XXIV. Стратегия развития территории. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

XXIV. Стратегия развития территории.



 

24.1. Что такое стратегия устойчивого развития туризма (СУРТ)

 

Стратегия – план, который позволяет достичь определенной цели. Цели создания национального парка – защита окружающей среды и биоразнообразия территории, сохранение исторических и культурных ценностей региона. Развитие туризма должно соответствовать этим целям, принося стабильный доход федеральному учреждению национальный парк «Паанаярви», и повышать благосостояние местного населения.

Согласно российскому законодательству на национальные парки возложена, в том числе и задача по «созданию условий для регулируемого туризма и отдыха». В Постановлении Правительства о создании национального парка «Паанаярви» четко определено: «Национальный парк «Паанаярви» создается в целях сохранения природных комплексов озера Паанаярви и бассейна реки Оланги, использование их в природоохранных, рекреационных, просветительских и научных целях». Таким образом, настоящая стратегия развития туризма должна предложить, как совместить рекреационную деятельность с сохранностью природных комплексов.

 

 

Стратегия развития туризма призвана найти ответы на следующие вопросы:

 

• Определение оптимального количества туристов в регионе парка «Паанаярви»,

• Какой контингент туристов является целевым,

• Как сформировать желательный контингент туристов,

• Как свести до минимума вред, причиняемый туристами природе региона,

• Определить необходимый перечень услуг и инфраструктуры,

• Первоочередность развития услуг и инфраструктуры,

• Какова предположительная стоимость мероприятий, необходимых для развития туризма в регионе парка «Паанаярви»,

• Ожидаемый положительный эффект от проведенных мероприятий.

 

 

24.2. Видение ситуации развития региона парка «Паанаярви» к 2017 году.

Чрезвычайно важным является четкое знание того, что мы хотим видеть в области развития туризма к определенному сроку в регионе проекта. Видение основано на анализе ситуации с туризмом в регионе проекта, на выявленных закономерностях развития туризма.

НП «Паанаярви» является самым известным объектом привлечения туристов в регионе. На территории национального парка бывает до 15000 посетителей в год. Ключевым местом получения информации по территории региона является визит-центр национального парка, в котором можно получить информацию обо всех туристических возможностях и услугах региона парка «Паанаярви» Также ее можно получить в общественных местах (например, на пункте пересечения госграницы, на железнодорожной станции Лоухи, в населенных пунктах и на развилке трассы)

Самыми популярными туристическими объектами национального парка являются озеро Паанаярви, водопад Киваккакоски, горы Кивакка и Ноуронен. Ко всем природным достопримечательностям (озерам, рекам, горам, памятникам культурного наследия) проложены обустроенные маршруты, а также в удаленные уголки парка, где можно погрузиться в самую уникальную в Европе природу. Парк имеет хорошо развитую сеть пешеходных маршрутов общей протяженностью 300км. Все маршруты отвечают самым высоким требованиям и критериям.

Парк и Местная группа поддержки парка, тесно сотрудничающая с парком, имеют группу профессиональных гидов-проводников, сопровождающих российских и иностранных туристов на территории парка. На территории парка и на окружающей территории хорошо развиты культурный и исторический туризм. На территории парка созданы два музейных комплекса, рассказывающие посетителям о культуре и истории здешних мест. В парке развит экологический зимний туризм, обустроены зимние маршруты, техническое оснащение инвентарем на высоком уровне, есть домики, пригодные для проживания в зимнее время.

Парк активно занимается экологическим просвещением. В деревне Вартиолампи оборудован детский экологический центр. Кроме того, местные предприниматели создали несколько экологических детских лагерей. В регионе парка «Паанаярви» сформировалась разносторонняя туристическая инфраструктура, имеется достаточно мест для размещения различных категорий туристов (от палаток до четырехзвездочных отелей), а также предприятия питания высокого уровня. Имеется прокат необходимого туристического снаряжения. Отлажена система безопасности туристов.

Местные бизнес-партнеры, сертифицированные Местные группы поддержки, такие как туроператоры, провайдеры мест размещения транспорта, производители местной сувенирной продукции, отвечают самым высоким национальным экологическим стандартам. Национальный парк имеет договорные отношения только с такими российскими и иностранными туроператорами, которые могут удовлетворить самые высокие требования туристов посредством своих программ природного туризма. Рыболовный туризм очень популярен и за пределами парка. Специально созданная ихтиологическая служба контролирует состояние рыбных ресурсов. Региональный отдел по туризму поддерживает все природоохранные инициативы вне территории парка. Посещение национального парка «Паанаярви» присутствует во всех предложениях сертифицированных финских туроператоров.

Развитая туристическая инфраструктура на территории парка и вне ее обеспечивает рабочими местами в регионе парка «Паанаярви» сотни людей. Налажено производство традиционной сувенирной и иной продукции. Вся необходимая туристу информация доступна в сети Интернет не менее чем на трех языках.

 

 

24.3. Цели развития туризма в регионе парка «Паанаярви» до 2017 года.

