Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Полезные средства для достижения счастливой жизни.
Глава первая. Вера и праведные дела.
Самая значимая причина, которая лежит в основе всего – вера и праведные дела.
Всевышний сказал:«Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно, Мы непременно одарим прекрасной жизнью и вознаградим за лучшее из того, что они совершали» (Коран; сура 16, аят 97)
Всевышний Аллах обещал каждому, кто совместит в себе веру и праведные деяния, одарить прекрасной жизнью в мире этом, и вознаградить прекрасным образом в мире вечном. И причина тому очевидна; ведь следствием правильной веры* являются праведные деяния, и такая вера облагораживает сердца, доводит до совершенства нравственные качества, приводит в порядок религиозные и мирские дела. Именно поэтому верующие обладают всеми принципами и причинами, посредством которых они обретают радость и ликование, а также избавляются от тревог, печалей и забот.
*[Правильная вера (Иман) – это убеждение сердца, произнесение языком и совершение деяний телом. Вера увеличивается при послушании Аллаху и уменьшается при Его ослушании. Ибн Батта (387г.х.). аль-Ибана аль-Кубра. Т.2.С.814. Дар ар-Раийа. Эр-Рияд. аль-Ляликаи (418г.х). Шарх усуль аль-Итикад. Т.1. С.197-198, Т.5. С.960. Дар Тыба. 1423 г.х].
Когда верующих постигает то, что им доставляет радость, они принимают это с благодарностью, выражают признательность за оказанную им милость, и используют дарованное на то, что приносит им пользу. Когда же они используют дарованное Аллахом, таким образом, это влечет еще большее ликование, обеспечивает сохранность и благодать посланных щедрот и даруется многое другое, значительно превосходящее то, чем они обладают.
А когда верующих касается вредоносное и неприятное, тревоги и печали, они встречают их померным противодействием и прикладывают возможные силы для уменьшения их степени тяжести, и терпеливо переносят то, что их постигло. Таким образом, тягости и беды, постигающие верующего человека, вырабатывают в нем стойкость, учат его практичным способам противостояния, и он извлекает из всего этого полезный опыт. То есть, это оборачивается для него благом в мирских делах, но кроме того, это еще и благо в религиозных делах, поскольку за терпеливое перенесение тягостей и надежду на воздаяние, раб Аллаха получает награду. Все это из положительных последствий испытаний, в которых сами беды, лишения, и невзгоды просто исчезают.
Данный принцип ясно выражен в словах пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Сколь удивительно положение верующего! Поистине, все в его положении является благом для него, и никому не дано этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом» Муслим №2999.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) поведал, что верующий всегда остается в выигрыше, а благо и плоды его дел преумножаются, не зависимо от того, постигли его невзгоды или же он пребывает в благополучии.
Поэтому ты можешь увидеть, как двоих постигают одни и те же блага или беды, но каждый, в зависимости от своей веры и своих деяний, совершенно по-разному их воспринимает. Человек, обладающий верой и совершающий благие дела, благодарит Аллаха в радости и проявляет терпение в беде. Он надеется на то, что очень скоро Аллах одарит его благополучием и избавит его от несчастий, которые выпали на его долю. Все это помогает верующему легче переносить любые тяготы и у него зарождается радость, исчезают печаль и беспокойства, а несчастная жизнь превращается в прекрасную земную жизнь.
Неверующий, или слабоверный, когда ему даруется благо и то, что доставляет ему радость, отвечает на эту добродетель Господа неблагодарностью, высокомерием и непокорностью. Он связывает эти блага со своими заслугами. Натура такого человека отклоняется от естества, он становится заносчивым, самодовольным и высокомерным человеком, и начинает воспринимать милости и щедроты Господа с животническим страхом и жадностью.
Несмотря на благополучие и наличие всяческих мирских благ, сердце этого человека лишено чувства удовлетворения и покоя, ибо оно всегда подвержено всяческим переживаниям. С одной стороны сердце терзается страхом потерять то, что ему любо, и тем, что его имущество может подвергнуться ущербу. С другой стороны душа не знает предела, она всегда стремится обладать большим, а это вызывает новые переживания; получится ли достичь желаемого или нет. Но даже если он достигнет того, на что рассчитывал, то опять же впадает в прежнее переживание, что он лишится этого.
