Работа кишечника при голодании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа кишечника при голодании



После переваривания пищи, принятой перед голоданием, кишечник практически перестает функционировать. Он берет отдых. Доктор Освальд пишет: «Толстый кишечник сокращается, а тонкий удерживает лишь самые раздражающие шлаки».

Иногда первые три-четыре дня голодания кишечник продолжает регулярно действовать. В редких случаях, даже после 15 или более дней голодания, развивается диарея. Марк Твен описывает случаи истощения у потерпевших кораблекрушение, у которых кишечник не работал 20—30 суток.

По этой причине большинство защитников голодания настаивают на ежедневном применении клизмы. Я считаю, что клизма является явным злом и не должна применяться.

Доктор Келлог цитирует доктора фон Ноордена: «При голодании стул был в высшей степени зловонным и внешне напоминал экскременты при питании, в основном, мясом». Оба эти человека, должно быть, провели несколько сот голоданий и писали потом о них. Их ошибка основана на представлении, будто голодающий, находившийся до этого на мясной диете, должен поэтому иметь стул мясоеда. Но это — предположение, а не факт. Даже если мы допустим, что запасы голодающего носят характер, отличный от характера пищевых запасов питающегося организма (а это не так), мы все равно сталкиваемся с тем фактом, что стул не состоит из этих запасов.

Голодание предоставляет полный отдых желудку, тонкому и толстому кишечнику, которые получают возможность восстанавливать поврежденные структуры. Геморрой, проктит, колит, аппендицит, энтерит, брюшной тиф, гастрит и пр. при голодании быстро излечиваются. Желудочно-кишечный тракт во время голодания практически освобождается от бактерий. Тонкий кишечник становится стерильным. Всего неделя голодания требуется для полного исчезновения всех бактерий из желудка. Голодание является самым быстрым средством избавления от бактериального распада, разложения. Тилден писал: «Из толстого кишечника, находящегося в спячке, исчезают бактерии... Рекомендуется голодание, когда болезнь является следствием переедания, бактериоза и токсического отравления».

При голодании кишечная деятельность в той или иной мере отсутствует. Во время относительно короткого голодания может быть две-три эвакуации, а при самом длительном вообще ни одной. Применение клизмы при голодании, столь активно отстаиваемое многими, и необязательно, и вредно. Насколько необязательно — будет показано на следующих примерах. Доктор Дьюи рассказывает о больном слабого телосложения с очень низким умственным развитием, страдающем диспепсией, который находился десять лет под наблюдением врачей и был переведен на диету из одного приема пищи в день. «Кишечник в состоянии запора получил возможность для эвакуации в свое время... Кишечник моего больного не подавал признаков жизни до восемнадцатого дня, когда проявил наибольшую активность, на двадцать четвертый день вновь сработал прекрасно и затем работал ежедневно». Говорили, что результаты голодания у доктора Дьюи были бы более быстрые, если бы он применял клизмы. Но я не нахожу удовлетворительных свидетельств того, что в его случаях в целом выздоровление наступало быстрее, чем в случаях с применением клизмы. Где требовалось больше времени для выздоровления, то, я полагаю, это происходило за счет того, что он во многих случаях использовал некоторые лекарства, особенно для облегчения боли, а также за счет того, что его ограниченные знания диеты и его предрассудки против фруктов, принесенные им из своего медицинского образования, не обеспечивали его больным правильный уход после голодания. Многие из голоданий, проведенных Дьюи, были менее 15 дней. Судя по его записям, его голодания не продолжались дольше, его результаты были менее удовлетворительными, нежели результаты доктора Хаззарда, применявшего клизмы, вероятно, больше, чем любой другой сторонник голодания. Его голодания не были излишне длительными. Но, я думаю, что лучшим ответом на эти обвинения против практики Дьюи является то, что больные, которых сегодня переводят на голодание и которые не получают клизмы, выздоравливают быстрее и более успешно, чем тс, кто клизмы получает. Иннервирующий эффект клизм неоспорим, и никто из обладающих опытом не будет отрицать, что для большинства больных она является трудным испытанием, через которое их заставляют проходить. Во многих случаях она вызывает немедленную слабость, продолжающуюся зачастую часами.

