Какие мероприятия существуют для защиты от шума 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какие мероприятия существуют для защиты от шума



Для борьбы с шумом применяют комплексный подход, включающий гигиенические, технические, организационные мероприятия. Главное правило профилактики шумовых профзаболеваний заключается в ограничении действия шума на работника. Его реализуют с помощью комплекса мер:

Архитектурно-планировочных – на стадии проектирования предприятия помещения располагают относительно друг друга с учетом их шумности.

Инженерно-технических – шум можно устранять или снижать как в источнике – заменять шумные процессы бесшумными, ударные – безударными, так и на пути его распространения. Оборудование с повышенным уровнем шума лучше устанавливать в специальных звукопоглощающих помещениях, а пульт управления располагать в малошумном месте. Важно применять коллективные средства защиты – звукоизолированные кабины, перегородки, экраны и т. д.

Санитарно-гигиенических – большую роль в профилактике профзаболеваний, вызванных шумом, играет защита временем. Необходимо строго следить за трудовым режимом работников: предоставлять им дополнительные перерывы, запрещать сверхурочную работу и не допускать продолжительной работы при шумовом воздействии.

Лечебно-профилактических:

первичные и периодические медосмотры;

инструктажи и обучение работников по охране труда;

использование СИЗ (средств индивидуальной защиты) и т. д.

Неспецифическое воздействие шума малой интенсивности связано с нарушением процессов возбуждения и торможения ЦНС, характеризуются вегето-сосудистым синдромом с нейроциркуляторной дистонией. Развитие этих синдромов значительно опережает развитие поражения слуховой функции.

Из неспецифических изменения со стороны центральной нервной системы отмечается быстрая утомляемость, ослабление памяти, снижение внимания, снижение работоспособности, раздражительность, эмоциональная лабильность, со стороны сердечнососудистой системы наблюдается учащение пульса, замедление внутрижелудочковой проводимости, угнетение электрической активности сердца, сужение периферических сосудов и капилляров, со стороны органов дыхания регистрируется угнетение частоты и глубины дыхания, в органах чувств отмечается снижение устойчивости ясного видения, ослабление сумеречного зрения, в вестибулярном аппарате нарушения сопровождаются головокружениями, ощущение неустойчивости, органах пищеварения наблюдается угнетение секреции желудочного сока, снижение перистальтики желудка и кишечника. При воздействии шума отмечаются изменения в органах внутренней секреции, в системе крови, нарушение обмена веществ.

 

Основные мероприятия по предупреждению неблагоприятного действия шума и вибрации:

- герметизация технологического оборудования;

- технический контроль за состоянием оборудования;

- использование шумо- и вибропоглощающих материалов;

- ограничение времени действия шума и вибрации на организм работающих;

- применение СИЗ (антифоны, беруши, вибропоглащающие рукавицы, обувь и т.д.).

 

41. МЕСТНОЕ И ОБЩЕЕТДЕЙСТВИЕ ШУМА И ВИБРАЦИИ

В производственных условиях разнообразные машины, аппараты и инструменты, являются источниками шума, вибрации.

Шум и вибрация -- это механические колебания, распространяющиеся в газообразной и твердой средах. Шум и вибрация различаются между собой частотой колебаний.

Шум - беспорядочное сочетание разных по силе и частоте звуков; способен оказывать неблагоприятное действие на организм. Источником шума является любой процесс, вызывающий местное изменение давления либо механические колебания в жестких, водянистых либо газообразных средах. Источниками шума могут быть движки, насосы, компрессоры, турбины, пневматические и электрические инструменты, молоты, молотилки, станки, центрифуги, бункеры и остальные установки, имеющие передвигающиеся детали. Не считая того, за крайние годы в связи со значимым развитием городского транспорта возросла интенсивность шума и в быту, потому как неблагоприятный фактор он заполучил огромное социальное значение.

Шум - один из более распространенных неблагоприятных физических причин окружающей среды, приобретающих принципиальное социально-гигиеническое значение, в связи с урбанизацией, также механизацией и автоматизацией технологических действий, предстоящим развитием дизелестроения, реактивной авиации, транспорта. К примеру, при запуске реактивных движков самолетов уровень шума колеблется от 120 до 140 дБ при клепке и рубке листовой стали -- от 118 до 130 дБ, работе деревообрабатывающих станков--от 100 до 120 дБ, ткацких станков--до 105 дБ; бытовой шум, связанный с жизнедеятельностью людей, составляет 45--60 дБ.