А когда на его долю выпадают невзгоды и беды, его тут же охватывает досада, он погружается в печаль, страх, тревогу и нетерпение, его жизнь становится несчастной. Подобное состояние влечет различные нервные и душевные болезни, а вечное ожидание опасности доводит его до крайней степени депрессивного состояния. Таким образом, его жизнь становится мрачной и тяжкой, а все, потому что у него нет надежды на вознаграждение и он лишен терпения, которое помогло бы утешить и спокойнее переносить потрясения.
Упомянутое можно наблюдать в реальности, и если ты поразмыслишь над этим примером, затем применишь его к людям, то обнаружишь огромную разницу между верующим, поступающим в соответствии с требованиями веры и тем, кто таковым не является.
Объясняется это тем, что религия призывает человека к чувству удовлетворенности тем уделом, которым его наделил Аллах, и теми разнообразными благодеяниями и милостями, которыми Аллах почтил его.
Поэтому когда верующего постигает испытание болезнью, или нуждой и тому подобным, то силой своей веры, довольства и удовлетворенности тем, чем его наделил Аллах, он остается довольным и радостным. Его душа не требует то, что ему не было предопределено, и смотрит на того, кто пребывает в худшем положении, и не смотрит на того, кто выше него. Вполне возможно, что радость, ликование и спокойствие этого человека будут превосходить над состоянием того, кто достиг всевозможных мирских благ, но лишенного чувства удовлетворенности.
А что же касается человека, который не выполняет требования веры, то когда он оказывается испытан бедностью, или у него не получается достичь некоторых намеченных целей, он начинает чувствовать себя крайне несчастным и считает, что он попал в тяжелое положение.
Противоположность ему - человек с правильной верой, стойкий духом и внутренним спокойствием. Когда его постигает нечто вызывающее тревогу и страх, он находит в себе силы решить те трудности, которые на него нагрянули, и вкладывается в решение мыслями, словами и делами. Такой идеологический подход внушает человеку спокойствие и укрепляет его душу.
С лишенным веры человеком дело обстоит наоборот. Когда потрясения касаются его, он становится обеспокоенным, встревоженным, нервы накаляются, а мысли оказываются рассеянными, его охватывают страх и тревога, внешне и внутренне становится окруженным беспокойством и тревогой. Если такие люди лишены врожденных качеств, помогающих стойко переносить превратности судьбы, то они полностью теряют силы, а нервно-психическое напряжение еще более усиливается. А все потому что они лишены веры, которая призывает к проявлению терпения во всем, особенно во время невзгод и бед, и каждый раз, когда человек оказывается в затруднительном положении.
Отсутствие страха перед опасностью и решительность в поступках - качество, которые могут в себе воспитать как праведник, так и грешник, как верующий, так и неверующий. Точно так же как нет между ними различия в некоторых врожденных качествах, которые помогают человеку противостоять страху и менее болезненно его переносить. Однако верующий отличается от остальных силой своей веры, терпением, упованием на Аллаха, надеждой на вознаграждение и прочими чертами, которые превосходят такое качество как отсутствие страха перед опасностью и решительность в поступках.
Разница между верующими и неверующими в перенесении бед, подчеркивается в следующих словах Всевышнего:«Если вы (о, верующие) страдаете, то и они (неверующие) страдают так же, как и вы страдаете. Но при этом вы надеетесь получить от Аллаха то, на что они не надеются» (Коран; сура 4, аят 104)
Следовательно, только верующий обладает всеми упомянутыми качествами в совокупности, и поэтому он легче всех переносит трудности и более стойкий перед страхом. У верующих - особая помощь и поддержка от Аллаха, благодаря чему они избавляются от всего скверного и неприятного.
А что касается терпения, которое является основой любого начинания, то Всевышний Аллах сказал:«Будьте терпеливы, ибо Аллах - с терпеливыми» (Коран; сура 8, аят 46).
[Примечание переводчика: послание в оригинале называется «Полезные средства для достижения счастливой жизни»]
Шейх Салих ас-Сухайми (да хранит его Аллах) начал разбор послания с его названия: “Средства – это причины, используемые для достижения какой-либо цели, которые Аллах (Благословен Он и Возвышен) установил для этого.