У доктора Илза в первую неделю голодания кишечник имел перистальтику по меньшей мере раз в сутки, а в последующем слабую перистальтику едва ли раз в неделю. Он зафиксировал движения кишечника на 11-й и 17-й дни голодания. Он применял клизму раз в неделю и имел как клизму, так и спонтанное движение кишечника на 17-й день. Его кишечник начал работать в первые двенадцать часов после прерывания голодания и впоследствии дважды в день. В феврале-марте 1929 года я наблюдал в моей клинике случай, когда у больного была перистальтика кишечника на 2-й день голодания, другая — на 4-й день, бурная перистальтика — на 9-й день и средняя по интенсивности на 11-й и 13-й дни. Клизма не применялась ни в один из дней голодания, продолжавшегося 16 дней.

У меня был другой случай с юношей, у которого была дефекация на 2-й день голодания, небольшая на утро 6-го дня и сильная вечером того же дня. Вновь на 9-й день у него была небольшая эвакуация и обильная вечером того же дня. Несколько лет он страдал от обыкновенных (юношеских) угрей, а в начале голодания его лицо было густо покрыто сыпью. К концу 10-го дня голодания ничего от этого не осталось, кроме цвета кожи. У женщины, голодавшей под моим наблюдением 9 дней, была хорошая перистальтика на 7-й и 8-й дни.

Две женщины голодали в моей клинике в одно и то же время — одна 8, другая — 9 дней. В обоих случаях регулярная работа кишечника началась на 3-й день после прерывания голодания и продолжалась и дальше. У обеих женщин был быстрый прогресс, не было затруднений во время и после голодания, каких-либо свидетельств отравлений.

Одна больная, вопреки моим указаниям, применяла клизму в первые 3 дня голодания, но потом отказалась от нее из-за дискомфорта и болезненности, ею причиняемой. На 23-й день голодания у нее были две спонтанные перистальтики — одна в 5 ч, другая — в 11, утром 24-го дня еще одна. 4 января 1932 года в мою клинику поступила женщина, голодавшая с 12 декабря 1931 года. До ее поступления она ежедневно в период своего голодания принимала клизмы. Я прекратил их, и ее кишечник спонтанно сработал 8 января. Более за оставшееся время голодания у нее не было эвакуации. Голодание было прервано 21 января, и сразу же у нее заработал кишечник. У другой женщины, которая была переведена на голодание для лечения артрита, ранее кишечник работал плохо. На 5-й день он сработал дважды, 1 раз на 8-й день и вновь на 12-й. У мужчины с опухолью мозга перистальтика была на 4-й и 9-й день и дважды на 18-й день голодания. Женщина, голодавшая под моим наблюдением в феврале 1932 года, имела дефекации на 4-й, 9-й и 15-й дни голодания, еще у другой женщины — на 4-й, 5-й и 7-й дни голодания. В декабре 1932 года и январе 1933 года в моей Школе здоровья больной голодал 31 день, перистальтика наступила у него на 2-й, 6-й, 7-й, 13-й и 20-й дни голодания. У другого мужчины, предпринявшего голодание в декабре 1932 года, дефекация была на 4-й, 8-й и 9-й дни. В январе 1933 года он провел более длительное голодание, при котором кишечник работал в 1-й, 3-й и 9-й дни, причем на 9-й день была диарея (понос). У молодой женщины кишечник заработал на 21-й день голодания. 21 июля 1933 года в Школе здоровья начала голодать женщина в возрасте 68 лет. Вечером 13-го дня голодание было прервано. В 1-й и 2-й дни голодания была перистальтика, на 3-й и 4-й — жидкий стул, на 5-й день — никакой работы кишечника, на 6-й — был стул, на 7-й день — лишь эвакуация небольшого количества экскрементов. Весь 14-й день она принимала апельсиновый сок, на 15-й — шесть апельсинов, утром 16-го дня у нее была активная работа кишечника. В тот же день начала голодание другая женщина в возрасте 37 лет. В течение 12 дней до того она страдала от постоянной диареи. Голодание продолжалось 28 дней, и за все это время ни разу не было эвакуации. Голодание проходило без осложнений, не было кризов, никаких признаков отравлений, наблюдалось устойчивое улучшение состояния.

