Современные подходы к организации экспериментальной площадки в ДОУ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные подходы к организации экспериментальной площадки в ДОУ



 

Ни для кого не станет открытием тот факт, что в конце XX в. для российского образования наступило время эксперимента, не­разрывно связанное с модернизацией образования, основными итогами которого сегодня являются: разностороннее развитие сети образовательных учреждений (детские сады и школы); изменение авторитарного стиля руководства на более демократичный со сто­роны управленческих структур всех уровней; развитие нацио­нальных и региональных начал; обеспечение вариативности об­разовательных процессов; стимулирование (не только моральное, но и материальное) творчества и инновационной деятельности педагогов.


Работа ДОУ в экспериментальном режиме обусловливает сис­тематическое совершенствование содержания и методов воспита­ния и обучения дошкольников, повышение квалификации педа­гогов, а также организацию психолого-педагогического просвеще­ния родителей.


Нельзя не сказать о том, что в период функционирования экспериментальной площадки на базе ДОУ любого уровня (фе­деральный, региональный, городской) у коллектива появляется определенная свобода действий в области творческих начина­ний. Ведь педагогам, как правило, хочется творить не только в рамках интересов конкретного исследования. Каждый, пропус­кая цели и задачи эксперимента через себя, открывает и изоб­ретает что-то свое.

 

Стоит отметить, что в последнее время опытно-эксперимен­тальная деятельность проводится слишком активно. Работать в эк­спериментальном режиме престижно для дошкольного учрежде­ния, но всегда ли нововведения так необходимы детям и сотрудникам? Случается, проводимая деятельность превращается в обу­зу для рядового педагога, не понимающего до конца ее цели и предполагающего, что это очередное мероприятие для галочки, которое только мешает спокойно работать.


Очень важно, чтобы эксперимент стал средством развития и помог привлечь интеллектуальные и материальные ресурсы для решения проблем дошкольного образования.


Следование логике научного исследования, соблюдение эта­пов его процедуры, документирование всех шагов и оформле­ние результатов — безусловно, необходимы, но начинать нужно с грамотного составления программы. У многих педагогов воз­никают затруднения, они считают, что этим должны заниматься ученые вузов и академических институтов. Действительно, за не­имением опыта бывает непросто разделить свою деятельность на педагогическую и научную. Вместе с тем именно научно-исследовательская работа педагога является показателем экс­периментального характера деятельности всего дошкольного уч­реждения.


Руководитель проекта должен учитывать способности и потреб­ности, субъективный опыт каждого участника: любой воспитатель имеет возможность в пределах общей идеи эксперимента и еди­ной концепции самостоятельно (а не по указанию администра­ции!) определить тему своего личного исследования. По мнению ряда ученых (Б.И. Канаев, B.C. Савельева и др.), исследовательская работа, по сути, не является ведущим типом деятельности. Следо­вательно, чтобы эксперимент состоялся, и состоялся по всем пра­вилам педагогической науки, у субъектов этого процесса (педаго­ги, воспитанники, родители, члены экспертного совета) должен быть серьезный мотив заинтересованного участия, равнодушие влечет за собой формализм и искажение результатов исследования. Мы не зря включили здесь в число субъектов членов экспертного совета. Отсутствие интереса, а то и негативное отношение с их стороны может в корне изменить ход эксперимента.

 

Как правило, руководителю сложно сделать первый шаг для начала эксперимента. Сложно еще и потому, что, являясь главным координатором, он должен глубже, чем остальные, владеть темой исследования, — чтобы повести за собой, увлечь идеей. Только тог­да каждый сотрудник дошкольного учреждения (и не только пе­дагог) сможет сказать: «Работать по-старому нельзя, поэтому мы начинаем новое дело, которое принесет пользу детям и позволит нам самим работать творчески, делать открытия, а значит — расти в личностном и профессиональном планах!» И как бы пафосно ни звучали эти слова — они отражают суть экспериментальной работы.


Экспериментальная площадка может быть организована на федеральном, региональном, городском и районном уровнях.