Крайние кадариты полностью полагаются на причины, ибо убеждены, что действия рабов являются абсолютно самостоятельными и совершенно не зависят от воли Аллаха (Пречист Он и Возвышен). Исходя из чего, они заявляют, что человек является творцом своих действий.
В противоположность им – кадариты-джабриты, аннулирующие полностью значение причин. Они заявляют, что причины не имеют никакого влияния и смысла, поэтому не стоит обращать на них внимания. Все потому что человек принужден совершать то, что предписано ему Аллахом, и он в своих деяниях не обладает никакой волей и свободой действий. По их убеждению человек подобен веткам деревьев, куда ветер дует, туда они и склоняются.
Срединную позицию занимает Ахль ас-Сунна (приверженцы Сунны). Они не игнорируют причины, как это делают джабриты, и не полагаются на причины подобно кадаритам. Напротив, Ахль ас-Сунна считает, что использование установленных шариатом причин является обязательным, и при этом полагаться надлежит только на Аллаха (Пречист Он и Возвышен).
Условия, которым должны соответствовать причины, для дозволенности их использования: 1- Полагаться только на одного Аллаха (Пречист Он и Возвышен), а не на причины. 2- Твердая убежденность в том, что Аллах один творит причины и следствия. 3- Причины, к которым обращается человек, должны быть допустимы шариатом. Таково убеждение Ахль ас-Сунна уа аль-Джама'а (приверженцев Сунны и единой общины) в вопросе использования причин.
Далее шейх (да смилуется над ним Аллах) разъяснил причины, обеспечивающие счастливую и благополучную жизнь, в свете Ислама.
Автор (да смилуется над ним Аллах) начал разъяснение средств и причин, которые приводят к счастливой жизни. И первым упомянул самую величайшую из них, ту, что лежит в основе всего и является фундаментом. Ничто не может существовать без основы, и если эта основа крепка, прочна и надежна, то все что будет выстроено на ней, будет таким же прочным, надежным и непоколебимым. Если же основа слаба и неустойчива, то все что будет выстроено на этой основе, рухнет. Это подтверждается словами Пречистого и Возвышенного Аллаха:«Тот ли, кто заложил основание своего строения на страхе перед Аллахом и стремлении к Его довольству, лучше или же тот, кто заложил его на самом краю обрыва, готового обвалиться, так что он обвалился вместе с ним в огонь Геенны?» (Коран; сура 9, аят 109)
И как сказал поэт: Не возвести дом без опоры, И нет опоры без основы прочной
Основой счастья человека в земной жизни и в мире вечном, его огромным фундаментом, наиглавнейшим источником, прочной опорой и крепким оплотом, является вера в Аллаха (Пречист Он и Возвышен). Имеется в виду вера плодом, которой являются праведные деяния, ибо вера обязательно должна быть сопряжена с делами.
Дела – неотъемлемая часть веры, при увеличении которых увеличивается и вера, а при уменьшении - уменьшается и вера. Поэтому предшественники говорили: “ Вера есть слово и действие ”. Они ввели деяния в веру и сделали их частью веры и одним из ее столпов. Этот столп состоит из частей. Оставление некоторых из этих частей лишает человека веры, как слова двух свидетельств и молитва. Оставление же других частей, не лишает человека веры, но при этом она ослабевает, как оставление некоторых обязательных предписаний, совершение запретных вещей, не достигающих степени неверия и многобожия.
Правильная вера, сопряженная с праведными деяниями является определяющим и основополагающим залогом счастья и успеха, к которым стремится каждый человек.
Затем шейх (да смилуется над ним Аллах) в качестве доказательства упомянул следующий благородный аят:«Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно, Мы непременно одарим прекрасной жизнью и вознаградим за лучшее из того, что они совершали» (Коран; сура 16, аят 97). На эту тему есть еще много других аятов.
О тех, кто верует в Аллаха Всевышнего, и творят добрые деяния, Аллах (да восславится Его имя и да возвысится) сказал:«Воистину, тем, которые уверовали и совершали праведные деяния, уготована неиссякаемая награда» (Коран; сура 41, аят 8)
Вера и праведные деяния приводят к обретению счастья в обоих мирах. В счастье этого мира входит и то, что человек чувствует довольство всем тем, что ему посылает Аллах. Он во всех своих делах полагается только на Аллаха, терпеливо переносит испытания и беды, в благоденствии благодарит Всевышнего Аллаха, а в последней жизни ждет его нескончаемое счастье в райских садах вечного блаженства.