В апреле — мае 1948 года в Школе здоровья женщина из Чикаго голодала 10 дней и ежедневно у нее были дефекации. Это — редкий случай. Несколько эвакуации у голодающих за период голодания — очень распространенное явление. В конце 1949 года женщина из Сан-Франциско приехала в Школу здоровья, где голодала 35 дней. У нее было 11 случаев эвакуации в первые 3 недели голодания и один на 34-й день. Другой случай — с молодой женщиной двадцати пяти лет, которая начала голодание в Школе здоровья 24 февраля 1933 года и имела эвакуацию на 21-й день. У нее не было ни кризов, никаких симптомов, вызываемых, как говорят, «реабсорбцией токсинов», лишь устойчивое улучшение состояния здоровья.

Приведенные примеры показывают, что кишечник работает, когда в этом есть потребность. Они доказывают, как и сотни других примеров, что нет никакого вреда от «приглашения кишечнику» действовать самостоятельно. Эти случаи четко опровергают распространенное в некоторых кругах мнение, будто длительное голодание парализует кишечник. Это представление находит прибежище в головах тех, кто ничего не знает о голодании. Большинство приведенных случаев голодания имело место до выхода в свет первого издания этой книги. После этого в Школе здоровья наблюдались сотни подобных случаев.

По словам доктора Бенедикта, «голодание прежде всего воздействует на величину и регулярность стула. Вследствие длительной задержки в толстом кишечнике во время голодания фекалии становятся твердыми, сильно ссохшимися, в форме катышков и часто причиняют беспокойство при их прохождении, возникают значительные боли с небольшими выделениями крови. Для удаления фекалий во время голодания очень распространено применение клизмы. Она использовалась на протяжении сорокадневного голодания Сакки, о чем сообщал доктор Лючиано. Зависимая от объема пищи, принятой в предшествующий день, дефекация в первые дни голодания может быть такой же регулярной, как и в обычные дни. Наиболее важным наблюдаемым фактором была частая задержка дефекаций в течение нескольких дней подряд в период голодания при отсутствии какой-либо явной попытки со стороны природы вызвать перистальтику кишечника».

Твердые фекалии, о которых упоминает доктор Бенедикт, действительно иногда наблюдаются во время голодания. Но это не является ни в коей мере постоянным явлением. Наоборот, оно относительно редкое и, как правило, легко проходящее. Лишь в случае геморроя оно доставляет серьезное беспокойство. Пробка из твердых фекалий запирает анус находящегося в спячке медведя, который, однако, не испытывает трудностей избавиться от них, когда весной возобновляет питание. Фекалии голодающего обычно мягкие, временами жидкие, лишь изредка крупные и твердые настолько, что вызывают трудности при прохождении. В случаях спастического запора и при геморрое «пробка» иногда, но не обязательно всегда, становится достаточно жесткой, что вызывает боль и кровотечение при прохождении по кишечнику. В таких случаях я практикую клизму после прерывания голодания, когда больной чувствует первый позыв к дефекации. Во время же голодания, даже при таких случаях, клизма не применяется.

В первые пять лет моей практики я применял клизму как во время голодания, так и во время приема пищи больными. Особенно часто я применял ее при голодании больных. До этого меня обучали тому, что клизма необходима при голодании; что если ее не применять для промывания толстого кишечника, шлаки в нем реабсорбируются, и больной будет страдать от самоотравления. Но два факта, в конце концов, заставили меня засомневаться в мудрости применения клизм:

а) я нашел, что клизма болезненна, когда я сам применял ее, и я заметил, что большинство моих больных также нашли ее болезненной;

б) я обнаружил, что клизма оставляла меня с ощущением слабости, и то же самое было с моими больными.

Эти эксперименты побудили меня к некоторому действенному размышлению. Первый вопрос, который я задал самому себе, был: правильно ли я поступаю, применяя иннервирующее средство в уходе за больными? Как ни пытался, я не мог получить на этот вопрос утвердительный ответ. Тогда я вернулся назад к моему изучению голодания среди животных. Вопрос пришел естественный: если голодающие животные, многие из которых голодают гораздо дольше человека, не нуждаются в клизмах, то почему они нужны человеку? Я не мог найти никакого логического обоснования, почему человеку при голодании нужна клизма. Тогда я просмотрел литературу по голоданию и обнаружил, что ни Дженнингс, ни Дьюи, ни Тэннер, ни другие гигиенисты не применяли клизмы. Я осторожно стал разрабатывать программу лечения без клизм. И вскоре я убедился в ее превосходстве над программой голодания с клизмами. Я нашел, что клизмы отвергает доктор Клонч, что и доктор Пейдж не был их сторонником. К своему выводу я пришел трудным путем для того только, чтобы узнать, что я в этом не одинок. Доктор Тилден, который применял клизмы часто и регулярно, все же признавал, что это иннервирующее средство. Но зачем при уходе за больными применять средство, которое еще больше их иннервирует? При уходе за больными нашим долгом является именно сохранение любыми путями энергии больного, а не ненужная трата его ценной жизненной энергии. Наша обязанность — постоянно беречь энергию больных. Из ухода за больными должна быть удалена любая иннер-вирующая практика, которая никогда не может быть оправдана, за исключением тех случаев, когда она является меньшим злом. Доктор Макфэдден, сам сторонник клизм при голодании, сказал: «Клизма есть отчасти иннервирующее средство, и когда пациент уже болен, он понимает, что постоянное употребление клизм является тратой его жизненной энергии».