1. Увеличение числа туристов (с ночлегом) в регионе парка «Паанаярви»

2. Создание условий для появления разнообразных туристических услуг, отвечающих международным стандартам.

3. Развитие туризма происходит в полном соответствии с принципами экологического туризма и концепцией PAN Parks.

4. Обеспечить экологическое образование людей, вовлеченных в экологический туризм (знания о парке, защите окружающей среды, правильном поведении на природе).

 

24.4. Мероприятия для достижения цели.

 

Маркетинг и разработка продукции являются ключевыми вопросами для достижения поставленной цели. Процесс планирования предназначен для того, чтобы заставить все заинтересованные стороны подумать над тем, что является их реальной целью.

Маркетинг – один из важнейших инструментов экономики, который, будучи правильно направленным и спланированным, помогает всем заинтересованным сторонам достичь главной цели.

Маркетинг туристической продукции. Информацию об имеющейся в регионе туристической продукции необходимо довести национальных и международных туристических компаний. Одним из способов распространения информации является участие в национальных и международных туристических выставках. Необходимо постоянно иметь информацию о потребностях туристов и их впечатлении и пребывании в парке, чтобы соответственно повышать уровень местных туристических услуг.

Мероприятия, которые помогут достигнуть намеченных целей к 2017 году, можно сформулировать следующим образом:

 

Цель I: Увеличение числа туристов в регион НП «Паанаярви»

Мероприятие 1 – Информация о туристических возможностях НП «Паанаярви» становится более полной и доступной.

1.1. Издание совместных буклетов, брошюр, информационных знаков.

1.2. Изготовление двух электронных информационных постов.

1.3. Участие в туристических выставках.

1.4. Размещение информации о регионе НП «Паанаярви» в Интернете.

1.5. Издание совместных печатных изданий с Оуланкским НП.

1.6. Размещение информации о туроператорах, расположенных в регионе НП «Паанаярви» и визит-центре НТ.

1.7. Предоставление информации на английском и финском языках.

Мероприятие 2 – Улучшение дорог и парковок.

2.1. Дорога Граница – Пяозеро.

2.2. Трасса Мурманск – СПБ.

2.3. Дорога Пяозеро – Парк.

2.4. Проезд к оз. Пяозеро и строительство причалов.

 

Мероприятие 3 – Разработка общего дизайна.

3.1. Рекламной продукции.

3.2. Архитектурного стиля объектов благоустройства.

3.3. Обустройство туристических маршрутов.

3.4. Системы подачи информации.

 

Мероприятие 4 – Увеличение туристической привлекательности региона для туристов, интересующихся историей.

4.1. Восстановление и оборудование двух исторически ценных строений: финского – на озере Паанаярви и карельского – в деревне Вартиолампи.

4.2. Создание музейных экспозиций по народным промыслам и ремеслам, традиционным костюмам.

4.3. Проведение мастер-классов по ремеслам и промыслам в восстановленных строениях для посетителей.

 

Мероприятие 5 – Разработка нового туристического продукта.

5.1. Прокладка новых маршрутов, особенно в западной части парка.

5.2. Строительство новых объектов туристической инфраструктуры в парке и регионе НП «Паанаярви»

5.2.1. Увеличение количества и обустройство палаточных мест вдоль маршрутов в парке.

5.2.2. Строительство и реконструкция гостиниц и гостевых домов в регионе НП «Паанаярви»

5.3. Формирование новых совместных пакетов туристических услуг, включающих услуги парка и услуги предприятий региона НП «Паанаярви»

5.4. Разработка водного маршрута, охватывающего акваторию озера Пяозера и территорию национального парка.

 

Мероприятие 6 – Организация на базе визит-центра национального парка центра информационных услуг для региона НП «Паанаярви».

 

Мероприятие 7 – Повышение квалификационного уровня обслуживающего персонала.

7.1. Привлечение гидов со знанием иностранных языков, в первую очередь английского.

7.2. Обучение персонала и инспекторов стандартам международного уровня.

 

Цель II: Создание условий для появления туристических услуг, отвечающим международным стандартам.

 

Мероприятие 1 – Мониторинг за качеством предоставляемых туристических услуг.

Мероприятие 2 – Сертификация Местных групп поддержки НП местных бизнес-партнеров.

Мероприятие 3 – Изучение международного и российского опыта.

Мероприятие 4 – На базе визит-центра НП организовать курсы для предпринимателей по обучению международным правилам по предоставлению туристических услуг.

 

 

Цель III: Развитие туризма происходит в полном соответствии с принципами экологического туризма и концепцией PAN Parks.

 

Мероприятие 1 – Парк и туроператоры принимают принципы экотуризма как основополагающие при развитии туризма.

 

Мероприятие 2 – Группа поддержки разрабатывает правила взаимосотрудничества в области туризма и контролирует их выполнение. Правила вводятся на контрактной основе и учитывают ответственность и обязанности партнеров на основе принципов PAN Parks.

