицерон говорил, что закон государства, противоречащий естественному праву, не может рассматриваться как закон. Но фундаментальную разработку эта теория получила в трудах Локка, Монтескье, Руссо и др.

 

Принципы и функции права

Право строится и функционирует на основе определённых принципов, которые выражают его сущность и социальное назначение, отражают главные свойства и особенности права.

Принципы права - это основные, исходные положения, юридически закрепляющие важнейшие закономерности общественной жизни. Под принципами права понимаются исходные руководящие идеи, лежащие в основе права и находящие своё осуществление не только в юридической форме, но и в тех общественных отношениях, которые они отражают. По мнению французского юриста Р. Давида, общие принципы отражают «подчинение права велениям справедливости в том виде, как последняя понимается в определённую эпоху и определённый момент».

 

Принципы права в современных условиях приобретают универсальное значение и наиболее отчётливо проявляются в области основных прав человека. Следует указать на три различных подхода к проблеме принципов права: традиционный (в частности, исламский), романо-германский и англосаксонский. В исламском шариате (т. е. предписания верующим, что они должны делать и чего не должны) является основным источником законодательства. В романо-германском подходе общие принципы права сложились как источник административного права. В странах англосаксонского права понятие общих принципов права исторически не сложилось. Дела в случае пробелов в праве изначально решались на основе принятых требований разума или прецедента, а также понятий о справедливости. Многие учёные считают, что невозможно дать исчерпывающий перечень основных принципов права.

Принципы права являются стержнем всей системы права государства. Они могут специально закрепляться в общих юридических нормах (конституциях, преамбулах законов, кодексах) или составлять саму материю права, проникая во внутреннее содержание правовых норм.

 

В зависимости от того, на какую область права они распространяются, принципы делятся на три группы: общие, межотраслевые и отраслевые.

К числу общих принципов относятся: принцип социальной свободы, признающий права и свободы человека в качестве высших социальных ценностей; кроме этого можно назвать такие принципы, как: социальной справедливости, демократизма, гуманизма, равноправия перед законом, единства юридических прав и обязанностей, ответственности за вину, законности.

К числу межотраслевых относятся такие руководящие начала, которые выражают особенности нескольких родственных отраслей права: уголовно-процессуальный, гражданско-процессуальный.

Отраслевые правовые принципы относятся к наиболее общим чертам конкретной отрасли права (административного, гражданского и др.).

 

Содержание правоотношений

Структура правового отношения имеет четыре необходимых элемента: субъекты, объекты, право и обязанность.

Субъекты правоотношений - это отдельные индивиды и организации, которые в соответствии с нормами права являются носителями субъективных юридических прав и обязанностей. Эти права и обязанности и составляют основное содержание правоотношений. Малолетние дети, душевнобольные, организации, прекращающие своё существование, ограничены в своих возможностях участвовать в правоотношениях. Мера участия субъектов в правовых отношениях определяется их правоспособностью и дееспособностью.

 

Субъекты правоотношений делятся на две группы: 1) физические лица, 2) юридические лица.

К индивидам как субъектам правоотношений относятся граждане государства, иностранцы и лица без гражданства. Совокупность всех принадлежащих гражданину прав, свобод и обязанностей называется правовым статусом.

К юридическим лицам относятся государственные, муниципальные, общественные, частные организации и государство в целом. В условиях рыночной экономики подавляющее большинство субъектов организаций являются юридическими лицами. Юридическое лицо — это такая организация, которая обладает обособленным имуществом, может приобретать права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде или арбитраже. Юридические лица регистрируются государством.

 

Объекты правоотношений

Объект правоотношения - это то, на что воздействует правоотношение. Чаще всего в учебной литературе под объектом понимаются те блага, по поводу которых возникают правоотношения. Но более правильным, на наш взгляд, будет понимание под объектом правоотношения фактического поведения его участников.

Это поведение различно по содержанию. В имущественных правоотношениях объектом является поведение, направленное на удовлетворение определённых жизненных благ (например, при купле-продаже). В неимущественных - объектом является само фактическое поведение их участников (например, трудовое правоотношение).

Как указывали в своих трудах Коркунов, Трубецкой, Алексеев, материальные и нематериальные блага не являются объектом правоотношения. Они являются лишь целью, ради которой субъекты вступают в правоотношения. В ряде случаев, когда речь идёт об имущественных правоотношениях, говорят о материальном объекте. Юридический объект - поведение. Через поведение осуществляется воздействие на материальный объект.