На проводимых мною экспериментах я вскоре убедился, что абсорбции токсинов из толстого кишечника не происходит. Тогда, тридцать семь лет назад, физиологи все еще учили, что токсины всасываются из толстого кишечника. С тех пор они изменили мнение. Слизистая мембрана толстого кишечника так же не абсорбирует токсины, как и мембрана мочевого пузыря. Если мочевой пузырь не абсорбирует мочу, которая является жидкой, как может мембрана толстого кишечника абсорбировать фекалии, которые более или менее твердые? Каков бы ни был ответ на этот вопрос, в одном я убежден: если не применяются клизмы, во время самого длительного голодания не развиваются никакие симптомы самоотравления (аутоинтоксикации). Я убежден и в другом, а именно: частое применение клизм во время голодания, как и в другое время, нарушает функции кишечника, поэтому после прерывания голодания у этих больных функция кишечника не так эффективна, как у тех больных, кто не применял клизмы.

Мой добрый друг доктор Карлос Аргуэлло из Никарагуа произвел опыт, разделив больных на две группы, в одной из них применял клизмы, а в другой нет. После голодания он внимательно исследовал работу кишечника у больных обеих групп. Те, кто не получал клизму, имели почти на треть больше эвакуации из кишечника за одно и то же время после прерывания голодания.

Регулярное и частое применение клизм порождает несколько серьезных пороков в толстом кишечнике, и их использование нельзя рекомендовать ни в один из периодов жизни и, конечно, тогда, когда человек болен и слаб и нуждается в сохранении себя любыми возможными способами. В начале 1925 года я прекратил применение клизм, и я этим удовлетворен.

Применение «очистительных» лекарств и минеральных вод во время голодания еще вреднее использования клизм. Принимаемые через рот, они вызывают расточительно возбуждающее воздействие на секрецию слизи по всей протяженности пищеварительного тракта, в то время как клизма достигает только толстого кишечника, за исключением тех многочисленных случаев запоров, при которых имеется недостаточность илеоцекального (подвздошно-слепокишечного) клапана. В этих случаях влага и фекалии в толстом кишечнике двигаются назад, путем обратной перистальтики, в тонкий кишечник, а в некоторых случаях фекалии и влага перемещаются обратно в желудок и из него выходят наружу рвотой. То же самое иногда происходит при кишечном орошении, что есть ни что иное, как сверхклизма, которая обходится организму еще дороже и не может проводиться самим больным.

В наши дни, когда мы живем состоянием наших кишечников и несчастны, если они не начинают свою перистальтику к тому времени, когда мы готовы идти на работу, правде о наших кишечниках трудно пробиться в наши головы. Мы хорошо «обучены» теми, кто имеет всегда на продажу «исцеления» от запоров.

У доктора Тэннера в период и после его первого голодания не было перистальтики с 15 июля до 31 августа — в период из 47 дней. Доктор Хаззард комментировал этот факт следующим образом: «Проводить сегодня таким образом голодание может рассматриваться как приглашение к катастрофе». Но почему «приглашение к катастрофе»? И Тэннер, и Дьюи отвергали клизмы и, говоря словами Хаззарда, «предпочли и настаивали на «приглашении кишечнику действовать естественно», по словам Тэннера. Ни Дженнингс, ни Пейдж не применяли клизмы, в моей практике лечения больных я не применяю клизмы тридцать семь лет. У меня был больной, который обходился без эвакуации из кишечника свыше пятидесяти дней и с ним не произошло никакой катастрофы.