 

Мероприятие 3 – Отдел по туризму, входящий в администрацию парка, занимается вопросами маркетинга и развития в сотрудничестве с местным населением и региональными органами власти.

 

Мероприятие 4 – Изучение спроса на туристические услуги проводится туристическим отделом парка совместно с бизнес-портнерами и Местной группой поддержки парка.

 

Мероприятие 5 – Влияние туристической деятельности отслеживается учеными в соответствии с программой исследований. В случае обнаружения негативного влияния на природу концепция туризма будет изменена.

 

Мероприятие 6 – Спортивное рыболовство на территории парка и прилегающей территории производится в соответствии с разработанными на основе научных исследований правилами рыболовства на территории НП «Паанаярви». Проводится постоянный ихтиологический мониторинг за состоянием рыбных популяций.

 

 

Цель IV. Активизация экологического образования среди людей, вовлеченных в экологический туризм (знания о парке, защите окружающей среды, правильном поведении на природе)

 

Мероприятие 1 – Сотрудничество парка и школ района в сфере экологического образования.

 

Мероприятие 2 – Вовлечение в процесс экологического образования соседних российских и финских, особо охраняемых природных территорий.

 

Мероприятие 3 – Работа центра экологического образования в Вартиолампи.

 

Мероприятие 4 – Усилие экологической работы местного населения (канализация, отходы)

 

Мероприятие 5 – Регулярные встречи с местными жителями для информирования их о деятельности парка.

 

 

2.2.5. Анализ перспективы развития туризма в зоне действия стратегии.

Анализ перспективы развития региона НП «Паанаярви» поставлен на основе анализа, проведенного Местной группой поддержки и администрацией парка. Анализ показал, что на сегодня основной проблемой для развития туризма в регионе является почти полное отсутствие инфраструктуры туризма, в первую очередь дорог, мест размещения и пунктов общественного питания.

Второй существенной проблемой является отсутствие местных туроператоров и потенциальных инвесторов, что делает невозможным строительство далеко идущих планов.

Некоторые ресурсы на реализацию планов в регионе имеет национальный парк, но в связи с тем, что средства парка являются строго целевыми, они могут быть использованы только на территории парка. Туристический бизнес в регионе находится в зачаточном состоянии, поэтому не может инвестировать большие проекты. Строительство дорог может осуществляться только за счет федеральных денег, к сожалению, финансирование строительства дорог на территории Лоухского района практически не ведется, и ни национальный парк, ни Местная группа поддержки не могут влиять на выделение федеральных средств. Финские предприниматели, учитывая риски бизнеса в России, тоже не торопятся инвестировать проекты на российской территории. Поэтому приходится констатировать факт, что в ближайшее время мы сможем оперировать только небольшими ресурсами.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Территория региона НП «Паанаярви» развивается и будет развиваться в дальнейшем с учетом экологических и качественных принципов, принятых для зоны Зеленого пояса, принципов туризма и устойчивого развития.

Существующая ситуация: туристическая деятельность парка влияет на ситуацию в районе в целом. Коммерческий туризм развивается слабо и не приносит дохода в бюджет района. Хорошая перспектива увеличения туристского потока из числа иностранных граждан.

Преимущества: привлекательность территории, большое количество природных и культурных достопримечательностей, существующая инфраструктура парка.

Потенциальные посетители: рыбаки, натуралисты, путешественники, культурные туристы, любители лыжных и снегоходных походов.

Увеличение числа посетителей: 5тыс. – к 2017 году.

Роль парка в развитии туризма на территории региона НП «Паанаярви»: парк выступает в качестве местного провайдера туристических услуг (сопровождение, размещение) на территории парка и района НП. Парк является основной фигурой в организации природного туризма в Лоухском районе.

Угрозы для территории: дикий туризм, увеличение рекреационной нагрузки на экосистемы.

Критические вопросы: развитие инфраструктуры, увеличение пропускной способности территории без отрицательного воздействия на природу, строительство и асфальтирование дорог.

 

Список литературы.

 

  1. Сборник руководящих документов по заповедному делу / Сост. В. Б. Степаницкий. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2000. – 703 с.
  2. Схема организации и развития национального природного парка «Паанаярви» 370 –ЛХ ТОМ I, Книга I.
  3. Стратегия устойчивого развития туризма. Национальный Парк «Паанаярви» и регион ПАН Парка. Александр Бижон.
  4. Информационный отчёт директора НП «Паанаярви» за 2009год.
  5. Паанаярвский национальный парк. Л Каутаниеми, Куусамо, 1993г.
  6. Государственный Доклад о состоянии окружающей среды Республики Карелия в 2009 году. Министерство сельского, рыбного хозяйства и экологии РК, Петрозаводск, 2010г.
  7. Национальный парк «Оуланка» и Национальный парк «Паанаярви». Справочник – путеводитель. К.Лахти, г.Кайани, 2005г.
  8. «Национальный парк «Паанаярви». Издательство «Скандинавия», г.Петрозаводск,

2008г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.130.31 (0.042 с.)