В перенесении тягостей и проявлении благодарности в благоденствии, люди делятся на две категории, степень отличия которых определяет их сила веры и праведные дела, являющиеся плодом этой веры.
Первая категория те, которые находясь в благоденствии, благодарят Аллаха, а когда они в горести и испытании, то терпят. Проявление благодарности Аллаху в благоденствии означает делиться теми благами и милостями, которыми Всевышний наделил тебя, расходовать их на всевозможные полезные и благие дела, а здоровье и благополучие, которыми тебя облагодетельствовал Аллах использовать в повиновение Ему и для совершения богоугодных поступков.
Верующий знает, что за все это ему уготован благой исход в этой жизни и в мире вечном. А когда его постигают тяжкие испытания и несчастья, от этого он не перестает быть счастливым, ибо встречает их со стойкостью и покорностью, и для защиты от них прибегает к своей вере и терпению, даже если эти испытания продолжаются много лет.
Также верующий чувствует на себе сказанное пророком (мир ему и благословение Аллаха): «Кто из вас застал утро будучи в безопасности за себя и свою семью, в добром здравии, имея пропитание на этот день, тому словно достался весь мир!»* Хадис достоверный, см. «ас-Сильсиля ас-Сахиха» №2318.
*[Имам аль-Мунауи (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Кому Аллах даровал здоровье, спокойствие сердца во всем, наделил необходимым пропитанием на день и семья его пребывает в благополучии, тому даны все милости. И даже если кому-то было дано овладеть всем миром, то у него было бы равно то же самое. Посему человеку надлежит встречать свой день, будучи благодарным и признательным Тому, Кто облагодетельствовал его этими милостями, использовать их для совершения богоугодных поступков и не пользоваться ими для совершения прегрешений”/ аль-Мунауи. Файд аль-Кадир. Мактаба ат-Тиджария аль-Кубра. Каир. 1356 г.х. Т.6 С.68].
После того, как автор (да смилуется над ним Аллах) упомянул эти две группы, он привел слова пророка (мир ему и благословение Аллаха), иллюстрирующие сказанное. «Сколь удивительно положение верующего! Поистине, все в его положении является благом для него, и никому не дано этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом»
Этот хадис наглядным образом поясняет мысль шейха (да смилуется над ним Аллах), на примере верующего. Когда Аллах одаряет раба Своими милостями и щедротами, он благодарит Аллаха используя их так, как это любит Аллах, с радостью совершает дела угодные Аллаху, и это становится для него благом в обоих мирах. А когда Аллах по Своему предопределению посылает ему беды, он принимает их не проявляя негодование. Напротив, он доволен Его решением, и с терпением переносит предопределенное Аллахом, за что надеется получить награду и вскоре быть одаренным благополучием.
Источником такого подхода является совершенное знание и твердая убежденность в том, что все сущее происходит по предопределению Аллаха и Его предустановлению, и что любая постигшая его беда не могла пройти мимо него, так же, как и все, что обошло его стороной, не могло навредить ему. Наличие такой убежденности делает человека благодарным в благоденствии, и терпеливым во время тягостей, что является наивысшим счастьем. Поэтому предшественники говорили, что залог счастья верующего заключается в трех вещах: “ Когда ему даруется милость, он благодарит, когда его постигают беды - терпит, когда совершает греховное - просит прощения ”.
Шейх (да смилуется над ним Аллах) для наглядности привел в пример две категории людей. К первой категории относится человек, которому предопределенная Аллахом милость доставляет счастье с трех сторон: Первая – радость и польза, которую приносит человеку дарованная милость. Поскольку на милости Всевышнего он не отвечает высокомерием и неблагодарностью, он не ведет себя надменно, не восхищается собой и не гордится дарованными Аллахом благами. Вторая – использование этой милости в том, что вызывает довольство Пречистого и Всевышнего Аллаха, и чувства испытуемые при осознании этого. Третья – надежда на получение награды Аллаха за использование дарованной милости для совершения поступков, которые угодны Пречистому и Всевышнему Аллаху и которые Он любит.