Доктор Леванзин сообщает о своем голодании из 31 дня: «В течение всего голодания я не имел дефекаций. У меня была эвакуация как раз перед началом голодания и следующая через тридцать два дня, когда я прервал голодание». Он добавляет: «Я не старался провоцировать дефекацию, ибо я не хотел испортить научный результат, хотя дурной запах и горький и отталкивающий вкус во рту были очень мучительными». Подтекст этого заявления: применение клизмы предотвращает дурной вкус во рту. Это неверно, ибо любой, кто когда-либо голодал и применял клизмы, может подтвердить: язык становится обложенным, зубы нездоровыми, а вкус во рту дурным и горьким как при использовании клизм, так и при их отсутствии. Доктор Бенедикт пишет о докторе Леванзине, что при обсуждении вопроса о дефекации тот заявил, что во время каждого из своих длительных голоданий он имел стул лишь один или два раза, часто это происходило у него вскоре после начала голодания, а затем только по завершении голодания. Но после возобновления питания «у него все было вполне нормально». Дженнингс сообщал о случаях, когда кишечник не работал неделями. В моей клинике больной голодал 36 дней без дефекации, которая произошла лишь на 3-й день после прерывания голодания. Другой человек голодал 49 дней и за все это время не имел стула. Его кишечник заработал тоже на 3-й день после голодания. Молодая женщина начала голодание под моим наблюдением 3 декабря 1929 года и закончила его 28 декабря. Ее кишечник не работал все это время, начав впервые действовать 4 января 1930 года — 32 дня прошло между двумя дефекациями. Эта женщина страдала самым тяжелым псориазом, какой я только видел. Все ее тело, в том числе лицо и шея, было покрыто болячками. За время голодания вся кожа быстро и совершенно очистилась.

Вскоре после этого случая в мою клинику поступил юноша, страдавший от запоров, расстройств пищеварения и нервозности. Он голодал 12 дней, в течение которых его кишечник не работал. Впервые он начал действовать на 5-й день после прерывания голодания. За эти семнадцать дней произошло значительное улучшение состояния больного.

Никогда никакого вреда не было от приглашения кишечнику действовать самостоятельно. Его можно заставить действовать лишь в том случае, если в этом существует потребность. Если же такой нужды нет, нет и никакой пользы от принуждения его действовать. Мы должны научиться различать принуждение и действительную потребность кишечника в работе. Замечено, что у собак и других животных во время голодания кишечник не работает. В моей практике я отмечал, что сильные и энергичные больные более склонны к дефекациям. Слабые и страдающие пониженным тонусом желудочно-кишечного тракта или висцероптозом (симптомокомплексом Гленара) в наименьшей степени способны к дефекациям при голодании. В любом случае нет никакого вреда от того, чтобы оставить толстый кишечник в покое и забыть о его существовании.

Доктор X. Финкель делает абсурдное заявление, будто голодание парализует толстый кишечник. Ничего подобного — оно во всех случаях улучшает функции толстого кишечника. А клизмы, кишечное орошение, слабительные и т.п. совершают то, что, по его словам, делает голодание.

Большие трудности с голоданием у многих людей возникают из-за того, что они наблюдали не результаты голодания, а голодание плюс масса терапевтических приемов. Они думают, что наблюдают результат голодания, хотя наблюдают результат чего-то еще. Они настаивают на лечении больных, которые проходят голодание, с помощью всевозможных «целительных» средств, кои сейчас в моде, а затем приписывают любые вредные от этого результаты голоданию, хотя подобные результаты являются часто результатами лечения, примененного к неголодающим больным.

Голодающие животные при спячке, в брачный сезон, при болезнях, отсутствии еды и т. д. не получают и не нуждаются в клизмах. Многие из этих животных голодают гораздо дольше, чем может голодать человек, и не умирают и не страдают из-за боязни отравления вследствие абсорбции из толстого кишечника. Я не могу найти никаких доказательств того, что яды когда-либо всасываются из толстого кишечника. Но даже предположив, что это иногда имеет место, абсорбция очень небольшой части того, что поступило в толстый кишечник, определенно, не может вызвать пороков, которые ему приписывают. Если бы это произошло, все содержимое, попавшее в толстый кишечник, погубило бы человека прежде, чем оно туда попало.