 

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВА

Основные понятия:

понятие права; сущность права; принципы и функции права; социальные нормы; норма права; правовое отношение; субъекты правоотношений; объекты правоотношений.

 

Признаки права

Право - продукт общественного развития, основной нормативный регулятор общественных отношений. От других общественных явлений его отличают следующие признаки:

нормативность,

общеобязательность,

государственное принуждение как способ реализации права.

 

Такое понимание признаков не раскрывает, в достаточной мере, социальную природу права.

С. С. Алексеев справедливо подчёркивает, что право представляет собой позитивное высокозначимое явление цивилизации, что оно призвано обеспечить и защитить статус личности, надёжные и гарантированные простор и меру поведения. По его мнению, к основным свойствам права относятся: нормативность, формальная определённость, государственная обеспеченность, правообязывающее действие, системность (структурированность).

Существует множество подходов к пониманию права как сложного общественного явления. Но общим для них является признание следующих:

1. Право есть социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества;

2. Право в нормативной форме должно отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом и личности;

3. Право частной собственности: владение, использование и распоряжение частной собственностью является основополагающим правом человека, которое почти все учёные отмечали с незапамятных времён;

4. Право - мера поведения, установленная и охраняемая государством. Тесная связь с государством отличает его от всех других видов социальной и технической регуляции. Итак, право, прежде всего, есть совокупность, а точнее, система норм. Это система норм, установленных или санкционированных государством. Право всегда выражает государственную волю. Это система норм или правил поведения, имеющих общеобязательный характер. Наконец, право охраняется и обеспечивается государством, а в случае нарушения требований, содержащихся в нормах права, применяется государственное принуждение. Правовые нормы, установленные и санкционированные государством, называются позитивным правом.

 

В обществе имеются и другие социальные нормы, кроме права. Отличие права от других социальных норм заключается в следующем: - это единственная система норм, обязательных для всех членов общества; право обеспечивается и защищается государством, устанавливается государством; нормы права закреплены в законах, судебных решениях. Наиболее распространённый взгляд на право состоит в том, что оно представляет собой норму свободы.

И. Кант определял право как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему для них правилу свободы.

Г. Гегель писал, что в общественной жизни свобода человека выступает как его право, т. е. нормированная, урегулированная правовыми средствами свобода.

 

Сущность и содержание права

С течением времени понятие содержания права и толкование его менялись:

• для Аристотеля право — это политическая справедливость;

• для средневековых учёных-богословов - это божественное установление;

• для Ж.-Ж. Руссо - общая воля;

• для Р. Иеринга - защищённый интерес;

• для Л. Петражицкого - императивно-атрибутивные эмоции;

• для юридического позитивизма - веление, приказ государства.

 

Множественность подходов привела некоторых учёных к выводу, что сущность права нельзя познать. С этим вряд ли можно согласиться.

Сущность права - это качественная его основа, которая отражает его природу и назначение в обществе.

В современной юридической науке преобладает мнение, что по своей сущности право выражает согласованную волю участников регулируемых отношений, приоритеты и ценности личности и вследствие этого выступает мерой свободы и ответственности индивидов и их коллективов, средством цивилизованного удовлетворения ими разнообразных интересов и потребностей.

 

Содержание права трактуется в юридической литературе по-разному:

1. Для тех, кто считает, что право может существовать в форме правоотношений, его содержание - это поведение субъектов правоотношений;

2. Для тех, кто отождествляет право и закон, - содержанием права считается государственная воля;

3. Кто приравнивает право к совокупности юридических норм, они, нормы, и образуют само содержание права.

 

Новый подход к праву состоит в попытке установить различие между правом как объективным явлением общественной жизни и законом как формой выражения права и на этой основе сформулировать понятие правового закона. Право и закон не всегда совпадают, например, немецкие фашисты уничтожали людей в соответствии со своими законами, но вопреки праву. За основу нового подхода берётся принцип формального равенства, что означает независимость и свободу людей в их правовых отношениях. Этот принцип в абстрактной форме выражает справедливость. Смысл разграничения права и закона в том, чтобы разграничить право и произвол, установить соответствие закона объективным требованиям права.