Меры борьбы с шумом:

· замена шумных процессов бесшумными или менее шумными;

· улучшение качества изготовления и монтажа оборудования;

· укрытие источников шума;

· вывод работающих людей из сферы шума;

применение индивидуальных защитных средств.

Вибрация - это малые механические колебания, возникающие в упругих телах под воздействием переменных сил.

 

Производственная вибрация

Вибрация - механические колебания механизмов, машин или в соответствии с ГОСТ 12.1.012-78 вибрацию классифицируют следующим образом.

По способу передачи на человека вибрацию подразделяют на общую, передающуюся через опорные поверхности на тело сидящего или стоящего человека, и локальную, передающуюся через руки человека.

Действие вибрации на организм человека

При работе в условиях вибраций производительность труда снижается, растет число травм. На некоторых рабочих местах в сельскохозяйственном производстве вибрации превышают нормируемые значения, а в некоторых случаях они близки к предельным. Не всегда соответствуют нормам уровни вибраций на органах управления. Обычно в спектре вибрации преобладают низкочастотные вибрации отрицательно действующие на организм. Некоторые виды вибрации неблагоприятно воздействуют на нервную и сердечнососудистую системы, вестибулярный аппарат. Наиболее вредное влияние на организм человека оказывает вибрация, частота которой совпадает с частотой собственных колебаний отдельных органов, примерные значения которых следующие (Гц): желудок - 2...3; почки - 6...8; сердце - 4...6; кишечник- 2...4; вестибулярный аппарат - 0,5..Л,3; глаза - 40...100 и т.д.

Воздействие на мускульные рефлексы достигает 20 Гц; нагруженное массой оператора сиденье на тракторе имеет собственную частоту вибрации 1,5...1,8 Гц, а задние колеса трактора - 4 Гц. Организму человека вибрация передается в момент контакта с вибрирующим объектом: при действии на конечности возникает локальная вибрация, а на все тело - общая. Локальная вибрация поражает нервно-мышечные ткани и опорно-двигательный аппарат и приводит к спазмам периферических сосудов. При длительных и интенсивных вибрациях в некоторых случаях развивается профессиональная патология (к ней чаще приводит локальная вибрация): периферическая, церебральная или церебрально-периферическая вибрационная болезнь. В последнем случае наблюдаются изменения сердечной деятельности, общее возбуждение или, наоборот, торможение, утомление, появление болей, ощущение тряски внутренних органов, тошнота. В этих случаях вибрации влияют и на костно-суставной аппарат, мышцы, периферийное кровообращение, зрение, слух. Местные вибрации вызывают спазмы сосудов, которые развиваются с концевых фаланг пальцев, распространяясь на всю кисть, предплечье, и охватывают сосуды сердца.

Если вибрация действует в горизонтальной плоскости по оси, перпендикулярной позвоночнику, то резонансная частота тела обусловлена сгибанием позвоночника и жесткостью тазобедренных суставов. Область резонанса для головы сидящего человека соответствует 20…30 Гц. В этом диапазоне амплитуда виброускорения головы может втрое превышать амплитуду колебаний плеч. Качество зрительного восприятия предметов значительно ухудшается при частоте 60…70 Гц, что соответствует резонансу глазных яблок.

 

42. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Гигиеническое воспитание (санитарное просвещение) — совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности людей, продление их активной жизни.

 

Передача медико-гигиенической информации обеспечивается с помощью различных методов, форм и средств.

 

Методы группируются по способам управления познавательной деятельностью, принятой в системе среднего и высшего образования: информационно-рецептивный (основан на предъявлении готовой информации и обеспечивает усвоение знаний на уровне восприятия и запоминания);

 

репродуктивный (объяснение выводов медицинской науки, освещение различных вариантов решения проблемы; нацелен на воспроизведение реципиентами полученных знаний, формирование умений и навыков); проблемный (коммуникатор обсуждает с реципиентами различные варианты решения проблемы, как бы включает их в процесс «поисков истины» и тем самым подводит к выводу, основанному на усвоении глубоких процессов изучаемого явления; нацелен на творческий подход к выполнению норм и правил здорового образа жизни).