Канадский медведь входит в спячку с мясной плотью, которая вызывает отвращение у мясоедов. Когда же он выходит из спячки, его мясо свежее и считается большим деликатесом у народов Севера. Канадские биологи описывают кишечник медведя, который только приступил к зимовке, и мясо которого при вскрытии после его убийства источает такое зловоние, что оно «непереносимо», а мясо «тошнотворное, сомнительное и непригодное к еде». К весне медвежья плоть претерпевает такое чудесное изменение, что становится «самой желанной из всей северной пищи». К этому времени в его пищеварительном тракте очень мало отходов, а «кишечник без запаха и вполне стерильный. Нельзя найти никакой обычной флоры или бацилл».

Эту полную стерилизацию и освобождение от запахов пищеварительного тракта наряду с обретением свежести медвежьей плотью — и все без работы кишечника медведя четыре-пять месяцев, а в некоторых случаях и дольше, нелегко будет объяснить тем, кто настаивает на необходимости клизм при голодании. Поскольку находящийся в спячке медведь никогда не страдает от самоотравления в период самого длительного сна, то мы вынуждены признать тот факт, что его не отравляет никакая реабсорбция отходов из толстого кишечника.

УМ И ЧУВСТВА ПРИ ГОЛОДАНИИ

Воздействие голодания на ум было известно многие века и служило предметом дискуссий многих авторов по голоданию. Несколько лет назад группа молодых мужчин и женщин из Чикагского университета провела одну неделю без пищи. В это время они посещали занятия и занимались обычными видами спорта, следуя обычному распорядку дня. Их умственная активность была настолько больше обычной, что их прогресс в учебе был отмечен как замечательный. Несколько повторений этого эксперимента и всегда с одинаковыми результатами доказали, что тот случай не был исключением.

При голодании все чисто умственные способности усиливаются. Возрастает способность к размышлениям. Улучшается память, обостряются внимание и ассоциативность. Укрепляются так называемые духовные силы человека — интуиция, симпатия, любовь и так далее.

Новая жизнь обретается всеми интеллектуальными и эмоциональными качествами человека. Ни в какое время так успешно не развиваются интеллектуальная и эстетическая активность человека, как при голодании. Элтон Синклер писал: «Я вышел из дома и весь день лежал на солнце и читал, то же на третий и четвертый день — и была сильная физическая слабость. Но при большей ясности ума; после пятого дня я почувствовал себя сильнее, много гулял и начал также немного писать. Ни одна сторона моего эксперимента не поразила меня так, как активность моего ума. Я читал и писал больше, чем осмеливался делать в предыдущие годы».

Люди, видима, учатся быстрее при голоде и завоевывают более высокий балл в интеллектуальных тестах в состоянии голода, нежели при полном желудке. Это означает, как говорили древние римляне, «полный желудок не любит думать». Изречение хорошо выражает состояние, известное всем работникам умственного труда. «Полный прием пищи, — писал Синклер, — делает людей вялыми, неспособными мыслить ясно и непрерывно, и часто превращает их в тупых и сонных. Люди умственного труда научились съедать легкий первый завтрак, второй (ланч) и большой прием пищи вечером после завершения дневной работы. Будучи студентом» я обычно пропускал полностью прием пищи, когда знал, что впереди экзамен. В то время я еще ничего не слышал о голодании, но убедился, что могу лучше думать на пустой желудок».

Все эти факты имеют физиологические обоснования. Для усвоения пищи организму необходимо направить в пищеварительные органы большое количество крови и нервной энергии. И если этой энергии там не требуется, она может быть использована мозгом для мышления. Но в моем опыте голодания у больных я редко вижу какое-либо усиление умственной активности в начале их голодания. Это из-за того, что мы имеем дело с людьми больными, а они все «пьяницы» — или пищевые, или кофейные, или чайные, приверженцы табака или спиртных напитков. Как только их лишают всего этого, они переживают период депрессии с головными болями, различными другими небольшими болезненными проявлениями. Через несколько дней, когда у организма появляется достаточно времени для перестройки, депрессия преодолевается, и разум светлеет. Обостряются и специфические ощущения, и чувства.