 

Правовой закон характеризуется следующими признаками:

1. Он есть выражение и закрепление объективированной в праве меры свободы людей;

2. Воплощает в себе принцип формального правового равенства, имеющего всеобщий характер справедливости;

3. Учитывает и охраняет интересы тех, кто стеснён в своих возможностях или не может в силу определённых причин защитить свои права (больные, престарелые, безработные);

4. Это не продукт воли и субъективного усмотрения законодателя, а необходимая составная часть объективно складывающегося в данном обществе права;

5. Правовой закон - антипод произволу. Реальная жизнь закона возможна только в условиях правового государства. Следовательно, содержание права можно видеть в масштабе, в мере свободы.

 

Возникает вопрос: кому отмеряется свобода, чьим достоянием она становится? Это вопрос об объективном и субъективном праве.

Объективное право - это общие, обязательные для всех правила поведения, существующие независимо от индивидов, распространяющиеся на все подпадающие под них случаи и на всех индивидов.

Субъективное право, напротив, принадлежит конкретному индивиду, определяя меру его возможного поведения. Эти два вида права неразрывно связаны друг с другом. Объективное право не может быть реализовано помимо субъективного права поступков людей.

Существует понятие публичного и частного права. Римские юристы считали, что публичное право имеет в виду интересы государства как целого, тогда как частное право - интересы индивида.

В основе это оправданный подход. Современная наука уточняет, что публичное право предполагает то, что решения принимаются единым центром (государством), а в сфере частного права юридически значимые решения принимаются множеством частных лиц, действующих самостоятельно.

 

Определение права

После этих предварительных замечаний можно привести некоторые подходы к определению права и дать его определение.

Надо подчеркнуть, что в различных учебниках и учебных пособиях по теории государства и права даются несколько отличающиеся друг от друга определения права. Одни авторы подчёркивают выраженную в праве волю экономически господствующего класса, другие считают главным критерием права защиту равенства и справедливости субъектов правоотношений, третьи на первый план выдвигают идею свободы равных субъектов, четвёртые говорят о политических силах, стоящих у власти, которые через государство определяют общеобязательные правила поведения субъектов правоотношений.

Можно было бы привести и другие определения такого сложного общественного явления, как право. Именно его сложность вызывает различные подходы и акценты у исследователей, когда они дают определение права. На наш взгляд, наиболее ёмкое определение права дал известный русский юрист, профессор С. С. Алексеев: «Право - это система норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным, нормативно-государственным критерием правомерно-дозволенного (а также запрещённого и предписанного) поведения».

 

Суммируя, можно сказать, что право - это система общеобязательных, формально определённых норм, установленных и обеспечиваемых государством, в которых отражены существующие в обществе общественные отношения и интересы субъектов и которые регулируют поведение людей.

 

Теории права (исторический и современный подход)

В разных странах в различное время складывалась своя система права. Возникали различные теории права, в чём-то отличающиеся друг от друга. Но в них было много общего в понимании сути права как регулятора общественных отношений. Это и понятно, ибо право утратило бы свою роль по стабилизации и упрочению общественных связей, если бы оно понималось всеми абсолютно по-разному.

Каждая научная теория преувеличивает, гипертрофирует одну какую-то сторону права в ущерб другим. Но в каждой из них заключены элементы истинного знания. Поэтому их рассмотрение представляет не только исторический, но и теоретический интерес. А в модифицированной форме некоторые из них сохраняются и в настоящее время.

 

Теория естественного права

Суть данной теории состоит в том, что кроме позитивного права, которое создаётся государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом (право на жизнь, безопасность, свободу, равенство, собственность, справедливость и т. п.). Эти права принадлежат человеку от рождения и должны беспрепятственно осуществляться. Контуры этой теории наметились ещё в древности. Например, Цицерон говорил, что закон государства, противоречащий естественному праву, не может рассматриваться как закон. Но фундаментальную разработку эта теория получила в трудах Локка, Монтескье, Руссо и др.

 

Историческая школа права (К. Савиньи, Ф. Пухта и др.)

Право рассматривается как выражение, продукт народного духа, народного правового убеждения. Оно складывается подобно языку постепенно в ходе исторического процесса независимо от субъективной воли государства. Право всегда национально. Оно существует в виде живого представления правовых институтов, юристы же из него лишь извлекают нормы. Эта школа чрезмерно преувеличивает роль обычая в системе нормативного регулирования, который ставится над законом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.253.170 (0.065 с.)