Схема экспериментальной работы может выглядеть следующим образом.

 

Важное условие успеха — готовность коллектива к повыше­нию квалификации — в результате самообразования, в институтах повышения квалификации педагогических кадров, на факультетах дополнительного профессионального образования (ФДПО) ву­зов, семинарах, проводимых научным руководителем или консуль­тантом экспериментальной площадки.

Руководителю необходимо хорошо изучить внутренние резер­вы каждого участника, ведь ни для кого не секрет, что все люди индивидуальны: один с большим желанием включается в экспе­римент, другой строит преграды на пути воплощения задуманного в жизнь, а третьему все просто безразлично.

Опираясь на исследования Э.М. Роджерса, мы можем выделить следующие типы педагогов по отношению к экспериментальной деятельности.

Ранние реализаторы — следуют за новаторами, являясь их информаторам и

и первыми советниками.

Предварительное большинство — осваивают инновации после ранних

реализаторов, сво­бодно общаются с предыдущими группами. Им требует

ся более значительное время для внедрения инноваций.

Позднее большинство — скептичны, осваивают инновации в результате оценки собственных потребностей в них, а также под давлением со­циальной среды, когда большое количество групп и общество начнут ясно высказываться в пользу определенной инновации.

Колеблющиеся — ориентируются на традици­онные ценности, осваивают инновации по­следними, решение принимают только с уче­том прошлого опыта, контактируют в первую очередь с себе подобными, сомневаются в спо­собностях инициаторов эксперимента, являют­ся тормозом в экспериментальной работе

Если в группе преобладают такие типы, как «позднее большин­ство» и «колеблющиеся», коллектив не готов к эксперименту, и подготовительный этап должен быть продлен.


При работе с кадрами необходимо формировать творческий коллектив единомышленников. Целесообразно в план экспери­ментальной работы ввести раздел «Кадровое обеспечение» или «Подготовка педагогических кадров к включению в эксперимен­тальную деятельность». Рациональным и, несомненно, полезным будет отражение в плане графиков проведения открытых меро­приятий (олимпиады, праздники для микро- и макросоциума, ме­роприятия с родителями и т.п.) с указанием их цели и назначе­нием ответственных. В период проведения эксперимента учреж­дение становится открытым по своей сути, что обусловлено качественным изменением традиционной образовательной прак­тики. Эти качественные изменения, подготавливающие стратегию дальнейшего развития системы образования, и определяют образ открытого образовательного пространства ДОУ.


Этапы организации опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ.

I. Подготовительно-информационный:

— выработка функционального представления о проблеме, идее и предмете эксперимента;
— обсуждение на заседании совета педагогов вопроса о целе­сообразности создания экспериментальной площадки на базе ДОУ и определение ее тематики;
— создание совета эксперимента (научно-методический совет) и его деятельность по подготовке концепции и программы эксперимента;
— выявление уровня компетентности педагогов по проблеме эксперимента;
— изучение педагогами-экспериментаторами историко-психо-лого-педагогической литературы и документов по теме ис­следования;
— организация специальной подготовки педагогов к работе в экспериментальном режиме;
— подбор критериев и проведение первичного мониторинга для констатирующей части эксперимента, анализ получен­ных данных.

II. Подготовительно-документальный:
— разработка и корректировка локальных актов по управле­нию экспериментом (Положение о совете эксперимента, По­ложение о научно-методическом совете, По­ложение о мастер-классе, Положение о вре­менном творческом коллективе и т.п.);
— корректировка (в случае необходимости) должностных ин­струкций и инструкций участников опытно-экспериментальной деятельности;
— подготовка проспекта эксперимента и утверждение его на заседании высшего коллегиального орга­на ДОУ (конференция, общее собрание);
— разработка поэтапного плана ОЭР в соответствии с про­спектом;
— внесение корректив в программу развития и годовой план ДОУ (или разработка новых);
— подготовка выступления педагогов на заседании экспертно­го совета соответствующего уровня (регион, город);
— утверждение проспекта опытно-экспериментальной деятель­ности на заседании экспертного совета соответствующего уровня (регион, город);
— комплектование фонда справочных пособий и информаци­онных материалов по проблеме эксперимента, включая элек­тронные носители и Интернет;
— создание методических служб эксперимента (мониторинга, информационно-методическая, медико-психолого-педагоги­ческая, социально-педагогическая);
— организация работы по созданию методического комплекса эксперимента (перспективные планы, авторские программы и методики, методические рекомендации, дидактические по­собия и т.п.).