Доктор Леванзин писал: «Если при голодании не утрачивается физическая сила, умственные способности и ясность ума исключительно возрастают. Прекрасно развивается память, максимальным становится воображение». Одна из самых замечательных сторон голодания, которая производит на больных даже более сильное впечатление, чем благоприятные физические ощущения, это улучшение умственных способностей. Ясность мышления, легкость, с какой можно решить трудные прежде проблемы, улучшение памяти и т. д. — все это поражает и радует больных. Такое улучшение следует отнести на счет очищения организма от токсинов.

Почти все голодающие свидетельствуют, что их ум просветляется, а способности к мышлению и решению сложных проблем повышаются. Они более сметливы, сообразительны, их ум открыт новым сферам познания. Такое возрастание умственной энергии, возможно, не вполне явное в первые дни голодания, вследствие того, что, как отмечалось, из-за лишения больных кофе, чая, спиртных напитков, стимулирующих яств, наблюдается нечто похожее на физический и умственный упадок. Но через несколько дней у них наступает обратная реакция, улучшается физическое и умственное состояние. Опыты со студентами показали, что короткие голодания сильно повышают их умственное восприятие.

Почему же голодание ведет к улучшению умственных способностей? В первую очередь, потому, как я думаю, что оно позволяет организму сбросить груз токсинов, что дает мозгу возможность питаться более чистым кровотоком. Во-вторых, полагаю, потому, что остальные жизненные функции, стимулируемые голоданием, дают мозгу больше энергии для мышления. Разве нет сомнений в том, что современный образ жизни имеет тенденцию ослаблять наши умственные способности? К их снижению особенно приводят наше национальное пристрастие к лекарствам и почти повсеместное переедание.

Духовные силы. Здесь, возможно, уместно сказать немного о влиянии голодания на так называемые духовные силы. Подробно излагая свой опыт сорокадневного голодания, проведенного несколько лет назад, доктор Тэннер сказал: «Мои духовные возможности сильно возросли, к большому удивлению моих медицинских помощников, которые постоянно следили за моим возможным коллапсом, который открыто предсказывался... В середине моего первого эксперимента я тоже имел видения: подобно Павлу, мне казалось, что я вознесся на небо и там видел такое, что даже перо Мильтона и Шекспира не могло бы описать во всей яркой действительности. В результате моего опыта я стал понимать, почему древние пророки и провидцы так часто прибегали к голоданию как средству духовного просветления».

Выше уже говорилось, что голодание не снижает, а повышает умственные способности голодающего. Но здесь я хочу прерваться, чтобы высказать свое мнение о видениях у тех, кто голодает. Они (видения), я думаю, следствие истерии или самогипноза и наблюдаются у людей, которых называют психами; это означает, что они легко поддаются внушению, особенно самовнушению. Голодание имеет тенденцию временно повышать склонность к внушаемости и по этой причине использовалось и используется всеми мистическими религиями для целей «просветления». Самовнушение во время этих религиозных голодовок принимает вид частых и повторяемых молитв. В дополнение к религиозной силе голодовок при них исчезают сексуальные позывы, и мысли о сексе перестают, как правило, довлеть над умами голодающих. В Индии жрецы при священных храмах, прежде чем быть обращенными в сан, присягают строжайшему целомудрию. Индуистский верховный жрец обязан пройти длительный период обучения и очищения и выдержать многие суровые испытания, дабы доказать, что он полностью победил свои сексуальные желания и страсти и надежно контролирует высшие силы своего разума. В наши дни, когда ошибки и заблуждения психологии и психоанализа на устах у каждого, и когда лидеры феминизма объясняют нежелательными и нереальными целомудрие и сдержанность, утверждая, что это приносит вред, методы достижения самоконтроля в вопросах секса подвергаются остракизму. Поэтому данная сторона голодания, может быть, не обращена ко многим читающим эти строки. Но голодание действительно повышает контроль над всеми желаниями и страстями, и по этой причине его используют верховное духовенство и древнейшие религии.

Умопомешательство. Полезное действие физиологического отдыха для просветления ума не проявляется нигде столь четко, как у психических больных при их голодании. Доктор Дьюи рассказывает о сумасшедшей, которой голодание в сорок дней полностью вернуло нормальную психику. О подобных же случаях рассказывает и доктор Рагаблиати. Распространена практика кормления нервно-психических больных всей «самой питательной пищей», какую их удается убедить принять. Если таких больных — считают медики — лишить пиши и привычных стимуляторов, у них наступает период депрессии и повышенной нервной раздражительности. Пиша и лекарства смягчают, смазывают эти симптомы, как доза морфия приносит облегчение наркоману. Однако, как и в случае с наркоманами, так и с психическими больными, это не более чем самообман. На самом же деле, если таким больным разрешить протолодать несколько дней, наступает заметное изменение их умственных и нервных симптомов.