Каждый из методов может быть реализован с помощью определенных форм и средств. Различают индивидуальные, групповые и массовые формы гигиенического воспитания.

Формы индивидуального воздействия позволяют максимально учитывать особенности реципиента. Они используются, например, в процессе общения медработника с пациентом (беседа, инструктаж, консультация — очная или по телефону, личная корреспонденция).

Формы группового воздействия применяются для дифференцированного гигиенического воспитания различных возрастно-половых и профессиональных групп населения, а также для практического обучения. Различают односторонние, или пассивные (доклад, сообщение, выступление и т. п.), и двусторонние, или активные (дискуссия, викторина), формы передачи информации.

Разнообразны по назначению и массовые формы гигиенического воспитания населения. Одни из них (радио - и телепередачи, публикации в прессе) используются прежде всего с целью формирования общественного мнения и ответственного отношения ведомств и руководителей разного ранга, семьи и индивидуума к здоровью и оздоровительным мероприятиям, широкого информирования общественности о состоянии среды обитания, здоровья народа и его отдельных групп. Другие (лекции, тематические вечера, демонстрации кинофильмов и изобразительных средств, театрализованные представления) предназначены для распространения и углубления общих универсальных знаний, разъяснения неясных или недостаточно глубоко усвоенных вопросов.

Различают также эпизодические и цикловые формы гигиенического воспитания. К цикловым формам относятся лектории, школы здоровья, кружки, кинодекадники и др.

Лекция является массовым средством гигиенического обучения и воспитания, характеризуется наибольшей емкостью переработанной лектором информации. За небольшой период времени лектор должен изложить новый большой материал. Обычно для чтения лекции предполагается большая аудитория.

Беседа предполагает активное участие слушателей. Задача ведущего беседы заключается в том, чтобы сделать ее интересной путем наводящих вопросов, вовлекать слушателей в общий разговор.

Вечер вопросов и ответов требует предварительной подготовки и хорошей организованности. Население заранее оповещается о проведении такого вечера, заранее собираются вопросы от населения.

Доска вопросов и ответов – форма заочных консультаций.

Памятка дается пациенту с целью напомнить ему советы врача. Она рассчитана на конкретного человека.

Стенная санитарная печать – стенная газета санитарно-просветительной тематики, которая должна быть актуальна, наглядна и содержать конкретную информацию.

Работа со средствами массовой информации

 

Газеты. Они остаются, особенно в отдаленной сельской глубинке, наиболее надежным и доступным источником информации, и потому должны использоваться максимально. Материалы для газеты могут быть самыми разными по жанру: обширная статья, небольшая заметка или просто короткая информация, но в любом случае должны соответствовать таким критериям как ясность изложения, конкретность и актуальность. Впрочем, аналогичные критерии действительны и ко всем иным формам сотрудничества со средствами массовой информации.

Радио. Здесь формы подачи несколько иные. Наиболее распространенная –беседы, далее – интервью, и, наконец, просто информационное сообщение.

Телевидение. Поскольку доступность к телевизионным каналам сегодня весьма ограничена по финансовым соображениям, то и формы материалов соответственно должны быть другими. Лучше всего подойдут рекламные ролики, но не более 10-20 секунд, максимум – минута, ибо время на телевидении стоит дорого. Возможно также размещение краткого текста в виде бегущей строки, но, опять же, предельно кратко: не более 5-7 слов.

Пресс-конференции. Пожалуй, самый эффективный способ донесения расширенной информации, не ограниченной в объеме. Они могут проходить в центральной районной больнице и посвящаться освещению проблем какого-либо из видов медицинской помощи: терапия, хирургия, гастроэнтерология, диетология, неврология и т. д. Здесь ведущим должен выступать специалист в своей отрасли. Но пресс-конференции необходимо очень тщательно готовить, начиная от выбора места их проведения и вплоть до подготовки вопросов.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.216.174 (0.017 с.)