А когда по предопределению Аллаха его постигает несчастье, будь то болезнь, нищета, потеря ребенка или любимого человека, утрата нечто ценного и желанного и т.п. что бы то ни было, счастье не покидает его по трем причинам: Первая: Аллах укрепляет верующего и облегчает его участь благодаря его вере в предопределение. Вера в то, что все случившееся было предопределено, а посему это непременно должно было произойти, и ничто не могло предотвратить такой ход событий, приводит человека к смирению перед решением Аллаха и чувству удовлетворенности тем, что Он предопределил. В таком случае верующий проявляет терпение и надеется на вознаграждение Всевышнего. Вторая: во время невзгод верующий проявляет терпение и никогда не отчаивается в милости Аллаха. Он надеется на то, что очень скоро Аллах одарит его благополучием и избавит его от несчастий, которые выпали на его долю. Третья: проявление терпения в надежде на вознаграждение Всевышнего Аллаха, которое верующий может получить благодаря этим трудностям, помогает ему справиться с самыми сложными ситуациями. Терпеливые верующие получат вознаграждение безо всякого счета, о чем возвестил Всевышний в Своих словах: «Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью без счета» (Коран; сура 39, аят 10)
В противоположность ему, шейх (да смилуется над ним Аллах) упомянул человека из другой категории людей – неверующего. Если человек лишен веры или обладает слабой верой, то он обречен на несчастья независимо от того, в благоденствии он пребывает, или в тягостях.
Кто-то может спросить: “ В последнем случае причина его несчастья понятна, но почему он несчастен пребывая в благоденствии? ”
Тому несколько причин: Во-первых, такой человек, каким бы огромным достатком ни обладал, ему всегда все недостаточно и он не перестает стремиться к еще большему, и поэтому накапливает имущество законными и незаконными путями. Во-вторых, он не признает добродетель Господа, посему оказывается лишенным всех тех благ, которых удостаивается благодарный своему Добродетелю и всем сердцем признающий Его милость, восхваляющий Его за дарованные блага и использующий их только в богоугодных целях. В-третьих, человека со слабой верой и неверующего всегда преследует страх лишиться благ. Поэтому такой человек все время в тревожном и подавленном состоянии, он не знает, что такое умиротворенность.
Таким образом, такой человек обречен на страдания как при жизни на земле, так и после смерти. А если же Аллах предопределит ему какое-то испытание, то он тем более несчастен, при жизни на земле и после смерти. В этом мире он мечется, запыхавшись, в поисках путей к счастью, но не достичь ему счастья, кроме как путями установленными Всевышним. Также он измученно ищет избавление от бед и несчастий во всем, не гнушаясь ничем, даже запретным. Он обращается к колдунам, предсказателям и к прочим шарлатанам. Он доволен своим униженным и ничтожным состоянием перед этими мошенниками.
Все потому, что человек не проявляет терпения по отношению к тяготам Божьего предопределения. Посмотри, как отличается этот человек от тех, кто входит в первую категорию, которые терпеливо переносят испытания и тяготы. Ну а этот несчастный все время оплакивает свой удел, ругает себя, а свое счастье ставит в зависимость от удачи. Да упасет нас Аллах от этого! Подобное состояние может привести к совершению плачевных поступков, как самоубийство, что наглядно мы видим на примере западных стран. Мы же молим Аллаха о благополучии и избавлении!
Это также может привести к тому, что человек прибегнет к наркотикам, спиртному, полагая, что это поможет ему забыть свое несчастье. А также совершать иные запретные вещи, погружая себя в наслаждения, желая отвлечь себя ими. Последствием их деяний стало суровое наказание в виде страшных болезней, которые распространились в это время, лечение от которых до сих пор не найдены. К примеру, СПИД и т.п. Да упасет нас Аллах от этого! Ну а Последней жизни ему уготованы вечное, нескончаемое злосчастье и мучительное наказание.
Подытоживая все вышеизложенное. Если человек будет обладать искренней верой и совершать благие деяния, то он обретет ключ к счастью и ко всему, что доставляет ему радость и удовольствие, как в этом мире, так и в Последней жизни”
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.210 (0.063 с.) |