III. Функционирование экспериментальной площадки:
— организация экспериментальной работы в соответствии с планом каждого этапа;
— разработка и отбор критериев эффективности опытно-экс­периментальной деятельности для проведения мониторинга;
— проведение мониторинга на каждом этапе эксперимента, вклю­чающего в себя исследование морального климата коллекти­ва педагогов, воспитанников, их родителей с целью оказания помощи в коррекции и организации комфортности;
— выявление эмоционально-опосредованных отношений де­тей: определение уровня эмоциональной обстановки в группе детского сада;
— диагностика наличия страхов у детей;
— наблюдение за проявлениями адекватного поведения детей;
— уровень самооценки дошкольников. Выявле­ние детей с заниженной самооценкой, для которых харак­терны тревожность, неуверенность в себе, иногда агрес­сивность;
— методика определения модели взаимодействия педагога с ребенком. Выявление уровня удовлетворенно­сти педагога от работы с детьми;
— наблюдение за поведением детей в различных ситуациях общения. Определение уровня общения ребенка;
— тестовый опрос педагогов и родителей, выявляющий их пред­ставления друг о друге как о партнерах по воспитанию де­тей. Выявление причин, которые могут активизировать основанные на вза­имном сотрудничестве отношения между педагогами и ро­дителями;
— тест для педагогов на определение конфликтности, постро­енный на положении о ведущей роли одного из полушарий головного мозга;
— опрос родителей по методике В.В. Бойко. Выявление степени согласован­ности эмоционального и поведенческого (практического) отношения родителей к детям;
— экспресс-методика «Эффективность общения»;
— модифицированный Н.Г. Хитровой рисуночный тест «Дело­вые ситуации» С. Розенцвейга;
— метод социометрических измерений. Вы­явление межличностных взаимоотношений в группе, опре­деление ее целостных характеристик и душевного состоя­ния отдельного человека;
— определение психологического климата группы. Отражение взаимоотношений, сложившихся в кол­лективе, характер делового сотрудничества, отношение к зна­чимым явлениям жизни;
— методика изучения привлекательности работы как одного из показателей социально-психологического климата.

— необходимая корректировка экспериментального процесса на основе результатов мониторинга;

— ведение педагогами дневника экспериментальной работы;
— проведение комплексной медико-психолого-педагогической диагностики участников образовательного процесса (дети, педагоги, родители) в условиях работы в эксперименталь­ном режиме;
— проведение систематических обследований участников с це­лью выявления динамики изменения значений основных по­казателей образовательной деятельности, а также социальных последствий эксперимента;

IV. Обобщающий:
— обработка данных, описание результатов, соотнесение их с целями и задачами;
— составление письменного отчета для органов различных уров­ней контроля экспериментальной работы;
— составление текстов докладов к научно-практическим кон­ференциям, советам педагогов и т.п.;
— подготовка материалов для публикации в журналах «До­школьное воспитание», «Управление ДОУ», «Обруч», газетах «Дошкольное образование» (приложение к газете «Первое сентября»), «Детский сад со всех сторон» и других россий­ских и региональных изданиях;
— издание методических пособий по теме эксперимента, ап­робированных интегрированных и авторских программ, пер­спективных планов и т.п.

V. Распространение опытно-экспериментальных разработок на федеральном, региональном и городском уровнях

Предложенная структура организации эксперименталь­ной работы носит лишь рекомендательный характер. Но, опираясь на нее, коллектив дошкольного учреждения любого региона Рос­сии может построить характерную именно для него и учитываю­щую региональные особенности структуру.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 1183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.248.24 (0.01 с.)