Достаточно привести один пример. Однажды ко мне обратилась за консультацией молодая женщина, которая была очень нервозной. Как только ее муж показывал ей палец, говоря: «Б-у-у!» — она впадала в истерику, то смеясь, то плача. Небольшой шум ночью в доме или около него пугал ее. Ей назначили голодание, которое продолжалось несколько дней (неделю), но и за это короткое время ее нервозность полностью исчезла. Больше ничто ее не пугало и ничто не заставляло впадать в истерику.

По словам доктора Бенедикта, «характерной чертой многих маний является отвращение к пище и напиткам, настолько заметное, что во многих случаях требуется все искусство опытных психиатров, чтобы помочь преодолеть его. В очень многих подобных случаях необходимо прибегнуть к искусственному питанию».

Однако позвольте мне со всей решительностью заявить, что с отказом больных от пищи следует, по моему мнению, не бороться, а принять его. Вместо насильственного кормления им надо дать возможность проголодать. Я говорю это не потому, что знаю о пользе голодания, но и потому, что наблюдал много случаев, когда таким больным разрешали голодать, и они уже в процессе голодания возвращали себе здоровую психику. Отвращение к пище является инстинктивным движением в правильном направлении, подобно отказу от нее при остром заболевании.

Однажды я перевел на голодание психически больную женщину, которую ранее предупредили, что голодание убьет ее. Но во время голодания у нее было устойчивое улучшение, а затем и хорошее здоровье. Я без колебаний предписываю при нервных и умственных заболеваниях голодание, и оно всегда имеет хорошие результаты. Доктор Э. Морас сообщает о том, что он перевел на диету из процеженного апельсинового сока девушку, которая была «ненормальной восемь месяцев и получала лечение у видных неврологов». Через семь дней девушка попросила еды, а через шесть недель поправилась. А ведь она была психически больной.

Доктора Леннон и Кобб (медицинская школа Гарвардского университета) проводили эксперименты с голоданием при эпилепсии и сообщали, что за исключением одного больного оно оказывало небольшое видимое воздействие на «приступы». Они нашли, что в большинстве случаев приступы эпилепсии полностью отсутствовали или во время голодания резко сокращались, но возвращались при возобновлении питания.

Поскольку эти эксперименты совсем не соответствуют моему собственному опыту, то я сделаю несколько замечаний. У меня было всего два случая, когда после голодания вернулись приступы эпилепсии. Я вспоминаю, однако, один случай, который имел место в санатории, с которым у меня была связь. Больной провел два голодания около двадцати дней каждое. После каждого из голоданий он получал молочную диету. Было установлено, что, если он потреблял ежедневно свыше шести кварт молока, то результатом был «приступ». Было также установлено, что, если ему не давали молоко шесть дней и на седьмой никакой вообще пищи, он длительное время не имел никаких беспокойств. Но как только он принимал молоко, на седьмой день с ним случался «приступ». Этот случай очень убедительно иллюстрирует связь питания и «болезни». В другом случае с обычными одним-двумя «приступами» в неделю больной под моим наблюдением после голодания менее недели не имел ни одного приступа в течение трех месяцев. После голодания у него было надлежащее питание и соответствующий образ жизни.

Кстати, голодание и молитва занимали видное место среди приемов, применявшихся древними при эпилепсии. Доктор Рагаблиати говорит, что лучшее средство от эпилепсии «заключается в осторожном ограничении диеты. Многие годы при эпилепсии я рекомендовал ограничение питания до двух приемов в день, а иногда и одного, а в острых случаях дальнейшее еще большее ограничение до полутора пинт молока в день в течение продолжительного времени. Голодание, видимо, имеет очень большую эффективность при лечении эпилепсии».

В заключение замечу: я провел свыше тридцати пяти тысяч голоданий с продолжительностью от нескольких дней до девяноста дней. Под моим наблюдением и при моем уходе голодали мужчины, женщины, дети, флегматики и холерики, атеисты и верующие, нервные и психические больные и т. д., и никто из этих людей не мог бы заявить, что голодание принесло ему какой-либо вред.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.149.32 (0.035 с.)